Специальная психология
(наименование учебной дисциплины)
Место дисциплины в структуре ООП
Принципы построения курса:
Курс входит в базовую часть цикл ООП Б3.Б.04
Курс адресован бакалаврам 2 курса
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: психология, педагогика, основы генетики, возрастная анатомия, физиология и гигиена, невропатологи, психопатология.
Для успешного освоения курса должны быть сформированы ОК1, ОК 7, ОП1, ОП2, ОП3, компетенция(и) на пороговом уровне.
(пороговый, повышенный, продвинутый)
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин вариативной части таких как сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология, патопсихология, нейропсихология и пр.
Программа курса построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование утверждённого приказом МоиН РФ от 18.01.2010 г.
В курсе выделено несколько разделов / тем:
Модуль 1 включает в себя общие вопросы специальной психологии, история развития и взаимосвязь с другими науками.
Модуль 2 раскрывает основные психологические закономерности развития детей с нарушениями психофизиологического развития, а также знакомит с основными видами дизонтогенеза.
Модуль 3 раскрывает психологические особенности различных категорий детей с нарушениями развития.
Модуль 4 включает контроль качества освоения дисциплины.
Курс имеет практическую часть в виде умения анализировать современные данные в области специального образования, умения оценивать социально и личностно значимую информацию и социокультурные явления, толерантно воспринимать психофизиологические различия, а так же умения применять теоретические знания при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки.
Компетенция(и) обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
ПК 3, ПК 5, ПК 7.
(наименование(я) и код компетенции(й)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
-
Знать:
-
теоретические основы специальной психологии;
-
историю развития отечественной дефектологии;
-
многообразие патогенных факторов и этиологию психофизиологических дефектов;
-
основные принципы организации специальной психологической помощи;
-
клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями развития;
-
Уметь:
-
находить и использовать различные источники для решения коррекционных, психопрофилактических, консультативных задач, возникающих в процессе оказания специальной психологической помощи;
-
соотносить теорию с практикой;
-
формулировать, обосновывать собственную точку зрения по вопросам использования методов специальной психологии;
-
навыками межличностных отношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-
основами использования различных коммуникаций в разных видах профессиональной деятельности;