Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1






Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Высшая школа государственного администрирования МГУ


Программа

вступительных экзаменов в магистратуру

Высшей школы государственного администрирования (факультет) МГУ имени М.В.Ломоносова

Программа составлена на основе государственного образовательного

стандарта подготовки бакалавра по направлению 080200

МЕНЕДЖМЕНТ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета ВШГА МГУ.

Протокол № 8 от 15 декабря 2011 года

Москва 2012 г.



СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….....….3
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра, предусмотренные государственным образовательным стандартом по направлению

080200 – Менеджмент ……………………………………………………….……...3

2. Форма проведения вступительных экзаменов по менеджменту……..…...6

  1. Критерии оценки вступительного экзамена по менеджменту…...….……6

  2. Содержание программы вступительных испытаний……………………... 7

  3. Примерный перечень вопросов вступительных испытаний…………….12

    1. Менеджмент (письменно)………………………………………………….… 12

    2. Список рекомендуемой литературы………………………………..……… ..15

  1. Вступительный экзамен по английскому языку….……………………….18



Введение

Вступительные испытания по менеджменту на специализированную магистерскую программу «Государственное администрирование» осуществляется предметными экзаменационными комиссиями Высшей школы государственного администрирования МГУ, утверждаемыми ректором МГУ имени М.В. Ломоносова.

Вступительный экзамен по менеджменту (письменно) является составной частью вступительных испытаний для успешного поступления на программу.

Программа вступительных экзаменов учитывает минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент».

1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра, предусмотренные государственным образовательным стандартом по направлению
080200 – Менеджмент

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

способностью занимать активную гражданскую позицию;

умением анализировать и оценивать исторические события и процессы;

владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию;

умением критически оценивать личные достоинства и недостатки;

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;

владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;

владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;

способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
организационно-управленческая деятельность:

знанием основных этапов эволюции управленческой мысли;

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

готовностью к разработке процедур и методов контроля;

способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании;

способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

владеть современными технологиями управления персоналом;

готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;

способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;

готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям;

владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;

способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций;

владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;

готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;

знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению;

знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;

способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;

знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;
информационно-аналитическая деятельность:

способностью к экономическому образу мышления;

способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;

способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;

знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли;

умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;

владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;

умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте;

умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;

способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат;

способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений;

способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;

пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов;

способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;



2. Форма проведения вступительного экзамена
по менеджменту

Вступительный письменный экзамен осуществляется в форме письменного ответа по экзаменационному билету на три вопроса.



На письменный экзамен по менеджменту абитуриентом представляется профессиональный проект (1 лист А-4) с его видением перспектив развития государственной службы в России, свое личное место в ней, мотивация для поступления на учебу и планы карьерного роста.


3. Критерии оценки вступительного экзамена

по менеджменту

Менеджмент (письменно)

Критерии оценивания результатов вступительного экзамена по менеджменту (по стобальной шкале):

"86 – 100 баллов" - ответы на все вопросы билета на очень хорошем и отличном уровне, свободное использование рекомендуемой литературы.
"66 – 85 баллов" - ответы на все вопросы билета на хорошем уровне, либо два вопроса – на хорошем и отличном уровне, на один – на удовлетворительном, владение ключевыми моментами, описанными в рекомендуемой литературе.
"50 – 65 баллов" - удовлетворительные ответы на все вопросы билета либо хороший ответ на один вопрос и удовлетворительный – на два других, фрагментарное владение ключевыми моментами, описанными в рекомендуемой литературе.
"менее 50 баллов» – неудовлетворительные ответы как минимум на один вопрос билета, незнание ключевых моментов, описанных в рекомендуемой литературе.


4. Содержание программы вступительного экзамена




Базовые положения менеджмента

Исторические основы менеджмента.


Возникновение научного управления. Школа научного менеджмента Ф.У. Тейлора. История формирования и основные принципы. Административная («классическая») школа в менеджменте. Принципы управления А. Файоля. Школа человеческих отношений. Системный подход. Схема «7S».

Функции менеджмента.


Планирование. Понятие миссии организации. Понятие цели. Многоцелевое планирование. Стратегическое планирование. Функциональные стратегии организации. Принципы стратегического, оперативного и тактического планирования.

Организация. Проблема построения организационных структур. Факторы, определяющие особенности организационной структуры. Специализация труда. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Формализация. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Модели проектирования работы. Стратегия и структура организации: идеи А. Чендлера.

Мотивация. Понятия «потребности» и «мотивация». Содержательные теории мотивации. Пирамида А. Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. Мак Клелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания В. Врума. Теория справедливости Дж. Адамс.

Контроль. Контроль как функция менеджмента. Типы контроля. Процесс контроля. Принципы эффективного контроля по Ньюмену.

Разработка управленческих решений


Понятие решения. Механизмы принятия решений. Определение управленческого решения (УР) и основные требования к нему. Классификация УР. Основные этапы разработки и принятия УР.

Методы диагностики проблем (экспертные методы, контрольные листы, причинно-следственные диаграммы). Основы классификационного метода. Качественные методы разработки УР. Дискуссионные методы (метод комиссий, метод суда, метод мозгового штурма), их преимущества и недостатки. Анкетные методы (метод ранжирования, метод парных сравнений, метод экспертной классификации, метод Дельфи), их преимущества и недостатки. Типичные ошибки, связанные с применением экспертных методов разработки УР. Особенности и основные эффекты, возникающие при разработке и принятии решений в группе.

Количественные методы разработки и принятия управленческих решений. Возможности применения моделирования при разработке и принятии решений. Классификация управленческих задач, решаемых с помощью экономико-математического моделирования. Проблемы оптимального распределения ресурсов. Методы сетевого планирования и управления.

Выбор решения в условиях многокритериальности.

Принятие УР в условиях риска и неопределенности. Источники рисков в бизнесе. Методы предотвращения и уменьшения рисков. Методы разработки и принятия решений в условиях риска и неопределенности (дерево решений, матрица решений, методы теории игр). Использование методов имитационного моделирования при разработке УР в условиях риска и неопределенности.

Организация работ по реализации решения. Значение функции и виды контроля. Методы контроля и механизм его осуществления.

Влияние личности на процесс разработки и принятия УР.

Стратегическое управление


Стратегический и операционный аспекты управления организацией. Понятия: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование. Сущность и особенности стратегических решений, их роль в функционировании и развитии компании. Эволюция систем управления и корпоративного планирования. Процесс стратегического управления: анализ внешней и внутренней среды; формирование стратегии и ее реализация; контроль и оценка реализации стратегии. Корпоративная миссия, философия и видение организации.

Иерархия стратегий деловой организации. Особенности стратегий бизнес-единиц и функционального уровня. Базовые корпоративные стратегии: роста, стабилизации, выживания, сокращения. Стратегии концентрации, вертикальной интеграции, диверсификации. Конкурентные стратегии М. Портера: лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование (специализация). Стратегия разработки нового продукта и стратегия быстрого реагирования.

Стратегический анализ и диагностика внешнего окружения компании. Цели, задачи и инструменты анализа внешней среды. PEST – анализ. Варианты воздействия внешнего окружения: возможности и угрозы. Соотношение понятий: рынок и отрасль, отрасль и конкуренция. Цели и задачи анализа микросреды компании. Барьеры вхождения в отрасль. Конкурентный анализ на основе модели пяти сил М.Портера. Структура и масштабы конкуренции. Ключевые факторы успеха (КФУ). Определение привлекательности отрасли.

Анализ внутренней среды компании: сильные и слабые стороны. Сущность, цели и методы внутренней диагностики компании. Анализ конкурентоспособности по издержкам на основе «цепочки ценностей» М.Портера.

Модели портфельного анализа. Матрица БКГ, Мак-Кинзи. Ограничения матричного метода. Использование SWOT – анализа и поиск синергетического эффекта при формировании и выборе альтернатив. Построение SWOT – матрицы.

Процесс реализации стратегии. Взаимовлияние и взаимосвязь стратегии, организационной структуры и культуры компании. Стратегический контроль. Управление стратегическими изменениями.


Теория организаций


Организации и организационная теория. Определение организаций, теории и их виды, теоретизация организации как междисциплинарная проблема. Объяснения организаций в рамках рациональных систем. Объяснение организации с позиций естественной системы. Соединение подходов в теории организаций. Объяснение организации с позиций открытой системы. Системный дизайн, информация и обучение, голографические организации. Мультипарадигмальные модели и их эволюция.

Структура организации. Базовые концепции организационной структуры. Принципы конструирования структуры. Вертикальные и горизонтальные связи в организации. Стратегии и виды структур. Выбор структуры и структурные ошибки. Жизненный цикл организации. Связь размера организации со структурой и контролем. Факторы, влияющие на функционирование организации (как технология, окружающая среда, цели). Преимущества больших размеров организации. Жизненный цикл организации, характеристики организации на каждой стадии цикла. Значение бюрократии и других форм контроля в большой организации. Причины упадка в организации, как с ним бороться.

Концепции взаимоотношений организации и внешней среды. Типы среды, элементы среды. Неопределенность, ресурсы, стратегии приспособления в среде. Коммуникационные системы, открытые системы, трансформация институциальных систем, профессиональные ассоциации, сети, ресурсы, популяционная экология организаций. Административный контроль. Административный контроль в организации – вклад различных парадигм. Эволюция, уровни, направления и механизмы контроля, противоречия в рамках бизнес организаций. Цели и власть в организации, политический процесс, источники власти, типы конфликтов, группы интересов, властные коалиции, уровни конфликта, структурные факторы конфликта, критическая теория конфликта. Социальные проблемы и организации. Организационные патологии. Проблемы организаций в свете различных теоретических подходов. Организационные патологии, способы их концептуализации в государственных, общественных и бизнес организациях.

Управление персоналом


Основные теории и подходы к управлению персоналом. Система управления персоналом организации: основные функции (подсистемы), организационная структура. Кадровая служба: виды и принципы построения, взаимосвязь с другими структурными подразделениями организации. Формирование стратегии управления персоналом: понятие, факторы, влияющие на процесс ее разработки, взаимосвязь с общей стратегией организации. Основные подходы к классификации стратегий управления персоналом.

Планирование персонала и его основные этапы. Разработка требований к должности (должностная инструкция, описание рабочего места, модель рабочего места, профиль требований к должности, профессиограмма, карта компетенций). Методы определения численности персонала. Источники привлечения персонала в организацию. Современные технологии подбора персонала (скрининг, рекрутинг, executive search). Процедура отбора персонала в организации: основные этапы и методы. Отборочное собеседование: типы, виды и особенности проведения. Оформление приема на работу. Адаптация персонала: цели и задачи, направления, виды, основные этапы и методы.

Стимулирование и оплата труда персонала. Виды и методы стимулирования. Стимулирование работников с разными типами трудовой мотивации. Структура компенсационного пакета организации, связь с результатами труда. Социальные трансферты. Основные направления развития персонала организации. Концепция обучающейся организации. Корпоративный университет. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Управление карьерой: виды карьеры, этапы процесса управления карьерой, типовые модели и индивидуальные планы развития карьеры. Формирование и работа с кадровым резервом организации: структура резерва, преемники и дублеры, особенности работы с различными группами кадрового резерва. Оценка персонала: цели и задачи, основные формы и методы оценки. Аттестация персонала: виды, основные участники, обязательные условия и этапы проведения.

Организационное поведение


Организационное поведение как синтетическая дисциплина. Источники знания об организационном поведении. Необходимость знания организационного поведения в деятельности менеджера.

Личность в организации. Личностные качества, их измерение. «Большая пятерка» личностных характеристик. Поведение типа А и В. Эмоциональный интеллект.

Удовлетворенность работой, ее измерение. Последствия неудовлетворенности. Способы повышения удовлетворенности. Организационная приверженность, ее виды. Развитие организационной приверженности.

Восприятие как средство формирования поведения человека. Социальное восприятие и социальная идентификация. Ошибки социального восприятия (стереотипизация, самореализующееся пророчество, фундаментальная ошибка атрибуции). Эффекты восприятия («ореола», Пигмалиона, Голема). Учет руководителем закономерностей восприятия.

Роль группы в организации. Синергический эффект. «Социальная лень». Групповые нормы, групповые ценности. Конформность. Феномен «огруппления мышления», способы его уменьшения. Стадии развития группы, управление группой на разных стадиях. Команда. Типы команд в организации. Командные роли (по Белбину). «Распределенное лидерство». Преимущества и ограничения работы команд.

Лидерство как инструмент управления группой. Лидерство и руководство. Основные теории лидерства. Список черт успешного лидера. Мичиганские исследования. Ситуационные теории лидерства. Модели лидерства Ф. Фидлера, Р.Хауса, Р. Херши и К. Бланчарда. Заменители лидерства. Харизматическое лидерство. Ключевые характеристики харизматических лидеров. Трансформационное и транзактное лидерство.

Коммуникации в организации. Коммуникационный процесс, его структура. Препятствия на пути эффективной коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации в организации. Слухи. Невербальные коммуникации. Вербальные коммуникации. Активное слушание. Коммуникационные потоки и их направления. Коммуникационные сети. Роль обратной связи в коммуникации. Управление коммуникациями.

Понятие организационной культуры. Основные функции организационной культуры. Типология организационной культуры. Национальные культуры. Организация с разными национальными культурами. Кросскультурное взаимодействие. Способы облегчения кросскультурного взаимодействия.



Экономическая теория

Предмет и методы экономической теории. Сущность экономической системы и её элементы, типы экономической системы. Современные модели экономической системы. Экономическая система современной России. Сущность собственности как экономической категории. Отношение прав собственности. Виды и формы собственности. Понятие блага и классификация благ. Экономический продукт, теория предельной полезности. Цена и её функции. Понятие денег, теория денег. Условия возникновения рынка, функции рынка. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства. Сущность потребностей и их классификация. Особенности монополизма в России. Экономический рост. Измерение макроэкономического роста. Факторы и типы экономического роста. Инфляция: понятие, причины, формы проявления. Сущность капитала. Основной и оборотный капитал, кругооборот и оборот капитала. Общая характеристика рынка труда. Безработица и её формы. Государственное регулирование экономики: цели, методы, ограничения.


5. Примерный перечень вопросов вступительного экзамена

по менеджменту
5.1. Менеджмент (письменно)

  1. Письменный экзамен пишется в течение 3-х часов по билету, в котором содержится три вопроса: два вопроса по менеджменту и один вопрос по экономике.




Вопросы для подготовки к письменному экзамену:
1.Менеджмент    

1. Эволюционные процессы развития менеджмента в России и за рубежом.

2. Миссия и организации: понятие, определения, примеры.

3. Цели в управлении организацией. Классификация целей и их ранжирование.

4. Понятие внешней и внутренней среды организации. Их влияние на эффективность управления.

5. Система функций управления, их роль и место в организации.

6. Классификация методов управления, их содержание.

7. Планирование как функция менеджмента: цели, задачи, принципы. Виды внутрифирменного планирования, их сущность.

8.      Понятие организационной структуры. Типы и основные характеристики организационных структур управления.

9.      Понятие и классификация управленческих решений.

10. Технология подготовки и принятия управленческого решения.

11. Понятие и классификация рисков, способы управления рисками.

12. Сущность контроля. Стадии, объекты, формы, средства реализации контроля.

13. Организационные полномочия: сущность и виды.

14.   Роль коммуникаций в системе управления.

15. Модели мотивации персонала. Их классификация, преимущества и недостатки.

16. Лидерство как высший стиль руководства.

17. Стиль управления: классификация, преимущества и недостатки.

18. Конфликт. Его сущность и классификация конфликтов. Стратегия разрешения конфликтов.

19. Стрессы и их роль в менеджменте. Классификация стрессов. Управление стрессами.

20. Организационная культура организации и личности.

21. Развитие менеджмента на международном уровне.

22. Международный аспект организационного поведения.

23. Национальные особенности организационных культур.

24. Внешняя среда организации и ее уровни. Международное окружение.

25. Какие задачи и функции призвана обеспечить администрация субъектов РФ?

26.Какими моделями представлена структура администрации в различных субъектах РФ?

27. В чем, на Ваш взгляд, суть реформы по созданию федеральных округов?

28. По каким основаниям классифицируются функции управления? Предложите вашу аргументированную систематизацию функция управления.

29.В чем различие управленческих функций политических и административно-правовых?

30.Какими подходами целесообразно руководствоваться при решении задач централизации или децентрализации функций?

31. Опишите используемые в органах управления различные модели коммуникативных сетей?

32.Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю управленческую информацию, их подвиды.

33.Как сформировать систему информации в конкретной организации?

34.Что такое управленческая информация? Каким требованиям она должна отвечать?

35.Проанализируйте важнейшие направления, необходимые условия совершенствования организации труда и деятельности аппарата государственных учреждений.

36.В чем суть органических функций руководителя и его заместителя?

37.Какие вы можете выделить факторы, определяющие методы работы руководителя?

38.Что такое организационная культура, ее составляющие?

39.В чем смысл планирования как организационно-управленческой деятельности государственного органа?

40.Какие существуют подходы к составлению планов (виды планирования)?

41.Охарактеризуйте специфику объективно необходимых стадий процесса планирования и проблемы, возникающие на каждой из стадий?

42.Аргументируйте свою концепцию управленческого решения.

43.Что означает оптимизация управленческих решений?

44.Охарактеризуйте последовательные стадии процесса разработки, принятия и реализации решений.

45.В чем вы видите специфику задач, функций состава рабочей команды по управлению изменениями в организации?

46.В чем состоит сущность организационного поведения?

47.Какие факторы оказывают влияние на формирование личности? Как влияет процесс социализации?

48.Какие барьеры существуют в организационном поведении для изменения установок? Когда и как их можно изменить?

50.Что формирует состав и содержание мотивов организационного поведения?

51.Чем определяется стиль руководства и управления в организации?

52.Почему возникает необходимость в создании групп? Какими признаками обладает формальная группа?

53.Какие отличительные признаки присущи малым группам?

54. Что представляет собой условие появления эффекта синергии в группе?

55.В чем вы видите различие между рабочими группами и командами? Назовите принципы построения команды.

56.Назовите и охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса. Какой коммуникационный процесс называют двусторонним?

57.Что такое жизненный цикл организации, из каких стадий он состоит? Дайте характеристику каждой из стадий.

58.Каковы особенности организационного поведения на различных стадиях жизненного цикла?

59.Что понимается под термином «корпоративная культура»? Каковы основные элементы корпоративной культуры?

60.Каковы достоинства и ограничения организационного развития?

61.Приведите примеры факторов, которые могут привести к положительным и отрицательным последствиям при реализации изменений.

62.В чем заключается роль руководителя при реализации изменений в конкретной ситуации?

63.В чем состоит необходимость управления компетенцией персонала?

64.Какие межкультурные факторы влияют на организационное поведение и организационную культуру компании?

65.Назовите и охарактеризуйте наиболее известные параметры межкультурных различий?

2. Экономическая теория  

1. Предмет и методы экономической теории.

2. Сущность экономической системы и её элементы, типы экономической системы.

3. Современные модели экономической системы.

4. Экономическая система современной России.

5. Сущность собственности как экономической категории.

6. Отношение прав собственности.

7. Виды и формы собственности.

8. Понятие блага и классификация благ.

9. Экономический продукт, теория предельной полезности.

10. Цена и её функции.

11. Понятие денег, теория денег

12. Условия возникновения рынка, функции рынка.

13. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства.

14. Сущность потребностей и их классификация.

15. Особенности монополизма в России.

16. Экономический рост. Измерение макроэкономического роста. Факторы и типы экономического роста.

17. Инфляция: понятие, причины, формы проявления.

18. Сущность капитала.

19. Основной и оборотный капитал, кругооборот и оборот капитала.

20. Общая характеристика рынка труда.

21. Безработица и её формы.



22. Государственное регулирование экономики: цели, методы, ограничения.





5.2. Список рекомендуемой литературы:


  1. Управление конкурентоспособностью. (Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г.) Год выпуска: 2009 Автор: Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Издательство: М.: Омега-Л

  2. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс. 2011.

  3. Бараненко С.П., Балабанов В.С., Лясников Н.В. Менеджмент организации. Учебное пособие. М.: Издательство: Российская академия предпринимательства (РАП). 2011.

  4. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". М.: Омега-Л. 2011.

  5. Бондаренко В.В., Резник С.Д., Резник С.Д. Персональный менеджмент. Практикум. М.: Инфра-М. 2011.

  6. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Буркова И.В. Механизм управления. СПб.: Ленанд. 2011.

  7. Ван Ассен М., Ван ден Берг Г., Питерсма П. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер. М.: Бином. 2011.

  8. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. М.: Проспект. 2011.

  9. Веснин В.Р. Менеджмент в схемах и определениях. Учебник. М.: Проспект. 2011.

  10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Магистр. 2011.

  11. Газарян А.Е. Менеджмент и организация. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2011.

  12. Гительман Л.Д. Менеджмент – твоя работа. Действуй на опережение! Учебник. М.: Инфра-М. 2011.

  13. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций. Учебник. М.: КноРус. 2011.

  14. Голиков А.Н., Стрелец И.А., Киселева Е.А. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. М.: АСА.2011

  15. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер. 2011.

  16. Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: Вершина, 2004.

  17. Грушенко В.И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений. Учебное пособие. М.: Мнфра-М. 2011.

  18. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент. М.: Альфа-М. 2011.

  19. Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер. 2011.

  20. Деревяго И.П. Менеджмент. Ответы на экзаменационные вопросы. М.: ТетраСистемс. 2011.

  21. Добрина Н.А., Щербакова Ю.В.  Менеджмент: основы теории и деловой практикум. Учебное пособие. М.: Альфа-М. 2011.

  22. Жуков Б.М., Ткачева Е.Н. Исследования систем управления. М.: Дашков и Ко. 2011.

  23. Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). Учебник. М.: Инфра-М. 2011.

  24. Загородников С.В. Краткий курс по менеджменту. Учебное пособие. М.: Окей Книга. 2011.

  25. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы. Учебное пособие. М.: Дело. 2011.

  26. Зубкова А.Г., Мусаева Д.Э. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: Академия. 2011.

  27. Иванус А.И. Гармоничный инновационный менеджмент. М.: Либроком. 2011.

  28. Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В. Менеджмент. Учебно-практическое пособие. М.: Инфра-М. 2011.

  29. Инновационный менеджмент. Издательство: Сибирское университетское издательство. 2011.

  30. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. Практикум. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Академия. 2011.

  31. Кочетков А.А. Экономическая теория. Учебник. М.: Дашков и Ко. 2011.

  32. Крымов С.М. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. М.: Академия. 2011.

  33. Кухарчук А.М. Управление-менеджмент. Лидерство и руководство. Теоретические основы. Тесты. М.: Экоперспектива. 2011.

  34. Ламбен Ж.-Ж., Шулинг И., Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер. 2011.

  35. Литвак Б.Г. Наука управления. Теория и практика. М.: Дело. 2011.

  36. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. Учебник. СПб, Питер, 2007

  37. Логинов В.Н. Управленческие решения: модели и методы. Учебное пособие. М.: Альфа-Пресс. 2011.

  38. Лукичева Л.И., Анискин Ю.П. Управление организацией. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации". М.: Омега-Л. 2011.

  39. Лукичева Л.И., Анискин Ю.П. Менеджмент организации: теория и практика. Учебник для бакалавров. М.: Омега-Л. 2011.

  40. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации". М.: Омега-Л. 2011.

  41. Максименко Л.С., Панасенко С.В., Парахина В.Н. Стратегический менеджмент. М.: КноРус. 2011.

  42. Михненко П.А. Теория менеджмента. Учебник. М.: Синергия. 2011.

  43. Набиев Р.А., Локтева Т.Ф., Вахромов Е.Н. Менеджмент. Практикум. М.: Финансы и статистика. 2011.

  44. Обозов Н.Н. Интенсивная подготовка менеджера. СПб.: БХВ-Петербург. 2011.

  45. Панкрухин А.П., Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации". М.: Омега-Л. 2011.

  46. Петухова С.В., Чередникова Л.Е., Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами. Учебное пособие. М.: Омега-Л. 2011.

  47. Петухова С.В., Шеметов П.В., Радионов В.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". М.: Омега-Л. 2011.

  48. Разу М.Л. Менеджмент. М.: КноРус. 2011.

  49. Райченко А.В. Общий менеджмент. Учебник. М.: Инфра-М. 2011.

  50. Роббинз С.П.Основы организационного поведения. М.: Вильямс, 2006.

  51. Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. Повышение личной и командной эффективности. М.: Эксмо. 2011.

  52. Сейфуллаева М.Э. Международный менеджмент. Учебное пособие. М.: КноРус. 2011.

  53. Смольский А.П. Деловой менеджмент. Учебно-практическое пособие. М.: Современная школа. 2011.

  54. Староверова И.А. Инновационный менеджмент. М.: Ответ. 2011.

  55. Стратегический менеджмент. Издательство: Сибирское университетское издательство. 2011.

  56. Темплар Р. Правила менеджмента. Как ведут себя успешные руководители. М.: Альпина Паблишерз. 2011.

  57. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развития и оценка. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2011.

  58. Томсон-мл. А., Стрикленд Д. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс. 2011.

  59. Тысленко А.Г. Менеджмент. Организационные структуры управления. Учебно-практическое пособие. М.: Альфа-Пресс. 2011.

  60. Федякина Л.В., Андреев В.В.  Социальные технологии современного менеджмента. Сборник докладов Межвузовской конференции молодых ученых и студентов. М.:Издательство: Российский государственный социальный университет (РГСУ). 2011.

  61. Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: Издательство: Московская финансово-промышленная академия (МФПА). 2011.

  62. Юкаева В.С., Зубарева Е.В., Чувикова В.В. Принятие управленческих решений. Учебник. М.: Дашков и Ко. 2011.

  63. Wild J.J., Subramanyam K.R., Halsey R.F. Financial statement analysis. – N.Y., McGraw –Hill,2003

  64. Higgins R.C. Analysis for financial management.- N.Y. , McGraw-Hill,2004

  65. A Guide to The Project Management Body of Knowledge. – PMI, 2000.








    Источники в Интернет:

  1. www.pmi.org

  2. www.pmi.ru

  3. www.rjm.ru

  4. www.sovnet.ru

  5. https://www.pfdf.org/leaderbooks/hamel/index.html Articles by Hamel Innovation as a Deep Capability. Leader to Leader, Winter 2003

  6. https://markus.spb.ru/avtoritet/rcl.shtml Истинные лидеры преобразований Джон Катценбах Из материалов "Вестника McKinsey

  7. https://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0133.asp

  8. https://www.24-7innovation.com/ S.Shapiro 24-7 Innovation Process, Performance, People.



  1. Вступительный экзамен по английскому языку

Письменный вступительный экзамен по английскому языку проводится в форме тестирования. Тест построен по образцу международного экзамена и состоит из пяти разделов:

1) Аудирование (Listening): абитуриенты слушают пять мини-диалогов, к каждому из которых имеется 2 вопроса с тремя вариантами ответа. После прослушивания каждого из мини-диалогов абитуриентам дается время на ответ. После прослушивания 5 диалогов и выполнения заданий к ним проводится повторное прослушивание всех пяти текстов. Время на выполнения аудирования – 20 минут. Максимальное количество баллов – 10.

2) Задания на знание лексики (Vocabulary). В раздел входят 3 задания, уровень сложности которых варьируется от простого до среднего (от Elementary до Intermediate). Время на выполнение заданий раздела – 20 минут. Максимальное количество баллов – 20.

3) Чтение (Reading). Абитуриенты читают текст и отвечают на 10 вопросов, выбирая один из предложенных вариантов ответа. Время на выполнение заданий раздела – 20 минут. Максимальное количество баллов – 10.

4) Грамматика (Grammar). Абитуриенты выполняют грамматический тест, состоящий из 40 вопросов. Уровень сложности вопросов варьируется от простого до среднего (от Elementary до Intermediate). Время на выполнение заданий раздела – 60 минут. Максимальное количество баллов – 40.

5) Письмо (Writing). Абитуриенты пишут эссе по одной из трёх предложенных на выбор тем. Объём эссе 200-300 слов. Максимальное количество баллов – 20. Оценка формируется в соответствии со следующими критериями (4 балла максимум за выполнение каждого из них):

а) организация текста: четкое деление на параграфы, наличие введения, основной части и заключения;

б) ясность и логичность изложения;

в) наличие аргументов, примеров, подтверждающих идеи автора;

г) лексическая и грамматическая правильность изложения;

д) разнообразие лексических и грамматических конструкций.


Время на выполнение заданий раздела – 60 минут.

Общее время тестирования – 3 часа (4 академических часа). Максимальное количество баллов за тест – 100 баллов.

Задания теста варьируются от уровня Elementary до уровня Upper-Intermediate (уровни A1 – B2 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком).
Список рекомендуемой литературы:

1) Raymond Murphy. Essential Grammar in Use

2) Raymond Murphy. English Grammar in Use

3) Paul Emmerson. Essential Business Grammar Builder

4) McCarthy M., O’Dell F. English Vocabulary in Use

5) Bill Mascull Business Vocabulary in Use уровни Elementary и Intermediate

6) Cotton D., Falvey D., Kent S. Market Leader уровни Elementary-Intermediate

7) Газеты: The Moscow News, The Moscow Times, The Herald Tribune

8) Журналы: The Economist
Образцы заданий

вступительного экзамена по английскому языку
1. Аудирование

Listen to the dialogue and answer the questions:

Образец вопросов к аудированию

1) Where does the woman want to stay?

a) at a hotel b) at an apartment c) at her friends

2) What is the aim of the woman’s trip?

a) sightseeing b) meeting friends c) visiting a football match
2. Задания на знание лексики

Choose a word or phrase from the box to complete the conversation.

big / early / fast

1 I think 7.30 is too _______________ for a meeting.

2 I have a lot of books, but no space. My office isn’t _______________ enough.

3 Taxis always drive too _______________. It isn’t safe!



Match the words with their definitions

1 workforce A company which is part of a group; more than 50% of it is owned by the parent company


2 subsidiary A reduction in the price of something
3 discount All the employees of a company or country

3. Чтение

Read the text and answer the questions

Образец вопросов к тексту

1) Where does the woman want to stay?

a) at a hotel b) at an apartment c) at her friends

2) What is the aim of the woman’s trip?

a) sightseeing b) meeting friends c) visiting a football match

4. Грамматика

Choose the correct answer:

1. The girl looked … at her parents.

a) happy b) happily c) happier d) unhappy

2. I don’t know how much money… .

a) it costs b) does it cost c) does it costs d) it costed
5. Письмо

Образец темы эссе

People have different attitude to work. Some people say that it is absolutely necessary to control employees in order to make them work efficiently. Bonus or its absence is the only motivation that makes people work. Others argue that it is possible to motivate people by making them interested in work and responsible for what they do. Which viewpoint do you share? Give reasons for your opinion.





Программа вступительных экзаменов в магистратуру

Высшей школы государственного администрирования (факультет) мгу имени М. В. Ломоносова

295.29kb.

11 09 2014
1 стр.


Программа вступительных экзаменов в магистратуру по специальности 6М072800 «Технология перерабатывающих производств»

Основные принципы и методы технологии зерна, муки, крупы, комбикормов, хлеба, макаронных и кондитерских изделий, сахара и сахаросодержащих веществ и бродильных производств

260.67kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа вступительных экзаменов в магистратуру 210100 "электроника и микроэлектроника" Профилирующая

Дифференциальные параметры. Малосигнальные эквивалентные схемы. Полевые транзисторы с управляющим p-n переходом и с мдп структурой. Статические характеристики, влияние температуры,

39.68kb.

15 09 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 210100. 68 Электроника и наноэлектроника Магистерская программа
161.04kb.

06 10 2014
1 стр.


«Я не боюсь экзаменов» (памятка)

На носу май, а за ним июнь Время экзаменов. У кого-то вступительных, у многих выпускных

73.3kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
330.28kb.

08 10 2014
1 стр.


6М070500 – Математическое компьютерное моделирование : I. Архитектура современной вычислительной техники

Направление тем вступительных экзаменов в магистратуру по специальности 6М070500 – Математическое компьютерное моделирование

49.99kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний в магистратуру направление 072500. 68 Дизайн Нижний Новгород 2013 Общие положения
185.6kb.

30 09 2014
1 стр.