СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
3 КУРС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Сравнительное богословие» составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинарий Русской Православной Церкви с использованием программы по Сравнительному богословию Московской Духовной семинарии.
Курс Сравнительного богословия распадается на две основные части. Первая часть (5 и 6 семестры) – история формирования догматических отклонений в вероучении Католической Церкви, послуживших причиной раскола 1054 г., последствий этого раскола, проявившихся в вероучении (сотериологии, сакраментологии, мариологии), в искажении духовной и литургической жизни католической Церкви. Во второй части (7 и 8 семестры) изучается история возникновения протестантизма, рассматриваются вероучительные положения основных разновидностей протестантизма в сопоставлении с католичеством и православием, уделяется внимание движению экуменизма.
Цель курса – сформировать у студентов представление об отличительных особенностях внутренней и внешней жизни Католической Церкви, начиная с момента разделения Церквей (1054 г.) и заканчивая настоящим временем.
В курсе «Сравнительное богословие» студентами используются знания, полученные ими при изучении следующих курсов: «Священное Писания Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «Общая Церковная история».
В свою очередь изучение Сравнительного богословия способствует более глубокому усвоению материала по курсам «Догматического богословия» и «Сектоведения».
По завершении 3 курса студент должен:
-
знать отношение Православной Церкви к инославным конфессиям;
-
иметь представление о внутренних и внешних причинах различного понимания основных вероучительных истин в католичестве и Православии;
-
знать хронологическую последовательность формирования догматических отклонений в вероучении Католической Церкви до и после раскола 1054 г.;
-
анализировать последствия искажения вероучительных догматов в духовной жизни, внутреннем и внешнем устроении Католической Церкви;
-
обладать знаниями о современном состоянии Католической Церкви, ее взаимоотношениях с православием.
-
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
Определение науки сравнительного богословия. Ее характер, цели и задачи. Методология, и источниковедение. Западные исповедания в русской богословской традиции. Вопрос о "границах Церкви" в контексте сравнительного богословия. Практика трех чиноприемов как выражение принципиального отношения Православной Церкви к инославным конфессиям, причины и пределы ее исторической изменчивости.
Тема 1
Папский примат и папская непогрешимость как краеугольный камень римского католицизма. Различие в понимании учения о Церкви Православием и католицизмом. Римско-католическое учение о власти папы над Церковью. Историческое развитие идеи папского примата.
Тема 2
Рассмотрение и критика католических "доводов от Писания" в защиту папского примата. Мф. 16, 13-19; Лк. 22,31-32; Ин. 21, 15-17. Отношение Апостола Петра к прочим Апостолам по свидетельству книги Деяний.
Тема 3
Роль Римской кафедры и Римского епископата в Древней Церкви (I-III века). Причины возвышения Римской кафедры. Споры о времени празднования Пасхи при папе Викторе и о перекрещивании еретиков при папе Стефане.
Тема 4
Возвышение Римской кафедры в эпоху Вселенских Соборов. Рим и другие древние Церкви Запада, 6-ое правило I Вселенского Собора о римском епископе. Сардикийский Собор 343 г., права и преимущества усвоенные им римскому епископу. Институт папских легатов и папских викариев, Римская кафедра и Православный Восток в эпоху Вселенских Соборов. Экклезиологическое значение 28-го Халкидонского правила.
Тема 5
Римская Церковь во вновь возникших варварских государствах Западной Европы. Просвещение франков, англо-саксов, германцев. Начало светской власти римских пап. Псевдо-исидоровские декреталы.
Тема
Конфликт пап Николая I и Адриана II c Константинопольской Церковью. Двукратный Cобор. Болгарский вопрос. Окружное послание Фотия 867 г. Малый Софийский Собор. Папа Адриан II. Папа Иоанн VIII. Великий Софийский Собор и его экклезиологическое значение. Римская кафедра c конца IX до сер. ХI века.
Тема 7
Конфликт между папой Львом II и патриархом Михаилом Керулларием. События 1054 г. в историческом контексте.
Тема 8
Власть папы в Католической церкви после ее отпадения. Униональные попытки.
инквизиция
. Римско-католическая церковь как абсолютная монархия. Догмат о папской непогрешимости. Примеры заблуждении и Взаимных противоречий римских епископов.
Тема 9
Римско-католическое учение об исхождении Ñâ
. Духа от Отца и Сына ("филиокве"). Догматическая сущность (еретичность) учения о "филиокве". Учение Блаж. Августина о Троице и его распространение на Западе. Святоотеческое учение об исхождении Св.
Духа в сопоставлении с августовской традицией. Доктрина "филиокве" и Православный Восток.
Тема 10
Общая характеристика католической сотериологии, в
сопоставлении с православной. Юридизм как основное заблуждение католицизма в учении о спасении. Католическое учение о первобытной праведности и первородном грехе. Развитие доктрины об удовлетворении Богу за грехи. Учение о чистилище, сверхдолжных заслугах, сокровищнице добрых дел и индульгенциях.
Тема 11
Специфика римско-католической мариологии. Догмат 1854 г. о непорочном зачатии Девы Марии. Догмат о Её телесном вознесении 1950 г. Неприемлемые догматические выводы, вытекающие из католической мариологии.
Тема 12
Особенности римско-католического учения о таинствах. Действительность и спасительная действительность таинства. 0тступления католиков от древних церковных установлений в
способе совершения таинств.
Тема 13
Особенности римско-католического нравоучения. Специфика католической мистики. Священное Писание и Священное Предание у католиков, иные особенности римско-католического богословия и церковной практики.
Тема 14
Современная Римо-Католическая Церковь. II Ватиканский Собор. Социальная доктрина католицизма. Униатство. Восточный Обряд. Ватикан и Россия.
2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
-
Определение науки Сравнительного богословия. Ее характер, цель и задачи. Методология и источниковедение.
-
Вопрос о «границах Церкви» в контексте сравнительного богословия.
-
Практика трех чиноприемов как выражение принципиального отношения Православной Церкви к инославным конфессиям, причины и пределы ее исторической изменчивости.
-
Папский примат и папская непогрешимость как краеугольный камень римского католицизма.
-
Различие в понимании учения о Церкви Православием и католицизмом.
-
Римско-католическое учение о власти папы над Церковью. Историческое развитие идеи папского примата.
-
Рассмотрение и критика католических «доводов от Писания» в защиту папского примата. Мф. 16, 13-19; 22, 31-32; Ин. 21, 15-17. Отношение Апостола Петра к прочим Апостолам по свидетельству книги Деяний.
-
Роль Римской кафедры и Римского епископата в Древней Церкви (I-III вв.).
-
Причины возвышения Римской кафедры. Споры о времени празднования Пасхи при папе Викторе и о перекрещивании еретиков при папе Стефане.
-
Возвышение Римской кафедры в эпоху Вселенских соборов. Рим и другие древние Церкви Запада, 6-е правило I Вселенского Собора о римском епископе.
-
Сардикийский собор 343 г., права и преимущества, усвоенные им римскому епископу. Институт папских легатов и папских викариев. Римская кафедра и Православный Восток в эпоху Вселенских соборов. Экклезиологическое значение 28-го Халкидонского правила.
-
Римская Церковь во вновь возникших варварских государствах Западной Европы. Просвещение франков, англо-саксов, германцев.
-
Начало светской власти римских пап. Псевдо-исидоровские декреталы.
-
Конфликт пап Николая I и Адриана II с Константинопольской Церковью. Двукратный собор. Болгарский вопрос.
-
Окружное послание Фотия 867 г. Малый Софийский Собор.
-
Папа Адриан II. Папа Иоанн VIII. Великий Софийский Собор и его экклезиологическое значение.
-
Римская кафедра с конца IX до сер.XI века.
-
Конфликт между папой Львом II и патриархом Михаилом Керулларием. События 1054 г. в историческом контексте.
-
Власть папы в Католической Церкви после ее отпадения. Униональные попытки.
-
Инквизиция. Римо-Католическая Церковь как абсолютная монархия.
-
Догмат о папской непогрешимости. Примеры заблуждения и взаимных противоречий римских епископов.
-
Римско-католическое учение об исхождении Св. духа от Отца и сына («филиокве»). Догматическая сущность (еретичность) учения о «филиокве».
-
Общая характеристика католической сотериологии в сопоставлении с православной. Юридизм как основное заблуждение католицизма в учении о спасении.
-
Католическое учение о первобытной праведности и первородном грехе. Развитие доктрины об удовлетворении Богу за грехи. Учение о чистилище, сверхдолжных заслугах, сокровищнице добрых дел и индульгенциях.
-
Специфика римско-католической мариологии. Догмат 1854 г. о непорочном зачатии Девы Марии. Догмат о Ее телесном вознесении 1950 г.
-
Неприемлемые догматические выводы, вытекающие из католической мариологии.
-
Особенности римско-католического учения о таинствах. Действительность и спасительная действительность таинства.
-
Отступления католиков от древних церковных установлений в способе совершения таинств.
-
Особенности римско-католического нравоучения. Специфика католической мистики. Священное Писание и Священное Предание у католиков, иные особенности римско-католического богословия и церковной практики.
-
Современная Римско-Католическая Церковь. II Ватиканский Собор. Социальная доктрина католицизма. Униатство. Восточный Обряд. Ватикан и Россия.
Основная
Учебные пособия
-
Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство: Учебное пособие для духовных семинарий и духовных училищ. – М.: Изд-во св. муч. Татианы, 1999.
-
Хрестоматия по сравнительному богословию: учебное пособие. – М.: Подв. С-ТСЛ, 2005.
-
Васечко В.Н. Сравнительное богословие: курс лекций. - М.: ПСТГУ, 2004.
-
Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектанство. – М.: Московское Подворье, 1998.