Перейти на главную страницу
Для формирования и развития национального самосознания обучающихся необходимы соответствующая среда – родной язык, быт и культура, традиции, привычное географическое окружение и т.п. непременным условием является и национально ориентированная система образования, обеспечивающая приобщение к культуре, литературе своего народа и региона, освоение норм литературного языка нации, знание ее истории.
Программа курса «Родная (нерусская) литература» предназначена для обучающихся 10-11классов средних (полных) общеобразовательных школ. Знакомство с марийской литературой начинается уже в младших классах на уроках марийского государственного языка, истории культуры народов. В X и XI классах изучается родная (нерусская) литература в качестве отдельной дисциплины. При этом учебный процесс осуществляется на русском языке.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Марийская художественная литература развивалась основываясь с одной стороны, на традициях устного народного творчества, с другой стороны под мощным благотворным влиянием русской литературы. Литературное творчество всех выдающихся марийских писателей всегда было связано с деятельностью по развитию межлитературных, межязыковых марийско-русских связей, по переводу произведений классиков русской литературы на марийский язык и марийских на русский.
При отборе произведений для обязательного изучения в основу положены три критерия: их художественная ценность, выражение в них социально-значимых, общечеловеческих ценностей и идеалов и место произведения в истории марийской литературы. Чтение художественных произведений оказывает влияние на интеллектуальное, духовное, психологическое развитие обучающихся. В программе по родной (нерусской) литературе предлагается уделять внимание важнейшим этапам и тенденциям развития марийской литературы в соответствующей общественной и культурной обстановке основным произведениям марийской художественной классики (С.Чавайн, М.Шкетан, Н.Игнатьев, В.Колумб, О.Ипай, Ш.Осып и др,) на фоне русской и мировой литературы. Учебную деятельность учащихся старших классов целесообразно организовать в форме лекций и семинаров. Лекция является методом устного изложения материала. Преподаватель выбирает наиболее рациональные доходчивые способы передачи необходимой информации, помня о том, что живая речь учителя эффективно воздействует на восприятие и запечатление новых знаний. Роль семинаров заключается в развитии индивидуальных способностей обучающихся в процессе овладения ими опытом учебно-познавательной деятельности. На семинаре обучающиеся отвечают на вопросы, приводят необходимые примеры и цитаты из изученной литературы, делают выводы. В конце семинара учитель обобщает результаты работы.
Цель предмета - воспитание духовно развитой, поликультурной личности с развитым этническим самосознанием, формирование читательской культуры обучающихся.
Задачи предмета определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание и проблематику самостоятельно прочитанных литературных произведений;
- ключевые проблемы марийской литературы в контексте этнической и отечественной культуры; связь изученного произведения со временем его написания;
Литературное образование направлено на выработку навыков работы с литературой. Выпускник школы должен грамотно находить нужную информацию, выделять главное, правильно составлять тезисы и план прочитанного; выявлять в художественных произведениях конкретно историческое и общечеловеческое содержание; соотносить материал литературной классики с явлениями соответствующей эпохи.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что является важнейшим приоритетом в преподавании литературой. Содержание может быть реализовано следующими видами учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных) ответов на вопросы;
- продуктивная творческая деятельность: выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт;
Основной формой организации образовательного процесса остается классно- урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия по литературным местам, музеям; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс, посещение театров и выставок. В процессе изучения курса обучающиеся принимают участие в проектной деятельности и учебно- исследовательской работе.
При изучении художественных произведений по данной программе предполагается использовать текущий итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально так и индивидуально.
Описание учебного предмета в учебном плане
Программа данного курса реализуется в рамках компонента Республики Марий Эл в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, реализующих программы общего образования (предпрофильная и профильная подготовка обучающихся), утвержденным приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 23.09.2004 г.№324, (в редакции приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 16.08.2012 г. №1133) в количестве 1 часа в неделю.
№п.п |
Темы занятий |
Количество часов(всего) |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
1. |
Народный фольклор и художественная литература |
2 |
1 |
1 |
2. |
Зарождение марийской литературы |
3 |
2 |
1 |
3. |
Марийская литература 1917-1920-х годов. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Марийская литература в 30-е годы. |
3 |
2 |
1 |
5. |
Сергей Чавайн. |
4 |
2 |
2 |
6. |
Я.П.Майоров-Шкетан. |
4 |
3 |
1 |
7. |
Н.В.Игнатьев. |
2 |
1 |
1 |
8. |
Олык Ипай. |
3 |
2 |
1 |
9. |
Шабдар Осып. |
3 |
2 |
1 |
10. |
Марийская литература в годы войны. |
2 |
1 |
1 |
11. |
Никандр Сергеевич Лекайн. |
2 |
1 |
1 |
12. |
Марийская драматургия |
2 |
1 |
1 |
13. |
Повторение и обобщение изученного материала.. |
1 |
|
1 |
|
Итого |
34 |
20 |
14 |
Устное поэтическое творчество-народная мудрость, народная словесность, народная поэзия. Марийский фольклор и марийская мифология. Устное творчество и народная педагогика.
Народный фольклор-основа марийской художественной литературы. Виды фольклора и жанры художественной литературы.
Народная оценка прекрасного в человеке: народная песня «Венец», сказки «Онар», «Чоткар-патыр», «Кокша-патыр», П.Першут «Кутко суан».
Народный фольклор как средство умственного воспитания. Колыбельные песни-поэтизация окружающей природы. Сказка «Мужик и чёрт».
Исследовательские навыки: Поисковая работа «Коллекция марийских народных загадок, пословиц о достоинствах человека».
Тема 2. Зарождение марийской литературы.
Влияние русских поэтов А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю.Лермонтова на творчество марийских писателей. Первые произведения на марийском языке. Роль просветительского движения. (Г.Кармазин, В.Васильев и журнал «Марла календарь» 1907-1913гг)
Дореволюционное творчество писателей С.Чавайна, Г.Микая, Н.Мухина. изображение исторических событий начала XX века.
Практические навыки . Разучивание стихов первых марийских поэтов.
Тема 3. Марийская литература 1917-1920гг.
Отношение марийской интеллигенции к Октябрьской революции. Начало гражданской войны.
Развитие поэзии в форме публицистики, агитации (Н.Мухин, Н.Игнатьев, В.Сави)
Зарождение марийской повести («Дезертиры» С.Чавайна, «Акырсаман» О.Шабдара).
Развитие марийской драматургии. Роль М.Шкетана.
Практическая часть. Презентация «Ассоциация марийских писателей».
Тема 4. Марийская литература в 30-ые годы.
Изменения в общественной жизни: коллективизация, индустриализация, раскулачивание. Союз марийских писателей.
Зарождение марийского романа (Н.Игнатьев «Стальной ветер». Расцвет марийской поэзии (Олык Ипай, Пет Першут, Щатд Булат, Я.Ялкайн). Новые идеи в марийской драматургии (С.Николаев «Салика»)
Становление марийского литературоведения, критики (Я.Ялкайн, О.Шабдар, В.Сави)
Обзор о жизни и творчестве С.Чавайна. «Ото»-первое марийское литературное произведение. «Элнет»-автобиографический эпический роман. Роль С.Чавайна в развитии марийской художественной литературе.
Обзор о жизни и творчестве М.Шкетана.
«Эренгер»-социально-психологический роман. Значение романа в развитии марийской литературы.
Значение М.Шкетана в развитии марийской драматургии (драма «Эх, родители!»)
Жизнь и творчество. «Савик»-первый социально-сатирический роман.
Обзор о жизни и творчестве. Олык Ипай-художник-новатор. 30-ые годы –период наивысшего взлёта поэзии, подлинный мастер марийской литературы. Поэма «Айдар»-произведение о высоких моральных качествах человека.
Поэмы О.Ипая: «Яндиар», «Янай-сын Аргемблата», «Жизнь».
Практическое занятие. Чтение и обзор стихов лауреатов премии имени Олыка Ипая.
Тема 9. Осып Шабдар.
Осып Шабдар один из зачинателей марийской советской литературы.
«Женская доля»-лирический социально-психологический роман о судьбе марийской женщины. Главная тема-тема братской дружбы народов. Роман этапное произведение Осыпа Шабдара вместе с другими романами определило пути развития марийской прозы.
Практическое занятие. Литературная гостиная «О.Шабдар-поэт-лирик»
Тема 10. Марийская литература в годы периода Великой Отечественной войны.
Обзор произведений данного периода. Образ воина, зовущего на битву с врагами в произведениях «Немеркнущая звезда» Д.Орая, «У реки» Г.Матюковского, «Снайпер» Н.Ильякова.
Писатель-романист: жизнь и творчество. Эпический цикл (романы «Железная воля», «В огне великой войны», «Земля предков») многоплановое остроконфликтное повествование об историческом прошлом марийского народа.
Обзор о жизни и творчестве драматургов Н.Арбана, А.Волкова.
Н.Арбан. «Летняя ночь»-первая лирическая музыкальная комедия в жанре мюзикла.
А.Волков «Алдиар»-социальная драма на основе марийского фольклора и мифологии.
Защита исследовательской работы по изученным темам.
№п.п |
Темы занятий |
Количество часов(всего) |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
1. |
Марийская литература 50-90-х годов XX века. |
6 |
4 |
2 |
2. |
В.Колумб |
2 |
1 |
1 |
3. |
В.Иванов |
2 |
1 |
1 |
4. |
Г. Матюковский |
2 |
1 |
1 |
5. |
М.Рыбаков |
2 |
1 |
1 |
6. |
З.Каткова |
1 |
1 |
|
7. |
К.Коршунов |
2 |
1 |
1 |
8. |
Ю.Артамонов |
2 |
1 |
1 |
9. |
А.Иванова |
2 |
1 |
1 |
10. |
Г.Алексеев |
2 |
1 |
1 |
11. |
Ю.Байгуза |
1 |
1 |
|
12. |
В.Абукаев-Эмгак |
1 |
1 |
|
13. |
В.Изилянова |
1 |
1 |
|
14. |
Современная марийская литература. |
6 |
3 |
3 |
15. |
Повторение и обобщение изученного материала |
2 |
|
2 |
|
Итого |
34 |
19 |
15 |
Общественно-политические изменения и марийская литература 50-90-х годов XX века. Значение периода «оттепели» в истории марийской литературы. Марийская поэзия 50-90-х годов XX века, её идейно-тематическое содержание, жанр и новые стихотворные формы. Роль традиций, проблема обновления и философское содержание поэзии.
Марийская проза 50-90-х годов XX века. Новые романы и повести. Основные темы марийской прозы 50-90-х годов: тема деревни, человек и земля. Произведения на историческую тему.
Роль творчества А.Юзыкайна, В.Иванова, З.Катковой, Ю.Артамонова, А.Асаева в развитии марийской прозы 50-90-х годов XX века.
Развитие марийской драматургии 50-90-х годов XX века. Особенности творчества марийских драматургов.
Практическое занятие: 1. Чтение стихов наизусть (урок-концерт).
2. Создание презентации «Марийская литература 50- 90-х годов XX века»
Роль В.Колумба в развитии марийской литературы. Новаторство и художественное мастерство поэта. Поиск новых жанров и форм, идейно-тематическое содержание произведений. Использование фольклорного богатства в творчестве. Философская лирика.
Краткий очерк жизни и творчества В.Иванова. Вениамин Иванов – автор лирических повестей. Повесть «Ава шум». Идейно-тематическое содержание произведения.
Краткий очерк жизни и творчества Г.Матюковского. Палитра поэтических жанров в творчестве Геннадия Матюковского (роман в стихах, поэма, баллада). «Сенымаш корно дене» - первый марийский роман в стихах. Г.Матюковский – поэт-переводчик.
Краткий очерк жизни и творчества М.Рыбакова. Н.Ф.Рыбаков – государственный деятель.
Краткий очерк жизни и творчества Зинаиды Катковой.
Краткий очерк жизни и творчества Константина Максимовича Коршунова. Драма «Аксар ден Юлавий». Исторические события и судьбы людей.
Ялантай – почитаемый народом марийский князь. Марийский князь Курай. Его взгляды на жизнь. Юлавий. Гармония её души и внешнего облика. Аксар, Изерге, Тулбай - отважные сыновья марийского народа. Борьба марийского народа за свою землю – основная идея произведения.
Практическое занятие: Экскурсия в театр (Просмотр спектакля «Аксар ден Юлавий») или составление хронологической таблицы по жизни и творчеству К. Коршунова.
Тема 8. Юрий Артамонов.
Краткий очерк жизни и творчества Ю.Артамонова. Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Новые жанры в марийской литературе (эссе, фантастика, детектив). Повесть «Малиновые облака».
Краткий очерк жизни и творчества А.Ивановой. Лиризм и драматизм
поэзии Альбертины Ивановой. Раскрытие духовного мира женщины.
Практическое занятие: Чтение стихов наизусть (урок-концерт).
Тема 10. Геннадий Алексеев.
Краткий очерк жизни и творчества Г.Алексеева. Геннадий Алексеев – автор лирических рассказов о природе. «Тулык чон» - нравственно-психологическая повесть. Роль внутренних монологов, авторских отступлений в произведении. Ошибки, совершенные в молодости. Судьба мальчика-сироты.
Краткий очерк жизни и творчества Ю.Байгузы. «Порсын лунгалтыш» - пьеса-притча.
Краткий очерк жизни и творчества В.Абукаева-Эмгака. Вячеслав Абукаев-Эмгак – лауреат премии им. О.Ипая, народный писатель РМЭ. Поэт-песенник, драматург.
Краткий очерк жизни и творчества В.Изиляновой. Лирические, философские и пейзажные миниатюры в творчестве поэтессы.
Современная марийская поэзия. Философская лирика.
Современная марийская проза. Новые жанры и формы: роман-хроника, исторический роман, детектив, фантастика, эссе, новелла. Г.Зайниев и его очерки.
Современная марийская драматургия. Новые формы в драматургии: драма-притча, поэтическая драма, пьеса-реквием. Творчество Г.Гордеева.
1. Экскурсия в центральную библиотеку.
2.Встреча с местными поэтами.
3. Экскурсия в театр (ТЮЗ).
- содержание указанных произведений марийских писателей
- биографии авторов;
- уметь обсуждать и анализировать произведения;
- читать критические статьи, отзывы;
- основные факты жизни и творчества марийских писателей;
- основные закономерности историко-литературного процесса
Уметь:
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- сопоставлять литературные произведения марийских, русских, татарских, удмуртских авторов;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельно знакомиться с произведениями марийских писателей и поэтов;
- определить свой круг чтения по марийской и иноязычной литературе для формирования культуры межнациональных отношений;
- использовать языковой материал в формировании коммуникативной компетенции;
- обсуждение и дискуссии;
- в форме тестирования (после каждого раздела);
- в форме устного ответа на вопросы.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 |
Марий орфографий мутер |
10 |
2 |
Антология марийской прозы «Солнце над лесами» |
3 |
3 |
Антология марийской поэзии «Соловьиный родник |
3 |
4 |
Антология марийской драматургии «Радуга над Волгой» |
3 |
5 |
Марийские писатели |
5 |
6 |
Сергеев О.А. Истоки марийской письменности |
5 |
7 |
Очерки истории марийской литературы в 2-х ч. |
3 |
8 |
Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари |
2 |
9 |
Этнография марийского народа |
10 |
10 |
Марийский фольклор |
5 |
11 |
Марийский фольклор: сказки луговых мари |
5 |
12 |
Марийский фольклор. Мифы, легенды, предания |
5 |
13 |
Марий калык ойпого// марий калык тушто–влак-свод марийского фольклора |
5 |
14 |
Писатели Марий Эл// Библиографический справочник |
5 |
15 |
Певец народа. Воспоминания и очерки о С.Г.Чавайне |
3 |
16 |
Марийский край, Земля Онара |
10 |
17 |
Современная марийская повесть |
10 |
18 |
Восхождение// Литературные портреты марийских писателей |
10 |
19 |
Дружба.//Литературно – художественный сборник |
5 |
20 |
В разных мирах// литературно- художественный сборник |
5 |
21 |
Артамонов Ю.М. Звездное озеро |
5 |
22 |
Артамонов Ю.М. Вкус земляники |
5 |
23 |
Артамонов Ю.М. Малиновые облака |
5 |
24 |
Ипай О. Время расцвета |
5 |
25 |
Казаков М. Избранное. Стихи |
10 |
26 |
Каткова З. Живой родник |
10 |
27 |
Лекайн Н. Земля предков |
10 |
28 |
Марийская поэзия |
5 |
29 |
Между Волгой и Уралом. Сборник произведений |
10 |
30 |
Николаев С. Комиссары.Салика//сборник |
3 |
31 |
Шабдар О. Кориш |
10 |
32 |
Рассказы марийских писателей |
5 |
33 |
Родник. Рассказы марийских писателей |
5 |
34 |
Чавайн С. Элнет |
10 |
35 |
Шкетан М. Эренгер |
10 |
36 |
Юзыкайн А. Медвежья берлога |
10 |
37 |
Пирогов Г.П. Давай на равных говорить. Антология, стихи, поэмы |
10 |
38 |
Пирогов Г.П. Антология марийской |
5 |
2. Печатные пособия | ||
1 |
Портреты марийских писателей |
2 |
2 |
Карта Республики Марий Эл |
1 |
3 |
Альбом : С.Г.Чавайн |
3 |
4 |
Альбом Йыван Кырля |
1 |
5 |
Альбом Н.Игнатьев |
3 |
6 |
Альбом Н.С. Мухин |
3 |
7 |
Альбом: Шабдар Осып- школышто |
3 |
8 |
Альбом Я.П. Майоров-Шкетан |
3 |
9 |
Буклет Н.Лекайн |
1 |
10 |
Буклет О.Ипай |
1 |
11 |
Журнал «Ончыко» |
1 |
12 |
Газета «Кугарня» |
1 |
13 |
Газета «Марий Эл» |
1 |
14 |
Журнал «Туныктышо» |
1 |
3. Экранно-звуковые пособия | ||
1 |
Ноутбук |
1 |
2 |
Проектор |
1 |
3 |
СD- диски : Й.Кырла |
1 |
4 |
СD- диски :электронный словарь марийского языка |
1 |
|
4. Литература |
|
|
|
|
№ п/п |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
1. |
Народный фольклор и художественная литература |
Устное поэтическое творчество |
1 |
2. |
Народный фольклор и художественная литература |
Фольклор и жанры художественной литературы |
1 |
3. |
Зарождение марийской литературы |
История зарождения марийской литературы |
1 |
4. |
Зарождение марийской литературы |
Первые марийские писатели |
1 |
5. |
Зарождение марийской литературы |
Произведения первых писателей |
1 |
6. |
Марийская литература в 1917-1920 годы |
Развитие поэзии, прозы, драматургии |
1 |
7. |
Марийская литература в 1917-1920 годы |
Произведения С.Чавайна, Н.Мухина, М.Шкетана |
1 |
8. |
Марийская литература в 30-ые годы |
Марийская литература в 30-ые годы |
1 |
9. |
Марийская литература в 30-ые годы |
Молодые поэты Олык Ипай, Ш.Булат, П.Першут |
1 |
10. |
Марийская литература в 30-ые годы |
Марийская драматургия. С.Николаев "Салика" |
1 |
11. |
Сергей Григорьевич Чавайн |
Жизнь и творчество С.Чавайна |
1 |
12. |
Сергей Григорьевич Чавайн |
Эпический роман "Элнет" |
1 |
13. |
Сергей Григорьевич Чавайн |
"Акпатыр" - историческая драма |
1 |
14. |
Сергей Григорьевич Чавайн |
С.Чавайн и А.Пушкин. Их значение в литературе |
1 |
15. |
Яков Павлович Майоров-Шкетан |
М.Шкетан - первый марийский классик |
1 |
16. |
Яков Павлович Майоров-Шкетан |
"Эренер" - социально-психологический роман |
1 |
17. |
Яков Павлович Майоров-Шкетан |
Драматургия М.Шкетана. Драма "Сардай" |
1 |
18. |
Яков Павлович Майоров-Шкетан |
М.Шкетан и марийская литература |
1 |
19. |
Никон Васильевич Игнатьев |
Н.Игнатьев - автор I марийского романа |
1 |
20. |
Никон Васильевич Игнатьев |
"Савик" - первый сатирический роман |
1 |
21. |
Олык Ипай |
Жизнь и творчество О.Ипая |
1 |
22. |
Олык Ипай |
Поэтические произведения. Поэма "Яндиар" |
1 |
23. |
Олык Ипай |
Й.Кырля и О.Ипай |
1 |
24. |
Иосиф Архипович Шабдаров |
Творчество Ш.Осыпа |
1 |
25. |
Иосиф Архипович Шабдаров |
Ш.Осып и марийская детская литература. Повесть "Кориш" |
1 |
26. |
Иосиф Архипович Шабдаров |
"Путь женщины" - социально-психологический роман |
1 |
27. |
Марийская литература в годы Великой Отечественной войны |
Писатели-фронтовики: М.Казаков, Д.Орай |
1 |
28. |
Марийская литература в годы Великой Отечественной войны |
Развитие поэзии в годы войны |
1 |
29. |
Никандр Сергеевич Лекайн |
Н.С.Лекайн - писатель-романист. Жизнь и творчество |
1 |
30. |
Никандр Сергеевич Лекайн |
Роман-трилогия "Земля предков" |
1 |
31. |
Марийская драматургия |
Н.Арбан - автор первой музыкальной комедии "Летний вечер" |
1 |
32. |
Марийская драматургия |
Арсий Волков и его драма "Алдиар" |
1 |
33. |
Повторение и обобщение изученного материала |
Контрольная работа |
1 |
34. |
Повторение и обобщение изученного материала |
Защита реферата Произведения марийских авторов |
1 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п.п |
Раздел |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Марийская литература 50-90-х годов XX века. |
Введение. Марийская литература 50-90-х годов XX века. |
1 |
Послевоенная марийская поэзия. |
1 | ||
Послевоенная марийская проза. |
1 | ||
Послевоенная марийская драматургия. |
1 | ||
М.Казаков – лауреат Государственной премии СССР. |
1 | ||
В.Юксерн – народный писатель РМЭ. |
1 | ||
Жизнь и творчество А.Юзыкайна. Роман «Медвежья берлога» |
1 | ||
2 |
В.Колумб |
В.Колумб – I лауреат государственной премии им.Олыка Ипая |
1 |
Философская поэзия В.Колумба |
1 | ||
3 |
В.Иванов |
Жизнь и творчество В.Иванова |
1 |
Повесть В. Иванова «Ава шум» |
1 | ||
4 |
Г. Матюковский |
Жизнь и творчество Г.Матюковского |
1 |
«Се‰ымаш корно дене» - первый марийский роман в стихах |
1 | ||
5 |
М.Рыбаков |
Жизнь и творчество М.Рыбакова |
1 |
«Моркинские напевы» |
1 | ||
6 |
З.Каткова |
Жизнь и творчество З.Катковой |
1 |
7 |
К.Коршунов |
Жизнь и творчество К.Коршунова |
1 |
Историческая драма «Аксар ден Юлавий» |
1 | ||
8 |
Ю.Артамонов |
Ю.Артамонов - лауреат государственной премии имени Олыка Ипая |
1 |
Повесть Ю.Артамонова «Иленыт кум йолташ» |
1 | ||
9 |
А.Иванова |
Жизнь и творчество А.Ивановой |
1 |
Лирическая поэзия А.Ивановой |
1 | ||
10 |
Г.Алексеев |
Жизнь и творчество Г.Алексеева |
1 |
Повесть «Тулык чон» |
1 | ||
11 |
Ю.Байгуза |
Жизнь и творчество Ю.Байгузы |
1 |
12 |
В.Абукаев-Эмгак |
В.Абукаев-Эмгак - лауреат государственной премии им. Олыка Ипая, народный писатель РМЭ |
1 |
13 |
В.Изилянова |
Жизнь и творчество В.Изиляновой |
1 |
14 |
Современная марийская литература. |
Современная марийская поэзия |
2 |
Современная марийская проза |
2 | ||
Современная марийская драматургия |
2 | ||
15 |
Повторение и обобщение изученного материала |
Контрольная работа по изученным темам |
1 |
Республики Марий Эл обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
16 12 2014
1 стр.
«Древняя русская литература»; «Русская литература и журналистика XVIII века» – д-р филол наук, проф. Л. В. Овчинникова
14 12 2014
7 стр.
Рабочая программа учебного курса по предмету литература
13 12 2014
1 стр.
Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология»
15 12 2014
1 стр.
Молодежный эколого-краеведческий фестиваль «Родная Земля» посвященный 60-летию победы
15 12 2014
1 стр.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Обществознание»
18 12 2014
1 стр.
Программа элективного курса создана для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы для классов, в которых литература изучается на профильном у
14 12 2014
1 стр.
Уравнения Максвелла. Граничные условия. Электромагнитная энергия. Единственность решения. Скалярный и векторный потенциалы электромагнитного поля. Векторы Герца
23 09 2014
10 стр.