Перейти на главную страницу
17.00.06 – техническая эстетика и дизайн
диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения
Санкт-Петербург
2008
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор
Фоменко Андрей Николаевич
Ведущая организация Московский государственный
художественно-промышленный
университет им. С. Г. Строганова
Автореферат разослан «15» мая 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета С. М. Ванькович
Таким образом, актуальность исследования определяется современным высоким потенциалом развития проектной культуры в России, деятели и исследователи которой испытывают необходимость в теоретическом и практическом освоении исторического наследия и недавнего опыта крупнейших зарубежных школ графического дизайна.
Наследие швейцарской школы графического дизайна, рассматриваемое как целостное уникальное явление, стало предметом специального внимания на ряде крупных ретроспективных и тематических выставок, прошедших в Европе: «А. Хофманн» (A. Hofmann, Museum für Gestaltung Zürich, 2003), «Нарушая правила: плакаты бурных 80-х в Швейцарии» (Breaking the Rules: Posters from the Turbulent 80s in Switzerland, Museum für Gestaltung Zürich, 2007), «Р.-П. Лозе: прикладная графика» (R. P. Lohse: Applied Graphics, Museum für Gestaltung Zürich, 1999 – 2000), «Фестиваль плаката и графического искусства» (Festival de l'Affiche et du Graphisme, Chaumont, 2008), «О. Баумбергер – пионер рекламы» (O. Baumberger – Advertising Pioneer, Museum für Gestaltung Zürich, 2009), «Хороший дизайн, хороший бизнес. Швейцарский графический дизайн и реклама компании Geigy, 1940-1970» (Good Design, Good Business. Swiss Graphic Design and Advertising by Geigy, 1940-1970, Museum für Gestaltung Zürich, 2009); и в США: «Графический дизайн Г. Мэттера» (The Graphic Designs of H. Matter, The Museum of Modern Art, New York, 1991), «Швейцарский плакат: искусство десяти мастеров» (The Swiss Poster: Art of Ten Masters, Hofstra University, New York, 2002), «Швейцарский дизайн – традиционно передовой» (Swiss Design - Traditionally Progressive, Totem Gallery, New York, 2003), «Шрифт + Фото + Графика + Швейцарский = Плакаты» (Type + Foto + Grafik + Swiss = Posters, University of Akron, Ohio, 2005), «Швейцарский графический дизайн: точность и выправка» (Swiss Graphic Design: Precision and Presence, Minneapolis Institute of Arts, Minneapolis, 2009). Эти выставки показали наличие устойчивого профессионального интереса к изучению наследия швейцарской школы графического дизайна.
Изучение зарубежной историографии исследуемой проблематики составило главную опору настоящей работы. Среди монографий, посвещенных развитию швейцарской школы графического дизайна, либо творчеству ее представителей, следует выделить работы Р. Маклина (R. McLean, 1990; 1997), Э. Хейца (A.V. Heiz, 2000), Р. Холлиса (R. Hollis, 2006), К. Перселла (K.W. Purcell, 2006), М. Ле Культре (M. F. Le Coultre, 2007) и Э. Первиса (A.W. Purvis, 2003). Отдельные главы, либо разделы в общих трудах, посвященные швейцарской типографике, принадлежат Ф. Меггсу (P.В. Meggs, 1998), С. Хеллеру (S. Heller, 2000; 2008), Р. Лэбазу (R. Labuz, 1991), Л. Блэквелу (L. Blackwell, 1998) и ряду других историков дизайна. Немаловажны статьи, опубликованные в журналах «Gebrauchsgraphik» (München, 1924 – 1944; 1950 – 1971), «Novum Gebrauchsgraphik» (München, 1972 – 1996), «Graphis» (Zürich, 1967 – 1986) и ежегоднике «Graphis posters» (Zürich, 1973 – 1986).
Исследование методологических основ швейцарской школы графического дизайна в определенной степени затрудняется тем, что в отечественном искусствознании и художественной критике научные публикации, посвященные этой проблеме, крайне малочисленны. Среди них следует отметить характеристику педагогических принципов А. Хофманна в монографии Е.В. Черневич (1975). Центральное место в отечественной историографии вопроса занимает комментарий М.Г. Жукова к изданию книги Э. Рудера «Типографика. Руководство по оформлению» (1982). Вопросы связи изобразительного искусства и дизайна в творчестве швейцарского мастера М. Билла рассматривал В.Р. Аронов (1990). Ряд обзорных статей научно-популярного характера принадлежит Ф. Штудинке (2001), С. Серову (2001, 2002, 2003), К. Кожуховой (2001), А. Шумову (2001), В. Лаптеву (2005, 2006, 2007). Отметим также публикации Д.В. Девишвили (2002, 2004), посвященные развитию интернационального стиля графического дизайна. В альбоме В.В. Лаптева «Типографика: порядок и хаос» (2008) кратко освещены некоторые аспекты международного стиля и содержатся очерки творческих биографий представителей швейцарской школы.
Российское искусствоведение испытывает в настоящее время ощутимый недостаток научно обоснованных исследований, в которых швейцарская школа графического дизайна рассматривалась бы во всей многосложности внутренней эволюции. Также приходится констатировать отсутствие публикаций отечественных авторов, посвященных формированию и изменению художественно-эстетической программы швейцарских дизайнеров-графиков на протяжение 1930 – 1980-х гг. Малоизученными в отечественной науке остаются теоретические работы основоположников новой типографики и швейцарского международного стиля.
Географические границы исследования включают Германию, Швейцарию и США и определяются тем обстоятельством, что формирование и эволюция швейцарской школы графического дизайна происходили именно в этих странах.
Впервые в отечественном искусствознании предметом специального научного исследования стала эволюция эстетических и концептуальных основ швейцарской школы графического дизайна. В широкий научный оборот введены как малоизвестные, так и неизвестные в отечественном искусствоведении творческие биографии выдающихся дизайнеров-графиков: Я. Чихольда, М. Билла, Г. Мэттера, Г. Финслера, Э. Хайнингера, Т. Боллмера, Э. Келлера, Г. Нойбурга, Р.-П. Лозе, А. Хофманна, Й. Мюллер-Брокманна, Г. Эйденбенца, А. Фрутигера, В. Вейнгарта, Э. Грейман и ряда др.
Результаты исследования были внедрены в ходе работы над следующими проектами: «Швейцарская школа графического дизайна» в рамках конкурса грантов 2007 г. для студентов и аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга; «История и теория печатной рекламной коммуникации. Кон. XIX – нач. XXI в.» в рамках конкурса грантов 2008 г. для молодых научно-педагогических работников высших учебных заведений Санкт-Петербурга и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Исследование истоков возникновения школы графического дизайна в Швейцарии показывает, что их формирование относится к началу ХХ в. В это время в Германии происходило сложение представлений о важности функциональной основы дизайна и, в частности, росло понимание типографики как рационального и конструктивного компонента графического дизайна. Особую роль в этом сыграл Баухауз. Другим важнейшим объединением, повлияшим на постановку проблемы стандартизации в графическом дизайне, был германский Веркбунд. На страницах журнала «Die Form» обсуждались новейшие достижения в области печатной рекламы и графического дизайна, высказывались мнения об авангардных мастерах плаката и типографики. Представляется закономерным, что основные теоретические положения новой типографики были сформулированы между 1923 и 1928 гг., главным образом, в Германии. Собственно понятие «новая типографика» в разные годы появлялось у разных авторов, однако одним из первых его употребил Л. Мохой-Надь в эссе «Новая типографика» (Die neue Typographie, 1923). Это эссе стало первым в ряду многих статей и манифестов, посвященных новой типографике. В тексте Мохой-Надя типографика рассматривалась как часть общей культуры современности и продукт художественного мировоззрения эпохи. Впоследствии именно Баухауз занимал ведущие позиции по подготовке мастеров новой типографики, среди которых были как немецкие, так и швейцарские дизайнеры-графики.
Большим шагом к нахождению общих критериев архитектуры и современного дизайна в контексте мирового художественного процесса был крупнейший проект Музея современного искусства в Нью-Йорке «Современная архитектура: международная выставка» (Modern Architecture: International Exhibition, 1931). Кураторами проекта выступили Ф. Джонсон и Г.-Р. Хичкок. В рамках экспозиции ими была выделена группа произведений современной архитектуры, которую было предложено считать образцами нового международного стиля. В 1932 г. в свет вышла их совместная книга «Международный стиль: архитектура после 1922 года». В ней авторы выдвинули три важнейших эстетических принципа международного стиля: употребление плоскостных элементов для формирования пространства, целесообразный порядок как противоположность симметрии и, наконец, приоритетное использование систем пропорционирования как альтернативы орнаментам и другим средствам декоративного оформления.
1.2. Концепция новой типографики в трудах Я. Чихольда. Творческая биография мастера
Яна Чихольда (1902 – 1974) справедливо считают создателем универсальной, концептуально осмысленной и функционально обоснованной платформы новой типографики. За всю жизнь им было опубликовано более 175 печатных работ, в том числе десятки книг, руководств и статей в специализированных изданиях.
В 1923 г. Я. Чихольд посетил выставку Баухауза в Веймаре, где впервые увидел работы Г. Байера, Ю. Шмидта, Л. Мохой-Надя, О. Шлеммера, Й. Альберса и П. Цварта. Вскоре произошло знакомство Я. Чихольда с Э. Лисицким, Т. ван Дусбургом, Л. Мохой-Надем и К. Швиттерсом, - мастерами, направлявшими ход развития авангардной типографики начала 1920-х гг.
Теоретические взгляды Я. Чихольда, сложившиеся в этот период, были изложены в программной статье «Элементарная типографика» (Elementare Typographie, 1925). Она стала первой среди ключевых теоретических работ, в которых Чихольд кодифицировал принципы новой типографики. Отдельные положения статьи Я. Чихольда иллюстрировались работами Э. Лисицкого, Л. Мохой-Надя, К. Швиттерса и Г. Байера. Особое внимание Я. Чихольд уделил художественной поэтике супрематизма и неопластицизма, выраженной в приоритете элементарных форм как материала формостроения. Таким образом, Я. Чихольд синтезировал авангардные художественные принципы, сформулированные ведущими новаторами искусства в 1919 – 1923 гг., и адаптировал их к практике типографики. Дизайнер подчеркивал, что новая типографика основывается на практике русского супрематизма, голландского неопластицизма и особенно коструктивизма.
В целом, взгляды Я. Чихольда были подготовлены идеями ведущих теоретиков искусства, высказывавшимся на европейской художественной сцене в 1920-е гг. Так, Ле Корбюзье трактовал инженерное совершенство как новый критерий произведения искусства.
Как показала «Выставка новой типографики» (Ausstellung neue Typographie, Базель, 1927 - 1928), ее принципы получали все более широкое распространение среди немецких и швейцарских мастеров. В каталоге была сформулирована цель организаторов – представить новую типографику как популярное направление современного графического дизайна. Авторы писали, что, подобно современному стилю в архитектуре, новый графический стиль стремится быть функциональным, объективным и минималистичным в своих средствах; он отвергает симметрию и предполагает контрастное сопоставление наиболее напряженных по выразительности фрагментов с незапечатанными пространствами.
В 1928 г. в Берлине вышла программная работа Я. Чихольда –«Новая типографика: руководство для современных дизайнеров» (Die neue Typographie: Ein Handbuch für Zeitgemäss Schaffende). В диссертации впервые дан развернутый поглавный анализ монографии, англоязычный перевод которой был опубликован только в 1995 г. В ней, в частности, утверждалось, что новая индустриальная культура ведет к редукции формы к функции, к конструкции, и, следовательно, к иконологоческой анонимности произведения. Суть новой типографики, согласно Чихольду, – ясность, – следствие экономии и необходимое условие быстрого и результативного восприятия того огромного количества печатных материалов, которым ознаменовалась новая технологическая эпоха. Очерчивая возможности новой типографики в практическом аспекте, Я. Чихольд обращает внимание на усиление ее функционального потенциала. Суммируя ее возможности как инструментальной системы, автор подчеркивает нацеленность новой типографики на рационализацию процесса чтения: текстовой набор координируется таким образом, что глаз направляется от одного слова и группы слов к другой. Логическая организация текста осуществляется посредством контраста разных кеглей, насыщенности шрифта, пространственных интервалов, цвета и т.д.
Применяя к своей системе термин «типографика асимметрии», Я. Чихольд акцентирует связанные с асимметрией приобретения новой типографики. Одно из них – возросшая роль пустого фона, который становится активным компонентом общей композиции. Новая типографика преобразует нейтральный прежде фон в такой же действенный формальный элемент, каким является наборный материал.
Важнейший вопрос в книге Я. Чихольда – использование шрифта в практике новой типографики. Дизайнер отмечает неприемлемость использования «орнаментальных» шрифтов с точки зрения их разборчивости и чистоты формы, среди допустимых называются гротесковые гарнитуры. В вопросе иллюстративного сопровождения печатных материалов мастер отмечает высокую информативность фотографии, ее пригодность для репортажных и документальных материалов, а также для рекламных объявлений. В целом, Я. Чихольд прогнозирует наступление новой эры фотографии.
В 1933 г. Я. Чихольд был вынужден эмигрировать в Швейцарию (Базель). Здесь была опубликована его третья ключевая монография «Полиграфическое оформление» (Typographische Gestaltung, 1935). Вскоре в творческом методе Я. Чихольда произошел радикальный перелом – отказ от принципов новой типографики, приверженность классической модели типографики, основанной на симметрии. Отныне Чихольд был наиболее последовательным и убежденным критиком модернистской типографики. Аргументы против нее носили характер нравственно-политической оценки. Вся последующая деятельность Я. Чихольда была направлена на возвращение типографики к классическим ценностям гуманизма и каллиграфии.
Деятельность Я. Чихольда открыла собой новую эпоху во взглядах на графический дизайн, поскольку реформировала отношение к главным коммуникативным механизмам типографики.
В этих условиях непрерывно растет востребованность художников-графиков, свободно ориентирующихся в опыте ведущих национальных школ графического дизайна
13 10 2014
2 стр.
Курс состоит из четырех частей, отражающих основные этапы становления графического дизайна
14 12 2014
1 стр.
Щего графического редактора на практических занятиях по информатике на 2 курсе специальности «Дизайн» для углубления знаний учащихся по данной теме и для подготовки к экзамену по и
08 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
В связи с этим специалисты различных областей знания, а тем более, чьей профессиональной деятельностью является дизайн, получили возможность разрабатывать логично структурированные
17 12 2014
1 стр.
Тема Технология создания дизайн-проекта. Основные этапы создания дизайн-проекта (10 класс)
13 10 2014
1 стр.
Текущий дизайн упаковки «Московский картофель» был разработан в 2003 году и с тех пор не претерпевал никаких изменений. Дизайн/элементы дизайна морально устарели
16 12 2014
1 стр.