МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета_____________
__.__ Пиявский
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА
Индекс дисциплины по учебному плану _______
Направление – ___________
Специальность –
Специализация – __________
Форма обучения – очная
Всего часов на дисциплину – 32
В том числе аудиторных часов – 32
Форма итогового контроля – зачет
Курс обучения –3
Семестры обучения – 6
Разработал_________ ассистент кафедры «Рисунок, живопись, скульптура»
С.В. Позняк
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «______________________________»
От «_» ______________2007г., протокол №
Зав. Кафедрой «ФИСТ» _____________ _______________________
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии по специальности ________
От «__» _____________2007г., протокол №
Председатель методической комиссии
По спец. ______________________
_____________________________________________________________________________
Самара, 2007г.
Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, определенный вид практически-духовного освоения мира.
Искусство нужно человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством опыту, к вековым ценностям, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.
1. Задачи курса
Общей комплексной задачей дисциплины является формирование художественной культуры и развития творческого мышления у студентов технических специальностей.
2. Место курса в профессиональной подготовки выпускника
Содержание курса, его цель и задачи определены в соответствии с местом и значением дисциплины в общей системе профессионального образования.
3. Темы и краткое содержание
Раздел 1.
ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Зарождение искусства – искусство первобытных племен.
Древний Египет – каноны в искусстве, причины их возникновения; искусство Древнего и Среднего царства; Амарнский период – отход от старых традиций.
Древняя Греция – период архаики; крито-микенская культура; золотой век искусства Древней Греции – создание ордера, Акрополь, шедевры скульптуры; период Эллинизма. Значение искусства Древней Греции для стран Европы.
Древний Рим – этрусский период; искусство периодов Республиканского и Императорского Рима - рождение портрета как особого жанра, фрески Помпеи, новые инженерные решения в архитектуре.
Раздел 2.
ИСКУССТВО СТРАН ЕВРОПЫ – ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ ДО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Закат Римской империи – зарождение христианской культуры. Византия – строительство Константинополя, иконопись. Художественная культура Древней Руси.
Романский и готический период – Каролингское Возрождение, храмовое строительство, готические соборы.
Возрождение в Италии – Джотто, Сандро Боттичелли.
Высокое Возрождение – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, венецианская школа.
Северное Возрождение – культура Нидерландов, Германии: - Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель.
Барокко – фламандская школа живописи – Питер Рубенс; голландский реализм – Рембрандт; национальные школы в искусстве; искусство Испании – Эль Греко, Веласкес, Гойя.
Классицизм – обращение к эталонам античного искусства; французская академия живописи – Э.Делакруа, Т.Жерико, П.Ж.Давид.
Раздел 3.
ИСКУССТВО ИМПРЕССИОНИСТОВ, ПОСТИМПРЕССИОНИСТОВ
Барбизонская школа, рождение пейзажа как самостоятельного жанра, пленэрная живопись, Ф.Милле, творчество Курбе; первая выставка импрессионистов, Э.Моне, К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, Б.Моризо, А.Сислей.
Поиск новых форм - искусство постимпрессионизма. Поль Сезанн, В.Ван-Гог, П.Гоген, Анри Тулуз-Лотрек.
Раздел 4.
ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XVII - XIX вв.
Учреждение Академии; историческая живопись – А.П.Лосенко; жанр портрета – Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Л.П.Антропов; пейзаж – С.Ф.Щедрин; зарождение бытового жанра – А.Г.Венецианов, П.А.Федотов.
Персоналии художественной культуры России XIX в. – К.Брюллов, А.А.Иванов, И.К.Айвазовский
«Товарищество передвижных художественных выставок» - И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Г.Перов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, М.В.Васнецов, Н.А.Ярошенко.
Расцвет пейзажной живописи – А.К.Саврасов, Н.И.Шишкин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан, В.Д.Поленов,
Батальный жанр – В.В.Верещагин.
Раздел 5.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Искусство модерна – А.Гауди, А.Муха, О.Бердслей, Э.Мунк, Г.Климт, М.Врубель.
Фовизм – А.Матисс, М.Шагал, Ж.Руо, А.Модильяни.
Кубизм и футуризм – Ж.Брак, П.Пикассо,Х.Грис.
Сюрреализм - С.Дали, О.Дикс, М.Эрнст, П.Дельво, Р.Магритт.
ТЕМЫ ЗАДАНИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО СЕМЕСТРАМ.
№
|
Задание
|
Кол-во часов
|
|
3 курс
ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР
|
|
1
|
Искусство первобытного общества, искусство древнего Египта
|
2
|
2
|
Художественная культура Древней Греции
|
2
|
3
|
Искусство Древнего Рима
|
2
|
4
|
Искусство Византии IV-XVвв.. Художественная культура Древней Руси
|
2
|
6
|
Искусство Западной Европы в средние века. Романский стиль и готика
|
2
|
7
|
Возрождение в Италии. Гуманизм и Ранее Возрождение
|
2
|
8
|
Высокое Возрождение
|
4
|
9
|
Искусство Северного Возрождения
|
2
|
10
|
Барокко, искусство Классицизма, реализм в художественной культуре
|
2
|
11
|
Барбизонская школа искусств, импрессионизм
|
2
|
12
|
Постимпрессионизм
|
2
|
13
|
Русское искусство XVII - XIX вв.
|
4
|
14
|
Русское искусство начала XX в. Модерн (направления, основные представители)
|
2
|
15
|
Художественная культура Европы в XX в.
|
2
|
ИТОГО
|
|
32
|
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
Форма итогового контроля – зачет в конце 6 семестра.
Итоговый зачет проводится в форме тестирования.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.
Автор
|
Наименование
|
Наличие грифа МО
|
Год издания
|
Обеспечивает ли полностью содержание дисциплины
|
Л. Любимов
|
Искусство Древнего Мира
|
|
1971
|
100%
|
Л. Любимов
|
Искусство Средних веков
|
|
1974
|
100%
|
Н.И.Платонова
|
Этюды об изобразительном искусстве
|
|
1993
|
70%
|
М. Андроникова
|
Об искусстве портрета
|
|
1975
|
60%
|
А.Варшавский
|
Пелика с ласточкой
|
|
1971
|
50%
|
Джон Ревальд
|
История Импрессионизма
|
|
1994
|
90%
|
Джон Ревальд
|
История Постимпрессионизма
|
|
1997
|
90%
|
В. Петров-Стромский
|
Тысяча лет русского искусства
|
|
1999
|
90%
|
О.Чехонин
|
Три века русской живописи
|
|
1994
|
80%
|
С.Дзуффи
|
Современная живопись
|
|
2002
|
100%
|