Перейти на главную страницу
Термин «экскурсоведение» состоит из 2-х слов – «экскурсия» и «ведение», т.е. экскурсоведение – предмет, который учит правильно проводить экскурсии, а также изучает проблемы, связанные с организацией и содержанием экскурсионного обслуживания населения. В экскурсоведении рассматриваются понятие экскурсии, её функции, признаки, классификация, основные элементы экскурсии – показ и рассказ.
Экскурсия (от лат. – поездка) – целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира, связанный с заранее подобранными объектами, темой и маршрутом, под руководством квалифицированного специалиста.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребенка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т.д.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, краеведением, историей своей страны, своей семьи.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей.
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.
В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
Разные виды народного творчества (устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть осмыслены в процессе экскурсионной работы. Перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным параметрам человеческой жизни: «Человек и его взаимоотношения с природой», «Человек и его семья», «Человек и история его народа» проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.
Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно – научных, обществоведческих и исторических понятиях.
Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.
Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, закладывать основы нравственного облика. Способствовать формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире, эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Воспитывать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Ученик должен знать / понимать:
· название региона, в котором живут учащиеся, родного города;
· удовлетворять познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае.
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа, 1999, № 1.
2. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: ООО «Издательство АСТ», 1999.
3. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. М., 1996.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 1998.
5. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
|
Тема урока |
Примечание |
1 |
Экскурсия по школе. |
Обзорная экскурсия |
2 |
«Наш школьный двор» |
Экскурсия на улице |
3 |
«Остров Изобилия» |
Экскурсия в столовую |
4 |
«Книжкино царство – мудрое государство» |
Экскурсия в библиотеку |
5 |
Музей декоративно-прикладного искусства |
Экскурсия в музей |
6 |
Наши предки в далеком прошлом. |
Просмотр в/фильма |
7 |
Музыкальное чаепитие |
Беседа с учителями музыки |
8 |
В мире забытых вещей… |
По сказкам К. Чуковского |
9 |
Как добро и зло боролись |
Урок-сказка |
10 |
Улица, на которой я живу. |
Конкурс рисунков |
11 |
Пишем перьями |
Беседа с учителями русского языка |
12 |
Крестьянские дети |
Изготовление тряпичной куклы |
13 |
Московский транспорт. |
Просмотр в/фильма |
14 |
Экскурсия в музей Боевой славы |
Экскурсия |
15 |
Московские реки. |
Просмотр в/фильма |
16 |
Городская природа. |
Конкурс рисунков |
17 |
«Встречаем по одежке…» |
Инсценирование бытовых сказок |
18 |
Урок-игра «Наш город» |
Мини-сценки |
19 |
Нянюшкин сундук |
Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства |
20 |
Мы – москвичи. |
Рассказы об истории своей семьи |
21 |
Прогулка с гувернанткой |
Экскурсия в музей педагогики |
22 |
Глиняная народная игрушка |
Просмотр в/фильма |
23 |
Давай сделаем наш город красивым. |
Экологическая интерактивная экскурсия |
24 |
Строим город |
Экскурсия в школьную мастерскую |
25 |
«В гостях у старого уличного фонаря» |
Мастер-класс: (роспись свечи) |
26 |
Улицы имени героев. Битва за Москву. |
Экскурсия в музей Боевой славы |
27 |
«Хлеб да соль» Где хлебушек пекут? |
Виртуальная экскурсия |
28 |
Стихи и рассказы о Москве. |
Конкурс чтецов |
29 |
Если бы я стал Мэром... |
Сочинения уч-ся, выставка работ |
30 |
Этих дней не смолкнет слава… |
Виртуальная экскурсия в 1945 год |
31 |
Весна в Москве. |
Экскурсия на школьный двор |
32 |
Мой любимый город. |
Викторина |
33 |
Обобщающий урок. |
|
Возрастные особенности детей начальной школы создают благотворную почву для развития учебных и творческих способностей. Как всем известно, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку.
На начальном этапе проводится беседа, направленная на выявление у школьников уже имеющихся знаний по данной теме. Затем в ходе обсуждения плана работы перед детьми ставится проблемная задача, пути решения которой должны предложить они сами, рассчитывая на свои, уже имеющиеся способности и знания. Если ребята с легкостью справляются с поставленной задачей, ее можно усложнить.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, группой или коллективно. Часто дети этого возраста испытывают некоторые трудности из-за недостаточных навыков и умения работать в коллективе. Поэтому такой организации работы необходимо уделить более пристальное внимание. При распределении работы в группе учитывать наклонности, способности и желание каждого ребенка. Тогда внутри каждой группы происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Роль руководителя заключается в том, чтобы, создавая интригующую среду для развития творческих способностей, учитывать возрастные и психологические возможности детей, необходимые для их реализации. Для того чтобы ребята понимали целесообразность выполняемых заданий, необходимо эти задания четко мотивировать.
Предлагаемые задания главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Подводя итог каждого занятия, каждый ребенок, участвовавший в работе по выполнению предложенного задания, должен высказать свое отношение к выполненной работе, рассказать о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
- развитие индивидуальных способностей ученика;
- развитие творческой активности;
- развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- расширение кругозора и развитие культуры;
- развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности;
- развитие речи учащихся;
- повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора
ЛЕГО.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»
Возрастные особенности детей начальной школы создают благотворную почву для развития учебных и творческих способностей. Как всем известно, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку.
На начальном этапе проводится беседа, направленная на выявление у школьников уже имеющихся знаний по данной теме. Затем в ходе обсуждения плана работы перед детьми ставится проблемная задача, пути решения которой должны предложить они сами, рассчитывая на свои, уже имеющиеся способности и знания. Если ребята с легкостью справляются с поставленной задачей, ее можно усложнить.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, группой или коллективно. Часто дети этого возраста испытывают некоторые трудности из-за недостаточных навыков и умения работать в коллективе. Поэтому такой организации работы необходимо уделить более пристальное внимание. При распределении работы в группе учитывать наклонности, способности и желание каждого ребенка. Тогда внутри каждой группы происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Роль руководителя заключается в том, чтобы, создавая интригующую среду для развития творческих способностей, учитывать возрастные и психологические возможности детей, необходимые для их реализации. Для того чтобы ребята понимали целесообразность выполняемых заданий, необходимо эти задания четко мотивировать.
Предлагаемые задания главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Подводя итог каждого занятия, каждый ребенок, участвовавший в работе по выполнению предложенного задания, должен высказать свое отношение к выполненной работе, рассказать о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
- развитие индивидуальных способностей ученика;
- развитие творческой активности;
- развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- расширение кругозора и развитие культуры;
- развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности;
- развитие речи учащихся;
- повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора
ЛЕГО.
№ п/п |
Тема урока |
1 |
Знакомство с Лего- оборудованием. Математические бусы (1-10). |
2 |
Знакомство с Лего – оборудованием. Кораблики. |
3 |
Знакомство с Лего- оборудованием. Палитра «Внимание» |
4 |
Знакомство с конструктором ЛЕГО. Цвет и форма. Узор из кирпичиков. |
5 |
Конструктор ЛЕГО. Мы сажаем деревья |
6 |
Проектная работа «Растения осенью». |
7 |
Конструктор ЛЕГО. Мы строим буквы. |
8 |
Палитра «Числа 1 - 10». |
9 |
Знакомство с Лего- оборудованием. Кораблики. Занимательные задачи. |
10 |
Математические бусы. Мы учимся решать задачи. |
11 |
Строим башни (коллективная работа) |
12 |
Лего-мозаика «Мой любимый цветок». |
13 |
Лего-мозаика «Светофор». |
14 |
Кораблики. Веселые задачи. |
15 |
Конструктор ЛЕГО Здравствуй праздник, Новый Год! |
16 |
Математические таблицы и бусы. Веселый счет |
17 |
Конструктор ЛЕГО. Строим машины. |
18 |
Первые механизмы. Качели и карусели |
19 |
Первые механизмы. Подъемный кран. |
20 |
Палитра. Сложение и вычитание 1-10. |
21 |
Палитра. Состав чисел (интегрированный с математикой). |
22 |
Конструктор ЛЕГО Играем в театр. |
23 |
Лего – мозаика «Дорожный знак» |
24 |
Лего – мозаика «Весна» |
25 |
Воздушный транспорт. |
26 |
Сказочный домик. |
27 |
Сказочный домик. |
28 |
Игра- проект «Я – дизайнер». (Мебель для дома) |
29 |
Игра- проект «Я – дизайнер». (Мебель для дома) |
30 |
Палитра Веселый счет |
31 |
Палитра Веселый счет |
32 |
Обобщающий урок «Почему я люблю Лего?» |
№ п/п |
Тема урока |
1 |
Знакомство с новым оборудованием. Палитра. Нумерация чисел 1-20. |
2 |
Знакомство с новым оборудованием. Палитра. Внимание. |
3 |
Кирпичики ЛЕГО. Цвет, форма, размер (игры). Узор из кирпичиков ЛЕГО. |
4 |
Конструктор ЛЕГО. Строим стены и башни (коллективная работа). |
5 |
Знакомство с новым оборудованием. Арифметические бусы 1-20. Арифметика 2. Нумерация 2го десятка
|
6 |
Конструктор ЛЕГО. Проектная работа «Транспорт». |
7 |
Арифметика 2. Сложение и вычитание в пределах 2го десятка. |
8 |
Конструктор ЛЕГО. Живая природа и неживая природа. |
9 |
Конструктор ЛЕГО. Проектная работа «Осень в природе». |
10 |
Арифметика 2. Решение задач. |
11 |
Урок-проект. Бабочка (лего-мозаика). |
12 |
Конструктор ЛЕГО. В мире животных. |
13 |
Арифметика 2. |
14 |
Кирпичики ЛЕГО. Мозаика из геометрических фигур. |
15 |
Палитра. Сложение с переходом через разряд. |
16 |
Конструктор ЛЕГО. Сказочный герой. |
17 |
Конструктор ЛЕГО. Сказочный герой. |
18 |
Первые механизмы. Соединения подвижные и неподвижные. |
19 |
Первые механизмы. Подъемные устройства. |
20 |
Конструктор ЛЕГО. Проектная работа «Строительная площадка». |
21 |
Конструктор ЛЕГО. Проектная работа «Строительная площадка». |
22 |
Арифметика 2. |
23 |
Палитра. |
24 |
Лего - мозаика «Дорожные знаки». |
25 |
Лего - мозаика «Дорожные знаки». |
26 |
Арифметика 2. Таблица умножения . |
27 |
Конструктор ЛЕГО. Проектная работа «Транспорт». |
28 |
Конструктор ЛЕГО. Проектная работа «Транспорт». |
29 |
Урок – игра по ПДД «Мы - пешеходы». |
30 |
Магико 4. |
31 |
Урок-игра «Герои сказок». |
32 |
Математическая пирамида. |
33 |
Палитра. Таблица умножения. |
34 |
Урок- праздник «Мы любим Лего». |
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Это одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности. Пока еще не изучено, как влияет на ребёнка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии ( будь то мелкая моторика или пространственное мышление, воображение) сразу отражается в лепке.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, влажный песок, бумажная масса для папье-маше ( кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала), старая тряпочка, пропитанная клейстером и даже жевательная резинка. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.
Из одного комка пластилина, глины или теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы его преобразования. Тесто, пластилин, глина – универсальные материалы, которые дают возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Работа с пластилином, тестом способствует выработке красивого подчерка, учит рисованию и рукоделию.
Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:
- расширение кругозора;
- развитие мелкой моторики;
- создания целостного образа;
- развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
- развитие игры с правилами;
- расширение словарного запаса;
- развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;
- развитие познавательных процессов;
-развитие композиционного умения;
- позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
Таким образом, лепка для детей младшего школьного возраста способствует всестороннему развитию личности.
1.Познакомить с лепкой из различных материалов, с инструментами для занятий, способами и приёмами лепки, с тем, как оформить и сохранить выполненные игрушки и изделия.
2.Расширять кругозор учащихся, способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
3.Вырабатывать художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, умение не только смотреть, но и видеть.
4.Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами.
5.Дети, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ — лепка из целого куска.
6. Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям.
7. Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа, поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.
8. Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей.
Педагог, развивая творческую инициативу, предоставляет детям возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.
Основная цель программы.
С помощью системы занятий создать условия для формирования эмоционально-отзывчивой, творчески-активной личности, пробудить интерес к лепке, развить восприятие зрительной и слуховой информации, моторику рук, видение цвета, привить чувство прекрасного, развить фантазию, терпение аккуратность при работе, творческую активность, эстетический вкус, логическое мышление, расширить кругозор.
На занятиях дети развивают свои творческие способности и приобретают навыки в различных направлениях лепки.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятий |
1 |
Техника безопасности. Вводное занятие. Из истории пластилина. Инструменты для лепки. |
2-4 |
Объёмные изделия из пластилина. «Магазин игрушек» |
5-7 |
Пластилинография. «Цветочные мотивы» |
8-9 |
Объёмные изделия из пластилина. «Чаепитие». |
10-11 |
Объёмные изделия из пластилина. Карандашница, ваза. |
12-13 |
С Новым годом! |
14-16 |
Домашние животные (лепка по народным мотивам) |
17-20 |
Лепим зоосад. |
21-23 |
«Кто на листике живет?» |
24-25 |
Подарок маме. |
26 |
Ракетодром. |
27 |
Вводное занятие. Техника безопасности при лепке из теста. |
28 |
Лепка из теста. Цветок в рамке. |
29 |
Лепка из теста. Рыжие кораблики. |
30 |
Украшения из теста. Бусы и кулоны. |
31-32 |
Декоративное панно из теста «Котик спит». |
33-34 |
Настенное панно из теста «Чудо - дерево». |
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности
и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Проекты отличаются друг от друга:
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
|
Повторение «Что мы знаем о проектной деятельности. |
|
Определение области работы над проектом |
|
Основные замыслы проекта (что получится) |
|
Определение формы продуктов будущего проекта (макет, стенд, книжка и др.) |
|
Подготовка и изучение стендовой информации. |
|
Определение проблемы проекта. |
|
Определение целей и задач. |
|
Формулирование темы |
|
Первичное формирование проектных групп. |
|
Знакомство с тем, что такое планирование |
|
Составление плана работы над проектом |
|
Утверждение тематики и индивидуальных планов работы |
|
Обращение к компетентным специалистам |
|
Отчет о проделанной работе. Планирование последующей деятельности |
|
Сбор информационного материала |
|
Систематизация собранного материала |
|
Обсуждение методов исследования. |
|
Систематизация собранного материала |
|
Изучение литература по теме проекта. |
|
Обсуждение методов исследования |
|
Систематизация собранного материала. |
|
Индивидуальные консультации |
|
Подготовка материальной базы проекта. |
|
Помощь заинтересованных лиц. Классификация материала |
|
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений |
| |
|
Построение графиков |
|
Работа над сравнительными таблицами. |
|
Изучение и построение диаграмм |
|
Составление презентационной речи. Генеральная репетиция. |
31- |
Публичная защита проектов. Коллективное обсуждение работы и ее оценка. |
32 |
Подведение итогов. Планирование будущей работы (рефлексия) |
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
08 10 2014
57 стр.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе фгос и с учетом умк «Перспектива»
16 12 2014
18 стр.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
16 12 2014
77 стр.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
30 09 2014
14 стр.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн
08 10 2014
6 стр.
09 10 2014
16 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г
07 10 2014
3 стр.
13 09 2014
15 стр.