Перейти на главную страницу
____________________________________________________________________________
Декан факультета ____ИСТ___________
наименование факультета
__________________Кораблин М.А.____
подпись, Фамилия И.О.
«31» августа 2011 г.
по учебной дисциплине |
Журналистика в системе массовых коммуникаций | ||||
|
наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное) | ||||
Направление подготовки |
| ||||
Специальность Специализация |
код и наименование специальности по Классификатору специальностей высшего профессионального образования | ||||
Факультет |
| ||||
|
наименование факультета | ||||
Кафедра |
| ||||
|
наименование кафедры | ||||
Курс |
|
семестр |
|
| |
|
| ||||
Форма обучения |
очная | ||||
|
очная (заочная) - полная (сокращенная, ускоренная) |
Протокол № 1 от «31» августа 2011 г.
наименование кафедры
_______________Андронова И.В.____
подпись, Фамилия И.О.
«31» августа 2011 г.
Самара
2011
Рабочая программа дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций» аспирантам очной и заочной формы обучения специальности 030602 – Связи с общественностью на ___ курсе в ____ семестре.
Рабочая программа дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций» составлена в соответствии с решением Ученого Совета ГОУВПО ПГУТИ
Протокол № _____ от « ___ » _________ 20___ г.
должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество
______________ __________________ ______________ _________________
должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество
«31» августа 2011 г.
Учебная дисциплина «Журналистика в системе массовых коммуникаций» преследует цель в систематическом виде ознакомить слушателей с основными проблемами журналистики в качестве общественного и политического института, местом журналистики в системе массовой коммуникации и подготовить аспирантов к сдаче экзамена кандидатского минимума.
В курсе изучаются 4 раздела: «Массовые коммуникации в информационном обществе», «Журналистика в системе информационной политики», «Современная периодическая печать» и «Телерадиожурналистика».
- знакомство с практикой работы печатной прессы, радио, телевидения;
- овладение основными технологиями журналистской деятельности.
Аспирант, изучивший курс «Журналистика в системе массовых коммуникаций», должен:
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Вид учебной работы |
Всего часов |
№ семестра | ||
|
|
| ||
Общая трудоемкость дисциплины |
72 |
72 |
|
|
Аудиторные занятия (Ауд) |
36 |
36 |
|
|
Лекции (ЛК) |
18 |
18 |
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
18 |
18 |
|
|
Семинары (Сем) |
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
Самостоятельная работа (СР) |
36 |
36 |
|
|
Курсовой проект (работа) – (КП, КР) |
|
|
|
|
Контрольное задание – (КЗ) |
|
|
|
|
Расчетно-графическая работа (РГР) |
|
|
|
|
Реферат (Реф) |
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
Самоподготовка (Сам) (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) |
|
|
|
|
Вид итогового контроля (экзамен, зачет, дифференцированный зачет) |
Экз. |
Экз. |
|
|
№ раздела |
Наименование разделов и их содержание |
Количество часов |
Внеауд. работа СР | |||
Всего |
Аудиторная работа
| |||||
ЛК |
ПЗ |
ЛР | ||||
1 |
2
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. |
Массовые коммуникации в информационном обществе |
22 |
6 |
4 |
|
12 |
1. |
Понятие массовой коммуникации. Определение массовой коммуникации как процесса взаимодействия субъектов на основе обмена информацией. Массовая коммуникация как система средств связи. Массовая коммуникация и обратная связь. |
3 |
2 |
- |
|
1 |
2. |
Информационные потоки: источники, субъекты формирования. Структурирование информационных потоков. |
3 |
2 |
- |
|
1 |
3. |
Критерии эффективности массовой коммуникации. «Спираль молчания»; теории информационного дефицита. |
4 |
2 |
- |
|
2 |
4. |
Особенности антикризисного информационного реагирования и восприятия информации в условиях кризиса. Понятие кризисной, экстремальной ситуации, ее разновидности. Конфликтная ситуация. «Тлеющий конфликт». Разработка коммуникационной стратегии в условиях кризиса. Выявление целевых аудиторий в условиях кризисной ситуации. Особенности взаимодействия со средствами массовой информации в ситуации кризиса. |
3 |
- |
1 |
|
2 |
5. |
Роль средств массовой информации в формировании современного экономического сознания и экономической психологии. |
3 |
- |
1 |
|
2 |
6. |
Специфика информационного противоборства. Особенности информационных войн конца ХХ века. СМИ как инструмент и поле информационного противоборства. Характеристика деятельности российских СМИ в контексте информационной экспансии. |
3 |
- |
1 |
|
2 |
7. |
Манипулятивная функция СМИ: природа, целевые установки, методы реализации. Коммуникативное пространство и его организация (символическая, визуальная, событийная, мифологическая, коммуникативная). Факторы и условия для социального управления манипулятивными технологиями. |
3 |
- |
1 |
|
2 |
II. |
Журналистика в системе информационной политики |
16 |
6 |
2 |
|
8 |
1. |
Журналистика как особый социальный институт общества. Истоки журналистики и динамика ее исторического развития. Характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации. Журналистика и СМИ. Журналистская деятельность в системе информационно-политических отношений в обществе. Информационные процессы, массовое сознание и социальная психика как объекты журналистского воздействия. |
4 |
2 |
- |
|
2 |
2. |
Новая журналистика ХХI века и новые методы исследования, анализа и прогноза массовых информационных процессов. Система СМИ, особенности каналов массовой информации, их взаимодействие и взаимовлияние. |
4 |
- |
2 |
|
2 |
3. |
Понятие «информационная сфера (инфосфера)». Основные философские и научные подходы к определению. Структура, уровни, связи основных компонентов инфосферы. Место и роль СМИ и МК в формировании информационной сферы. Закономерности функционирования и развития информационной сферы. Информация как гносеологическая, социологическая, аксиологическая категория. Информация как субстанция информационной сферы. Особенности журналистской информации. Понятие «информационное поле». Социологические, политологические, социально-психологические механизмы и факторы формирования целостного информационного пространства России. Понятие, структура, уровни, свойства информационного пространства. Технологии, методы, практические меры и перспективы формирования информационного пространства России. |
4 |
2 |
- |
|
2 |
4. |
Структура социально-психологического портрета личности журналиста: центральные и периферийные характеристики, динамика эволюции. Сравнительный анализ социально-психологических портретов журналиста эпох «застоя», перестройки, либеральных реформ, дефолта. Особенности мотивационного профиля современного российского журналиста. Экономические, идеологические, экзистенциональные факторы в структуре профессиональной мотивации журналиста. Типы журналистских профессиональных идеологий: взаимосвязь личностных качеств и идеологических представлений журналиста. |
4 |
2 |
- |
|
2 |
III. |
Современная периодическая печать |
16 |
2 |
6 |
|
8 |
1. |
Типология газетной и журнальной прессы и тенденции ее развития. |
4 |
- |
2 |
|
2 |
2. |
Система жанров российской печати: традиции и видоизменение в современной прессе. Публицистика, публицистичность и публицистические жанры. Документализм, объективность и творческая свобода в журналистском отражении действительности. |
4 |
2 |
- |
|
2 |
3. |
Отображение и разрешение конфликтных ситуаций в печати. Культура полемики в журналистике Художественно-эстетическое влияние прессы на общество. Сатирические и юмористические средства публицистики. |
4 |
- |
2 |
|
2 |
4. |
Медиаменеджмент: сущность и главные направления. |
4 |
- |
2 |
|
2 |
IV. |
Телерадиожурналистика |
18 |
4 |
6 |
|
8 |
1. |
Основные этапы развития отечественной телерадиожурналистики. |
4 |
- |
2 |
|
2 |
2. |
Жанровая характеристика теле- и радиовещания. Система жанров телерадиожурналистики. |
6 |
2 |
2 |
|
2 |
3. |
Прямое вещание на радио и телевидении: организация и методика. |
4 |
- |
2 |
|
2 |
4. |
Новые технологии телерадиовещания (спутниковое и кабельное телевидение, интернет, цифровое телевидение и др.) и их влияние на практику телевидения и радио. Современные тенденции развития телерадиожурналистики. |
4 |
2 |
- |
|
2 |
|
Итого за семестр: |
72 |
18 |
18 |
|
36 |
|
Всего за весь курс: |
72 |
18 |
18 |
|
36 |
№ занятия |
№№ семестров и разделов курса |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
/1 |
Особенности антикризисного информационного реагирования и восприятия информации в условиях кризиса. |
1 |
2. |
/1 |
Роль средств массовой информации в формировании современного экономического сознания и экономической психологии. |
1 |
3. |
/1 |
Специфика информационного противоборства. |
1 |
4. |
/1 |
Манипулятивная функция СМИ: природа, целевые установки, методы реализации |
1 |
5. |
/2 |
Новая журналистика ХХI века и новые методы исследования, анализа и прогноза массовых информационных процессов |
2 |
6. |
/3 |
Типология газетной и журнальной прессы и тенденции ее развития |
2 |
7. |
/3 |
Отображение и разрешение конфликтных ситуаций в печати |
2 |
8. |
/3 |
Медиаменеджмент: сущность и главные направления. |
2 |
9. |
/4 |
Основные этапы развития отечественной телерадиожурналистики |
2 |
10. |
/4 |
Жанровая характеристика теле- и радиовещания |
2 |
11. |
/4 |
Прямое вещание на радио и телевидении: организация и методика. |
2 |
№ раздела
|
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение |
1 |
2 |
2. |
Свобода печати и ответственность журналиста. |
2. |
Правовое и этическое регулирование журналистской практики. |
2. |
Роль прессы в общественной жизни России 1990-х годов. |
2. |
Тенденции развития российской журналистики в постсоветский период. |
4. |
Типология и классификация современных электронных СМИ. |
4. |
Выразительные средства теле- и радиожурналистики. |
4. |
Персонификация информации на радио и телевидении. |
2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. - М., 2009.
3. Мельник Г.С. Методы журналистики: Учеб. пособие. - СПб., 2008.
4. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2011.
1) Методические указания к лабораторным занятиям
(перечень методичек)
2) Методические указания к практическим занятиям и курсовому проекту
(перечень методичек)
Не предусмотрены
7.2.2 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий по видам занятий
1) Программное обеспечение для выполнения лабораторных работ
(перечень программ)
2) Программное обеспечение для выполнения курсового проекта
(перечень программ)
Не требуется
Экзамен проводится по билетам, которые включают 3 теоретических вопроса.
Оценка знаний аспирантов производится по следующим критериям:
- оценка «отлично» - аспирант владеет системой знаний по дисциплине «Журналистика в системе массовых коммуникаций»; усвоил основные теоретические понятия; обстоятельно, с достаточной полнотой излагает материал; ответ логичный, содержит примеры, иллюстрирующие сущность рассматриваемых явлений; не содержит фактических ошибок и ошибок в определении научных понятий и теоретических положений;
- оценка «хорошо» - аспирант дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.
- оценка «удовлетворительно» - аспирант обнаруживает знание и понимание основных положений дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций», но излагает фактический материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий.
- оценка «неудовлетворительно» - аспирант не владеет системой знаний по дисциплине «Журналистика в системе массовых коммуникаций»; ответ неполный, непоследовательный, содержит грубые ошибки в определении научных понятий и теоретических положений, отсутствуют примеры, иллюстрирующие сущность рассматриваемых явлений, отсутствует логика изложения.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1 Учебно-лабораторное оборудование
Не требуется
Не требуются
Шифр и наименование
Шифр и наименование
Шифр и наименование
(очная, очно-заочная, заочная)
наименование кафедры
протокол № ___ от «___» __________ 20__г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой
_________________ ___________ ______________ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
Исполнители:
_________________ ___________ ______________ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
_________________ ___________ ______________ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________________________________________
наименование кафедры
___________ ______________ _________
подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________________________________________
наименование кафедры
___________ ______________ _________
подпись расшифровка подписи дата
наименование кафедры
___________ ______________ _________
подпись расшифровка подписи дата
Председатель методической комиссии по специальности ________________________
шифр наименование
_________________ ___________ ______________ _________
должность подпись расшифровка подписи дата
___________ ______________ _________
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Журналистика в системе массовых коммуникаций» аспирантам очной и заочной формы обучения специальности 030602 – Связи с
02 09 2014
1 стр.
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства») и примерной учебной программы по ди
18 12 2014
5 стр.
Журнал зарегистрирован в Управлении регистрации и лицензионной работы в сфере массовых коммуникаций Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых к
10 09 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» на
14 12 2014
4 стр.
Рабочая программа учебной радиостудии «Радио Бонч» – специальный курс, подготовленный для студентов спбгут им проф. М. А. Бонч-Бруевича, предназначенный для обучения слушателей осн
17 12 2014
1 стр.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
04 09 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.