Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

МАОУ гимназия № 29 г.Томска

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г.г




ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

(135 ч)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и рекомендаций для разработчиков авторских программ в контексте учебного комплекта «Перспективная начальная школа» и полностью соответствует основной концепции данного проекта, заключающейся в организации развивающего учебно-воспитательного процесса в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка.

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, представляющую собой общую характеристику учебного предмета, задачи его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу каждого года обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Данная программа, как и весь учебный комплект, учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для сельского школьника.

Деятельностный подход к процессу обучения данного учебного курса обеспечивает формирование у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также помогает им получить начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Цель обучения — освоение конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов и овладение первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета в связи с включением в. процесс обучения стандартов второго поколения являются:


  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;

  • применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей, для решения технических и технологических задач;

применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения программой предусматриваются обязательное получение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В программу включена новая область — обучение младших школьников работе на компьютере.


Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен тремя разделами: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности»,

«Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Практика работы на компьютере».

Первый раздел — «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» — состоит из шести структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач», «Использование измерений для решения практических задач», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них. на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности, а также информация, необходимая для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при изготовлении изделий из разных материалов.

Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Сборка моделей из деталей конструктора». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. В то же время следует внимательно относиться к изготовлению пособий для других уроков, так как они разработаны в контексте учебного комплекта.

На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четырех уроков.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно- прикладного творчества, выставки.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

Младший школьный возраст — это начальный этап знакомства с проектной деятельностью, он закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Освоение учащимися проектной деятельности следует начинать со второго класса. Особенность ее содержания в начальной школе состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление воздушных и плавающих моделей для игр и т. п.). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.

Раздел «Практика работы на компьютере»

Программа предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных источников.

Учебные материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.

Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.

Цели обучения

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие задачи:



  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации: учебником, справочниками, Интернетом;

  • освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом данный предмет изучается во всех классах начальной школы, обеспечивая тем самым целостность образовательного процесса и преемственность между начальным и основным звеньями/этапами образования. В первом классе на изучение курса отводится 33 часа, во втором, третьем и четвертом классах — 34 часа.

Универсальные учебные действия

Обучение учебному предмету способствует формированию общеучебных умений и навыков, а именно: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

Результаты обучения

Основными результатами учебного предмета являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки сотрудничества, формируется культура их труда. .

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (33 ч)



Общетрудовые знания, умения и способы деятельности Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.

Процесс труда. Организация рабочего места под руководством учителя. Последовательное выполнение технологических операций под контролем учителя. Обсуждение безопасных приемов труда при работе с ножницами, иглами, булавками с колечками, правил личной гигиены.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. Под руководством учителя определение формы, размеров деталей, способов их соединения по образцу изделия в сборе, установление пространственных отношений между деталями; обсуждение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме. Понятия: изделие, деталь, форма, размер, материал, инструмент, приспособление, подкладные лист и доска, разметка, шаблон, фальцовка, стека, булавка с колечком, наперсток, пяльцы, нити долевые и поперечные, шов «вперед иголку», бахрома; ткани хлопчатобумажная и льняная. Действия: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, переплетать, разминать, раскатывать, вытягивать, заглаживать, примазывать прижимать. Свойства: цвет, блеск, прозрачность, толщина, фактура поверхности (шероховатая, гладкая).

Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей сгибанием по шаблону.

Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)

Природные материалы (6 ч)

Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала.



Краткая характеристика операций сбора, обработки, хранения и использования природных материалов: собирать листья в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме, сушить листья под прессом; промывать семена, подсушивать; хранить материалы в бумажных конвертах и коробках; наклеивать композиции из природных материалов на основу из картона и пластилина; соединять объемные детали из природных материалов пластилином.

Инструменты и приспособления: ножницы, стека, кисточка для клея, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; составление композиций; соединение деталей пластилином, клеем; сборка изделия.

Варианты объектов труда: аппликации из листьев, декоративные композиции из семян и листьев, сказочные персонажи (Баба-Яга и т. п.).

Искусственные материалы Пластичные материалы (3 ч)

Пластилин, масса для моделирования. Выбор материала по его свойствам: пластичность, способность сохранять форму. Экономное расходование материала при лепке.

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.

Инструменты и приспособления: стека, подкладная доска.



Практические работы. Изготовление изделий из пластилина и массы для моделирования: формообразование деталей изделия и их соединение.

Варианты объектов труда: модели предметов живой природы (овощи, фрукты, животные), фишки для уроков математики.

Бумага (15 ч)

Виды бумаги и ее использование на уроках: цветная для аппликаций, калька, копировальная, писчая. Выбор бумаги по ее свойствам: цвет, блеск, прозрачность. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблонам, через копирку, кальку.

Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать (делать мятой поверхность бумаги), размачивать (размягчать); скатывать (свернуть в трубку или собрать в шарик); обрывать по краям (делать край неровным); складывать (делить на части); размечать по шаблону (обвести внешний контур предмета); размечать через копирку, кальку (снять копию с оригинала), резать (отделять от целого); гофрировать (делать ряд параллельных складок); переплетать (соединять способом щелевого замка).

Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, клей, фальцовка, шаблон, подкладной лист.

Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.



Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубочку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, плетеным узором.

Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, новогодние подвески, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, открытки, декоративные композиции.

Текстильные материалы (9 ч)

Общее понятие о ткани. Ткани растительного происхождения (хлопчатобумажная и льняная), их виды и использование. Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при разметке по выкройке деталей прямоугольной формы.

Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому, пришивать пуговицу с двумя отверстиями; способы выполнения ручного шва «вперед иголку».

Инструменты и приспособления: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечками, ножницы, наперсток.

Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение; декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.

Варианты объектов труда: декоративные салфетки, игольницы, аппликации, украшения.

Примечание. Содержание подразделов «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология изготовления изделий из различных материалов».

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:



  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • содержание труда людей ближайшего окружения;

  • область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;

  • область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.

Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:

  • осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;

  • составлять словесный план собственной трудовой деятельности;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;

  • создавать модели несложных объектов из природных материалов;

  • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • применения информации при решении различных задач;

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);

  • соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

  • создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;

  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

Программу обеспечивают:

Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

2 класс (34 ч)



Общетрудовые знания, умения и способы деятельности Трудовая деятельность в жизни человека. Современная техника: транспорт, используемый человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).

Содержание труда людей ближайшего окружения (2 ч). Распространенные виды профессий, связанных с воздушным и водным транспортом (с учетом региональных особенностей); трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае; сбор детьми природного материала для уроков.

Процесс труда. Рациональное размещение материалов и инструментов под руководством учителя; последовательное выполнение технологических операций под pyKOBOflcfBOM учителя и по операционной карте; соотнесение результатов деятельности с образцом под руководством учителя; соблюдение безопасных приемов труда при работе с ножницами, иглами, булавками с колечками; соблюдение правил личной гигиены.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. Анализ образца изделия и способов соединения деталей по вопросам учителя, учебника; коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделия по сборочной схеме; условные обозначения на схемах, чертежах. Понятия: схема, развертка, выкройка, чертеж, эскиз, линия чертежа, проект, конструктивный элемент, модель.

Использование измерений для решения практических задач. Разметка заготовок деталей сгибанием, по шаблону, по месту, на просвет с использованием копий, по клеткам и с помощью разметочных инструментов: линейки, карандаша; представление о развертке.

Первоначальные умения проектной деятельности (3 ч). Сбор и анализ информации о создаваемом изделии с помощью учителя; поиск и построение плана деятельности под руководством учителя; коллективный выбор лучшего варианта при участии учителя; определение последовательности изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи под руководством учителя; изготовление изделия под контролем учителя; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности при участии учителя.

Варианты проектов: модель бумажного змея, весенняя регата.


следующая страница>


Программа по технологии (135 ч)

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г г

449.54kb.

07 10 2014
3 стр.


135 наиболее ценных английских слов 2

А. В.( М.: Издательство нц энас, 2002) был составлен словарь 135 наиболее ценных английских слов, которые действительно дают ровно 50% статистики всех словоупотреблений. Без прочно

1183.07kb.

15 10 2014
16 стр.


Программа дисциплины Математические модели и компьютерные технологии

Программа дисциплины предназначена для магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»

212.45kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе

Ключевые слова: образование, информатизация, информационные технологии, коммуникационные технологии, средства обучения, деятельностный подход, формы обучения, метод проектов

309.26kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа "Здоровье". Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся на 2012-2016 г г

Целевая программа «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2010-2015 г.»

127.28kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «технологии инженерного проектирования» Цикл

Магистерская программа: Эффективные теплоэнергетические системы предприятий и жкх

214.95kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа темп (технологии малым предприятиям)

Сложившиеся предприятия с серьезными объемами реализации продукции (не менее десятков млн рублей в год), которые с целью существенного увеличения этих объемов приобретают лицензии

49.49kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»

«Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»по программе «Развитие творческого потенциала обучающихся на основе современны

99.22kb.

15 10 2014
1 стр.