Перейти на главную страницу
|
|
для направления 030200.62 «Политология»
подготовки бакалавра
Автор программы:
Моисеев Петр Алексеевич, к.филос.н., [email protected]
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г.
Пермь, 2012
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Английский политический роман».
Программа разработана в соответствии с:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция |
Код по ФГОС/ НИУ |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи
|
ОК-1 |
дает определение жанру, сюжету, литературному направлению |
Изучение основных терминов и понятий филологического анализа текста |
свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний |
ОК-2 |
владеет начатками филологического анализа |
Чтение художественных произведений и ответы на вопросы к тексту |
№ |
Название раздела |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа | ||
Лекции |
Семинары |
Практические занятия | ||||
1 |
Зарождение английского политического романа в эпоху Возрождения |
8 |
2 |
2 |
|
4 |
2 |
Английский политический роман в XVIII веке |
8 |
2 |
2 |
|
4 |
3 |
Английский политический роман в XIX веке |
48 |
8 |
10 |
|
30 |
4 |
Английский политический роман в XX веке |
44 |
6 |
8 |
|
30 |
|
|
108 |
18 |
22 |
|
68 |
Тип контроля |
Форма контроля |
1 год |
Параметры | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Реферат |
|
4 |
|
|
Объем – от 10 до 15 страниц | |
Итоговый |
Зачет |
|
2 |
|
|
|
На зачете студент должен продемонстрировать, кроме того, общие знания по всему курсу и способность к обобщению материала.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная
где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:
Отекущий = n1 ·Ореф,
при этом n1 = 1.
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз/зач
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.
Периодизация английского Возрождения: доелизаветинский и елизаветинский этапы. Характеристики периодов: более явно выраженный интерес к религиозным проблемам на первом этапе. Проблема определения конца Возрождения в Англии.
Количество часов аудиторной работы: 2
Тема 2. «Утопия» Томаса Мора как первый английский политический роман.
Биография Мора. Его связь с гуманистами и собственные гуманистические интересы. История написания «Утопии». Особенности утопического жанра. Политическая проблематика. Сложности истолкования книги.
Количество часов аудиторной работы: 2
Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 4 часа; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинару.
Литература по разделу:
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: формы проведения занятий – лекции и семинары; методы и технологии – дискуссия о произведении, выполнение письменных работ.
Тема 1. Общая характеристика английского романа XVIII века.
Отрицательное отношение к литературному вымыслу (в том числе к жанру романа) в английском обществе начала века. Пуританские истоки такого отношения. Зарождение и расцвет журналистики.
Количество часов аудиторной работы: 2
Тема 2. Творчество Свифта
Отрицательное отношение Свифта к жанру романа. «Путешествия Гулливера» как пародия на роман приключений. Памфлет как ведущий жанр в творчестве Свифта. Политические устремления писателя. Специфика образа Гулливера. Переплетение политической и философской тематики в «Гулливере».
Количество часов аудиторной работы: 2
Литература по разделу
Тема 1. Роман В.Годвина «Калеб Вильямс».
Нравственная и политическая проблематика романа. Невозможность рассмотрения романа только как иллюстрации политических идей писателя. Своеобразие противостояния Вильямса и Фокленда.
Количество часов аудиторной работы: 2
Тема 2. Политическая тема в творчестве В.Скотта (на материале романа «Талисман»).
Открытия Скотта в жанре исторического романа. Политическая проблематика романа «Талисман». Скотт о законах истории (роль Провидения в истории). Конфликт двух наций в «Талисмане» и способ его разрешения.
Количество часов аудиторной работы: 4.
Тема 3. Политическая проблематика в романе Ч.Диккенса «Повесть о двух городах».
Изображение Диккенсом причин французской революции и самой революции. Образы Дефаржей и их специфика. Мотив воскресения из мертвых в романе. Роль Сидни Картона и смысл его сходства с Чарлзом Дарнеем.
Количество часов аудиторной работы: 4.
Тема 4. Чартизм в романе Э.Гаскелл «Мэри Бартон».
Переплетение в романе политической, социальной, нравственной и религиозной тем. Отношение автора к чартизму. Образ Джона Бартона. Специфика изображения отношений между рабочими и капиталистами.
Количество часов аудиторной работы: 4.
Тема 5. Политика в романе Дж.Р. Киплинга «Ким».
Англо-российские отношения в романе. Отношение к шпионажу Киплинга. Образ шпиона в контексте литературы рубежа XIX–XX веков. Роль ламы в романе. Запад и Восток, как они изображены в книге.
Количество часов аудиторной работы: 4.
Литература по разделу:
4. Раздел 4. Английский политический роман в XX веке.
«Перелетный кабак»: черты антиутопии, переплетение политической и религиозной проблематики. «Охотничьи рассказы»: политический идеал Честертона. «Человек, который слишком много знал»: взгляд на Англию конца 1920-х гг.
Количество часов аудиторной работы: 2.
Тема 2. Антиутопия в английской литературе 1930–1940-х гг.
Критика общества потребления в романе О.Хаксли «О дивный новый мир!» Взгляд писателя на генезис общества потребления. Тоталитарное государство в романе Дж.Оруэлла «1984». Изображение стратеги и тактики большевизма в романе.
Количество часов аудиторной работы: 2.
Тема 3. Творчество Г.Грина.
Политика с точки зрения христианина (развитие традиции Диккенса, Гаскелл, Честертона и др.). Политическая жизнь времен второй мировой войны в романе «Ведомство страха». Противопоставление любви и жалости в романе.
Количество часов аудиторной работы: 2.
Тема 4. Творчество Э.Бивора.
Антиамериканская направленность романа «В интересах государства» и ее причины. Публицистическое начало романа. Образ Латинской Америки. Представитель большого бизнеса в романе. Жанр книги.
Количество часов аудиторной работы: 2.
Тема 5. Творчество Н.Льюиса.
«Левые» идеи в творчестве Нормана Льюиса. Антиамериканская направленность романа «Сицилийский специалист». Изображение ЦРУ. Симпатии к коммунизму. Своеобразие жанра и конфликта.
Количество часов аудиторной работы: 2.
Тема 6. Роман Р.Хоуки «Побочный эффект».
Элемент развлекательности в романе (использование приемов триллера). Мир бизнеса и мир политики. Роль финала. Образ власти в романе. Проблемы биомедицинской этики. Переклички с Г.Уэллсом.
Количество часов аудиторной работы: 2.
Тема 7. Творчество Ф.Форсайта
Отражение историко-политической ситуации в романе «День Шакала». Жанровая принадлежность книги. Противостояние убийцы и следователя и его воплощение (сюжетное и характерологическое).
Количество часов аудиторной работы: 2.
Литература по разделу:
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Жанр «Путешествий Гулливера» Свифта.
Проблематика романа Годвина «Калеб Вильямс».
Исторические взгляды Скотта на материале романа «Талисман».
Основные мотивы романа Диккенса «Повесть о двух городах».
Чартизм в романе Гаскелл «Мэри Бартон».
Образ шпиона в романе Киплинга «Ким».
Религиозная символика романа Честертона «Перелетный кабак».
«О дивный новый мир!» Хаксли и «1984» Оруэлла: сходство и различия.
Оппозиция любви и жалости в романе Грина «Ведомство страха».
Проблематика романа Бивора «В интересах государства».
«Левые» идеи в романе Льюиса «Сицилийский специалист».
Динамика творчества Ле Карре.
Алексеев М.П. Славянские источники «Утопии» Томаса Мора // Алексеев М.П. Из истории английской литературы. М.–Л.: ГИХЛ, 1960. С.40–134.
Виппер Р. «Утопия» Т.Мора // Мир Божий, 1896, кн.3.
Волгин В.П. Историческое значение «Утопии» // Мор Т. Утопия. М.–Л., 1935.
Волгин В.П. История социалистических идей. М.–Л., 1928. Ч.1.
Выставка социальных утопий // Вестник Академии наук СССР, 1933, №7.
Голенищев-Кутузов И.Н. Томас Мор // История всемирной литературы. Т.3. С.292–297.
Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
Свентоховский А. История утопии. М., 1910.
Святловский В.В. Каталог утопий. М.– Пг., 1923.
Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1973.
Microsoft Office, Adobe Acrobat для работы с текстовой информацией;
Windows Media, Media Сlassic Player, WinAmp или любое другое приложение, используемое для прослушивания музыкальных произведений.
Для проработки отдельных тем используются следующие ресурсы:
Библиотека Якова Кротова – www.krotov.info
Французская литература 17–18 вв. – https://natapa.msk.ru
Русский дом Диккенса – https://russsiandickens.nm.ru
Сайт «Честертон.ру» – https://www.chesterton.ru
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200. 62 «Политология», изучающих дисциплину «Англий
18 12 2014
1 стр.
10 09 2014
2 стр.
Курсы иностранных (английского, французского, немецкого, итальянского, испанского) и русского языков englisheasy
17 12 2014
1 стр.
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац
12 09 2014
1 стр.
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац
25 12 2014
1 стр.
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац
08 10 2014
1 стр.
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац
11 10 2014
1 стр.
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализац
14 12 2014
1 стр.