Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ДМИТРИЕВА Е.Е.


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО ГЕОГРАФИИ


«СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Зав. кабинетом географии ТОИУУ

Малых О.Л.

Тверь, 2004 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс носит прогностический характер по отношению к профильным курсам естественно-научного цикла и дает веерное представление о таких профильных курсах как: Медицинская география, Социальная география, Экология человека.

Цель курса: помочь учащимся сделать осознанный выбор в рамках дальнейшего обучения.

Задачи курса:

  1. вызвать интерес учащихся к географическим знаниям, выявить значимость и ценность географии для личности и общества

  2. познакомить учащихся с широким спектром географических дисциплин, входящих в состав социально-медицинской географии

  3. способствовать формированию положительной мотивации и уточнить степени готовности учащихся осваивать географию на углубленном уровне в профильных классах.


Предполагаемый результат изучения курса:

  1. в области предметной компетенции:

  • понимать смысл и содержание географических терминов;

  • иметь представление о зарождении новых географических дисциплин

  • оценить роль социальных проблем человечества

  • развивать умение аргументировать свою точку зрения на основе исследовательских и картографических материалов.

  1. в области компетенции саморазвития.

Курс стимулирует потребность и способность к самообразованию

  1. в области коммуникативной компетенции.

Формируется умение учащихся воспринимать и характеризовать различные подходы к современных социальным проблемам общества.
Методика преподавания курса определяется его задачами и предполагаемым и результатами обучения на основе проведения лекций, дискуссий, постановке проблемных вопросов, экскурсий, работы с географическими справочниками и литературными источниками, проектной, исследовательской деятельности учащихся.
Данный курс рассчитан на 8 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час).

Географические науки: «социальная география», «медицинская география», «нозогеография», «медицинское ландшафтоведение», «медицинское страноведение», «медицинская картография», «экология человека», «демонология», «патология».

Понятия, объекты изучения, методы исследования, применяемые данными науками.
Тема 1. Медицинская география (2 часа)

Урок 1. Медицина древних цивилизаций, средние века, эпоха Возрождения, Петровский период, советский период, современные подходы

Урок 2. Анатомический музей Медицинской академии.
Тема 2. Социальная география ( 2 часа).

Урок 1. особенности взаимоотношения общества и природы на различных исторических этапах ( цивилизационный подход)

Урок. 2. Социальные проблемы человека на основе социологических исследований
Тема 3. Экология человека ( 3 часа).

Урок 1. География социальных проблем: преступности, алкоголизма и наркомании

Урок 2. География экологических катастроф и их последствия

Урок 3 . Оценка экологических рисков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ темы

название темы

общее количество часов

теория

практика




Введение


1

0.5

0.5

1.

Медицинская география

2

0.5

1.5

2.

Социальная география

2

1

1

3.

Экология человека


3

1

2

Всего:

8


3

5


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Введение.

Первые представления о влиянии природных и социально-экономических факторов на здоровье человека начали формироваться в глубокой древности, о чем свидетельствуют данные археологии, элементы медицинской деятельности, отраженные в языке, народном эпосе, в произведениях искусства, упоминающих разнообразные болезненные состояния и медицинскую помощь при них, сохранившиеся древние трактаты.

С развитием человеческого общества возникали новые болезни и необходимость оказания соответствующей врачебной помощи. Так, с развитием охоты участились травмы при столкновении с дикими животными, совершенствовалась примитивная помощь при травмах – лечение ран, переломов, вывихов. Потребность в помощи при травмах увеличивалась в связи с войнами между родами и племенами при формировании человеческого общества. Наблюдательность первобытных людей позволила им открыть особое действие на органы некоторых растений ( болеутоляющее, слабительное, снотворное, потогонное), что дало возможность применять их для облегчения болезненных состояний.

Среди лечебных средств, с древнейших времен использовали солнце, воздух, воду, в частности минеральную, физические упражнения. В медицинской деятельности первобытного человека нашли отражение беспомощность человека перед силами природы и непонимание им окружающего мира. Природа в его представлении заселена многообразными духами, сверхъестественными существами. Все явления и объекты природы – ветер, гром. Молния, мороз имели соответствующих духов. Поэтому древняя медицина получила название – демонология.

У древних народов названия болезней, например древнерусские – лихорадка, лихоманка, грызь и связанные с ними поверья обряды отражали представления о болезни как об особом существе, внедрившемся в тело. Даже сами названия этих вредоносных существ передавали различные симптомы болезней: различные лихорадки имели имена Ломея, Пухтея, Корчея, Желтея, Огнея, Трясуха.

Демонологические представления не являлись единственными для понимания болезней и здоровья, наряду с ними существовали приемы, построенные на наблюдении объектов и явлений, за накоплением повседневного, практического опыта древних людей, что в конечном итоге привело к появлению широкого спектра наук о населении и наук, занимающихся изучением здоровья человека.



Задание 1. Используя энциклопедические справочники и словари найти географические науки, занимающиеся изучением населения.

( география населения, география трудовых ресурсов, география миграций, география поселений, геодемография, этническая география, география культуры, география сферы обслуживания, политическая география, страноведение, военная география, география международного разделения труда, география городских поселений, география населенных пунктов, география религий, географии сельских поселений).

Издавна было замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающих в конкретных условиях.

Для Юго-Восточной Азии характерно распространение чумы, холеры, кишечных инфекций, малярии лихорадок, развитию которых способствует низкий уровень санитарно-бытовых условий.

Индийский регион отличает многочисленные распространения кишечных инфекционных болезней с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя.

Западноафриканский регион является свое рода эпидемическим центром малярии. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины- географическую патологию ( от греч. – страдание, болезнь, т.е. наука о болезнях), географическая патология – частная патология- изучает распространение тех или иных заболеваний в различных местностях земного шара, а позднее в медицинскую географию.

Таблица1. Социально-медицинская география


Сравнительные признаки

Социальная география

Медицинская география

Что изучает

Пространственные процесс и формы организации жизни людей с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности

Природные и социальные факторы и условия географической среды, влияние окружающей среды на здоровье человека и закономерности распространения болезней и эпидемий

Объекты исследования

Предельное: все человечество

Конкретные: территориальные общности людей.

Основная единица наблюдения человек, характеризуемый по классовой , национальной. Семейной принадлежности, полу. Возрасту, профессии, образованию, состоянию здоровья


Территория с характерной совокупностью природных и социально-экономических факторов и условий, факторы, сохраняющие и укрепляющие здоровье человека

Связи с другими науками

География населения

геодемография



Географии населения

Экология


Эпидемиология

Подразделы

Социальная экология или экология человека – наука, изучающая комплекс проблем, связанных с взаимодействием природы и общества и изучает адаптацию человека к природным условиям и его экологическую нишу

Нозогеография- наука, изучающая распространение отдельных болезней человека в настоящее время или в недалеком прошлом

Медицинское ландшафтоведение – влияние на здоровье человека ландшафтов, экологические последствия антропогенных воздействий на ПК

Медицинское страноведение – исследует медико-географические особенности территорий отдельных государств


Методы изучения




Медико-географическое картографирование:

1.карты медико-географической оценки территории

2. нозогеографические

3.медико-географичекское районирование

4. прогнозные

5. рекомендательные

6. карты здравоохранения


Задание 2. Ответить на проблемный вопрос. В чем ценность и значимость социально-медицинской географии сегодня?
Тема 1. Медицинская география.

Медицина древних цивилизаций: Др. Египта, Месопотамии, Ирана, Китая, Индии, Тибета, Др. Греции, Др. Рима включала в себя: 1. наблюдение за природной средой, 2. выбор места под дом и место работы, 3. изучение различных форм нарушения здоровья, связанных с природными факторами среды (болезнь «бери-бери» в Китае – болезнь рисовых плантаций из-за нехватки витамина Д; зоб- нехватка или избыток йода в Приморско-Охтарске; бесконтрольное распространение сусликов в степях – чума, холера, брюшной тиф).

Средние века. 1. инквизиция в Европе уничтожила всех, кто вел хотя бы малейшие наблюдения и как результат этого- страшнейшие эпидемии в городах, унесшие тысячи людей.

2. Расцвет арабских исследований – Авиценна разделил болезни по органам и по системам.



Эпоха Возрождения

- появление картографического метода исследования в медицинской географии. Парацельс знал свойства всех камней и использовал календарь друидов, но читал, что если человек родился в 1 декаде месяца ему соответствует камень и дерево предыдущего месяца, если во 2 декаде – потто по календарю, если в 3 декаде – то камень и дерево последующего месяца

- появляются атласы болезней, районы распространения благоприятных и неблагоприятных зон проживания. Клятва Гиппократа

Петровский период. Появление медицинской географии в России и главная задача: обеспечить здоровье армии. На 1 план вышла борьба с дизентерией, т.к. большие переходы русских войск по южным районам приводили к тому, что армии целиком по несколько дней, а то и недель были недееспособны. Вода в южных районах, содержащая много йода, отличается от северной кальцинированной воды, что и приводило к расстройству желудка. К 19 веку относится расцвет военно-медицинской географии, большую роль оказывают Пирогов, Боткин, Сеченов. К картографическому методу добавляются статистический и исторический, происходит выделение узлов и районов.

Советское время: В 1 четверти 20 века медицинская география сводится к нозогеографии, чтобы не тратить деньги на комплексное изучение. Начинается большое перемещение народов в С. Азию, Сибирь, оно сопровождается большой гибелью сибирских экспедиций: эта гибель на протяжении нескольких лет оставалась загадкой, т.к. из состава посланной экспедиции оставался в живых только проводник, который не мог объяснить случившегося, утверждая, шло первоначально все шло нормально, потом у людей возникала слабость, головная боль, тошнота и они умирали, на опрос почему проводник не заболел он ответить не мог. Проводника обвиняли в предательстве, расстреливали и посылали новую экспедицию. Только после изучения местности оказалось, что члены экспедиции гибли от укуса энцефалитного клеща, а местный проводник, предки которого жили в этой местности из покон веков приобрел иммунитет, и на укус клеща реагировал не так сильно как остальные. К этому времени относится и зарождение отечественной эпидемиологии., основатель ее Заболотный.

В 50-е годы 20 века Павловский основал краевую патологию, он же является автором учений об очаговости болезней. Географ Шошин дает оценку природным компонентам, влияющим на здоровье населения, и дает 1 медицинские прогнозы для освоения различных территорий, методики оставления медико-географических карт.



Современный период

Проведение нозогеографичеких исследований.

1 этап: мед-географ. оценка окружающей среды с точки зрения возможности существования в ней паразитических систем или комплексов сопряженных очагов. За основу выделения принята концепция природных предпосылок болезней, т.е. свойств геосистем, которые могут влиять на состояние здоровья человека. С медико-географической точки зрения каждый ландшафт имеет паразитарные системы, которые формируются в определенных условиях.

Оценка «своего дерева» по интуиции: зазвать 5 деревьев, 5 цветов – именно они будут лечащими + по календарю друидов

Игра «Оцени картинку»: на пейзажной картине оценить 3 позиции – что тебе здесь нравится и 3 позиции что мешает ( или будет мешать тебе здесь жить.)
Экскурсия в анатомический музей Медицинской академии Твери

Тема 2. Социальная география

Особенности взаимоотношения общества и природы в разное время включает в себя следующие этапы:

- доаграрная эпоха – районы распространения человека по земному шару отличается присваивающим характером, стихийным природопользованием. В эту эпоху появляются первые экологические кризисы как результат деятельности охотников, рыболовов и собирателей, хотя они имели локальное происхождение

- появление аграрных цивилизаций:



а) цивилизация древнего Египта ( Нильская), ей 5 тысяч лет, ее называют цивилизацией черных земель, она основывалась на учете природных особенностей территории:

  • Нил протекает по щитам и нагорьям и поэтому вода не просачивается, были бы пески вода ушла бы в песок, в заболоченные солончаки

  • жрецы знали астрономию, угол падения солнечных лучей, разведчики докладывали в какой день и час дошла вода до порогов и жрец мог точно рассчитать приход воды, закрывал все заградительные ворота оросительных каналов, чтобы не пускать воду в пустыню

  • вода грязная, мутная как химический раствор, в условиях сильного испарения гниет и орг. в-ва остаются в почве- бурный процесс гумусофикации, что приводило к освоению гумусовых веществ растениями и позволяло выращивать лучший лен и хлопок

б) скифкая цивилизация является аналогом Египетской. На юге огромное количество рек, поднятия выполняли роль защиты и лес, который вырубили 200 лет назад- зерновое хозяйство, гончарная культура. Античные каменные города Причерноморья, чтобы продукты не гнили и не ели мыши -отсюда пошла русская Гардарикия,. Основывалась на четком знании природы, когда придет нагонная вода с Дона, когда придет лиманная вода с Черного моря.

в) Месопотамия- цивилизация Двуречья и Междуречья. Со стихийно-хищническим природопользованием, которая привела к гибели цивилизации. На 1 этапе использовали разливы рек Тигра и Евфрата, возникали древние города. Оросительные каналы дают возможность выращивать твердую пшеницу + ЭГП, т.к. проходили важнейшие торговые пути – караван-сарай, которые отдыхали, хранили товары, часть южные товары+ пшеница, после продажи возвращались сюда за новой партией = сверхбогатые города, сверхбогатые крестьяне – поднимают оросительные системы на плато, сюда перебросили и воинов для работы. Кочевые соседские племена устраивают набеги на богатую страну, убивая всех кто работал, работать стало некому – очисткой каналов заниматься некому, образовались солончаки, загниение – цивилизация рухнула.

г) древняя Индия ( приморская цивилизация). До средневековья она развивалась параллельно западноевропейской. Древняя Индия тоже двуречье, но повлияла религиозная составляющая, сформировалась экологическая этика. Все местные религиозные деятели знали природные особенности своей местности. Это единственный регион субЭКП: ливневые осадки + испарение и гниение – гигантский рост растительности. + запрет убивать животных, т.е. через 5 часов все тухнет,. Отсюда рисовая диета с очень острым соусом для уничтожения микробов и теперь у их нет гена на восприятие на молока и животной пищи. У нас организм усваивает 40 % пищи, у народов Азии 90%. Летом таяние ледника + наносы с гор и при потере скорости реки происходит аккумуляция наносов, формируется дельта, это один из самых густонаселенных районов мира .

д) древний Китай- жили по законам Конфуция. Глубокое знание природы, собственное самосовершенство, подчинение иерархии. Постоянное познание нового о мире, постоянное познание нового о себе, глубокая изоляция от другого мира горами и китайской стеной. Здесь постоянно шла борьба за выживание, нужно строить обваловку дамб, каждый день проверять дамбы, река постоянно перемещала берега. Китайцы построили ирригационные системы всемирного масштаба, чтобы избежать наводнений. Здесь сплошная зона экологического бедствия, т.к. сплошная зона расселения. Китайцы не стремятся смешивать свою кровь с другими народами и не перенимают опыт других стран, за исключением Тибета.
Задание 1. Самостоятельно найти примеры уничтожения природы неправильным хозяйствованием человека.
Задание 2. Выполнение практической работы «Социальные проблемы человечества: далекие и близкие».


Социальные проблемы

Мир в целом

Россия

Тверская область

Бесконтрольное распространение человека на планете










Голод и недоедание










Безработица










Инфляция










Энергетический кризис










Неравенство в обществе










Недостаток природных ресурсов










Устаревшая система образования










Неграмотность населения










Преступность










Наркомания










Ядерное вооружение










Коррупция среди политиков










бюрократизм










Деградация природной среды










Утрата веры в будущее










Недопонимание опасности экологических бедствий










Военные конфликты











1 часть работы включает в себя оценку проблем:

+++ - очень сильное воздействие

++ сильное воздействие

+ незначительное



2 часть работы предполагает дописать 4-5 проблем, волнующих детей.
Вывод: есть ли сквозные проблемы, которые касаются всего человечества?

Тема 3. Экология человека.

Цель науки- формирование принципов совместного существования организмов в любой области жизни. Существуют Э. растений, Э животных, Э суши, Э пресных вод, Э моря. Деление идет по изучению среды обитания. Аналитическая экология изучает отдельные части системы. Синтетическая экология изучает весь мир в целом. Экологические сообщества не равны мировым сообществам. По закону необходимого разнообразия у человечества есть 2 варианта управления природной средой:

1.уменьшение разнообразия в ней, человечество занимается этим в 99 % случаев и легче сказать сколько видов осталось

2.увеличекние внутреннего разнообразия за счет развития культур, за счет совершенствования умственных и психосоматических качеств личности ( генерированные продукты и их влияние на человека, особенно детей).

Экология человека выделилась в самостоятельную дисциплину в 1921 г. И в России это направление было одним из самых сильных.

Эниоархитектура.

Архитектура, учитывающая особенности природной среды + - природного поля, так брусчатка из Рима в Англию шла только по положительным полям, поэтому римляне шли легко, завоевывая и контролируя обширную территорию.



Лестницы- по одним легко взбираться на 5 этаж, по другим не хватает сил дойти до 3.

Аномальные зоны – искривленные стволы деревьев, пучки, наросты – больны в таких местах лечатся, здоровые заболевают.

Архитектурная форма церквей: строились либо в негативных местах для нейтрализации негатива, либо на самом высоком месте для распространении положительного поля на больше расстояния. Высота церквей зависит от глубины + поля, но откуда в 14 веках знали об этом?

С-П – город, построенный на болотах, для строительства в почву забивали деревянные сваи большой длины и толщины, диаметром больше 1 м, но за 300 лет эти сваи истончились и имеют толщину спички, первыми поплыли станции метрополитена, процесс будет нарастать..
Задание 1. Работа по изучению графиков динамики зарегистрированных преступлений и уровня потребления алкогольных напитков.
Задание 2. Аналитический разбор карт региональных различий в уровне преступности и географии наркотизации России.
Задание 3. Аргументировать собственную точку зрения на проблемный вопрос: можно ли избежать техногенных катастроф и как снизить последствия такой катастрофы?
Задание 4. Провести оценку экологических рисков ( пожар, эпидемия гриппа, сброс сточных вод, телепатия, биологическое оружие, средства контрацепции, мысли человека, терроризм, антисемитизм, аборты, генная инженерия, наркомании, деградация природной среды, алкоголизм и т.д.).
Сделать вывод: каких рисков больше?


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ


  1. Демонология – первая медицинская география человечества

  2. Взаимоотношения с природой в народных сказках

  3. Медицинская география в изустном творчестве (пословицы, поговорки, присказки, былины, были)

  4. Пословицы и поговорки о восхвалении и осуждении пьянства

  5. География пьянства

  6. География наркомании

  7. «Металлы жизни» - роль микро- и макро элементов в жизнедеятельности организмов

  8. Распространение болезней, связанных с биогеохимической обстановкой территории.

  9. Фитотерапия. Опасность применения лечебных растений, произрастающих на загрязненной территории.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Географический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1988

  2. Медицинская география. Энциклопедия.

  3. Е.М.Ковалев. Гуманитарная география России. М.. «Варяг», 1995 г.

  4. Материалы периодической печати

  5. http //www.pereplet.ru./obrazovanie/stsoros/1036.html

  6. http //www.ug/ru/96.02/14.html

Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по географии

Данный курс носит прогностический характер по отношению к профильным курсам естественно-научного цикла и дает веерное представление о таких профильных курсах как: Медицинская геогр

180.48kb.

11 09 2014
1 стр.


Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком»

Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком» составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной

91.86kb.

24 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка: Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной шко

223.34kb.

11 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка Программа элективного курса «Медицинская география»

Программа элективного курса «Медицинская география» предназначенная для учащихся 9 класса, рекомендуется для учащихся планирующих в будущем выбрать профессию медика

82.86kb.

11 09 2014
1 стр.


Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Системное повторение курса математики»

«если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» М. И. К

46.5kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики, политологии, социологии и права для учащихся 8-11 классов

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Обществознание»

170.13kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни»

Элективный курс разработан для учащихся 9 класса, имеющих базовые знания по неорганической химии и рассчитан на 17 часов

46.78kb.

15 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка. Программа элективного курса «Практические действия учащихся и выживание в условиях автономного существования»

Борисенко А. В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник

490.35kb.

02 10 2014
4 стр.