Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА»


составлена покредитно-модульно-рейтинговому принципу


для направления(специальности)13040065 «Горное дело»

для специализаций«Открытые горные работы»

«Подземная разработка пластовых месторождений»

«Маркшейдерское дело»

«Технологическая безопасность и горноспасательное дело»
Новочеркасск 2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по ОД ФГБОУ ВПО ЮРГТУ(НПИ)

______________ Л.И.Щербакова

_________________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине С.1.1.06 «Экономика и менеджмент

горного производства.»

для направления(специальности)13040065 «Горное дело»
для специализаций «Открытые горные работы»

«Подземная разработка пластовых месторождений»

«Маркшейдерское дело»

«Технологическая безопасность и горноспасательное дело»
Факультетгеологии, горного и нефтегазового дела
Кафедра«Горное дело»

Курс 5


Семестр 10


Лекции 34 (час.)


Экзамен не планируется

Зачет 10 (семестр)

Практические

(семинарские) занятия 16 (час.)



Всего самостоятельной работы 58 (час.), из них:

плановая работа 36 час

курсовой проект не планируется

курсовая работа 10(семестр) 36 часов

реферат не планируется

домашнее задание не планируется

контрольная работа (ЗФО) не планируется



индивидуальная работа 10 (час.)

домашняя работа 12 (час)


Лабораторные занятия не планируется





Всего аудиторных 50 (час.)




ИТОГО по дисциплине 108 (час.)

ИТОГО по дисциплине 3 (ЗЕТ)

2011 г.
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по ФГОС, переутвержденного ученым советом ЮРГТУ (НПИ) протоколом №4 от 29.12.2011г.

и примерной программы – Экономика и менеджмент горного производства


Рабочую программу составил ст. преп. Титов А.Н.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Горное дело»,

утверждена протоколом №13 от «21 июня» 2011 г.


Заведующий кафедрой проф., д.т.н. Разоренов Ю.И./___________________/

Заведующий кафедрой МДиГ_/д.т.н., проф. Калинченко В.М./

« » 2011 г. Протокол №
Заведующий кафедрой БЖД и ООС_/к.т.н., проф. Фролов А.В../

« » 2011 г. Протокол №



Содержание


1.1 Цели и задачи изучения дисциплины 5

1.3 Связь с предшествующими дисциплинами 5

1.4. Связь с последующими дисциплинами. 6

1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 6

3.1 Содержание модуля 1 (35 часов) 9

3.1.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 9

3.1.2 Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах 10

3.1.3 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 10

3.1.4 Разделы курсовой проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика 10

3.1.5 Самостоятельная работа студентов 10

3.1.6 Самоконтроль полученных знаний 11

3.1.7 Учебно-методические материалы по модулю 11

3.2.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 11

3.2.2 Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах 12

3.2.3 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 12

3.2.4 Разделы курсовой проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика 13

3.2.5 Самостоятельная работа студентов 13

3.2.6 Самоконтроль полученных знаний 13

3.2.7 Учебно-методические материалы по модулю 13

3.3.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 13

3.3.2 Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах 15

3.3.3 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 15

3.3.4 Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика 15

3.3.5 Самостоятельная работа студентов 15

3.3.6 Самоконтроль полученных знаний 15

3.3.7 Учебно-методические материалы по модулю 16

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 16

5 УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКИ, НИР 17

6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 17

6 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 18

6.1 Вопросы к модулю №1 (темы 1 - 7) 18

6.2 Вопросы к модулю № 2 (темы 8-15) 20

6.3 Вопросы к модулю №3 (темы 16-22) 22



7 ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ 24

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 24

10.КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (РЕЙТИНГ - ПЛАН) 24


1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ООП

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины


Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области экономики и менеджмента открытых горных работ, необходимых для успешной деятельности специалиста в условиях рыночной экономики.

Основные задачи дисциплины:

  • изучение особенностей проявления экономических законов в деятельности горных предприятий, правовые основы этой деятельности;

  • получение представления об основах экономики предприятия – его материальной базе и персонале, об основных экономических категориях – производительности труда, себестоимости, прибыли, рентабельности, цене, кредитах, налогах и др.;

  • изучение сущности и форм организации производственных процессов на горных предприятиях.

  • расчет величины технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

  • проведение технико-экономических расчетов по обоснованию отдельных горнотехнических параметров горных предприятий в условиях рынка;

выполнение анализа управленческих проблем и выработка эффективных решений в условиях неопределенности информации и экстремальных производственных

1.2 Краткая характеристика дисциплины и ее место в учебном процессе.


Дисциплина «Экономика и менеджмент горного производства» является важной составляющей в технической подготовке инженера. Курс знакомит студента с основными понятиями экономики горного производства, позволяя повысить эффективность ьтруда будущего инженера путем интеграции технических и экономических знаний в единый технико-экономический комплекс. Дисциплина является обязательной частью образовательной программы, относится к гуманитарному ,социальному и экономическому циклу, изучается в 10-м семестре. Дисциплина интегрирована в учебном процессе с другими дисциплинами профессионального, гуманитарного и естественно-научного циклов.

1.3 Связь с предшествующими дисциплинами


Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов:

знать:

основные понятия и методы линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчисления

основные физические явления и законы

базовые понятия экономической теории, законы функционирования рыночной экономики;



уметь:

самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по социогуманитарной проблематике; находить, анализировать и оценивать информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

рассчитывать основные параметры геотехнологии
применять методы математического анализа при решении инженерных задач; выявлять физическую сущность явлений и процессов выполнять применительно к ним технические расчеты;

информационные технологии, применяемые в горном деле; методы и способы решения задач горного производства на основе современных компьютерных технологий



владеть:

инструментарием для решения математических, задач в своей предметной области;

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе


п/п

Наименование дисциплины и ее разделы

Уровень знания

Номера тем изучаемой дисциплины

Шифр компетенции

11

Математика

2

2-6;9-15

ПК13,ПК20,ПК24

33

Экономическая теория

2

4,6,7,8,10,12,

ПК19,ПК20

44

Социология

2

2,3,5,6,7,8

ОК8,ОК11,ОК12,ОК13

1.4. Связь с последующими дисциплинами.


Дисциплина связана с последующими дисциплинами


дисциплина

семестр

Выпускная квалификационная работа

11

1.5. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции(ОК-4)

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);

Профессиональные компетенции (ПК-1,5,9,17,18)

готовностью с естественно-научных позиций оценить строение, химический и минеральный состав земной коры, морфологические особенности и генетические типы месторождений твердых полезных ископаемых при решении задач по рациональному и комплексному освоению георесурсного потенциала недр (ПК-1)

способностью выбирать и (или) разрабатывать обеспечение

интегрированных технологических систем эксплуатационной разведки, добычи и переработки твердых полезных ископаемых, а также предприятий по строительству и эксплуатации подземных объектов техническими средствами с высоким уровнем автоматизации управления (ПК-5)

владение основными принципами технологий эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-9);

способностью разрабатывать и доводить до исполнителей наряды и задания на выполнение горных, горно-строительных и буровзрывных работ; осуществлять контроль качества работ и обеспечивать правильность выполнения их исполнителями; составлять графики работ и перспективные планы, инструкции, сметы, заявки на материалы и оборудование, заполнять необходимые отчетные документы в соответствии с установленными формами (ПК-17);

- готовностью оперативно устранять нарушения производственных процессов, вести первичный учет выполняемых работ, анализировать оперативные и текущие показатели производства, обосновывать предложения по совершенствованию организации производства (ПК-18);способность изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной разведки, добычи, переработки твердых полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных объектов (ПК-21);

профессионально-специализированные компетенции(ПСК-1,3,6)

Специализация N 1 "Подземная разработка пластовых месторождений":

владением навыками оценки достоверности и технологичности отработки разведанных запасов пластовых месторождений твердых полезных ископаемых (ПСК-1-1);

готовностью к разработке инновационных технологических решений при проектировании освоения запасов пластовых месторождений твердых полезных ископаемых подземным способом (ПСК-1-3);

Специализация N 3 "Открытые горные работы":

готовностью выполнять комплексное обоснование открытых горных работ (ПСК-3-1)

способностью обосновывать главные параметры карьера, вскрытие карьерного поля, системы открытой разработки, режим горных работ, технологию и механизацию открытых горных работ (ПСК-3-3);

Специализация N 4 "Маркшейдерское дело":

готовностью осуществлять производство маркшейдерско-геодезических работ, определять пространственно-временные характеристики состояния земной поверхности и недр, горно-технических систем, подземных и наземных сооружений и отображать информацию в соответствии с современными нормативными требованиями (ПСК-4-1)

способностью организовывать деятельность подразделений маркшейдерского обеспечения недропользования, в том числе в режиме чрезвычайных ситуаций (ПСК-4-6).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

экономические основы производства и финансовой деятельности предприятий, в том числе осуществляющих эксплуатационную разведку, добычу и переработку твердых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных объектов; законодательные основы производства всех видов работ, в том числе при эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных;



уметь:

использовать элементы экономического анализа в своей профессиональной деятельности

ориентироваться в типовых экономических ситуациях

работать в коллективе, вырабатывать совместные решения, организовывать работу исполнителей



владеть:

навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики; навыками критического восприятия информации; навыками правомерного и ответственного поведения

навыками сотрудничества, ведения переговоров и разрешения конфликтов; навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде;
2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ

Модуль 1


35 часа
ДИСЦИПЛИНА

«Экономика и менеджмент горного производства»

итого по дисциплине 108 часов

Модуль 2


34 часа
Модуль 3

39 часов

Рис.1. Модульное построение дисциплины


семестра

Номера

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная

работа

студентов (час)

Итого (час)

модулей

тем

лекции

Практические (семинарские) занятия.

Лабораторные занятия.

Ввсего

Плановая

Индивидуальная

Домашняя

Всего




10

1

11-7

112

55

-

117

112

42

14

18

35


2

88-16

111

55

-

116

112

12

44

18

34


3

117-22

111

66

-

117

112

26

44

22

39


ВСЕГО

334

116

-

550

236

510

112


58


108

3 СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ


3.1 Содержание модуля 1 (35 часов)

3.1.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах


Тема 1.Экономика горной промышленности как научная дисциплина предмет, задачи и содержание дисциплины – 1 час, УЗ – 1. ПК-1,5,ОК-4

Предмет, задачи и содержание дисциплины. Технико-экономические особенности горной промышленности, роль и место горной промышленности в хозяйстве страны. Структура горной промышленности. Состояние и развитие горной промышленности. Специфика действия рыночного механизма в горной промышленности

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10, 11]
Тема 2.Ресурсы горных предприятий – 2 часа, УЗ – 3 ПК9,ПК17,ПК18,ОК4

Понятие о природных ресурсах. Минерально-сырьевые ресурсы. Запасы полезных ископаемых в России. Принципы и факторы размещения горных предприятий по территории России по видам полезных ископаемых.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10, 11]
Тема 3. Экономическая оценка месторождений минеральных ресурсов.– 2 часа, УЗ – 3. ПК17, ПК18, ПСК-1-1 ПСК-4-1 ПСК-1-3

Общие положения оценки. Способы и виды оценок месторождений минеральных ресурсов.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10, 11]
Тема 4. Горное предприятие в системе горнодобывающей отрасли– 1 час, УЗ – 3. ПК1,ПК5,ПК17, ПСК-4-1, ПСК-3-1, ПСК-1-3

Понятие о промышленном предприятии. Организационно-правовые формы предприятий. Специфика горных предприятий. Производственная мощность предприятия. Структура производства и управление горным предприятием. Продукция предприятий горной промышленности.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10, 11]
Тема 5.Основные фонды горного предприятия. – 2 часа, УЗ – 3. ПК1, ПК5, ПК9, ПК17, ПК18,

ПСК-4-6, ПСК-3-3, ПСК-3-1

Понятие об основных фондах. Классификация основных фондов. Учет и оценка основных фондов. Амортизационные отчисления. Эффективность использования основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Лизинг и его роль в оснащении предприятия основных фондов.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10, 11]

Тема 6.Оборотные средства горного предприятия. – 2 часа, УЗ – 3. ПК1,ПК5 , ПСК-1-1 ,ПСК-4-1.

Сущность и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Определение потребности в оборотных средств. Управление запасами товарно-материальных средств. Источники формирования оборотного капитала. Эффективность использования оборотного капитала.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10, 11]
Тема 7. Издержки горного предприятия, их сущность и структура – 2 часа, УЗ – 3. ПК1, ПК5, ПК9, ПК17, ПК18.

Сущность и классификация издержек. Постоянные и переменные издержки производства. Определение предельных издержек производства. Основные направления снижения издержек. Себестоимость и ее структура. Факторы снижения себестоимости.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10, 11]

3.1.2 Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах


Наименование тем занятий

Количество

часов


Форма

контроля


Сроки

контроля


Литература

  1. Основные фонды: расчет затрат по укрупненным сметам, потонных ставок, амортизационных отчислений, среднегодовой стоимости основных фондов

3

опрос

15 марта

[8, 10, 11, 12]

  1. Оборотные средства: расчет потребности, определение показателей использования

2

опрос

15 марта

[8, 10, 11, 12]

3.1.3 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах


Учебным планом не предусмотрены.

3.1.4 Разделы курсовой проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика


Цель курсовой работы: закрепление теоретического материала и умение использовать приобретенные на практических занятиях навыки для решения конкретных экономических вопросов.

Работа состоит из расчетно-пояснительной записки объемом до 25 страниц, состоит из 5 разделов, включающих следующие темы:

1. Расчет технологических показателей горного оборудования (для студентов специализации МД задаются индивидуально преподавателем с учетом данных производственной практики);

2. Ррасчет постоянных затрат(частично может задаваться преподавателем как стоимость основных фондов)

3. Определение переменных затрат и себестоимости продукции;

4. Расчет налогов;

5. Расчет основных экономических показателей горного предприятия.

Литература [6,7,12].

Выполнение разделов 1-2. курсовой работы

3.1.5 Самостоятельная работа студентов


Самостоятельная работа по учебному плану распределяется следующим образом

Всего (час)

Плановая (час.)

Индивидуальная (час.)

Домашняя работа (час.)

18

12

2

4




  1. Плановая самостоятельная работа:

- получение задания – 0,5 часа;

- выполнение 1-2 раздела курсовой работы – 11,5 часов.

  1. Домашняя самостоятельная работа:

- подготовка к лекциям – 3,5 часа;

- подготовка к практическим занятиям –0.5 час.

3. Индивидуальная самостоятельная работа:



- самоконтроль полученных знаний – 1 час.

- конспектирование разделов, вынесенных на самостоятельную проработку –1 час.

3.1.6 Самоконтроль полученных знаний


модуля


Уровень

№ тем

Подведение и проведение рейтинг-контроля, час

Всего

на контроль модуля



1

1,3

Текущий

Промежуточный

Итоговый

1

Тестовый контроль по модулю, коллоквиум

Защита плановой практической работы, экспресс опрос и т.д.

зачет

1-7

0,7

0,3



3.1.7 Учебно-методические материалы по модулю


Литература 4 [4, 6-12]

3.2 Содержание модуля 2 (34 часа)


3.2.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах


Тема 8. Финансовая деятельность горных предприятийанализ и оценка производственно-хозяйственной и организационной деятельности горных предприятий;, 2 часа, УЗ – 3.ПК17,ПК18., ПСК-4-1, ПСК-3-1, ПСК-1-3

Основные функции финансов. Источники и способы финансирования горной промышленности. Анализ финансов горной промышленности. Кредит, его роль и источники. Банкротство предприятия.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 9. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации, 1 час. УЗ – 3.

ПК1,ПК5, ПСК-1-3, ПСК-4-1, ПСК-4-6

Понятие и цели ценовой политики.Особенности ценообразования на продукцию горных предприятий Виды цен. Анализ ценообразующих факторов. Выбор метода ценообразования. Методика формирования цен. Пределы цен.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 10. Стоимостная оценка работы горного предприятия горной промышленности, 2 часа, УЗ – 3.ПК17,ПК18, ПСК-4-6, ПСК-3-1, ПСК-3-3

Основные показатели стоимостной оценки деятельности предприятия. Прибыль и её виды. Рентабельность – понятие, виды. Экономическое обоснование инженерных решений.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 11. Инновационная и инвестиционная деятельность горного предприятия, 1 час, УЗ – 3.,ПК5,ПК9, ПСК-4-1, ПСК-3-1, ПСК-1-3

Стратегия инновационной деятельности. Роль инвестиций в развитии предприятия. Инвестиционная деятельность предприятия. Оценка эффективности инвестиционных проектов.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 12. Внутрифирменное планирование горного предприятия, 1 час, УЗ – 3. ПСК-4-1, ПСК-3-1 ,ПСК-1-1

Содержание и виды планирования. Основные разделы и показатели плана развития предприятия. Разработка производственной программы. Бизнес-планирование. Учет и отчетность предприятия. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности горных предприятий.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 13. Налоги горного предприятия. 1 час, УЗ – 3.ПК18, ПСК-3-1, ПСК-1-3 Налоговая терминология. Федеральные и местные налоги и сборы. Налоговый кодекс о налогах с юридических лиц. Другие обязательные платежи.

Литература 4 [3, 6, 7, 8, 9, 10,12]


Тема 14.Снабжение и сбыт на горном предприятии, 1 час, УЗ – 3. ПК5,ПК9,ПК17,ПК18, ПСК-4-1, ПСК-3-1, ПСК-1-3.

Материально-техническое снабжение – задачи и функции. Логистика снабжения и сбыта. Регулирование производственных запасов.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 15. Оплата труда на горном предприятии, 2 часа, УЗ – 3.ПК1, ПК5, ПК9, ПК17, ПК18

Цели и задачи оплаты труда. Формы оплаты. Виды зарплаты. Минимальная зарплата. Расценки и тарифные ставки. Доплаты. Премии. Квази-доплаты. Налог на зарплату. Трудовой кодекс о зарплате. Оплата отпусков. Оплата труда различных категорий работников.

Литература 4 [3, 4, 6, 7, 8, 9, 10,12]

3.2.2 Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах


Наименование темзанятий

Количество

часов


Форма

контроля


Сроки

контроля


Литература

  1. Трудовые ресурсы: структура фонда оплаты труда, расчет заработной платы промышленно-производственного персонала и ИТР

2

опрос

15 апреля

[4, 8, 10, 11, 12]

  1. Себестоимость горного производства и реализации продукции

3

опрос

15 апреля

[8, 10, 11, 12]

3.2.3 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах


Учебным планом не предусмотрены.

3.2.4 Разделы курсовой проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика


Выполнение раздела 3 курсовой работы.

3.2.5 Самостоятельная работа студентов


Самостоятельная работа по учебному плану распределяется следующим образом

Всего (час)

Плановая(час.)

Индивидуальная(час.)

Домашняя работа(час.)

18

12

2

4

1. Плановая самостоятельная работа:



- выполнение раздела 3 курсовой работы –12 часов.

  1. Домашняя самостоятельная работа:

- подготовка к лекциям – 3,5 часа;

- подготовка к практическим занятиям –0.5 час.

3. Индивидуальная самостоятельная работа:



- самоконтроль полученных знаний – 1 час.

-конспектирование разделов, вынесенных на самостоятельную проработку – 1 час.

3.2.6 Самоконтроль полученных знаний


модуля


Уровень

№ тем

Подведение и проведение рейтинг-контроля, час

Всего на контроль модуля

2

3

Текущий

Промежуточный

Итоговый

1

Тестовый контроль по модулю, коллоквиум

Защита плановой практической работе, экспресс опрос и т.д.

зачет

8-15

0,7

0,3



3.2.7 Учебно-методические материалы по модулю


Литература 4 [1-12]

3.3 Содержание модуля 3 (39часов)


3.3.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах


Тема16. Структура горного предприятия, 1 час, УЗ – 3.ПК1, ПК5, ПК9, ПК17, ПК18.

Структура рудника – основные и вспомогательные цеха и службы. Структура кадров: промышленно-производственный персонал, ИТР, служащие. Их место по отношению к производственному процессу и финансовым результатам.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10,12]
Тема 17.Основы организации и управления горным предприятием, 2 часа. УЗ – 3. ОК4, ПК18, ПСК-1-3, ПСК-3-3 , ПСК-4-1, ПСК-3-1, ПСК-1-3

Стратегические и тактические задачи управления. Особенности организации и управления горнопромышленными системами. Структура управления горным предприятием. Должностные лица. Правовые основы управления на предприятии. Гражданская, административная и уголовная ответственность за ненадлежащее управление. Отчетность руководства перед трудовым коллективом и собственниками. Управляющие компании в управлении горным предприятием. Разделение производственного и финансового управления. Основные принципы и методы менеджмента горнопромышленных систем. Основные пути совершенствования управления горным производством.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10,12]
Тема 18. Организация и управление кадрами предприятия, 2 часа. УЗ – 3. ОК4, ПСК-1-1 ,ПСК-4-1, ПСК-1-3

Значение кадров. Стратегические и тактические задачи управления кадрами. Принципы подбора кадров. Борьба с текучестью кадров. Принципы стимулирования и поощрения кадров. Обучение кадров. Закрепление кадров. Кадровый резерв. Производительность труда.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10,12]
Тема 19. Организация и управление основными цехами горного предприятия, 1 час., УЗ-3. ОК4, ПК1, ПСК-4-1, ПСК-3-1, ПСК-1-3

Цели и задачи организации основного производства. Основные принципы управления и организации подготовительными, добычными, транспортными работами и переработки полезных ископаемых. Основы анализа и оптимизации основных процессов.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 20. Организация и управление запасами горного предприятия, 2 часа.

УЗ – 3.ПК18, ПСК-1-1 ПСК-4-1 ПСК-1-3

Потери полезного ископаемого и борьба с ними. Управление балансовыми и промышленными запасами. Резерв готовых к выемке запасов. Управление запасами товарной продукции. Незавершенное производство и время оборота оборотного капитала. Фьючерсные контракты как инструмент управления запасами.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]
Тема 21. Организация работы вспомогательных и обслуживающих служб горного предприятия, 1 час. УЗ – 3. ПК9, ПК17, ПСК-4-6, ПСК-3-1, ПСК-1-1.

Структура вспомогательных и обслуживающих служб. Организация работы энерго-механического цеха, водоотлива карьера, ремонта и поддержания дорог, хранения, доставки и заправки горюче-смазочными материалами.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10,12]
Тема 22. Перспективное планирование на горном предприятии, 2 часа. УЗ – 3.

. ОК4, ПК18, ПСК-1-3, ПСК-3-3 ,ПСК-4-1, ПСК-3-1, ПСК-1-3

Цели и задачи перспективного планирования. Построение, анализ и оптимизация календарных графиков горных работ. Конъюнктура рынка и календарное планирование. Управление структурой потребителей. Оптимизация горных работ и управление затратами. Правовые решения в вопросах перспективного планирования.

Литература 4 [6, 7, 8, 9, 10]

3.3.2 Практические (семинарские) занятия, их наименование и объем в часах


Наименование тем занятий

Количество

часов


Форма

контроля


Сроки

контроля


Литература

5. Прибыль и рентабельность горного производств

3

опрос

15 мая

[8, 10, 11, 12]

6. Экономическая оценкаэффективности инженерных решений на горных предприятиях

3

опрос

15мая

[8, 10, 11, 12]

3.3.3 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах


Учебным планом не предусмотрены.

3.3.4 Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания, их содержание и характеристика


Выполнение раздела 4-5 курсовой работы.

3.3.5 Самостоятельная работа студентов


Самостоятельная работа по учебному плану распределяется следующим образом

Всего (час)

Плановая (час.)

Индивидуальная (час.)

Домашняя работа(час.)

22

12

6

4

1. Плановая самостоятельная работа:



- выполнение раздела 4-5 курсовой работы –9 часов.

-оформление и защита курсовой работы – 3 часа.

2. Домашняя самостоятельная работа:



- подготовка к лекциям – 3,5 часа;

- подготовка к практическим занятиям – 0.5 часа.

3. Индивидуальная самостоятельная работа:



- самоконтроль полученных знаний – 1 час.

- подготовка к зачету – 5 часов.

3.3.6 Самоконтроль полученных знаний


модуля


Уровень

№ тем

Подведение и проведение рейтинг-контроля, час

Всего

на контроль модуля



3

3

Текущий

Промежуточный

Итоговый

1

Тестовый контроль по модулю, коллоквиум

Защита плановой лабораторной работы, экспресс опрос и т.д.

зачет

16-22

-

0,3

0,7

3.3.7 Учебно-методические материалы по модулю


Литература 4 [3, 6-11]


4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основнаялитература:

  1. Моссаковский Я. В.Экономика горной промышленности[Текст]:учебник для вузов /Моссаковский Я. В.2-е изд., стереотип.-М.:Горная книга,2006.-525с.(Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).Гриф(УМО).

  2. Бурштейн М. А. Производственный менеджмент на горном предприятии [Текст]:учебное пособие/Бурштейн М. А.- М.: МГГУ, 2007. – 203 с.(Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).Гриф(УМО).

  3. Галиев Ж. К.Экономика предприятия:Общий курс с примерами из горной промышленности[Текст]: учебник для вузов/Галиев Ж. К.-2-е изд., стер.-М.:Горная книга, Изд-во МГГУ,2008.-303 с.(Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).Гриф(УМО).

  4. Даянц Д. Г.Управление персоналом на горных предприятиях[Текст]: уч. пособие для вузов/Даянц Д. Г. , Романова Н. П.- М.: Горная книга, 2007. – 299 с.(Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).Гриф(УМО).

Дополнительная литература:

Учебные издания

  1. Ганицкий В. И.Менеджмент горного производства[Текст]:учеб. пособие/Велесевич В. И.-М.:МГГУ,2007.-357 с.(Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).Гриф(УМО).

  2. Разоренов Ю. И.Экономика и менеджмент горной промышленности[Текст]:учеб. пособие для вузов/Разоренов Ю. И,Голик В. И.,Куликов М. М.-Новочеркасск:Изд-во ЮРГТУ (НПИ),2010.-252 с(Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).Гриф(УМО).

Официальные издания

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации части 1-4.Действующая редакция от 24.02. 2010 г.Доступ :через локальную сеть НТБ «Косультант+».

  2. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон 136 ФЗ. Действующая редакция от 1.01.2010 г. Доступ :через локальную сеть НТБ «Косультант+».

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон 146 ФЗ. Действующая редакция от 28.06.2009 г. Доступ :через локальную сеть НТБ «Косультант+».

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон 193 ФЗ. Действующая редакция от 1.02.2002 г. Доступ :через локальную сеть НТБ «Косультант+».

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон 63 ФЗ. Действующая редакция: от 21.07.2011г. Доступ :через локальную сеть НТБ «Косультант+».


Методические указания и материалы по видам занятий

  1. Титов А.Н., Борисова Е.И. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика и менеджмент горного производства» для студентов направления 130400 «Горное дело» / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

Интернет ресурсы.

13.Самсонов В.С. Экономическая оценка инвестиций [Электронный ресурс]:учебное пособие / Самсонов В.С. -М.МГОУ 2009 г. Доступ https://www.knigafund.ru


5 УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКИ, НИР


Учебным планом не предусмотрена.

6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





Модуль

Вид аудиторных занятий

Вид интерактивной формы проведения занятий

Тема

Часы

1

лекция

дебаты

Горное предприятие в системе горнодобывающей отрасли

1

1

лекция

дебаты

Экономическая оценка месторождений минеральных ресурсов

2

1

практика

дебаты

Оборотные средства: расчет потребности, определение показателей использования

2

2

лекция

дебаты

Финансовая деятельность горных предприятий

2

2

лекция

дебаты

Стоимостная оценка работы горного предприятия

2

2

практика

дискуссия

Себестоимость горного производства и реализации продукции

2

3

лекция

дебаты

Перспективное планирование на горном предприятии

2

3

практика

дискуссия

Экономическая оценкаэффективности инженерных решений на горных предприятиях

2

Занятия, проводимые в интерактивных формах составляют _15 ч. (_30%),


6 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

6.1 Вопросы к модулю №1 (темы 1 - 7)


  1. Технико-экономические особенности горной промышленности,

  2. Роль и место горной промышленности в хозяйстве страны.

  3. Структура горной промышленности.

  4. Состояние и развитие горной промышленности

  5. Понятие о природных ресурсах.

  6. Минерально-сырьевые ресурсы.

  7. Запасы полезных ископаемых в России.

  8. Принципы и факторы размещения горных предприятий по территории России по видам полезных ископаемых.

  9. Общие положения оценки.Способы и виды оценок месторождений минеральных ресурсов.

  10. Понятие о промышленном предприятии.

  11. Организационно-правовые формы предприятий.

  12. Специфика горных предприятий.

  13. Производственная мощность предприятия.

  14. Структура производства и управление горным предприятием.

  15. Продукция предприятий горной промышленности.

  16. Понятие об основных фондах. Классификация основных фондов.

  17. Учет и оценка основных фондов.

  18. Эффективность использования основных фондов.Воспроизводство основных фондов.

  19. Лизинг и его роль в оснащении предприятия основными фондами

  20. Сущность и структура оборотных средств.

  21. Кругооборот оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах.

  22. Управление запасами товарно-материальных средств.

  23. Источники формирования оборотного капитала.

  24. Эффективность использования оборотного капитала.

  25. Сущность и классификация издержек.

  26. Постоянные и переменные издержки производства.

  27. Определение предельных издержек производства.

  28. Основные направления снижения издержек.

  29. Себестоимость и ее структура.

  30. Факторы снижения себестоимости.



6.2 Вопросы к модулю № 2 (темы 8-15)


  1. Основные функции финансов.

  2. Источники и способы финансирования горной промышленности.

  3. Анализ финансов горной промышленности.

  4. Кредит,его роль и источники.

  5. Понятие и цели ценовой политики.

  6. Виды цен. Анализ ценообразующих факторов.

  7. Выбор метода ценообразования.

  8. Методика формирования цен.

  9. Основные показатели стоимостной оценки деятельности предприятия.

  10. Прибыль и её виды.

  11. Рентабельность – понятие,виды.

  12. Стратегия инновационной деятельности.

  13. Роль инвестиций в развитии предприятия.

  14. Инвестиционная деятельность предприятия.

  15. Оценка эффективности инвестиционных проектов.

  16. Содержание и виды планирования.

  17. Основные разделы и показатели плана развития предприятия.

  18. Разработка производственной программы.Бизнес-планирование.

  19. Учет и отчетность предприятия.

  20. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности горного предприятия.

  21. Федеральные и местные налоги и сборы.

  22. Налоговый кодекс о налогах с юридических лиц.

  23. Материально-техническое снабжение – задачии функции.

  24. Логистика снабжения и сбыта.

  25. Регулирование производственных запасов.

  26. Цели и задачи оплаты труда.Формы оплаты.Виды зарплаты. Минимальная зарплата.

  27. Расценки и тарифные ставки.

  28. Доплаты. Премии. Доплаты.

  29. Налоги на зарплату.

  30. Оплата отпусков.


6.3 Вопросы к модулю №3 (темы 16-22)


  1. Структура рудника – основные и вспомогательные цеха и службы.

  2. Структура кадров: промышленно-производственный персонал, ИТР.

  3. Стратегические и тактические задачи управления.

  4. Структура управления горным предприятием.

  5. Должностные лица.

  6. Отчетность руководства перед трудовым коллективом и собственниками.

  7. Управляющие компании в управлении горным предприятием.

  8. Разделение производственного и финансового управления.

  9. Стратегические и тактические задачи управления кадрами. Принципы подбора кадров.

  10. Борьба с текучестью кадров.

  11. Принципы стимулирования и поощрения кадров.

  12. .Закрепление кадров.

  13. Кадровый резерв.

  14. Производительность труда.

  15. Цели и задачи организации и управления основным производством.

  16. Основные принципы управления и организации подготовительными, добычными, транспортными работами и переработки полезных ископаемых.

  17. Основы анализа и оптимизации основных процессов.

  18. Потери полезного ископаемого и борьба с ними.

  19. Управление балансовыми и промышленными запасами.

  20. Управление запасами товарной продукции.

  21. Незавершенное производство и время оборота оборотного капитала.

  22. Фьючерсные контракты как инструмент управления запасами.

  23. Структура вспомогательных и обслуживающих служб.

  24. Организация работы вспомогательных цехов.

  25. Цели и задачи перспективного планирования.

  26. Построение, анализ и оптимизация календарных графиков горных работ.

  27. Конъюнктура рынка и календарное планирование.

  28. Управление структурой потребителей.

  29. Оптимизация горных работ и управление затратами..

  30. Правовые решения в вопросах перспективного планирования.



7 ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ


Наименование

Всего, час.

Подготовка к лекциям

10.5

Подготовка к лабораторным занятиям

-

Подготовка к практическим занятиям

1.5

Подготовка к семинарским занятиям

-

Плановая работа

36

Индивидуальная работа

10

в т.ч. на подготовку к зачету

5

ИТОГО

58



9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


Для проведения занятий специальных аудиторий и оборудования не требуется

10.КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (РЕЙТИНГ - ПЛАН)




По дисциплине

«Экономика и менеджмент горного производства»


Самостоятельная работа:

домашняя – 12 часов

индивидуальная – 10 час

плановая – 36 часов



Срок контроля



Зачет – более 50 баллов




Лекции 34 часов

Лаб. работы - нет



Незачет – менее 50 баллов

На весенний семестр 2011/2012 г.

Практ. занятия – 16часов

Семинар - нет






Лектор Титов А.Н.

ИТОГО: 108 час.




Название модуля

Лекции

Тема (балл)



лабораторные работы №(балл)

практические занятия

(балл)


самостоятельная.работа

(балл)


Рубежный контроль

Максимальный балл модуля




Модуль 1

№ 1-7

10 балл


-

№ 1-2

10 балл.


-

20

P1max=20

15 марта

Модуль 2

№ 8-15

10 балл


-

№ 3-4

10 балл.


-

20

P2max=20

15 апреля

Модуль 3


№ 16-22

10балл


-

№ 5-6

10балл.


-

20

P2max=20

15 мая

зачет













40

Pэкзmax=40




Всего по дисциплине Р













100

Pmax=100




Рабочая программа по дисциплине с 06 «Экономика и менеджмент горного производства.»
343.06kb.

18 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по учебной дисциплине Сетевая экономика

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» на

650.79kb.

14 12 2014
4 стр.


Рабочая программа дисциплины Корпоративный менеджмент Направление подготовки 080200 Менеджмент Профиль подготовки

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.

203.65kb.

08 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по дисциплине «стратегический менеджмент»

Охватывает практически все стороны жизнедеятельности организации

4176.66kb.

11 10 2014
20 стр.


Рабочая программа по дисциплине «Экономика» по специальности 230102 «Автоматические системы обработки информации и управления»
207.89kb.

16 12 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки

273.23kb.

04 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Институциональная экономика»

Стожко К. П., профессор, д и н кафедры экономики и финансов экономического факультета Ургпу

444.63kb.

04 09 2014
3 стр.


Основная образовательная программа по профилю «Менеджмент организации», направления «Менеджмент»

Выпускник кафедры «Региональная экономика» 2006 г. Асадуллин Ильнур – учредитель, директор консалтинговой компании «ам-юкон» считает, что

53.14kb.

05 09 2014
1 стр.