Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 9 класса

«Основы культуры речи»

Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективных курсов для 9 класса названа «Основами лингвистики в школе». Что такое «лингвистика»? Это языкознание. Нужно ли нашим и без того перегруженным учащимся дополнительные знания в области этой науки?

Можно провести маленький эксперимент в любом школьном классе. Попросите учеников назвать кого-нибудь из великих лингвистов, я уверена: ответа не последует. В лучшем случае наиболее догадливые назовут авторов словарей, например, В.И. Даля или С.И.Ожегова. В то же время любой из них без труда вспомнит и великих математиков, и химиков, и физиков… Еще хуже обстоит дело, когда предложат припомнить законы развития языка или сведения из истории развития языка. Этот эксперимент красноречиво демонстрирует недостатки лингвистического образования в средней школе. .

На уроках русского языка от ученика требуется знание правил, определений, умение писать, рассуждать и т.д. В школьных учебниках нет параграфов, которые интересно и увлекательно рассказывали бы о языке и тем самым учили бы размышлять на лингвистические темы. Эту возможность предоставляют дополнительные занятия в виде кружков или элективных курсов.

Цели данного курса :



  1. расширение лингвистических знаний, формирование мировоззренческих представлений о языке как о развивающемся явлении, о механизме языковых изменений, о месте русского языка среди других языков мира, расширение общего кругозора учащихся, ;

  2. развитие исследовательских навыков, аналитических и творческих способностей школьников;

  3. оказание учащимся помощи в выборе профиля образования в старших классах

Курс состоит из лекционных и практических занятий. Формами обучения являются лекции, практикумы, работа в группах, лингвистические игры.


Ожидаемые результаты:

- выбор гуманитарного профиля;

- расширение кругозора;

- формирование представления о языке как общественном явлении, о законах развития языка, об изменениях в системе языка;

- развитие любознательности учащихся, стремления искать причины необъяснимых с точки зрения современности языковых явлений;

Основное содержание курса



  1. Введение.

Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Лингвистика как наука о языке. Задачи традиционной и прикладной лингвистики. Социолингвистика. Психолингвистика. Этнолингвистика. Ученые-лингвисты. Где можно получить профессию лингвиста?

2.Язык как общественное явление. Сущность и происхождение языка.

Сущность языка. Условия его возникновения. Теории происхождения языка. Функции языка.


3.Языковые группы и семьи. Языки мира.

Языки мира. Возможность классификации языков. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Генеалогическая классификация языков. Место русского и чувашского языков среди языков мира. Славянские языки. Тюркская языковая семья.



4. Этимология – наука о происхождении слов.

Этимология. Народная этимология. Внутренняя форма слова. Мотивированное и немотивированное значение слова. Этимологический анализ слова. Этимологические словари. Практическое занятие.



5. Язык и речь.

Речь как форма использования языка. Речевой аппарат человека. Фонетика. Звуковые явления. Транскрибирование слов. Практическая работа.



6. Письмо.

Происхождение письма. Письменность. Пиктография. Идеография. Фонография. Развитие письма. Графика. Алфавит. Орфография. Практическая работа.



7. Исторические изменения в языке.

Исчезновение некоторых букв. История беглых гласных. Грамматические парадоксы. Разносклоняемость и разноспрягаемость. Супплетивизм основ. Практическая работа. Решение задач.



8. Лингвоэкология.

Лингвоэкология – борьба за чистоту языка. Жаргонизмы. Варваризмы. Заимствования. Молодежный сленг. Практическая работа. Составление словаря.




Тематическое планирование

№№

Темы занятий

Кол.часов

1.

Введение

1

2.

Язык как общественное явление. Сущность языка

1




Происхождение языка.

1

3.

Языковые группы и семьи

1




Славянские языки. Тюркская языковая семья

1

4.

Этимология

1




Этимологический анализ слова. Практикум

2

5.

Язык и речь. Речевой аппарат человека

1




Звуковые явления. Транскрибирование слов. Практикум

2

6.

Письмо. Происхождение письма. Типы письма

1




Развитие письма. Лингвистические игры

2

7.

Исторические изменения в языке.

1




Практическая работа. Решение историко-лингвистических

Задач


2

8.

Лингвоэкология – борьба за чистоту языка

1




Практическая работа. Составление словаря компьютерного или молодежного сленга

2













Итого

20

Использованная литература.
1. Головин Б.Н. Введение в языкознание.- М., 1983.

2. Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979.

3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1967.

4. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1964.

5. Успенский Л.В. Слово о словах. – Л., 1982.

6. Леонтьев А.А. Что такое язык - М., 1976.

7. Газета «1 сентября». Русский язык.

8. Русское слово как предмет языкознания. Факультативный курс для учащихся старших классов. – М., 1972.






«Основы лингвистики»

Предлагаемая программа элективных курсов названа «Основами лингвистики в школе». Что такое «лингвистика»? Это языкознание. Нужно ли нашим и без того перегруженным учащимся дополнит

49.13kb.

26 09 2014
1 стр.


Программа элективных курсов для 9 класса названа «Основами лингвистики в школе». Что такое «лингвистика»

Же время любой из них без труда вспомнит и великих математиков, и химиков, и физиков… Еще хуже обстоит дело, когда предложат припомнить законы развития языка или сведения из истори

51.18kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа по дисциплине

Требования государственного стандарта (гос) по направлению 520500 – лингвистика; степень – магистр лингвистики

143.65kb.

08 10 2014
1 стр.


Программа вступительных экзаменов по иностранному языку 2014/2015 уч год Экзамен по иностранному языку проводится для абитуриентов поступающих по направлению 035700 «Лингвистика»

«Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение»), 032000 «Зарубежное регионоведение» на очную форму обучения и по направлению 035700 «Лингвистика»

94.39kb.

16 12 2014
1 стр.


Вопросы к экзамену по дисциплине «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии» для студентов 2 и 3 курсов по специальности 110401. 65 (310700)
50.99kb.

06 10 2014
1 стр.


Программа «шахматы в школе»

Программа “Шахматы, третий год” предназначена для III класса трехлетней начальной школы

43.68kb.

08 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по учебному курсу «Математика» для 9 класса

Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе

1233.6kb.

15 12 2014
6 стр.


Рабочая программа по геометрии (профильный уровень) для 10 класса

В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях

440.81kb.

13 10 2014
3 стр.