Государственный университет - Высшая школа экономики
Философский факультет
Программа дисциплины
Логика и теория аргументации
Карпенко И.А, к.филос.н.
Москва, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цель и задачи дисциплины 3
2.Требования к уровню освоения дисциплины 3
3.Объем дисциплины и виды учебной работы 4
4. Содержание курса 4
5.Темы семинарских занятий 6
6.Задания для самостоятельной работы студентов 9
7.Вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету 9
8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 10
8.1. Основная: 10
8.2. Дополнительная: 10
Цель и задачи дисциплины
Поскольку предметом исследования логики является язык, изучение этой науки позволяет осознать как именно и в каком смысле используются составляющие его компоненты, и, следовательно, развивает навык осмысленного и правильного выражения своих мыслей и их обоснования, что является необходимой основой для любого вида интеллектуальной деятельности каждого специалиста.
Цели курса
-
развитие навыка логического мышления;
-
развитие способности правильно рассуждать;
-
формирование знаний о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности.
Задачи курса
-
дать представление о предмете логики как самостоятельной науки, изучающей принципы и законы правильного мышления;
-
ознакомить с основными инструментами и понятиями логики;
-
изучить основные формы и приемы логического мышления;
-
освоить дедуктивные рассуждения
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен:
Знать
-
предмет логики;
-
понятийно-категориальный аппарат логики;
-
формы и приемы логического мышления;
-
методы дедуктивных рассуждений;
Уметь
-
логически грамотно выражать свои мысли;
-
осуществлять логические операции с основными формами логического мышления;
-
правильно рассуждать;
- пользоваться инструментами математической логики для доказательства утверждений и обоснования правильности рассуждений.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Названия разделов и тем
|
Всего часов
|
Виды учебных занятий
|
лекции
|
семинары
|
Предмет логики
Тема 1. Формирование, основные понятия науки логики и её задачи
Тема 2. Правильные рассуждения
|
6
|
6
|
0
|
Классическая логика высказываний
Тема 3. Язык логики высказываний
Тема 4. Теории дедуктивных рассуждений
|
8
|
6
|
2
|
Теория аргументации
Тема 5. Обоснование в аргументации
Тема 6. Стратегия и тактика аргументации и критики
|
10
|
6
|
4
|
Теория понятий
Тема 5. Понятие и его роль в науке
Тема 6. Отноешения между понятиями и виды понятий
|
8
|
6
|
2
|
Силлогистика
Тема 7. Содержание силлогистики, основные понятия и задачи
Тема 8. Модусы, негативная силлогистика
|
8
|
6
|
2
|
Итого:
|
40
|
30
|
10
|
4. Содержание курса
Раздел 1. Предмет логики
Тема 1. Формирование, основные понятия науки логики и её задачи
Основные этапы формирования логики, как раздела научного знания. Логика как нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности. Мышление, познание, язык. Естественные и искусственные языки. Знак, значение, смысл. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты изучения языка. Объектный язык и метаязык. Понятие, суждение, теория, рассуждение.
Тема 2. Правильные рассуждения
Принцип двузначности. Истинность суждений и правильность рассуждений. Логическая форма, логический закон, логическое следование. Значение логики в формировании логической культуры и научных убеждений.
Раздел 2. Классическая логика высказываний
Тема 3. Язык логики высказываний
Алфавит логики высказываний. Правильно построенное выражение. Функции истинности. Таблицы истинности. Тождественно-ложные, тождественно-истинные, выполнимые и опровержимые формулы. Отношения между формулами: совместимость по истинности, совместимость по ложности, отношение логического следования.
Тема 4. Теории дедуктивных рассуждений
Законы и способы правильных рассуждений. Значение языка классической логики высказываний, как средства анализа структуры естественного языка. Содержательные теории, формализованные теории, формальные теории. Классическое исчисление высказываний.
Раздел 3. Теория аргументации
Тема 5. Обоснование в аргументации
Диалог, беседа, полемика, спор. Формы диалога: дидактический, поисковый, аналитический. Субъекты аргументативного процесса: пропонент, оппонент, аудитория. Понятие и состав полей аргументации. Согласование полей. Логические и внелогические факторы аргументации.
Тема 6. Стратегия и тактика аргументации и критики
Общие и частные методы аргументации. Анализ и оценка данных аргументации. Виды аргументов и требования к ним: репрезантивность, надёжность, достаточность. Допустимость отрицательных данных. Объяснение и понимание. Проблемная ситуация. Вопросно-ответные ситуации. Классификация споров: традиционный эристический подход, спор как поиск истины, софистика. Особые формы: дискуссия, полемика. Правила спора.
Раздел 4. Теория понятий
Тема 7. Понятие и его роль в науке
Способы выражения понятий в языке. Признаки, их виды. Понятие как фиксация существенных признаков предметов. Основные приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Логические характеристики понятия: объем и содержание. Определение объема и содержания понятий. Понятия множества, подмножества, элемента. Понятие нечеткого множества. Закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятия.
Тема 8. Отношения между понятиями и виды понятий
Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение. Противоположность, противоречие. Изображение отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера.
Классификация понятий. Виды понятий. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий и его виды (явные и неявные, реальные и номинальные). Значение определений через род и видовое отличие. Генетическое определение. Правила определения. Основные ошибки при определении. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение. Деление и расчленение. Правила деления понятий.
Раздел 5. Силлогистика
Тема 9. Содержание силлогистики, основные понятия и задачи
Общая характеристика умозаключения и его состав. Виды умозаключений: непосредственные и опосредованные. Основные способы построения непосредственных умозаключений: превращение, обращение, противопоставление предикату.
Дедуктивные и недедуктивные опосредованные умозаключения. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Понятие силлогизма. Простой категорический силлогизм и его структура. Общие правила простого категорического силлогизма (правила терминов, правила посылок, правила фигур).
Тема 10. Модусы и негативная силлогистика
Наиболее распространенные ошибки при использовании фигур силлогизма.
Понятие модуса силлогизма. Правила выведения модусов. Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы, их общая характеристика. Энтимема, ее виды. Условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы, их общая характеристика. Негативная силлогистика.
Темы семинарских занятий
Раздел 1. Предмет логики
Тема 1. Формирование, основные понятия науки логики и её задачи (семинар)
Вопросы к теме:
1. Каково практическое и теоретическое значение логики?
2.В чем различие между логикой традиционной и современной?
3.Какие этапы прошла логика в своем историческом развитии?
4.Почему традиционную логику называют двузначной?
Тема 2. Правильные рассуждения (семинар)
Вопросы к теме:
-
Что называют логической правильностью мышления?
-
Чем отличается правильность мышления от его истинности? Как соотносятся эти понятия?
-
Что такое закон? Отличие законов природы от законов мышления?
-
Какие законы логики считаются основными и неосновными?
Раздел 2. Классическая логика высказываний
Тема 3. Язык логики высказываний (семинар)
Вопросы к теме:
-
Что называется формулой в логике высказываний?
-
Какие есть виды формул в логике высказываний по их истинностному статусу?
-
Каково содержательное значение понятий логического следования?
-
Охарактеризуйте основные отношения между формулами логики высказываний.
-
Каковы основные требования закона тождества?
-
Чем отличается закон исключенного третьего от закона непротиворечия?
Тема 4. Теории дедуктивных рассуждений (семинар)
Вопросы к теме:
-
Чем отличаются друг от друга содержательные, формализованные и формальные теории?
-
Обоснуйте методом таблиц истинности правила вывода классического исчисления высказываний.
Раздел 3. Теория аргументации
Тема 5. Обоснование в аргументации
Вопросы к теме:
-
Какие существуют формы диалога?
-
Что такое поле аргументации?
-
Сконструируйте пример диалога с применением различных приемов аргументации.
Тема 6. Стратегия и тактика аргументации и критики
Вопросы к теме:
-
Охарактеризуйте на примерах методы аргументации.
-
Охарактеризуйте на примерах виды аргументов
-
Организуйте спор на заданную тему по правилам теории аргументации
Раздел 4. Теория понятий
Тема 7. Понятие и его роль в науке (семинар)
Вопросы к теме:
1. Что такое понятие? В чем состоит связь и различие между словом и понятием?
2.Какова связь между содержанием и объемом понятия?
3.По каким признакам понятия делятся на виды?
Тема 8. Отношения между понятиями и виды понятий (семинар)
Вопросы к теме:
-
Какие существуют отношения между объемами понятий? Приведите примеры для каждого отношения
-
Что такое деление понятий? Укажите виды и правила деления.
-
В чем сущность и практическое значение логических операций обобщения и ограничения понятий?
Раздел 5. Силлогистика
Тема 9. Содержание силлогистики, основные понятия и задачи (семинар)
Вопросы к теме:
-
Что такое умозаключение и какова его структура?
2.Какие виды умозаключений вы знаете?
3.Каковы особенности простого категорического силлогизма?
4.Каковы правила терминов и посылок простого категорического силлогизма?
Тема 10. Модусы, негативная силлогистика (семинар)
Вопросы к теме:
1. Что такое фигура и модус силлогизма?
2.Что такое энтимема и каковы условия ее корректности?
3. Чем отличается негативная силлогистика от традиционной?
Задания для самостоятельной работы студентов
Разделы и темы для самостоятельного изучения
|
Виды и содержание самостоятельной работы
|
Правдоподобные рассуждения
|
реферат
|
Теория аргументации
|
реферат
|
Основы релевантной логики
|
реферат
|
Основы интуиционистской логики
|
реферат
|
Вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету
-
Предмет логики.
-
Исторические этапы развития логики как науки.
-
Понятия логической формы и логического закона.
-
Структура правильного рассуждения.
-
Закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
-
Язык как знаковая система. Семиотика и ее разделы (семантика, синтактика, прагматика).
-
Виды знаков. Смысл и значение знака.
-
Классическая логика высказываний: язык.
-
Таблицы истинности, виды формул, отношения между формулами.
-
Основные законы и способы правильных рассуждения классической логики высказываний.
-
Вывод и доказательство в классическом исчислении высказываний.
-
Понятие как форма мышления и его основные виды.
-
Булевы операции над понятиями.
-
Виды отношений между понятиями.
-
Операции с понятиями: обобщение, ограничение, деление.
-
Классификация простых категорических суждений по качеству и количеству. Понятие логического квадрата.
-
Теория аргументации – предмет исследования.
-
Виды и методы аргументации.
-
Поля и факторы аргументации.
-
Виды споров, правила споров.
-
Непосредственные умозаключения и их виды.
-
Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Фигуры и модусы.
-
Правила терминов и посылок в простом категорическом силлогизме.
-
Условно-категорический и разделительно-категорический силлогизмы.
-
Сокращенный силлогизм (энтимема).
-
Негативная силлогистика.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.1. Основная:
Бочаров В.А., Маркин В.И. «Основы логики». М., «Инфра-М» 2011.
8.2. Дополнительная:
Ивлев Ю.В. Логика. М.: Изд-во Проспект, 2006. С.5-16.
Асмус В.Ф. Логика: Учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2001.
Маковельский А.О. История логики. М.:Изд-во “Кучково поле”, 2004.
Мендельсон Э. Введение в математическую логику. М.: Наука, 1984.
Чёрч А. Введение в математическую логику. М.: ИЛ, 1960.
Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений. М.: Дело,2002. С.149-158..
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Юрист, 2004. С.30-62.