Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

6. «Не урони». 
Упражнение в кругу. Участники перекидывают друг другу мяч так, как будто это какой-то предмет. Например: хрустальная ваза, колючий еж или кусок льда и т.д. Задача ловящего - поймать мяч так, как он стал бы ловить названный предмет.
7. Ритуал прощания.

Занятие №9
«Мой внутренний мир»
1. Приветствие.
2. Изобрази «Роли».
3. Беседа:
- Мы с вами говорили об общении, что бывают ситуации трудные в общении с одноклассниками, друг с другом, со взрослыми: учителями, родителями. Не можете найти общий язык. Как вы думаете, почему так бывает? Что некоторым людям бывает трудно общаться друг с другом.
- Ребята, очень часто трудности в общении происходят из-за того, что не совпадает, как ты себя представляешь, и как видят тебя другие.
4. Игра «Кто? Какой Я?»
Продолжите письменно 3 предложения:
1. Я думаю, что я …
2. Другие считают, что я …
3. Мне хочется быть …
5. «Горячий стул»
- Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нём окружающих с его собственными представлениями о себе. Каждый по очереди будет занимать место на стуле в центре и участники ответят на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подбирать одно или несколько определений из того же списка на доске. Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением («Я думал, что я …»).
- Подсчитайте количество совпадений.
- Кого было трудней оценивать – себя или других?
6. «Моя планета»
- Какая планета, кто населяет эту планету, легко ли до неё добраться, по каким законам на ней живут, чем занимаются жители. Как вашупленету зовут? Нарисуйте эту планету.
7. Итог: что понравилось? Какие испытывали трудности? Что нового узнали?
8. Домашнее задание.
9. Ритуал прощания.

Занятие № 10

Цель: актуализация школьных переживаний, предоставить детям возможность отреагировать свои чувства в отношении с учителем.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра “Да” и “нет” не говори”.
Цель: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.
Ход игры: Дети располагаются по кругу. Водящий передавая мяч кому-то из детей, задает вопрос , на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов : “да”, “нет”, “черный”, “белый”. Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. (Например: какого цвета зубы?Тебя зовут Таня?)

3. Игра “Что делает учитель?”.
Беседа о том, какими действиями занят обычный рабочий день учителя: он проверяет тетради, заполняет классный журнал, беседует с директором, выслушивает ответы учеников и т. д.
Этюды каждый из детей без слов изображает то или иное действие учителя, а остальные отгадывают его.

4. “Неоконченные предложения”.
“Учитель должен быть. . .” 
“Учитель не должен быть. . .”
“Урок должен быть . . .”
“Урок не должен быть . . .”

5. Работа со сказкой “О девочке и строгой учительнице”.

Текст сказки.
Далеко-далеко, за горами, за морями жила одна девочка. Так же, как и все вы, по утрам она чистила зубы, завтракала и отправлялась в школу. Она мечтала о пятерках, но часто получала тройки. Хотела быть хорошей, но не могла на уроках сидеть спокойно: то подскочит, то выкрикнет что-нибудь, то вертится во все стороны.
- Знаешь, мама, - жаловалась девочка дома, - как трудно быть всегда послушной! Целых пять или шесть уроков терпеть, конечно, на перемене захочется прыгать, валяться по полу, кого-нибудь стукнуть, плохие слова кричать. Так немного веселее становится.
Если вы думаете, что это была какая-нибудь непослушная девочка, гадкая девочка, то вы ошибаетесь. Девочка была обычная - веселая, добрая, неглупая, вот только ей трудно было высидеть пять уроков подряд. Да еще красиво писать в тетради, да еще примеры решать без ошибок.
А какая была у нее учительница? Тоже самая обычная. Строгая и справедливая. И она, конечно, часто сердилась на девочку.
- Устала я с тобой. Не знаю, что и делать, - жаловалась она.
А девочке хотелось сгореть от стыда. Она даже вся сжималась в комочек, слушая эти слова. Как же так - любимая учительница недовольна ею! И она старалась не шуметь, не падать со стула, не делать ошибок. . . и все равно шумела, падала и делала ошибки. Тогда в ее душе поселился страх. Она стала ужасно бояться замечаний и двоек. Она стала бояться свою учительницу. И чем больше она ее боялась, тем чаще она пропускала буквы в словах, тем больше дралась на переменах. И ничего не могла с собой поделать! 
Дошло до того, что на уроках она чувствовала себя маленькой мышкой, которую вот-вот съест кровожадный Змей Горыныч.
А однажды ей приснился сон. В этом сне она сражалась со Змеем Горынычем, лупила его кулаками:
- Вот тебе за тройку по русскому! Вот тебе за замечание в дневнике! Вот тебе за звонок маме! Вот тебе! Вот тебе!
А потом остановилась передохнуть и вдруг видит: Змей Горыныч плачет! Да так жалобно!
- Не плачь! Я хотела проучить тебя! Я хотела как лучше! - шептала она, поглаживая Змея Горыныча по всем трем головам. Девочке стало жалко его, и она вдруг поняла, что совсем его не боится. Проснулась она и рассмеялась: 
- Какая же я была глупая ! - сказала она самой себе . - 
Учительница строгая, но она любит меня, хочет как лучше. Просто она не всегда меня понимает. . . А я ее больше не боюсь и никогда уже не буду бояться.
Что же было дальше? Девочка выросла, научилась спокойно сидеть на уроках. Она больше не падала со стула и не выкрикивала что попало. Училась все лучше и лучше. Она ведь была очень неглупой! А когда стала совсем взрослой и закончила школу, то однажды пришла в гости к своей строгой учительнице, которая к тому времени стала совсем старенькой, и принесла ей большой букет цветов. Они вместе пили чай, а на прощание учительница сказала:
- Я всегда знала, что из тебя выйдет толк, и ты вырастешь хорошим человеком!
Во время прослушивания сказки ребята, как обычно, выполняют рисунки к ней.

6. Спонтанное рисование.

Цель: предоставить детям возможность осознать свои настоящие переживания, отреагировать свои чувства в отношении учителя.
Ход: После чтения сказки детям предлагается нарисовать рисунок - кто что хочет. Ведущий помогает участникам группы осознать свои настоящие переживания, раскрыть свои перспективы в процессе обсуждения рисунков. Детям предлагаются вопросы на понимание и уточнение. Что ты нарисовал? А что это? Что понравилось и не понравилось в сказке? Какое место в сказке особенно запомнилось? Тяжело или легко было рисовать? Примечание: рисунки не интерпретируются, не сравниваются, итоги по рисункам не подводятся.

8. Ритуал прощания.
Игра “Хвасталки”.
Цель: помочь детям преодолеть свою застенчивость, научить говорить о своих успехах, а также радоваться успехом других.
Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы могли быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении, которое он совершил вчера.
При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько порадовало меня это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: “Я рад за тебя”. Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о каком-то своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: “Я рад за тебя”. И продолжит игру дальше. Вы поняли как играть?
Анализ упражнения.
- Понравилась ли тебе игра?
- Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
- Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
- легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Занятие № 11.

Цель: разрядка агрессивных импульсов, актуализация школьных переживаний, осознание детьми позиции учителя, родителей, учеников.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра “Брыкание”.
Цель: разрядка агрессивных импульсов и снятие личностного напряжения.
Ход игры: Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно ребенок начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “нет”, увеличивая интенсивность удара.

3. Игра “Родитель, учитель, ученик”.
Цель: осознание позиции учителя, родителя и ученика.
Ход игры: Детям достаются карточки с заданиями: “похвалить”, “утешить”, “ободрить”, “отругать” и т. п. Каждый должен найти соответствующие слова и выполнить доставшееся ему задание с трех позиций: родителя, учителя и ученика, обращаясь к соседу.

4. “Неоконченные предложения”.
“Ученики любят учителя, когда . . . “
“Ученики боятся учителя, когда . . .”
“Ученики слушают учителя, когда . . .”
“Ученики не слушают учителя, когда . . .”

5. Работа со сказкой “О мальчике Вале”.
Жил в одном городе мальчик Валя. Этот Валя постоянно волновался. И так сильно, что порой чувствовал себя очень одиноким и несчастным. Все случаи, когда он волновался невозможно перечислить. Например, он часто волновался из- за отметок. Все боялся плохую отметку получить.
А еще он боялся пропустить новую тему. А если вдруг контрольная, у него даже комок в горле застревал, пальцы деревянными делались: вдруг не получится! Вдруг учительница маме позвонит? А мама тут же накажет его или, того хуже разговаривать с ним не станет? Или отлупит? А то, может накричит на него? Из-за учительницы тоже волновался: вдруг она на него рассердится? А если уже действительно рассердилась, то он просто места себе не находил. А еще его волновало то, что другие могут заметить, как он волнуется. И чтобы, скрыть это, он изо всех сил старался быть послушным и спокойным. Но от этого становился неуверенным в своих силах. Прямо замкнутый круг какой-то! 
«А можно сделать так? А как нужно? А так правильно?» эти слова стали его любимыми. И стал он похож на маленького старичка: неулыбчивый, робкий, жалкий. «Что это за жизнь! — думал он иногда. — Скучно так жить!»
А однажды перед контрольной, ужасно волнуясь и обкусывая себе ногти, он посмотрел на учительницу и вдруг подумал: «Интересно, а она ведь была когда-то маленькой? Конечно, была. А получала ли двойки? Пачкала платье мелом? Ругала ли ее мама? Может, иногда даже лупила? Наверное, плакала, когда мальчишки таскали ее за косички... А может, не плакала, а давала им сдачи? Вон у нее голос какой громкий! Небось и в детстве — как завизжит, так все взрослые сбегаются...»
Задумался Валя, даже глаза закрыл. Вдруг, чувствует, кто-то под локоть его тихонько толкает. А это учительница тетрадки для контрольных работ раздает.
- Скажите, Ирина Николаевна, а вы в детстве хулиганили? – Вдруг выпалил Валя.
Опешила Ирина Николаевна. Рассмеялась. Даже на стол села.
- Да, было дело. Однажды вытащила из маминого кошелька тринадцать копеек. До сих пор стыдно. А однажды. . . 
. . . Что было дальше?
Придумайте сами!

Обсуждение:
- Какой был мальчик Валя?
- Как вы думаете почему он такой был?
- Что с ним произошло на контрольной работе?
- Испытывали вы когда-нибудь тоже, что и мальчик Валя? Когда?

6. Проверка дневников достижений.

7. Ритуал прощания.

Игра “Аплодисменты”.

Занятие № 12

Цель: актуализация школьных переживаний, предоставить детям возможность почувствовать себя в роли учителя, снятие вербальной агрессии, развитие уверенности в себя.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра “Клоуны ругаются”.
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга “овощами и фруктами”.
Например: “Ты, - говорит клоун, - капуста!” Дети могут выбрать пары, менять партнеров, “ругаться” вместе или по очереди, отругать всех детей.
Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: “Ты - колокольчик”. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

3. Психогимнастика “Изобрази предмет”.
Дети загадывают и пластически изображают какой-либо предмет из классной комнаты, не употребляя слов.

4. Ролевая игра “Родительская собрание”.
Цель: актуализация школьных переживаний, предоставить детям возможность почувствовать себя в роли учителя.
Ход игры: Каждый из участников занятия выходит к доске в роли учителя и “ведет родительское собрание”, говоря о классе в целом и о любом из учеников в отдельности. Дети сменяют друг друга в этой роли, продолжая рассказ “учителя” о школьных успехах и проблемах детей.
Обсуждение:
- Легко ли было в роли учителя? Что при этом чувствовали?

5. Игра “Изобрази ситуацию”.
Цель: актуализация школьных трудностей.
Ход игры: 
Ведущий записывает на карточках трудные школьные ситуации и раздает карточки детям. Они по очереди изображаю выпавшую им ситуацию. Дети могут объединяться по двое-трое. Группа отгадывает, какая ситуация была изображена.
- Ученик опоздал в школу . . .
- Ученика вызвали к доске решить задачу, а он не знает как . . . 
и т. д.

6. Проверка “Дневников достижений”.
- Кто желает прочитать свои достижения?
- У кого больше достижений?

7. Игра “Принц и принцессы”.
Цель: развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется , что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания - делают из листов бумаги самолетики, по одному - запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.

Занятие №13. 
Цель: - снятие проявлений школьной тревожности; 
- гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения к школе. 
1. Ритуал приветствия 
2. «Капитаны». 
Предлагается для поднятия эмоционального тонуса в группе. По желанию из детей выбирается «капитан». Задача «капитана» - как можно больше перевезти на своем корабле пассажиров. Корабль - сдвинутые вплотную два стула спинками наружу.«Капитан» по одному подводит к кораблю пассажиров и размещает их так, чтобы никто не касался земли ногами. Когда останется место для одного «капитана», он занимает место и кричит: «Вперед!» В течение 1 минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт (коснуться пола). После этого «капитан» запоминает, сколько пассажиров удалось ему перевезти. Смена «капитана». 
3. «Лесная школа для кенгуру». «Давайте представим себе, что мы попали в школу для кенгуру. Кто хочет быть учителем Кенгуру? А мы все остальные будем учениками кенгуру. «Совместно с детьми обсуждается какая это будет школа и какие там будут правила. Учитель будет вести урок, кого-то вызывать к доске, кого-то хвалить, кого-то ругать, но все это делается на языке «кенгуру». А мы попробуем отгадать, что от нас хочет учитель. При этом детям предлагается вести соответственно с ролью «кенгуренка». После проигрывания одного урока проходит обсуждение, насколько ученики поняли своего учителя, и почему так произошло. Предлагается временно запомнить эти чувства и ощущения. Необходимо постараться представить эту школу в несколько отрицательном свете, чтобы потом сравнить ее со школой для людей. В качестве материала для урока в «Лесной школе» можно использовать игры на внимание. 
4. «Кто внимательней». 
«Сейчас мы определим, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас я буду называть вопросы, на которые заранее вы знаете ответы «Да!» или «Нет!». 
Например: - Ты ходишь в школу? - Ты был на Северном Полюсе? -Ты вчера целовался с тигром? -У тебя есть рога? И т.д. А тот, кто отвечает, должен отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает. 
5. «Что будет, если …? Представьте себе, что …?» 
«Давайте вместе подумаем, что мы будем делать, если к нам сейчас в дверь постучит и зайдет большой крокодил в синей шляпе...». Дети по очереди предлагают свои варианты. Затем для обсуждения можно предложить следующие ситуации: - Прозвенел звонок и ...; - Вы открываете свой пенал ...; - Вы получили «два» и ...; - Вы принесли незаметно в портфеле в класс котенка и .... 
6. Беседа «Моя школа». 
Обсудить, зачем дети ходят каждый день в школу. Какое значение и место, она занимает в их жизни. Сравнить с «Лесной школой». Здесь же можно проиграть и отрефлексировать негативные моменты из школьной жизни. 
7. Тематическое рисование «Лесная школа», «Что мне нравится в школе?». Организация выставки детских работ.
8. Ритуал прощания.

Занятие № 14

Цель: актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам м неудачам, избавление от неприятных воспоминаний.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Путешествие по классной доске».
Цель: позволить детям раскрепоститься и делать всё, что хочется, не боясь оценки и критики, поскольку всегда есть возможность стереть то, что получилось, - и всё пропадёт, не оставив следа.
Инструкция: Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по... классной доске. Каждый из вас внесёт свой вклад в создание общей картины. Один за другим вы будете выходить к доске и рисовать на ней какие-нибудь линии. При этом следует придерживаться одного правила: нельзя отрывать мел от доски. Как только человек оторвал руку от доски - это сигнал того, что он закончил. Кроме того, каждому из вас даётся ограниченное время, примерно 10 секунд. Дольше этого рисовать никто не может, но если кто-то сможет уложиться в меньшее время - то это хорошо. Лучше, если вы будете работать быстро, не оценивая свои результаты.
Представьте себе, что мы все вместе отправляемся в путешествие. Когда мы путешествуем, мы идём то медленно, то быстро; мы чему-то поражаемся, мы открываем прелестные уголки, идём дальше, останавливаемся, иногда прыгаем от удовольствия. Когда картина наша будет готова, мы её сотрём, и она сохранится только в нашем воспоминании.
И ещё одно: нарисованные вами линии могут пересекаться, вы можете выбирать мелки разных цветов, вы можете рисовать всё, что хотите. Но помните при этом - как только мел перестанет касаться доски, вы должны будете вернуться на своё место.

Кто хочет начать? Спасибо, (Коля),доске и возьми кусочек мела.



3. Игра «На ошибках учатся».

Цель: дать возможность детям обсудить то, как они обычно реагируют на свои крупные и мелкие ошибки, выработать правильное отношение к неудачам.
Инструкция: Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою ошибку?
Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто ещё раз попытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как вы реагируете на свои ошибки?
Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете ещё нарисовать походящие картинки. (15 мин.)
Теперь объединитесь по двое-трое и обсудите, что вы вообще думаете по этому поводу. (10 минут.)
А теперь возьмите новый лист бумаги и напишите не нём очень крупно: «Делать ошибки - это нормально. На своих ошибках мы учимся». Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Потом вы можете взять эти плакаты себе домой на память (10 минут.)

4. Работа с текстом

Сказка «Верить и стараться» (авт. О. В. Хухлаева)

Цель: развитие мотивации достижения успеха: выработка правильного отношения к неудачам, ошибкам.
Жила-была семья: мама, папа и маленький мальчик. Мальчик хотел быть хорошим. Он хотел хорошо учиться, но буквы посему-то перепутывались, друг с другом, ошибки сами вскакивали в слова, задачки не и вертеться.
Стихотворения не запоминались. Зато вертунчики хватали его за ладошки, а щекотунчики щекотали ножки, и мальчик начинал крутиться и вертеться. А то вдруг свалится нарочно со стула, выкрикнет что-нибудь громким голосом, когда все сидят тихо.
Мальчик очень хотел хорошо учиться, но то и дело получал замечания и двойки. Мама огорчалась, учительница сердилась. А сам-то он как огорчался! «Почему я такой? Почему у меня ничего не получается? Стыдно! Очень стыдно! Я же так хочу хорошо учиться!» - думал мальчик во время обеда, и дома, и на улице, и в автобусе, и в постели перед сном. Мальчик так огорчался, что учился всё хуже и хуже. Ошибок становилось всё больше и больше. Учительница его постоянно отчитывала: «Опять не успел... Опять не выучил...» А мама даже заболела.
«Какой я несчастливый», - думал мальчик как-то вечером, лёжа на диване. Думал, думал и уснул. И ему приснился сон. А во сне он уже вырос, стал высоким, красивым мужчиной. Сидит он за столом, толстые книги быстро-быстро прочитывает, да и сам толстую книгу пишет, да ещё на компьютере какие-то сложные задачи решает. И подходит к нему маленький мальчик и спрашивает: «Дядя, а как ты вырос таким умным: так красиво пишешь, решаешь сложные задачи? Ты, наверное, в школе на одни «пятёрки» учился?» А тот отвечает: «Что ты, малыш! В школе у меня были двойки, и тройки. Писал я некрасиво. Но зато я верил, что когда-нибудь и у меня всё получится. Главное - верить и стараться.
«Верить и стараться», - прошептал мальчик, просыпаясь. Верить и стараться! Верить, что всё получится! Стараться и не очень огорчаться, если не получается всё - сразу! Подпрыгнул мальчик три раза на правой ноге, раз - на левой и ещё раз - на обеих сразу и побежал рассказывать свой сон маме. «Теперь-то я знаю, что у меня обязательно всё получится! Я буду очень стараться!»

Обсуждение сказки:

- Какая мечта была у мальчика


- Почему он учился всё хуже и хуже?
- Кто помог мальчику?
- Как нужно действовать, чтобы добиться успеха?
- Нужно ли переживать из-за всех (даже самых незначительных) ошибок?

5.Игра «Стряхни!»

Цель: избавление от неприятных воспоминаний.
Инструкция: Я хочу показать вам как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил» Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». Кто-то другой может подумать: «В последнем диктанте я сделал кучу ошибок. В следующем диктанте я опять наделаю их не меньше»: А кто-то может сказать себе: «Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?» Другой же может подумать: «Всё равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как всё неприятное - плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. . . Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голо, когда трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
(всего – 30 – 60 секунд).

6. Проверка «Дневников достижений»

- Кто желает прочитать свои достижения?


- У кого больше достижений?

7. Игра «Ученик дня».

8. Ритуал прощания.
Игра «Прощание».

Одна команда образует маленький круг (спиной друг к другу). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды. Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем круге, должен суметь поблагодарить партнера за добрые слова.


Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока ребята не обойдут весь круг и не окажутся напротив того, с кого начали.

Занятие №15 
Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Игра в школу.


Цель: помочь детям осознать особенности позиции различных участников образовательного процесса.
Дети вытаскивают карточки: учитель, ученик, директор.

Занятий № 16

Цель: снижение тревожности, страхов наказания, помочь детям осознать, что мама, как и все люди, имеет право на ошибки.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра “Домашние дела”.
Цель: объединение, раскрепощение учеников группы.
Ход игры: Дети объединяются в группы (по 2-3 человека), и изображают различные домашние дела, остальные участники угадывают.

3. Игра “Что я чувствую дома”.
Ход игры: Ведущий по очереди называет какое-либо чувство (удивление, радость, страх, скука). Дети вспоминают, какое из домашних занятий вызывает у них это чувство.

4. “Неоконченные предложения”.
Поговорить с детьми о том, почему родителям иногда приходится наказывать своих детей. Доставляет ли это им удовольствие? Помогают ли наказания детям исправляться? 
Предложить детям завершить фразы: 
«Если ребенок в чем-то провинился, нужно...» 
«Когда мой друг провинится, его родители...» 
«Когда я вырасту, а мои дети будут себя плохо вести, я...»
Приведите выдержки из детских сочинений, в которых говорится о родительских наказаниях, и обсудите их все вместе:
«Папа отвел Аню в комнату и отлупил. После этого она стала вести себя лучше».
«Папа побил его. После этого он больше не получал замечаний, и родители были довольны». 
«Меня побили, и на следующий день я исправил двойку и стал учиться на пятерки».
Поговорите о том, можно ли вообще обходиться без наказаний. Есть ли такие дети, которых никогда не наказывают родители? Способны ли дети понимать взрослых, если с ними разговаривают спокойно об их провинностях?
Можно ли наказать ребенка, не обижая его? Какими способами можно помочь ребенку исправиться?

5. Работа со сказкой.

«Простить маму» (автор - А. Шмидт)

В одном большом городе жила семья гномов. Гномы то такие же существа, как и люди, только очень маленькие. Эта семья была дружной, но однажды в ней произошла такая история.


Мама уходила из дому по своим делам и сказала Маленькому Гномику: «Я скоро вернусь. Веди себя хорошо». Гномик, оставшись один, стал ходить по квартире и вдруг залюбовался красивой вазой в маминой комнате. Это была любимая мамина ваза. Обычно солнечные лучи играли на ее гранях, но сейчас стекло тусклым, потому что было покрыто пылью.
«Вымою-ка я вазу! — решил Гномик. — А когда мама вернется, она обрадуется, что ваза опять сверкает на солнце». Он влез на стульчик, потянулся к вазе, но пошатнулся и упал. Ваза скатилась со стола и разбилась, ударившись об пол.
«Какая жалость!» — заплакал Гномик. И тут вернулась мама. Она очень расстроилась, а потом рассердилась, что ее любимая ваза превратилась в груду осколков. Она отшлепала Гномика и отругала его. Она так и не узнала, что вся эта неприятность произошла потому, что Гномику хотелось ее порадовать. Малышу было обидно, и он злился на маму. Ему никого не хотелось видеть, он заперся в детской и горько плакал. «Я так хотел сделать для мамы что-нибудь хорошее! Я не виноват, что у меня это не получилось! А она... Пусть бы этой мамы вообще не было! Пусть я буду один на всем белом свете!» - причитал он. Слезы катились градом по его щекам, и вдруг одна слезинка упала прямо на книгу, где был нарисован волшебник. И тогда волшебник ожил. «Я все знаю, все видел, — сказал! он Маленькому Гномику, — ты обиделся на маму и хочешь, чтобы ее не было. Она наказала тебя, не разобравшись, в чем дело. Что ж, у меня есть волшебная палочка. Сейчас я взмахну ею, и твоя мама исчезнет, ты останешься один на всем белом свете...»
Так и случилось. Мама исчезла. Гномик одиноко бродил по ому. Вскоре он почувствовал, что без мамы ему плохо. Потом ему захотелось, чтобы мама была рядом. «Наверное, и ей без меня плохо. Наверное, она ищет меня. Может быть, ей даже хуже, чем мне...» — думал Гномик. Но как вернуть маму?
И Гномик догадался: может быть, надо простить маму? И как только он перестал на нее злиться, и его обида прошла, мама оказалась рядом. Они обнялись и стали просить прощения друг у другу. Гномик все объяснил ей, а потом они отправились в парк и катались на карусели.
Мама купила гномику сладости, он утешился, и думал: «Хорошо, что маму! Она тоже любит меня! Я всегда, буду ее прощать, это же моя любимая, единственная мама». А мама думала: «Как я была неправа! Как хорошо, что мой сынок сумел меня простить! Постараюсь больше не обижать его, ведь мы так любим друг друга!»

6. «Портрет мамы»

Обсудив сказку, поговорить с детьми о том, как можно прощать своих родителей, если они бывают несправедливыми. Дети с закрытыми глазами представляют свою маму: какая у нее прическа, как выглядит ее самое нарядное платье, как она улыбается. А потом украшают листы бумаги красивой рамкой и рисуют в ней мамин потрет. По окончании занятия портреты развешиваются на стене, затем дети забирают их домой в подарок маме или папе.



Занятие №17 
Цель: - осознание отношений внутри семьи; 
- формирование теплого отношения к ее членам; 
- осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи. 
1. Ритуал приветствия. 
2. «Комплименты». 
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу по кругу. Можно вместо похвалы сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово. 
3. «Передай чувства по кругу». 
Дети стараются передать различные чувства по кругу, изображая невербальные действия. 
4. «Домашний фотоальбом». 
Можно предложить посмотреть принесенные домашние семейные фотографии. Обсудите, какие люди изображены, обратите внимание на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложите ребенку рассказать какую-нибудь историю про этих людей. 
5. Беседа «Что, значит, любить родителей». Вопросы к беседе: 
Почему важно в семье любить друг друга? 
Как можно выразить свою любовь к родителям? 
Как научиться не огорчать близких? 
Как вести себя, если провинился? 
6. Разыгрывание ситуаций. 
сюжетно-ролевые игры «Праздник в семье», «Один день в нашей семье». Как помирить поссорившихся членов семьи; Как поднять настроение маме (папе). 
7. «Мы - взрослые». 
Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослым. Во что вы будете одеты? Как будете сидеть? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми? Как будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди?» Затем каждому из детей ведущий подает руку, и дети представляются по имени - отчеству. Когда все дети побывают в роли взрослых, можно предложить обсудить, понравилось ли им быть в роли взрослых, почему? Спросить, кому из детей лучше всего удалось справиться с ролью взрослого. 
8. «Мы - родители». 
Инструкция: «Представьте, что вы теперь превратились в родителя. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим и, поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Но каждый последующий родитель отрицает совет предыдущего и дает свой совет. Например: 
Будь честной. 
Не будь честной, а то скажешь что-нибудь не так, и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой. 
Не будь всегда веселой, а то можно подумать, что ты легкомысленный человек. 
Далее выбирают одного из детей на роль «воспитываемого», его сажают в центр круга и «родители» по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях. Далее возможно обсуждение прав и обязанностей в семье, какие они существуют у детей и родителей, всегда ли они выполняются? 
9. Ритуал прощания.

Занятие № 18

Цель: закрепление положительного отношения ко всем членам семьи.
1. Ритуал приветствия.

2. Игра “Изобрази предмет”.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: Дети перечисляют предметы домашней утвари. После этого каждый загадывает один из предметов и пластически изображает его, а остальные отгадывает.

3. “Неоконченные предложения”.
Детям предлагается некоторое время подумать о своих родителях, вспомнить из привычки, основные занятия, отношения друг с другом и сними, а затем продолжить предложения:
“Я люблю, когда мои родители . . .”
“Я не люблю, когда мои родители . . .”
“Я хочу, чтобы мои родители . . .”
“Я не хочу , чтобы мои родители . . .”
Читают вслух завершенные предложения только желающие.

4. Сюжетно-ролевая игра “Праздник в семье”.
Вместе с детьми обсуждается: какой праздник будет в семье, распределяются роли, создание соответствующей игре обстановке.
5. Подведение итогов занятия.

Занятие № 19

Цель: формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра “Молекула”.
Цель: сближение и раскрепощение участников.
Ход игры: Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины: 2 - 5 атомов, в течении 10 секунд. Атомы, не вошедшие в состав молекулы, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов входящих в молекулу, чтобы 1 участник оставался лишним.

3. Прослушивание стихотворения “Дружат дети всей земли”.
Шире круг, шире круг музыка зовет.
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан, дружат дети разных стран.
Дружат солнце и весна, дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли, дружат дети всей Земли. 
(В. Викторов)
Беседа “Как правильно дружить”.
- Что значит дружить?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
На доске надпись “Настоящий друг”. Рядом записываются предложенные качества.
Затем детям предлагается подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются.
Выработка “Правил дружбы”. В ходе беседы совместно с детьми обговариваются “Правила дружбы” некоторые из них ведущий может предложить сам:
- Помогай товарищу если умеешь что-то делать - научи его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам, не завидуй - радуйся успехам товарища вместе с ним.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

4. Игра “Вырежи елочку”.
Цель: развитие чувства общности, умения договариваться друг с другом.
Ход игры: Дети делятся на пары, обхватывают друг друга руками за талию, оставшимися руками пытаются вырезать елочку, а затем ее раскрасить. Побеждает пара, которая быстро и правильно выполнила задание.
Обсуждение: 
- Легко ли было вместе работать?
- Что при этом чувствовали?
- Как пытались достичь общего результата?
- Кто остался недоволен? Почему?

5. “Разыгрывание ситуаций”.
Цель: освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.
Ход игры: Детям предлагается разыграть следующие ситуации:
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, в твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
- Вы писали диктант, ты получил оценку пять, а твой друг - двойку. Успокой своего друга.
- Два твоих друга поссорились - помири их.
- Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игру, а отдал ее сломанной.
Послу разыгрывания полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнерами и “оказаться на месте” того, с кем общался.

6. Проверка “Дневников достижений”.

7. Ритуал прощания: 
Игра “Окажи внимание другому”.
Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: “Спасибо, я тоже думаю, что я. . .” (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: “А еще я думаю, что я. . .”)

8. Домашнее задание.
Рисунок “Мой лучший друг”.

Занятие № 20

Цель: формирование доброжелательного отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра “Найди себе пару”.
Цель: объединение, эмоциональное раскрепощение участников группы.
Ход игры: НА карточках написать названия животных, причем каждое название встречается дважды - в женском и в мужском роде: если есть карточка со словом “слон”, то должна быть и карточка со словом “слониха”. Они перемешиваются и раздаются детям. Каждый пластически изображает свое животное и находит свою пару, не прибегал к словесным выяснениям и не показывал карточек. Когда все пары соединятся, ведущий сверлит их с карточками, а затем устраивает обсуждение: кто активно занимался поисками, а кто стоял и дожидался, пока его найдут.

3. Проверка домашнего задания рисунок “Мой лучший друг”.
Обсуждение рисунков:
- Кого изобразили? Почему?
- Какими качествами обладает ваш друг? и т. д.

4. Игра “Цветик-семицветик”.
Цель: развитие умения чувствовать и понимать желания других делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Ход игры: Дети делятся на пары, каждая получает по цветику-семицветику. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает первый ребенок для второго, три - второй ребенок для первого, одно желание будет совместным. Затем пара меняется лепестками и отбирают лепестки - желания, которые им действительно приятны. Побеждает команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

5. Игра “Новоселье”.
Цель: формирование чувства единения с группой.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои портреты и “поселить” их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.

6. Проверка “Дневников достижений”.

7. Игра “Связующая нить”.
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, чувства ценности других и самоценности.
Ход игры: Участники передают клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят, и что могут пожелать другим.
Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Занятие №21 
1. Ритуал приветствий 
2. «Путаница». Повторение игры. 
3. «Я умею». 
По кругу каждый ребенок называет и, если захочет, показывает какое-нибудь свое умение (например: быстро бегать, прыгать и т.д.). Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто назовет больше всех своих умений. 
4. «День рождения». 
Сюжетно-ролевая игра. Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут. Обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется. Сюжет дети достраивают сами в ходе игры. 
Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовали на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостей. Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы должны будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он будет длиться в течение 20 минут. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе». 
Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Бестактный, Грубиян и т.д. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей по типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые преследует ведущий. Можно для детей каждую роль определить более подробно. 
Следует иметь ввиду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкции и неизвестности правил. 
Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию своего поведения, а также по моделированию своего поведения. Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая особенности поведения каждого из участников и соответствием предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы: 
-Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли? 
-Трудно ли было играть предложенную роль? 
-Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни? 
-Какие чувства вызывает у вас подобное ролевое поведение? 
В ходе игры дети рассматривают приготовленные подарки и открытки и дарят друг другу.
5. Ритуал прощания

Занятие № 22

Цель: закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам.

1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Волшебные зеркала».
Цель: закрепление позитивного отношения к себе.

Ход игры: Ведущий предлагает участникам нарисовать себя. В первом зеркале – маленьким и испуганным, Во втором – большим и веселым. В третьем зеркале – счастливым.

Обсуждение:
На кого ты был похож? На кого ты сейчас похож? Какой человек симпатичнее? В какое зеркало ты чаще смотришься?

3. Игра «Волшебное колечко».
Цель: получение эмоциональной поддержки, закрепление позитивного отношения к себе.
Ход игры: Ведущий достает волшебное колечко и говорит о том, что если надеть его на мизинец, то станешь маленьким-маленьким – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым  это твое будущее. Кто хочет попутешествовать во времени? 
Если ребенок выбирает «прошлое» он садится на корточки или сворачивается калачиком, а остальные ребята гладят его, укачивают , баюкают. . . Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» - большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» - большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни.

4. Проверка «дневников достижений».
Цель: подведение итогов, награждение всех учеников группы.
Материалы: палочка украшенная блестящей бумагой.

Инструкция: Сядьте, образуя круг и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним.
Я хочу, чтобы каждый кто держит волшебную палочку, рассказал нам, каких успехов он добился за последние дни.
- Кто больше всех смог записать успехов?

Награждение всех участников группы «Медалями» (за достижение).

5. Игра «Чемодан в дорогу».
Цель: формирование внимательного отношения друг к другу.
Ход игры: Ведущий говорит о том, что это предпоследнее занятие и предлагает «собрать» каждому члену группы «чемодан пожеланий, комплиментов и разных приятных слов». Для этого нужно, чтобы каждый ребенок написал на разных листочках что-то приятное, хорошее о каждом учащемся, дал какие-нибудь пожелания и советы. Затем все пожелания раздаются их адресатам. Кто хочет, может зачитать вслух.
Обсуждение:
Легко ли было писать? Почему? Как вы выражаете свои симпатии в реальной жизни? Что чувствовали, когда читали пожелания?

Занятие № 23.

Цель: подвести итог групповой работы.
Ход занятия: 
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Школа на планете «Наоборот».
Дети разыгрывают сюжет. Режиссерами, актерами и зрителями будут сами дети.
Ведущий рассказывает детям о необычной планете, на которой все происходит наоборот: машины ездят задом наперед на обед дают сладости, дети заправляют всем, а взрослые подчиняются. Дети представляют себе, какой может быть школа на этой планете: как она выглядит, чем там занимаются, какие предметы изучают, за что ставят пятерки и т.д. Можно попросить детей нарисовать такую школу.
- Кто из детей понравился больше всех? Почему?
- Что чувствовали, выступая перед зрителями?
- Хотите ли и сможете ли вести себя в реальной жизни так, как ваш герой? Почему?

Литература

1. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.


2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с.
3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.
5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.

Учебный план
к программе групповых занятий «Формирование и развитие позитивного отношения к школе».

  • Категория детей: дети 8-9 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе.

  • Срок обучения: 3 месяца (23 занятий и два диагностических обследования.).

  • Режим работы: 2 раза в неделю.



Этапы

Содержание занятий

Тема занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

1.

Первичная диагностика.

Комплексная диагностика потенциальных участников группы.

Знакомство.
Беседа с родителями.
Диагностика по методикам:
«Р.Н.Ж.».
Тест школьной тревожности.(А.М.Прихожан). Тест Розенцвейга. Методика «Лесенка» А.И.Липкина. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин.).
Проективные методики «Я в школе», «Раскрась домики».

20-30 мин.
30 мин.

1,5 час.


1

 

 



2.

Ориентировочный.

Знакомство детей в группе, сплочение группы и поддержание группового единства, создание в группе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

Знакомство

2

2

3.

Реконструктивный.

Актуализация школьных переживаний; предупреждение и снижение тревожности и страхов детей; выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам; формирование позитивного отношения к сверстникам; развитие внутренней активности, уверенности в себе; формирование стремления к реализации своих способностей; развитие произвольности; помочь детям осоз-нать, что и родители имеют право на ошибки.
Закрепление желаемых форм поведения и отработка навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Тайна моего «Я»

Я в школе.

Я и мои родители.

Я и мои друзья.



7

 

6



 

 

3



 

3


7

 

6



 

 

3



 

 

3



4.

Итоговый.
Заключительные занятия.

Отслеживание результатов работы в группе.

Награждение участников группы; «Чемодан в дорогу». Школа на планете «Наоборот».

2

2

5.

Повторная диагностика

Отслеживание результатов работы с ребенком.

Беседа с родителями, диагностика детей.

1

1

Всего: 25занятий.

Сведения обеспечении образовательного процесса учебной литературой и иными информационными ресурсами и материально- техническим оснащением муниципального образовательного учреждения для детей,


нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание»

Программа «Формирование и развитие позитивного отношения к школе у младших школьников».



Наименование дисциплин, входящих в заявленную программу

Количество обучающихся, изучающих дисциплину

Автор, название, место издания, издательство, год издания литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Кол-во

1

Первичная диагностика.

10

  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль:, 2001.

  • Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации. С. Розенцвейга. -СПб.: «ИМАТОН»,-1993.

  • Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.-СПб.: издательство «Речь»,-2002.

  • Ковалевский В.А., ТолмачевА.А. Сборник психологических методик.- Красноярск: СРФ МОСУ, 1994.

  •  

1
1
1
1
1

1


2

Основной этап

10

  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.

  • Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с.

  • Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.

  • Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.

  • Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.

Оборудование:
- ножницы
- мяч
- корона
- буквы из имен детей
Методические пособия:
- карточки с чувствами.

 


 

 

 



 

 

 



 

 

 



5
1
1
10

10


3

Повторная диагностика.

10

  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль:, 2001.

  • Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации. С. Розенцвейга. -СПб.: «ИМАТОН»,-1993.

  • Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.-СПб.: издательство «Речь»,-2002.

  • Ковалевский В.А., ТолмачевА.А. Сборник психологических методик.- Красноярск: СРФ МОСУ, 1994.

1

1

1



 

1


Информация взята с разных сайтов интернета

<предыдущая страница


Программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе

Мма для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе» реализуется в рамках методической темы «Изменение учебных отношений при переходе

657.1kb.

16 12 2014
3 стр.


Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для студентов 5 курса педиатрического факультета

Стрептодермии новорожденных, детей младшего (включая младшего школьного) возраста

30.06kb.

01 09 2014
1 стр.


Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»

В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы п

514.14kb.

15 12 2014
8 стр.


Сценарий утренника в начальной школе для всей семьи

Цель: способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям, развитию доброты и взаимопонимания в семьях учащихся; влиять на формиро

106.9kb.

01 10 2014
1 стр.


Моу для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18

Программа «Палитра» содержит занятия по специально разработанным индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индиви

52.16kb.

23 09 2014
1 стр.


Психологические особенности я-концепции тревожных детей младшего школьного возраста

Психологические особенности «Я-концепции» тревожных детей младшего школьного возраста

264.16kb.

25 12 2014
1 стр.


Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического

594.15kb.

25 12 2014
3 стр.


Литература для детей Для дошкольников и младшего школьного возраста

Охватывает все периоды истории Казахстана с указанием дат и кратким изложением происходящих событий

100.27kb.

25 12 2014
1 стр.