Перейти на главную страницу
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДЕНА
Советом ИФМИП Председатель___________Е. Ю. Булыгина «____ » _____________ 2011 г. Обсуждена на заседании кафедры журналистики Протокол № 1 от «17» сентября 2011 г. Зав.кафедрой___________О.Д.Олейникова
|
Специальность: 030601.65 «Журналистика»
Специализация: Средства массовой информации
Составитель: О.Д.Олейникова, канд. филос. наук, доцент
Новосибирск 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс «Философская антропология» является профилирующим в системе общепрофессиональных дисциплин специальности «Журналистика». Программа ориентирована на изучение проблем, связанных с формированием целостной картины человека: антропологических оснований психоанализа, антропологии коммуникации, антропологии пола, взаимодействия человека с окружающей реальностью. В рамках программы углубленно изучаются природа человека и основные экзистенциалы человеческого бытия: жизнь и смерть, свобода и ответственность, судьба и свобода воли, любовь, страх, желание.
Данная учебная дисциплина включает в свой состав лекционную, учебно-исследовательскую и художественно-практическую систему занятий с познавательно-деловыми и творческими играми, а также доклады и сообщения студентов.
Дисциплина изучается на очном отделении в третьем семестре. Студенты дневного отделения изучают дисциплину «Философская антропология» в течение 30 часов лекционных занятий, 10 часов практических занятий и завершается зачётом. Самостоятельная работа проводится в течение 20 часов.
Курс философской антропологии призван стать важным элементом профессиональной подготовки студентов. Наряду с формированием у студентов новых систем знания о человеке, данный курс призван объединить ранее полученные знания о человеке в некое единое целое.
Перед современной наукой встала задача - найти способы постижения целостностей как таковых, то есть сложных и сверхсложных саморазвивающихся и самоуправляемых, саморефлексирующихся систем. Одной из них, по-видимому, самой сложной системой является человек. М. Хайдеггер имел все основания заметить, что если мы в наши дни знаем о человеке неизмеримо больше, чем знали о нем в прошлом, то далось это дорогой ценой - утратой понимания того, что есть человек в целостной полноте его бытия.
Поэтому важнейшей целью курса философской антропологии является не столько разрушение прежнего образа человека, основой построения которого является принцип редукционизма, сколько создание образа человека, понимаемого как своеобразный микрокосм , который вступает в отношения равномощности с бытием. Хайдеггер подчеркивал, что такое понимание человека равнозначно выбору судьбы бытия.
Определение данной цели курса философской антропологии требует постановки и решения следующих задач:
- основной задачей курса является дальнейшее освоение студентами теоретико-методологического аппарата исследования антропологической проблемы;
- рассмотрение содержания основных исторических подходов в понимании человека, как в западной, так и в восточной философской мысли;
- осмысление многообразия форм бытия человека и их «измерения»;
- рассмотрение содержания принципа 'расширяющейся индивидуализации' и ее границ (Е.Н. Трубецкой, Тейяр де Шарден, А.П.Карсавин) и его значения в понимании человека;
- осмысление проблемы субъектности человека;
- раскрытие антропологического содержания свободы и смысла жизни человека;
- осмысление аксиологических проблем жизни и смерти человека;
- раскрытие содержания основных проблем бытия человека в мире культуры и цивилизации.
Выпускники, прослушавшие данный курс и успешно выполнившие весь объем работ при его изучении, сделают шаг к формированию целостности своего философского мировоззрения и своей профессиональной подготовке.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Наряду с другими учебными дисциплинами, философская антропология выступает важным элементом в профессиональной подготовке специалиста.
Всеобщий поворот к проблеме человека сопровождается стремлением к объединению и обобщению данных и идей, полученных в столь различных областях как искусство, философия, наука, религия. Получившая широкое признание идея комплексного изучения человека, предпринятые попытки объединения усилий естественных, технических и гуманитарных наук, всей системы научных методов оказались безуспешными.
Одной из причин этого положения является появление в науке новых отраслей научного познания человека, а это обычно ведет к возникновению новых концептуальных систем, к появлению новых научных языков, к дальнейшему разобщению дисциплин.
Однако наряду с этим в истории науки известны случаи появления новых наук, дающих обобщенное решение проблем, способствующих интеграции и генерализации усилий различных наук в решении фундаментальной проблемы.
Изложенные соображения подводят к заключению, что философская антропология сможет выполнить свою основную задачу - исследовать человека в единстве многообразных сторон его сущности, выполняя при этом интеграционную функцию систематизации знаний о человеке.
Высокий уровень знаний в области философской антропологии в наше время становится необходимым требованием к профессиональной подготовке специалиста.
По окончанию курса студенты должны:
- знать, как выглядит образ человека в зеркале философии и как она воспринимает мир сквозь призму представлений о человеке;
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость дисциплины |
60 |
3 |
Аудиторные занятия |
40 |
3 |
Лекции |
30 |
|
Практические занятия |
10 |
|
Лабораторные работы |
- |
|
Самостоятельная работа |
20 |
|
Вид итогового контроля |
зачёт |
3 |
№ п.п. |
Тема |
Аудит. |
СР |
3 семестр | |||
1. |
Тема 1. Образ человека в системе античного мировоззрения. |
2 |
1 |
2. |
Тема 2. Образ человека в концепциях средневековых философов. |
2 |
1 |
3. |
Тема 3. Образ человека в философии эпохи Возрождения. |
2 |
1 |
4. |
Тема 4. Образ человека в эпоху Нового Времени. |
2 |
1 |
5. |
Тема 5. Антропологическая проблема в русской философии. |
2 |
1 |
6. |
Тема 6. Развитие антропологической мысли в Китае. |
2 |
2 |
7. |
Тема 7. Проблема антропосоциогенеза в современной науке. |
2 |
2 |
8. |
Тема 8. Биосоциальная природа человека. |
2 |
2 |
9. |
Тема 9. Иррациональное в человеческом существовании. |
4 |
2 |
10. |
Тема 10. Проблема природы человека в экзистенциализме и западной философской антропологии. |
4 |
2 |
11. |
Тема 11. Марксистская философская антропология. |
4 |
2 |
12. |
Тема 12. Свобода и отчуждение. |
2 |
2 |
13. |
Тема 13. Смысл жизни человека. |
4 |
2 |
14. |
Тема 14. Проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Ценности человеческого существования. |
4 |
2 |
15. |
Тема 15. Проблема человека в структурализме и постмодернизме. |
4 |
2 |
|
Итого за семестр: |
40 |
20 |
Человек: душа и тело. Проблема свободы воли. Система ценностей в построении образа человека: Вера, Надежда, Любовь. Пространство и время как коренные формы ориентации человека в мире. Душа и сознание (Плотин, Ф. Аквинский), их роль в процессе становления и развития человека.
Натуралистическая антропология Нового Времени. Концепции человека французских материалистов. Программа социально-политического приспособления. Человек как политическое существо. Система ценностей человека и господство частного интереса в поведении человека. Общественный идеал Просвещения. Частный интерес и общая справедливость.
Человек в системе немецкой классической философии. Антропологический дуализм И. Канта, его категорический императив. 'Положительная' сила зла. Деятельность как верховный принцип. Достоинство человека. Человек как субъект духовной деятельности и носитель всеобщего духа и разума. Свобода и назначение человека.
Антропологический принцип Л.Фейербаха и основные положения его концепции человека.
Маркс о человеке. Человек как субъект истории. Социальность человека. Основы человеческой субъективности. Отчуждение и его упразднение.
Тема 5. Антропологическая проблема в русской философии.
Два основных направления исследования человека в русской философии: материалистическое и духовно-религиозное.
Антропологический принцип Н.Г. Чернышевского. Природно-монистическая сущность человека и его социальные аспекты существования. Личность и социальная среда. Проблема гуманизма и насилия.
Духовно-религиозное направление. Человек: его душа и тело в философии Н.А. Бердяева. Место человека в мире, трагичность его судьбы. Концепция богочеловеческтва В.С. Соловьева. Работа С.Л. Франка «Реальность и человек». Ценности человека в русской философии как основа его существования.
Тема 6. Развитие антропологической мысли в Китае.
Китайская философия о срединном положении человека в мире и идея круговорота времени. Добрая и злая природа человека. Даосизм о природе человека и природе Вселенной. Свобода и спонтанность развития прирожденных внутренних качеств человека.
Конфуцианство о нераздельности нравственных и физических законов. Поведение человека и миропорядок. Конфуцианство о ценностях человека. Этика и ритуал.
Антропологизм как целостная парадигма китайской культуры, ее основные проблемы и их решение.
Буддийская модель человека, ее основные положения. Человеческое бытие как страдание. Путь избавления от страданий. Четыре благородные истины.
Учение о человеке Кришнамурти. Природа человека и его место в мире. Система ценностей человека: прекрасное, свобода, порядок. Любовь без выбора и предпочтений - как путь к избавлению человечества от страхов и страданий.
Вопросы взаимосвязи тела и души, телесного и духовного в философии Шри Ауробиндо.
Понимание природы человека в современной буржуазной философии (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше). Человек как «воплощенный половой инстинкт». Человек и сверхчеловек.
Т. Лессинг. Тело, душа, дух абстрактная и конкретная природа человека. «Дух эпохи» как система смыслов, установок, норм, идеалов.
Тема 9. Иррациональное в человеческом существовании.
З.Фрейд: новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека, их влияние на его поведение. Онтогенез есть повторение филогенеза - как предпосылка фрейдистской антропологии. Сфера любви, созидания и сфера распада, смерти.
А. Адлер: чувство коллективности и замена бессознательной сексуальности «стилем жизни» и «стремлением к власти».
К.Г. Юнг. Его учение об архетипах культуры и «коллективном бессознательном», которое понимается как отраженный в зеркале психический мир, как сознание, имеющее миллионы лет. Теория менталитета.
Постфрейдистская мысль (Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан). Критика неофрейдистами ряда основополающих идей Фрейда. Фромм о развитии социально-критических мотивов психоанализа. Фрейдизм и марксизм: Фромм об их взаимодополнительности. К. Хорни: критика биологической природы бессознательного. Главное понятие – «основной страх», невротические потребности и социальные антагонизмы как причина неврозов.
Тема 10. Проблема природы человека в экзистенциализме и западной философской антропологии.
Учение К.Ясперса о человеке. Человек как природное существо и как часть общественного бытия. Экзистенция и свобода, пограничная ситуация. Одиночество человека в концепциях Ж.П. Сартра и А. Камю. Феноменологическая редукция М. Мерло-Понти.
Философская антропология как учение о человеке с точки зрения самого бытия человека, особым образом созидающего и воплощающее в себе весь мир. М.Шелер: Его учение о пяти идеальных типов философского самовосприятия человека и как попытке уловить субстанцию человечности.
Х. Плеснер и его методологические установки построения антропологии. Человек как бесконечное самоизменение.
А.Гелен о человеке как взаимосвязи субъективных и объективных необходимых условий жизни. Три инстинкта выживаемости и биологические механизмы поведения человека. Неспециализированность человека и ее компенсация.
Уровневая целостность человека. Взаимодействие уровней и их характеристика. Синергетический подход к проблеме человека.
Понятие свободы. Основные признаки свободы, попытки построения системных моделей свободы (К. Маркс, Н.А. Бердяев, Э. Фромм, П.Д. Успенский, М.М. Бахтин, Н. Макиавелли).
Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.П. Сартр: Свобода как внутреннее состояние человека, 'заброшенность в свободу. Свобода как сущность человека. Свобода как выбор. Критерии выбора. Свобода, игра и творчество. Подходы Ф.Кликса и М.М Бахтина. Свобода и ответственность.
А. Камю: свобода и права человека. Трагизм бытия человека в современном мире.
Нравственные учителя человечества (Сократ, Эпикур, Христос, Будда, И.Кант, Лев Толстой, А. Швейцер) об основных ценностях человеческого существования. Биоэтика и ее основные принципы. К.Лоренц о восьми смертных грехах цивилизации.
Р.Барт: Язык как возможность понимания, как социальные установления и системазначимостей, коллективный договор, обеспечивающий коммуникацию. Взаимодействие индивидуального и коллективного. Письмо как опредметивщаяся идеологическая сетка.
М.Фуко и его «археология знаний» как теория изучения дискурсов и эписистем. Три эписистемы М.Фуко. Труд, жизнь, язык и их характеристика.
Постструктурализм. Концепция человека У.Эко, Ж. Дерриды.
Гуревич, П. С. Философская антропология : учебное пособие для вузов : доп. М-вом образования РФ / П. С. Гуревич. - 2-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2010. - 607 с. .
Горбачев, В. Г. Философская антропология : движение к своему статусу в советской и постсоветской философии / В. Г. Горбачев. - Москва : Либроком, 2011. - 320 с.
Спектр антропологических учений [Электронный ресурс] / отв. ред. П. С. Гуревич. - Москва : ИФ РАН, 2006. - 215 с.
Бучило, Н. Ф. Философия : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков ; Моск. гос. юрид. акад.. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2010. - 480 с.
Столяренко, В. Е. Антропология - системная наука о человеке : учебное пособие для вузов : рек. Акад. гуманитарных наук РФ / В. Е. Столяренко, Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 384 с.
Шеманов, А. Ю. Самоиндентификация человека и культура : монография / А. Ю. Шеманов ; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии. - Москва : Академический Проект, 2007. - 479 с.
Тарасов, Б. Н. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе / Б. Н. Тарасов. - Москва : Кругъ, 2008. - 936 с.
Новейший философский словарь / [сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов]. - 3-е изд., испр. - Минск : Книжный Дом, 2003. - 1280 с.
Вальверде, Карлос. Философская антропология = Antropologia filosofica / Caplos Valverde / Карлос Вальверде ; пер. с исп. Г. Вдовиной ; науч. ред. Е. Гейнрихс. - Москва : Христианская Россия, 2000. - 412 с.
Лисеев,И.К. Философия. Биология. Культура : работы разных лет / И. К. Лисеев ; Ин-т философии РАН. - Москва : ИФРАН, 2011. - 315 с.
Вульф, Кристоф. Антропология : история, культура, философия / К. Вульф ; СПб ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 280 с.
Бережной, Н. М.
Проблема человека в трудах К. Маркса / Н. М. Бережной. - Москва : Высшая школа, 1981. - 111 с.
Лобок, А. М. Антропология мифа / А. М. Лобок. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. - 688 с. |
|
|
Франк, С. Л. Реальность и человек : Метафизика человеческого бытия / С. Л. Франк. - Москва : АСТ : Хранитель, 2007. - 382 с. - (Философия. Психология). - ISBN 5-17-040411-5 ( Смирнов, И. П. Человек человеку - философ = Homo homini Philosophus... / И. П. Смирнов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. - 284 с. Человек. Наука. Гуманизм : к 80-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова : [сборник] / отв. ред. А. А. Гусейнов ; ред.-сост. Г. Л. Белкина ; Ин-т истории РАН. - Москва : Наука, 2009. - 800 с. Богословский, М. М. Душа человеческая : мифологические, религиозные и современные псевдонаучные представления / М. М. Богословский, И. В. Князькин. - Санкт-Петербург : Балтика, 2004. - 318 с. Антропологический синтез: религия, философия, образование / сост. А. А. Корольков, В. И. Стрельченко ; Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург : РХГИ, 2001. - 352 с. |
Философские науки –Выходит 6 раз в год.
В рамках программы углубленно изучаются природа человека и основные экзистенциалы человеческого бытия: жизнь и смерть, свобода и ответственность, судьба и свобода воли, любовь, стр
18 12 2014
1 стр.
Специальность 09. 00. 13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры
14 12 2014
3 стр.
17 12 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
Допущено умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению 030600 "Журналистика" и специальности 030601
01 10 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций» аспирантам очной и заочной формы обучения специальности 030602 – Связи с
02 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.