Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

ДЛЯ 11 КЛАССА ЛИЦЕЯ «СИНТОН»

НА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 



 

Составлена на основе программы Гладкого Ю.Н., Лаврова С.Б. «Глобальная география».

 

 

Основной учебник для учащихся Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география: учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2002



 

  

Рассчитана по учебному плану на 70 часов в год, 2 часа в неделю (2 часа резерв).Модифицированная.



  

Учитель Неволина Ю.М.

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



 

Глобальная география – это широко признанное в мире и быстро развивающиеся направление, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Глобальная география – это географическая глобалистика, обогатившаяся со временем сюжетами, связанными с географией цивилизаций, народов, языков, культур, религий. Данный курс обретает все более стабильное место в системах образования различных стран мира, что, в свою очередь, связано с его большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих задач:

-         Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

-         Формирование глобального мышления в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

-         Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, а именно: межнациональных отношений, культуры и нравственности и др.;

-         Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

-         Правильное понимание места и роли России в мире, специфика проявления глобальных проблем в каждой стране.

Нестандартность глобально-географического подхода позволяет увидеть много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, а это не менее важно, чем региональные особенности.

 

В курсе глобальной географии изучаются крупные темы:



-          Современный лик Земли (23 часа);

-          Глобальные проблемы человечества (28 часов);

-          Геоэкология - фокус глобальных проблем (14 часов).

 

При изучении курса ис­пользуются нескольких типов уро­ков: урок-лекция, урок-семинар, урок- конференция (диспут).



Проверка уровня обученности учащихся предполагает проведение тестовых работ, фронтального и письменного опроса по итогам отдельных тем. Аттестация учащихся проводится по итогам триместров и годовая.

 

Содержание курса

  


№ урока

Тема, количество часов, тип и название урока

Содержание урока

Домашнее задание

1

Введение

Соотношение понятий «глобальный», «планетарный», «интернациональный». Тенденции глобализации и интернационализации современного мира.

С. 6-9

2

Глобальная география: наука и учебная дисциплина

Объект исследования глобальной географии. Связи с другими науками. Дифференциация глобальной географии.

С. 9-10

 

 

3



Современный лик Земли (23 часа)

Глобалистика: термин и содержание



 

 

Понятие глобальных проблем. Междисциплинарный характер глобалистики, основные ее направления.



С. 12-17

Подготовить доклады



4-5

Классификация глобальных проблем

Универсальные, «малые» глобальные проблемы, проблемы смешанного, социального, научного, природно-экономического характера

С. 17-20

6

Глобальное моделирование

История, цели и подходы глобального моделирования

Информация для размышления с. 23 – свое отношение

7

Взаимосвязь глобальных проблем

Взаимопроникновение проблем различного характера, совместное решение различных глобальных проблем

Вопросы и задания с. 27

8

Изменившийся лик Земли.

Планета Земля – место обитания человека



Населенная человеком Земля – главные объект исследования глобальной географии. Первые шаги человека в освоении планеты

С. 28-30

9

Основные этапы влияния общества на природную среду

Характеристика пяти основных этапов влияния человеческого общества: временные рамки, техногенная нагрузка и экологические последствия.

Анализ и дополнение табл.1 с.31

10

Антропогенные и культурные ландшафты

Освоение человеком новых территорий, антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы.

Вопросы и задания с. 41

11

География человечества

 


Происхождение человечества и «сапиентация». Человеческие расы.

С.43-48

12

Этническая мозаика мира

Понятия этноса, этнонима. Этнолингвистическая классификация этносов. Динамика численности этносов, главенствующих в мире.

С.48-55

Подготовить доклады



13

География религий

Распространение христианства, ислама, буддизма. Локализация национальных религий.

С. 55-62

Информация для размышления с. 63 (письменно)



14

География культур и цивилизаций

Формирование отдельных наций и цивилизаций ( финикийцы, скифы, половцы, греки, египтяне, немцы, англичане и т.д.). Соотношение понятий нация и цивилизация.

Вопросы и задания с. 64-65

15

Политическая анатомия мира.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории человечества. Формирование политической карты мира: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте.

С. 66-71

16.

Территория государства и формы его организации

Понятия «территория», «акватория» и «аэротория». Формы организации государства и гос. Устройства.

С.71-74

17.

Региональная дифференциация мира

Крупнейшие регионы мира и их границы. Основания для географического выделения локализованных культурно-исторических регионов.

С. 74-77

18

Типология государств

Методология определения уровня развития стран. Типология стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Концепция мондиализма.

Информация для размышления с.90 (письменно)

19.

Геополитика

История и современная роль геополитики. Геополитические проблемы России и концепция евразийства

Вопросы и задания с. 99

20

Экономическая дифференциация мира

Международное разделение труда, история его формирования.

С. 101-106

21

Мировое хозяйство

Понятие мирового (глобального) хозяйства, тенденции его развития. Глобализация хозяйства.

С. 106-109

Подготовить доклады



22

Экономическая интеграция

Основные интеграционные объединения в мире. Европейский Союз – крупнейшая интеграционная группировка.

С.109-114

Информация для размышления с.114



23

Внешнеэкономические связи

Основные формы международных экономических связей. Роль денег во внешнеэкономических связях.

Вопросы и задания с. 123

24

Россия и мировое хозяйство

Структура внешней торговли. Основные направления сотрудничества.

С.121-123

Информация для размышления с. 122 (письменно)



25

Проверочная работа по теме «Современный лик Земли»

 

 

 

 

 



 

26-28


Глобальные проблемы человечества (28 часов)

Демографическая проблема



 

 

 



 

Сущность проблемы. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России.



 

 

 



 

Вопросы и задания с. 142-143



29-31

Север-Юг: проблема отсталости.

Сущность проблемы. Причины отсталости. Параметры отсталости. География отсталости: Африка, Азия, Латинская Америка.

Вопросы и задания с. 157-158

32-34

Продовольственная проблема

Сущность проблемы. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода: Тропическая Африка, муссонная Азия, Латинская Америка. Региональные типы питания. Причины голода. Голод и здоровье человека.

Вопросы и задания с. 175

35-37

Энергетическая проблема

Сущность проблемы. Обеспеченность энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Энергетические проблемы России.

Вопросы и задания с. 194

38-40

Сырьевая проблема

Сущность проблемы. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Вторичные ресурсы. Россия и глобальный сырьевой кризис.

Вопросы и задания с. 207

41-43

Проблемы Мирового океана

Сущность проблем. Накопление знаний об океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии океана. Использование вод как естественных путей сообщения между странами. Рекреационная нагрузка на побережья океана.

Вопросы и задания с. 221-222

44-46

Глобальный этнический кризис

Сущность проблемы. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Факторы, провоцирующие вспышки национализма. Трайбализм – старая болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.

Вопросы и задания с. 235-236

47-49

Проблема здоровья и долголетия человека

Сущность проблемы. Нозогеография. География инфекционных болезней (эпидемиологическая география). Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие.

Вопросы и задания с. 248-249

50

Проблема преступности. Проблема урбанизации.

Формы нарушения законности и правопорядка. География преступности и терроризма. Экономический, экологический, социальный и территориальный аспекты проблемы урбанизации.

С. 250-255

51

Проблема технологических аварий. Стихийные природные явления.

История бедствий техногенного характера. Теория катастроф. Наиболее опасные профессии. Систематизация стихийных природных явлений. География СПЯ.

С. 255-260

52

Проблема освоения космоса. Проблема суицида.

Роль космонавтики в решении глобальных проблем. Проблема загрязнения околоземных орбит. География самоубийств.

Вопросы и задания с. 265

53

Проверочная работа по теме «Глобальные проблемы человечества»

 

 

 

 

 



54

Геоэкология – фокус глобальных проблем (14 часов).

Биосфера как планетарная организация жизни



 

 

 



Понятие о биосфере. Пределы биосферы. Живое вещество биосферы и его функции.

 

 

 



С. 269-272

55

Биогеохимический круговорот элементов.

Единый глобальный биогеохимический круговорот. Биогеохимические круговороты отдельных элементов (углерод, кислород, азот, фосфор).

С. 272-276

56

Гибель биосферы

Наиболее распространенные сценарии гибели земной биосферы, связанные с Солнцем, падением астероида, столкновением с кометой.

Вопросы и задания с. 277

57

Техногенез: глобальные и региональные проявления

Понятие о техногенезе. Этапы техногенеза. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду. География военного техногенеза.

С.278-285

58

Глобальные следствия техногенеза

Изменения глобальной экологической среды

С. 285-291

59

Понятие о состоянии природной среды.

Естественное, равновесное, кризисное, критическое, катастрофическое состояния природной среды, состояние коллапса.

С.291-294

60

Загрязнение окружающей среды

Классификация и понятие загрязнений окружающей среды. Загрязняющие вещества. Виды загрязнений.

Вопросы и задания с. 297-298

61

Глобальная экология

Геоэкология и глобальная экология. От микроэкосистемы до глобальной экосистемы. Оценка экологической обстановки.

С.299-303

62

Ключевые проблемы глобальной экологии.

Изучение глобальной динамики растительного покрова планеты. Научные изыскания по проблеме парникового эффекта. Исследования озоновых дыр, процессов аридизации и опустынивания. Исследование биопродуктивности Мирового океана. Изучение динамики ледяного покрова Арктики и Антарктики.

Вопросы и задания с. 306-307

63

Экология атмосферы

Атмосфера и ее состав. Загрязнение атмосферы. Явление парникового эффекта в атмосфере. Истончение озонового слоя.

Контраргументы с. 314, 317 – высказать свое отношение

64

Экология гидросферы

Вода, ее круговорот и роль в биосфере. Водопользование и водопотребление. Загрязнение гидросферы. Очистка и обезвреживание сточных вод.

С. 317-324

65

Экология педосферы

Почвы, их роль в развитии живой природы. Земельный фонд мира. Деградация, загрязнение и потери пахотных земель.

Вопросы и задания с. 333-334

66

Социальная экология

Социальная экология: понятие и объект исследования. Среда человека и ее качество. Социоэкология и глобальные модели.

С. 335-342

67

Экология и политика

Экологическая политика государств. Экология и «национальный эгоизм»

Вопросы и задания с. 347-348

68

Проверочная работа по теме «Геоэкология – фокус глобальных проблем»

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география: учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, 2002

  2. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности.-ч.1.-СПб.,2003

  3. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация.-М.: Просвещение,1998

  4. Маркович Д. Социальная экология.-М.,2001

Программа элективного курса глобальная география для 11 класса лицея

Составлена на основе программы Гладкого Ю. Н., Лаврова С. Б. «Глобальная география»

135.21kb.

11 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка Программа элективного курса «Медицинская география»

Программа элективного курса «Медицинская география» предназначенная для учащихся 9 класса, рекомендуется для учащихся планирующих в будущем выбрать профессию медика

82.86kb.

11 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка: Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной шко

223.34kb.

11 09 2014
1 стр.


Программа элективного курса для 9 класса

Образовательные – рассмотрение организации работы редакции газеты, изучение жанров, используемых в сми

266.09kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по географии

Данный курс носит прогностический характер по отношению к профильным курсам естественно-научного цикла и дает веерное представление о таких профильных курсах как: Медицинская геогр

180.48kb.

11 09 2014
1 стр.


Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни»

Элективный курс разработан для учащихся 9 класса, имеющих базовые знания по неорганической химии и рассчитан на 17 часов

46.78kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком»

Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком» составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной

91.86kb.

24 09 2014
1 стр.


Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы

Охватывает весь курс школьной математики (и алгебры, и геометрии), но подавляющая часть из них на выпускных и вступительных экзаменах относится к одному из четырех перечисленных ти

547.59kb.

24 09 2014
4 стр.