Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 032700.68 ФИЛОЛОГИЯ

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»,

«ЛИТЕРАТУРА»
Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина входит в профессиональный цикл, региональный компонент (М.2. Р.2.).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).



  1. Цель изучения дисциплины

Расширить и углубить знания в области антропоцентрического языкознания. Изучение русского языка как средства, репрезентирующего черты национального характера. Анализ языковых фактов как средства познания человека и культуры народа.

  1. Структура дисциплины

Язык и культура. Язык и менталитет. Языковая картина мира. Культурно-национальная специфика единиц основных уровней языка. Слово как основной носитель национально-культурной информации. Возможности словообразования для концептуальной интерпретации действительности. Семантика фразеологизмов и языковая картина мира. Грамматические категории в свете антропоцентрического подхода к языку.Некоторые особенности семантики русского простого предложения и русская языковая картина мира. Художественный текст как система духовных национальных ценностей.

  1. Основные образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

– способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);



  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6).


  1. Общая трудоемкость дисциплины

3 зачетных единиц (108 академических часов).

  1. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачет.

  1. Составитель

Гришанова Валентина Никитична, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка ОГУ.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Проблемы семантики русского языка».
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Учебный предмет «Проблемы семантики русского языка» включён в дисциплины по выбору общенаучного цикла (М.1.В.1).

Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении дисциплин «Современный русский язык», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Стилистика и культура речи».


  1. Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Проблемы семантики русского языка» заключается в формировании системы теоретических и практических знаний о плане содержания языковых единиц русского языка.


  1. Структура дисциплины

Лексическая семантика.

Форма и содержание в слове.

Значение слова.

Сема. Семная структура слова. Классификация сем.

Картина мира в языке. Языковая модель мира и концептуальная модель мира. Идеальное содержание.

Семантические классы слов. Семантическое поле. Функционально-семантическое поле.

Тематическая (денотативная) группа (поле).

Лексико-семантическая группа.

Парадигматические отношения в лексико-семантических группах. Типы парадигм.

Семантическая структура лексемы. Лексико-семантические варианты слова. Словозначение.

Лексическая однозначность и неоднозначность.

Лексическая семантика, семасиология и ономасиология.

Фразеологическая семантика.

Словообразовательная семантика.

Морфологическая семантика.

Синтаксическая семантика.


4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, активные и интерактивные методы, лексико-семантический анализ, анализ семантической структуры многозначного слова, анализ семной структуры лексического значения слова (компонентный анализ), анализ лексико-семантических групп, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK–1);

– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–2);

– способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК–1);

– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК–2);

– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК–4);

– владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК–5);

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК–6);

– владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК–7).
6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачетные единицы трудоёмкости (72 академических часа).


7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачёт.


8. Составитель

Васильченко Светлана Матвеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.




Аннотация к рабочей программе дисциплины «Форма и содержание в морфологии русского языка».
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Учебный предмет «Форма и содержание в морфологии русского языка» включён в базовую часть профессионального цикла, региональный компонент (М.2.Р.6).

Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении учебных предметов: «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Общее языкознание», «Стилистика и культура речи».


  1. Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Форма и содержание в морфологии русского языка» заключается в формировании системы теоретических и практических знаний о морфологии русского языка:

  • о структуре и системной организации морфологии, о связи морфологии с другими разделами языкознания;

  • о методологии и основных концепциях описания морфологии;

  • о формальных и семантических свойствах частей речи (в различных проявлениях);

  • о правилах и условиях функционирования слов различных частей речи во всех стилях русского языка и типах речи (устной и письменной);

  • о морфологическом анализе различных типов слов.




  1. Структура дисциплины

Морфология как раздел грамматики, грамматическое учение о слове. Связь морфологии с лексикологией, словообразованием, синтаксисом, фонетикой, морфонологией.

Основные понятия морфологии: лексема, словоформа (форма слова), морфема.

Грамматическое (морфологическое) значение слова.

Средства выражения грамматических (морфологических) значений слова. Способы формообразования в русском языке.

Омонимия, синонимия, полисемия в морфологии.

Грамматическая (морфологическая) категория. Классифицирующие (лексико-грамматические) и словоизменительные грамматические категории.

Особенности одноимённых (нейтральных) морфологических категорий разных частей речи.

Морфологическая парадигма как система форм одного слова. Типы морфологических парадигм.

Отражение морфологических форм и значений в словарях разного типа. Грамматические словари.

Учение о частях речи в русской грамматической науке. Взаимодействие частей речи. Переход слов из одной части речи в другую.


4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы, морфологический анализ, морфемный анализ, словообразовательный анализ, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK–1);

– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–2);

– способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК–1);

– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК–2);

– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК–4);

– владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК–5);

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК–6);

– владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК–7).
6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачетные единицы трудоёмкости (72 академических часа).


7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.


8. Составитель

Васильченко Светлана Матвеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.



Аннотация

к рабочей программе «Проблемы исторической лексикологии»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Изучаемая дисциплина включена в дисциплины по выбору (М.2.В.1) профессионального цикла.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении курсов «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка», «Русская диалектология».
2. Цель изучения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины «Проблемы исторической лексикологии» заключается в формировании системы теоретических знаний по проблемам исторической лексикологии и практических умений и навыков историко-лингвистического комментирования лексики письменных памятников разных исторических периодов, текстов различных стилей и жанров, в систематицации знаний о тенденциях и закономерностях становления и исторического развития лексической системы русского языка, в формировании устойчивых навыков анализа лексических единиц с точки зрения их происхождения и этимологии.


3. Структура дисциплины

Сравнительно-исторический метод — основной метод исторической лексикологии. Факты живой речи. Диалекты современного руского языка. Факты русского языка в сравнении с аналогичными фактами других славянских языков, с фактами индоевропейских неславянских языков, с фактами неиндоевропейских языков. Проблемы периодизации истории русского языка. Восточнославянская этноязыковая общность. Литературный язык Древней Руси. Древнерусская лексическая система. Древнерусская лексика по ее происхождению. Истоки генетической корреляции русизмов и старославянизмов (церковнославянизмов) в русском языке. Пути проникновения старославянизмов в русский язык. Древнерусские диалекты по данным памятников письменности. Древнейшие диалектные лексические элементы в современном русском литературном языке и в говорах. Исторические изменения в лексико-фразеологических, словообразовательных и грамматических средствах русского языка. Расширение словарного состава русского языка, роль заимствований. Иноземные элементы в древнерусском литературном языке, их фонетические признаки. Архаические слова и формы в современном русском языке. Крылатые слова и выражения в произведениях словесности разных исторических эпох, их источники. Крылатые слова и выражения как источник исторической лексикологии. Историческая лексикология и современные процессы в области лексики. Историческая лексикография: исторические словари, этимологические словари.


4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа (в том числе домашняя контрольная работа), активные и интерактивные методы: историко-лексикологический анализ текста с элементами этимологического анализа, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).


6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа).



7. Форма контроля

Промежуточная аттестация — экзамен.



8. Составитель

Меркулова Людмила Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Орловского государственного университета.



Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания»
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина входит в общенаучный цикл, федеральный компонент (М.1. Ф.1).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).
2. Цель изучения дисциплины

На основе понимания связей современной филологии и гуманитарных наук получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, русской литературы, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.


3. Структура дисциплины

В учебную программу филологических факультетов университетов входит курс «История лингвистических учений», в котором студенты знакомятся с историей мировой науки о языке, с различными лингвистическими методами, школами и направлениями. Курса, который бы системно и хронологически изучал становление и развитие интегративной филологической мысли человечества, не существует.

Структура данного курса позволяет магистру под руководством профессора подробно и системно изучить основные научные филологические источники, поэтому на самостоятельную работу отводится максимальное количество времени.
4. Основные образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).


6. Общая трудоемкость дисциплины

6 зачетных единиц (216 академических часа).


7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачет, экзамен.


8. Составитель

Гришанова Валентина Никитична, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка ОГУ.




Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Основы подготовки магистерской диссертации»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина входит в общенаучный цикл, региональный компонент, дисциплины по выбору (М.1. В.1).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).
2. Цель изучения дисциплины

Цель курса - дать магистрантам сведения о диссертационном исследовании как феномене науки и развитие у обучающихся базовых компетенций в сфере исследовательской деятельности. В центре курса находятся вопросы методологии, логики и организации научно-исследовательской деятельности в сфере филологии и других гуманитарных наук, изучающих коммуникативную деятельность человека. Большое внимание уделяется научному тексту как отражению познавательного процесса в гуманитарных науках и средству научной коммуникации. Изучение этих сведений поможет магистрантам, подготовиться к выполнению диссертационного исследования


3. Структура дисциплины

Диссертационное исследование как феномен науки. Методология, логика и организация научно-исследовательской деятельности в сфере филологии и других гуманитарных наук. Научный текст как отражение познавательного процесса в гуманитарных науках и средство научной коммуникации.


4. Основные образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.


5. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).


следующая страница>


«русский язык», «литература» Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп

686.87kb.

03 09 2014
5 стр.


Лекция 1-2 Русский язык как национальный язык. План Русский язык как национальный язык

Проблема происхождения русского литературного языка, основные этапы его развития

54.53kb.

10 10 2014
1 стр.


Л. Ф. Климанова 1 класс умк «Перспектива» Данная программа

Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русски

3365.71kb.

15 12 2014
17 стр.


Апим «Современный русский литературный язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Апим по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Им по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (для специальности 032900 – Русский язык и литература) разработан для использования в процедурах самообслед

186.73kb.

14 12 2014
1 стр.


Современный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык как высшая форма существования общенародного языка

Общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны

765.58kb.

09 10 2014
4 стр.


Современный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык как высшая форма существования общенародного языка

Усский язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны

626.6kb.

17 12 2014
3 стр.


Русский язык и его отражение в истории народа

«внутренней формы» выражения культуры как внеязыкового содержания предметно-понятийного характера, а культура как процесс освоения человеком действительности и как фактор, воздейст

71.46kb.

09 09 2014
1 стр.


Русский язык. Русский язык на видеопортале univertv ru

Правила написания согласных в корне, гласных в приставках, правописание ь и ъ знаков

220.89kb.

09 10 2014
1 стр.