Перейти на главную страницу
Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке).
Одна былина по выбору.
2.Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве».
Три произведения разных жанров по выбору.
3.Из русской литературы 18 века
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Г.Р.Державин. Стихотворения «Памятник», «Властителям и судиям».
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
4. Из русской литературы первой половины 19 века
И.А.Крылов. Басни: «Листы и корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и соловей».
В.А.Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое».
Баллады «Светлана», «Лесной царь».
Поэма «Цыганы»
Роман «Евгений Онегин»,
Роман «Дубровский»
Повесть «Капитанская дочка»
Повести «Белкина»
Роман «Герой нашего времени»
Поэма «Мцыри»
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Комедия «Ревизор»
Поэма «Мертвые души»
5.Из русской литературы второй половины 19 века
А.Н.Островский. Одна пьеса по выбору
И.С.Тургенев. Одна повесть по выбору
Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел веселый день…», «Чародейкою Зимою…».
А.А.Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…», «Ещё весны душистой нега…», «На заре ты её не буди…».
Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…».
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
Ф.М.Достоевский. Одна повесть по выбору.
Л.Н.Толстой. Одна повесть по выбору.
Рассказ «После бала».
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; лирические отступления, конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Требования ГИА к уровню подготовки для сдачи литературы. В результате изучения программы по литературе выпускник должен:
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать своё отношение к прочитанному;
-владеть различными видами пересказа;
-строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
-создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа подготовки учеников профильного класса по литературе (10 класс)
А.И.Герцен. Книга «Былое и думы».
А.Н.Островский. Пьеса «Гроза».
И.А.Гончаров. Роман «Обломов».
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Н.Г.Чернышевский Роман «Что делать?» (общая характеристика произведения).
Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Певучесть есть в морских волнах…», «Полдень», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое,,,», «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
А.А.Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь».
Н.С.Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Родина», «Внимая ужасам войны...», «Умру я скоро...», «О Муза! Я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Роман «История одного города» (обзорное изучение).
Пьеса «Вишневый сад».
Художественная литература как искусство слова.
Фольклор. Жанры фольклора.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные» темы и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
«Слово о полку Игореве».
Баллада «Светлана».
Роман «Капитанская дочка».
Поэма «Медный всадник».
Роман «Евгений Онегин».
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Поэма «Мцыри».
Роман «Герой нашего времени».
Повесть «Шинель».
Поэма «Мертвые души».
А.Н.Островский. Пьеса «Гроза».
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое,,,», «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
А.А.Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Ещё майская ночь».
И.А.Гончаров. Роман «Обломов».
Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Роман «История одного города» (обзорное изучение).
Пьеса «Вишневый сад».
М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
Пьеса «На дне».
А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане» «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...».
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Поэма «Облако в штанах».
С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шагане ты моя, Шагане...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги...», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
Поэма «Реквием».
М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
Рассказ «Судьба человека».
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».
Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «смерть и воин»).
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль! Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
А.П.Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин Двор».
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Проза второй половины 20 века.
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д.Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин (произведение одного автора по выбору).
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать литературное произведения, используя сведения по истории и теории литературы;
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры, раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
-выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
-соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи, выявлять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
-определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
-сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
-выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
-аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Агеносов В., Архангельский А. Русская литература 19-20 веков 10-11 кл. – М.: Дрофа (любое издание).
Бовин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М..1993.
Громов Н.И. Русская литература: Учебное пособие для 9 класса средней школы. М.: Просвещение (любое издание).
История русской литературы 11-20 веков. М., 1983.
История русской литературы Х—XX веков. М., 1989.
История русской литературы. В 4 т. Л., 1980—1982.
Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Учебник для 9 кл. (ч. 1,2) (любое издание).
Кулешов В.И. История русской литературы 19 века (70-90-е годы), М., 1989.
Кулешов В.И. История русской литературы 10-20 веков, М., 1989.
Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века (ч. 1,2). 10кл.
Поспелов Г.Н. История русской литературы 19 века (1840-1860). М., 1981.
Русская литература XX века: Книга для учащихся 11 класса средней школы: В 2 ч. М., 1991.
Русская литература. Учебное пособие для 10-го класса средней школы (Под ред. Б.И.Бурсова.)- М.: Просвещение (любое издание).
Русская литература XX века. М.: МГУ, 1995.
Русская литература ХХ века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. / Под. Ред. В.В. Агеносова. М., 1996.
Русская литература 20 века (ч. 1,2)/ Под ред. Журавлева В.П. 11кл.
Словарь литературоведческих терминов (под редакцией Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева, любое издание).
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
12 10 2014
1 стр.
На данной странице размещены тренировочные работы для школьников 9 класса, предназначенные для подготовки к гиа 2012 по обществознанию. Эти работы были предложены Московским инстит
06 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Работа с классным руководителем по изучению индивидуальных особенностей учащихся с целью подготовки к. Гиа, егэ
27 09 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовки обучающихся к гиа
14 12 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений
18 12 2014
5 стр.
Станьял, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2003г. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание программы, определяет общую стратегию обучения
25 12 2014
1 стр.