Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).
– способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6).
Учебный предмет «Проблемы семантики русского языка» включён в дисциплины по выбору общенаучного цикла (М.1.В.1).
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении дисциплин «Современный русский язык», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Стилистика и культура речи».
Форма и содержание в слове.
Значение слова.
Сема. Семная структура слова. Классификация сем.
Картина мира в языке. Языковая модель мира и концептуальная модель мира. Идеальное содержание.
Семантические классы слов. Семантическое поле. Функционально-семантическое поле.
Тематическая (денотативная) группа (поле).
Лексико-семантическая группа.
Парадигматические отношения в лексико-семантических группах. Типы парадигм.
Семантическая структура лексемы. Лексико-семантические варианты слова. Словозначение.
Лексическая однозначность и неоднозначность.
Лексическая семантика, семасиология и ономасиология.
Фразеологическая семантика.
Словообразовательная семантика.
Морфологическая семантика.
Синтаксическая семантика.
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, активные и интерактивные методы, лексико-семантический анализ, анализ семантической структуры многозначного слова, анализ семной структуры лексического значения слова (компонентный анализ), анализ лексико-семантических групп, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.
– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK–1);
– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–2);
– способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК–1);
– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК–2);
– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК–4);
– владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК–5);
– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК–6);
– владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК–7).
6. Общая трудоёмкость дисциплины
2 зачетные единицы трудоёмкости (72 академических часа).
Промежуточная аттестация – зачёт.
Васильченко Светлана Матвеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.
Учебный предмет «Форма и содержание в морфологии русского языка» включён в базовую часть профессионального цикла, региональный компонент (М.2.Р.6).
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении учебных предметов: «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Общее языкознание», «Стилистика и культура речи».
Основные понятия морфологии: лексема, словоформа (форма слова), морфема.
Грамматическое (морфологическое) значение слова.
Средства выражения грамматических (морфологических) значений слова. Способы формообразования в русском языке.
Омонимия, синонимия, полисемия в морфологии.
Грамматическая (морфологическая) категория. Классифицирующие (лексико-грамматические) и словоизменительные грамматические категории.
Особенности одноимённых (нейтральных) морфологических категорий разных частей речи.
Морфологическая парадигма как система форм одного слова. Типы морфологических парадигм.
Отражение морфологических форм и значений в словарях разного типа. Грамматические словари.
Учение о частях речи в русской грамматической науке. Взаимодействие частей речи. Переход слов из одной части речи в другую.
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы, морфологический анализ, морфемный анализ, словообразовательный анализ, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.
– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK–1);
– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–2);
– способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК–1);
– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК–2);
– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК–4);
– владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК–5);
– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК–6);
– владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК–7).
6. Общая трудоёмкость дисциплины
2 зачетные единицы трудоёмкости (72 академических часа).
Промежуточная аттестация – экзамен.
Васильченко Светлана Матвеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.
Изучаемая дисциплина включена в дисциплины по выбору (М.2.В.1) профессионального цикла.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении курсов «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка», «Русская диалектология».
2. Цель изучения дисциплины
Цель освоения учебной дисциплины «Проблемы исторической лексикологии» заключается в формировании системы теоретических знаний по проблемам исторической лексикологии и практических умений и навыков историко-лингвистического комментирования лексики письменных памятников разных исторических периодов, текстов различных стилей и жанров, в систематицации знаний о тенденциях и закономерностях становления и исторического развития лексической системы русского языка, в формировании устойчивых навыков анализа лексических единиц с точки зрения их происхождения и этимологии.
Сравнительно-исторический метод — основной метод исторической лексикологии. Факты живой речи. Диалекты современного руского языка. Факты русского языка в сравнении с аналогичными фактами других славянских языков, с фактами индоевропейских неславянских языков, с фактами неиндоевропейских языков. Проблемы периодизации истории русского языка. Восточнославянская этноязыковая общность. Литературный язык Древней Руси. Древнерусская лексическая система. Древнерусская лексика по ее происхождению. Истоки генетической корреляции русизмов и старославянизмов (церковнославянизмов) в русском языке. Пути проникновения старославянизмов в русский язык. Древнерусские диалекты по данным памятников письменности. Древнейшие диалектные лексические элементы в современном русском литературном языке и в говорах. Исторические изменения в лексико-фразеологических, словообразовательных и грамматических средствах русского языка. Расширение словарного состава русского языка, роль заимствований. Иноземные элементы в древнерусском литературном языке, их фонетические признаки. Архаические слова и формы в современном русском языке. Крылатые слова и выражения в произведениях словесности разных исторических эпох, их источники. Крылатые слова и выражения как источник исторической лексикологии. Историческая лексикология и современные процессы в области лексики. Историческая лексикография: исторические словари, этимологические словари.
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа (в том числе домашняя контрольная работа), активные и интерактивные методы: историко-лексикологический анализ текста с элементами этимологического анализа, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).
2 зачетные единицы (72 часа).
Промежуточная аттестация — экзамен.
Меркулова Людмила Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Орловского государственного университета.
Дисциплина входит в общенаучный цикл, федеральный компонент (М.1. Ф.1).
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).
2. Цель изучения дисциплины
На основе понимания связей современной филологии и гуманитарных наук получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, русской литературы, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
В учебную программу филологических факультетов университетов входит курс «История лингвистических учений», в котором студенты знакомятся с историей мировой науки о языке, с различными лингвистическими методами, школами и направлениями. Курса, который бы системно и хронологически изучал становление и развитие интегративной филологической мысли человечества, не существует.
Структура данного курса позволяет магистру под руководством профессора подробно и системно изучить основные научные филологические источники, поэтому на самостоятельную работу отводится максимальное количество времени.
4. Основные образовательные технологии
Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).
6 зачетных единиц (216 академических часа).
Промежуточная аттестация – зачет, экзамен.
Гришанова Валентина Никитична, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка ОГУ.
Дисциплина входит в общенаучный цикл, региональный компонент, дисциплины по выбору (М.1. В.1).
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).
2. Цель изучения дисциплины
Цель курса - дать магистрантам сведения о диссертационном исследовании как феномене науки и развитие у обучающихся базовых компетенций в сфере исследовательской деятельности. В центре курса находятся вопросы методологии, логики и организации научно-исследовательской деятельности в сфере филологии и других гуманитарных наук, изучающих коммуникативную деятельность человека. Большое внимание уделяется научному тексту как отражению познавательного процесса в гуманитарных науках и средству научной коммуникации. Изучение этих сведений поможет магистрантам, подготовиться к выполнению диссертационного исследования
Диссертационное исследование как феномен науки. Методология, логика и организация научно-исследовательской деятельности в сфере филологии и других гуманитарных наук. Научный текст как отражение познавательного процесса в гуманитарных науках и средство научной коммуникации.
Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).
03 09 2014
5 стр.
10 10 2014
1 стр.
15 12 2014
17 стр.
14 12 2014
1 стр.
09 10 2014
4 стр.
17 12 2014
3 стр.
09 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.