Географические науки: «социальная география», «медицинская география», «нозогеография», «медицинское ландшафтоведение», «медицинское страноведение», «медицинская картография», «экология человека», «демонология», «патология».
Понятия, объекты изучения, методы исследования, применяемые данными науками.
Тема 1. Медицинская география (2 часа)
Урок 1. Медицина древних цивилизаций, средние века, эпоха Возрождения, Петровский период, советский период, современные подходы
Урок 2. Анатомический музей Медицинской академии.
Тема 2. Социальная география ( 2 часа).
Урок 1. особенности взаимоотношения общества и природы на различных исторических этапах ( цивилизационный подход)
Урок. 2. Социальные проблемы человека на основе социологических исследований
Тема 3. Экология человека ( 3 часа).
Урок 1. География социальных проблем: преступности, алкоголизма и наркомании
Урок 2. География экологических катастроф и их последствия
Урок 3 . Оценка экологических рисков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ темы |
название темы |
общее количество часов |
теория |
практика |
|
Введение |
1 |
0.5 |
0.5 |
1. |
Медицинская география |
2 |
0.5 |
1.5 |
2. |
Социальная география |
2 |
1 |
1 |
3. |
Экология человека |
3 |
1 |
2 |
Всего: |
8 |
3 |
5 |
Первые представления о влиянии природных и социально-экономических факторов на здоровье человека начали формироваться в глубокой древности, о чем свидетельствуют данные археологии, элементы медицинской деятельности, отраженные в языке, народном эпосе, в произведениях искусства, упоминающих разнообразные болезненные состояния и медицинскую помощь при них, сохранившиеся древние трактаты.
С развитием человеческого общества возникали новые болезни и необходимость оказания соответствующей врачебной помощи. Так, с развитием охоты участились травмы при столкновении с дикими животными, совершенствовалась примитивная помощь при травмах – лечение ран, переломов, вывихов. Потребность в помощи при травмах увеличивалась в связи с войнами между родами и племенами при формировании человеческого общества. Наблюдательность первобытных людей позволила им открыть особое действие на органы некоторых растений ( болеутоляющее, слабительное, снотворное, потогонное), что дало возможность применять их для облегчения болезненных состояний.
Среди лечебных средств, с древнейших времен использовали солнце, воздух, воду, в частности минеральную, физические упражнения. В медицинской деятельности первобытного человека нашли отражение беспомощность человека перед силами природы и непонимание им окружающего мира. Природа в его представлении заселена многообразными духами, сверхъестественными существами. Все явления и объекты природы – ветер, гром. Молния, мороз имели соответствующих духов. Поэтому древняя медицина получила название – демонология.
У древних народов названия болезней, например древнерусские – лихорадка, лихоманка, грызь и связанные с ними поверья обряды отражали представления о болезни как об особом существе, внедрившемся в тело. Даже сами названия этих вредоносных существ передавали различные симптомы болезней: различные лихорадки имели имена Ломея, Пухтея, Корчея, Желтея, Огнея, Трясуха.
Демонологические представления не являлись единственными для понимания болезней и здоровья, наряду с ними существовали приемы, построенные на наблюдении объектов и явлений, за накоплением повседневного, практического опыта древних людей, что в конечном итоге привело к появлению широкого спектра наук о населении и наук, занимающихся изучением здоровья человека.
Издавна было замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных условиях.
Для Юго-Восточной Азии характерно распространение чумы, холеры, кишечных инфекций, малярии лихорадок, развитию которых способствует низкий уровень санитарно-бытовых условий.
Индийский регион отличает многочисленные распространения кишечных инфекционных болезней с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя.
Западноафриканский регион является свое рода эпидемическим центром малярии. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины- географическую патологию ( от греч. – страдание, болезнь, т.е. наука о болезнях), географическая патология – частная патология- изучает распространение тех или иных заболеваний в различных местностях земного шара, а позднее в медицинскую географию.
Таблица1. Социально-медицинская география
Сравнительные признаки |
Социальная география |
Медицинская география |
Что изучает |
Пространственные процесс и формы организации жизни людей с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности |
Природные и социальные факторы и условия географической среды, влияние окружающей среды на здоровье человека и закономерности распространения болезней и эпидемий |
Объекты исследования |
Предельное: все человечество Конкретные: территориальные общности людей. Основная единица наблюдения человек, характеризуемый по классовой , национальной. Семейной принадлежности, полу. Возрасту, профессии, образованию, состоянию здоровья
|
Территория с характерной совокупностью природных и социально-экономических факторов и условий, факторы, сохраняющие и укрепляющие здоровье человека |
Связи с другими науками |
География населения геодемография |
Географии населения Экология
Эпидемиология |
Подразделы |
Социальная экология или экология человека – наука, изучающая комплекс проблем, связанных с взаимодействием природы и общества и изучает адаптацию человека к природным условиям и его экологическую нишу |
Нозогеография- наука, изучающая распространение отдельных болезней человека в настоящее время или в недалеком прошлом Медицинское ландшафтоведение – влияние на здоровье человека ландшафтов, экологические последствия антропогенных воздействий на ПК Медицинское страноведение – исследует медико-географические особенности территорий отдельных государств
|
Методы изучения |
|
Медико-географическое картографирование: 1.карты медико-географической оценки территории 2. нозогеографические 3.медико-географичекское районирование 4. прогнозные 5. рекомендательные 6. карты здравоохранения
|
2. Расцвет арабских исследований – Авиценна разделил болезни по органам и по системам.
- появление картографического метода исследования в медицинской географии. Парацельс знал свойства всех камней и использовал календарь друидов, но читал, что если человек родился в 1 декаде месяца ему соответствует камень и дерево предыдущего месяца, если во 2 декаде – потто по календарю, если в 3 декаде – то камень и дерево последующего месяца
- появляются атласы болезней, районы распространения благоприятных и неблагоприятных зон проживания. Клятва Гиппократа
Петровский период. Появление медицинской географии в России и главная задача: обеспечить здоровье армии. На 1 план вышла борьба с дизентерией, т.к. большие переходы русских войск по южным районам приводили к тому, что армии целиком по несколько дней, а то и недель были недееспособны. Вода в южных районах, содержащая много йода, отличается от северной кальцинированной воды, что и приводило к расстройству желудка. К 19 веку относится расцвет военно-медицинской географии, большую роль оказывают Пирогов, Боткин, Сеченов. К картографическому методу добавляются статистический и исторический, происходит выделение узлов и районов.
Советское время: В 1 четверти 20 века медицинская география сводится к нозогеографии, чтобы не тратить деньги на комплексное изучение. Начинается большое перемещение народов в С. Азию, Сибирь, оно сопровождается большой гибелью сибирских экспедиций: эта гибель на протяжении нескольких лет оставалась загадкой, т.к. из состава посланной экспедиции оставался в живых только проводник, который не мог объяснить случившегося, утверждая, шло первоначально все шло нормально, потом у людей возникала слабость, головная боль, тошнота и они умирали, на опрос почему проводник не заболел он ответить не мог. Проводника обвиняли в предательстве, расстреливали и посылали новую экспедицию. Только после изучения местности оказалось, что члены экспедиции гибли от укуса энцефалитного клеща, а местный проводник, предки которого жили в этой местности из покон веков приобрел иммунитет, и на укус клеща реагировал не так сильно как остальные. К этому времени относится и зарождение отечественной эпидемиологии., основатель ее Заболотный.
В 50-е годы 20 века Павловский основал краевую патологию, он же является автором учений об очаговости болезней. Географ Шошин дает оценку природным компонентам, влияющим на здоровье населения, и дает 1 медицинские прогнозы для освоения различных территорий, методики оставления медико-географических карт.
Проведение нозогеографичеких исследований.
1 этап: мед-географ. оценка окружающей среды с точки зрения возможности существования в ней паразитических систем или комплексов сопряженных очагов. За основу выделения принята концепция природных предпосылок болезней, т.е. свойств геосистем, которые могут влиять на состояние здоровья человека. С медико-географической точки зрения каждый ландшафт имеет паразитарные системы, которые формируются в определенных условиях.
Оценка «своего дерева» по интуиции: зазвать 5 деревьев, 5 цветов – именно они будут лечащими + по календарю друидов
Игра «Оцени картинку»: на пейзажной картине оценить 3 позиции – что тебе здесь нравится и 3 позиции что мешает ( или будет мешать тебе здесь жить.)
Экскурсия в анатомический музей Медицинской академии Твери
Тема 2. Социальная география
Особенности взаимоотношения общества и природы в разное время включает в себя следующие этапы:
- доаграрная эпоха – районы распространения человека по земному шару отличается присваивающим характером, стихийным природопользованием. В эту эпоху появляются первые экологические кризисы как результат деятельности охотников, рыболовов и собирателей, хотя они имели локальное происхождение
- появление аграрных цивилизаций:
Социальные проблемы |
Мир в целом |
Россия |
Тверская область |
Бесконтрольное распространение человека на планете |
|
|
|
Голод и недоедание |
|
|
|
Безработица |
|
|
|
Инфляция |
|
|
|
Энергетический кризис |
|
|
|
Неравенство в обществе |
|
|
|
Недостаток природных ресурсов |
|
|
|
Устаревшая система образования |
|
|
|
Неграмотность населения |
|
|
|
Преступность |
|
|
|
Наркомания |
|
|
|
Ядерное вооружение |
|
|
|
Коррупция среди политиков |
|
|
|
бюрократизм |
|
|
|
Деградация природной среды |
|
|
|
Утрата веры в будущее |
|
|
|
Недопонимание опасности экологических бедствий |
|
|
|
Военные конфликты |
|
|
|
+++ - очень сильное воздействие
++ сильное воздействие
+ незначительное
Цель науки- формирование принципов совместного существования организмов в любой области жизни. Существуют Э. растений, Э животных, Э суши, Э пресных вод, Э моря. Деление идет по изучению среды обитания. Аналитическая экология изучает отдельные части системы. Синтетическая экология изучает весь мир в целом. Экологические сообщества не равны мировым сообществам. По закону необходимого разнообразия у человечества есть 2 варианта управления природной средой:
1.уменьшение разнообразия в ней, человечество занимается этим в 99 % случаев и легче сказать сколько видов осталось
2.увеличекние внутреннего разнообразия за счет развития культур, за счет совершенствования умственных и психосоматических качеств личности ( генерированные продукты и их влияние на человека, особенно детей).
Экология человека выделилась в самостоятельную дисциплину в 1921 г. И в России это направление было одним из самых сильных.
Эниоархитектура.
Архитектура, учитывающая особенности природной среды + - природного поля, так брусчатка из Рима в Англию шла только по положительным полям, поэтому римляне шли легко, завоевывая и контролируя обширную территорию.
11 09 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
02 10 2014
4 стр.