Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЯЗЫКИ МИРА И ЯЗЫКОВЫЕ АРЕАЛЫ

ОТиПЛ, 2 курс, осень 2012 г.

Преподаватель — А.А.Кибрик

https://otipl.philol.msu.ru/v2012/otipl/course/35/

Программа курса

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

0. Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных дисциплин, в первую очередь: 1) ареальную лингвистику 2) генеалогическую лингвистику 3) типологию.

1. Ареальная лингвистика ( лингвистическая география). Территориальное размещение языков и языковых явлений. Понятие языкового ареала.

2. Генеалогическая лингвистика (= компаративистика). Родство и происхождение языков. Понятие языковой семьи.

3. Лингвистическая типология. Параметры межъязыкового варьирования. Важнейшие параметры грамматической типологии: а) тип (степень свободы) выражения грамматических значений: синтетизм vs. аналитизм; б) характер границы между морфемами: фузия vs. агглютинация vs. изоляция; в) вершинное/зависимостное маркирование; г) тип ролевой кодировки; д) базовый порядок слов.

4. Стыки между тремя дисциплинами. Генеалогическая плотность ареала. Типологическая однородность языковой семьи (устойчивость). Языковой союз и языковая диффузия. Генеалогическая и ареальная стабильность типологических параметров.

5. Диахронический аспект. Вид Homo sapiens, лингвогенез и заселение Земли. Отсутствие примитивных языков. Разброс взглядов в области генеалогической классификации языков. Древесная и континуальная модели.

6. Смежные науки: география, палеогеология и палеоклиматология, археология, палеонтология, антропология, генетика ...

7. Социолингвистика: численность говорящих, возраст говорящих, политический статус языков, двуязычие ... Диалектология. Языковые контакты; контактные языки.

II. ОБЗОР ЯЗЫКОВЫХ АРЕАЛОВ

1. Африка южнее Сахары. Макросемьи: «конго-кордофанская», «нило-сахарская», «койсанская».

2. Северная Африка и Ближний Восток (афроазиатская семья).

3. Центральная и Южная Азия. Индоиранская группа (индоевропейской семьи) и дравидийская семья.

4. Китай и Юго-Восточная Азия. Сино-тибетская, мяо-яо, тайская, австроазиатская семьи, «андаманские» языки.

5. Океания. Австронезийская семья и папуасские языки.

6. Австралия. «Австралийские» языки (15-30 семей).

7. Европа и Кавказ. Индоевропейская семья, кавказские языки.

8. Северная Азия. Уральские, «алтайские», палеоазиатские языки.

9. Северная Америка, включая Мезоамерику (ок. 70 семей).

10. Южная Америка (ок. 100 семей).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Языковое разнообразие: некоторые обобщения. Типологические характеристики семей и ареалов. Обзор ареалов с генеалогической точки зрения. Стабильность типологических характеристик в генеалогических и ареальных единствах.

Языковые процессы Нового Времени и современности. Языковая смерть и ее причины.

Системы письма.

Подведение итогов курса.

ЛИТЕРАТУРА

Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

Энциклопедия «Кругосвет» - статьи о многих языках и группах языков. www.krugosvet.ru

Языки мира. М., 1993-2011. (Тома по различным генеалогическим и ареальным группам языков Евразии).

J. Diamond. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. New York: Norton, 1997. (Есть русский перевод)

M.P.Lewis (ed.) Ethnologue: Languages of the world. https://www.ethnologue.com.

M. Dryer & M. Haspelmath eds. World Atlas of Language Structures. Max Planck Digital Library, 2011. www.wals.info.

A. Lyovin. Introduction to languages of the World. Oxford, 1997.

J. Nichols. Linguistic diversity in space and time. Chicago, 1992.


ТРЕБОВАНИЯ ПО КУРСУ «ЯЗЫКИ МИРА И ЯЗЫКОВЫЕ АРЕАЛЫ»


  • Присутствие на лекциях

  • Выполнение самостоятельной работы по анализу языка (доклад, реферат, статья в Википедии)

    • NB: задание по языку, принадлежащему к ареалу Х, должно выполняться СИНХРОННО с обсуждением ареала Х на занятиях

    • Центральный пункт вашей самостоятельной работы - типологическая характеристика языка

    • Просьба не выбирать языки, относящиеся к славянской, романской и германской ветвям индоевропейской семьи

  • Удовлетворительное выполнение теста в конце семестра


Формат доклада о языке (строго не более 7 минут):

  1. Заголовок, указание фамилии автора

  2. Общая информация: название и т.д.

  3. Генеалогическая и ареальная информация

  4. Социолингвистическая информация: число носителей, функциональный статус, двуязычие ...

  5. Типологическая характеристика: тип (степень свободы) выражения грамматических значений; характер границы между морфемами; тип маркирования в именной группе и в предикации; тип ролевой кодировки; базовый порядок слов. Необходимые и достаточные языковые примеры, подтверждающие ваши точки зрения

  6. Яркие фонологические, морфосинтаксические, лексические, графические и пр. особенности. Языковые примеры.

  7. Список использованной литературы

  8. Не позднее чем за 2 дня до доклада необходимо отправить хэндаут около 2 стр. либо презентацию PowerPoint в на адрес aakibrik@gmail.com. Формат названия файла должен быть примерно такой: 2012-Petrova-Dyirbal.ppt (латиницей).

  9. В случае хэндаута докладчик должен распечатать и принести хотя бы по 1 экз на 2 человек

  10. Непосредственно после доклада необходимо выложить на сайт хэндаут доклада или презентацию - в папку http://otipl.philol.msu.ru/v2012/otipl/documentlist/yazyki-mira-2012fall-docs/120/ ; на этом ваше задание считается выполненным. (В случае затруднений и для дополнительных инструкций обращаться к Юре Бронникову, [email protected].)


Формат статьи в Википедии

  1. Заголовок.

  2. Общая информация: название и т.д.

  3. Генеалогическая и ареальная информация

  4. Социолингвистическая информация: число носителей, функциональный статус, двуязычие ...

  5. Типологическая характеристика: тип (степень свободы) выражения грамматических значений; характер границы между морфемами; тип маркирования в именной группе и в предикации; тип ролевой кодировки; базовый порядок слов. Необходимые и достаточные языковые примеры, подтверждающие ваши точки зрения

  6. Яркие фонологические, морфосинтаксические, лексические, графические и пр. особенности. Языковые примеры.

  7. Список использованной литературы

  8. Инструкцию по подготовке статей в Википедии см. в отдельном документе


Формат реферата о языке (около 3 стр.)

  1. Заголовок, указание фамилии автора. Реферат должен быть обязательно представлен и в печатном, и в электронном виде (на адрес aakibrik@gmail.com ).

  2. Общая информация: название и т.д.

  3. Генеалогическая и ареальная информация

  4. Социолингвистическая информация: число носителей, функциональный статус, двуязычие ...

  5. Типологическая характеристика: тип (степень свободы) выражения грамматических значений; характер границы между морфемами; тип маркирования в именной группе и в предикации; тип ролевой кодировки; базовый порядок слов. Необходимые и достаточные языковые примеры, подтверждающие ваши точки зрения

  6. Яркие фонологические, морфосинтаксические, лексические, графические и пр. особенности. Языковые примеры.

  7. Список использованной литературы

  8. Не позднее чем за 2 дня до соответствующего занятия необходимо отправить реферат на адрес aakibrik@gmail.com. Формат названия файла должен быть примерно такой: 2012-Petrova-Dyirbal.pdf (латиницей).

  9. После подтверждения, что ваш реферат принят, необходимо выложить его на сайт - в папку http://otipl.philol.msu.ru/v2012/otipl/documentlist/yazyki-mira-2012fall-docs/120/ ; на этом ваше задание считается выполненным. (В случае затруднений и для дополнительных инструкций обращаться к Юре Бронникову, [email protected].)

Программа курса I. Вводная часть

Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных дисциплин, в первую очередь: 1 ареальную

62.63kb.

23 09 2014
1 стр.


Программа курса «Введение в современное виноделие»

Общая продолжительность курса 10 учебных дней 40 часов. Теоретическая часть 5 часа + дегустация 5 часа

133.21kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа (на русском языке): 20. 30 21. 00 Встреча гостей, вводная часть

Выступления «Di Archi» всегда проходят на самом высоком уровне, они по-настоящему зрелищны, способны увлечь, захватить, показать магический мир во всех его красках

32.86kb.

01 10 2014
1 стр.


Пропедевтика (основы композиции в дизайне одежды) Краткий конспект лекций

Тема Вводная лекция. Понятие композиции. Цели и задачи курса. Место курса основ композиции в специальных

283.66kb.

01 10 2014
1 стр.


А. Программа молекулярная физика

А. Программа молекулярная физика. (Рабочая программа курса "Общая физика". Aннотированная. 2002 / 03 уч г. Часть )

408.02kb.

15 10 2014
1 стр.


А. Программа молекулярная физика

А. Программа молекулярная физика. (Рабочая программа курса "Общая физика". Aннотированная. 2002 / 03 уч г. Часть )

273.43kb.

01 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации для студентов II курса математического факультета часть 2 Екатеринбург 2008

В него включены: программа курса, тематические планы лекций и практических занятий, материалы для практических занятий, домашних заданий и контрольных работ, а также вопросы к колл

136.51kb.

24 09 2014
1 стр.


Программа курса основы общей экологии и рационального природпользования специальность: 011600 биология; 013500 биоэкология

Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология»

197.6kb.

15 12 2014
1 стр.