Перейти на главную страницу
Цели:
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания, цветной картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, таблички-памятки о влиянии цветов, профориентационные буклеты.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорних знаний и мотивація учебной деятельности. (Метод «Удиви», демонстрация перзентации)
ІІІ. Изучение нового материала. (Сообщения учащихся с опережающим домашним заданием, «Ажурная пилка», демонстрация презентации)
ІV. Закрепление нового материала (Фронтальный опрос)
V. Практическая работа (Создание макета обложки учебника по Технологиям)
Профориентационная страничка
VІ. Подведение итогов. Выставление оценок
VІІ. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний.
"Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить."
Эризн
Пусть эти слова молодой поэтессы о творчестве помогут вам в сегодняшней работе. Я желаю вам творческого вдохновения, и верю, что у нас все получится.
Мы продолжаем изучать раздел программы, который называется «Художественное конструирование объектов технологической деятельности».
Метод «Удиви», демонстрация слайдов
Я бы хотела начать с рассказа о совершенно необыкновенном, таинственном гении эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.
Вы знаете его как талантливого живописца – вспомним его «Мона Лизу», «Мадонну Бенуа», «Мадонну с цветком» (слайд).
Но, оказывается, картин Леонардо написал совсем немного – 13, большую часть своей жизни он отдал совершенно другому виду искусства – дизайну! И, хотя в то время ещё не было такого понятия как «дизайн», именно этого художника-творца многие называют первым дизайнером. Давайте вспомним, что означает понятие «дизайн»?
Диза́йн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае 'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).
Так вот: трудно найти область интересов людей, которой бы не коснулся гений Леонардо да Винчи. Даже просто перечисление его интересов кажется невероятным: анатомия (создал первый атлас строения тела человека, которым медики и художники пользуются до наших дней), математика, аэронавтика, оптика (первым, за 100 лет до Галилея, изобрёл увеличительное стекло), механика, ботаника, конструирование оружия, астрономия, градостроительство.
Он был гениальным инженером и изобретателем. Именно Леонардо первым создал проекты скафандра, подводной лодки, парохода, велосипеда, вертолёта, парашюта, пулемёта, танка, подъёмного крана, арочных мостов и многого другого.
Занимаясь такими серьёзными проблемами, художник находил время и для «потехи». Как дизайнер он создавал необыкновенные механические и духовые музыкальные инструменты, фейерверки, карусели и каталки для карнавалов, в одеждах его моделей блистал весь итальянский высший свет.
Когда он всё успевал? Может секрет в необычной формуле сна?
Ведь маэстро спал по 15 минут каждые четыре часа, благодаря чему он экономил 75% «сонного» времени и фактически удлинил свою активную жизнь почти на 10 лет.
Вот и мы не будем более терять время, а перейдём непосредственно к теме сегодняшнего урока. Итак, откройте, пожалуйста тетради, запишите число и тему урока.
ІІІ. Изучение нового материала. Постановка задач.
Сегодня на уроке мы проработаем информацию и разных видах дизайна, познакомимся с основными этапами создания дизайн-проекта, узнаем основные требования к дизайнерской работе,выполним практическую работу. Давайте попробуем вместе добавить задачи, которые мы должны решить (запись на доске)
Итак, мы вспомнили различные виды дизайна, и теперь перейдём к изучению следующего материала. Этапы создания дизайн-проекта. Я предлагаю эту работу выполнить по методу ажурной пилки. Такой вид деятельности даст нам возможность поработать вместе, чтоб выучить значительное количество информации за короткий промежуток времени, поощряет вас помогать друг другу. Перед началом урока вы объединились в группы. Назовём их «домашними». Сначала вы будете работать в «домашней» группе и изучите свой вопрос. Потом вы выступите экспертами с теми вопросами, над которыми работали в «домашней группе», в других группах и получите информацию от представителей других групп. Потом вы сноа вернётесь в «домашние» группы, чтоб поделиться новой информацией, которую получили от учасников других групп.
Художественное конструирование объектов проектирования начинается с момента составления и выдачи задания. Дизайнеру предоставляются все необдходимые сведения об объекте проектироания. Желательно, чтобы в процессе составления задания принимали участие дизайнеры, как будущие авторы проекта. Задача предоставляется заказчиком в письменном виде, иногда дополняется схематическими чертежами, в которых проставляются основные размеры объекта проектировании. В задании, в сжатом виде, уточняется функциональное назначение, возможен вариант конструктивно-технологического решения, особые требования, предъявляемые к художественно-конструктивного решения, вид материала, показатели качества. Задание на художественное конструирование представляется, как на перспективное проектирование нового объекта технологической деятельности, так и на модернизацию или усовершенствование существующего изделия.
Цельэтого этапа – сбор всех небходимых для проектирования материалов. На этой стадии дизайнер проводит работу с источниками информации (архівами, баблиотеками, и пр..)., изучает аналоги, передовой отечественный и зарубежный опыт в этой области. Инженер-конструктор и дизайнер, а в некоторых случаях, совместно с технологами и другими специалистами, тщательно изучают задачи и требования, предъявляемые к объекту проектирования. Кроме того, в зависимости от объекта проектирования, может быть организован опрос потребителей.
На этом этапе создается банк идей. После детального ознакомления с заданием, изучение различных информационных источников и действующих образцов, дизайнер приступает к разработке эскизов. Эскизы выполняются в нескольких вариантах, с целью определения художественно-конструктивного решения объекта проектирования. Выполняется достаточно большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Разработанные модели выполняются в виде художественных эскизов: в цвете, в свободном масштабе, манере и технике исполнения. Основное требование к эскизного проекта - минимум изображений должны предоставлять максимум информации об объекте проектирования. По разработанным эскизам дается описание внешнего вида моделей. Для выбора и обоснования основной модели для дальнейшей разработки проводится оценка моделей. Выбранный эскизный проект становится основной моделью и служит основанием для разработки технического проекта и технической документации. Для наглядного представления художественного решения основная модель изображается двумя эскизами: художественными и техническими.
В художественном эскизе модель изображается в цвете в двух позициях (вид спереди и сзади), со всеми аксессуарами.
В техническом эскизе модель выполняется в виде физического рисунка, лаконично отражающего модель особенности изделия.
В процессе поиска композиционного решения объекта проектирования, используются также, объемно-изобразительные средства - макеты. Сначала макеты выполняют в небольшом масштабе, в дальнейшем, по мере завершения формы, их масштабов бы увеличиваются. Макеты выполняются из доступных, пластических материалов (пластилин, глина, пенопласт) и твердых (дерево, металл, гипс, пластмасса и т.п.).
В настоящее время на многих предприятиях, конструкторских и художественно-конструкторских бюро, в учебных заведениях, широко используется бумага, как материал исполнения моделей, особенно на поисковом этапе конструирования. Такие материалы, как глина, пластилин, пенопласт и дерево больше подходят для более детальной проработки формы изделия. Они податливы и пластичны, но на процесс изготовления моделей тратится больше времени и средств.
В большинстве случаев макет - это лучшее средство поиска художественно-композиционного решения объектов технологической деятельности, но основными средствами остается графические изображения.
Таким образом, к первой стадии художественного конструирования относятся: выполнение проектного предложения, разработка чертежей, рисунков эскизного проекта, изготовление макетов. Первая стадия художественного конструирования - наиболее ответственная и является определяющей, так как на этом этапе выполняется объемное решение, появляется образность и другие качества объекта проектирования. Эскизный проект сопровождается демонстрационными материалами, которые должны обладать высокими демонстрационными качествами.
Первая стадия завершается рассмотрением проектного предложения объекта проектирования на специальных художественно-технических советах и принятием решений о ее утверждения в соответствующих инстанциях.
Этап 4. Техническое проектирование.
Вторая стадия дизайна объектов технологической деятельности - это разработка дизайн-проекта. На этом этапе, также осуществляется изготовления рабочей модели и выполнения рабочих чертежей. Дизайн-проект объекта проектирования состоит из: общего вида изделия выполненного в ортогональных проекциях; конструктивных разрезов; чертежей узлов и деталей; шаблонов и т.д., то есть всех проектных материалов, которые необходимы для полноценного изготовления изделия. Технические проект (ТП) на изделие в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации) должен содержать проектно-конструкторские и технические документы, дающие полное представление о конструкции изделия и методах обработки.
Иногда вторая стадия дизайна завершается изготовлением экспериментального варианта опытного образца, который обязательно выполняется под наблюдением авторов проекта. Цель выполнения опытного образца - уточнение компоновочного решение изделия, как в целом, так и отдельных его частей, проверки и наладки технологических процессов, проверки экономической эффективности процесса производства и т.п..
На данном этапе разрабатывается технология изготовления изделия.Также в этой части проекта дается краткая характеристика технологической обработки отдельных узлов изделия. Вся эта информация отражается в маршрутных, операционных и инструкционных картах.
В некоторых случаях, при изготовлении сложных изделий, разработка технического проекта входит в состав другой стадии дизайн-проектирования. В том случае, рабочий проект относится к третьей стадии.
Если техническое задание выдается на объект проектирования, который уже изготавливается на производстве, то эта задача является задачей по модернизации производства. В данном случае, дизайн-проектирование осуществляется не в полном объеме, так как возвращение к стадии проектирования, которые были пропущены, является очень сложным и неэффективным. То есть, в процессе модернизации производства, дизайнер не всегда участвует в процессе проектирования, или сотрудничает с инженером-конструктором только на некоторых стадиях.
Рабочий проект любого изделия является завершающей стадией подготовки новой модели к промышленному производству. На этой стадии проектирование также изготавливается первичный образец объекта, окончательно уточняются чертежи комплекта лекал, составляется техническое описание на новую модель. В соответствии с правилами технического черчения разрабатывают сборочный чертёж изделия. Чертежи лекал строят на все детали, включая маленькие. На все детали составляется спецификация
Номер позиции |
наименование |
количество | |
лекал |
деталей | ||
|
|
|
|
Конструкторская документация на проектируемое изделие включает техническое описание и чертежи комплекта лекал деталей из основных и отделочных материалом.
Разработанная конструкция проверяется и уточняется путем изготовления первичного образца или макета. Для этого используются копии деталей чертежа конструкции, на основе которых изготавливаются лекала. По этим лекалам изготавливается образец модели.
На заключительном этапе после проверки конструктивного соответствия проверяется качество его технической обработки. Качество образца оценивается экспертной комиссией. Все обнаруженные дефекты заностятся в таблицу. После устранения недостатков делается вывод о возможности изготовления данного изделия и условиях серийного или массового производства.
На чем основывается дизайнерское проектирование?
В основе художественно-конструкторской деятельности лежит композиция. Понятие «композиция» в искусствоведении имеет несколько значений. В переводе с латинского composition значит - произведение, сочетание, размещение, сопоставления. Композицией называют любое произведение искусства, независимо от его вида: архитектура, музыка или живопись. Кроме того, под композицией понимаем творческий процесс (компоновки) - построение художественного произведения, объединения его частей в единое целое.
Основы композиции были заложены еще в древних трудовых традициях украинцев, и служили основой в творческих проявлениях народных мастеров. Народные художественные ремесла производили традиционные предметы домашнего обихода, в которых функциональные качества органично сочетались с эстетическими.Предлагаю предоставить слово Саше Поляковской, которая підготовила сообщение об украинской культуре дизайна. (выступление)
Инструктаж перед работой. Учащиеся выбирают цвет обложки, шрифт для названия учебника, подбирают иллюстрации, делают эскизы макета и выполняют сам макет.
Работа в группе, во время работы учитель осуществляет текущий контроль. Музыкальное сопровождение
Презентация-защита работ
Объектом дизайна может оказаться практически любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда или любое информационное сообщение. Целью дизайна исходно выступала гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона. В настоящее время процесс гуманизации информационной среды более сложен и включает в себя также элементы неожиданности.
Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах художественного и научного творчества.
Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта.
Тема Технология создания дизайн-проекта. Основные этапы создания дизайн-проекта (10 класс)
13 10 2014
1 стр.
Цели: познакомиться с основными этапами жизни и деятельности Н. И. Пирогова; рассмотреть вклад ученого в науку и показать его беспредельную любовь к Родине и твердость убеждений; в
26 09 2014
1 стр.
Цели: Расширить кругозор учащихся, повысить интерес к предмету, формировать такие черты характера, как терпение, настойчивость, самостоятельность. Расширить и углубить знания по ку
17 12 2014
1 стр.
Цели и задачи: сформировать у учащихся знания о фитоценологии как науке, ознакомить с её основными задачами, подчеркнув знания данной науки в эколого-биологическом образовании
14 12 2014
1 стр.
Цель: расширить знания учащихся о дне Европы в Украине, рассказать о значении этого праздника; расширить знания учащихся об Украине и некоторых других европейских странах, их нацио
12 10 2014
1 стр.
Текущий дизайн упаковки «Московский картофель» был разработан в 2003 году и с тех пор не претерпевал никаких изменений. Дизайн/элементы дизайна морально устарели
16 12 2014
1 стр.
В этих условиях непрерывно растет востребованность художников-графиков, свободно ориентирующихся в опыте ведущих национальных школ графического дизайна
13 10 2014
2 стр.
Твс-к применены современные российские сплавы на основе циркония. Успешная реализация этого проекта позволит российскому производителю выйти на новый и наиболее крупный рынок реакт
01 10 2014
1 стр.