Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Борисенко А.В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник, преподаватель-организатор ОБЖ, МОУ «СОШ с. Идолга» Татищевского района
Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Практические действия учащихся и выживание в условиях автономного существования» предназначена для учащихся 9-го класса.



Актуальность программы заключается в том, что современный мир требует применения практических навыков в повседневной жизни, особенно при нахождении в экстремальных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Новизна предлагаемого курса связана в первую очередь с тем, что обозначенный круг проблем, имеющий место в повседневной жизни, не является, как правило, предметом отдельного изучения в общеобразовательных школах. Во- вторых, в материалы курса в собранном виде включены вопросы и практические действия учащихся по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи при нахождении в условиях автономии.

Итоговым занятием данного курса является практическая ролевая игра на местности по военно-спортивному ориентированию с применением элементов выживания в автономных природных условиях.

Цели курса.

1. Формирование знаний учащихся о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку для поддержания и сохранения своего здоровья.

2. Обучение учащихся способам выживания в автономных условиях.

3. Обучение практическим навыкам и действию учащихся по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи в экстремальных условиях.



Задачи курса.

1. Развитие и систематизация межпредметных связей по ОБЖ, физической культуре, биологии, экологии, ОЗОЖ, химии.

2. Актуализация знаний о практической деятельности учащихся в различных опасных ситуациях, в том числе при их автономном существовании в природных условиях.

3. Развитие творческого мышления, способности оценивать и прогнозировать ситуации для рационального использования полученных знаний в повседневной жизни.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5.Обучение правилам поведения и выживания в экстремальных ситуациях при автономном существовании человека в природных условиях.

6. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Проблемы, которые раскрываются в данном курсе, интересны и злободневны, от их правильного решения зависит сохранение здоровья и жизни, совершенствование двигательной активности и выносливости в экстремальных условиях. Изучение данного курса может способствовать выбору учащимися дальнейшего профиля обучения, будущей профессии.



Особенность курса заключается в тесной связи теории и практики, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений по выживанию в реальных условиях, по определению своих возможностей.

Основными принципами курса являются: объективная оценка события и предоставление возможности учащимся научиться делать самостоятельные выводы и суждения, принимать решения.

Содержание курса включает сведения, обеспечивающие элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения. Курс рассчитан на 17 часов.

Ожидаемый результат.

В ходе изучения данного курса учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:

  • возникновении опасностей в природных условиях и их причинах;

  • организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;

  • заблаговременном нахождении необходимой информации по решению различных проблем, возникающих в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни человека, с целью их недопущения.

Учащиеся приобретают практические навыки и опыт в:

  • определении целей, задач и самостоятельной организации своей деятельности;

  • проектной деятельности (составление плана действий в экстремальной ситуации);

  • ориентировании на местности с использованием различных способов;

  • приготовлении пищи, добывании и очистке воды, устройстве ночлега, добывании огня и разведении костров;

  • оказании первой медицинской помощи при различных травмах, в том числе оказании экстренной реанимационной помощи и искусственной вентиляции легких пострадавшим;

  • подаче сигналов бедствия при нахождении в автономных природных условиях;

  • решении задач для ситуаций автономного существования человека в природных условиях.

Контроль деятельности учащихся проводится не только в ходе занятий по результатам опроса, но и методами тестирования, составлением рефератов, сообщений и их защита.

Основным итогом курса является ролевая практическая игра на реальной местности в реальных условиях с применением элементов выживания в природе.
Учебно-тематический план.


п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

Форма занятий

Форма контроля

Лекции, час

Практ. зан., час

1

2

3

4

5

6

1.

Введение. Понятие об экстремальной ситуации. Формула безопасности.

1

1




Собеседование, рассказ, корректировка ответов.

2.

Раздел 1. Автономное существование человека в природных условиях.

4




4

Практические работы на местности в составе 2-3 групп учащихся, решение тестовых ситуационных задач (приложения 4, 5).

3.

Тема 1.1. Ориентирование на местности по карте.







1

4.

Тема 1.2. Определение сторон горизонта по компасу. Азимут.







1

5.

Тема 1.3. Определение сторон горизонта по часам Солнцу, по Луне, по Полярной звезде.







1

6.

Тема 1.4. Ориентирование по природным признакам на местности.







1

7.

Раздел 2. Жизнеобеспечение человека.

5

1

4

Индивидуальное составление плана действий в экстремальной ситуации. Зачет по технике вязания узлов, установке палатки, разведению костра и кипячению воды на время. Решение тестовых задач (приложения 4, 5, 6, 7).

8.

Тема 2.1. Оборудование бивака и временного укрытия.







1

9.

Тема 2.2. Добывание огня, пищи и воды.







1

10.

Тема 2.3. Техника вязания узлов.







1

11.

Тема 2.4. Сигналы бедствия и способы их подачи.




1

1

12.

Раздел 3. Организация первой доврачебной помощи в природных условиях.

4

2

2

Отработка практических навыков учащихся:

- по остановке кровотечения;

- по наложению медицинского жгута, различных повязок;

- по отысканию лекарственных растений для условий данной местности;

- по оказанию ЭРП и ИВЛ пострадавшему. Решение тестовых задач (приложения 4,5).


13.

Тема 3.1. Медицинская аптечка. Лекарственные растения и правила их использования.




1




14.

Тема 3.2. Первая доврачебная помощь при укусах змей и паукообразных.




1




15.

Тема 3.3. Первая доврачебная помощь при травмах ОДА, потертостях, обморожениях, ожогах.







1

16.

Тема 3.4. Действия спасателя при экстренной реанимационной помощи и искусственной вентиляции легких.







1

17.

Раздел 4. Ролевая практическая игра в реальных условиях

3




3

Практические действия учащихся в реальных условиях с применением элементов выживания при автономном существовании в природе.

Итого:

17

4

13





Содержание программы.

Введение. Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщений об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, поселке, либо стране. Захватывают заложников террористы, терпят бедствие самолеты и пароходы, пешеходы попадают под колеса автомашин, землетрясения, оползни, сели разрушают целые города и поселки, наводнения, цунами, смерчи сносят дома и мосты. Почти все природные явления в определенных условиях и масштабах могут приобрести такую силу, которая становится опасной для человека и его близких.

Способность человека успешно преодолевать суровые условия природной среды – одно из древнейших его качеств. Но прошли столетия и человек, вкусив благо цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные многими поколениями предков.

С учетом государственной важности данной проблемы в Российской Федерации принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (21.12.1994 № 68-ФЗ) и ряд постановлений Правительства: «Концепция национальной безопасности РФ» (10.01.2000 № 24-УкПр), «Положение об организации обучения населения в области ГО» (04.09.2003 № 547-ППп.4.) и др., на основании которых развернута работа по подготовке населения к защите от ЧС.
«…Товарищ – опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности…»

С. Орбелиани, грузинский писатель и ученый.

Человек попал в авиакатастрофу или стал заложником, оказался без воды в пустыне или на плоту в открытом море, провалился в прорубь или остался без помощи в горах… Что объединяет эти обстоятельства? Все это случаи опасных ситуаций. Их еще называют экстремальными, поскольку они требуют напряжения всех физических и духовных сил.

Таким образом, экстремальной называется ситуация, угрожающая жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать от человека решительных поступков уже в первые же секунды или минуты.

Экстремальные ситуации очень многообразны и складываются для каждого индивидуально. Чем быстрее человек сориентируется, примет решение и выберет правильный способ действий, тем больше у него будет шансов остаться живым, здоровым и невредимым. Поэтому очень важно знать основные принципы самоспасения или формулу безопасности. А выглядит она так:



  • предвидеть опасность;

  • по возможности избегать ее;

  • при необходимости – действовать решительно и четко;

  • бороться до последнего. Активно (всеми возможными способами) просить о помощи и уметь самому ее оказывать.

И это не общие слова. Если человек научится просчитывать события вперед, предвидеть опасности, ему будет легче их избежать или выйти из них без потерь.

Всегда знать о возможности наступления экстремальных ситуаций, уметь предвидеть, предотвращать и быстро устранять их последствия – таков реальных путь обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, такова его формула безопасности.



Раздел 1. Автономное существование человека в природных условиях.

В повседневной современной жизни человеку не приходится ломать голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить жажду и голод и т.д. Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, экстремальных или чрезвычайных ситуаций попадает в условия автономного существования, благополучный исход которого во многом зависит от его психофизических качеств (воли к жизни, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности), прочных знаний основ выживания и практических навыков и умения.

Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно произошло, серьезно влияет на человека. Помни: основой успеха в борьбе с силами природы является умение и стремление человека выживать.

Слово «выживать» всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле – «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

К наиболее типичным причинам появления ситуации автономии относятся: потеря ориентировки, отставание от группы, авария транспортных средств. Поэтому, при неожиданном возникновении сложной ситуации в природных условиях, н е о б х о д и м о:

- успокоиться и обдумать сложившуюся обстановку;

- оценить собственное состояние, оказать себе или товарищу неотложную помощь, если это необходимо;

- осмотреть имеющееся в твоем распоряжении снаряжение, принять меры к его спасению, если это необходимо;

- определить безопасно ли твое местонахождение;

- спланировать свои дальнейшие действия и решить: готовиться ли тебе к ночлегу или наметить маршрут выхода в населенную местность и продолжить движение;

- начать действовать по составленному плану;

- подготовиться к подаче сигналов бедствия и попробовать подать их.



Ориентирование по карте. Ориентирование на местности – это определение своего положения относительно сторон горизонта и местных предметов. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и своих возможностей стороны горизонта можно определить по карте, Солнцу, Луне, Полярной звезде, местным признакам.

Карта представляет собой подробное, точное уменьшенное изображение местности с помощью топографических знаков и имеет неоценимое значение, особенно в туристических походах. Ориентирование в походе включает: ориентирование карты, опознание ориентиров, определение точки стояния, сличение карты с местностью.



Ориентирование карты – придание ей такого положения, при котором северная сторона карты будет обращена на север, а линии и направления на карте – параллельны линиям и направлениям на местности. Карту можно сориентировать по компасу, линии местности или направлению на ориентир.

Ориентирование карты по компасу. Прием применяется на местности, трудной для ориентирования. В лесу, например, компасом определяют направление на север, а затем карту поворачиваю линией магнитного меридиана, заранее нарисованного на карте, на север (см. Рис. 1а).


Рис. 1а. Ориентирование

карты по компасу


Рис. 1б. Ориентирование карты по линии местности



Рис. 1в. Ориентирование

карты по направлению

на ориентир




Ориентирование карты по линии местности. Карту поворачивают так, чтобы линия условного знака линейного предмета, например, дороги, совпала с направлением самого линейного предмета, а изображения всех объектов, расположенных справа и слева от нее, находились с тех же сторон, что и на местности (см. Рис. 1б).

По направлению на ориентир. В этом случае должна быть известна точка стояния и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление точки стояния – ориентир на карте совпадало с соответствующим направлением на местности (см. Рис. 1в).

Точку стояния на карте можно определить: глазомерно по ближайшим ориентирам, промером расстояний или обратной засечкой.

Сличение карты с местностью. На маршруте эту работу необходимо делать постоянно, чтобы знать свое местонахождение. Нужно помнить, что процесс изменения местности происходит постоянно. Поэтому сличать карту необходимо с крупными формами рельефа или мало изменяющимися ориентирами.

Ориентирование по компасу. С помощью компаса можно: определить на местности направление сторон горизонта; определить азимут на предмет, а также направление по заданному азимуту.

  1. При определении азимута на предмет необходимо:

- компас положить горизонтально;

- освободить магнитную стрелку, вытащив стопорную пластину до упора;

- поворачивая компас, установить северный конец магнитной стрелки на север (0 градусов);

- вращая крышку компаса, линию «прорезь – мушка» установить (прицелиться) на предмет;

- с круговой шкалы «снять» значение азимута (см. Рис. 2а).


Рис. 2а. Определение азимута

на предмет (ориентир)


Рис. 2б. Определение направления

на предмет (ориентир по

данному ориентиру)



  1. При определении направления по данному азимуту необходимо:

- установить мушку, вращая крышку компаса, на данный азимут (например, 90 градусов);

- положить компас горизонтально и освободить магнитную ленту;

- поворачивая компас, не трогая крышки, установить северный конец стрелки на север (0 градусов);

- линия «прорезь – мушка» покажет направление на предмет, азимут которого 90 градусов (см. Рис. 2б).



Ориентирование на местности. Сориентироваться на местности можно не только с помощью компаса. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и видимости, стороны горизонта можно определить по небесным светилам и местным предметам.

По Солнцу. Около 7 часов Солнце бывает на востоке, в 13 часов – на юге, в 19 часов – на западе. При наличии механических или электрических часов со стрелками стороны горизонта можно определить по Солнцу и часам в любое время светового дня: установить часы горизонтально; поворачивать их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол на циферблате часов между направлением часовой стрелки и направлением на цифру «1» часов делят пополам. Линия, делящая этот угол пополам будет показывать на юг (см. приложение 2). Встаньте спиной к югу, перед вами будет север, справа – восток, слева – запад.

По Полярной звезде. Эта звезда всегда находится на севере и расположена в созвездии Малой Медведицы. Необходимо на небосклоне найти созвездие Большой Медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проводится воображаемая прямая линия, на которой откладывается 5 отрезков, равных расстоянию между этими крайними звездами. На конце пятого отрезка мнимой линии будет находиться яркая звезда – Полярная. Эта звезда указывает направление на север. По Полярной звезде определяют не только стороны горизонта. Она является хорошим маяком при выдерживании направления движения ночью (см. приложение 2).

По Луне. Для приближенного ориентирования важно знать нахождение Луны в зависимости от фаз и времени суток (см. Рис. 3).
Фазы Луны (Рис. 3)

а) Первая

четверть



б) Полнолуние

в) Последняя

четверть






Фазы Луны

В 19 часов

В 1 час

В 7 часов

Первая четверть

На юге

На западе



Полнолуние

На востоке

На юге

На западе

Последняя четверть



На востоке

На юге


По местным предметам и признакам (приложение 2).

А. По деревьям:

- кора большинства деревьев грубее на северной стороне, эластичнее, тоньше (у березы – светлее) на южной;

- у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу. На дожде она темнеет;

- с северной стороны, деревья, камни, деревянные, черепичные, шиферные крыши обильнее покрываются лишайниками, грибками, мхом;

- на деревьях хвойных пород смола более обильно скапливается с южной стороны;

- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов, кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный – крутой;

- летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

- крона отдельно стоящего дерева с южной стороны более густая и пышная;

- пни отдельно стоящие деревьев имеют годовые кольца более широкие с южной стороны, а зимой в снегу около деревьев образуются лунки, вытянутые а южном направлении.

Б. По местным признакам и предметам:

- в современных лесных хозяйствах просеки прорубают в направлении север – юг, восток – запад. Кварталы, образуемые просеками, нумеруют с запада на восток, идя от севера к югу. Номера кварталов отмечают на квартальных столбах, поставленных на всех пересечениях просек. При такой нумерации на северной стороне квартального столба находятся меньшие по значению цифры, а с южной – большие;

- ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют или желтеют) с южной стороны;

- алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни – на запад;

- опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, а приподнятый – к северу.


следующая страница>


Пояснительная записка. Программа элективного курса «Практические действия учащихся и выживание в условиях автономного существования»

Борисенко А. В., кандидат технических наук, старший научный сотрудник

490.35kb.

02 10 2014
4 стр.


Пояснительная записка Программа элективного курса «Медицинская география»

Программа элективного курса «Медицинская география» предназначенная для учащихся 9 класса, рекомендуется для учащихся планирующих в будущем выбрать профессию медика

82.86kb.

11 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка: Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»

Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной шко

223.34kb.

11 09 2014
1 стр.


Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком»

Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком» составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной

91.86kb.

24 09 2014
1 стр.


Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования к врачу-токсикологу 26 Информационная часть 29 пояснительная записка программа подготовки в клинической ординатуре по специальности
651.61kb.

13 10 2014
3 стр.


Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Системное повторение курса математики»

«если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» М. И. К

46.5kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни»

Элективный курс разработан для учащихся 9 класса, имеющих базовые знания по неорганической химии и рассчитан на 17 часов

46.78kb.

15 12 2014
1 стр.


Сабирзяновой Галии Абдулловны учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа курса
1053.47kb.

24 09 2014
6 стр.