Перейти на главную страницу
Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
________________/ Е.Ю. Булыгина/
Протокол №8 «30» мая 2012
Обсуждена на заседании кафедры
экономики и управления
Протокол № 6а от «27» февраля 2012 г.
________________ / Л.А. Журавлева/
ПРОГРАММА по дисциплине
Менеджмент в книжном деле
Специальность:
021500 Издательское дело и редактирование
(квалификация – специалист книжного дела)
Составитель:
О.Н. Альшевская, канд. ист. наук, доцент
Новосибирск 2011
Пояснительная записка
Курс «Менеджмент в книжном деле» входит в цикл дисциплин специализации и имеет целью изучение менеджмента основных отраслей книжного дела: издательской деятельности, полиграфии, книгораспространении как через освоение теоретического материала и работу на практических занятиях, так и через систематическое выполнение самостоятельных работ по основным разделам дисциплины.
Учебно-методический комплекс составлен на основе современных публикаций по вопросам менеджмента в книжном деле и соответствует требованиям ГОС. Преподавание дисциплины предполагает изложение понятия и сущности менеджмента в книжном деле; его целей и задач; эволюция теории менеджмента в России и за рубежом; рассматривает предприятие как субъект управления; виды объектов управленческой деятельности; системный подход к организации управления; требования, предъявляемый к менеджеру; основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль; информационное обеспечение управления предприятием.
Современное состояние вопроса – проблемы управления – особо актуальны в современном книжном деле, в связи с переходом от государственной монополии к рыночным отношениям. Фигура менеджера во многом становится ведущей. Программа создана с учетом этих особенностей и с учетом основных тенденций в вопросах управления книгоиздающими и книготорговыми предприятиями.
Данный курс ориентирован на формирование у студентов творческого мышления, способствующего успешному управлению конкретными процессами в организациях издательского дела, полиграфии, книгораспространения.
1. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Менеджмент в книжном деле» изучается студентами на четвертом курсе обучения, т.е. после усвоения ими таких базовых для данной дисциплины предметов, как «Экономика», «Маркетинг в книжном деле». Накопленный объем знаний у студентов позволяет воспринимать эту дисциплину как интегрирующую, обеспечивающую осмысление практических задач книгоиздания и книгораспространения на новом уровне понимания.
2. Цели и задачи дисциплины
Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Менеджмент в книжном деле» является формирование у студентов современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях книжного бизнеса, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли подобных организаций в системе хозяйства страны.
В результате изучения курса слушатели должны знать:
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины |
158 |
7 |
Аудиторные занятия |
76 |
7 |
Лекции |
48 |
7 |
Практические занятия (ПЗ) |
26 |
7 |
Семинары |
|
|
Лабораторные |
|
|
и др. виды аудит. занятий |
|
|
Самостоятельная работа |
74 |
7 |
Расчетно-графические работы (контрольные) |
|
|
Реферат |
|
|
и др. виды самостоятельной работы (доклады, коллоквиумы, индивидуальные консультации) |
|
|
Вид итогового контроля |
экзамен |
1 |
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. |
Цели и задачи менеджмента. Эволюция теории менеджмента в России и за рубежом Предмет и задачи курса. Управление в условиях рыночной экономики. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Наука и практика управления. Концепции менеджмента. Конечная цель менеджмента. Характерные черты (экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты) и стадии (стратегическое и оперативное управление, контроль). |
2. |
Менеджер и его роль в книжном деле |
Требования, предъявляемые к менеджеру Понятие «менеджер». Основные роли менеджера. Характер труда и профессиональная компетенция менеджера. Функции менеджера в книжном бизнесе (исследование рынка, продажи, реклама, продвижение книги и стимулирование сбыта, паблисити). Общие требования к менеджеру любого уровня. |
3. |
Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности |
Классификация издательских и книготорговых структур. Организация как основа менеджмента. Организационная структура фирмы. Уровни управления и их функции. Общие принципы управления издательством и книготорговым предприятиям. Важнейшие функции внутрифирменного управления. Маркетинг как специфическая функция управления. Инновационный менеджмент на предприятии книжного дела. |
4. |
Системный подход к организации управления |
Менеджмент как система. Выработка целей и стратегий развития фирмы. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений. Оптимизация решений на разных уровнях управления. |
5. |
Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль |
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, виды планов. Перспективное внутрифирменное планирование, его виды и цели. Среднесрочное и текущее планирование. Организационные формы внутрифирменного планирования. Особенности организационных структур менеджмента в издательствах и книготорговых организациях на современном этапе. Политика мотивации. Анализ результатов деятельности фирмы и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей. |
6. |
Информационное обеспечение управления предприятием |
Содержание и требования , предъявляемые к информации. Значение внутрифирменной информации. Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной системы информации. Внешние каналы информации. Технология информационной деятельности (материально-техническая база, виды технических средств, виды информационных технологий, информационные базы данных). |
7. |
Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента |
Содержание понятия «предпринимательская среда». Анализ внутренней предпринимательской среды. Анализ внешней предпринимательской среды (анализ рыночных отношений, анализ спроса и предложения, анализ продвижения товара на рынке, анализ требований потребителя к товару, анализ хозяйственных связей, анализ общеэкономических факторов). |
5. 2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Основы менеджмента |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
2. |
Экономическая теория |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
3. |
Маркетинг |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
4. |
Предпринимательство в книжном деле |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Раздел |
Лекции |
ПЗ |
ЛЗ |
СР |
1. |
Понятие и сущность менеджмента в книжном деле. |
6 |
|
|
6 |
2. |
Менеджер и его роль в книжном деле |
6 |
4 |
|
10 |
3. |
Предприятие как субъект управления. Виды и объекты управленческой деятельности |
8 |
6 |
|
14 |
4. |
Системный подход к организации управления |
6 |
4 |
|
10 |
5. |
Основные функции управления в книжном деле: планирование, организация, мотивация, контроль |
6 |
4 |
|
10 |
6. |
Информационное обеспечение управления предприятием |
6 |
2 |
|
8 |
7. |
Менеджмент в книжном деле: внутренняя и внешняя среда менеджмента |
10 |
6 |
|
16 |
|
Всего: |
48 |
26 |
|
74 |
Не предусмотрены.
Для достижения поставленной цели программа включает лекции, практические занятия в форме семинаров, деловых игр, дискуссии, анализ конкретных управленческих ситуаций в организациях книжного бизнеса, решение ситуационных задач и использование тестов для контроля полученных знаний. Логика их размещения обусловлена последовательностью изложения общих и частных проблем менеджмента в книжном деле.
1. Мескон, Майкл.
Основы менеджмента = Management / M. H. Mescon, M. Albert, F. Khedouri / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. - Москва : Вильямс, 2009. - 672 с. : табл., схемы - Библиогр.: с. 651-654. - Словарь: c. 638-650. - Предм. указ.: с. 655-665. - ISBN 978-5-8459-1060-8 (рус.). - ISBN 0-0604-4415-0 (англ.).
2. Дятлов, Александр Николаевич.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электронный источники |
Отраслевые научные и научно-практические издания: журналы «Полиграфист и издатель», «Витрина читающей России», «Книжный бизнес», «Книжное дело», «Книжная индустрия» и др.; сборники «Книга. Исследования и материалы», «Редактор и книга», «Издательское дело» и др.
1.Выбрать страну и по публикациям в СМИ составить обзор издательского дела в стране. Материалы представить в электронном варианте для сайта кафедры.
2.На основе изучения содержания профессиональных журналов собрать подборку материалов по одной ведущих издательских и/или книготорговых компаний зарубежных стран.
3.Провести ситуационный анализ и составить прогноз развития издательского дела по одному из направлений.
4.Описать издательскую политику одного из российских издательств.
5.Описать книготорговую политику одной из российских книготорговых компаний.
1.Подобрать по профессиональной периодике публикации об одном из крупных российских издательств. Материал предоставить на кафедру в электронном варианте.
Задания к зачету являются формами промежуточного контроля по дисциплине, поэтому их выполнение наиболее плодотворно после непосредственного изучения теоретического материала. Выполнение работы с опозданием, как правило, требует от студентов затрат большего количества времени, чем при своевременной подготовке заданий.
1. Управление как вид деятельности человека. Содержание управленческой деятельности.
2. Концепции менеджмента и основные парадигмы управления.
3. Типология менеджмента. Использование типологии менеджмента в практике управления.
4. Функции менеджмента в книжном бизнесе.
5. Уровни управления и их функции. Общие требования к менеджеру любого уровня.
6. Принципы менеджмента и их реализация как основа менеджмента. Формальные и неформальные организации.
7. Организация как основа менеджмента. Формальные и неформальные организации.
8. Классификация издательских и книготорговых структур.
9. Бюрократические и органические структуры, их характеристики.
10. Типы бюрократических организационных структур, их достоинства и недостатки.
11. Типы органических организационных структур.
12. Инновационный менеджмент в организациях книжного дела.
13. Методология менеджмента: пути, средства и возможности достижения цели.
14. Использование ситуационного подхода в управлении организацией.
15. Использование системного подхода в управлении организацией.
16. Имидж организаций книжного дела, его составные элементы.
17. Модели и методы принятия решений.
18. Природа и характеристика управленческого решения. Классификация решений. Процесс принятия решений.
19. Содержание, цели, задачи внутрифирменного планирования.
20. Процесс стратегического планирования в организации.
21. Тактическое планирование. Связь тактики со стратегией.
22. Организация как функция и процесс управления. Принципы делегирования полномочий в организациях книжного дела.
23. Координация как функция управления.
24. Этапы процесса контроля в управлении организацией.
25. Модели и методы контроля.
26. Характеристики эффектного контроля.
27. Виды контроля в организациях книжного дела.
28. Основы и процесс мотивации.
29. Теории содержания мотивации.
30. Теории процесса мотивации.
31. Мотивация деятельности в организациях книжного дела.
32. Содержания и требования, предъявляемые к информации.
33. Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной системы информации.
34. Внешние каналы информации.
35. Технология информационной деятельности.
36. Уровни конфликтов в организации, методы разрешения конфликтных ситуаций.
37. Организация как система.
38. Внутренняя среда организации книжного дела.
39. Внешняя среда организации книжного дела.
40. Управление изменениями в организациях книжного дела.
Разработчики:
Кафедра экономики ИФМИП О. Н. Альшевская
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
-------------------------- ----------------------------- -----------------------------
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Фигура менеджера во многом становится ведущей. Программа создана с учетом этих особенностей и с учетом основных тенденций в вопросах управления книгоиздающими и книготорговыми пред
18 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
России, специфики отечественного книжного рынка, сущности законодательных актов, обеспечивающих свободу бизнеса, а также содержание предпринимательской деятельности как функции в о
18 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Охватывает практически все стороны жизнедеятельности организации
11 10 2014
20 стр.
Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического Председатель Филонович С. Р. менеджмента Зав. Кафедрой Филинов Н. Б
01 09 2014
3 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 080500. 62 «Менеджмент», 080200. 62 "Менеджмент"
25 12 2014
3 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.
08 10 2014
1 стр.