Перейти на главную страницу
подготовка магистра
к.э.н., доцент Зеленова Ольга Игоревна
к.э.н., доцент Решетникова Кира Викторовна
Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами
Председатель Заведующая кафедрой
Н.Б. Филинов В.И. Кабалина
«_____» _________________ 2011 г. «______» _________________ 2011 г.
Утверждено Ученым советом
Факультета менеджмента
Ученый секретарь
О.Н. Балаева
«_____» _________________ 2011 г.
Москва 2011
В рамках курса рассматриваются теоретико-методологические различия разного типа диагностических методик, в частности, специфика предметного и проблемного подхода к разработке диагностических средств, нормативные, ситуационные и ситуативно-нормативные модели задания должного, различные способы соотнесения должного и реального состояния диагностируемого объекта. Рассматриваются проблемы использования различных диагностических методик для принятия решений о подборе, расстановке, оценке персонала, методы, используемые для оценки мотивации персонала.
В рамках данного курса подробно рассматриваются различные методы описания реального состояния объекта: методы экспертной оценки, методы психологического и социологического тестирования, методы социометрии, методы деловых игр, игр открытого типа, другие методы групповой работы.
В рамках курса вместо традиционных семинарских занятий предлагается блок практической работы (практикум). Основная задача этого блока – научить студентов работе с конкретными диагностическими методиками, применяемыми в практике управления человеческими ресурсами.
В основу курса положена программа авторского курса профессора Щербины В.В. «Средства социальной диагностики персонала и социальные технологии».
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п
|
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа | |
Лекции
|
Практические занятия | ||||
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Социальная диагностика как разновидность социальной технологии | |||||
1. |
Введение. Средства социальной диагностики. Сферы применения и специфика диагностических средств. |
12 |
4 |
|
8 |
2. |
Средства социальной диагностики как разновидность социальной технологии. |
12 |
4 |
|
8 |
3. |
Функции и универсальная структура диагностических средств. |
18 |
8 |
|
10 |
4. |
Предметная специфика диагностических средств. Направления и типы средств социальной диагностики. |
14 |
4 |
|
10 |
Раздел 2. Средства социальной диагностики в УЧР | |||||
5. |
Методы диагностики системы УЧР |
18 |
|
8 |
10 |
6. |
Методы диагностики уровня лояльности персонала |
14 |
|
4 |
10 |
7. |
Методы диагностики типов трудовой мотивации |
14 |
|
4 |
10 |
8. |
Методика мониторинга персонала |
14 |
|
4 |
10 |
Раздел 3. Практикум | |||||
9. |
Презентации методик, разработанных студентами |
28 |
|
8 |
20 |
10. |
Зачет |
| |||
Итого |
|
144 |
20 |
28 |
96 |
Текущий контроль осуществляется в ходе практических занятий на основе оценки активности студентов по результатам групповой и индивидуальной работы.
Промежуточный контроль осуществляется на основе выполнения домашнего задания – разработанной методики диагностики.
Итоговый контроль: зачет.
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В. Щербины. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Три уровня развития науки. Специфика академической науки, прикладной науки, социально-инженерной деятельности. Три типа и уровня социальной инженерии и ее специфика: внутреннее и внешнее консультирование и функциональное управление.
История возникновения социальной диагностики. Появление термина. Уровень осмысления специфики средств социальной диагностики. Предметный и проблемный подходы к определению природы диагностических средств.
Различие и сходство в различных определениях диагностики. Диагностика и исследования: 1) сходство (единство предмета, теоретико-методологических оснований, приемов); 2) различие (по целям, задачам, степени алгоритмизации, надежности, срокам, объекту изучения, подходу, сложности). Границы применения. Диагностика как выявление симптомов или причин патологии.
Развитие науки и зрелость взгляда на диагностику. Диагностика как полуисследовательский процесс. Диагностика как стандартизированное средство.
Основная литература
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В. Щербины. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Определение понятия «технологии». Использование термина: информационные, биологические, психологические и другие технологии. Введение термина «социальная технология». Требования к специфике диагностических средств – социальных технологий и средств диагностики.
Проблема алгоритмизации управленческой деятельности. Технологии в системе управленческих решений. Содержание и природа решений. Цикл управленческих решений. Социальные технологии подготовки и реализации решений. Средства диагностики как информационная технология подготовки решения. Рутинизированные и инновационные решения. Алгоритмизация деятельности и границы алгоритмизации.
Основная литература
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Функции прогнозирования поведения социального объекта и решение вопроса о необходимости и направлении изменений в управленческих системах.
Структура диагностических средств.
Блок описания реального состояния как базовый блок диагностического средства и его специфика. Основания для типологии блока описания реального состояния. Проблемный и предметный подходы, различие в теоретико-методологических основаниях, методических приемах и решаемых задачах. Ориентация на выработку конвенционально приемлемых целей и на выработку оценки онтологических последствий.
Блок описания должного состояния как не имеющий аналогов в программе исследования. Постановка вопроса о норме. Представление о должном, как необходимый элемент подготовки решения. Формирование нормативного подхода.
Ценностно-нормативный подход: его достоинства, специфика, ограничения. Идеология ситуационного подхода. Две версии ситуационного подхода, достоинства и недостатки.
Ситуационно-нормативный подход как попытка синтеза: идеология, достоинства и недостатки.
Блок определения рассогласования между реальным и должным состоянием объекта – основание для подготовки решения. Определение границы отклонения. Различия по степени жесткости оценки отклонений. Различия по уровням формализации, стандартизации, технологизации процедур диагностики. Различия в методах проверки на адекватность диагностических задач. Перспективы развития блока.
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В. Щербины. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Организация как предмет изучения многих наук. Определение специфики средств социальной диагностики в разных подходах и социально-управленческих дисциплинах: специфика социального объекта, специфика социальных проблем, специфика социальных отношений, специфика решаемых задач и целей.
Социальная организация как предмет изучения. Структура социальной организации. Социальные функции организации и их иерархия. Специализация диагностических задач.
Направления работы в системе средств социальной диагностики, связанные с обеспечением целевой функции организации: задача организационного проектирования и реконструкции, подбора, расстановки и продвижения кадров, стимулирования самоорганизации групп.
Направления работы в системе средств социальной диагностики, связанные с обеспечением вспомогательных социальных функций организации (социально-интегративной и адаптивной): задачи стабилизации коллектива, социально-психологической адаптации, устранения конфликта, снятия социальной напряженности, задачи снижения зависимости и обеспечения кооперации с целевым окружением, проблема обеспечения культурной и символической адаптации. Объекты диагностики как социальные целостности: работник, группа, организация, фрагменты окружения.
Основная литература
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В. Щербины. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Практические занятия включают в себя анализ возможностей и ограничений средств социальной диагностики, используемых в российской и международной практике в процессе управления человеческими ресурсами. Тематика практических занятий включает изучение и освоение методик диагностики системы управления человеческими ресурсами (2 занятия), а также диагностики конкретных функций системы УЧР (3 занятия).
Итоговая работа по курсу проходит в режиме презентации результатов творческой групповой работы. Студенты делятся на группы по 2-3 человека. Возможно и индивидуальное выполнение задания.
Задача группы: разработка методики диагностики для решения одной из задач в сфере управления человеческими ресурсами. Возможны два пути решения поставленной задачи:
И в том, и в другом случае разработанная методика должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к данному типу технологий. Должны быть указаны теоретическая и методологическая базы методики, подробно рассмотрены все ее структурные составляющие. Кроме того, должна быть определена сфера применения данной методики, границы ее использования.
В ходе практикумов, завершающих данный курс, каждая группа должна выступить с презентацией своего проекта. Выступление каждой группы не должно превышать 30 минут. + 5 минут – ответы на вопросы.
Презентация должна включать:
Итоговый проект оценивается по двум параметрам по 10-балльной шкале:
– письменная работа;
– доклад-презентация.
Из оценок, полученных за сданные письменные работы и доклады-презентации, выводится оценка итогового проекта, которая с учетом коэффициента учитывается в кумулятивной оценке.
Авторы программы:
Доцент, к.э.н. Доцент, к.э.н.
15 12 2014
1 стр.
Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами
10 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление человеческими ресурсами», изучающих дисцип
15 12 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления специальности
27 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
Васин Д. А. Архитектура информационной системы управления образовательными ресурсами вуза. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб статей XI межд
07 10 2014
1 стр.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности геология бакалавр
23 09 2014
1 стр.