Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

____________________________________________________________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ____ИСТ___________

наименование факультета

__________________Кораблин М.А.____

подпись, Фамилия И.О.

«31» августа 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебной дисциплине

Журналистика в системе массовых коммуникаций




наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное)



Направление подготовки




Специальность

Специализация

код и наименование специальности по Классификатору специальностей высшего профессионального образования


Факультет







наименование факультета



Кафедра







наименование кафедры



Курс




семестр











Форма обучения

очная




очная (заочная) - полная (сокращенная, ускоренная)



Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры СО

Протокол № 1 от «31» августа 2011 г.


Заведующий кафедрой ____СО______

наименование кафедры

_______________Андронова И.В.____

подпись, Фамилия И.О.

«31» августа 2011 г.
Самара

2011

Рабочая программа дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций»

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций» аспирантам очной и заочной формы обучения специальности 030602 – Связи с общественностью на ___ курсе в ____ семестре.

Рабочая программа дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций» составлена в соответствии с решением Ученого Совета ГОУВПО ПГУТИ

Протокол № _____ от « ___ » _________ 20___ г.



Программу составил
Доцент каф. СО канд. филол. наук Г.А. Доброзракова

должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество


«31» августа 2011 г.
Рецензент
Д.ф.н., профессор Т.В. Филатов

______________ __________________ ______________ _________________

должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество
«31» августа 2011 г.


  1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Журналистика в системе массовых коммуникаций» преследует цель в систематическом виде ознакомить слушателей с основными проблемами журналистики в качестве общественного и политического института, местом журналистики в системе массовой коммуникации и подготовить аспирантов к сдаче экзамена кандидатского минимума.

В курсе изучаются 4 раздела: «Массовые коммуникации в информационном обществе», «Журналистика в системе информационной политики», «Современная периодическая печать» и «Телерадиожурналистика».

Задачи курса «Журналистика в системе массовых коммуникаций»:

- изучение основных положений в области теории журналистики как общественного и политического института;


- изучение основополагающих норм правового и морально-этического регулирования деятельности журналиста;

- знакомство с практикой работы печатной прессы, радио, телевидения;

- овладение основными технологиями журналистской деятельности.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Аспирант, изучивший курс «Журналистика в системе массовых коммуникаций», должен:




  • усвоить основные положения в области теории журналистики как общественного и политического института;

  • иметь представление о месте журналистики в системе массовой коммуникации;

  • знать историю развития и современное состояние СМИ;

  • знать правовые основы деятельности СМИ в России;

  • усвоить профессиональные правила и нормы журналистской этики;

  • уметь использовать теорию и методику журналистского мастерства;

  • представлять особенности функционирования периодической печати, радио и телевидения;

  • иметь навыки владения основами менеджмента СМИ.




  1. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина относится к циклу (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных, дисциплин специализации) дисциплин и (федеральному, национально-региональному, элективному или факультативному) компоненту основной образовательной программы (ООП).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:







Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин

4. Организационно-методические данные дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

семестра










Общая трудоемкость дисциплины

72

72







Аудиторные занятия (Ауд)

36

36







Лекции (ЛК)

18

18







Практические занятия (ПЗ)

18

18







Семинары (Сем)













Лабораторные работы (ЛР)













Самостоятельная работа (СР)

36

36







Курсовой проект (работа) – (КП, КР)













Контрольное задание – (КЗ)













Расчетно-графическая работа (РГР)













Реферат (Реф)













Другие виды самостоятельной работы













Самоподготовка (Сам)

(самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)















Вид итогового контроля

(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

Экз.

Экз.








5. Содержание дисциплины
5.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий





раздела

Наименование разделов и их содержание

Количество часов

Внеауд. работа

СР

Всего

Аудиторная

работа


ЛК

ПЗ

ЛР

1

2


3

4

5

6

7

I.

Массовые коммуникации в информационном обществе

22

6

4




12

1.

Понятие массовой коммуникации. Определение массовой коммуникации как процесса взаимодействия субъектов на основе обмена информацией. Массовая коммуникация как система средств связи. Массовая коммуникация и обратная связь.

3

2

-




1

2.

Информационные потоки: источники, субъекты формирования. Структурирование информационных потоков.

3

2

-




1

3.

Критерии эффективности массовой коммуникации. «Спираль молчания»; теории информационного дефицита.

4

2

-




2

4.

Особенности антикризисного информационного реагирования и восприятия информации в условиях кризиса. Понятие кризисной, экстремальной ситуации, ее разновидности. Конфликтная ситуация. «Тлеющий конфликт». Разработка коммуникационной стратегии в условиях кризиса. Выявление целевых аудиторий в условиях кризисной ситуации. Особенности взаимодействия со средствами массовой информации в ситуации кризиса.

3

-

1




2

5.

Роль средств массовой информации в формировании современного экономического сознания и экономической психологии.

3

-

1




2

6.

Специфика информационного противоборства. Особенности информационных войн конца ХХ века. СМИ как инструмент и поле информационного противоборства. Характеристика деятельности российских СМИ в контексте информационной экспансии.

3

-

1




2

7.

Манипулятивная функция СМИ: природа, целевые установки, методы реализации. Коммуникативное пространство и его организация (символическая, визуальная, событийная, мифологическая, коммуникативная). Факторы и условия для социального управления манипулятивными технологиями.

3

-

1




2

II.

Журналистика в системе информационной политики

16

6

2




8

1.

Журналистика как особый социальный институт общества. Истоки журналистики и динамика ее исторического развития. Характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации. Журналистика и СМИ. Журналистская деятельность в системе информационно-политических отношений в обществе. Информационные процессы, массовое сознание и социальная психика как объекты журналистского воздействия.

4

2

-




2

2.

Новая журналистика ХХI века и новые методы исследования, анализа и прогноза массовых информационных процессов. Система СМИ, особенности каналов массовой информации, их взаимодействие и взаимовлияние.

4

-

2




2

3.

Понятие «информационная сфера (инфосфера)». Основные философские и научные подходы к определению. Структура, уровни, связи основных компонентов инфосферы. Место и роль СМИ и МК в формировании информационной сферы. Закономерности функционирования и развития информационной сферы. Информация как гносеологическая, социологическая, аксиологическая категория. Информация как субстанция информационной сферы. Особенности журналистской информации. Понятие «информационное поле». Социологические, политологические, социально-психологические механизмы и факторы формирования целостного информационного пространства России. Понятие, структура, уровни, свойства информационного пространства. Технологии, методы, практические меры и перспективы формирования информационного пространства России.

4

2

-




2

4.

Структура социально-психологического портрета личности журналиста: центральные и периферийные характеристики, динамика эволюции. Сравнительный анализ социально-психологических портретов журналиста эпох «застоя», перестройки, либеральных реформ, дефолта. Особенности мотивационного профиля современного российского журналиста. Экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста. Типы журналистских профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста.

4

2

-




2

III.

Современная периодическая печать

16

2

6




8

1.

Типология газетной и журнальной прессы и тенденции ее развития.

4

-

2




2

2.

Система жанров российской печати: традиции и видоизменение в современной прессе. Публицистика, публицистичность и публицистические жанры. Документализм, объективность и творческая свобода в журналистском отражении действительности.

4

2

-




2

3.

Отображение и разрешение конфликтных ситуаций в печати. Культура полемики в журналистике Художественно-эстетическое влияние прессы на общество. Сатирические и юмористические средства публицистики.

4

-

2




2

4.

Медиаменеджмент: сущность и главные направления.

4

-

2




2

IV.

Телерадиожурналистика

18

4

6




8

1.

Основные этапы развития отечественной телерадиожурналистики.

4

-

2




2

2.

Жанровая характеристика теле- и радиовещания. Система жанров телерадиожурналистики.

6

2

2




2

3.

Прямое вещание на радио и телевидении: организация и методика.

4

-

2




2

4.

Новые технологии телерадиовещания (спутниковое и кабельное телевидение, интернет, цифровое телевидение и др.) и их влияние на практику телевидения и радио. Современные тенденции развития телерадиожурналистики.

4

2

-




2




Итого за семестр:

72

18

18




36




Всего за весь курс:

72

18

18




36


6. Тематический план изучения дисциплины
6.1 Лабораторные работы
Не предусмотрены
6.2 Практические (семинарские) занятия





занятия

№№

семестров и разделов

курса

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1.

/1

Особенности антикризисного информационного реагирования и восприятия информации в условиях кризиса.

1

2.

/1

Роль средств массовой информации в формировании современного экономического сознания и экономической психологии.

1

3.

/1

Специфика информационного противоборства.

1

4.

/1

Манипулятивная функция СМИ: природа, целевые установки, методы реализации

1

5.

/2

Новая журналистика ХХI века и новые методы исследования, анализа и прогноза массовых информационных процессов

2

6.

/3

Типология газетной и журнальной прессы и тенденции ее развития

2

7.

/3

Отображение и разрешение конфликтных ситуаций в печати

2

8.

/3

Медиаменеджмент: сущность и главные направления.

2

9.

/4

Основные этапы развития отечественной телерадиожурналистики

2

10.

/4

Жанровая характеристика теле- и радиовещания

2

11.

/4

Прямое вещание на радио и телевидении: организация и методика.

2


6.3 Курсовой проект (работа), контрольное задание.
Не предусмотрены
6.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины


раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

1

2

2.

Свобода печати и ответственность журналиста.

2.

Правовое и этическое регулирование журналистской практики.

2.

Роль прессы в общественной жизни России 1990-х годов.

2.

Тенденции развития российской журналистики в постсоветский период.

4.

Типология и классификация современных электронных СМИ.

4.

Выразительные средства теле- и радиожурналистики.

4.

Персонификация информации на радио и телевидении.



7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Рекомендуемая литература

7.1.1 Основная литература 
1. Ворошилов В.В. Журналистика. - М., 2009.

2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. - М., 2009.

3. Мельник Г.С. Методы журналистики: Учеб. пособие. - СПб., 2008.

4. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2011.



7.1.2 Дополнительная литература


  1. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. - М., 2009.

  2. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Деловая журналистика: Учеб. пособие. - СПб., 2010.

  3. Ворошилов В.В. Современная пресс-служба. – М., 2009.

  4. Вулф Т. Новая журналистика и антология новой журналистики. – М., 2008.

  5. Гнетнев А.И. Современная пресс-служба. – М., 2010.

  6. Зупарова Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации. - М., 2008.

  7. Ермилов А. Живой репортаж. Профессиональные советы тележурналиста. – М., 2010.

  8. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для ВУЗов. – СПб., 2011.

  9. Константинов А.Д. Журналистское расследование. – М., 2010.

  10. 22. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. – М., 2011.

  11. Мориш Дж. Издание журнала. От идеи до воплощения. – М., 2008.

  12. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800 – 1929 гг. – М., 2010.

  13. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М., 2010.Яременко Н.Н. Как стать радиожурналистом. Работа на радио в вопросах и ответах. – М., 2011.


7.1.3.Электронные ресурсы

  1. https://runet.puler.ru/smi.htm - Рейтинг сайтов СМИ в рунете

  2. https://www.smi.ru/sources/ - Каталог российских СМИ

  3. https://www.journfest.ru/ - Сайт Международного фестиваля «Профессия Журналист»

  4. https://www.domjour.ru/ - Информационный сайт Союза журналистов России

  5. https://journ-port.ru/ - Студенческий информационный портал журналистики

  6. https://www.fapmc.ru/ - Сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

  7. https://www.rsoc.ru/ - Сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

  8. https://www.sjrs.ru/ - Сайт Союза журналистов России (Самара)

  9. https://www.ruj.ru/ - Сайт Союза журналистов России


7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
7.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий

1) Методические указания к лабораторным занятиям

(перечень методичек)

2) Методические указания к практическим занятиям и курсовому проекту

(перечень методичек)
Не предусмотрены
7.2.2 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий

1) Программное обеспечение для выполнения лабораторных работ

(перечень программ)

2) Программное обеспечение для выполнения курсового проекта

(перечень программ)

Не требуется


7.2.3 Контрольные вопросы для самопроверки
Раздел 1. Массовые коммуникации в информационном обществе




  1. Определение массовой коммуникации как процесса взаимодействия субъектов на основе обмена информацией.

  2. Массовая коммуникация как система средств связи.

  3. Массовая коммуникация и обратная связь.

  4. Структурирование информационных потоков.

  5. Теории массовой коммуникации и концепции прессы.

  6. Понятие кризисной, экстремальной ситуации, ее разновидности.

  7. Разработка коммуникационной стратегии в условиях кризиса.

  8. Выявление целевых аудиторий в условиях кризисной ситуации.

  9. Особенности взаимодействия со средствами массовой информации в ситуации кризиса.

  10. Роль средств массовой информации в формировании современного экономического сознания и экономической психологии.

  11. Особенности информационных войн конца ХХ века. СМИ как инструмент и поле информационного противоборства.

  12. Характеристика деятельности российских СМИ в контексте информационной экспансии

  13. Коммуникативное пространство и его организация (символическая, визуальная, событийная, мифологическая, коммуникативная).

  14. Факторы и условия для социального управления манипулятивными технологиями.


Раздел 2. Журналистика в системе информационной политики


  1. Истоки журналистики и динамика ее исторического развития.

  2. Характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации.

  3. Журналистика и СМИ.

  4. Журналистская деятельность в системе информационно-политических отношений в обществе.

  5. Информационные процессы, массовое сознание и социальная психика как объекты журналистского воздействия.

  6. Новая журналистика ХХI века и новые методы исследования, анализа и прогноза массовых информационных процессов.

  7. Понятие «информационная сфера (инфосфера)».

  8. Место и роль СМИ и МК в формировании информационной сферы.

  9. Закономерности функционирования и развития информационной сферы.

  10. Информация как гносеологическая, социологическая, аксиологическая категория.

  11. Особенности журналистской информации.

  12. Понятие «информационное поле».

  13. Социологические, политологические, социально-психологические механизмы и факторы формирования целостного информационного пространства России.

  14. Понятие, структура, уровни, свойства информационного пространства.

  15. Технологии, методы, практические меры и перспективы формирования информационного пространства России.

  16. Сравнительный анализ социально-психологических портретов журналиста эпох «застоя», перестройки, либеральных реформ, дефолта.

  17. Особенности мотивационного профиля современного российского журналиста.

  18. Экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста.

  19. Типы журналистских профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста.

  20. Роль прессы в общественной жизни России 1990-х годов.

  21. Свобода печати и ответственность журналиста.

  22. Правовое и этическое регулирование журналистской практики.

  23. Тенденции развития российской журналистики в постсоветский период.



Раздел 3. Современная периодическая печать


  1. Типология газетной и журнальной прессы и тенденции ее развития.

  2. Система жанров российской печати: традиции и видоизменение в современной прессе.

  3. Публицистика, публицистичность и публицистические жанры.

  4. Документализм, объективность и творческая свобода в журналистском отражении действительности.

  5. Отображение и разрешение конфликтных ситуаций в печати.

  6. Культура полемики в журналистике.

  7. Художественно-эстетическое влияние прессы на общество.

  8. Сатирические и юмористические средства публицистики.

  9. Медиаменеджмент: сущность и главные направления.


Раздел 4. Телерадиожурналистика


  1. Типология и классификация современных электронных СМИ.

  2. Основные этапы развития отечественной радиожурналистики.

  3. Основные этапы развития отечественной тележурналистики.

  4. Система жанров радиожурналистики.

  5. Система жанров тележурналистики.

  6. Прямое вещание на радио: организация и методика.

  7. Выразительные средства теле- и радиожурналистики.

  8. Персонификация информации на радио и телевидении.

  9. Прямое вещание на телевидении: организация и методика.

  10. Спутниковое телевидение.

  11. Кабельное телевидение.

  12. Интернет.

  13. Цифровое телевидение.

  14. Современные тенденции развития телерадиожурналистики.



7.2.4 Критерии оценки знаний, умений и навыков
Итоговыми формами контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является кандидатский экзамен.

Экзамен проводится по билетам, которые включают 3 теоретических вопроса.

Оценка знаний аспирантов производится по следующим критериям:

- оценка «отлично» - аспирант владеет системой знаний по дисциплине «Журналистика в системе массовых коммуникаций»; усвоил основные теоретические понятия; обстоятельно, с достаточной полнотой излагает материал; ответ логичный, содержит примеры, иллюстрирующие сущность рассматриваемых явлений; не содержит фактических ошибок и ошибок в определении научных понятий и теоретических положений;

- оценка «хорошо» - аспирант дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

- оценка «удовлетворительно» - аспирант обнаруживает знание и понимание основных положений дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций», но излагает фактический материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий.

- оценка «неудовлетворительно» - аспирант не владеет системой знаний по дисциплине «Журналистика в системе массовых коммуникаций»; ответ неполный, непоследовательный, содержит грубые ошибки в определении научных понятий и теоретических положений, отсутствуют примеры, иллюстрирующие сущность рассматриваемых явлений, отсутствует логика изложения.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1 Учебно-лабораторное оборудование

Не требуется



8.2 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов

Не требуются


9. ЛИСТ согласования рабочей программы с другими дисциплинами на 2011 /2012 учебный год
Направление подготовки: ___________________________________________

Шифр и наименование



Специальность: ___________________________________________

Шифр и наименование



Специализация: ___________________________________________

Шифр и наименование



Дисциплина: ___________________________________________
Форма обучения: ___________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)



Учебный год ____________
Рекомендована заседанием кафедры ____________________________________

наименование кафедры

протокол № ___ от «___» __________ 20__г.

Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_________________ ___________ ______________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

_________________ ___________ ______________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата
_________________ ___________ ______________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата



СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата


Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии по специальности ________________________

шифр наименование

_________________ ___________ ______________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата


Начальник УОУП

___________ ______________ _________



подпись расшифровка подписи дата


Рабочая программа по учебной дисциплине Журналистика в системе массовых коммуникаций

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций» аспирантам очной и заочной формы обучения специальности 030602 – Связи с

274.62kb.

02 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины физика для подготовки бакалавров по программе

Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства») и примерной учебной программы по ди

353.86kb.

18 12 2014
5 стр.


Научно-теоретический и практический журнал для ученых и специалистов

Журнал зарегистрирован в Управлении регистрации и лицензионной работы в сфере массовых коммуникаций Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых к

44.72kb.

10 09 2014
1 стр.


Рабочая программа по учебной дисциплине Сетевая экономика

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» на

650.79kb.

14 12 2014
4 стр.


Рабочая программа учебной радиостудии «Радио Бонч» Санкт-Петербург

Рабочая программа учебной радиостудии «Радио Бонч» – специальный курс, подготовленный для студентов спбгут им проф. М. А. Бонч-Бруевича, предназначенный для обучения слушателей осн

72.32kb.

17 12 2014
1 стр.


Представлен в цик россии Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

182.2kb.

04 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.