МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный университет печати»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_______________Т.В. Маркелова
«____»_______________ 2010 г.
Рабочая программа
по дисциплине
|
«ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА»
|
По специальности
|
070902.65 «Графика»
|
Факультет
|
Графических искусств
|
Кафедра
|
Художественно-технического оформления печатной продукции
|
Индекс по учебному плану
| ЦИКЛ | Компонент |
Федеральный
|
Национально-региональный (вузовский)
|
Элективный
|
ОПД. В 02.
|
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
|
|
Х
|
|
Форма обучения | курс | семестр | Трудоемкость дисциплины в часах | Форма итогового контроля |
Всего часов | Аудиторных часов | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Курсовая работа | Курсовой проект | Самостоятельная работа |
Очная | 2 | 4 | 100 | 48 | 32 | 16 | | | | 52 | зачет |
Москва – 2010
Составитель: Сергей Владимирович Юдин
Доцент © Юдин С.В.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ХТОПП
«_14 _»___09_____ 2010 г. протокол №__2_______
Заведующий кафедрой ____________________ Гончарова Н.А.
Программа одобрена Советом факультета Графических искусств
Председатель совета ______________________ Мельгунова Н.В.
Председатель
методической комиссии _____________________ Валериус В.Е.
«____»____________ 2010 г. протокол №_________
-
Цели и задачи дисциплины
Курс состоит из четырех частей, отражающих основные этапы становления графического дизайна.
Цель курса – ознакомление с графическим дизайном как исторически сложившимся полифункциональным социокультурным явлением, причинами его возникновения, этапами становления и стилевыми направлениями; сформировать у слушателей целостное представление о развитии графического дизайна.
Задачи курса:
- на конкретном историческом и современном визуальном материале рассмотреть этапы эволюции графического дизайна, развитие представлений о его назначении и его функциях в различные эпохи.
- рассмотреть основные теоретические концепции в графическом дизайне; их эволюционную связь.
- проследить этапы и особенности изменения структуры визуальных коммуникаций как медийного средства.
- ознакомить с современными тенденциями развития графического дизайна.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Курс «История графического дизайна» является одной из базовых учебных дисциплин в системе подготовки студентов к профессиональной деятельности
-
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен знать:
— закономерности становления и эволюции графического дизайна;
-
основные общенаучные и исследовательские подходы в графическом дизайне
-
получить представление об исторических парадигмах визуальной культуры;
-
свободно ориентироваться в стилевых направлениях графического дизайна;
Студент должен уметь:
— творчески и эффективно использовать полученные знания в своей работе
-
Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины Искусство шрифта
Для полноценного освоения дисциплины студент должен параллельно изучать дисциплины:
История отечественного искусства и культуры, История зарубежного искусства и культуры, История материальной культуры, Искусство шрифта, Фотография, Композиция изданий.
-
Содержание дисциплины
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
Всего часов
|
Раздел 1
Современное определение дизайна
|
10
|
2
|
12
|
24
|
Раздел 2
Начало ХХ века
|
10
|
2
|
12
|
24
|
Раздел 3
Эпоха больших идей
|
10
|
2
|
12
|
24
|
Раздел 4
Постмодернизм
|
12
|
3
|
13
|
28
|
Итого по дисциплине
|
42
|
9
|
49
|
100
|
Раздел 1
Современное определение дизайна
Современные виды дизайна.
Предыстория
Индустриальная и визуальная парадигма первобытности.
Эволюция письменности древних обществ.
Визуальный символизм.
«Шкала цветового охвата» древних обществ.
Эстетический комплекс Средневековья.
Эволюция рукописной книги.
Книгопечатание.
Первые издатели.
Эволюция печатной книги.
Первые теории дизайна
Промышленный переворот.
Первые теории дизайна.
Синтетическое искусство.
Инженерный стиль.
Архитектурный стиль.
Художественный китч.
Русская инженерная школа.
Национальные стили: викторианский, бидермайер, неоготика, неорусский.
Эпоха модерна
Плакат как бурноразвивающийся жанр.
Эволюция рекламного плаката.
Веркбунд.
Типографика модерна.
Раздел 2
Начало ХХ века
Модернизм
Футуризм.
Вортицизм.
Русский Авангард.
Де Стейл.
Дада.
Конструктивизм.
Баухауз.
Фотография модернизма.
Модульный дизайн.
Предвоенный дизайн
Истоки стиля ар деко.
Стиль Ар деко: Франция, Германия, Швейцария, Англия, Австрия, США.
Типографика стиля ар деко.
Цветные журналы.
Новая типографика.
Стримлайн и стайлинг.
«Героический стиль».
Пропагандистские системы Второй мировой войны.
Раздел 3
Эпоха больших идей
Теория функционализма.
Ульмская Школа формообразования.
Стиль Браун.
Швейцарская школа графического дизайна.
Интернациональный стиль.
Пин-ап.
Вернакуляр.
Нью-йоркская Школа графического дизайна.
Креативная революция.
Кризис модернизма.
Авангард.
Контрмодернизм.
Японский дизайн.
Промграфика в СССР.
Раздел 4
Постмодернизм
Новая волна.
Панк.
Деструктивизм.
Иррационализм.
Контролируемый хаос.
«Фонтизм».
Новейший дизайн
Глобальный дизайн.
Коммуникативный дизайн.
Дизайн консалтинг.
Коммерческий дизайн в России.
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1. Основная литература:
-
Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юрист, 1998
-
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004
-
Цифровые шрифты. М.: ПараТайп, 2004
-
Всероссийская конференция по художественной промышленности. 1-я. Москва. 1919 г. М., 1920
-
Сто дизайнеров Запада. М., ВНИИТЭ, 1994
-
Михайлов С.М. История дизайна. Т. 1-2. Учебник для вузов. М., Союз дизайнеров России, 2002-2004
-
Воронов Н.В. Российский дизайн. Т. 1-2. М., Союз дизайнеров России, 2001
-
Назаров Ю. Постсоветский дизайн (1987-2000). М., 2002
-
Коник М. Архив одной мастерской. М., 2003
-
Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М., Грантъ, 2000
-
Агитационно-массовое искусство. Оформление празденств. М., Искусство, 1984
-
Черневич Е.В. Язык графического дизайна. М, 1976
-
Серов С. Стиль в графическом дизайне. 60-70 годы. М, 1991
-
Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., Галарт, 1995
-
Манифесты итальянского футуризма. М., 1914
-
Русский рекламный плакат. М., 2001
-
Авангард и его русские источники. Баден-Баден, 1993
-
Глазычев В.Л. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., Искусство,1970
-
Кларк П., Фриман Дж. Дизайн. М., 2003
-
Рудер Эмиль. Типографика. М., Книга, 1982
-
Чихольд Ян. Облик книги. М., Книга, 1980.
-
Шрифт и полиграфия. Heidelberg, 1998.
-
Огилви Д. О рекламе. М., Эксмо, 2004.
-
Хайн Томас. Всё об упаковке. С.П-б., 1997.
-
Комаров А.А. Технология материалов стенописи. М., Изобразительное искусство, 1993.
-
Муратова К.М. Мастера французской готики. М., Искусство, 1988.
-
Психология цвета. М, 1996.
-
Павлов В.В. Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. М., Искусство, 1985.
-
Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. М., Слово, 2002.
-
Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. М., 1995.
-
Папанек В. Дизайн для реального мира. М., 2004.
-
Серов. С. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. М, 2004.
-
Иттен Иоханнес. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. М., Издатель Д. Аронов, 2001.
-
Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., Книга, 1988.
-
Татлин. DuMont, 1993.
-
Принцип Тонета. Нюрнберг, 1991.
-
От Дудовича до Тесты. Titania Editrice per Pegaso, 1998.
-
Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. М., Слово, 2000.
5.2. Дополнительная литература на иностранных языках
-
Max Bill: tupografie, reklame, buchgestaltung. Niggli, 1999.
-
Meggs P. A History of Graphic Design. N.Y., 1998
-
Cordeiro M. The History of Graphic Design. N.Y., 2000.
-
Hollis R. Graphic design. A concise history. London, 1994.
-
Mollerup P. Marks of Excellens. Phaidon, 2001.
-
Muller-Brockmann J. & S. History of the poster. Phaidon, 2004.
-
Wozencroft J. The Graphic language of Neville Brody. Thames & Hudson, 2001.
-
The Graphic language of Neville Brody 2. Thames & Hudson, 1997.
-
Heller S. Paul Rand. Phaidon, 1999.
-
Kery P.F. Art Deco graphics. Thames & Hudson.
-
Newark Q. What is graphic design? RotoVision, 2002.
-
Macdonald N. What is web gesign? RotoVision, 2003.
-
Sweet F. Frog: form follows emotion. N.Y., 1999.
Периодические издания на русском языке
-
Журналы: Да, Грэйтис, Союз дизайнеров, Designer, Дизайн тудэй, Мир Дизайна, Как, Просто дизайн, Идентити, Рекламные идеи.
-
Журнал «Компания», № 35, сентябрь 2002.
6. Примерный перечень контрольных вопросов
-
Изменение понятий «дизайн» и «дизайнер» в различные эпохи.
-
Особенности визуальной парадигмы первобытности.
-
Особенности визуальной парадигмы древних цивилизаций Месопотамии и Египта.
-
Вклад Древней Греции и Древнего Рима в мировую визуальную культуру.
-
Особенности визуальной парадигмы Средневековья.
-
Цеховая организация производства рукописной книги.
-
Эволюция манускриптов.
-
Появление и производство бумаги в Европе.
-
Начало книгопечатания.
-
Инкунабулы.
-
Издатели Ренессанса.
-
Полемика вокруг шрифтов.
-
Шрифты Ренессанса.
-
Эволюция печатной книги.
-
Зависимость эволюции графического дизайна от общей эстетической концепции эпохи.
-
Причины возникновения промышленной эстетики.
-
Первые теории дизайна.
-
Русская инженерная школа.
-
Плакаты и книжная графика модерна.
-
Немецкий Веркбунд.
-
Модернизм как новая культурная парадигма.
-
Футуризм.
-
Де Стейл и дадаизм.
-
Русский Авангард и конструктивизм.
-
Баухауза и Новая типографика.
-
Стиль ар деко.
-
Стримлайн и стайлинг.
-
Графический дизайн СССР и Германии в 30-е годы.
-
Визуальная пропаганда времен Второй мировой войны.
-
Пин-ап, Поп арт, вернакуляр.
-
Функционализм и «интернациональный стиль».
-
Креативная революция.
-
Авангард и контрмодернизм.
-
Графический дизайн третьей четверти ХХ в.
-
Новая волна.
-
Цифровая революция.
-
Сетевая культура и веб-дизайн.
-
Современные тенденции развития графического дизайна.