Перейти на главную страницу
![]() |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Высшая школа государственного администрирования МГУ |
Программа составлена на основе государственного образовательного
стандарта подготовки бакалавра по направлению 080200
МЕНЕДЖМЕНТ
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Ученого совета ВШГА МГУ.
Протокол № 8 от 15 декабря 2011 года
Москва 2012 г.
Вступительный экзамен по менеджменту (письменно) является составной частью вступительных испытаний для успешного поступления на программу.
Программа вступительных экзаменов учитывает минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент».
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
способностью занимать активную гражданскую позицию;
умением анализировать и оценивать исторические события и процессы;
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию;
умением критически оценивать личные достоинства и недостатки;
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;
владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;
владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.
знанием основных этапов эволюции управленческой мысли;
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
готовностью к разработке процедур и методов контроля;
способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании;
способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
владеть современными технологиями управления персоналом;
готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;
способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;
готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям;
владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;
способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций;
владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;
знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению;
знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;
способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;
знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;
информационно-аналитическая деятельность:
способностью к экономическому образу мышления;
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;
способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;
знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли;
умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте;
умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат;
способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов;
способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
Вступительный письменный экзамен осуществляется в форме письменного ответа по экзаменационному билету на три вопроса.
Методы диагностики проблем (экспертные методы, контрольные листы, причинно-следственные диаграммы). Основы классификационного метода. Качественные методы разработки УР. Дискуссионные методы (метод комиссий, метод суда, метод мозгового штурма), их преимущества и недостатки. Анкетные методы (метод ранжирования, метод парных сравнений, метод экспертной классификации, метод Дельфи), их преимущества и недостатки. Типичные ошибки, связанные с применением экспертных методов разработки УР. Особенности и основные эффекты, возникающие при разработке и принятии решений в группе.
Количественные методы разработки и принятия управленческих решений. Возможности применения моделирования при разработке и принятии решений. Классификация управленческих задач, решаемых с помощью экономико-математического моделирования. Проблемы оптимального распределения ресурсов. Методы сетевого планирования и управления.
Выбор решения в условиях многокритериальности.
Принятие УР в условиях риска и неопределенности. Источники рисков в бизнесе. Методы предотвращения и уменьшения рисков. Методы разработки и принятия решений в условиях риска и неопределенности (дерево решений, матрица решений, методы теории игр). Использование методов имитационного моделирования при разработке УР в условиях риска и неопределенности.
Организация работ по реализации решения. Значение функции и виды контроля. Методы контроля и механизм его осуществления.
Влияние личности на процесс разработки и принятия УР.
Иерархия стратегий деловой организации. Особенности стратегий бизнес-единиц и функционального уровня. Базовые корпоративные стратегии: роста, стабилизации, выживания, сокращения. Стратегии концентрации, вертикальной интеграции, диверсификации. Конкурентные стратегии М. Портера: лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование (специализация). Стратегия разработки нового продукта и стратегия быстрого реагирования.
Стратегический анализ и диагностика внешнего окружения компании. Цели, задачи и инструменты анализа внешней среды. PEST – анализ. Варианты воздействия внешнего окружения: возможности и угрозы. Соотношение понятий: рынок и отрасль, отрасль и конкуренция. Цели и задачи анализа микросреды компании. Барьеры вхождения в отрасль. Конкурентный анализ на основе модели пяти сил М.Портера. Структура и масштабы конкуренции. Ключевые факторы успеха (КФУ). Определение привлекательности отрасли.
Анализ внутренней среды компании: сильные и слабые стороны. Сущность, цели и методы внутренней диагностики компании. Анализ конкурентоспособности по издержкам на основе «цепочки ценностей» М.Портера.
Модели портфельного анализа. Матрица БКГ, Мак-Кинзи. Ограничения матричного метода. Использование SWOT – анализа и поиск синергетического эффекта при формировании и выборе альтернатив. Построение SWOT – матрицы.
Процесс реализации стратегии. Взаимовлияние и взаимосвязь стратегии, организационной структуры и культуры компании. Стратегический контроль. Управление стратегическими изменениями.
Структура организации. Базовые концепции организационной структуры. Принципы конструирования структуры. Вертикальные и горизонтальные связи в организации. Стратегии и виды структур. Выбор структуры и структурные ошибки. Жизненный цикл организации. Связь размера организации со структурой и контролем. Факторы, влияющие на функционирование организации (как технология, окружающая среда, цели). Преимущества больших размеров организации. Жизненный цикл организации, характеристики организации на каждой стадии цикла. Значение бюрократии и других форм контроля в большой организации. Причины упадка в организации, как с ним бороться.
Концепции взаимоотношений организации и внешней среды. Типы среды, элементы среды. Неопределенность, ресурсы, стратегии приспособления в среде. Коммуникационные системы, открытые системы, трансформация институциальных систем, профессиональные ассоциации, сети, ресурсы, популяционная экология организаций. Административный контроль. Административный контроль в организации – вклад различных парадигм. Эволюция, уровни, направления и механизмы контроля, противоречия в рамках бизнес организаций. Цели и власть в организации, политический процесс, источники власти, типы конфликтов, группы интересов, властные коалиции, уровни конфликта, структурные факторы конфликта, критическая теория конфликта. Социальные проблемы и организации. Организационные патологии. Проблемы организаций в свете различных теоретических подходов. Организационные патологии, способы их концептуализации в государственных, общественных и бизнес организациях.
Планирование персонала и его основные этапы. Разработка требований к должности (должностная инструкция, описание рабочего места, модель рабочего места, профиль требований к должности, профессиограмма, карта компетенций). Методы определения численности персонала. Источники привлечения персонала в организацию. Современные технологии подбора персонала (скрининг, рекрутинг, executive search). Процедура отбора персонала в организации: основные этапы и методы. Отборочное собеседование: типы, виды и особенности проведения. Оформление приема на работу. Адаптация персонала: цели и задачи, направления, виды, основные этапы и методы.
Стимулирование и оплата труда персонала. Виды и методы стимулирования. Стимулирование работников с разными типами трудовой мотивации. Структура компенсационного пакета организации, связь с результатами труда. Социальные трансферты. Основные направления развития персонала организации. Концепция обучающейся организации. Корпоративный университет. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Управление карьерой: виды карьеры, этапы процесса управления карьерой, типовые модели и индивидуальные планы развития карьеры. Формирование и работа с кадровым резервом организации: структура резерва, преемники и дублеры, особенности работы с различными группами кадрового резерва. Оценка персонала: цели и задачи, основные формы и методы оценки. Аттестация персонала: виды, основные участники, обязательные условия и этапы проведения.
Личность в организации. Личностные качества, их измерение. «Большая пятерка» личностных характеристик. Поведение типа А и В. Эмоциональный интеллект.
Удовлетворенность работой, ее измерение. Последствия неудовлетворенности. Способы повышения удовлетворенности. Организационная приверженность, ее виды. Развитие организационной приверженности.
Восприятие как средство формирования поведения человека. Социальное восприятие и социальная идентификация. Ошибки социального восприятия (стереотипизация, самореализующееся пророчество, фундаментальная ошибка атрибуции). Эффекты восприятия («ореола», Пигмалиона, Голема). Учет руководителем закономерностей восприятия.
Роль группы в организации. Синергический эффект. «Социальная лень». Групповые нормы, групповые ценности. Конформность. Феномен «огруппления мышления», способы его уменьшения. Стадии развития группы, управление группой на разных стадиях. Команда. Типы команд в организации. Командные роли (по Белбину). «Распределенное лидерство». Преимущества и ограничения работы команд.
Лидерство как инструмент управления группой. Лидерство и руководство. Основные теории лидерства. Список черт успешного лидера. Мичиганские исследования. Ситуационные теории лидерства. Модели лидерства Ф. Фидлера, Р.Хауса, Р. Херши и К. Бланчарда. Заменители лидерства. Харизматическое лидерство. Ключевые характеристики харизматических лидеров. Трансформационное и транзактное лидерство.
Коммуникации в организации. Коммуникационный процесс, его структура. Препятствия на пути эффективной коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации в организации. Слухи. Невербальные коммуникации. Вербальные коммуникации. Активное слушание. Коммуникационные потоки и их направления. Коммуникационные сети. Роль обратной связи в коммуникации. Управление коммуникациями.
Понятие организационной культуры. Основные функции организационной культуры. Типология организационной культуры. Национальные культуры. Организация с разными национальными культурами. Кросскультурное взаимодействие. Способы облегчения кросскультурного взаимодействия.
Предмет и методы экономической теории. Сущность экономической системы и её элементы, типы экономической системы. Современные модели экономической системы. Экономическая система современной России. Сущность собственности как экономической категории. Отношение прав собственности. Виды и формы собственности. Понятие блага и классификация благ. Экономический продукт, теория предельной полезности. Цена и её функции. Понятие денег, теория денег. Условия возникновения рынка, функции рынка. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства. Сущность потребностей и их классификация. Особенности монополизма в России. Экономический рост. Измерение макроэкономического роста. Факторы и типы экономического роста. Инфляция: понятие, причины, формы проявления. Сущность капитала. Основной и оборотный капитал, кругооборот и оборот капитала. Общая характеристика рынка труда. Безработица и её формы. Государственное регулирование экономики: цели, методы, ограничения.
|
Письменный вступительный экзамен по английскому языку проводится в форме тестирования. Тест построен по образцу международного экзамена и состоит из пяти разделов:
1) Аудирование (Listening): абитуриенты слушают пять мини-диалогов, к каждому из которых имеется 2 вопроса с тремя вариантами ответа. После прослушивания каждого из мини-диалогов абитуриентам дается время на ответ. После прослушивания 5 диалогов и выполнения заданий к ним проводится повторное прослушивание всех пяти текстов. Время на выполнения аудирования – 20 минут. Максимальное количество баллов – 10.
2) Задания на знание лексики (Vocabulary). В раздел входят 3 задания, уровень сложности которых варьируется от простого до среднего (от Elementary до Intermediate). Время на выполнение заданий раздела – 20 минут. Максимальное количество баллов – 20.
3) Чтение (Reading). Абитуриенты читают текст и отвечают на 10 вопросов, выбирая один из предложенных вариантов ответа. Время на выполнение заданий раздела – 20 минут. Максимальное количество баллов – 10.
4) Грамматика (Grammar). Абитуриенты выполняют грамматический тест, состоящий из 40 вопросов. Уровень сложности вопросов варьируется от простого до среднего (от Elementary до Intermediate). Время на выполнение заданий раздела – 60 минут. Максимальное количество баллов – 40.
5) Письмо (Writing). Абитуриенты пишут эссе по одной из трёх предложенных на выбор тем. Объём эссе 200-300 слов. Максимальное количество баллов – 20. Оценка формируется в соответствии со следующими критериями (4 балла максимум за выполнение каждого из них):
а) организация текста: четкое деление на параграфы, наличие введения, основной части и заключения;
б) ясность и логичность изложения;
в) наличие аргументов, примеров, подтверждающих идеи автора;
г) лексическая и грамматическая правильность изложения;
д) разнообразие лексических и грамматических конструкций.
Общее время тестирования – 3 часа (4 академических часа). Максимальное количество баллов за тест – 100 баллов.
Задания теста варьируются от уровня Elementary до уровня Upper-Intermediate (уровни A1 – B2 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком).
Список рекомендуемой литературы:
1) Raymond Murphy. Essential Grammar in Use
2) Raymond Murphy. English Grammar in Use
3) Paul Emmerson. Essential Business Grammar Builder
4) McCarthy M., O’Dell F. English Vocabulary in Use
5) Bill Mascull Business Vocabulary in Use уровни Elementary и Intermediate
6) Cotton D., Falvey D., Kent S. Market Leader уровни Elementary-Intermediate
7) Газеты: The Moscow News, The Moscow Times, The Herald Tribune
8) Журналы: The Economist
Образцы заданий
вступительного экзамена по английскому языку
1. Аудирование
Listen to the dialogue and answer the questions:
Образец вопросов к аудированию
1) Where does the woman want to stay?
a) at a hotel b) at an apartment c) at her friends
2) What is the aim of the woman’s trip?
a) sightseeing b) meeting friends c) visiting a football match
2. Задания на знание лексики
Choose a word or phrase from the box to complete the conversation.
big / early / fast |
1 I think 7.30 is too _______________ for a meeting.
2 I have a lot of books, but no space. My office isn’t _______________ enough.
3 Taxis always drive too _______________. It isn’t safe!
1 workforce A company which is part of a group; more than 50% of it is owned by the parent company
1) Where does the woman want to stay?
a) at a hotel b) at an apartment c) at her friends
2) What is the aim of the woman’s trip?
a) sightseeing b) meeting friends c) visiting a football match
4. Грамматика
Choose the correct answer:
1. The girl looked … at her parents.
a) happy b) happily c) happier d) unhappy
2. I don’t know how much money… .
a) it costs b) does it cost c) does it costs d) it costed
5. Письмо
Образец темы эссе
People have different attitude to work. Some people say that it is absolutely necessary to control employees in order to make them work efficiently. Bonus or its absence is the only motivation that makes people work. Others argue that it is possible to motivate people by making them interested in work and responsible for what they do. Which viewpoint do you share? Give reasons for your opinion.
Высшей школы государственного администрирования (факультет) мгу имени М. В. Ломоносова
11 09 2014
1 стр.
Основные принципы и методы технологии зерна, муки, крупы, комбикормов, хлеба, макаронных и кондитерских изделий, сахара и сахаросодержащих веществ и бродильных производств
12 10 2014
1 стр.
Дифференциальные параметры. Малосигнальные эквивалентные схемы. Полевые транзисторы с управляющим p-n переходом и с мдп структурой. Статические характеристики, влияние температуры,
15 09 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
На носу май, а за ним июнь Время экзаменов. У кого-то вступительных, у многих выпускных
09 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Направление тем вступительных экзаменов в магистратуру по специальности 6М070500 – Математическое компьютерное моделирование
14 12 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.