Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Занятие 1. Фитоценология, её задачи.

Цели и задачи: сформировать у учащихся знания о фитоценологии как науке, ознакомить с её основными задачами, подчеркнув знания данной науки в эколого-биологическом образовании.

Опорные слова и понятия: фитоценология, фитоценоз, флора.

Оборудование: таблица «Сообщество степи», «Смешанный лес»

Методические рекомендации.

  1. Фитоценология, её задачи.

  2. Распределение флоры планеты Земля.

  3. Значение знаний фитоценологии для сохранения и приумножения природных богатств.

Литература: Куркин К.А. Критерии, факторы, типы, механизмы устойчивости фитоценозов. М, 1994. с 3-13.
Занятие 2,3. Фитоценоз, его структура.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о фитоценозе - как единой системе, определив его основные компоненты. Подчеркнуть важность знаний о фитоценозах; умений характеризовать их, используя знания наук географии, биологии.

Опорные слова и понятия: ярусность.

Оборудование: самодельная таблица «Структурная схема фитоценоза»

Методические рекомендации.

  1. Общая характеристика фитоценоза, его структура: видовая, пространственная.

  2. Основные компоненты фитоценоза.

  3. Распределение обитателей фитоценоза по ярусам на примере дубравы (см. крип.15).

  4. Фитоценоз-результат длительного исторического развития жизни на Земле.

  5. Значение целостности фитоценоза для его существования.

Литература: Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М. Прогресс, 1980.
Занятие 4. Биом - высшая единица экологической характеристики фитоценоза.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о биоме, как доминировании жизненной формы, подчеркнуть значимость взаимосвязи наук географии и биологии.

Опорные слова: карта «Природные зоны».

Методические рекомендации.

  1. Биом - совокупность экосистем, в которых растительные сообщества характеризуются доминированием одной жизненной формы.

  2. Совпадение понятия «биом» с природной зоной.

Литература: М. Бигон. Экология: особенности популяции сообщества. М. Мир, 1989.
Занятие 5, 6. Экскурсия « Приспособленность растений к жизни в фитоценозах».

Цели и задачи: продолжать развивать понятия о растительных сообществах, о взаимосвязи растений в фитоценозах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Опорные слова и понятия: фитоценоз, ярусность, факторы, среда жизни.

Оборудование: Блокнот, ручка.

Методические рекомендации.

  1. Правила поведения в природе.

  2. Характеристика данного сообщества.

А) ярусность; Б) растительный состав; В) черты приспособлений растений к условиям жизни; Г) взаимосвязи в сообществе.

III. Самостоятельная работа учащихся по учебно0практическим карточкам (см. прил.4)



  1. рекомендации по составлению отчёта экскурсии, (см. прил.5)

Литература: «Биология в школе» №4,96. В.И. Кузнецова. Уроки биологии 6,7 класс, М «Просвещение», 1986.

Занятие 7,8. Исследование почв фитоценозов.

Цели и задачи: сформировать у учащихся знания по определению состава структуры почв, познакомить с понятием о двух противоположных состояниях структуры; ввести понятие и представление о химическом составе почв.

Опорные слова и понятия: агрохимия, фракция, буфферность.

Оборудование: таблица «Структура почвы»

Методические рекомендации.

  1. Значение и свойства почвы в жизни живых организмов. Задачи современной агрохимии.

  2. Методы определения механического состава почвы. Краткая шкала классификации механических элементов почвы.

  3. Морфологические признаки почв: структура, методика её определения.

  4. Химический анализ почвы: кислотность почв. Буферная способность почв.

  5. Бонитировка почв.

Литература: И.С. Кауричев. Практикум по почвоведению М.1980.
Занятие 9. Классификация фитоценозов на биологической продуктивности.

Цели и задачи: сформировать у учащихся понятие о биологической продуктивности; ознакомить с классификацией фитоценозов, продолжать углублять экологические знания в разделе «Растения».

Опорные слова и понятия: биологическая продуктивность.

Оборудование: табл. «Сосновый бор», «березовый лес».

Методические рекомендации

1.Понятие - биологическая продуктивность.

2.Заросли тростника – фитоценоз очень высокой биологической продуктивности (свыше 2 кг /м 2 в год)

3.Липово-дубовый лес – фитоценоз высокой биологической продуктивности (1-2 кг/м 2 в год)

4. Сосновый и березовый лес – фитоценозы умеренной биологической продуктивности ( 0,25-1кг/м2 в год)

5. Горные степи – фитоценозов низкой биологической продуктивности (менее 0,25кг/м 2 в год)



6.Самостоятельная работа учащихся с таблицей (см. прил. 3)

Литература: Ю. Одум. Экология.Т.1.М.Мир,1986.

Занятие 10. Естественные фитоценозы.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о естественном фитоценозе, как типе сообщества по роли человека; ознакомить с многообразием естественных фитоценозов.

Опорные слова и понятия: продуцент, редуцент, симбиотроф.

Оборудование: сам. Табл. «Типы сообществ»

Методические рекомендации:

  1. Естественные фитоценозы, их характеристика (степь, лес, луг)

  2. Тип фитоценоза по источнику углерода (автофототрофы)

  3. Классификация организмов фитоценоза по их функционированной роли.

  4. Самостоятельная работа учащихся по составлению схемы «Функциональная структура фотоавтотрофного фитоценоза» и таблицы «Классификация фитоценозов» (см. прил. 1)

Литература: Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы М. Прогресс, 1980.
Занятие 11. Антропогенные фитоценозы.

Задачи: сформировать у учащихся представления об антропогенном фитоценозе, как типе сообщества по роли человека; ознакомить с их многообразием.

Опорные слова и понятия: антропогенный фактор

Оборудование: «Поле пшеницы» «Учебно-опытный участок»

Методические рекомендации:

  1. Антропогенный фитоценоз-поле пшеницы, учебно-опытный участок.

  2. Взаимосвязи в антропогенном сообществе.

  3. Переход естественного фитоценоза в антропогенный.

  4. Взаимосвязи естественных и антропогенных фитоценозов.

  5. Самостоятельная работа учащихся по предложенным заданиям (см. прил.1 (I), прил. 2)

Литература: Миркин Б.М. Агроэкосистемы. М, 1982.
Занятие 12, 13.Экскурсия «Влияние культурных растений на естественный фитоценоз»

Цели и задачи: сформировать у учащихся знания и умения по выявлению наличия в фитоценозах взаимного влияния растений друг на друга, определять характер этого влияния.

Опорные слова и понятия: фитоценоз.

Оборудование: линейка, ножницы, инстр. карточки.

Методические рекомендации:

  1. Естественный и антропогенный фитоценоз.

  2. Взаимосвязь дикорастущих и культурных растений при совместном проживании.

  3. Самостоятельная работа учащихся по инстр. карточкам. (см. прил. 6)

  4. Итоги работы их анализ.

Литература: Р.Уттекер. Сообщества и экосистемы м. Прогресс, 1980.
Занятие 14, 15. Экскурсия «Влияние естественного фитоценоза на культурные растения»

Цели и задачи: продолжать формирование у учащихся практических умений и навыков наблюдений по выявлению взаимосвязей живых организмов в природе.

Опорные слова и понятия: фитоценоз.

Оборудование: с\х инвентарь.

Методические рекомендации:

  1. Луг- естественный фитоценоз, взаимосвязи м/у растениями.

  2. Влияние лугового фитоценоза на урожай подсолнечника.

  3. Самостоятельная исследовательская работа учащихся по инстр. карточкам (см.прил. 5).

Литература: И.Н.Родзевич. Охрана природы. М. просвещение, 1980.
Занятие 16.Антропогенные воздействия на почвенный покров фитоценозов.

Цели и задачи: сформировать у учащихся знания о факторах деградации почв, их отрицательном воздействии на жизнь фитоценозов.

Опорные слова и понятия: деградация, эрозия, ирригация почв.

Оборудование: самостоятельная таблица « структура земельного фонда» «Деградация почв»

Методические рекомендации:

  1. Земельный фонд планеты

  2. Основные факторы деградации почв фитоценозов: а) деградация почв б) эволюция

  3. Ирригация.

  4. Вторичное засоление

  5. Самостоятельная работа учащихся по предложенному заданию (см.прил 8)

Литература: Кефали В.И. Экспрементальная экология м, Наука, 1991
Занятие 17. Экологические последствия применения удобрений и пестицидов.

Цели и задачи: сформировать у учащихся научное представление о негативных последствиях недостаточного и избыточного применения удобрений, дать понятие о пестицидах; ознакомить с биологическими методами защиты растений.

Опорные слова и понятия: ингибитор, пестицид.

Оборудование: самостоятельно рисовать «Негативные последствия недостаточного и избыточного применения азотных удобрений»

Методические рекомендации:

  1. Удобрения: минеральные, органические.

  2. Негативные последствия применения удобрений.

  3. ингибиторы.

  4. Пестициды (гербициды, инсектициды)

  5. Биологические методы защиты растений.

  6. Основы рационального использования земельных ресурсов

Литература: Яблоков А.В. Ядовитая приправа м, Мысль, 1990
Занятия 18. Исчезающие фитоценозы планеты.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление об исчезновении естественных фитоценозов в результате бездумного отношения людей к природе.

Опорные слов и понятия: фитоценоз.

Оборудование: карта «Природные зоны мира»

Методические рекомендации.

  1. Негативное влияние деятельности человека на природу.

  2. Исчезновение лесов, степей.

  3. Разрушение антропогенных фитоценозов.

  4. Самостоятельная работа учащихся по заданиям (смюприл.11,12.)

Литература: Е.А. Крискунов. Экология, 9кл. м. Дрофа, 1995.
Занятие 19. Экологические последствия сведения фитоценозов.

Цели и задачи: сформировать у учащихся правильное представление об отрицательной роли исчезновения фитоценозов для живых организмов.

Опорные слова и понятия: флора, фауна, местообитание.

Оборудование: схема «Эволюция органического мира»

Методические рекомендации:

  1. Взаимосвязи в природе.

  2. Отрицательное влияния уменьшения фитоценозов для живых организмов.

  3. отрицательное влияние исчезновения фитоценозов для человека.

Литература: Марковская М.М. Уголок природы М. «Просвещение», 1988.


Занятие 20. Самовосстановление фитоценозов.

Цели и задачи: сформирвать у учащихся научное представление о самовосстановлении фитоценозов, подчеркнув положительную сторону этого процесса в природе.

Опорные слова и понятия: демутация, целина.

Оборудование: учебно-практические карточки.

Методические рекомендации:

1.Общая характеристика демутации.

2.Стадии демутации «бурьяновая» «погрейная залежь»

3.Завершающая стадия демутации.

4.Самостоятельная работа учащихся по учебно-практическим карточкам (см. прил.13)

Литература: Петербургский А.В. Агрохимия. М, 1968.

Занятие 21. Воспроизводство и моделирование естественных фитоценозов.

Цели и задачи: сформировать у учащихся знания о методах восстановления естественных фитоценозов.

Опорные слова и понятия: залужение, «тиражирование»

Оборудование: таблица схема «Восстановление естественных фитоценозов»

Методические рекомендации.

1.Необходимость воспроизводства естественного фитоценоза.

2.Методы восстановления и моделирования фитоценозов

А) залужение нарушенных пастбищ и сенокосов.

Б) восстановление комбинированных сообществ на основе дикорастущих видов

В) создание комбинированных сообществ на основе культурных травосмесей.



Литература: И.С. Кауричев. Практикум по почвоведению м. 1980.

Занятие 22. Технология восстановления травяной растительности.

Цели и задачи: сформировать научное представление об этапах восстановления травяной растительности фитоценозов.

Опорные слова и понятия: « невейка» агролуг, агростепь.

Оборудование: таблица «Сельскохозяйственные машины»

Методические рекомендации.

  1. Выбор семейного участка и заготовка посевного материала.

  2. Сбор семян в а) вручную б) массовый сбор.

  3. подготовка почвы и посев семян.

  4. Уход за молодой агростепью.

  5. Использование агростепей.

Литература: И.С. Кауричев. Практикум. М, 1980

Занятие 23,24. охрана фитоценозов.

Цели и задачи: сформировать у учащихся научное представление о природоохранительной деятельности фитоценозов.

Опорные слова и понятия: красная книга, заповедник.

Оборудование: «Растения пол охраной»

Методические рекомендации.

1.Необходимость охраны фитоценозов.

2.Фитоценозы края, которым грозит опасность сведения и сокращения. Редкие растения края.

3. Возможности природоохранительной деятельности фитоценозов

4. Красная книга.

Литература: Экология 9кл. Е.М. Криксулов. М, дрофа 1995.
Практикум (10ч)

Цели и задачи: изучить на конкретном примере особенности пришкольного учебно-опытного участка как антропогенного фитоценоза. Выявить взаимосвязи его компонентов, на этой основе составить простые рекомендации по экологически грамотному ведению хозяйства.

Занятие 1,2.Описание пришкольного учебно-опытного участка как объекта исследования.

Цели и задачи: установить абиотические факторы, характеризующие участок; ознакомить и изучить с учащимися различные методики исследования по изучению фитоценозов.

Опорные слова и понятия: профильная схема, агросистема.

Оборудование: штангенциркуль.

Методические рекомендации.


  1. Географическое положение учебно-опытного участка.

  2. Описание естественного фитоценоза, на котором создал участок.

  3. Экологические факторы, влияющие на участок.

  4. Работа учащихся по инстр. Карточке. (прил.1)

Литература: Т Миллер. Формирование экосистем. М. 1992.

Занятие 3,4. Исследование почв пришкольного участка.

Цели и задачи: развивать у учащихся практические умения по определению состава, структуры почв.

Оборудование: сито для просеивания почв.

Методические рекомендации.

  1. Определения состава почвы (прил.2)

  2. Определение структуры почвы (прил. 2)

  3. Вывод о состоянии, свойствах почвы, её значение в результате урожайности возделываемых культур на участке.

Литература: И.С. Кауричев. Практикум. М, 1980.

Занятие 5,6. Фитоценозный анализ пришкольного учебно-опытного участка.

Цели и задачи: развивать умение устанавливать взаимосвязь в живой природе.

Опорные слова и понятия: фитоценоз, вид.

Методические рекомендации.

1.Определение видов растений, произрастающих на участке (см.прил 3)

2. Взаимосвязи в фитоценозе.

3. Значения фитоценозного анализа участка.



Литература: В. Таранов. Садово-огородный участок. М. Агроиздательство, 1980.
Занятие 7. Влияние человека на учебно-опытный участок.

Цели и задачи: сформировать у учащихся умения наблюдать, выявить главное, определять и распознавать способы влияния человека на природу.

Опорные слова и понятия: круговорот, абиотические факторы.

Методические рекомендации:

  1. Определение круговорота воды на участке. Круговорот воды и человек (см. прил.4)

  2. Использование ядохимикатов и удобрений (см.прил.5)

  3. Анализ исследованный, проведённых на занятиях.

Литература: Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М, прогресс, 1993.

Занятие 8,9. Закладка опытов по изучению фитоценозов.

Цели и задачи: развивать умения работы с натуральными объектами; способствовать накоплению опытных данных для дальнейшего изучения фитоценозов.

Оборудование: с/х. инвентарь, семена растениё.

Методические рекомендации.

  1. Закладка опытов «Влияние лугового фитоценоза на развитие растений подсолнечника» (см.прил.)

  2. Закладка опытов «Влияние растений подсолнечника на луговой фитоценоз» (см.прил.7)

Литература: Н.И. Якушина. Физиология растений м, Просвещение, 1980.
Занятие 10.Обнаружение нитратов а растениях.

Цели и задачи: сформирвать навыки и умения в методике по определению и обнаружению нитратов в растениях.

Опорные слова и понятия: нитраты.

Оборудование: химическое оборудование для опыта.

Методические рекомендации.

  1. Характеристика нитратов, их классификация.

  2. Вред нитратов для живых организмов

  3. Обнаружение нитратов в растениях. (см.прил. 8)

Литература: О. Соколов. Нитраты - под строгий контроль. Наука и жизнь №8, 1988.

Приложение 1.

1. Заполнить таблицу: «Естественные фитоценозы» Классификация фитоценозов.



Тип фитоценоза по источнику углерода.

Тип экосистемы по роли человека.

естественный

антропогенный

1

2

3

2.Составить схему функциональной структуры фотоавтотрофного фитоценоза.

Солнечная энергия

Зелёные растения


Бактерии, грибы-микоризы (симбиотрофы)




Сапротрофные бактерии (редуценты)
Приложение 2. Естественные фитоценозы.

  1. Составить схему перехода естественного фитоценоза в антропогенный.


с/х угодья пшеницы

луг

под влиянием деятельность человека

дея-сти человека


(посев семян, уход за растениями)



Приложение 3.Классификация фитоценозов по биологической продуктивности»

  1. Заполнить таблицу, используя печатный текст.


Классификация фитоценозов по биологической продуктивности.


Очень высокой биологической продуктивности

Высокой биологической продуктивности

Умеренной биологической продуктивности

Низкой биологической продуктивности

Название фитоценоза

Характе-ристика

Название фитоценоза

Харак-теристика

Наз-ние фит-за

Хар-ка

Наз-ние фит-за

Хар-ка

1

2

3

4

5

6

7

8


Приложение 4. План отчёта экскурсии «Приспособленность растений к жизни в фитоценозе»

  1. Цель работы.

  2. Описание объектов исследования.

  3. Заполнение таблиц.

Взаимосвязь растений со средой жизни.

Части растений

Что поглощается из внешней среды

Что выделяется и что накапливается в растениях.

1

2

3



Значения экологических факторов для жизни растений

Условия жизни растений

Значение в жизни растений

1

2

Ярусность фитоценоза.

Ярус

Растения

Взаимосвязи, характерные для данного яруса

1

2

3










  1. Вывод: отразить название фитоценоза, дать его краткую характеристику с учётом его структуры, видового состава, подчеркнуть влияние человека на данный фитоценоз.

  1. Учебно-практическая карточка.

Информационная часть

Инструктивная часть

В данном фитоценозе можно встретить дуб, берёзу, тополь, клён, боярышник, шиповник.

Травы: пролески, мать-и-мачеха, ландыш.



  1. Изучите внешний вид деревьев, опишите и зарисуйте их.

  2. Изучите внешний вид кустарников. Опишите и зарисуёте их.

  3. Изучите травы, опишите, зарисуйте их

  4. Опишите приспособления к совместному способу жизни у растений фитоценоза.

  5. Составьте схему ярусности фитоценоза.

  6. Название фитоценоза его краткое описание.

Приложение 5. Влияние естеств фитоценоза на культурные растения.

Инструктивная карточка «Влияние лугового фитоценоза на развитие растений подсолнечника».

  1. Срежьте подземную часть подсолнечника с опытной делянки, произведите измерения взвесьте в сыром и сухом виде. Данные внесите в таблицу.

  2. Срежьте надземную часть подсолнечника с контрольной делянки, произведите измерения в сыром и сухом виде. Данные занесите в таблицу.

Степень развития растений подсолнечника.

Объект наблюдения

Длина растения

Вес отдельных побегов

Диаметр корзинок

Масса побегов

сырая

Сухая

1

2

3

4

5

6




  1. Ваши предполагаемые результаты и выводы:

Примечания для пояснения: опытная делянка (подсолнечник) посажен на участок луга в дернину.

Контрольная делянка: на вскопанную грядку.

Приложение 6. Инструктивная карточка «Влияние растений подсолнечника на луговой фитоценоз».

Тема: «Влияние культурных растений на естественные фитоценозы»

  1. Используя наблюдения, проводимые в течение лета и осени, заполните таблицы (отдельно для опытной и контрольной делянки)

Наблюдение за развитием растений лугового фитоценоза.


Название растений

Даты наблюдений

Появление листьев

Ветвление, кущение

Бутонизация

Цветение

Появление плодов

Созревание плодов

1

2

3

4

5

6

7

Наблюдение за ростом растений лугового фитоценоза.



Название растений

Длина побегов (см) по датам наблюдений














































1














































2.После подсчета средних показателей заполните таблицу: « Результаты роста и развития растений лугового фитоценоза по урожайности»

Варианты опыта

Общая масса травостоя г\см2

сырая

сухая

Опыт

Контроль








3.По результатам опыта сформировать вывод, используя вопросы:

а) Одинаково ли росли и развивались растения луга на опытной и контрольной делянке? В чём выразилась возможная разница? Б) Какое влияние благоприятное или уметающее, оказывали растения подсолнечника на луговые травы? В) Каким образом могло осуществляться это влияние?


Приложение 8. «Антропогенные воздействия на почвенный покров фитоценозов». Используя схему, составьте рассказ об отрицательном влиянии человека на почву фитоценозов.

Схема: «Антропогенные факторы деградации почв»

Факторы деградации почв



Орошение и осушение

Вторичное засоление

Чрезмерный выпас скота

Кислотные дожди

Эрозия почв

Пестициды

Неправильная агротехника

Процесс урбанизации



Приложение 10. Используя объяснения учителя, заполните таблицу:

Пестициды.


Название пестицида

Использование

  1. Гербициды

  2. Инсектициды

  3. Зооциды

  4. Фунгициды





Приложение 10. Используя схему «Воздействие человека на природу, ответьте на вопрос: В чём заключается отрицательное воздействие человека на природу?


Человек



Природа

65 млн.тонн азота

190 млн. тыс. серы

25,5 млн. тыс. СО

Вырубка лесов
Приложение 12. «Исчезающие фитоценозы планеты». Использую данную схему, заполните таблицу: «Природные загрязнения»

Вид природного загрязнения

Пример

Отрицательное воздействие на природу

1

2

3

Схема: «Природные загрязнения среды»


Природные загрязнения среды

Извержение вулканов

Пожар

Землятресение

Катастрофические наводнения



Приложение 13 Учебно-практическая карточка.

Самовосстановление фитоценозов.



Информационная часть

Инструктивная часть

Демутация-самовостановление фитоценоза.

Этапы демутации:

  1. Стадия «бурьянистая»

  2. Стадия «пырейной залежи»

  3. Завершающая стадия.

Составьте схему поэтапного самовосстановления фитоценоза:

А) степи


Б) луга

В) леса



Приложение 15. Фитоценоз, его структура.

Используя схему «Ярусность леса», составьте рассказ о взаимовлиянии организмов друг на друга в фитоценозе на примере леса.



«
Большие деревья
Ярусность леса»

Малые низкорослые деревья


Кустарники


Травы и кустарники

Мхи и лишайники



Практикум: «Пришкольный учебно-опытный участок, как объект исследования»

Приложение 1. Инструктивная карточка.

  1. Определите площадь учебно-опытного участка с помощью штангенциркуля (в га).

  2. Определите рельеф участка.

  3. Судя по незастроенным территориям в окрестностях школы, определите естественный фитоценоз, на котором создан учебно-опытный участок.

  4. Близко ли подходят грунтовые воды.

  5. Составьте картосхему участка.


Приложение 3. «Фитоценозный анализ учебно-опытного пришкольного участка»

Инструктивная карточка. «Фитоценозный анализ учебно-опытного участка

  1. Определите виды дико растущих растений, произрастающих на участке.

  2. Есть ли на участке специальная зона, залужения, под какие растения она распахана?

  3. Какие культурные растения произрастают на участке? Определите их жизненные формы.

  4. Составьте схему ярусности растений участка.



Приложений 2. «Исследование почв учебно-опытного участка».

Инструктивная карточка «Структура почвы»



  1. Возьмите почву для анализа.

  2. Просейте её через сито с различным диаметром отверстий.

  3. Из каждой фракции возьмите навеску почвы, промойте через сито.

  4. Определите структуру почвы, по оставшимся на сите структурным отдельностям.

Определение состава почвы.

  1. Просейте почву через набор сит.

  2. При помощи шкалы классификации механических элементов почвы определите её состав.

Название механических элементов

Размер механических элементов, мм.

Каменистая часть почвы

Песок: крупный,

мелкий

Пыль: мелкая



Крупная

Ил


Более 3

3-1


0,25-0,05

0,05-0,01

0,005-0,001

Менее 0,001





Приложение 4. Приспособленность растений к жизни в фитоценозах.

Определение круговорота воды на участке.



  1. Откуда берётся вода для полива?

  2. Попадают ли отходы деятельности человека в эти воды?

  3. Определите влияние воды на растения?

  4. Составьте схему круговорота воды на участке с учётом хозяйственной деятельности человека.


Приложение 5. Влияние антропогенных факторов на развитие растений подсолнечника. Использование ядохимикатов и удобрений.

  1. Используются ли на участке ядохимикаты для борьбы с вредителями с\х?

  2. Выясните, вносятся ли на участок удобрения, какие?

  3. Накапливаются ли какие-либо отходы на участке? (мусор, бумага, зелёная масса). Их отрицательное воздействие на фитоценоз.

  4. Составьте вывод об учебно-опытном участке как антропогенном фитоценозе.


Приложение 6. Закладка опытов.

«Влияние лугового фитоценоза на развитие растений подсолнечника»



  1. Отберите 20 крупных семян подсолнечника, разделив их на две части.

  2. Одну часть семян посейте на невскопынную грядку.

  3. Другую часть семян посейте на вскопанную грядку.

  4. В течение лета поливайте грядки одинаково.

  5. Ведите наблюдения за развитием растений, фиксируя результаты наблюдения в таблицу.

Развитие растений подсолнечника в условиях фитоценоза и вне его.

Фазы развития растений подсолнечника

Даты наблюдений

опыт

контроль

1

2

3


Приложение 7. Закладка опытов.

«Влияние растений подсолнечника на луговой фитоценоз».



  1. Посейте в горшочки (диаметром 15 см) 22 растения подсолнечника.

  2. На необработанной почве заложите 2 опытные делянки шириной-0,5 м., длиной 6 м. и оградите их колышками.

  3. На одну опытную делянку выставите горшочки с растениями 10-15 см с промежутками (0,3 м.). Горшочки поливайте, не повреждая близлежащую почву.

  4. Контрольную делянку оставьте без изменений.

  5. Выберите по нескольку растений на контрольной и опытной делянках и наблюдайте за развитием растений. Данные фиксируйте в таблицу.

Наблюдения за развитием растений лугового фитоценоза.

Название растений

Даты наблюдений

Появление листьев

ветвление

цветение

Появление плодов

Созревание плодов

1

2

3

4

5

6


Наблюдение за ростом растений лугового фитоценоза.

Название растений

Длина побегов (в см.) по датам наблюдений.














































1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Приложение 8. Закладка опытов.

« Определение нитратов в растениях»



  1. Приготовьте растения для исследования.

  2. Кусочки растения разотрите в ступке.

  3. Полученную каплю растительного сока поместите на стекло предметное и добавьте несколько капель дифениламина.

  4. Изменилась ли окраска растительного сока?

  5. Сделайте вывод о присутствии нитратов в используемом растении.


Примечание: при отсутствии нитратов окраска растительного сока не изменяется; присутствие нитратов в небольшом количестве светло-голубая окраска. Присутствие нитратов в большом количестве тёмно-коричневая окраска.

Методические рекомендации. Фитоценология, её задачи. Распределение флоры планеты Земля

Цели и задачи: сформировать у учащихся знания о фитоценологии как науке, ознакомить с её основными задачами, подчеркнув знания данной науки в эколого-биологическом образовании

253.68kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации Ставрополь,2003 Реактивные артриты. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма,2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

390.37kb.

06 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации Ставрополь, 2003 Подагра. Подагрический артрит. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма, 2003

Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей- терапевтов, врачей общей практики, врачей-интернов- терапевтов и клинических ординаторов

533.3kb.

27 09 2014
3 стр.


Методические рекомендации по контролю и оценке вирусного загрязнения объектов окружающей среды

Методические рекомендации предназначены для республиканских, краевых, областных

445.67kb.

25 12 2014
1 стр.


Нарушения кровообращения при травмах различной локализации и их коррекция методические рекомендации

Методические рекомендации предназначены для врачей-реаниматологов, анестезиологов

314.13kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации принципы диагностики и лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения

Методические рекомендации подготовлены группой высококвалифицированных специалистов

444.52kb.

27 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации по решению задачи №1 Приведите условие задачи и таблицу с вашим вариантом задания

Начертите схему включения p-n перехода, соответствующую равновесному состоянию, покажите токи, протекающие через p-n переход, их направление и соотношение, укажите порядок величины

67.21kb.

14 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по определению основных видов правонарушений в области строительства I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Госстроя

8539.67kb.

29 09 2014
29 стр.