Профессиограмма педагога дополнительного образования
Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира. Педагог дополнительного образования выявляет творческие способности детей и подростков, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии. Оказывает консультативную помощь родителям ( лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях.
Педагогу дополнительного образования необходимо обладать знаниями:
-
социально-психологических механизмов взаимодействия людей;
-
принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;
-
о природо-, культуро- и социосообразности;
-
индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;
-
условиях, способах, путях саморазвития личности.
Важные личностные качества педагога дополнительного образования, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
-
склонность к работе с детьми;
-
высокая степень личной ответственности;
-
самоконтроль и уравновешенность;
-
терпимость, безоценочное отношение к людям;
-
интерес и уважение к другому человеку;
-
стремление к самопознанию и саморазвитию;
-
находчивость и разносторонность;
-
тактичность;
-
целеустремленность;
-
артистизм;
-
требовательность к себе и другим;
-
наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).
Педагог дополнительного образования (с указанием области
деятельности) должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими
в себя способность:
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-
организовывать собственную деятельность, определять
методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях;
-
осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;
-
использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности;
-
работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с руководством, коллегами и социальными партнерами;
-
ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся
воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за качество образовательного процесса;
-
самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации;
-
осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий;
-
осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать
охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников);
-
планировать, организовывать и проводить занятия;
-
организовывать и проводить досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки;
-
разрабатывать методические материалы (рабочие
программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных
занимающихся;
-
создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-
развивающую среду;
-
систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования;
-
участвовать в исследовательской и проектной деятельности
в области дополнительного образования детей.