Перейти на главную страницу
Индекс по учебному плану |
ЦИКЛ |
Компонент | ||
Федеральный |
Национально-региональный (вузовский) |
Элективный | ||
ОПД.Ф.02 |
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины |
|
|
|
Общие математические и естественнонаучные дисциплины |
|
|
| |
Общепрофессиональные дисциплины |
|
|
| |
Специальные дисциплины |
|
|
| |
Дисциплины специализации |
X |
|
|
Форма обучения |
курс |
семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма итогового контроля | |||||||
Всего часов |
Аудиторных часов |
Лекции |
Семинарские (практические) занятия |
Лабораторные занятия |
Курсовая работа |
Курсовой проект |
Самостоятельная работа | ||||
Очная |
1 |
1,2 |
150 |
136 |
68 |
68 |
|
|
|
14 |
экзамен |
Составитель: Куприянова Татьяна Георгиевна, профессор, доктор исторических наук
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _________________________
« »___________ 20__ г., протокол № ________
Зав. кафедрой ____________________/О.Л. Тараканова/
Одобрена Советом факультета издательского дела и журналистики
« »___________ 20__ г., протокол № ________
Председатель______________________
1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины.
Цель изучения дисциплины «История предпринимательства в книжном деле» — формирование исторического взгляда на процесс становления института предпринимательства в мировой практике книжного дела и теоретическое обоснование взгляда на книгу как объект предпринимательской деятельности в системе книжного дела.
Частные цели обучение практическим навыкам распознавания в историческом массиве фактов характерные черты предпринимательства, имеющие теоретическое и практическое значение в современной практике ведения издательского и книготоргового бизнеса, формирование представления о предпринимательстве как важном интеллектуальном ресурсе человеческой цивилизации.
Основной задачей изучения дисциплины является овладение методами:
- поиска и обобщения материалов по истории предпринимательства
- изучения внутренней и внешней предпринимательской среды, свойственной определенным историческим периодам и эпохам
- систематизации исторических данных и статистических сведений о книжном рынке, типах и видах обращающихся книг;
- оценки реального вклада отдельных субъектов книжной предпринимательской деятельности в процесс динамичного развития информационного обмена в обществе;
- анализа оригинальных идей в организации предпринимательской деятельности, учреждения предприятий книжного бизнеса, формирования предпринимательской концепции его ведения и эффективности ее реализации;
- анализа инноваций и определения их роли в книжном предпринимательстве
- обоснования зависимости культуры общества от уровня развития института предпринимательства
1.2. Требования к знаниям и умениям.
В результате изучения дисциплины студент должен
История предпринимательской деятельности основывается на знаниях:
№п/п |
Наименование тем, разделов |
Общая трудоемкость (часов) | |||
Аудиторные занятия (всего часов) |
Лекции |
Практические занятия (семинары) |
Лабораторные занятия | ||
1 |
Введение Тема 1. Теоретические и методологические основы изучения истории предпринимательства в книжном деле. |
8 |
4 |
4 |
|
2 |
Тема 2. Книжное дело как система предпринимательской деятельности и книга как ее объект. |
8 |
4 |
4 |
|
3 |
Тема 3. Историографический обзор материалов по проблемам развития предпринимательства в книжном деле |
8 |
4 |
4 |
|
4 |
Тема 4. Первичные формы информационного обмена |
8 |
4 |
4 |
|
5 |
Тема 5. Исторические типы предпринимательства в Древнем мире |
8 |
4 |
4 |
|
6 |
Тема 6. Предпринимательство на книжном рынке античности |
8 |
4 |
4 |
|
7 |
Тема 7. Монастырские центры книжного предпринимательства |
8 |
4 |
4 |
|
8 |
Тема 8. Ремесленно-предпринимательский характер городских скрипториев |
8 |
4 |
4 |
|
9 |
Тема 9. Предпринимательская деятельность печатных мануфактур |
8 |
4 |
4 |
|
10 |
Тема 10. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века |
8 |
4 |
4 |
|
11 |
Тема 11. Коммерциализация книжной отрасли в ХVII веке |
8 |
4 |
4 |
|
12 |
Тема 12. Предпринимательство на книжном рынке ХVIII века |
16 |
8 |
8 |
|
13 |
Тема 13. Индустрия книжного производства и предпринимательская инициатива в ХIХ веке |
16 |
8 |
8 |
|
14 |
Тема 14. Частная и государственная форма предпринимательства в книжном деле ХХ века |
16 |
8 |
8 |
|
|
итого |
136 |
68 |
68 |
|
2.2. Содержание разделов и тем дисциплины
Структура дисциплины «История предпринимательства в книжном деле», ее место в программе профессиональной подготовке специалистов книжного дела.
Сущность, задачи и цели изучения предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Основные направления предпринимательской деятельности в сфере полиграфии и книжного дела. Характерные черты предпринимательства, отражающие специфику отрасли.
Тема 1. Теоретические и методологические основы изучения истории предпринимательства в книгоиздании
Производство, обращение и потребление как базисные основания экономических отношений в обществе. Сравнительно-семантический анализ понятий “коммерция”, “предпринимательство”, “бизнес”. Развитие теоретических взглядов в экономической науке западных стран. Понятие предпринимательства в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса. Этап научного осознания института предпринимательства. Вклад в науку о предпринимательстве теорий И. Шумпетера, В. Зомбарта, А. Маслоу, Ф. Хайека. Базовые признаки предпринимательства и основные черты предпринимателя. Понимание предпринимательства как важного национального ресурса. Материальное производство и его исторические формы.
Книга как объект предпринимательской деятельности. Понятие книги как овеществленного интеллектуального ресурса общества и процесс воспроизводства интеллектуального потенциала общества. Единство содержательной, знаковой и материально-конструктивной формы книги. Межличностная коммуникация во времени и пространстве, опосредованная товарно-денежными отношениями. Товарная форма книги. Соотношение понятий книга и издание, рукопись и рукописная книга, копия и тираж. Историческая эволюция статусных свойств книги. Книга как носитель сакрального знания, как источник дохода и как средство получения прибыли.
Системный характер книжного дела и реализация коммуникативной функции книги. Системные взаимосвязи внутреннего и внешнего характера. Равновесное состояние системы книжного дела и факторы влияния на ее модификацию. Объективный и субъективный характер факторов влияния и превентивные меры.
Процессы создания книги, организации авторской рукописи в издание, копирование и тиражирование произведений, переход их в сферу книжной торговли и последующее потребление. Потребность книги в обществе и реализация ее потребительских свойств и качеств. Чтение как способ потребления книги и затраты времени читателей. Жизненный цикл книги и ее многократное потребление. Повторное обращение изданий – исторический критерий предпринимательской деятельности.
Коммерческие взгляды и предложения отечественных книжников ХVIII в.: Киприанова, Вейтбрехта, Гартунга, Новикова. Акцент на экономические аспекты предпринимательской деятельности в высказываниях издателей и книгопродавцев первой половины ХIХ века – И.П. Глазунова, О.И. Сенковского, В.А. Плавильщикова. Формы книгоиздательской и книготорговой деятельности в оценке Н.А. Серно-Соловьевича. Полемика на страницах периодических изданий второй половины ХIХ века по поводу осознания книги как товара и специфики книжного предпринимательства. Обсуждение проблем процентной уступки, монополии на книги, конкуренции, тарифов на перевозки, акцизов на бумагу. Вклад Н.Г. Мартынова в разработку проблем кредитования, создания книгопродавческой складчины и общества взаимного кредита.
Советская школа ученых о книге и книжном деле. Рассмотрение книги как товара в полемике 1920-х годов. Работы Г.И. Поршнева о причинах кризисов и затоваренности в книжном деле. Здобнов Н.В. о проблемах экономики книги. Период господства марксистско-ленинской философии как основы развития науки о книге. Акцент на духовную и идеологическую составляющую книги. Смена исторической парадигмы и становление нового этапа в теоретическом обосновании института предпринимательства в книжном деле в исследованиях А.А. Говорова, Б.С. Есенькина, Ю.Ф. Майсурадзе, Ю.А. Горшкова, М.Д. Крыловой. История развития форм и видов предпринимательской деятельности в трудах Е.А. Динерштейна, Ю.А. Горшкова, А.Ф. Когана, Т.И. Фроловой, Т.Г. Куприяновой. Степень разработанности проблемы книжного предпринимательства и перспективы научного изучения. Актуализация исследований специфики книги как объекта предпринимательской деятельности.
Тема 4. Первичные формы информационного обмена
Внутриплеменной бесконтактный обмен информацией и нетоварный характер меновых отношений. Телопись и татуировка как нетоварные формы обмена информацией на ранних стадиях развития первобытного общества. Использование природных материалов и приспособление их под нужды закрепления и передачи информации. Разделение труда и формирование меновых отношений. Появление стоимостных эквивалентов. Стоимость и приплата. Дарообмен. Коллективное потребление информации. Ограниченность во времени и пространстве первичных форм информационного обмена.
Глиняные книги народов Шумера, Ассиро-Вавилонии, Аккада. Орудия труда и материальные предметы письма. Копийный характер производства. Школы переписчиков. Восприятие книги как носителя сакрального знания.
Восточный базар и остатки шумеро-вавилонских книжных лавок. Персонифицированный обмен. Прямой обмен и опосредованный. Примитивная цена. Эталоны цен (скот, злаки, раковины каури, глиняные жетоны).
Библиотеки древнего мира как признак социальной стратификации и кастовой принадлежности. Верховная власть – олицетворение предпринимательских усилий в создании библиотек. Организаторы переписки книг – Ассурбанипал, Евмен II, Птолемей П и др. Живые книги-рабы и подневольный труд. Общественно-полезная деятельность жрецов по приумножению и сохранению информационного богатства.
Секрет производства писчего материала – папируса. Фабрикант папирусов Фанний. Египетская монополия на производство и распространение папируса, первый опыт конкуренции со стороны производителей пергамена. Расширение торговых связей Древнего мира. Поставка книг в Александрию из Афин. Мера стоимости. Примеры неценового обмена книгами. Появление весовых денег и слитков. Восприятие книги как реликвии и предмета престижного потребления. Архивы книг и способы их хранения. Утилитарное предназначение различных элементов свитков – умбилик, лбов, футляров, титулов. Начало систематизации книжных фондов. Таблицы Каллимаха.
Тема 6. Предпринимательство на книжном рынке античности
Производство книг в Греции и Риме. Книгописные мастерские античности. Приемы нормирования труда. Предприниматели-организаторы труда каллиграфов. Ведущая роль мастерской Помпония Аттика. Смена исторической формы книги и появление книги-кодекса. Появление новых элементов книги при переходе от свитка к кодексу – стандартного листа, рекламанта, сигнатуры. Расширение практики редактирования текстов. Проявление доходности в книжном производстве и появление конкуренции. Отсутствие авторского права и ущемление интересов авторов, их борьба с проявлениями самовольного вторжения в текст произведений.
Античные агоры и форумы – центры торговли и организация книжных ларей для продажи книг. Профессия книготорговца – библиопола, его способы работы с книгой. Книгообмен. Ценностные качества книги – основа отношений обмена. Книга как часть богатства. Увеличение спроса на книги. Публичные, храмовые и личные библиотеки как показатель спроса на книги. Общественные формы потребления : диспуты, симпозиумы, состязания. Первые руководства и наставления о приобретении и пользовании книгами.
Тема 7. Монастырские центры книжного предпринимательства
Монополия церкви на книжное производство. Канонизация текстов и их воспроизведения. Скриптории и роль бенедиктинских монастырей в распространении книги. Русские монастыри как центры книгописания. Организация работы монастырских скрипториев и копийный характер размножения рукописей. Ручной труд и зачатки специализации. Зарождение и развитие переплетного мастерства, виды ранних переплетов. Выработка норм оформления рукописных книг - компоновки страниц, рубрик, инициалов, мотивов орнаментов. Формирование профессиональных школ переписчиков. Уровень образованности писцов и культура подготовки рукописной книги. Книга как носитель сакрального знания, преобладание традиции переписки книг для нужд духовной корпорации. Храмы и домовые церкви как основные потребители книг.
Возникновение отношений обмена на договорной основе. Прямые обменные операции и договор между физическими лицами. Организация работы по заказам. Финансирование работ по выполнению рукописных манускриптов. Объемы книжного производства и характеристика основных потребителей книги. Чтение вслух как форма потребления книги.
Условия развития и характер торговли в раннем средневековом обществе. Основные торговые пути. Караванная торговля. Возникновение и действие торговых рынков. Складничество как ранняя форма кооперации купцов. Концентрация торговли возле военных крепостей и монастырей. Первые упоминания о продаже книг и цены на книги.
Ремесленный способ производства книг и превращение книги в средство заработка. Цеховые объединения художников, переписчиков, переплетчиков. Регламентация труда в книгописных мастерских. Ограничение конкуренции. Запрет на рекламу. Углубление специализации в книжном производстве. Выделение профессий рубрикатора, иллюминатора, миниатюриста, рисовальщика. Отделение переплетного цеха. Кооперация труда и создание артелей. Рост производительности труда в книгописных мастерских. Приемы ускорения подготовки рукописей. Разновидности почерков, их эволюция в зависимости от роста потребностей в книге. Процесс создания макетов книги. Шаблоны и трафареты. Модельные образцы и выдача их за плату в мастерские. Ремесленные книги и практические руководства.
Университетский скрипторий, организация копирования, хранения и использования кодексов. Профессия либрария, его функции. Появление новых групп потребителей и расширение книжного рынка. Атрибутивные признаки западноевропейских и отечественных средневековых манускриптов.
Книга как источник дохода. Организация переписки на продажу. Искажение канонических текстов, снижение качества подготовки рукописей. Вкусы заказчиков и деление кодексов на роскошные и обиходные. Стоимость и цена книг. Палимпсесты. Значение бумаги для снижения стоимости книг и расширения читательской аудитории.
Продажа манускриптов в условиях товарно-денежных отношений. Регламентация книжной торговли Статутом 1323 года. Продажа книг на рынках и ярмарках, в ремесленных мастерских и книжных лавках. Книготорговые анонсы и объявления о книгах. Повторное обращение книги.
Тема 9. Предпринимательская деятельность в период печатных мануфактур
Опережающее развитие капиталистических отношений в книгопечатании. Бумажное производство, стандартизация в отливке бумаги. Эра бумажного кодекса. Унификация форматов. Механический способ размножения копий. Гравировальные доски – новый вид товара на книжном рынке.
Ксилографический блокбух и его разновидности как первый тип массового издания. Резьба по дереву и расцвечивание ксилографий – новые виды профессиональной деятельности ремесленников. Мастера-патентщики. Деятельность выдающихся мастеров – граверов А. Дюрера, Г. Гольциуса, М. Шонгауэра, У. Графа и др.
Изобретение печатных процессов и монополия на типографский способ производства книги. Преодоление цеховой замкнутости при организации типографий первопечатников. Формирование печатной мануфактуры. Замена ручных операций механизмами. Использование наемного труда. Разделение труда и отделение издателей от типографов. Характерные черты типографа-предпринимателя. Формирование новых профессий. Корректорские функции. Становление текстологии. Учет требований производственных процессов при композиционном построении издания. Рационализация типографских процессов набора, печати, иллюстрирования европейскими печатниками- предпринимателями.
Утверждение новых норм потребительских запросов. Инновационные находки первопечатников. Форматы, пропорции, шрифты, переплеты. Типографская марка - признак качества книжного товара. Появление титульного листа. Идентификационное значение выходных данных. Утилитарный характер информации титула для типографий и книжной торговли – сортировки, брошюровки, хранения, учета, транспортировки, заказа.
Производительность первых типографий. Роль конкуренции. Финансовое обеспечение производства книг. Привлечение кредитов и ссуд. Выдача привилегий и получение монопольного права на тираж. Первый кризис перепроизводства и способы его преодоления. Соглашения между владельцами тиража, печатниками, купцами-комиссионерами. Венецианские компании первопечатников. Финансовый риск и банкротства первопечатников.
Торговое посредничество. Появление оптовой торговли книгами. Зарождение специализированных книжных ярмарок. Функции книготорговых агентов - представительские, коммерческие, рекламные. Оптовые сделки-соглашения. Стационарные книжные лавки и разносчики книг. Появление печатной книготорговой рекламы, ее коммерческий характер.
Тема 10. Предпринимательские инновации на книжном рынке ХVI века
Печатная мануфактура ХVI в. и организация производства книги. Предприниматель-издатель в европейских странах. Взаимоотношения крупных и мелких типографов. Возникновение гильдий как профессиональных объединений печатников и торговцев книгами. Английское акционерное предприятие по выпуску и распространению книг. Положение рабочих в типографском производстве. Конфликты в типографиях, стачки и локауты лионских и франкфуртских типографов.
Предпринимательские начинания русских первопечатников за пределами московского государства. Знакомство с европейским способом печатного производства книги в России. Первый в мире опыт государственного предпринимательства в книжном деле московской Руси. Роль русской церкви в становлении государственной формы предпринимательства. Ремесленный характер деятельности первой русской типографии. Нерасчлененность издательско-редакционной, оформительской и типографской деятельности при подготовке изданий.
Формирование единого европейского книжного рынка. Выбор издательского репертуара и способы его организации в издания. Признаки специализации издательского репертуара. Характеристика изданий русских первопечатников. Тесная взаимосвязь рукописной и печатной книги, соотношение степени их распространенности в читательской среде.
Европейская практика приобретения прав на рукопись. Привилегии и монопольные права. Цензура и контрабандные издания. Функции типографа в обеспечении печатных работ, сохранности тиража. Показатели конкурентоспособности предприятий.
Коммерческие приемы удешевления изданий. Финансовые риски в издании книг новых авторов. Переиздания, как фактор спроса на книжном рынке. Рекламно-идентификационное значение типографской марки, сигнета, девиза.
Создание издательско-книготорговых предприятий и их филиалов. Расширение торговых связей и сбыт европейских книг. Возникновение устойчивых форм общественной потребности в книге. Расширение круга потребителей за счет изданий на национальных языках. Обособление книжной торговли. Появление книжных ярмарок. Издательские и книготорговые каталоги как средство распространения книг.
Тема 11. Предпринимательство в книжной отрасли в ХVII веке
Не цеховая организация издательско-книготорговой отрасли. Создание государственных типографий. Сочетание функций официальных и частных издателей. Вовлечение торгового капитала в сферу книжного производства. Долевое участие. Вовлечение в книжное производство ученых, художников, авторов как организаторов собственных предприятий. Печать на заказ. Аренда государственных типографий в странах Европы и в России. Деятельность Себастьяна Крамуази во Франции и В.Ф. Бурцова-Протопопова в России. Сочетание интересов государственного и частного книгоиздания. Придворные типографии в европейских странах и Верхняя типография Симеона Полоцкого.
Профессиональные династии типографов. Создание издательских и торговых домов. Централизация книгоиздания и контроль власти над книжным рынком. Ограничение привилегий и роль патронажа. Цензура и борьба против ее ограничений. Введение литературного гонорара. Борьба издателей с незаконными перепечатками. Монополия на репродуцирование произведений художников. Появление новых типов изданий – альбомов и увражей.
Отделение от типографий словолитного производства и гравировального дела. Создание шрифтолитейных предприятий и гравировальных мастерских. Разнообразие шрифтового материала, принципов оформления и иллюстрирования изданий. Появление новых типов изданий: научных, картографических, периодических. Конъюнктура книжного рынка. Спрос и цена на книги. Торговые агенты. Оптовое маклерство. Книжные аукционы. Связи с провинциальными книгопродавцами.
Развитие книжной торговли в России. Участие торгового капитала в распространении книг. Наценка на книги и оживление частного предпринимательства в среде торговых людей. Категории торговых людей, занимающихся продажей книг. Выделение специального книжного ряда и формирование организованного книжного торга. Книготорговый ассортимент, спрос и цены на книги. Конкуренция со стороны частных книгопродавцев государственной системе книжной торговли.
Тема 12. Предпринимательская стратегия на книжном рынке ХVIII века
Принципы свободы слова и ограничения на печать в европейских странах. Цензура и арбитраж в области печати. Отмена монопольных привилегий и регламентации книгопроизводства. Слияние предприятий. Образование издательско-книготорговых фирм. Привилегии на частное книгоиздание. Типографии писателей. Любительские типографии. Меценатство. Внедрение новой техники печати и иллюстрирования. Повышение производительности труда и его нормирование. Шрифтолитейное дело. Типометрия.
Государственное предпринимательство в русском книжном деле петровского времени. Правительственная регламентация книжного дела. Сочетание свободы предпринимательства с госзаказом. Печать на заказ частных лиц. Подрядные формы организации труда. Аренда средств производства. Предпринимательство иностранцев в русском книжном деле. Попытки организации частных гравировальных заведений.
Политика государственного протекционизма и Гражданская типография в Москве как первый опыт ведения частного книжного дела. Характеристика изданий частного картографического заведения Киприанова. Попытки монополизации частной книжной торговли и ее регламентации со стороны частных лиц.
Роль книжных ярмарок в развитии частной книжной торговли. Начало международного книгообмена и появление комиссионеров и иностранных книготорговых агентов. Проекты Г. Кланнера, М. Ломоносова о передаче государственной книжной торговли в руки частных лиц. Разрешения на частнопредпринимательскую деятельность иностранцам в России. Привилегии И. Гартунгу, И. Шнору, И. Брейткопфу и др.
Формирование российского законодательства в области печати и ослабление государственной монополии. Указ о вольных типографиях. Дворянские и коммерческие типографии. Преобладание купеческого капитала в книжной сфере. Развитие лубочного производства. Экономические воззрения и частнопредпринимательская деятельность Н.И.Новикова. Создание паевых товариществ, их цели, организация работы. Предпринимательский риск и банкротства.
Появление первых гонораров, переуступка прав и начало превращения литературы в литературную промышленность. Провинциальные книжные предприятия. Книготорговые скидки, кредиты, рассрочка платежа. Продажа книг по подписке, через почтовую рассылку, по каталогам. Торговая реклама. Группы потребителей.
Расширение издательского репертуара: журналы, энциклопедии, альманахи, памфлеты, брошюры. Русский лубок. Ориентация на массовый спрос. Новаторские методы работы над изданиями.
Промышленный переворот в книгопечатании. Машинное производство печатной продукции. Формирование полиграфической отрасли. Полиграфическое машиностроение. Тиражная устойчивость и рост производительности
Преодоление одинаковых технологических условий развития издательского предпринимательства. Снижение издержек производства и себестоимости печати. Содержатели печатных заведений, их доминирующая роль в книжном деле. Процесс перетекания купеческого капитала в промышленный. Книга как источник извлечения прибыли. Создание массового типа изданий. Внедрение принципа серийности изданий.
Объединение издательств, полиграфии и книжной торговли. Формы акционирования и виды акционерных компаний. Образование издательских монополий. Дочерние предприятия европейских издательско-книготорговых фирм. Преобладание вывоза книг над вывозом капитала.
Специализированные издательства. Социально-ориентированное предпринимательство и идейные издательства. Художественные типографии. Специфика формирования издательского портфеля и книготоргового ассортимента в различных типах издательско-книготорговых фирм. Общественно-полезные издательские проекты предпринимателей. Расширение типов и видов изданий. Стандартизованные издания. Снижение себестоимости изданий. Рост тиражей. Выработка фирменного стиля.
Капиталистическая конкуренция. Кризисы перепроизводства. Проблема кредитования и создание оборотного капитала. Цензура и конфискации. Борьба предпринимателей с пиратскими изданиями. Авторское право и гонорар. Профессиональные интересы предпринимателей. Рыночная книжная торговля и конъюнктура рынка. Книготорговое посредничество. Способы продвижения книги и пропаганда массового чтения. Литературные клубы. Книжные магазины. Торговые ассоциации-картели. Книжные запросы внутреннего и внешнего рынков. Формирование культуры вкуса потребителей. Расширение емкости книжного рынка.
Цели и стратегия государственного и частного предпринимательства. Усиление влияния законов рынка на предпринимательскую деятельность. Господство рыночной идеологии и коммерциализация труда в книжном бизнесе западных стран. Особенности концентрации капитала в государствах с различным общественно-политическим устройством. Своеобразие планового развития книжного дела в странах капиталистического и социалистического лагеря. Финансовые риски государственных и частных предприятий. Предпринимательский доход и методы борьбы за сверхприбыли в капиталистических странах. Инновационная стратегия издательств и книготорговых предприятий. Курс на массовое книгоиздание. Фактор специализации. Сокращение доли независимых издательств. Университетское книгоиздание. Продажа прав на издание. Тиражная политика. Подходы к подготовке и оформлению изданий. Структура заказооборота в системе государственного и частного предпринимательства. Диверсификация ассортимента в условиях конкуренции и социалистического соревнования. Свободные остатки и методы работы по изучению спроса населения. Свободное и регулируемое ценообразование. Практика фиксированных цен. Внедрение теории “психологической цены”.
13 10 2014
1 стр.
Фигура менеджера во многом становится ведущей. Программа создана с учетом этих особенностей и с учетом основных тенденций в вопросах управления книгоиздающими и книготорговыми пред
18 12 2014
1 стр.
России, специфики отечественного книжного рынка, сущности законодательных актов, обеспечивающих свободу бизнеса, а также содержание предпринимательской деятельности как функции в о
18 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
14 09 2014
8 стр.
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению
13 10 2014
1 стр.