Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
М

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Т.В. Маркелова
"____"__________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «История предпринимательства в книжном деле»

По специальности 030901.65 «Издательское дело»

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра истории книги и антикварно-букинистической торговли



Индекс по учебному плану





ЦИКЛ



Компонент

Федеральный


Национально-региональный (вузовский)

Элективный




ОПД.Ф.02

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины










Общие математические и естественнонаучные дисциплины










Общепрофессиональные дисциплины










Специальные дисциплины










Дисциплины специализации

X











Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля


Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские

(практические) занятия

Лабораторные

занятия

Курсовая работа

Курсовой проект

Самостоятельная работа

Очная

1

1,2

150

136

68

68










14

экзамен

Москва — 2012 г.

Составитель: Куприянова Татьяна Георгиевна, профессор, доктор исторических наук


Рецензенты: ___________________________________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _________________________

« »___________ 20__ г., протокол № ________
Зав. кафедрой ____________________/О.Л. Тараканова/

Одобрена Советом факультета издательского дела и журналистики

« »___________ 20__ г., протокол № ________

Председатель______________________

1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины.

Цель изучения дисциплины «История предпринимательства в книжном деле» — формирование исторического взгляда на процесс становления института предпринимательства в мировой практике книжного дела и теоретическое обоснование взгляда на книгу как объект предпринимательской деятельности в системе книжного дела.

Частные цели обучение практическим навыкам распознавания в историческом массиве фактов характерные черты предпринимательства, имеющие теоретическое и практическое значение в современной практике ведения издательского и книготоргового бизнеса, формирование представления о предпринимательстве как важном интеллектуальном ресурсе человеческой цивилизации.

Основной задачей изучения дисциплины является овладение методами:

- поиска и обобщения материалов по истории предпринимательства

- изучения внутренней и внешней предпринимательской среды, свойственной определенным историческим периодам и эпохам

- систематизации исторических данных и статистических сведений о книжном рынке, типах и видах обращающихся книг;

- оценки реального вклада отдельных субъектов книжной предпринимательской деятельности в процесс динамичного развития информационного обмена в обществе;

- анализа оригинальных идей в организации предпринимательской деятельности, учреждения предприятий книжного бизнеса, формирования предпринимательской концепции его ведения и эффективности ее реализации;

- анализа инноваций и определения их роли в книжном предпринимательстве

- обоснования зависимости культуры общества от уровня развития института предпринимательства
1.2. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

  • основные этапы развития предпринимательства в книгоиздании;

  • характерные черты предпринимателя и специфические особенности предпринимателя, работающего с книгой;

  • виды и формы предпринимательской деятельности, существовавшие в прошлом и исчерпавшие себя;

  • виды и формы предпринимательской деятельности, сохранившиеся до наших дней;

  • деятельность выдающихся предпринимателей-книжников, оставивших заметный след в истории книги

  • памятники книжной культуры и издательские проекты предпринимателей, составляющие основу национального богатства стран мира;

владеть:

  • теоретическими положениями, сформулированными практиками книжного дела

  • приемами изложения основных положений книговедения применительно к изучаемой проблеме истории книжного предпринимательства

  • исторической терминологией и свободно оперировать историческими понятиями, характерными для определенных периодов времени;

  • навыками свободного изложения фактографического материала;

  • методикой использования данных смежных дисциплин и аккумулирования сведений из сопредельных областей знаний;

уметь:

  • выявлять основные тенденции развития предпринимательства;

  • характеризовать состояние книжного рынка в определенные исторические периоды времени;

  • прослеживать взаимосвязь между предпринимательской идеей и способах ее реализации;

  • определять взаимовлияние предпринимателей на развитие книги в разных странах;

  • рассматривать предпринимательскую деятельность в сочетании с конечным ее продуктом – книгой.


1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

История предпринимательской деятельности основывается на знаниях:



  • истории книжного дела

  • книговедения

  • экономической истории

  • всеобщей истории

  • технологии производства печатных средств информации и производственных процессов

  • законодательства и права

  • искусства книги

  • истории литературы


2. Содержание дисциплины
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах


п/п

Наименование тем, разделов

Общая трудоемкость (часов)

Аудиторные занятия

(всего часов)



Лекции

Практические занятия

(семинары)



Лабораторные занятия

1

Введение Тема 1. Теоретические и методологические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле.


8

4

4




2

Тема 2. Книжное дело как система предпринимательской деятельности и книга как ее объект.

8

4

4




3

Тема 3. Историографический обзор материалов по проблемам развития предпринимательства в книжном деле

8

4

4




4

Тема 4. Первичные формы информационного обмена

8

4

4




5

Тема 5. Исторические типы предпринимательства в Древнем мире

8

4

4




6

Тема 6. Предпринимательство на книжном рынке античности

8

4

4




7

Тема 7. Монастырские центры книжного предпринимательства

8

4

4




8

Тема 8. Ремесленно-предпринимательский характер городских скрипториев

8

4

4




9

Тема 9. Предпринимательская деятельность печатных мануфактур

8

4

4




10

Тема 10. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

8

4

4




11

Тема 11. Коммерциализация книжной отрасли в ХVII веке

8

4

4




12

Тема 12. Предпринимательство на книжном рынке ХVIII века

16

8

8




13

Тема 13. Индустрия книжного производства и предпринимательская инициатива в ХIХ веке

16

8

8




14

Тема 14. Частная и государственная форма предпринимательства в книжном деле ХХ века

16

8

8







итого

136

68

68




2.2. Содержание разделов и тем дисциплины


2.2.1 Содержание разделов дисциплины

Введение

Структура дисциплины «История предпринимательства в книжном деле», ее место в программе профессиональной подготовке специалистов книжного дела.

Сущность, задачи и цели изучения предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Основные направления предпринимательской деятельности в сфере полиграфии и книжного дела. Характерные черты предпринимательства, отражающие специфику отрасли.
Тема 1. Теоретические и методологические основы изучения истории предпринимательства в книгоиздании

Производство, обращение и потребление как базисные основания экономических отношений в обществе. Сравнительно-семантический анализ понятий “коммерция”, “предпринимательство”, “бизнес”. Развитие теоретических взглядов в экономической науке западных стран. Понятие предпринимательства в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса. Этап научного осознания института предпринимательства. Вклад в науку о предпринимательстве теорий И. Шумпетера, В. Зомбарта, А. Маслоу, Ф. Хайека. Базовые признаки предпринимательства и основные черты предпринимателя. Понимание предпринимательства как важного национального ресурса. Материальное производство и его исторические формы.



Тема 2. Книжное дело как система предпринимательской деятельности и книга как ее объект

Книга как объект предпринимательской деятельности. Понятие книги как овеществленного интеллектуального ресурса общества и процесс воспроизводства интеллектуального потенциала общества. Единство содержательной, знаковой и материально-конструктивной формы книги. Межличностная коммуникация во времени и пространстве, опосредованная товарно-денежными отношениями. Товарная форма книги. Соотношение понятий книга и издание, рукопись и рукописная книга, копия и тираж. Историческая эволюция статусных свойств книги. Книга как носитель сакрального знания, как источник дохода и как средство получения прибыли.

Системный характер книжного дела и реализация коммуникативной функции книги. Системные взаимосвязи внутреннего и внешнего характера. Равновесное состояние системы книжного дела и факторы влияния на ее модификацию. Объективный и субъективный характер факторов влияния и превентивные меры.

Процессы создания книги, организации авторской рукописи в издание, копирование и тиражирование произведений, переход их в сферу книжной торговли и последующее потребление. Потребность книги в обществе и реализация ее потребительских свойств и качеств. Чтение как способ потребления книги и затраты времени читателей. Жизненный цикл книги и ее многократное потребление. Повторное обращение изданий – исторический критерий предпринимательской деятельности.



Тема 3. Историографический обзор материалов по проблемам развития предпринимательства в книгоиздании

Коммерческие взгляды и предложения отечественных книжников ХVIII в.: Киприанова, Вейтбрехта, Гартунга, Новикова. Акцент на экономические аспекты предпринимательской деятельности в высказываниях издателей и книгопродавцев первой половины ХIХ века – И.П. Глазунова, О.И. Сенковского, В.А. Плавильщикова. Формы книгоиздательской и книготорговой деятельности в оценке Н.А. Серно-Соловьевича. Полемика на страницах периодических изданий второй половины ХIХ века по поводу осознания книги как товара и специфики книжного предпринимательства. Обсуждение проблем процентной уступки, монополии на книги, конкуренции, тарифов на перевозки, акцизов на бумагу. Вклад Н.Г. Мартынова в разработку проблем кредитования, создания книгопродавческой складчины и общества взаимного кредита.

Советская школа ученых о книге и книжном деле. Рассмотрение книги как товара в полемике 1920-х годов. Работы Г.И. Поршнева о причинах кризисов и затоваренности в книжном деле. Здобнов Н.В. о проблемах экономики книги. Период господства марксистско-ленинской философии как основы развития науки о книге. Акцент на духовную и идеологическую составляющую книги. Смена исторической парадигмы и становление нового этапа в теоретическом обосновании института предпринимательства в книжном деле в исследованиях А.А. Говорова, Б.С. Есенькина, Ю.Ф. Майсурадзе, Ю.А. Горшкова, М.Д. Крыловой. История развития форм и видов предпринимательской деятельности в трудах Е.А. Динерштейна, Ю.А. Горшкова, А.Ф. Когана, Т.И. Фроловой, Т.Г. Куприяновой. Степень разработанности проблемы книжного предпринимательства и перспективы научного изучения. Актуализация исследований специфики книги как объекта предпринимательской деятельности.

Тема 4. Первичные формы информационного обмена

Внутриплеменной бесконтактный обмен информацией и нетоварный характер меновых отношений. Телопись и татуировка как нетоварные формы обмена информацией на ранних стадиях развития первобытного общества. Использование природных материалов и приспособление их под нужды закрепления и передачи информации. Разделение труда и формирование меновых отношений. Появление стоимостных эквивалентов. Стоимость и приплата. Дарообмен. Коллективное потребление информации. Ограниченность во времени и пространстве первичных форм информационного обмена.



Тема 5. Исторические типы предпринимательства в Древнем мире

Глиняные книги народов Шумера, Ассиро-Вавилонии, Аккада. Орудия труда и материальные предметы письма. Копийный характер производства. Школы переписчиков. Восприятие книги как носителя сакрального знания.

Восточный базар и остатки шумеро-вавилонских книжных лавок. Персонифицированный обмен. Прямой обмен и опосредованный. Примитивная цена. Эталоны цен (скот, злаки, раковины каури, глиняные жетоны).

Библиотеки древнего мира как признак социальной стратификации и кастовой принадлежности. Верховная власть – олицетворение предпринимательских усилий в создании библиотек. Организаторы переписки книг – Ассурбанипал, Евмен II, Птолемей П и др. Живые книги-рабы и подневольный труд. Общественно-полезная деятельность жрецов по приумножению и сохранению информационного богатства.

Секрет производства писчего материала – папируса. Фабрикант папирусов Фанний. Египетская монополия на производство и распространение папируса, первый опыт конкуренции со стороны производителей пергамена. Расширение торговых связей Древнего мира. Поставка книг в Александрию из Афин. Мера стоимости. Примеры неценового обмена книгами. Появление весовых денег и слитков. Восприятие книги как реликвии и предмета престижного потребления. Архивы книг и способы их хранения. Утилитарное предназначение различных элементов свитков – умбилик, лбов, футляров, титулов. Начало систематизации книжных фондов. Таблицы Каллимаха.

Тема 6. Предпринимательство на книжном рынке античности

Производство книг в Греции и Риме. Книгописные мастерские античности. Приемы нормирования труда. Предприниматели-организаторы труда каллиграфов. Ведущая роль мастерской Помпония Аттика. Смена исторической формы книги и появление книги-кодекса. Появление новых элементов книги при переходе от свитка к кодексу – стандартного листа, рекламанта, сигнатуры. Расширение практики редактирования текстов. Проявление доходности в книжном производстве и появление конкуренции. Отсутствие авторского права и ущемление интересов авторов, их борьба с проявлениями самовольного вторжения в текст произведений.

Античные агоры и форумы – центры торговли и организация книжных ларей для продажи книг. Профессия книготорговца – библиопола, его способы работы с книгой. Книгообмен. Ценностные качества книги – основа отношений обмена. Книга как часть богатства. Увеличение спроса на книги. Публичные, храмовые и личные библиотеки как показатель спроса на книги. Общественные формы потребления : диспуты, симпозиумы, состязания. Первые руководства и наставления о приобретении и пользовании книгами.

Тема 7. Монастырские центры книжного предпринимательства

Монополия церкви на книжное производство. Канонизация текстов и их воспроизведения. Скриптории и роль бенедиктинских монастырей в распространении книги. Русские монастыри как центры книгописания. Организация работы монастырских скрипториев и копийный характер размножения рукописей. Ручной труд и зачатки специализации. Зарождение и развитие переплетного мастерства, виды ранних переплетов. Выработка норм оформления рукописных книг - компоновки страниц, рубрик, инициалов, мотивов орнаментов. Формирование профессиональных школ переписчиков. Уровень образованности писцов и культура подготовки рукописной книги. Книга как носитель сакрального знания, преобладание традиции переписки книг для нужд духовной корпорации. Храмы и домовые церкви как основные потребители книг.

Возникновение отношений обмена на договорной основе. Прямые обменные операции и договор между физическими лицами. Организация работы по заказам. Финансирование работ по выполнению рукописных манускриптов. Объемы книжного производства и характеристика основных потребителей книги. Чтение вслух как форма потребления книги.

Условия развития и характер торговли в раннем средневековом обществе. Основные торговые пути. Караванная торговля. Возникновение и действие торговых рынков. Складничество как ранняя форма кооперации купцов. Концентрация торговли возле военных крепостей и монастырей. Первые упоминания о продаже книг и цены на книги.



Тема 8. Ремесленно-предпринимательский характер деятельности городских скрипториев

Ремесленный способ производства книг и превращение книги в средство заработка. Цеховые объединения художников, переписчиков, переплетчиков. Регламентация труда в книгописных мастерских. Ограничение конкуренции. Запрет на рекламу. Углубление специализации в книжном производстве. Выделение профессий рубрикатора, иллюминатора, миниатюриста, рисовальщика. Отделение переплетного цеха. Кооперация труда и создание артелей. Рост производительности труда в книгописных мастерских. Приемы ускорения подготовки рукописей. Разновидности почерков, их эволюция в зависимости от роста потребностей в книге. Процесс создания макетов книги. Шаблоны и трафареты. Модельные образцы и выдача их за плату в мастерские. Ремесленные книги и практические руководства.

Университетский скрипторий, организация копирования, хранения и использования кодексов. Профессия либрария, его функции. Появление новых групп потребителей и расширение книжного рынка. Атрибутивные признаки западноевропейских и отечественных средневековых манускриптов.

Книга как источник дохода. Организация переписки на продажу. Искажение канонических текстов, снижение качества подготовки рукописей. Вкусы заказчиков и деление кодексов на роскошные и обиходные. Стоимость и цена книг. Палимпсесты. Значение бумаги для снижения стоимости книг и расширения читательской аудитории.

Продажа манускриптов в условиях товарно-денежных отношений. Регламентация книжной торговли Статутом 1323 года. Продажа книг на рынках и ярмарках, в ремесленных мастерских и книжных лавках. Книготорговые анонсы и объявления о книгах. Повторное обращение книги.

Тема 9. Предпринимательская деятельность в период печатных мануфактур

Опережающее развитие капиталистических отношений в книгопечатании. Бумажное производство, стандартизация в отливке бумаги. Эра бумажного кодекса. Унификация форматов. Механический способ размножения копий. Гравировальные доски – новый вид товара на книжном рынке.

Ксилографический блокбух и его разновидности как первый тип массового издания. Резьба по дереву и расцвечивание ксилографий – новые виды профессиональной деятельности ремесленников. Мастера-патентщики. Деятельность выдающихся мастеров – граверов А. Дюрера, Г. Гольциуса, М. Шонгауэра, У. Графа и др.

Изобретение печатных процессов и монополия на типографский способ производства книги. Преодоление цеховой замкнутости при организации типографий первопечатников. Формирование печатной мануфактуры. Замена ручных операций механизмами. Использование наемного труда. Разделение труда и отделение издателей от типографов. Характерные черты типографа-предпринимателя. Формирование новых профессий. Корректорские функции. Становление текстологии. Учет требований производственных процессов при композиционном построении издания. Рационализация типографских процессов набора, печати, иллюстрирования европейскими печатниками- предпринимателями.

Утверждение новых норм потребительских запросов. Инновационные находки первопечатников. Форматы, пропорции, шрифты, переплеты. Типографская марка - признак качества книжного товара. Появление титульного листа. Идентификационное значение выходных данных. Утилитарный характер информации титула для типографий и книжной торговли – сортировки, брошюровки, хранения, учета, транспортировки, заказа.

Производительность первых типографий. Роль конкуренции. Финансовое обеспечение производства книг. Привлечение кредитов и ссуд. Выдача привилегий и получение монопольного права на тираж. Первый кризис перепроизводства и способы его преодоления. Соглашения между владельцами тиража, печатниками, купцами-комиссионерами. Венецианские компании первопечатников. Финансовый риск и банкротства первопечатников.

Торговое посредничество. Появление оптовой торговли книгами. Зарождение специализированных книжных ярмарок. Функции книготорговых агентов - представительские, коммерческие, рекламные. Оптовые сделки-соглашения. Стационарные книжные лавки и разносчики книг. Появление печатной книготорговой рекламы, ее коммерческий характер.

Тема 10. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века

Печатная мануфактура ХVI в. и организация производства книги. Предприниматель-издатель в европейских странах. Взаимоотношения крупных и мелких типографов. Возникновение гильдий как профессиональных объединений печатников и торговцев книгами. Английское акционерное предприятие по выпуску и распространению книг. Положение рабочих в типографском производстве. Конфликты в типографиях, стачки и локауты лионских и франкфуртских типографов.

Предпринимательские начинания русских первопечатников за пределами московского государства. Знакомство с европейским способом печатного производства книги в России. Первый в мире опыт государственного предпринимательства в книжном деле московской Руси. Роль русской церкви в становлении государственной формы предпринимательства. Ремесленный характер деятельности первой русской типографии. Нерасчлененность издательско-редакционной, оформительской и типографской деятельности при подготовке изданий.

Формирование единого европейского книжного рынка. Выбор издательского репертуара и способы его организации в издания. Признаки специализации издательского репертуара. Характеристика изданий русских первопечатников. Тесная взаимосвязь рукописной и печатной книги, соотношение степени их распространенности в читательской среде.

Европейская практика приобретения прав на рукопись. Привилегии и монопольные права. Цензура и контрабандные издания. Функции типографа в обеспечении печатных работ, сохранности тиража. Показатели конкурентоспособности предприятий.

Коммерческие приемы удешевления изданий. Финансовые риски в издании книг новых авторов. Переиздания, как фактор спроса на книжном рынке. Рекламно-идентификационное значение типографской марки, сигнета, девиза.

Создание издательско-книготорговых предприятий и их филиалов. Расширение торговых связей и сбыт европейских книг. Возникновение устойчивых форм общественной потребности в книге. Расширение круга потребителей за счет изданий на национальных языках. Обособление книжной торговли. Появление книжных ярмарок. Издательские и книготорговые каталоги как средство распространения книг.

Тема 11. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке

Не цеховая организация издательско-книготорговой отрасли. Создание государственных типографий. Сочетание функций официальных и частных издателей. Вовлечение торгового капитала в сферу книжного производства. Долевое участие. Вовлечение в книжное производство ученых, художников, авторов как организаторов собственных предприятий. Печать на заказ. Аренда государственных типографий в странах Европы и в России. Деятельность Себастьяна Крамуази во Франции и В.Ф. Бурцова-Протопопова в России. Сочетание интересов государственного и частного книгоиздания. Придворные типографии в европейских странах и Верхняя типография Симеона Полоцкого.

Профессиональные династии типографов. Создание издательских и торговых домов. Централизация книгоиздания и контроль власти над книжным рынком. Ограничение привилегий и роль патронажа. Цензура и борьба против ее ограничений. Введение литературного гонорара. Борьба издателей с незаконными перепечатками. Монополия на репродуцирование произведений художников. Появление новых типов изданий – альбомов и увражей.

Отделение от типографий словолитного производства и гравировального дела. Создание шрифтолитейных предприятий и гравировальных мастерских. Разнообразие шрифтового материала, принципов оформления и иллюстрирования изданий. Появление новых типов изданий: научных, картографических, периодических. Конъюнктура книжного рынка. Спрос и цена на книги. Торговые агенты. Оптовое маклерство. Книжные аукционы. Связи с провинциальными книгопродавцами.

Развитие книжной торговли в России. Участие торгового капитала в распространении книг. Наценка на книги и оживление частного предпринимательства в среде торговых людей. Категории торговых людей, занимающихся продажей книг. Выделение специального книжного ряда и формирование организованного книжного торга. Книготорговый ассортимент, спрос и цены на книги. Конкуренция со стороны частных книгопродавцев государственной системе книжной торговли.

Тема 12. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века

Принципы свободы слова и ограничения на печать в европейских странах. Цензура и арбитраж в области печати. Отмена монопольных привилегий и регламентации книгопроизводства. Слияние предприятий. Образование издательско-книготорговых фирм. Привилегии на частное книгоиздание. Типографии писателей. Любительские типографии. Меценатство. Внедрение новой техники печати и иллюстрирования. Повышение производительности труда и его нормирование. Шрифтолитейное дело. Типометрия.

Государственное предпринимательство в русском книжном деле петровского времени. Правительственная регламентация книжного дела. Сочетание свободы предпринимательства с госзаказом. Печать на заказ частных лиц. Подрядные формы организации труда. Аренда средств производства. Предпринимательство иностранцев в русском книжном деле. Попытки организации частных гравировальных заведений.

Политика государственного протекционизма и Гражданская типография в Москве как первый опыт ведения частного книжного дела. Характеристика изданий частного картографического заведения Киприанова. Попытки монополизации частной книжной торговли и ее регламентации со стороны частных лиц.

Роль книжных ярмарок в развитии частной книжной торговли. Начало международного книгообмена и появление комиссионеров и иностранных книготорговых агентов. Проекты Г. Кланнера, М. Ломоносова о передаче государственной книжной торговли в руки частных лиц. Разрешения на частнопредпринимательскую деятельность иностранцам в России. Привилегии И. Гартунгу, И. Шнору, И. Брейткопфу и др.

Формирование российского законодательства в области печати и ослабление государственной монополии. Указ о вольных типографиях. Дворянские и коммерческие типографии. Преобладание купеческого капитала в книжной сфере. Развитие лубочного производства. Экономические воззрения и частнопредпринимательская деятельность Н.И.Новикова. Создание паевых товариществ, их цели, организация работы. Предпринимательский риск и банкротства.

Появление первых гонораров, переуступка прав и начало превращения литературы в литературную промышленность. Провинциальные книжные предприятия. Книготорговые скидки, кредиты, рассрочка платежа. Продажа книг по подписке, через почтовую рассылку, по каталогам. Торговая реклама. Группы потребителей.

Расширение издательского репертуара: журналы, энциклопедии, альманахи, памфлеты, брошюры. Русский лубок. Ориентация на массовый спрос. Новаторские методы работы над изданиями.



Тема 13. Индустрия книжного производства и предпринимательство в ХIХ веке

Промышленный переворот в книгопечатании. Машинное производство печатной продукции. Формирование полиграфической отрасли. Полиграфическое машиностроение. Тиражная устойчивость и рост производительности

Преодоление одинаковых технологических условий развития издательского предпринимательства. Снижение издержек производства и себестоимости печати. Содержатели печатных заведений, их доминирующая роль в книжном деле. Процесс перетекания купеческого капитала в промышленный. Книга как источник извлечения прибыли. Создание массового типа изданий. Внедрение принципа серийности изданий.

Объединение издательств, полиграфии и книжной торговли. Формы акционирования и виды акционерных компаний. Образование издательских монополий. Дочерние предприятия европейских издательско-книготорговых фирм. Преобладание вывоза книг над вывозом капитала.

Специализированные издательства. Социально-ориентированное предпринимательство и идейные издательства. Художественные типографии. Специфика формирования издательского портфеля и книготоргового ассортимента в различных типах издательско-книготорговых фирм. Общественно-полезные издательские проекты предпринимателей. Расширение типов и видов изданий. Стандартизованные издания. Снижение себестоимости изданий. Рост тиражей. Выработка фирменного стиля.

Капиталистическая конкуренция. Кризисы перепроизводства. Проблема кредитования и создание оборотного капитала. Цензура и конфискации. Борьба предпринимателей с пиратскими изданиями. Авторское право и гонорар. Профессиональные интересы предпринимателей. Рыночная книжная торговля и конъюнктура рынка. Книготорговое посредничество. Способы продвижения книги и пропаганда массового чтения. Литературные клубы. Книжные магазины. Торговые ассоциации-картели. Книжные запросы внутреннего и внешнего рынков. Формирование культуры вкуса потребителей. Расширение емкости книжного рынка.



Тема 14. Частная и государственная форма предпринимательства в книжном деле ХХ века

Цели и стратегия государственного и частного предпринимательства. Усиление влияния законов рынка на предпринимательскую деятельность. Господство рыночной идеологии и коммерциализация труда в книжном бизнесе западных стран. Особенности концентрации капитала в государствах с различным общественно-политическим устройством. Своеобразие планового развития книжного дела в странах капиталистического и социалистического лагеря. Финансовые риски государственных и частных предприятий. Предпринимательский доход и методы борьбы за сверхприбыли в капиталистических странах. Инновационная стратегия издательств и книготорговых предприятий. Курс на массовое книгоиздание. Фактор специализации. Сокращение доли независимых издательств. Университетское книгоиздание. Продажа прав на издание. Тиражная политика. Подходы к подготовке и оформлению изданий. Структура заказооборота в системе государственного и частного предпринимательства. Диверсификация ассортимента в условиях конкуренции и социалистического соревнования. Свободные остатки и методы работы по изучению спроса населения. Свободное и регулируемое ценообразование. Практика фиксированных цен. Внедрение теории “психологической цены”.



Торговое посредничество, его формы и виды. Взаимосвязи книжной торговли с поставщиками печатной продукции. Дистрибьюторы – торговые представители издательств. Каналы сбыта печатной продукции (книготорговые цепи, клубы, подписка, почта, передвижная торговля, прямые продажи и т.д.). Роль единого оптового предприятия. Книжные склады и сокращение звеньев товародвижения. Книготорговая сеть. Специализация книготорговых предприятий. Способы увеличения оборота капитала в книготорговых предприятиях (самообслуживание, свободный доступ, торговля через автоматы, внемагазинная торговля). Система книготорговых скидок. Книготорговые услуги по продвижению книг к потребителю. Реклама и паблисити. Борьба за внешние рынки.

Рабочая программа по дисциплине «История предпринимательства в книжном деле»
251.42kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа по дисциплине Менеджмент в книжном деле

Фигура менеджера во многом становится ведущей. Программа создана с учетом этих особенностей и с учетом основных тенденций в вопросах управления книгоиздающими и книготорговыми пред

201.04kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа по дисциплине Предпринимательство в книжном деле

России, специфики отечественного книжного рынка, сущности законодательных актов, обеспечивающих свободу бизнеса, а также содержание предпринимательской деятельности как функции в о

184.86kb.

18 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «История языкознания»
159.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1809.72kb.

14 09 2014
8 стр.


Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Основы токсикологии Наименование дисциплины Для специальности 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению

228.54kb.

13 10 2014
1 стр.