Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
А н г а р с к о е м у н и ц и п а л ь н о е о б р а з о в а н и е

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Авторская разработка

Развитие коммуникативной компетентности педагога
Программа учебного модуля

Авторы разработки:

Филатова Е.В., директор;

Ригуц В.О., зам.директора;

Русанова О.О., зам.директора;

Колчина О.А, педагог-психолог.

Ангарск


2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3

2. Учебный план 9

3. Учебно-тематический план 11

Модуль 1. Коммуникативная компетентность педагога 13

Модуль 2. Эмоциональная сфера личности 14

Модуль 3. Способы коммуникации 16

Модуль 4. Личностные и профессиональные ресурсы 18

4. Диагностические материалы

5. Литература


  1. ВВЕДЕНИЕ

Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным — значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития.

В своей развитой форме коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать, свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Требования к коммуникативной компетентности учителя как участника современного образовательного процесса вступают в противоречие с существующим уровнем знаний, умений, способностей учителей. Ряд исследований (Коблянская Е.В., 1995; Ковалев Б.П., 1994; Кондратьева С.В., 1984 и др.) показывают преимущественно невысокий уровень коммуникативной компетентности.

Решение обозначенной проблемы стало целью деятельности методической службы образовательного учреждения: разработан учебный модуль «Развитие коммуникативной компетентности педагога», в рамках апробации проведено изучение уровня достижения коммуникативной компетентности педагогов, определены пути ее повышения через программу индивидуального позитивного развития личностных качеств.

В основу программы модуля заложены следующие подходы: системный, личностно- и рефлексивно-деятельностный, обеспечивающие реализацию целостного процесса.

Системный подход обеспечивает единство во взаимодействии всех компонентов образовательного процесса.

Рефлексивно-деятельностный подход направляет развитие (саморазвитие) творческого потенциала субъектов образовательного процесса, способствует культивированию рефлексии и развитию рефлексивных способностей педагога как субъекта деятельности.

Личностно-деятельностный подход обеспечивает развитие личности педагога в единстве интеллектуального, эмоционально-волевого, и таких личностных качеств, как ответственность, свобода, толерантность, гражданственность, поведенческого аспектов посредством как содержания, так и организационно-управленческих форм образования.



Цель учебной программы: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.

Задачи:

— мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

— способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.

Условия проведения: занятия проводятся с группой педагогов (не более 12 человек) один раз в неделю, продолжительность — один час.

Предполагаемый результат: осмысление педагогами значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; «проживание» тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих формированию коммуникативной компетентности; рефлексия приобретений, изменений, происшедших в ходе деятельностного «погружения» в учебный модуль.

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день нет единого мнения о структуре коммуникативной компетентности.

Опираясь на основные компоненты структуры, представленной Зимней И.А., была разработана следующая модель коммуникативной компетентности:

- мотивационно - ценностный компонент заключает в себе готовность педагога к профессиональному совершенствованию, отражает устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации;

- когнитивный компонент содержит знание сути содержания коммуникативной компетентности, отражает знание сущности и роли коммуникативной компетентности, связан с познанием другого человека, включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении;

- операционно – деятельностный компонент содержит опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно - ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором оптимальных форм и методов самопрезентации, в умение выработать стратегию, тактику и технику активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей, умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Все три составляющих коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.

Для исследования уровня коммуникативной компетентности по заданным моделью компонентам использовались психологические методики, рекомендованные государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Педагогической академии последипломного образования», допущены и рекомендованы Министерством образования РФ в г. Москва, 2008 г..


Модель коммуникативной компетентности

Аспекты

Критерий

Показатели

Используемые методики оценки уровня развития коммуникативной компетентности

Мотивационно-ценностный

Готовность педагога к профессиональному совершенствованию

Устойчивый интерес к инновационной деятельности

Методика «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива»

Потребность в профессиональном росте

Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию»

Стремление к саморазвитию и самореализации

Когнитивный

Знание сути содержания коммуникативной компетентности

Знание сущности и роли коммуникативной компетентности

Тест «Проверьте, какой Вы преподаватель»

Тест «Оценка профессиональной направленностиучителя»



Операционно-деятельностный

Опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях

Способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса

Методика «Индивидуальный стиль педагогического общения» (И.М. Юсупов)

Умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом

Наблюдение.

Методика «Оценка способов реагирования в конфликте» (И. Фрайберг)



Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором оптимальных форм и методов самопрезентации

Наблюдение.

Тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога (В.Ф. Ряховский)»



Умение выработать стратегию, тактику и технику активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально-значимых целей.

Наблюдение.

Тест «Самоконтроль в общении» (А. Снайдер)



Умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Умение прогнозировать, обосновывать результат эффективности взаимодействия

Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)

Указанные методики помогли объективно определить показатели по всем компонентам профессионального совершенствования коммуникативной компетентности учителя. Программа модуля дала возможность построить грамотное управление развитием коммуникативной компетентности педагога.

Статистическая эффективность программы

«Коммуникативная компетентность учителя»

Коммуникативная компетентность

Повышение в результате апробации

Мотивационно – ценностный аспект

22%

Когнитивный аспект

14%

Операционно – деятельностный аспект

27%

Коммуникативная компетентность учителя (общий уровень по аспектам)

20%


Механизмы отслеживания результатов освоения модуля:

1. Входная и итоговая диагностика уровня достижения коммуникативной компетентности педагогов.

2. Участие в тренингах, дискуссии.

После изучения курса обучающийся будет:



знать: понятия «коммуникативная компетентность», способы коммуникации, «личностные ресурсы», пути развития личностного и профессионального потенциала;

уметь: управлять эмоциями, развивать личностный и профессиональный потенциал, повышать коммуникативную компетентность.

Программа рассчитана на 20 часов, в том числе 3 часа – лекции, 17 часов – практические и семинарские занятия. Форма итогового контроля – тест.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «Развитие коммуникативной компетентности педагога»
Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.

Категория слушателей: педагогические и руководящие работники образования

Срок обучения: 20 часов


Наименование разделов

Всего часов



В том числе

Форма контроля



лекции

практические занятия




Входная диагностика

2

---

2




1

Коммуникативная компетентность педагога

1

1

---




2

Эмоциональная сфера личности

5

2

3




3

Способы коммуникации

5

---

5




4

Личностные и профессиональные ресурсы

5

---

5







Итоговая диагностика

2

---

2







ИТОГО

20

3

17




Учебно-тематический план



Наименование разделов/ тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия




Входная диагностика

2

---

2

Тест, анкета

1.

Коммуникативная компетентность педагога

1

1

---




1.1.

Определение коммуникативной компетентности.

Условия эффективной коммуникации.






1




Участие в тренинговых упражнениях, семинаре

2.

Эмоциональная сфера личности

5

2

3

2.1.

Эмоции и чувства





1




2.2.

Эмоциональная саморегуляция







1

2.3.

Стресс и его воздействие на человека




1

1

2.4.

Синдром профессионального выгорания







1

3.

Способы коммуникации

5

---

5




3.1.

Приёмы активного и пассивного слушания.

Развитие умения слушать и слышать.







1

Участие в тренинге, дискуссии


3.2.

Невербальная коммуникация.







1

3.3.

Вербальная коммуникация. Умение вести дискуссию и работать в группе.







1

3.4.

Развитие навыков взаимодействия в группе

Взаимодействие







2

4.

Личностные и профессиональные ресурсы

5

2

3




4.1.

Актуализация и развитие личностных ресурсов




1

1

Участие в тренинговых упражнениях

4.2.

Самопрезентация.

Приемы расположения к себе. Развитие умения представить себя.









1

4.3.

Самоменеджмент педагога




1

1




Итоговая диагностика

2

---

2

Тест, анкета




Итого

20

5

15



МОДУЛЬ 1


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование модуля/ тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические занятия




Входная диагностика

2

---

2

1.

Коммуникативная компетентность педагога

1







1.1.

Определение коммуникативной компетентности.

Условия эффективной коммуникации.






1







ИТОГО

3

1

2

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 1

Тема 1. Определение коммуникативной компетентности. Условия эффективной коммуникации.

Взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность». Рассмотрение определения коммуникации в контексте понятия «общение». Условия эффективной коммуникации. «Эффект ореола». Источниками «ореола» являются разные причины (ошибки): превосходства, привлекательности, фактор отношения к нам. Отсутствие информации ведёт к ошибочному приписыванию человеку чувств, намерений мыслей, мотивов - каузальная атрибуция. Ошибочная причинная интерпретация приводит к печальным последствиям — конфликтам, недоразумениям. Выполнение тренинговых упражнений.


МОДУЛЬ 2


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование модулей/ тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические занятия

2.

Эмоциональная сфера личности










1.

Эмоции и чувства





1




2.

Эмоциональная саморегуляция







1

3.

Стресс и его воздействие на человека




1

1

4.

Синдром профессионального выгорания







1




ИТОГО

5

2

3

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 2

Тема 1. Эмоции и чувства.

Эмоции отражают окружающее в форме переживания явлений и ситуаций. Любая новая ситуация, способствующая удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции, а информация, снижающая эту вероятность – отрицательные. Эмоции и чувства – важнейшие регуляторы человеческого общения. Выполнение тренинговых упражнений.


Тема 2. Эмоциональная саморегуляция.

Физико-химический, эмоционально-психологический факторы, вызывающие физиологическое или психологическое напряжение, что может быть причиной болезни. Симптомы стресса: физиологические, эмоциональные, поведенческие, когнитивные, ошибки мышления. Приёмы самонастройки и аутотренинга, снимающие стресс. Выполнение тренинговых упражнений.


Тема 3. Стресс и его воздействие на человека.

Стресс - универсальная ответная реакция организма на разнообразные влияния внешней среды. Этапы развития стрессовой реакции. Признаки проявления стресса на физиологическом уровне, психологическом, поведенческом. Кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Виды стресса. Основные принципы борьбы со стрессом. Правила выработки психологической защиты. Выполнение тренинговых упражнений.


Тема 4. Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Психическое выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром эмоционального выгорания - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек-человек», проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека. Факторы, вызывающие профессиональное выгорание. Составляющие, стадии профессионального выгорания. Стратегия снятия стресса. Выполнение тренинговых упражнений.


МОДУЛЬ 3


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование модуля/ тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

3.

Способы коммуникации













1.

Приёмы активного и пассивного слушания.

Развитие умения слушать и слышать.







1

Участие в тренинге, дискуссии


2.

Невербальная коммуникация.







1

3.

Вербальная коммуникация. Умение вести дискуссию и работать в группе.







1

4.

Развитие навыков взаимодействия в группе

Взаимодействие







2




ИТОГО

5

---

5




СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 3

Тема 1. Приемы активного и пассивного слушания.
Развитие умения слушать и слышать
.

Виды слушания, техник активного слушания. Поведение говорящего помогает собеседнику открыто говорить о своих проблемах и состояниях, или побуждать его к скрытности. Выполнение тренинговых упражнений.



Тема 2. Невербальная коммуникация.

Роль невербальных средств в процессе передачи информации. Условия эффективной коммуникация Умение отличать приемы эффективного общения от манипулирования. Выполнение тренинговых упражнений.



Тема 3. Вербальная коммуникация.

Умение вести дискуссию и работать в группе.

Определение понятия дискуссия. Отличие понятий спор, полемика, дебаты, диспут, дискуссия. Определение понятий группа и коллектив. Выполнение тренинговых упражнений.


Тема 4. Активное взаимодействие в группе.
Осознание собственного влияния на других людей и значимость их в своей жизни. Поиск способов расположения людей к себе. Упрочение благоприятного климата для отношений. Выполнение тренинговых упражнений.

МОДУЛЬ 4


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов/ тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

4.

Личностные и профессиональные ресурсы

5










4.1.

Актуализация и развитие личностных ресурсов




1

1

Участие в тренинговых упражнениях

4.2.

Самопрезентация.

Приемы расположения к себе. Развитие умения представить себя.









1

4.3.

Самоменеджмент педагога




1

1




Итоговая диагностика

2

---

2

Тест, анкета




Итого

7

2

5



СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 4


Тема 1. Актуализация личностных ресурсов.
Определение личностных ценностей, раскрытие сильных сторон личности. Формирование активной самооценки на основе обратной связи. Трактовки термина ресурсы. Понятие личностные ресурсы. Ресурсы эмоционально-волевой, когнитивной сфер, поведенческой, ценностно-смысловой. Необходимость актуализации личностных ресурсов. Выполнение тренинговых упражнений.

Тема 2. Приемы расположения к себе.
Самопрезентация. Развитие умения представить себя.

Приемы расположения к себе основаны на условиях эффективной коммуникации. Чтобы произвести впечатление, нужно помнить об «эффекте ореола», факторах превосходства, привлекательности и отношении к нам, влияющих на восприятие. Самопрезентация — умение формировать у других благоприятное впечатление о себе. Мы управляем впечатлениями, которые создаем, играем перед аудиторией. Самопрезентация относится к стремлению представить желаемый образ. Управление впечатлениями, которые производим. Самопрезентация - представление себя как определенного типа человека. Выполнение тренинговых упражнений.
Тема 3. Самоменеджмент педагога.
Самоменеджмент – управление собой. Функции, техники самоменеджмента. Использование техник самоменеджмента. Один из компонентов самоменеджмента – умение организовать личное время. Выполнение тренинговых упражнений.

Литература




      1. Белова В.А. Организация работы школьной аттестационной комиссии.- М., 2006.

      2. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом.- М.: Книголюб, 2008.

      3. Галанов А.С. Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю.- М.: Айрис - пресс, 2006.

      4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. - М.: Сфера, 2004. – 143 с.

      5. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 297с.

      6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

      7. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой, — СПб.: Речь, 2002.

      8. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов - на –Дону: Феникс, 1996.

      9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебн. пособие. М., 1995.

      10. Рогов Е.И. Психология группы. — М.: ВЛАДОС, 2005.

      11. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: ВЛАДОС, 2003.

      12. Рогов Е.И. Психология человека. — М.: ВЛАДОС, 2001.

      13. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

      14. Шамес Л.Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании. Санкт-Петербург: Астерион, 2006.

      15. Фадеева Е.И. Социология и психология в управлении персоналом. М.: ЦГЛ, 2006.

      16. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2000.

      17. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. — М.: Генезис, 2001.

      18. Хрестоматия по социальной психологии: Общение как обмен информацией. — М., 1994.


Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Металлургия меди и никеля

Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана

291.01kb.

10 09 2014
1 стр.


Программа профессионального модуля пм. 02 Выполнение штукатурных работ

Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии нпо 270802. 08 Мастер сухого строительства

375.39kb.

11 10 2014
3 стр.


Программа учебного модуля

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность — это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвити

225.52kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические указания к лабораторной работе №23

В работе изложен экспериментальный метод определения модуля кручения и модуля сдвига упругого материала в виде струны методом крутильных колебаний. Рассмотрены оценки модуля Юнга и

91.15kb.

25 12 2014
1 стр.


Код модуля: фамв 6 05 9 Тип модуля: обов’язковий Семестр

Обсяг модуля: загальна кількість годин – 324 (кредитів єктс – 9); аудиторні години – 118

27.33kb.

13 09 2014
1 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Этнология (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

Целью изучения курса «этнология» является формирование систематизированных знаний у студентов по данной отрасли науки

281.61kb.

23 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Оптическая микроскопия (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

Рф и за рубежом, обладать универсальными и предметно специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности, востребованности на рынке труда и успешной профе

120.9kb.

15 12 2014
1 стр.