Перейти на главную страницу
Рекомендуется для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
Анализ государства как экономического агента и его взаимоотношений с другими экономическими агентами требует изучения базовых понятий, теоретических концепций развития общественного сектора экономики в разных экономических школах и их аналитических инструментов. Экономическая деятельность государства рассматривается как результат выполнения им широкого спектра функций, связанных со спецификой рыночных отношений (в частности, с провалами рынка).
Материал курса обеспечивает знание общих принципов теории благосостояния и общественного выбора в приложении к основным направлениям экономической деятельности государства.
В программу введен ряд новых элементов, позволяющих учесть необходимость подготовки специалиста широкого профиля соответствующего уровню ведущих университетов страны и мира. Основная установка курса – показать самые разнообразные сферы приложения инструментов государственных финансов и экономической политики. В данном курсе решается в основном задача комплексного освоения проблем экономической деятельности государства, которое необходимо специалисту широкого профиля с высшим экономическим образованием. Это позволит, во-первых, анализировать реальные действия государства и процессы становления рыночных отношений в России под углом зрения современной теории и, во-вторых, самостоятельно осваивать специальную литературу.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Вид учебной работы |
Всего часов / зачетных единиц |
Семестры | |||
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Аудиторные занятия (всего) |
56 |
|
|
|
56 |
В том числе: |
- |
- |
- |
|
|
Лекции |
32 |
|
|
|
32 |
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
|
|
|
Семинары (С) |
24 |
|
|
|
24 |
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
84 |
|
|
|
84 |
В том числе: |
- |
- |
- |
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
|
|
|
Реферат |
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
84 |
|
|
|
84 |
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Контрольные работы Экзамен
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
144 |
|
|
|
144 |
4 |
|
|
|
|
Измерения в области общественного сектора. Тенденции изменения общественных расходов. Альтернативные объяснения роста государственного сектора. Закон Вагнера. Модели общественных расходов. Общественный сектор переходной экономики.
Общественные блага, их свойства. Внешние эффекты и их интернализация. Проблема безбилетника. Частное и общее равновесие в производстве общественных благ. Международное сотрудничество и глобальные общественные блага.
Альтернативные теории справедливости:
Либертаристский подход к понятию социальной справедливости – минимальное вмешательство государства в экономику.
Эгалитарный взгляд на справедливость распределения благ – уравнительное распределение доходов.
Роулсианский взгляд на справедливость распределения благ – распределение, соответствующее максимуму благосостояния наименее обеспеченного члена общества. Роулсианская функция общественного благосостояния.
Утилитаристский взгляд на справедливость распределения благ – распределение доходов, соответствующее максимуму общественного благосостояния, представленного суммой индивидуальных полезностей всех членов общества. Утилитаристская функция общественного благосостояния: распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства.
Оценка возможностей государства в достижении справедливости путем перераспределения с точки зрения альтернативных концепций справедливости.
Исключения из дилеммы равенство–эффективность как отражения многообразия экономических отношений.
Принцип второго лучшего. Экономика государства благосостояния: истоки и современные оценки.
Представительная демократия. Группы специальных интересов. Интенсивность предпочтений, обмен голосами, лоббирование. Ренто-ориентированное поведение. Неэффективность государства. Модель индуцированного спроса. Модель Нисканена. Теория политических деловых циклов. Модель электорального цикла.
Избыточное налоговое бремя и общее равновесие. Правило Корлетта-Хейга, масштабы чистых потерь.
Персональные и общественные выгоды налогообложения. Законные и незаконные способы уклонения от налогов. Отложенные выплаты налогов, налоговый арбитраж, налоговые убежища. Оптимальный уровень уклонения от налогов. Возможности выявления налоговых преступлений. Модель уклонения от налогов. Вопросы налогообложения при различных представлениях о функции общественного благосостояния. Уклонение от налогов как преступление. Величина возможных уклонений от налогов. Факторы, определяющие уклонение. Особенности уклонения от налогов в России.
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
1. |
Налоги и налогообложение |
1, 5-9 |
2. |
Социальная политика |
1, 2, 4, 10 |
3 |
Социальное страхование; пенсионное обеспечение |
1, 2, 4, 10 |
4 |
Система государственных финансов |
12, 13 |
5 |
Экономика отраслей социальной сферы (экономика образования; здравоохранения; культуры) |
1, 10, 11 |
6 |
Экономика науки, инновационная политика |
1, 10, 11 |
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
Всего часов |
1. |
Общественный сектор и общественные блага |
4 |
2 |
6 |
12 |
2. |
Перераспределение и эффективность |
2 |
|
6 |
8 |
3. |
Общественный выбор: коллективное принятие решений |
2 |
1 |
6 |
9 |
4. |
Общественный выбор: экономическая теория государства. |
2 |
1 |
6 |
9 |
5. |
Доходы государства |
1 |
|
4 |
5 |
6. |
Перемещение налогового бремени. Сфера действия налогов. |
2 |
4 |
8 |
14 |
7. |
Избыточное налоговое бремя |
2 |
1 |
8 |
11 |
8. |
Оптимальное налогообложение |
2 |
2 |
8 |
12 |
9. |
Современные проблемы налогообложения. |
1 |
2 |
8 |
11 |
10. |
Расходы государства |
2 |
2 |
8 |
12 |
11. |
Финансирование и производство товаров и услуг в общественном секторе. |
3 |
2 |
10 |
15 |
12. |
Оценка эффективности общественных расходов. |
3 |
2 |
8 |
13 |
13. |
Бюджетный федерализм |
6 |
4 |
20 |
30 |
|
|
32 |
24 |
106 |
162 |
В данном курсе не предусмотрен.
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение
В базовых курсах микро- и макроэкономики, которые изучаются до «Экономики общественного сектора», основной акцент делается на рассмотрение поведения экономических агентов в рамках рыночного механизма. Например, потребительский выбор на товарных рынках или поведение фирмы на конкурентном или монополизированном рынках (в микроэкономике); равновесие на рынках благ и денег, экономическая политика правительства для стабилизации циклических колебаний рыночной системы или стимулирования экономического роста (в макроэкономике). В этих курсах, однако, фактически не рассматривается, что происходит в нерыночном секторе экономики, как он организован, что определяет динамику его развития. В этом отношении курс «Экономика общественного сектора» является дополняющим к курсам «Микроэкономика» и «Макроэкономика», поскольку в нем изучается функционирование сектора экономики, где отсутствует ценовой механизм регулирования и важную роль играют другие способы управления и пути распределения ограниченных ресурсов.
Структура и содержание курса определяются как сформировавшимся за последние десятилетия типовым построением такого рода курсов, так и рядом специфических обстоятельств. Подготовка специалистов экономического профиля должна быть не сугубо теоретической, но иметь ярко выраженный синтетический и прикладной характер, вооружая будущих выпускников навыками, необходимыми не только для проведения экономических исследований, как таковых, но и для квалифицированного поиска, заказа, оценки и использования таких исследований при четком понимании как преимуществ, так и ограниченности экономических подходов к проблематике государственного управления. Курс «Экономика общественного сектора», по сути, играет роль моста между базовыми теоретико-экономическими дисциплинами и дисциплинами собственно прикладными, в том числе управленческими.
В силу указанных обстоятельств в курсе предполагается усиленное внимание к контексту применения понятийного аппарата и инструментария в управленческой практике. В данной связи сделаны, в частности, акценты на корректность оценок, в том числе сопоставительных, состояния общественного сектора и факторов его развития, соотношение исследовательских и экспертных подходов в экономическом анализе, перспективы и пределы использования зарубежного опыта и результатов моделирования, экономическую проблематику реализации исполнительной власти и функционирования государственных организаций, микроэкономические эффекты государственных воздействий на рыночные процессы, экономику взаимодействия государства со структурами гражданского общества и частно-государственное партнерство, вопросы экономического федерализма.
Приоритет отдается не столько усвоению моделей или фактического материала, как таковых, сколько выработке способности проецировать понятия и инструменты экономики общественного сектора на реалии социально-экономической политики и государственного управления. Отраслевая проблематика рассматривается в курсе выборочно, на актуальных примерах, иллюстрирующих применимость тех или иных подходов.
Курс предполагает как аудиторную работу (лекции и семинары), так и самостоятельную работу студентов.
На лекциях излагаются основные теоретические положения и концепции курса, дающие студентам информацию, соответствующую программе.
Задача семинарских занятий – развитие у студентов навыков по применению теоретических положений к решению практических проблем. С этой целью материалы для семинаров включают в себя счетные задачи и вопросы для обсуждения, ориентированные на усвоение теоретического материала и умение его использовать для решения практических задач. Отдельный вид работы на семинаре – подготовка доклада и его обсуждение в группе. В задачу докладчика входит сбор фактического материала по какой-либо прикладной проблеме общественного сектора, иллюстрирующей теоретические положения курса и дающей пример применения теоретических моделей к решению прикладных задач.
В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, изучение публикаций по актуальным экономическим проблемам, связанным с проблематикой общественного сектора, подготовка докладов к семинарам, написание курсовой работы.
Оценка знаний студентов выводится на основе суммы баллов за контрольные работы (по 20 баллов за каждую контрольную), за работу на семинарах (20 баллов) и за экзамен (40 баллов). Определение оценки за курс как представлено в таблице.
Количество баллов |
Оценка по десятибалльной шкале |
Оценка по пятибалльной шкале |
80 и более |
10 |
отлично |
73–79 |
9 |
отлично |
65–72 |
8 |
отлично |
56–64 |
7 |
хорошо |
48–55 |
6 |
хорошо |
41–47 |
5 |
удовлетворительно |
34–40 |
4 |
удовлетворительно |
23–33 |
3 |
неудовлетворительно |
12–22 |
2 |
неудовлетворительно |
0–11 |
1 |
неудовлетворительно |
Доход первого индивида w1 составляет 2500$ в год, доход второго индивида w2 равен 1100$ в год, w=w1+w2, y2 + g2 =w – производственные возможности общества; р1 – цена единицы частного блага, р2 – цена единицы общественного блага, причем,
р2=ар2+(1-а)р2, где параметр а характеризует предельную готовность платить за общественное благо.
Определите:
а) Оптимальный потребительский набор, который может быть произведен в обществе.
б) Равновесные цены р1 и р2.
с) Значение параметра а (т.е. определите равновесие Линдаля).
Задача 3 . Допустим, что граница возможных полезностей между двумя индивидами определена как: Ua+2Ub=200. Изобразите данную границу графически и ответьте на следующие вопросы:
а) Для максимизации максимаксной (ницшеанской) функции общественного благосостояния, какие значения на границе возможных полезностей должны принять Ua и Ub.
б) Если мы воспользуемся критерием Роулса, то при каких значениях Ua и Ub функция общественного благосостояния достигнет максимума?
Задача 4 . Группы индивидов (1,2,3,4,5,6) с численностью 6, 5, 4, 3 , 2 и 1 человек соответственно выбирают мэра города. Предпочтения индивидов представлены в следующей таблице:
Группа 1 (6 изб.)
|
Группа 2 (5 изб.)
|
Группа 3 (4 изб.)
|
Группа 4 (3 изб.)
|
Группа 5 (2 изб.)
|
Группа 6 (1 изб.)
|
В |
Б |
Б |
Г |
В |
Г |
А |
А |
А |
В |
Г |
В |
Б |
В |
В |
А |
Б |
Б |
Г |
Г |
Г |
Б |
А |
А |
А) проведении голосования по правилу относительного большинства;
Б) одобряющем голосовании с выбором двух кандидатов;
В) по правилу Борда?
бюро А: бюро B:
Ba=100Q-0,5Q2, 0 TCa=40Q+0,25Q2, 0 Определите для каждого бюро:
а) Парето-оптимальный объем деятельности; б) размер бюджета, которого будет добиваться бюро;
в) величину излишка. Сделайте выводы.
Предположим, что предпочтения пенсионера могут быть заданы функцией U = 3x+y, где x - потребление товаров и услуг, а y – число часов досуга. Блага стоят, в среднем, 5 франков за единицу х. Чтобы ухаживать за газоном соседа, пенсионеру требуется 10 часов в месяц. Примет ли пенсионер предложение своего соседа? Какова будет налоговая ставка? В каких случаях правительство предпочтет второй вариант субсидирования? Предположим, что правительство обеспокоено возможностью перепродажи индивидом части субсидируемого блага. Поэтому схема субсидирования меняется: если потребление Х не превышает 20 единиц, то субсидируется 40% цены, если потребление находится в интервале от 20 до 30 единиц, то субсидируется 20% от цены, если же потребление больше, то субсидия не выплачивается. Нарисуйте новое бюджетное ограничение и определите оптимум потребителя. Какие искажения возникают в данном случае?
Общественное жилье; добыча обогащенного урана для использования на атомных электростанциях; добыча гелия, используемого государством в военных целях; система контроля движения воздушного транспорта; Патентное агентство; тюрьмы; служба занятости; проведение программ социальной помощи; организация субсидий на питание. ________________ _______________________ __________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)в=200Q-0,5Q2, 0
в=40Q+0,25Q2, 0
Задача 6. Пенсионер получает пенсию в размере 2000 франков ежемесячно. Он уплачивает налог на доход в размере 200 франков. Ухаживая за газоном своего соседа, он может получать еще 100 франков в месяц. В этом случае уплачиваемый налог составит 215 франков. Пенсионный фонд для выплаты пенсии удерживал 60% валового дохода. Пенсионер раздумывает о принятии предложения своего соседа. Помогите ему подсчитать в исходной ситуации: среднюю налоговую ставку, предельную налоговую ставку, предельный налог, уплачиваемый им с дополнительного дохода.
Задача 7. Акцизы на сигареты и алкогольные напитки часто рассматриваются как регрессивные налоги, поскольку бедные люди тратят на них большую часть своего дохода, чем богатые. Как бы Вы оценили «степень регрессивности», если эти товары производятся:
на конкурентных рынках при неэластичном предложении;
на монополизированном рынке с линейной функцией спроса;
на монополизированном рынке с постоянной эластичностью спроса.
Задача 8 . Спрос на некоторый товар задан функцией Q=100 – P, а предложение: Q = -50+2P. Государство стремится собрать сумму налога равную 600 ден. ед. Какую ставку специфического налога на производителя должно установить государство? Какова в этом случае была бы ставка стоимостного налога? При ответе воспользуйтесь понятием эквивалентности налогов. Оцените распределение налогового бремени между покупателем и продавцом и величину избыточного налогового бремени.
Задача 9. Сравните пропорциональный налог на доход и линейный прогрессивный налог с позиций благосостояния индивида (его полезности) при условии, что эти налоги приносят одинаковую сумму в бюджет.
Задача 10. Функция полезности индивида задана как , где Х – количество потребляемых им продуктов питания (в натуральных единицах), а У – расходы на другие блага (в денежной форме). Доход индивида составляет 2000 руб. в месяц, а цена одной единицы блага X – 50 руб. Правительство решает поддержать бедных индивидов и субсидировать потребление продуктов питания. Определите новое потребление (Х и У), если
ежемесячно индивид получает бесплатно 20 единиц блага Х;
правительство оплачивает 1/3 от цены блага Х;
Какую субсидию предпочтет индивид? Приведите аналитическое и графическое решение.
Задача 11. Допустим, что областная администрация решает вопрос о том, какую систему обогрева – водяную или электрическую следует включить в проект реконструкции здания местной больницы. Коэффициент дисконтирования при анализе проектов принимается равным 10%. Срок службы водяной системы отопления 5 лет, дисконтированные текущие затраты по ее созданию и поддержанию в рабочем состоянии составляют 100 млн. руб. Срок службы электрической системы отопления больше и составляет 7 лет, но при этом выше и дисконтированные текущие затраты – 120 млн. руб. Какую систему обогрева Вы посоветуете установить в больнице?
Задача 12. Определите, какая организационная форма (частная фирма, государственное предприятие, государственное агентство) в наибольшей степени подходит для создания следующих благ. В каждом случае опишите проблему создания стимулов к эффективной деятельности и эффективную систему контроля.
Задача 13. Предположим, что в экономике имеется большое число семей с одинаковыми предпочтениями. Единственное локальное общественное благо может быть произведено с совокупными издержками T=1/2Q2. Спрос на данное общественное благо задан соотношением Q=100C1, где C «вклад» отдельной семьи в финансирование общественного блага. Определите оптимальный размер местного административно-территориального образования, если предельные издержки, связанные с перегруженностью (т.е. предельное снижение выгод резидентов при увеличении на единицу численности населения), для каждого из его резидентов равны MCcr =8N2/Q2, где N число жителей. Представьте решение графически. Проверьте, является ли равновесие устойчивым?
Разработчики:
________________ _______________________ __________________
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
Основная цель курса «Экономика общественного сектора» – ознакомление студентов с комплексом проблем общественного выбора и государственных финансов
18 12 2014
1 стр.
Рынок и государство. Причины существования и функционирования общественного сектора
18 12 2014
1 стр.
Минимума требований к освоению образовательной программы бакалавра направления подготовки «Экономика», утв. Приказом Минобрнауки РФ №747 от 21. 12. 2009 г
18 12 2014
1 стр.
Дисциплины «Экономика» во Втором поколении фгос впо «Природопользование»
18 12 2014
1 стр.
Управление и организация внешнеэкономической деятельности [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика» очной и заочной формы обу
25 09 2014
8 стр.
Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»
15 09 2014
1 стр.
«Финансы и кредит», 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 060800. 65 «Экономика и управление на предприятии»
15 09 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» на
14 12 2014
4 стр.