Отдел образования и молодёжной политики Ядринского района.
МОУ « Большечурашевская СОШ»
Программа профильного экологического лагеря.
С. Большое Чурашево.
2010
Пояснительная записка.
Одно из направлений принятой школой плана работы в летнее время - экологическая направленность. С этой целью в образовательном учреждении предусмотрено создание профильного экологического лагеря. Создание профильных экологически лагерей - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку она объединяет экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. «Так, современный мир пришёл-таки к тому состоянию, когда стало понятно, что дальнейшее развитие цивилизации может быть только в гармонии с природой, а не за счёт неё» (Н. В. Фёдоров, из Послания Государственному Совету)
Программа экологического лагеря предусматривает использование различных форм педагогической работы: экскурсии, наблюдения, опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинги, экологический театр и т.п. Лагерь создаётся на базе МОУ «Большечурашевская СОШ» с учётом имеющихся на прилегающей к ней местности природных объектов.
Программа экологического лагеря рассчитана на детей школьного возраста (7- 10 класс). Продолжительность программы 18 дней, оптимальное количество детей – 15 человек. Время работы лагеря с 1 по 18 июня.
Программа предусматривает практическую, экологически ориентированную и творческую деятельность ребят. Теоретические знания закрепляются на практике. Таким образом, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальное изучение известных данных об объектах или предметах исследований (теория), затем практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: геоботанические описания, орнитологические, гидробиологические наблюдения и т.).
Цель.
Формирование у школьников научно-познавательного интереса к изучению природы; активный отдых на природе с элементами обучения.
Задачи:
– полноценный активный отдых школьников;
– развитие научно-исследовательского интереса школьников;
– экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
– формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
– профессиональная ориентация.
Формы работы
1. Научно-исследовательская деятельность учащихся (теория, практика) в работе с малой (5 человек) и всей группой (15 человек).
2. Беседы: индивидуальные, с малой группой, со всей группой.
3. Консультации: индивидуальные, с малой группой, со всей группой.
4. Экскурсии: с малой группой, со всей группой.
5. Обсуждение итогов дня работы со всей группой.
Срок реализации программы: с 1 по 18 июня (18 дней)
Ресурсы Материальные: учебная база МОУ «Большечурашевская СОШ»,
Кадровые: педагогический и вспомогательный персонал школы.
Финансовые: Заработная плата педагогического и вспомогательного персонала – в соответствии с тарификацией на каникулярный период.
Участие на слёте школьных лесничеств за счёт бюджета школы.
Разработчик: Рахкошкин Н. Г., учитель географии и биологии МОУ « Большечурашевская СОШ».
Структура лагеря. Рахкошкин Н. Г руководитель, организует и координирует работу лагеря, проводит теоретические и практические занятия.
Рахкошкина А. Г. педагог-воспитатель – оказывает помощь и содействие руководителю.
Экологические бригады. Количество 5.
Этапы реализации программы.
-
Подготовительный.
а) анализ результатов экологической деятельности за 2009-2010 учебный год.
б) разработка программы
в) определение участников реализации программы.
-
Основной.
Программа занятий
Ботаника
Полевые работы: морфологическое описание растений, закладывание и описание геоботанических площадок на экологической тропе.
Лабораторные работы: приспособления растений к обитанию в различных биотопах – морфологические, анатомические, физиологические.
Зоология
Полевые работы: наблюдение птиц в различных биотопах, описание энтомофауны участков экотропы; заполнение зоологических карточек.
Лабораторные работы: работа с определителями по определению позвоночных животных по черепам.
Гидробиология
Полевые работы: описание водоема, определение доминирующих гидробионтов (р.Штранга), заполнение гидробиологических карточек, составление паспорта водоёма.
Лабораторные работы: биологическое описание рыб, водных беспозвоночных, растительный мир водоёмов.
Лесоводство и лесоведение. Полевые работы: описание лесного биогеоценоза, определение таксационных показателей лесонасаждения, лекарственные растения леса.
Лабораторные работы: определение древесно-кустарниковых растений по семенам и по побегам.
Фитодизайн.
Полевые работы: уход за декоративными растениями на территории школы.
Создание экологической тропы.
Полевые работы: разбивка маршрута экологической тропы, оборудование стоянок. Описание объектов тропы.
Практические работы.
Подготовка экскурсоводов
3. Заключительный. Подведение итогов, выпуск стенных газет, участие на районном слёте школьных лесничеств.
Механизм реализации.
Дни месяца
|
Мероприятия
|
Результат
|
1
|
Организационный день. Определение целей, задач, создание микрогрупп. Ознакомление с программой и техникой безопасности. Экскурсия на объекты природы.
|
|
2.
|
Теоретические занятия. Знакомство с определителями растений и животных, с методикой работы с ними.
Практические занятия: определение видов растений и животных
|
Развить практические навыки работы с определителями.
|
3.
|
Теоретические занятия. Понятие о лесном биоценозе. Таксационные показатели леса.
Практические работы. Определение высоты дерева, его диаметр, формулу древостоя.
|
С помощью простейших приборов определить таксационные показатели.
|
4.
|
Теоретические занятия. Биоценоз луга. Закладка пробных площадок. Методика описания .
Практические занятия. Геоботаническое описание на пробной площадке.
|
Умение составлять геоботаническое описание экологического объекта на примере луга.
|
5.
|
Теоретическое занятие. Биоценоз пресного водоёма. Основные гидрологические и гидробиологические параметры водоёма. Понятие о паспорте водоёма.
Экскурсия на водоём, изучение растительного и животного мира водоёма. Составление паспорта водоёма.
|
Составить паспорт водоёма (р. Штранга).
|
6.
|
Практическая работа на УОУ по разделу «Фитодизайн». Уход за декоративными растениями.
|
Развить навыки красочного оформления территории.
|
8.
|
Теоретические занятия. Понятие «экологическая тропа».
Практическая работа. Экскурсия на намеченные объекты экологической тропы. Разметка тропы.
|
Составление картосхемы экологической тропы.
|
9.
|
Практическая работа. Составление описания экологической тропы. Оборудование станций экотропы.
|
Изготовление и установка аншлагов, табличек.
|
10
|
Практическая работа. Составление описания экологической тропы. Оборудование станций экотропы.
|
Изготовление и установка аншлагов, табличек
|
11.
|
Практическая работа. Определение растительного и животного мира на экологической тропе.
|
Изготовление биологических карточек
|
12.
|
Подведение промежуточных этапов работы
|
Выпуск экологической газеты
|
13
|
Работа на УОУ по направлению «фитодизайн»
|
Уход за декоративными растениями.
|
15.
|
Работа по программе слёта школьных лесничеств: ботаника и зоология
|
Умение выполнять все пункты программы слёта.
|
16.
|
Работа по программе слёта «Лесоводство» и «Гидробиология»
|
Умение выполнять все пункты программы слёта.
|
17.
|
Конкурсная программа на лучшего зоолога, ботаника, гидробиолога, лесовода.
|
Выявление наиболее подготовленных учащихся.
|
18.
|
Комплектование команд на районный слёт школьных лесничеств. Выпуск фотогазеты. Подведение итогов, закрытие лагеря.
|
|
.
Ожидаемые результаты работы
За время работы в лагере дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ по ботанике, гидробиологии, зоологии, лесоводству.
Составление описания растительного и животного сообществ окрестностей школы, экологической тропы,
Выпуск экологической газета, фотогазеты о жизни и работе лагеря, участие на районном слёте школьных лесничеств, размещение на сайте школы итогов деятельности лагеря. Риски.
Погодные условия не позволят выполнить часть полевых исследований.
Недостаток материальных ресурсов может сказаться выполнение полного объёма работ на экологической тропе.
Привлечение учащихся к незапланированным программой мероприятиям.