Система управления
SEC 1.1.1 Эксплуатант должен иметь систему управления авиационной безопасностью, которая обеспечивает надзор и контроль за исполнением Программы авиационной безопасности в соответствии со стандартами самого Эксплуатанта, требованиями прогораммы авиационной безопасности в гражданской авиации Государства Эксплуатанта и других стран, где Эксплуатант осуществляет свою деятельность.
Указания
Система управления авиационной безопасностью (Security Management System (SEMS)) дает Эксплуатанту более организованный и стандартизированный подход к эксплуатационной безопасности и способствует внедрению передового опыта. Кроме того, она обеспечивает подход к эксплуатационной безопасности, основанный на производственных показателях.
Авиакомпании – члены ИАТА договорились внедрить SEMS до 1 июля 2007 г.
Предназначение SEMS состоит не в том, чтобы заменить Программу авиационной безопасности эксплуатанта, а скорее является дополнительной мерой и разрабатывается для того, чтобы обеспечить более эффективное и действенное применение Программы авиационной безопасности эксплуатанта.
Можно рекомендовать, чтобы эксплуатанты включали в свои Программы авиационной безопасности в SEMS в качестве ее составной части, что позволит создать единый документ по авиационной безопасности на предприятии, включающий как процедуры авиационной безопасности, установленные компетентными государственными органами Эксплуатанта, так и ненормативные внутренние стандарты авиационной безопасности самого Эксплуатанта.
Документально SEMS оформляется в виде руководства или иного соответствующего контролируемого документа и включает подробное описание организационной структуры, обязанностей должностных лиц, наличных ресурсов, а также применяемых на практике правил и процедур для эффективного управления деятельностью по обеспечению авиационной безопасности.
Элементы SEMS, по общему правилу, включают:
-
обязательства старшего руководства компании принципам обеспечения авиационной безопасности;
-
назначение Руководителя службы авиационной безопасности (Head of Security);
-
создание отдела авиационной безопасности, где определяются обязанности и задачи;
-
внедрение принципов авиационной безопасности в повседневную деятельность авиакомпании;
-
подготовку персонала, связанного с обеспечением авиационной безопасности;
-
подготовку всех сотрудников по вопросам авиационной безопасности;
-
порядок найма и (или) подбора кадров, который включает проверку на участие в противозаконной деятельности всех сотрудников службы авиационной безопасности в прошлом;
-
регулярные проверки персонала службы авиационной безопасности;
-
эффективную повседневную работу по обеспечению авиационной безопасности;
-
отчетность по расследованиям предпосылок к происшествиям и происшествий;
-
оценку риска и уровня угрозы авиационной безопасности;
-
меры в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
































1.2. Программа авиационной безопасности
SEC 1.2.1. Эксплуатант должен иметь утвержденную в установленном порядке Программу авиационной безопасности, которая включает:
j) требования авиационной безопасности в гражданской авиации Государства Эксплуатанта;
jj) соответствующие требования других государств, где Эксплуатант существляет свою производственную деятельность;
jjj) правила и стадарты авиационной безопасности Эксплуатанта.
SEC 1.2.1. Эксплуатант должен иметь программу гарантий качества, которая предусматривает проведение регулярных контрольных проверок службы авиационной безопасности, чтобы обеспечить:
j) соответствие Программе авиационной безопасности;
jj) решение задач Программы авиационной безопасности;
jjj) надлежащее применение стандартов авиационной безопасности.
1.3. Процедуры сертификации по стандартам IOSA
Д ействия авиакомпаний и процедура для получения сертификата IOSA
|
|
-
Авиакомпания, стремящаяся получить сертификат IOSA, должна подписать трехстороннее соглашение с ИАТА и аккредитованной ИАТА компанией-аудитором.
Примечание. Аккредитованные ИАТА компании-аудиторы образуют международную систему независимого аудита, в настоящее время в нее входят 8 независимых фирм, в том числе:
- Aviation Compliance Solutions Pty Ltd;
- Aviation Quality Services GmbH (AQS), входящая в состав группы Lufthanca;
- Morten Beyer & Agnew, Inc;
- Parc Aviation, Ltd;
- Partners and Resources for Operational Safety (PROS), США;
- Quali-audit;
- Simat, Helliesen & Eichner, Inc. (SH&E;);
- Wake (QA) Limited
|
-
Компания–аудитор проводит предварительный аудит. После того, как будет подготовлен план корректирующих действий, и авиакомпания реализует этот план, компания-аудитор проводит окончательный аудит и по его результатам выдаёт сертификат, действительный в течение 2-х лет
|
О рганизация аудита по программе IOSA
|
|
Для удобства прохождение IOSA можно разбить на 3 основных этапа:
1). Подготовка к ознакомительному аудиту. Ознакомительный аудит заканчивается предварительным отчетом. 2). Подготовка к основному аудиту (около года). Основной аудит.
3). Итоговый отчет (он должен быть представлен в течение 15 дней после итогового совещания)
|
IATA аккредитовала 7 независимых, не входящих в структуру IATA, аудиторских организаций, находящихся в разных регионах мира. Они прошли необходимую проверку на предмет соответствия установленным Ассоциацией требований и способности организовать аудит именно в сфере гражданской авиации
|
Аудиторы, осуществляющие проверку, проходят специальную подготовку, как профессиональную, так и психологическую — по ведению интервьюирования
|
По правилам, установленным Ассоциацией, аудит проводит команда. Количество аудиторов зависит от размера авиапредприятия, но чаще всего проверку производят пять аудиторов под руководством главного аудитора. Схема работы аудиторов четко регламентирована соответствующими документами
|
На месте работы за сотрудниками либо наблюдают, либо берут у них интервью. Обязательно ведется наблюдение за производством полета, техническим, наземным обслуживанием самолетов, погрузочными операциями, обеспечением авиационной безопасности
|
Проверка занимает до пяти рабочих дней. Оценка некоторых процессов, например, линейного производства полетов, может выноситься за пределы пятидневного срока. Аудитор записывается в число пассажиров любого международного рейса. Он имеет право находиться как в салоне самолета, так и в кабине пилотов. Аудиторы могут осмотреть оборудование кабины, понаблюдать за действиями пилотов. Они имеют право осуществлять интервьюирование не только экипажа, но и пассажиров
|
После того как закончена проверка, производится обработка чек-листов. В итоговом документе отмечаются все стандарты, по которым обнаружено несоответствие IOSA
Далее авиакомпания должна разработать план корректирующих действий. На выполнение этого плана дается 12 месяцев.
Устранение замечаний могут признать путем предоставления в аудиторскую организацию доказательных документов, а в отдельных случаях (крайне редко) по какому-либо вопросу проводят повторный аудит.
Если авиакомпания в течение этого срока не устранила все найденные недостатки, то сертификата она не получает. Она может продолжать устранять недостатки самостоятельно, а потом снова подавать заявку и заключать договор на проведение аудита.
Авиакомпания, успешно прошедшая аудит, получает сертификат IOSA
|
ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» - первая из российских компаний,
п рошедших аудит IOSA
|
|
Из российских авиакомпаний ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» первой прошла и успешно завершила процедуру очередного аудита на соответствие новым стандартам IOSA. Действие сертификата и звания оператора IOSA продлено до 2010 года
|
По мнению проверяющих, столь успешного результата Аэрофлоту удалось добиться благодаря тщательно отработанной системе внутреннего аудита и управления качеством производственной деятельности.
Внедрение в авиакомпании требований новой редакции стандарта IOSA кардинально изменило подход к организации управления авиакомпанией в целом. Аэрофлот перешел от системы «обеспечения» безопасности полетов к системе «управления» безопасностью, в том числе путем внедрения «Программы управления рисками». В соответствии с философией нового стандарта работа авиакомпании в современных условиях направлена на анализ и предупреждение появления возможных отклонений, которые могут привести к авиапроисшествиям.
Важным звеном в процессе перехода к управлению безопасностью является совершенствование взаимодействия с партнерами, поставщиками продукции и услуг, в связи с чем в Аэрофлоте разработана и реализуется «Концепция системы аудита поставщиков»
|
Следующим шагом на пути управления безопасностью группы «Аэрофлот» станет внедрение стандарта IOSA в дочерних авиакомпаниях
|
|
Имеется информация, что в недалекой перспективе стандарты IOSA будут приняты в качестве основы национальной системы сертификации деятельности российских авиакомпаний
|
Эмблема ИАТА и членство в Ассоциации любой авиакомпании ныне является свидетельством того, что она полностью соответствует или превосходит лучшие мировые стандарты безопасности полетов и применяет действенную систему менеджмента по обеспечению безопасности полетов
|
<предыдущая страница