ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Цель и задачи практики.
Производственная практика проводится после окончания студентами 3-го курса. К этому времени помимо предметов, перечисленных в программе учебной практики, студенты изучили следующие дисциплины: "Дифференциальные уравнения, теория функций комплексного переменного, ряды Фурье", "Теория вероятности и математическая статистика", "Вычислительная математика и пакеты прикладных программ в АСУ", "Математическая логика и логические схемы вычислительных систем", "Физика", "Моделирование систем", "Компьютерная графика", "Электротехника и электроника", "Технология программирования", "Теоретические основы автоматизированного управления", "Операционные системы", "Базы данных", "Информационные технологии", "Теория принятия решений", "Системное программное обеспечение". Таким образом, к началу производственной практики студенты имеют достаточные знания по ряду математических, обще-профессиональных и специальных дисциплин.
Цель практики - изучение студентами опыта и особенностей разработки и эксплуатации АСОИУ на предприятии (в организации); закрепление теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в процессе учебы.
Задачи практики:
- изучение структуры, состава и задач функционирующей или разрабатываемой на предприятии автоматизированной системы обработки информации и управления;
- закрепление полученных при изучении дисциплин учебного плана теоретических знаний и практических навыков;
- непосредственное участие в разработке создаваемой или в эксплуатации действующей на предприятии АСОИУ.
Содержание практики.
В период производственной практики студенты должны изучить на предприятиях, в проектных и научно-исследовательских институтах, в производственных объединениях, в диспетчерских службах, вычислительных центрах и коммерческих организациях следующие вопросы:
- особенности производственной деятельности и организационно-управленческой структуры предприятия;
- тип автоматизированной системы управления и основные параметры объекта управления. Например, для АСУТП – особенности технологического процесса, для АСУ ПХД (производственно-хозяйственной деятельностью) – особенности организационно-экономического управления и т.д.;
- цели создания АСОИУ, состав подсистем и перечень задач;
- информационное обеспечение, параметры базы или банка данных, тип СУБД, языки БД;
- техническое обеспечение, системы сбора, преобразования, кодирования, передачи, хранения и обработки информации, тип и архитектура локальной или региональной вычислительной сети;
- математическое и программное обеспечение, модели и алгоритмы, операционные системы, алгоритмические языки, пакеты прикладных программ, редакторы и другие программные средства ПЭВМ.
Аналогичные вопросы, рассматриваются студентами в рамках академических программ ведущих компаний в области информационных технологий согласно договору с РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.
Формы участия студентов в ведущихся на предприятии разработках могут быть следующие:
- разработка математической модели;
- разработка алгоритма решения задачи;
- разработка программ в различных средах;
- создание базы данных;
- разработка систем управления технологическими процессами с использованием SCADA-пакетов;
- разработка корпоративных систем с использованием CASE-средств и т.д.
Участие студентов-практикантов в процессе эксплуатации действующих автоматизированных систем может быть следующее:
- ведение баз данных;
- сопровождение задач;
-
администрирование вычислительной сети;
-
работа с электронными таблицами и редакторами;
-
проектирование системы с помощью пакетов САПР;
-
внедрение и апробация программного обеспечения, анализ полученных результатов;
-
настройка программных продуктов и обучение пользователей;
-
эксплуатация SCADA-систем и т.п.
Студенты, заключившие трехсторонние договора, проходят практику на предприятии, с которым заключен договор. На это предприятие они придут работать после окончания вуза, поэтому работа на практике должна быть максимально приближена к их будущей основной деятельности.