Программа элективного курса «Практические действия учащихся и выживание в условиях автономного существования» предназначена для учащихся 9-го класса.
1. Формирование знаний учащихся о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку для поддержания и сохранения своего здоровья.
2. Обучение учащихся способам выживания в автономных условиях.
3. Обучение практическим навыкам и действию учащихся по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи в экстремальных условиях.
1. Развитие и систематизация межпредметных связей по ОБЖ, физической культуре, биологии, экологии, ОЗОЖ, химии.
2. Актуализация знаний о практической деятельности учащихся в различных опасных ситуациях, в том числе при их автономном существовании в природных условиях.
3. Развитие творческого мышления, способности оценивать и прогнозировать ситуации для рационального использования полученных знаний в повседневной жизни.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5.Обучение правилам поведения и выживания в экстремальных ситуациях при автономном существовании человека в природных условиях.
6. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Проблемы, которые раскрываются в данном курсе, интересны и злободневны, от их правильного решения зависит сохранение здоровья и жизни, совершенствование двигательной активности и выносливости в экстремальных условиях. Изучение данного курса может способствовать выбору учащимися дальнейшего профиля обучения, будущей профессии.
№ п/п |
Наименование разделов и тем курса |
Всего часов |
Форма занятий |
Форма контроля | |
Лекции, час |
Практ. зан., час | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Введение. Понятие об экстремальной ситуации. Формула безопасности. |
1 |
1 |
|
Собеседование, рассказ, корректировка ответов. |
2. |
Раздел 1. Автономное существование человека в природных условиях. |
4 |
|
4 |
Практические работы на местности в составе 2-3 групп учащихся, решение тестовых ситуационных задач (приложения 4, 5). |
3. |
Тема 1.1. Ориентирование на местности по карте. |
|
|
1 | |
4. |
Тема 1.2. Определение сторон горизонта по компасу. Азимут. |
|
|
1 | |
5. |
Тема 1.3. Определение сторон горизонта по часам Солнцу, по Луне, по Полярной звезде. |
|
|
1 | |
6. |
Тема 1.4. Ориентирование по природным признакам на местности. |
|
|
1 | |
7. |
Раздел 2. Жизнеобеспечение человека. |
5 |
1 |
4 |
Индивидуальное составление плана действий в экстремальной ситуации. Зачет по технике вязания узлов, установке палатки, разведению костра и кипячению воды на время. Решение тестовых задач (приложения 4, 5, 6, 7). |
8. |
Тема 2.1. Оборудование бивака и временного укрытия. |
|
|
1 | |
9. |
Тема 2.2. Добывание огня, пищи и воды. |
|
|
1 | |
10. |
Тема 2.3. Техника вязания узлов. |
|
|
1 | |
11. |
Тема 2.4. Сигналы бедствия и способы их подачи. |
|
1 |
1 | |
12. |
Раздел 3. Организация первой доврачебной помощи в природных условиях. |
4 |
2 |
2 |
Отработка практических навыков учащихся: - по остановке кровотечения; - по наложению медицинского жгута, различных повязок; - по отысканию лекарственных растений для условий данной местности; - по оказанию ЭРП и ИВЛ пострадавшему. Решение тестовых задач (приложения 4,5).
|
13. |
Тема 3.1. Медицинская аптечка. Лекарственные растения и правила их использования. |
|
1 |
| |
14. |
Тема 3.2. Первая доврачебная помощь при укусах змей и паукообразных. |
|
1 |
| |
15. |
Тема 3.3. Первая доврачебная помощь при травмах ОДА, потертостях, обморожениях, ожогах. |
|
|
1 | |
16. |
Тема 3.4. Действия спасателя при экстренной реанимационной помощи и искусственной вентиляции легких. |
|
|
1 | |
17. |
Раздел 4. Ролевая практическая игра в реальных условиях |
3 |
|
3 |
Практические действия учащихся в реальных условиях с применением элементов выживания при автономном существовании в природе. |
Итого: |
17 |
4 |
13 |
|
Способность человека успешно преодолевать суровые условия природной среды – одно из древнейших его качеств. Но прошли столетия и человек, вкусив благо цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные многими поколениями предков.
С учетом государственной важности данной проблемы в Российской Федерации принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (21.12.1994 № 68-ФЗ) и ряд постановлений Правительства: «Концепция национальной безопасности РФ» (10.01.2000 № 24-УкПр), «Положение об организации обучения населения в области ГО» (04.09.2003 № 547-ППп.4.) и др., на основании которых развернута работа по подготовке населения к защите от ЧС.
«…Товарищ – опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности…»
С. Орбелиани, грузинский писатель и ученый.
Человек попал в авиакатастрофу или стал заложником, оказался без воды в пустыне или на плоту в открытом море, провалился в прорубь или остался без помощи в горах… Что объединяет эти обстоятельства? Все это случаи опасных ситуаций. Их еще называют экстремальными, поскольку они требуют напряжения всех физических и духовных сил.
Таким образом, экстремальной называется ситуация, угрожающая жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать от человека решительных поступков уже в первые же секунды или минуты.
Экстремальные ситуации очень многообразны и складываются для каждого индивидуально. Чем быстрее человек сориентируется, примет решение и выберет правильный способ действий, тем больше у него будет шансов остаться живым, здоровым и невредимым. Поэтому очень важно знать основные принципы самоспасения или формулу безопасности. А выглядит она так:
Всегда знать о возможности наступления экстремальных ситуаций, уметь предвидеть, предотвращать и быстро устранять их последствия – таков реальных путь обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, такова его формула безопасности.
В повседневной современной жизни человеку не приходится ломать голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить жажду и голод и т.д. Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, экстремальных или чрезвычайных ситуаций попадает в условия автономного существования, благополучный исход которого во многом зависит от его психофизических качеств (воли к жизни, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности), прочных знаний основ выживания и практических навыков и умения.
Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно произошло, серьезно влияет на человека. Помни: основой успеха в борьбе с силами природы является умение и стремление человека выживать.
Слово «выживать» всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле – «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
К наиболее типичным причинам появления ситуации автономии относятся: потеря ориентировки, отставание от группы, авария транспортных средств. Поэтому, при неожиданном возникновении сложной ситуации в природных условиях, н е о б х о д и м о:
- успокоиться и обдумать сложившуюся обстановку;
- оценить собственное состояние, оказать себе или товарищу неотложную помощь, если это необходимо;
- осмотреть имеющееся в твоем распоряжении снаряжение, принять меры к его спасению, если это необходимо;
- определить безопасно ли твое местонахождение;
- спланировать свои дальнейшие действия и решить: готовиться ли тебе к ночлегу или наметить маршрут выхода в населенную местность и продолжить движение;
- начать действовать по составленному плану;
- подготовиться к подаче сигналов бедствия и попробовать подать их.
Карта представляет собой подробное, точное уменьшенное изображение местности с помощью топографических знаков и имеет неоценимое значение, особенно в туристических походах. Ориентирование в походе включает: ориентирование карты, опознание ориентиров, определение точки стояния, сличение карты с местностью.
Рис. 1а. Ориентирование карты по компасу
|
Рис. 1б. Ориентирование карты по линии местности |
Рис. 1в. Ориентирование карты по направлению на ориентир |
- освободить магнитную стрелку, вытащив стопорную пластину до упора;
- поворачивая компас, установить северный конец магнитной стрелки на север (0 градусов);
- вращая крышку компаса, линию «прорезь – мушка» установить (прицелиться) на предмет;
- с круговой шкалы «снять» значение азимута (см. Рис. 2а).
Рис. 2а. Определение азимута на предмет (ориентир)
|
Рис. 2б. Определение направления на предмет (ориентир по данному ориентиру) |
- положить компас горизонтально и освободить магнитную ленту;
- поворачивая компас, не трогая крышки, установить северный конец стрелки на север (0 градусов);
- линия «прорезь – мушка» покажет направление на предмет, азимут которого 90 градусов (см. Рис. 2б).
а) Первая четверть
|
б) Полнолуние |
в) Последняя четверть
|
|
| |||
Фазы Луны |
В 19 часов |
В 1 час |
В 7 часов | ||||
Первая четверть |
На юге |
На западе |
– | ||||
Полнолуние |
На востоке |
На юге |
На западе | ||||
Последняя четверть |
– |
На востоке |
На юге |
- кора большинства деревьев грубее на северной стороне, эластичнее, тоньше (у березы – светлее) на южной;
- у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу. На дожде она темнеет;
- с северной стороны, деревья, камни, деревянные, черепичные, шиферные крыши обильнее покрываются лишайниками, грибками, мхом;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно скапливается с южной стороны;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов, кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный – крутой;
- летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
- крона отдельно стоящего дерева с южной стороны более густая и пышная;
- пни отдельно стоящие деревьев имеют годовые кольца более широкие с южной стороны, а зимой в снегу около деревьев образуются лунки, вытянутые а южном направлении.
Б. По местным признакам и предметам:
- в современных лесных хозяйствах просеки прорубают в направлении север – юг, восток – запад. Кварталы, образуемые просеками, нумеруют с запада на восток, идя от севера к югу. Номера кварталов отмечают на квартальных столбах, поставленных на всех пересечениях просек. При такой нумерации на северной стороне квартального столба находятся меньшие по значению цифры, а с южной – большие;
- ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют или желтеют) с южной стороны;
- алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни – на запад;
- опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, а приподнятый – к северу.
02 10 2014
4 стр.
11 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
13 10 2014
3 стр.
09 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
24 09 2014
6 стр.