Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра введения в клинику
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Тема: Профессиональная культура общения
Специальность: Медико- профилактическое дело
Шифр специальности: 5В110400
Дисциплина: KN 3217- коммуникативные навыки
Курс: 3
Составитель: асс Сабекова О.Ж.
КАРАГАНДА
2012 г.
Обсуждены на заседании кафедры
Протокол № __ от «__» ______20_
Зав.кафедрой, В.Б. Молотов-Лучанский
____________________
Тема занятия: Профессиональная культура общения
Цель занятия: сформировать представление о профессиональной культуре общения в медицинской среде
Задания:
Отразить в отчете следующие вопросы
-
Общение как вид профессиональной деятельности
-
Общий уровень культуры общества и его отражение в профессиональной среде
-
Врачебная деятельность как часть общекультурной традиции человечества
-
Требования к культуре общения
-
Особенности культуры общения в среде медицинских работников
-
Составные части культуры общения в коллективе врачей и медицинских сестер
-
Профессиональная культура общения в стационаре
-
Культура общения в поликлиниках и в организациях первичной медико-санитарой помощи
-
Культура общения и субординация в системе отношения «врач-медицинская сестра- пациент»
-
Культура управления
-
Общение руководителей медицинской службы и врачей лечебных учреждений
-
Культура общения в нештатных ситуациях
Форма выполнения: презентация, подготовка сценария для ролевой игры
Критерии выполнения
1.Содержание изложено на слайдах лаконично и раскрывается всеми слайдами
2. Сценарий представляет участников по ролям, описаны первые шаги диалогов и возможные ответы, приведна литература
Сроки сдачи: согласно графика описанного в силлабусе
Критерии оценки: оценка выставляется в соответствий с общепринятыми критериями описанными в силлабусе
Рекомендуемая литература:
На казахском языке:
Основная:
-
М. А. Асимов. Коммуникативтіқ даәдылар Алматы, Оқулық Эверо, 2009. - 176 б
-
А. Нурмақов. Медициналық деонтология мен этика : ІV курс студенттерінін (бакалавриат) тәжірибелік сабақтарына арналған - Алматы : Эверо, 2011. - 162 б.
-
Бап-Баба, Сәбет. Жалпы психология (жантану негіздері) : Жоғары оқу орындары студенттеріне арналған дјріс баяндар жинағы. - Алматы : Дарын, 2005. - 352 с
Дополнительная:
-
Н. Ізімбергенов Хирургиялық деонтология - [б. м.], 2009. - 162 б
-
Нурмақов, Аман Жјмелулы. Дәрігер қызметінін қупиялары : (Медицинылақ деонтология туралы кейбір пікірлер) - Алматы : Б.и., 1994. - 32 с
-
Сыздыкова А.Қ. Жеке адамнын іс-әрекеті. Әлеуметтік-психологиялық қарым-қтынас негіздері : Оку-әдістемелік куралы –Қарағанды 2005 - 73 c
На русском языке:
Основная:
-
М.А. Асимов, С. А. Нурмагамбетова, Ю. В. Игнатьев. Коммуникативные навыки : Учебник Алматы : Эверо, 2009.
-
В. А. Белогурова. Культура речи медицинского работника : учеб. пособие- М. : Мед. информ. агентство, 2010. - 208 с
-
Б.Д. Карвасарский Клиническая психология : Учебник / СПб. : Питер, 2007. - 960 с. - (Национальная медицинская библиотека)
-
ред.Ратников В.П. Конфликтология : Учебник для вузов /- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 512 с
-
А. А. Комкина Основы медицинской психологии : учебно-методическое пособие / КГМУ. - Караганда, 2009. - 121 с
Дополнительная:
-
А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс Медицинская этика : Учеб. пособие. Пер. с англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2004. - 400 с
-
Присяга и этический кодекс врача Республики Казахстан. - Алматы : Б.и., 2007. - 14 с
-
Яровинский, М.Я Медицинская этика (биоэтика) : учеб.пособие /. - М. : Медицина, 2006. - 448 с. - (Учеб.лит.для студентов мед.вузов)
-
Курт Абрахам Психологические типы людей и их характеристики : пер. с англ. . - М. : Амрита-Русь, 2009. - 304 с
-
Агапова, Софья Григорьевна. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык) /- Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 284 с. - (Высшее образование)
-
Гиблин, Лэс. Как обрести уверенность и силу в отношениях с людьми : Пер. с англ. - Минск : Попурри, 2003. - 192 с. - (Успех)
-
Касаткин, Сергей Федорович. Техника обратной связи. Мастер общения- СПб. : Питер, 2002. - 192 с. - (Сам себе психолог)
-
Вагин, Игорь Олегович, Глущай А.И. Поднимись над толпой! Тренинг лидерства - СПб. : Питер, 2002. - 188 с. - (Сам себе психолог)
-
Л. И. Ларенцова, Л. М. Барденштейн Синдром эмоционального выгорания различных специальностей: психологические аспекты- - М. :Медицинская книга, 2009. - 142 с
-
Максимов, Андрей Маркович. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения /- М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 304 с. - (Практическая психология)
-
Пиз, Аллан. Язык телодвижений : Как читать мысли окружающих по их жестам /- М. : Эксмо, 2002. - 272 с. - (Психологический бестселлер)
-
Рыбалка, Светлана Викторовна. Язык мимики, взглядов и жестов /- Ростов н/Д, Донецк : Феникс, Кредо, 2007. - 223 с. : ил. - (Энциклопедии для всех)
Контроль
Вопросы для контроля:
-
Психология общения
-
Культура общения как часть культуры общества
-
Профессиональные сообщества, особенности коммуникации
-
Профессиональные риски общения
-
Культура общения в среде медицинских работников и профессиональная деформация
-
Этикет, субординация, деонтология – их соотношение с культурой общения в коллективе медицинских работников
Тесты для итогового контроля:
1.
Какая из реакций на критику характерна для высокой культуры общения
-
отрицание (а)
-
злоба (б)
-
агрессия (в)
- адаптация (г)
2.
На какой стадии больные стремятся, как бы отложить приговор судьбы:
- злоба (б)
- компромисс (в)
- эйфория (г)
3.
Для профессиональной культуры общения необходимо знать. на какой стадия модели Kubler-Ross смирение понимается, как готовность спокойно встретить смерть:
- злоба (б)
компромисс (в)
- эйфория (г)
- адаптация (д)
4.
Одно из утверждений, которое при развитой культуре общения врача и пациента, принимается как верное:
- отрицание болезни не уменьшает боль (а)
- отрицание является важнейшей стадией преодоления страха смерти (б)
- врачу необходимо бороться всегда с реакцией отрицания у пациента (в)
- отрицание не является естественной реакцией умирающего на смерть (г)
- отрицание устраняет причину болезни (д)
5.
Понять тревогу пациента профессионалу необходимо для того, чтобы:
-Определить его чувства, интерпретировать эти чувства и найти выход из ситуации (а)
-Определить его чувства, интерпретировать эти чувства (б)
-Определить его чувства и найти выход из положения (в)
-Определить его/её чувства и обобщить их (г)
-Обобщить его/ее чувства и найти выход из положения (д)
6.
Условие, необходимое при рассуждении о правдивости в отношениях с неизлечимым больным
-
больной всегда должен знать правду (а)
-
ничего нельзя говорить больному о приближающейся смерти (б)
- следует вести себя так, как хочет больной (в)
-
необходимо утешить больного любой ценой (г)
- необходимо найти баланс между «совершением добра» и «не навреди» (д)
7.
Как должен себя вести врач с умирающим пациентом в стадии отрицания
-
должен «развенчать» искаженную картину болезни пациента (а)
-
высмеять абсурдность фантазий больного (б)
-
говорить пациенту, что все будет хорошо (в)
- внимательно выслушивать и заботливо удовлетворять потребности умирающего (г)
-
оставить его в одиночестве (д)
8.
Что не характерно для механизма принятия точки зрения оппонента
-
проявление эмпатии (а)
-
объективное рассмотрение причин возникшей ситуации (б)
-
отсутствие агрессивности (в)
- выстраивание стратегии обороны (г)
-
настроенность на компромисс (д)
9.
Как следует вести себя при агрессивной реакции пациента?
-
необходимо отгораживаться от больного (а)
-
нужно оставить человека одного (б)
- применить эмоциональный коррективный опыт (в)
-
подавить её большей по силе агрессивностью (г)
-
уйти от конфликта (д)
10.
Особенности речи при наличии высокой профессиональной культуры общения
-
чаще речь бывает символичной (а)
-
сопровождается экспрессивными жестами (б)
-
изобилует научными терминами (в)
-
характеризуется паузами, медленным темпом (г)
- внятна, интонационно спокойна (д)
11.
Пациенты отмечают высокую культуру общения, если:
-
врач поучает их (а)
-
говорит только на латинском языке (б)
-
строго следит за выполнением рекомендаций (в)
- внимательно выслушивает их (г)
12.
В служебном помещении медработнику позволительно
-
держать любимую собаку (а)
-
принимать посторонних (б)
-
не принимать посетителей в нерабочее время (в)
-
развешивать фотоснимки любимых актеров (г)
- проводить занятия для хронических больных (д)
13.
Похвала и поощрение помогают вам:
-Дать пациенту возможность расслабиться (а)
-Дать пациенту почувствовать себя комфортно (б)
-Создать положительную атмосферу при проведении консультации (в)
-Дать пациенту почувствовать себя хорошо, потому что он обратился к вам за помощью (г)
-Все вышеперечисленное (д)
14.
Коммуникативная компетентность врача повышается с развитием такого качества, как:
- ригидность (а)
- агрессивность (б)
-способность к эмпатии (в)
- тревожность (г)
15.
Коммуникативный барьер во взаимоотношениях может быть связан с высоким уровнем:
-сенситивности к отвержению (а)
- восприятия социальной поддержки (б)
-агрессивности (в)
-депрессивности (г)
16.
Сокращение психологической дистанции с больным допустимо:
- при длительном общении с пациентом (а)
-во взаимоотношениях с агрессивным пациентом (б)
-в ситуациях, когда возникает угроза жизни больного (в)
- при наличии взаимной симпатии между врачом и больным (г)
17.
Ощущение психологического контакта дает элемент невербального общения:
- взгляд в глаза (а)
- жест приветствия (б)
-поворот корпуса тела и головы в сторону больного (в)
-кивок головой (г)
18.
В профессиональном общении врача с больными предпочтительны позы:
-симметричные (а)
-естественные симметричные (б)
-естественные асимметричные закрытые (в)
-естественные асимметричные открытые (г)
19.
Активная жестикуляция больного, которому вы сообщили печальную новость, связана с:
-астенизацией больного (а)
-высоким уровнем тревоги (б)
-ипохондрическими переживаниями (в)
-поведением симуляции (г)
20.
Для депрессии, возникающей у пациента после печального сообщения, характерно:
-бледное маскообразное лицо (а)
- богатая выразительная мимика лица (б)
-асимметрия в мимических реакциях (в)
-мимика скорби (г)