Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации*
Государственный университет-
Высшая школа экономики
Факультет психологии
Программа дисциплины
«Психология и этика международного бизнеса»
для направления 030300.68 - Психология
подготовки магистра
Автор: Н.М. Лебедева
Рекомендована секцией УМС
Секция «Психология»
Председатель
___________ В.А. Штроо
«___» __________ 2007 г.
| | Одобрена на заседании
кафедры организационной и рефлексивной психологии
Зав. кафедрой
____________ В.А. Штроо
«___» __________ 2007 г.
|
| | |
Утверждено УС
факультета психологии
Ученый секретарь
______________
«___» __________ 2007 г.
| | |
Москва 2008
Пояснительная записка
Автор программы: доктор психол. наук, профессор Надежда Михайловна Лебедева.
Требования к студентам: Для освоения данной дисциплины студенты должны быть ознакомлены с курсами «Общая психология», «Социальная психология», «Этнопсихология», «Организационная психология», «Кросс-культурные аспекты организационного поведения». Студенты также должны иметь представление о методах исследования в социальных науках, иметь опыт обращения с научной литературой, обладать навыками написания научных рефератов и эссе.
Аннотация: Сегодня, как никогда прежде, бизнесом все чаще приходится заниматься в мире без границ, глобальном мире, живущем по законам рынка и все более настоятельно требующем высоких стандартов качества, быстрого реагирования на запросы потребительского рынка и эффективного руководства в условиях постоянно меняющейся, обстановки. Вызовы глобализации требуют от специалистов знания психологических особенностей деловых культур стран и регионов мира, проблем этики деловых отношений в российской и зарубежной практике. Данный курс призван углубить и систематизировать знания студентов о психологии и этике международного бизнеса и корпоративной социальной ответственности, развить их навыки, необходимые для эффективной реализации международных бизнес трансакций и успешной работы в глобальных компаниях.
Программа курса предусматривает проведение 28 часов семинарских занятий, на которых студенты будут закреплять свои теоретические знания и приобретать практические навыки в сфере психологии и этики международного бизнеса, учиться решать практические психологические и этические проблемы бизнеса на примерах зарубежных и отечественных case-studies.
В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским и практическим занятиям, выполнение письменного домашнего задания (эссе).
Цель курса заключается в том, чтобы дать студентам представление о психологических особенностях и этических принципах международного бизнеса.
Специфика данного курса: Основная идея данного курса направлена на сочетание теоретической и практической подготовки студентов, развитие самостоятельных навыков организации научно- исследовательской и психолого-практической деятельности в сфере психологии и этики международного бизнеса. Это поможет учащимся использовать полученные знания в различных направлениях профессиональной практики в сфере психологии бизнеса.
Учебные задачи курса: ознакомить студентов
-
с системой психологических измерений мировых культур и цивилизаций;
-
с влиянием культурных ценностей на экономическое развитие стран мира;
-
с культурными особенностями России как делового партнера на международной арене;
-
с психологическими особенностями деловых культур разных стран мира;
-
системой знаний о значении морально-психологических факторов в международном бизнесе;
-
с кросс-культурными особенностями деловой этики;
-
с основными проблемами этики бизнеса в современном обществе и способами их решения.
Методика преподавания
В ходе групповых обсуждений участники разрабатывают практические рекомендации в области психологии и этики бизнеса для современного российского менеджера и предпринимателя, вступающего в международное деловое взаимодействие. Процесс обучения предполагает также целевое применение ряда психологических тестов и обучающих экспериментов.
Формы контроля знаний студентов
Итоговая оценка (зачет) по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
-
работа на практических занятиях (посещение, выступления, ответы на вопросы);
-
эссе - (2,5 тыс. слов);
-
письменный зачет (60 мин.)
Методика формирования результирующей оценки
-
При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Qзан, оценка за эссе Qэс, оценка за ответ на вопросы зачета Qзач.
-
Оценка относительной важности Wзан = 0,4; Wэс = 0,3; Wзач = 0,3.
-
Если у студента Qзан = 6, Qэс = 7, Qзач = 9, то Q = QзанWзан + QэсWэс + QзачWзач = 2,4 + 2,1 + 2,7 = 7,2. После округления Q = 7.
4. Оценка в форме «зачет» и в 10-бальной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Для получения оценки в форме «зачет» Q должно быть больше или равно 4 баллам.
Тематический расчет часов
№
|
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
|
Лекции
|
Семинарские занятия
|
1
|
Связь измерений культур и цивилизаций с социально-экономическим развитием
|
24
|
4
|
4
|
16
|
2
|
Следствия культурных различий для бизнеса
|
18
|
4
|
4
|
10
|
3
|
Измерения культурных ценностей в России
|
12
|
2
|
2
|
8
|
4.
|
Психологические особенности деловых культур разных стран мира
|
44
|
10
|
8
|
26
|
5.
|
Принципы этики международного бизнеса. Кросс-культурные особенности деловой этики в регионах мира.
|
40
|
6
|
6
|
28
|
6.
|
Деловая этика в современной России и за рубежом: состояние и перспективы развития
|
24
|
4
|
4
|
16
|
6.
|
Итого
|
162
|
30
|
28
|
104
|
Содержание программы
Тема 1. Связь измерений культур и цивилизаций с социально-экономическим
развитием
Понятие о культуре и цивилизации. Типы развития цивилизации. Современные классификации цивилизаций. Системы измерения мировых культур и цивилизаций (Г. Хофстед, Р. Инглхарт, Ш. Шварц, М. Бонд и др.). Связь психологических измерений культур по Г.Хофстеду (индивидуализм-коллективизм, дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность –фемининность) с экономическими и политическими индикаторами развития обществ. Измерения Р. Инглхарта (ценности выживания ценности самовыражения; традиционные - секулярно-рациональные ценности) и их следствия для развития общества. Измерения ценностей Ш.Шварца (принадлежность - автономия; иерархия - равноправие; мастерство-гармония) и их связи с социально-политическими индикаторами. «Социальные аксиомы» М.Бонда и К.Леунга и их социально-экономические параметры. Значение культуры для международного бизнеса.
Основная литература
-
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М. 2007, с. 47-98.
-
Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002.
Дополнительная литература
-
Инглхарт Р. Культура и демократия. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002., с. 106-128.
-
Лэндис Д. Культура объясняет почти все. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002, с. 38-54.
-
Портер М. Установки, ценности, убеждения и микроэкономика процветания. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002., с. 55-74.
-
Хантингтон С. Предисловие. Культуры – это серьезно. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002, с. 9-14.
-
Харрисон Л. Введение. В чем значение культуры? / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002, с. 15 -37.
-
Шведер Р. Моральные карты, уловки «первого мира» и новые евангелисты. / Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002., с. 186-205.
-
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. 1999.
-
Сусоколов А.А. Культура и обмен. М. 2006.
Тема 2. Следствия культурных различий для бизнеса
Влияние измерений культур по Хофстеду (индивидуализм-коллективизм, дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность –фемининность) на организационное поведение и бизнес-стратегии. Влияние измерений культур Ф. Тромпенаарса и Ч.Хампден–Тернера (универсализм – партикуляризм, нейтральность-эмоциональность, конкрентность – диффузность, достижение – аскрипция, отношение ко времени, отношение к окружающей среде) на особености организационной психологии, культуры и поведения в разных странах. Использование времени в разных культурах. Линейное время. Циклическое время. Монохронные и полихронные культуры. Методы исследования психологических измерений культур в кросс-культурной организационной психологии.
Основная литература:
-
Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002, с. 366-375.
-
Тромпенаарс Ф., Хампден–Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск, 2004, с.66-288.
Дополнительная литература:
-
Берри Д., Пуртинга И., Сегалл М., Дасен П. Кросс-культурная психология. Исследования и Применение. Харьков, 2007. С. 414-437.
-
Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей "Вопросы экономики" №5, 2008, с. 81-102
-
Berry J.W., Poortinga, Y.H., Segall, M.N. & Dasen, P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. - CUP, 2002.
-
Hofstede G. Culture's consequences: international differences in work-related values. - Beverly Hills, 1984.
-
M.Gelfand, M.Erez & Z.Aycan. Cross-Cultural Organizational Behavior. // The annual Review of Psychology, 2007. P. 479-514.
Тема 3. Измерения культурных ценностей в России
Социологические исследования ценностей россиян в период реформ: 90-е годы ХХ в. – начало ХХI в. (В.А.Ядов, Н.И.Лапин, Г.Г.Дилигенский и др.). Инструментальные и терминальные ценности М. Рокича и их динамика в условиях социально экономических изменений. Исследования динамики ценностей социальными психологами (по Рокичу). Исследования в России по измерениям Г. Хофстеда. Исследования в России по методологии Ш.Шварца. Базовые ценности россиян и их динамика (Н.М.Лебедева) . Исследования социальных аксиом в России. Культурно-специфический подход к исследованию ценностей россиян (Н. Лебедева. А. Татарко). Связь культурных ценностей с социально-экономическими установками и психологическим благополучием.
Основная литература
-
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М. 2007, с.99-156.
-
Дополнительная литература
-
Данилова Е., Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда.// Мониторинг общественного мнения, № 3 (65) май-июнь 2003
-
Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
-
Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии, 2000, №6.
-
Латова Н., Латов Ю. Этнометрические подходы к сравнительному анализу хозяйственно-культурных ценностей "Вопросы экономики" №5, 2008, с. 81-102
-
Лебедева Н.М. Базовые ценности русской культуры на рубеже ХХ1 века. //Психологический журнал, Т.21, № 3, 2000, стр. 73-87
-
Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. //Психологический журнал. Т.22, №3, 2001, стр. 26-36.
-
Ядов В.А. Россия в мировом пространстве // Социс. № 3. 1996/ www.auditorium.ru/books/4513/ch1.pdf
-
Ясин Е.Г. Научный семинар "Социальное самочувствие и ценности населения послекризисной России" от 20 ноября 2002г. (адрес ссылки в интернете https://hse.ru/science/yassin)
-
Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. Доклад на 4 Международной конференции «Модернизация России: социальный аспект», М. 2-4 апреля 2003
Тема 4. Психологические особенности деловых культур разных стран мира
Деловая культура как система. Психологическая основа деловой культуры. Уровни деловой культуры. Национальная и деловая культуры: взаимосвязь и взаимовлияние. Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Психологические особенности деловых культур стран Запада (США, Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Швеция, Финляндия). Психологические особенности деловых культур стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, Индия и др.). Психологические особенности деловых культур Арабских стран. Психологические особенности деловых культур Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки. Психологические особенности деловой культуры России и стран СНГ. Ведение деловых переговоров с бизнесменами разных стран.
Основная литература
-
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. М. 1999.
-
Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000.
Дополнительная литература
-
Романова Н.П., Багин В.В., Романова И.В.. Деловой этикет на Востоке. М. 2006.
-
Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб. 2004.
-
Communication, Culture and Organizational Process. // Ed. By W.B.Gundykunst. -International and Intercultural communicational Annual, Vol.IX. Beverly Hills, 1985.
-
Brake T. Doing business Internationally: the Guide to Cross-Cultural Success. N.Y., 1995.
Тема 5. Принципы этики международного бизнеса.
Кросс-культурные особенности деловой этики
Этика в кросскультурном и международном контексте. Этические принципы деловых отношений: соотношение целей и средств, соотношение между личным и общественным, соотношение краткосрочной и долгосрочной выгоды, соотношение материального и духовного. Основы этики и делового этикета в разных регионах мира. Отношение к взяткам в кросскультурном аспекте. Управление социальной ответственностью компаний, ведущих бизнес в зарубежных странах. Соответствие международной компании современным требованиям к уровню социальной ответственности. Неформальные аспекты социальной ответственности в международном бизнесе.
Основная литература
-
Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М. 1994.
-
Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002.
-
Шихирев П.Н.. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000
-
Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М. 1999.
Дополнительная литература
-
Де Джордж, Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. СПб.-М. 2001.
-
Литовченко С.Е., Корсаков М.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М. 2003
-
Методические и аналитические материалы комитета ТПП РФ по деловой этике. М. 2006.
-
Романова Н.П., Багин В.В., Романова И.В.. Деловой этикет на Востоке. М. 2006.
Тема 6. Деловая этика в современной России и за рубежом: состояние и перспективы развития
Сравнительный анализ деловой этики в США, Европе и России. Социальная ответственность бизнеса: понятие и основные подходы. Рекомендации по деловой этике для российских компаний, разработанные АНД и РИД. 10 принципов этики Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА). Эволюция российской деловой культуры. Современная российская деловая культура. Российская деловая культура среди других культур: уровень взаимного восприятия, уровень взаимодействия. Корпоративная культура и корпоративная этика. К синергии деловых культур. Роль бизнес-образования и науки.
Основная литература
-
Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М. 1994.
-
Шихирев П.Н.. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000.
-
Деловая этика. Программы эффективного управления. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике. Министрество торговли США. Управление международной торговли. Вашингтон, округ Колумбия, с. 1-22, 73-99, 287-325.
Дополнительная
-
Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002.
-
Де Джордж, Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. СПб.-М. 2001.
-
Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М. 1999.
-
Методические и аналитические материалы комитета ТПП РФ по деловой этике. М. 2006.
-
Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 1998.
-
Brake T. Doing business Internationally: the Guide to Cross-Cultural Success. N.Y., 1995.
-
Caroll, Archi B. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. Cincinnatti, 1989.
-
Caroll, Stephen J., Gannon, Martin J. Ethical Dimensions of International Management. London, 1997.
-
Green, Ronald M. The Ethical Manager: A New Method for Business Ethics. N.Y., 1994.
-
Wood, Donna J. Business and Society. -2nd ed. NY, 1994.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1. Литература
Основная литература
-
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М. 2007.
-
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.
-
Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М. 1999.
-
Шихирев П.Н.. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000
Дополнительная
-
Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М. 1994.
-
Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М., 2002.
-
Де Джордж, Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. СПб.-М. 2001.
-
Деловая этика. Программы эффективного управления. Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике. Министрество торговли США. Управление международной торговли. Вашингтон, округ Колумбия, с. 1-22, 73-99, 287-325.
-
Козловский П. Этика капитализма. Серия: Этическая экономия: исследования по этике, культуре и философии хозяйства. Вып.1. СПб. 1996.
-
Кузин Ф.А.Культура делового общения. М. 2003.
-
Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу // Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. 2002.
-
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М. 1999.
-
Литовченко С.Е., Корсаков М.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М. 2003
-
Литовченко С.Е., Корсаков М.И. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М. 2003
-
Методические и аналитические материалы комитета ТПП РФ по деловой этике. М. 2006.
-
Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента. М., 2003, с.11-93.
-
Романова Н.П., Багин В.В., Романова И.В.. Деловой этикет на Востоке. М. 2006.
-
Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб. 2004.
-
Сусоколов А.А. Культура и обмен. М. 2006.
-
Тромпенаарс Ф., Хампден–Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск, 2004, с.7-65.
-
Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 1998.
-
Фернам А., Аргайл М. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения. СПб. 2005.
-
Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации. М., 2000.
-
Экономическая психология: социокультурный подход / Под. Ред. И.В. Андреевой. СПб, 2000.
-
Brake T. Doing business Internationally: the Guide to Cross-Cultural Success. N.Y., 1995.
-
Caroll, Archi B. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. Cincinnatti, 1989.
-
Caroll, Stephen J., Gannon, Martin J. Ethical Dimensions of International Management. London, 1997.
-
Communication, Culture and Organizational Process. // Ed. By W.B.Gundykunst. -International and Intercultural communicational Annual, Vol.IX. Beverly Hills, 1985.
-
Green, Ronald M. The Ethical Manager: A New Method for Business Ethics. N.Y., 1994.
-
Wheeler D., Sillanpaa, M. The Stakeholder Corporation. The Body Shop: Blueprint for maximizing stakeholder value. London, 1997.
-
Wood, Donna J. Business and Society. -2nd ed. NY, 1994.
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля
Тематика эссе:
1. Глобализация экономики и национальные различия деловых культур.
2. В чем состоит социальная ответственность бизнеса?
3. Насколько этика противоречит получению прибыли?
4. Правда ли, что «деньги не пахнут»?
5. Национально-культурные различия в отношении к деньгам.
6. Могут ли граждане бедных стран быть счастливее своих богатых соседей?
7. Психологические особенности деловой культуры России.
8. Психологические особенности деловой культуры страны СНГ (по выбору).
9. Отношение к взяткам в кросскультурном аспекте.
10. Ведение деловых переговоров с бизнесменами разных стран (по выбору).
11. Российская деловая культура среди других культур.
12. Корпоративная этика: подводные камни.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
-
Системы измерения мировых культур и цивилизаций (Р. Инглхарт, Ш. Шварц, Г. Хофстед, М. Бонд и др.).
-
Связь «психологических измерений» культур по Хофстеду с политическими, экономическими и социальными индикаторами развития общества.
-
Связь ценностей по Шварцу с социально-экономическими индикаторами развития общества.
-
Связь ценностей Р. Инглхарта (ценности выживания ценности самовыражения; традиционные - секулярно-рациональные ценности) с социально-экономическими индикаторами развития общества.
-
Культурный синдром «индивидуализм-коллективизм» и его влияние на отношение в организации.
-
Культурный синдром «дистанция власти» и его влияние на отношения в организации
-
Культурный синдром «мужественность-женственность» и его влияние на отношения в организации.
-
Культурный синдром «избегание неопределенности» и его влияние на отношения в организации.
-
Культурное измерение Тромпенаарса«Универсализм – партикуляризм» (правила – связи) и его влияние организационное поведение.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Коллективизм – индивидуализм (группа – индивид)» и его влияние организационное поведение.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Нейтральность-эмоциональность (диапазон явно выражаемых чувств)» и его влияние организационное поведение.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Конкрентность – диффузность (степень вовлечения)» и его влияние организационное поведение.
-
Культурное измерение Тромпенаарса «Достижение – аскрипция (то, как определяют статус человека)» и его влияние организационное поведение.
-
Отношение ко времени и организационное поведение.
-
Отношение к природе (направленность «вовне» или «вовнутрь») и организационное поведение
-
Социологические исследования ценностей россиян в период реформ: 90-е годы ХХ в. – начало ХХI в. (В.А.Ядов, Н.И.Лапин, Г.Г.Дилигенский и др.).
-
Инструментальные и терминальные ценности М. Рокича и их динамика в условиях социально экономических изменений. Исследования динамики ценностей социальными психологами (по Рокичу).
-
Исследования в России по измерениям Г. Хофстеда.
-
Исследования в России по методологии Ш.Шварца. Базовые ценности россиян и их динамика (Н.М.Лебедева).
-
Исследования социальных аксиом в России. Культурно-специфический подход к исследованию ценностей россиян (Н. Лебедева. А. Татарко).
-
Связь культурных ценностей с социально-экономическими установками и психологическим благополучием.
-
Деловая культура как система.
-
Психологическая основа деловой культуры.
-
Уровни деловой культуры.
-
Национальная и деловая культуры: взаимосвязь и взаимовлияние.
-
Психологические особенности деловой культуры США.
-
Психологические особенности деловой культуры Великобритании
-
Психологические особенности деловой культуры Франции.
-
Психологические особенности деловой культуры Германии.
-
Психологические особенности деловой культуры Испании.
-
Психологические особенности деловой культуры Италии.
-
Психологические особенности деловой культуры Швеции.
-
Психологические особенности деловой культуры Финляндии.
-
Психологические особенности деловой культуры Японии.
-
Психологические особенности деловой культуры Китая
-
Психологические особенности деловой культуры Индии.
-
Психологические особенности деловых культур Арабских стран.
-
Психологические особенности деловой культуры Австралии.
-
Психологические особенности деловой культуры Новой Зеландии.
-
Психологические особенности деловой культуры Южной Африки.
-
Психологические особенности деловой культуры России.
-
Ведение деловых переговоров с бизнесменами разных стран.
-
Этика в кросскультурном и международном контексте.
-
Этические принципы деловых отношений: соотношение целей и средств, соотношение между личным и общественным, соотношение краткосрочной и долгосрочной выгоды, соотношение материального и духовного.
-
Основы этики и делового этикета в разных регионах мира.
-
Отношение к взяткам в кросскультурном аспекте.
-
Управление социальной ответственностью компаний, ведущих бизнес в зарубежных странах.
-
Соответствие международной компании современным требованиям к уровню социальной ответственности.
-
Сравнительный анализ деловой этики в США, Европе и России.
-
Социальная ответственность бизнеса: понятие и основные подходы.
-
Рекомендации по деловой этике для российских компаний, разработанные АНД и РИД. 40. 10 принципов этики Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА).
-
Эволюция российской деловой культуры.
-
Современная российская деловая культура.
-
Российская деловая культура среди других культур: уровень взаимного восприятия.
-
Российская деловая культура среди других культур: уровень взаимодействия.
-
Корпоративная культура и корпоративная этика.
-
К синергии деловых культур. Роль бизнес-образования и науки.
Автор программы: _____________________________/ Н.М.Лебедева/