Перейти на главную страницу
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Авторская разработка
Развитие коммуникативной компетентности педагога
Программа учебного модуля
Авторы разработки:
Филатова Е.В., директор;
Ригуц В.О., зам.директора;
Русанова О.О., зам.директора;
Колчина О.А, педагог-психолог.
Ангарск
2. Учебный план 9
3. Учебно-тематический план 11
Модуль 1. Коммуникативная компетентность педагога 13
Модуль 2. Эмоциональная сфера личности 14
Модуль 3. Способы коммуникации 16
Модуль 4. Личностные и профессиональные ресурсы 18
4. Диагностические материалы
5. Литература
В своей развитой форме коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать, свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Требования к коммуникативной компетентности учителя как участника современного образовательного процесса вступают в противоречие с существующим уровнем знаний, умений, способностей учителей. Ряд исследований (Коблянская Е.В., 1995; Ковалев Б.П., 1994; Кондратьева С.В., 1984 и др.) показывают преимущественно невысокий уровень коммуникативной компетентности.
Решение обозначенной проблемы стало целью деятельности методической службы образовательного учреждения: разработан учебный модуль «Развитие коммуникативной компетентности педагога», в рамках апробации проведено изучение уровня достижения коммуникативной компетентности педагогов, определены пути ее повышения через программу индивидуального позитивного развития личностных качеств.
В основу программы модуля заложены следующие подходы: системный, личностно- и рефлексивно-деятельностный, обеспечивающие реализацию целостного процесса.
Системный подход обеспечивает единство во взаимодействии всех компонентов образовательного процесса.
Рефлексивно-деятельностный подход направляет развитие (саморазвитие) творческого потенциала субъектов образовательного процесса, способствует культивированию рефлексии и развитию рефлексивных способностей педагога как субъекта деятельности.
Личностно-деятельностный подход обеспечивает развитие личности педагога в единстве интеллектуального, эмоционально-волевого, и таких личностных качеств, как ответственность, свобода, толерантность, гражданственность, поведенческого аспектов посредством как содержания, так и организационно-управленческих форм образования.
— мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;
— способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.
Условия проведения: занятия проводятся с группой педагогов (не более 12 человек) один раз в неделю, продолжительность — один час.
Предполагаемый результат: осмысление педагогами значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; «проживание» тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих формированию коммуникативной компетентности; рефлексия приобретений, изменений, происшедших в ходе деятельностного «погружения» в учебный модуль.
Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день нет единого мнения о структуре коммуникативной компетентности.
Опираясь на основные компоненты структуры, представленной Зимней И.А., была разработана следующая модель коммуникативной компетентности:
- мотивационно - ценностный компонент заключает в себе готовность педагога к профессиональному совершенствованию, отражает устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации;
- когнитивный компонент содержит знание сути содержания коммуникативной компетентности, отражает знание сущности и роли коммуникативной компетентности, связан с познанием другого человека, включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении;
- операционно – деятельностный компонент содержит опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно - ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором оптимальных форм и методов самопрезентации, в умение выработать стратегию, тактику и технику активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей, умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
Все три составляющих коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.
Для исследования уровня коммуникативной компетентности по заданным моделью компонентам использовались психологические методики, рекомендованные государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Педагогической академии последипломного образования», допущены и рекомендованы Министерством образования РФ в г. Москва, 2008 г..
Аспекты |
Критерий |
Показатели |
Используемые методики оценки уровня развития коммуникативной компетентности |
Мотивационно-ценностный |
Готовность педагога к профессиональному совершенствованию |
Устойчивый интерес к инновационной деятельности |
Методика «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива» |
Потребность в профессиональном росте |
Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию» | ||
Стремление к саморазвитию и самореализации | |||
Когнитивный |
Знание сути содержания коммуникативной компетентности |
Знание сущности и роли коммуникативной компетентности |
Тест «Проверьте, какой Вы преподаватель» Тест «Оценка профессиональной направленностиучителя» |
Операционно-деятельностный |
Опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях |
Способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса |
Методика «Индивидуальный стиль педагогического общения» (И.М. Юсупов) |
Умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом |
Наблюдение. Методика «Оценка способов реагирования в конфликте» (И. Фрайберг) | ||
Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором оптимальных форм и методов самопрезентации |
Наблюдение. Тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога (В.Ф. Ряховский)» | ||
Умение выработать стратегию, тактику и технику активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально-значимых целей. |
Наблюдение. Тест «Самоконтроль в общении» (А. Снайдер) | ||
Умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Умение прогнозировать, обосновывать результат эффективности взаимодействия |
Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) |
Статистическая эффективность программы
«Коммуникативная компетентность учителя»
Коммуникативная компетентность |
Повышение в результате апробации |
Мотивационно – ценностный аспект |
22% |
Когнитивный аспект |
14% |
Операционно – деятельностный аспект |
27% |
Коммуникативная компетентность учителя (общий уровень по аспектам) |
20% |
1. Входная и итоговая диагностика уровня достижения коммуникативной компетентности педагогов.
2. Участие в тренингах, дискуссии.
После изучения курса обучающийся будет:
Программа рассчитана на 20 часов, в том числе 3 часа – лекции, 17 часов – практические и семинарские занятия. Форма итогового контроля – тест.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «Развитие коммуникативной компетентности педагога»
Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.
Категория слушателей: педагогические и руководящие работники образования
Срок обучения: 20 часов
№
|
Наименование разделов
|
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля | |
лекции |
практические занятия | ||||
|
Входная диагностика |
2 |
--- |
2 |
|
1 |
Коммуникативная компетентность педагога |
1 |
1 |
--- |
|
2 |
Эмоциональная сфера личности |
5 |
2 |
3 |
|
3 |
Способы коммуникации |
5 |
--- |
5 |
|
4 |
Личностные и профессиональные ресурсы |
5 |
--- |
5 |
|
|
Итоговая диагностика |
2 |
--- |
2 |
|
|
ИТОГО |
20 |
3 |
17 |
|
№ |
Наименование разделов/ тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля | |
Лекции |
Практические занятия | ||||
|
Входная диагностика |
2 |
--- |
2 |
Тест, анкета |
1. |
Коммуникативная компетентность педагога |
1 |
1 |
--- |
|
1.1. |
Определение коммуникативной компетентности. Условия эффективной коммуникации. |
|
1 |
|
Участие в тренинговых упражнениях, семинаре |
2. |
Эмоциональная сфера личности |
5 |
2 |
3 | |
2.1. |
Эмоции и чувства |
|
1 |
| |
2.2. |
Эмоциональная саморегуляция |
|
|
1 | |
2.3. |
Стресс и его воздействие на человека |
|
1 |
1 | |
2.4. |
Синдром профессионального выгорания |
|
|
1 | |
3. |
Способы коммуникации |
5 |
--- |
5 |
|
3.1. |
Приёмы активного и пассивного слушания. Развитие умения слушать и слышать. |
|
|
1 |
Участие в тренинге, дискуссии |
3.2. |
Невербальная коммуникация. |
|
|
1 | |
3.3. |
Вербальная коммуникация. Умение вести дискуссию и работать в группе. |
|
|
1 | |
3.4. |
Развитие навыков взаимодействия в группе Взаимодействие |
|
|
2 | |
4. |
Личностные и профессиональные ресурсы |
5 |
2 |
3 |
|
4.1. |
Актуализация и развитие личностных ресурсов |
|
1 |
1 |
Участие в тренинговых упражнениях |
4.2. |
Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Развитие умения представить себя. |
|
|
1 | |
4.3. |
Самоменеджмент педагога |
|
1 |
1 | |
|
Итоговая диагностика |
2 |
--- |
2 |
Тест, анкета |
|
Итого |
20 |
5 |
15 |
|
МОДУЛЬ 1
№ |
Наименование модуля/ тем |
Всего часов |
В том числе | |
Лекции |
Практические занятия | |||
|
Входная диагностика |
2 |
--- |
2 |
1. |
Коммуникативная компетентность педагога |
1 |
|
|
1.1. |
Определение коммуникативной компетентности. Условия эффективной коммуникации. |
|
1 |
|
|
ИТОГО |
3 |
1 |
2 |
Взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность». Рассмотрение определения коммуникации в контексте понятия «общение». Условия эффективной коммуникации. «Эффект ореола». Источниками «ореола» являются разные причины (ошибки): превосходства, привлекательности, фактор отношения к нам. Отсутствие информации ведёт к ошибочному приписыванию человеку чувств, намерений мыслей, мотивов - каузальная атрибуция. Ошибочная причинная интерпретация приводит к печальным последствиям — конфликтам, недоразумениям. Выполнение тренинговых упражнений.
МОДУЛЬ 2
№ |
Наименование модулей/ тем |
Всего часов |
В том числе | |
Лекции |
Практические занятия | |||
2. |
Эмоциональная сфера личности |
|
|
|
1. |
Эмоции и чувства |
|
1 |
|
2. |
Эмоциональная саморегуляция |
|
|
1 |
3. |
Стресс и его воздействие на человека |
|
1 |
1 |
4. |
Синдром профессионального выгорания |
|
|
1 |
|
ИТОГО |
5 |
2 |
3 |
Эмоции отражают окружающее в форме переживания явлений и ситуаций. Любая новая ситуация, способствующая удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции, а информация, снижающая эту вероятность – отрицательные. Эмоции и чувства – важнейшие регуляторы человеческого общения. Выполнение тренинговых упражнений.
Физико-химический, эмоционально-психологический факторы, вызывающие физиологическое или психологическое напряжение, что может быть причиной болезни. Симптомы стресса: физиологические, эмоциональные, поведенческие, когнитивные, ошибки мышления. Приёмы самонастройки и аутотренинга, снимающие стресс. Выполнение тренинговых упражнений.
Стресс - универсальная ответная реакция организма на разнообразные влияния внешней среды. Этапы развития стрессовой реакции. Признаки проявления стресса на физиологическом уровне, психологическом, поведенческом. Кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Виды стресса. Основные принципы борьбы со стрессом. Правила выработки психологической защиты. Выполнение тренинговых упражнений.
Психическое выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром эмоционального выгорания - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек-человек», проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека. Факторы, вызывающие профессиональное выгорание. Составляющие, стадии профессионального выгорания. Стратегия снятия стресса. Выполнение тренинговых упражнений.
МОДУЛЬ 3
№ |
Наименование модуля/ тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля | |
Лекции |
Практические занятия | ||||
3. |
Способы коммуникации |
|
|
|
|
1. |
Приёмы активного и пассивного слушания. Развитие умения слушать и слышать. |
|
|
1 |
Участие в тренинге, дискуссии |
2. |
Невербальная коммуникация. |
|
|
1 | |
3. |
Вербальная коммуникация. Умение вести дискуссию и работать в группе. |
|
|
1 | |
4. |
Развитие навыков взаимодействия в группе Взаимодействие |
|
|
2 | |
|
ИТОГО |
5 |
--- |
5 |
|
Виды слушания, техник активного слушания. Поведение говорящего помогает собеседнику открыто говорить о своих проблемах и состояниях, или побуждать его к скрытности. Выполнение тренинговых упражнений.
Роль невербальных средств в процессе передачи информации. Условия эффективной коммуникация Умение отличать приемы эффективного общения от манипулирования. Выполнение тренинговых упражнений.
Определение понятия дискуссия. Отличие понятий спор, полемика, дебаты, диспут, дискуссия. Определение понятий группа и коллектив. Выполнение тренинговых упражнений.
МОДУЛЬ 4
№ |
Наименование разделов/ тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля | |
Лекции |
Практические занятия | ||||
4. |
Личностные и профессиональные ресурсы |
5 |
|
|
|
4.1. |
Актуализация и развитие личностных ресурсов |
|
1 |
1 |
Участие в тренинговых упражнениях |
4.2. |
Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Развитие умения представить себя. |
|
|
1 | |
4.3. |
Самоменеджмент педагога |
|
1 |
1 | |
|
Итоговая диагностика |
2 |
--- |
2 |
Тест, анкета |
|
Итого |
7 |
2 |
5 |
|
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 4
Литература
Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана
10 09 2014
1 стр.
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии нпо 270802. 08 Мастер сухого строительства
11 10 2014
3 стр.
Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвити
14 12 2014
1 стр.
В работе изложен экспериментальный метод определения модуля кручения и модуля сдвига упругого материала в виде струны методом крутильных колебаний. Рассмотрены оценки модуля Юнга и
25 12 2014
1 стр.
Обсяг модуля: загальна кількість годин – 324 (кредитів єктс – 9); аудиторні години – 118
13 09 2014
1 стр.
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
14 10 2014
1 стр.
Целью изучения курса «этнология» является формирование систематизированных знаний у студентов по данной отрасли науки
23 09 2014
1 стр.
Рф и за рубежом, обладать универсальными и предметно специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности, востребованности на рынке труда и успешной профе
15 12 2014
1 стр.