Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Экономический факультет
Кафедра экономики и финансов
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Институциональная экономика»
по направлению «050100 – Педагогическое образование»
профиль «Экономика»
по циклу Б3 – Профессиональный цикл
(Вариативная часть Б3.В.16)
Очная форма обучения
Курс – 3
Семестр –5
Объем в часах, всего – 180
в т.ч.: лекции – 30
практические занятия – 30
самостоятельная работа – 120
Экзамен – 5 семестр
|
Заочная форма обучения
Курс – 3
Семестр – 5
Объем в часах всего – 180
в т.ч.: лекции – 10
практические занятия – 6
самостоятельная работа – 166
Экзамен – 5 семестр
|
Екатеринбург 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Институциональная экономика»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2011. - 34 с.
Составители:
Стожко К.П., профессор, д.и.н. кафедры экономики и финансов экономического факультета УрГПУ
Нургалиева Гульнара Финаровна, старший лаборант кафедры экономики и финансов
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры экономики и финансов
Протокол от 10.10.2011г.2011 г. № 2.
Зав. кафедрой ___________________________________ Морозов Г.Б.
Руководитель методической комиссии ______________Т.О.Болтянская
Руководитель учебного подразделения___________________А.А.Лобут
© Группа авторов, 2011
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет, 2011
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения курса «Институциональная экономика» состоит в формировании у студентов экономического мышления в категориях институционализма средствами содержания предмета.
Основными
задачами изучения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, являются:
ознакомление студентов:
-
с достижениями институционального направления экономической теории;
-
с представлениями о содержании, аналитическом инструментарии и направлениях развития институциональной экономики;
способствование:
-
формированию умений и навыков экономического мышления студентов;
-
формированию у студентов представлений и навыков практической применимости данных теорий;
-
формированию умений прогнозировать и моделировать поведение экономических субъектов, практических навыков самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода;
-
формированию патриотизма, честности, чувства гражданской ответственности; навыков самоорганизации труда.
-
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина изучается в цикле Б3 - «Профессиональный блок», в его вариативной части Б.3.В.16.
Для формирования компетенций студентов по дисциплине полезны их знания по таким ранее изученным дисциплинам, как правоведение, социология, маркетинг, основы экономики.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с изучаемыми дисциплинами
№ п/п
|
Наименование последующих дисциплин
|
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
1.
|
Правоведение
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
2.
|
Социология
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
3.
|
Маркетинг
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Основы экономики
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Данная дисциплина тесно сопряжена межпредметными связями с дисциплинами, которые будут изучаться далее по учебному плану:
- предпринимательское право;
- экономика России;
- финансы и кредит;
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
№ п/п
|
Наименование последующих дисциплин
|
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
1.
|
Предпринимательское право
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
2.
|
Экономика России
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
3.
|
Финансы и кредит
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
-
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.
Общекультурные компетенции студента (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);
- способен анализировать экономические, мировоззренческие, социально значимые проблемы (ОК -2);
- понимает значение экономической культуры как формы человеческого существования (ОК -3);
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- способен понимать сущность и значение экономической информации в развитии современного информационного общества (ОК -12);
- готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- понимает движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, экономической организации общества (ОК -15);
Профессиональные компетенции студента (ПК):
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК – 1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК – 2);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального содержания (ОПК – 6).
Компетенции педагогической деятельности (ПК):
- способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов экономики и права в различных образовательных учреждениях (ПК – 1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК – 2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК – 3);
- способен использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
Требования по гуманитарным, социальным и экономическим дисциплинам (ОК, ОПК, ПК).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- основные закономерности взаимодействия человека и общества (ОК -2);
- принципы использования нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-13);
- принципы толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- специфику несения ответственности за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- принципы реализации учебных программ базовых и элективных курсов экономики и права в различных образовательных учреждениях (ПК – 1);
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые экономические проблемы (ОК -2);
- эффективно взаимодействовать с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
- применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности (ОК-1, ОК -4).
- использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления экономических знаний (ОК -8);
- навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля в освоении экономических дисциплин (ОК – 2);
- различными способами вербальной и невербальной коммуникации при анализе конкретной экономической ситуации (ОК -6), ОПК – 3);
- навыками анализа последствий экономической политики (ОК -2).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Всего
трудоемкость
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
|
-
|
Введение в институциональную экономику
|
12
|
4
|
2
|
2
|
8
|
-
|
Институциональные основы социального взаимодействия
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
-
|
Теория институтов
|
12
|
4
|
2
|
2
|
8
|
-
|
Институциональная среда
|
8
|
2
|
|
2
|
6
|
-
|
Трансакции и трансакционные издержки
|
24
|
8
|
4
|
4
|
16
|
-
|
Теория контрактов
|
20
|
6
|
2
|
4
|
14
|
-
|
Теория фирмы
|
12
|
4
|
2
|
2
|
8
|
-
|
Право как ключевой компонент институциональной среды
|
16
|
4
|
2
|
2
|
12
|
-
|
Теория прав собственности
|
16
|
6
|
4
|
2
|
10
|
-
|
Теория государства
|
12
|
4
|
2
|
2
|
8
|
-
|
Институциональные изменения в экономике
|
16
|
6
|
2
|
4
|
10
|
-
|
Экономическая культура как компонент институциональной среды
|
24
|
8
|
4
|
4
|
16
|
-
|
Персоналии институционализма
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
Всего
|
180
|
60
|
30
|
30
|
120
|
2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Всего
трудоемкость
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
|
-
|
Введение в институциональную экономику
|
12
|
-
|
-
|
-
|
12
|
-
|
Институциональные основы социального взаимодействия
|
4
|
2
|
2
|
-
|
2
|
-
|
Теория институтов
|
12
|
2
|
-
|
2
|
10
|
-
|
Институциональная среда
|
8
|
2
|
2
|
-
|
6
|
-
|
Трансакции и трансакционные издержки
|
24
|
2
|
2
|
-
|
22
|
-
|
Теория контрактов
|
20
|
-
|
-
|
-
|
20
|
-
|
Теория фирмы
|
12
|
2
|
-
|
2
|
10
|
-
|
Право как ключевой компонент институциональной среды
|
16
|
2
|
2
|
-
|
14
|
-
|
Теория прав собственности
|
16
|
-
|
-
|
-
|
16
|
-
|
Теория государства
|
12
|
2
|
-
|
2
|
10
|
-
|
Институциональные изменения в экономике
|
16
|
2
|
2
|
-
|
14
|
-
|
Экономическая культура как компонент институциональной среды
|
24
|
-
|
-
|
-
|
24
|
-
|
Персоналии институционализма
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Всего
|
180
|
16
|
10
|
6
|
164
|
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
следующая страница>