№ урока
|
Тема, количество часов, тип и название урока
|
Содержание урока
|
Домашнее задание
|
1
|
Введение
|
Соотношение понятий «глобальный», «планетарный», «интернациональный». Тенденции глобализации и интернационализации современного мира.
|
С. 6-9
|
2
|
Глобальная география: наука и учебная дисциплина
|
Объект исследования глобальной географии. Связи с другими науками. Дифференциация глобальной географии.
|
С. 9-10
|
3
|
Современный лик Земли (23 часа)
Глобалистика: термин и содержание
|
Понятие глобальных проблем. Междисциплинарный характер глобалистики, основные ее направления.
|
С. 12-17
Подготовить доклады
|
4-5
|
Классификация глобальных проблем
|
Универсальные, «малые» глобальные проблемы, проблемы смешанного, социального, научного, природно-экономического характера
|
С. 17-20
|
6
|
Глобальное моделирование
|
История, цели и подходы глобального моделирования
|
Информация для размышления с. 23 – свое отношение
|
7
|
Взаимосвязь глобальных проблем
|
Взаимопроникновение проблем различного характера, совместное решение различных глобальных проблем
|
Вопросы и задания с. 27
|
8
|
Изменившийся лик Земли.
Планета Земля – место обитания человека
|
Населенная человеком Земля – главные объект исследования глобальной географии. Первые шаги человека в освоении планеты
|
С. 28-30
|
9
|
Основные этапы влияния общества на природную среду
|
Характеристика пяти основных этапов влияния человеческого общества: временные рамки, техногенная нагрузка и экологические последствия.
|
Анализ и дополнение табл.1 с.31
|
10
|
Антропогенные и культурные ландшафты
|
Освоение человеком новых территорий, антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы.
|
Вопросы и задания с. 41
|
11
|
География человечества
|
Происхождение человечества и «сапиентация». Человеческие расы.
|
С.43-48
|
12
|
Этническая мозаика мира
|
Понятия этноса, этнонима. Этнолингвистическая классификация этносов. Динамика численности этносов, главенствующих в мире.
|
С.48-55
Подготовить доклады
|
13
|
География религий
|
Распространение христианства, ислама, буддизма. Локализация национальных религий.
|
С. 55-62
Информация для размышления с. 63 (письменно)
|
14
|
География культур и цивилизаций
|
Формирование отдельных наций и цивилизаций ( финикийцы, скифы, половцы, греки, египтяне, немцы, англичане и т.д.). Соотношение понятий нация и цивилизация.
|
Вопросы и задания с. 64-65
|
15
|
Политическая анатомия мира.
|
Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории человечества. Формирование политической карты мира: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте.
|
С. 66-71
|
16.
|
Территория государства и формы его организации
|
Понятия «территория», «акватория» и «аэротория». Формы организации государства и гос. Устройства.
|
С.71-74
|
17.
|
Региональная дифференциация мира
|
Крупнейшие регионы мира и их границы. Основания для географического выделения локализованных культурно-исторических регионов.
|
С. 74-77
|
18
|
Типология государств
|
Методология определения уровня развития стран. Типология стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Концепция мондиализма.
|
Информация для размышления с.90 (письменно)
|
19.
|
Геополитика
|
История и современная роль геополитики. Геополитические проблемы России и концепция евразийства
|
Вопросы и задания с. 99
|
20
|
Экономическая дифференциация мира
|
Международное разделение труда, история его формирования.
|
С. 101-106
|
21
|
Мировое хозяйство
|
Понятие мирового (глобального) хозяйства, тенденции его развития. Глобализация хозяйства.
|
С. 106-109
Подготовить доклады
|
22
|
Экономическая интеграция
|
Основные интеграционные объединения в мире. Европейский Союз – крупнейшая интеграционная группировка.
|
С.109-114
Информация для размышления с.114
|
23
|
Внешнеэкономические связи
|
Основные формы международных экономических связей. Роль денег во внешнеэкономических связях.
|
Вопросы и задания с. 123
|
24
|
Россия и мировое хозяйство
|
Структура внешней торговли. Основные направления сотрудничества.
|
С.121-123
Информация для размышления с. 122 (письменно)
|
25
|
Проверочная работа по теме «Современный лик Земли»
|
|
|
26-28
|
Глобальные проблемы человечества (28 часов)
Демографическая проблема
|
Сущность проблемы. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России.
|
Вопросы и задания с. 142-143
|
29-31
|
Север-Юг: проблема отсталости.
|
Сущность проблемы. Причины отсталости. Параметры отсталости. География отсталости: Африка, Азия, Латинская Америка.
|
Вопросы и задания с. 157-158
|
32-34
|
Продовольственная проблема
|
Сущность проблемы. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода: Тропическая Африка, муссонная Азия, Латинская Америка. Региональные типы питания. Причины голода. Голод и здоровье человека.
|
Вопросы и задания с. 175
|
35-37
|
Энергетическая проблема
|
Сущность проблемы. Обеспеченность энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Энергетические проблемы России.
|
Вопросы и задания с. 194
|
38-40
|
Сырьевая проблема
|
Сущность проблемы. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Вторичные ресурсы. Россия и глобальный сырьевой кризис.
|
Вопросы и задания с. 207
|
41-43
|
Проблемы Мирового океана
|
Сущность проблем. Накопление знаний об океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии океана. Использование вод как естественных путей сообщения между странами. Рекреационная нагрузка на побережья океана.
|
Вопросы и задания с. 221-222
|
44-46
|
Глобальный этнический кризис
|
Сущность проблемы. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Факторы, провоцирующие вспышки национализма. Трайбализм – старая болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.
|
Вопросы и задания с. 235-236
|
47-49
|
Проблема здоровья и долголетия человека
|
Сущность проблемы. Нозогеография. География инфекционных болезней (эпидемиологическая география). Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие.
|
Вопросы и задания с. 248-249
|
50
|
Проблема преступности. Проблема урбанизации.
|
Формы нарушения законности и правопорядка. География преступности и терроризма. Экономический, экологический, социальный и территориальный аспекты проблемы урбанизации.
|
С. 250-255
|
51
|
Проблема технологических аварий. Стихийные природные явления.
|
История бедствий техногенного характера. Теория катастроф. Наиболее опасные профессии. Систематизация стихийных природных явлений. География СПЯ.
|
С. 255-260
|
52
|
Проблема освоения космоса. Проблема суицида.
|
Роль космонавтики в решении глобальных проблем. Проблема загрязнения околоземных орбит. География самоубийств.
|
Вопросы и задания с. 265
|
53
|
Проверочная работа по теме «Глобальные проблемы человечества»
|
|
|
54
|
Геоэкология – фокус глобальных проблем (14 часов).
Биосфера как планетарная организация жизни
|
Понятие о биосфере. Пределы биосферы. Живое вещество биосферы и его функции.
|
С. 269-272
|
55
|
Биогеохимический круговорот элементов.
|
Единый глобальный биогеохимический круговорот. Биогеохимические круговороты отдельных элементов (углерод, кислород, азот, фосфор).
|
С. 272-276
|
56
|
Гибель биосферы
|
Наиболее распространенные сценарии гибели земной биосферы, связанные с Солнцем, падением астероида, столкновением с кометой.
|
Вопросы и задания с. 277
|
57
|
Техногенез: глобальные и региональные проявления
|
Понятие о техногенезе. Этапы техногенеза. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду. География военного техногенеза.
|
С.278-285
|
58
|
Глобальные следствия техногенеза
|
Изменения глобальной экологической среды
|
С. 285-291
|
59
|
Понятие о состоянии природной среды.
|
Естественное, равновесное, кризисное, критическое, катастрофическое состояния природной среды, состояние коллапса.
|
С.291-294
|
60
|
Загрязнение окружающей среды
|
Классификация и понятие загрязнений окружающей среды. Загрязняющие вещества. Виды загрязнений.
|
Вопросы и задания с. 297-298
|
61
|
Глобальная экология
|
Геоэкология и глобальная экология. От микроэкосистемы до глобальной экосистемы. Оценка экологической обстановки.
|
С.299-303
|
62
|
Ключевые проблемы глобальной экологии.
|
Изучение глобальной динамики растительного покрова планеты. Научные изыскания по проблеме парникового эффекта. Исследования озоновых дыр, процессов аридизации и опустынивания. Исследование биопродуктивности Мирового океана. Изучение динамики ледяного покрова Арктики и Антарктики.
|
Вопросы и задания с. 306-307
|
63
|
Экология атмосферы
|
Атмосфера и ее состав. Загрязнение атмосферы. Явление парникового эффекта в атмосфере. Истончение озонового слоя.
|
Контраргументы с. 314, 317 – высказать свое отношение
|
64
|
Экология гидросферы
|
Вода, ее круговорот и роль в биосфере. Водопользование и водопотребление. Загрязнение гидросферы. Очистка и обезвреживание сточных вод.
|
С. 317-324
|
65
|
Экология педосферы
|
Почвы, их роль в развитии живой природы. Земельный фонд мира. Деградация, загрязнение и потери пахотных земель.
|
Вопросы и задания с. 333-334
|
66
|
Социальная экология
|
Социальная экология: понятие и объект исследования. Среда человека и ее качество. Социоэкология и глобальные модели.
|
С. 335-342
|
67
|
Экология и политика
|
Экологическая политика государств. Экология и «национальный эгоизм»
|
Вопросы и задания с. 347-348
|
68
|
Проверочная работа по теме «Геоэкология – фокус глобальных проблем»
|
|
|