Перейти на главную страницу
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Методические указания
Чебоксары 2011
ББК Х.р30(2)-266.5
УДК 34:378.38(072) Составитель: Е.В. Иванова
Производственная практика студентов: метод. указания / сост. Е.В. Иванова; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2011. ___ с.
Составлены в соответствии с ГОС ВПО по специальности 0300501 «Юриспруденция». Содержат программы производственной практики, методические указания по организации и прохождению производственной практики.
Для студентов II-VI курсов юридического факультета.
В процессе производственной практики студенты приобретают организаторский и профессиональный опыт.
Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студентов на практике, являются: программа практики; путевка студента-практиканта; дневник практики.
Распределение по местам практики и руководство всей практикой осуществляются в конкретных отделах и службах организации (учреждения).
Во время прохождения практики студенты обязаны:
Обязанности предприятия, организации, учреждения (базы практик) определяются соответствующим договором, заключенным с ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».
Преддипломная практика по гражданско-правовой специализации включает в себя (в зависимости от темы дипломной работы): сбор, анализ архивных материалов, научной литературы; поиск, сбор и анализ необходимой нормативно-правовой базы (работа с электронной правовой базой «Гарант», «Консультант-плюс» и др.); прохождение практики; другие формы.
Местами прохождения производственной практики для студентов гражданско-правовой специализации, как правило, являются учреждения, которые отвечают профилю специализации. К ним относятся: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; юридические отделы министерств, ведомств, организаций, предприятий, кредитных учреждений, научно-исследовательских организаций и пр.; специализированные ведомства: патентное ведомство, отделы по защите прав потребителей и др.; юридические (правовые, договорные отделы) органов власти и местного самоуправления; нотариат; адвокатура и др.
Независимо от места прохождения производственной практики студент должен быть ознакомлен со структурой организации, ее учредительными документами, а также с договорной деятельностью предприятия, на котором он проходит производственную практику: составить общее представление о договорной деятельности гражданско-правового характера, получить возможности практического освоения вопросов, связанных с заключением таких договоров, как, например, договор купли-продажи (поставки), договор аренды (субаренды), договора об оказании услуг; иметь представление о формах и способах защиты нарушенных гражданских прав, в том числе и судебной форме защиты.
Процесс организации производственной практики включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1. Проведение организационного собрания студентов с целью их ознакомления: с целями и задачами предстоящей практики; со сроками ее проведения; с требованиями, которые предъявляются к практике как виду учебной деятельности; с перечнем баз прохождения практики, предлагаемых университетом.
2. Определение и закрепление за студентами баз практик. На данном этапе студенты представляют заявление либо с указанием базы практики, с которой у университета имеется договор на организацию прохождения практики студентов, либо с указанием места прохождения практики по своему выбору. В последнем случае студент помимо заявления представляет гарантийное письмо (прил. 3).1 При этом кафедра вправе отказать в согласовании места прохождения практики, если посчитает, что цели и задачи практики не будут достигнуты. Студентов, не представивших заявление, базами практики обеспечивает кафедра.
№ |
Год набора |
Наименование практики |
Учебный семестр |
Срок прохождения практики |
1. |
2007 |
Производственная практика по специализации |
8 семестр |
3 недели с 29 июня по 19 июля |
Производственная (преддипломная) практика |
10семестр |
8 недель с 26 января по 22 марта | ||
2. |
2008 |
Производственная практика по специализации |
8 семестр |
3 недели с 29 июня по 19 июля |
Производственная (преддипломная) практика |
10 семестр |
8 недель с 26 января по 22 марта | ||
3. |
2009 |
Производственная практика по специализации |
8 семестр |
3 недели с 29 июня по 19 июля |
|
Производственная (преддипломная) практика |
10 семестр |
8 недель с 26 января по 22 марта | |
4. |
2010 |
Производственная практика по специализации |
8 семестр |
3 недели с 29 июня по 19 июля |
Производственная (преддипломная) практика |
10 семестр |
7 недель с 02 февраля по 22 марта |
Содержание основного этапа прохождения производственной практики включает в себя:
1) отчет о прохождении практики. Студент должен защитить подготовленный отчет о практике на кафедре. Сроки защиты – в течение 2 первых декад с начала нового учебного семестра;
2) дневник по практике;
3) надлежащим образом заполненную путевку студента-практиканта.
Студент представляет перечисленные выше документы и защищает отчет перед руководителем практики от кафедры и заведующим кафедрой, в сроки определяемые кафедрой.
Отчет о практике после успешной защиты регистрируется и хранится на кафедре в соответствии с установленным сроком.
• уровень теоретического осмысления студентами практической деятельности принимающей организации (ее целей, задач, содержания, методов);
• качество отчета по итогам практики;
• степень и качество приобретенных студентом профессиональных умений;
• уровень профессиональной направленности выводов и рекомендаций, сделанных студентом в ходе прохождения практики.
По результатам защиты студенту выставляется оценка «зачтено», «незачтено».
Зачет по практике приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
- знакомство с предприятием и составление календарного плана на весь период – 1-2 дня;
- стажировка или работа в определенной руководителем должности – 16 -17 дней (для студентов III курса); 23-24 дня (для студентов IV курса);
- работа над завершением подготовки отчета по производственной практике и его оформление – 2 дня.
1. Ознакомление с предприятием, его производственной, организационно- функциональной структурой.
2. Знакомство с вопросами техники безопасности.
3. Вычленение и анализ всех вопросов, относящихся к дисциплинам специализации (право интеллектуальной собственности, корпоративное право и т.д.).
4. Изучение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-правовых вопросов.
5. Изучение информации об особенностях толкования норм права.
6. Изучение и анализ особенностей разрешения различных юридических коллизий компетентными должностными лицами.
7. Изучение особенностей работы юристов, не обладающих властными полномочиями.
8. Изучение конкретной производственной и другой деловой документации.
9. Изучение новых технологических средств в правовых информационных системах, применяемых в учреждении (организации).
10. Изучение технологии сбора, регистрации и обработки правовой информации в данной организации (учреждении).
11. Выявление недостатков в работе данного подразделения, их оценка.
12. Разработка предложений по совершенствованию существующего порядка работы, а также по внедрению новых методов работы. Приобретение практических навыков работы на конкретных рабочих местах.
В период прохождения преддипломной практики студент особое внимание уделяет сбору, анализу материала для написания выпускной квалификационной работы.
• статус (правовое положение) учреждения, организации, связи подчиненности (система взаимодействия с другими органами управления, хозяйствующими субъектами), краткая история становления и развития;
• правила делопроизводства, принципы организации и основные направления деятельности, полномочия принимающей организации;
• организационная структура принимающей организации; права, обязанности и функции основных структурных подразделений (органов управления) и должностных лиц;
• нормативные документы, регламентирующие деятельность принимающей организации (нормативно- правовые акты, локальные правовые акты, в том числе учредительные документы, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.);
• анализ соответствия выполняемым служебным (уставным) функциям и задачам.
К окончанию производственной практики студент составляет развернутый отчет о ее прохождении2. При написании отчета студенту необходимо систематизировать выполненную работу, дать анализ практики с учетом ее программы. К отчету о прохождении практики должны быть приложены документы, составленные самим студентом при ее прохождении. Отчет вместе с приложениями к нему брошюруется или прошивается. К отчету должно быть приложено направление студента на практику.
В нем освещаются следующие моменты: место и время прохождения практики; описание выполненной работы по отдельным разделам программы с указанием объема этой работы; анализ наиболее сложных и интересных дел, изученных студентом на практике; указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики; изложение спорных, сложных юридических вопросов, возникающих по конкретным делам, и их решение; основанные на нормативных материалах замечания по тем или иным документам, с которыми студент знакомился во время практики.
В отчете студент должен указать, как проходила практика, какую она принесла пользу в усвоении теоретического материала, и какую помощь оказывали ему руководители практики (преподаватели и практические работники).
Отчет должен отражать отношение студента к изученным материалам, к той деятельности, с которой он знакомился, те знания и навыки, которые он приобрел в ходе практики. Отчет не должен быть повторением дневника или пересказом программы практики. Он должен содержать также сведения о необходимых для написания курсовых и выпускной квалификационной работы материалах, собранным студентом во время прохождения практики (статистические данные, судебная и арбитражная практика, анализ определенных категорий дел и .т.д.).
При написании отчета о производственной практике рекомендуется придерживаться следующего плана:
Введение (не более 1 страницы);
1 раздел – организационно-правовая характеристика предприятия (1- 2 страницы);
2 раздел - материалы, собранные во время прохождения практики, связанные с выбранной специализацией (6-10 страниц);
Выводы и предложения (2-3 страницы);
В первом разделе отчета излагаются: местонахождение учреждения (организации); размеры предприятия, его специализация и в связи с этим перечисляется круг вопросов правовой проблематики; организационная структура и структура управления.
Во втором разделе должны содержаться ответы на типовые вопросы производственной практики.
В заключительной части отчета студенту необходимо в сжатой форме сформулировать основные выводы, дать конкретные предложения по улучшению работы учреждения (организации).
Текст располагается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 и должен соответствовать следующим требованиям:
- оформляется шрифтом Times New Roman;
- высота букв (кегль) – 14, начертание букв – нормальное;
- межстрочный интервал – полуторный;
- форматирование – по ширине.
Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.
Объем работы в пределах 10-15 страниц. Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы не проставляется.
Диаграммы, графики, схемы, чертежи, фотографии и др. именуются рисунками, которые нумеруются последовательно сквозной нумерацией под рисунком; текст названия располагается внизу рисунка. Цифровой материал, помещенный в отчете, рекомендуется оформлять в виде таблиц, которые также нумеруются арабскими цифрами последовательно. Все таблицы должны иметь содержательный заголовок. Заголовок помещается под словом «Таблица» над соответствующей таблицей с цифровым материалом.
Приложения оформляются как продолжение отчета на последующих его страницах, которые не нумеруются. Каждое приложение начинают с новой страницы, в правом верхнем углу которой указывают слово «Приложение» с последовательной нумерацией арабскими цифрами, например, «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, отражающий суть документа.
Образец оформления (содержание) титульного листа представлен в прил. 1.
Отчет о производственной практике защищается перед руководителем практики и заведующим кафедрой.
Отчет прошивается и скрепляется печатью предприятия – базы практики, подписью руководителя практики от предприятия, подписью студента-практиканта, на титульном листе проставляются подписи руководителя практики от кафедры и заведующего кафедрой.
Дневник практики ведется студентом и является обязательным отчетным документом для студента (см. прил. 2). В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными и заверяются подписью руководителя практики (практическим работником). С его разрешения студент оставляет у себя составленные им проекты документов, отмечает в дневнике все возникающие вопросы, связанные с разрешением конкретных дел. Ведение таких записей впоследствии облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.
Дневник скрепляется подписями руководителя практики от предприятия и студента-практиканта.
1. Ознакомление:
• с подведомственностью и подсудностью споров;
• с порядком приема граждан, организации работы суда по рассмотрению заявлений и жалоб;
• с организацией делопроизводства в канцелярии суда (учет и регистрация дел, материалов, карточек и т.п.)
• с принципами распределения обязанностей между судьями;
• с полномочиями помощника судьи, мирового судьи, судей федеральных судов, председателя суда и его заместителя;
• с организацией работы секретариата суда, в целом, аппарата суда, мирового судьи;
• с организацией ведения судебной статистики.
2. Ознакомление путем непосредственного присутствия на соответствующих этапах судебного процесса с порядком искового, заочного, приказного, особого производства; с порядком апелляционного производства по обжалованию решений и определений мировых судей.
3. В ходе практики следует собрать копии документов:
• исковое заявление надлежащих формы и содержания;
• апелляционную жалобу (в отношении решения мирового судьи);
• все формы судебных постановлений, в том числе частные определения суда;
• протокол судебного заседания;
• замечания на протокол;
• исполнительный лист;
• ходатайства лиц, участвующих в деле;
• делопроизводительная документация;
• судебная повестка.
4. Составление проектов судебных постановлений.
Практика в арбитражных судах
1. Ознакомление:
• со структурой суда;
• с подведомственностью и подсудностью споров;
• с порядком организации работы суда по рассмотрению заявлений и жалоб;
• с организацией делопроизводства в канцелярии суда (учет и регистрация дел, материалов, карточек и т.п.);
• с принципами распределения обязанностей между судьями;
• с полномочиями помощника судьи, председателя суда и его заместителей;
• с организацией работы аппарата суда;
• с организацией ведения судебной статистики.
2. Ознакомление:
• с исковым производством в суде первой инстанции, в том числе непосредственное присутствие на предварительном судебном заседании, судебном разбирательстве (5-10 дел);
• с особенностями рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
3. В ходе практики следует собрать копии документов:
• исковое заявление надлежащих формы и содержания;
• отзыв на исковое заявление;
• все формы судебных актов;
• мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом;
• протокол судебного заседания;
• исполнительный лист;
• ходатайства и заявления лиц, участвующих в деле;
• доверенность на представительство в арбитражном суде;
• делопроизводительная документация.
4. Составление проектов судебных актов.
1. Ознакомление с видами реестров, формируемых ФРС.
2. В сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
- Ознакомление:
• с выделяемыми регистрационными округами;
• с порядком ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
• со структурой реестра на электронных и бумажных носителях;
• с порядком ведения книги учета документов;
• с формами выдачи сведений из реестра;
• с размерами государственной пошлины за регистрацию;
• с формами свидетельств о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки;
• с требованиями к документам, представляемым на государственную регистрацию прав;
• с видами документов, содержащих техническое описание объектов недвижимости.
- Ознакомление с особенностями:
• государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним;
• государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах;
• государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества;
• государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве;
• государственной регистрации аренды недвижимого имущества;
• государственной регистрации сервитутов;
• государственной регистрации ипотеки.
- Ознакомление и составление с поясняющими ссылками на нормативное основание перечней документов, необходимых для государственной регистрации прав.
- Присутствие на приеме документов, необходимых для государственной регистрации прав.
- Проведение правовой экспертизы документов и проверка законности сделки.
3. В сфере контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата ознакомление:
• с порядком внесения сведений об адвокате в региональный реестр;
• с порядком внесения в региональный реестр сведений о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката;
• с порядком исключения сведений об адвокате из регионального реестра;
• с порядком оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений;
• с формами реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, на бумажных и электронных носителях;
• с порядком внесения сведений о нотариусе в реестр, изменений в реестр, предоставления информации из реестра.
4. Ознакомление с порядком учета зарегистрированных политических партий, общественных объединений и религиозных организаций; ведения реестра национально-культурных автономий; ведения реестра арбитражных управляющих.
Рекомендуется большую часть практики (как минимум 2/3 времени) посвятить сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Практика в службе судебных приставов
1. Ознакомление:
• с реализацией полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
• с размерами исполнительского сбора;
• с видами постановлений судебного пристава-исполнителя;
• с видами мер принудительного исполнения.
2. Ознакомление с порядком осуществления исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов по критериям:
• применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
• проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
• требования, предъявляемые к исполнительным документам;
• разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
• розыск должника, его имущества;
• этапы исполнительного производства (возбуждение, приостановление, прекращение исполнительного производства, в частности, возвращение исполнительного документа);
• порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника;
• обращение взыскания на иное имущество должника- организации;
• обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника;
• общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения:
• о восстановлении на работе;
• о выселении должника;
• о вселении взыскателя.
3. Присутствие при проведении исполнительного производства (поэтапно).
4. Следует составить и (или) собрать проекты следующих документов:
• постановлений судебного пристава-исполнителя по каждому этапу исполнительного производства;
• исполнительные листы, выдаваемые судами;
• судебные приказы;
• заявления о разъяснении соответствующего судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан этот исполнительный документ, а также документа, который является исполнительным документом;
• опись арестованного имущества.
Практика в таможенных органах
1. По вопросам взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроля правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов ознакомление:
• с методами определения таможенной стоимости;
• с порядком проведения контроля таможенной стоимости товаров;
• с мерами по их принудительному взысканию.
2. По вопросам таможенного оформления и таможенного контроля:
• ознакомление с принципами проведения таможенного контроля и его формами;
• участие в проведении проверки таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверки товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации;
• изучение перечней документов и сведений, требований к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам;
• изучение форм таможенных документов, в частности, порядка оформления таможенной декларации.
3. Ознакомление с информационными системами, информационными технологиями и средствами их обеспечения, используемыми таможенными органами.
4. Ознакомление с порядком проведения валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
5. Ознакомление путем присутствия при производстве по делам об административных правонарушениях и рассмотрении таких дел таможенными органами.
6. Ознакомление путем присутствия при производстве дознания и неотложных следственных действий.
7. Присутствие при приеме граждан, участие в рассмотрении обращений лиц.
8. Следует составить и (или) собрать проекты следующих документов:
• требование об уплате таможенных платежей;
• таможенная декларация;
1. Присутствие на приеме граждан, совместное рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав.
2. Участие в проверках работодателей и расследованиях причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда с составлением проектов предписаний об устранении нарушений законодательства об охране труда, протоколов об административном правонарушении.
3. Ознакомление с принципами и формами взаимодействия по вопросам расследования несчастных случаев на производстве:
• с исполнительными органами Фонда социального страхования РФ;
• с правоохранительными органами;
• с объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов.
4. Ознакомление с порядком расследования несчастных случаев на производстве, в частности, формирования комиссий по расследованию несчастных случаев.
5. Следует составить и (или) собрать формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве:
• извещения о групповом несчастном случае;
• акты о несчастном случае на производстве;
• заключение государственного инспектора труда;
• протоколы опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);
• протокол осмотра происшедшего;
• сообщения о последствиях несчастного случая и принятых мерах.
6. Изучение порядка и участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях следующих составов:
• нарушение законодательства о труде и охране труда;
• уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;
• необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения;
• нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению;
• увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки;
• сокрытие страхового случая.
7. Присутствие на выступлениях государственных инспекторов труда в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве и дача этому оценки.
Практика в нотариальной конторе
1. Ознакомление:
• с правовым статусом государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой; нотариальной палаты (полномочия и органы);
• с правилами нотариального делопроизводства, регистрации нотариальных действий;
• с порядком наделения нотариуса полномочиями и прекращения его полномочий;
• с территорией деятельности нотариуса (принимающей нотариальной конторы);
• с размерами нотариального тарифа;
• с видами нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах;
• с требованиями к документам, представляемым для совершения нотариальных действий.
2. Ознакомление с порядком:
• совершения нотариальных действий, в частности:
- удостоверение сделок;
- удостоверение завещаний;
- удостоверение доверенностей;
- выдача свидетельства о праве на наследство;
- свидетельствование верности копий документов и выписок из них;
- свидетельствование подлинности подписи на документе;
- совершение протестов векселя;
• подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов;
• установления личности обратившегося за совершением нотариального действия;
• проверки дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в сделках.
3. Обретение навыков совершения нотариальных действий в интересах физических и юридических лиц, в частности, навыков составления проектов договоров, заявлений и других документов (завещаний, доверенностей, свидетельств);
4. Участие в консультировании по вопросам совершения нотариальных действий.
Практика в адвокатском образовании
1. Ознакомление:
• с формами адвокатских образований;
• с реестром адвокатов;
• с порядком установления и размерами платы за услуги;
• с категориями лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно;
• с порядком и условиями ведения адвокатом гражданских дел различных категорий в суде первой, кассационной и надзорной инстанций, начиная с принятия поручения.
2. Составление проектов исковых заявлений (наиболее типичные), отзывов на иски, заявлений и жалоб по делам, возникающим из административных нарушений, и делам особого производства; доверенностей; апелляционных, кассационных, надзорных жалоб, заявлений по поводу различного рода ходатайств; проекты выступлений в судебных прениях; запрос адвоката; замечания на протокол судебного заседания.
3. Присутствие во всех судебных заседаниях, в которых участвует адвокат – руководитель практики.
4. В присутствии руководителя практики самостоятельное ведение приема граждан, консультирование.
5. В случае оказания услуги по юридическому сопровождению деятельности предприятий, учреждений, организаций.
Практика в налоговых органах
1. Ознакомление:
• с системой налогов и сборов в РФ;
• с системой налоговых органов в РФ;
• с формами налоговых деклараций и порядком их заполнения и сдачи в налоговые органы;
• с формами проведения налогового контроля;
• с порядком постановки на учет налогоплательщиков;
• с порядком проведения налоговых проверок;
• с видами налоговых правонарушений и ответственностью за них, а также с производством по делу о налоговом правонарушении (составы: непредставление налоговой декларации и неуплата или неполная уплата сумм налога);
• с порядком обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;
• с порядком рассмотрения жалобы и принятия решения по ней;
• с порядком регистрации предпринимателей.
2. Участие:
• в налоговых проверках;
• в рассмотрении дел о взыскании налоговых санкций и пени;
• в сборе доказательств по делам о взыскании налоговых санкций и пени.
3. Составить с указанием поясняющих ссылок перечни документов, требуемых для:
• регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;
• регистрации юридического лица.
4. Ознакомиться и составить таблицу сроков уплаты налогов (НДС, ЕСН и др.), а также в соответствии со специальными налоговыми режимами (упрощенная система налогообложения, система ЕНВД) по видам налогоплательщиков: индивидуальный предприниматель, коммерческая организация.
5. Ознакомиться и законспектировать основные положения документов для служебного пользования, разъясняющих порядок проведения основных форм налогового контроля.
6. Следует составить и (или) собрать проекты следующих документов:
• исковое заявление о взыскании налоговой санкции и пени;
• отзыв на исковое заявление налогоплательщика;
• требование об уплате налога и сбора;
• налоговые декларации;
• акты налоговой проверки;
• заявления о государственной регистрации юридического лица путем учреждения и реорганизации; физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
• изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; при ликвидации юридического лица.
Практика в юридической службе предприятия, учреждения, организации:
1. Ознакомление:
• с учредительными документами, определяющими вид предприятия (форма собственности, организационно- правовая форма, вид и цели деятельности и др.);
• со структурой предприятия, положениями о структурных подразделениях, основными функциями его отделов (бухгалтерии, снабженческого, сбытового, планового, отдела кадров и др.), целями и задачами юридической службы;
• с перечнем документов, подлежащих визированию юридической службой;
• формами участия и ролью юридической службы в подготовке локальных нормативных актов – положений, стандартов предприятия, правил, инструкций (коллективный договор, стандарты предприятия по правовой работе);
• с порядком справочно-кодификационной работы юридической службы, порядком хранения нормативных актов и делопроизводства;
• с планированием работы юридического отдела, с мероприятиями по повышению квалификации и правовому обучению специалистов;
2. Участие в проверке соответствия конкретных документов правового характера нормативным предписаниям.
3. В работе по заключению договоров следует:
• изучить структуру договорных связей, выявить круг контрагентов по договорам, виды заключаемых договоров;
• изучить порядок и сроки заключения договоров, участвовать в разработке условий проектов договоров, составить проекты протоколов разногласий и протоколов согласования по заключенным договорам;
• ознакомиться с постановкой учета заключенных договоров и формами контроля за их исполнением;
• ознакомиться с порядком ведения претензионной работы, освоить учет поступающих и предъявляемых претензий, а также поступающих из других отделов претензионных материалов для предъявления исков; участвовать в рассмотрении претензий по существу, составлять проекты претензий и ответов на них;
• освоить порядок надлежащего оформления исков по различным категориям дел (в соответствии с видом деятельности предприятия), составлять проекты исковых заявлений с указанием перечня прилагаемых документов;
• принимать участие в рассмотрении и обсуждении материалов о состоянии дебиторской задолженности и результатов проведения инвентаризации товарно- материальных ценностей, находящихся на подотчете материально ответственных лиц, составлять проекты исковых заявлений о взыскании причиненного ущерба;
• участвовать в рассмотрении судом и арбитражным судом споров, одной из сторон в которых является принимающая организация, составлять проекты жалоб на решения по отдельным делам;
• изучить организацию обобщения и анализа результатов претензионно-исковой и иной работы юридической службы за квартал и год, ознакомиться с составлением ею другой отчетности.
5. В ходе практики следует собрать:
• перечень документов, подлежащих визированию юридической службой;
• план работы юридического подразделения на текущий год (квартал);
• договоры, опосредствующие отношения предприятия по поставке продукции, производству работ, оказанию услуг;
• протоколы разногласий по договорам, протоколы их согласования;
• претензии и ответы на них, исковые заявления и отказы по ним по основным категориям дел;
• решения суда, арбитражного суда и другие процессуальные документы, составляемые в ходе процесса.
Центр информационно-правового консультирования и правового просвещения
1. Ознакомление:
• с основными формами правового просвещения;
• с основными формами правового консультирования;
• со структурой Центра информационно-правового консультирования и правового просвещения;
• с процедурой консультирования и основными правилами профессиональной этики;
• с порядком справочно-кодификационной работы, порядком хранения нормативных актов и делопроизводства.
2. Участие в проверке соответствия конкретных документов правового характера нормативным предписаниям;
3. По претензионной работе и оформлению исковых материалов следует:
• ознакомиться с содержанием претензионной работы, освоить учет поступающих и предъявляемых претензий; участвовать в рассмотрении претензий по существу, составлять проекты претензий и ответов на них;
• освоить порядок надлежащего оформления исков по различным категориям дел (в соответствии с видом деятельности предприятия), составлять проекты исковых заявлений с указанием перечня прилагаемых документов;
• изучить организацию обобщения и анализа результатов претензионно-исковой и иной работы юридической службы за квартал и год, ознакомиться с составлением ею другой отчетности.
4. В ходе практики следует собрать:
• претензии и ответы на них, исковые заявления и отказы по ним по основным категориям дел;
• решения суда, другие процессуальные документы, составляемые в ходе процесса.
Территориальные управления Министерства юстиции Российской Федерации
1. Ознакомление:
• с работой по обеспечению единства правового пространства и ведения федерального регистра;
• с работой по регистрации уставов муниципальных образований, ведению государственного реестра муниципальных образований;
• с работой по регистрации некоммерческих организаций и контролем за деятельностью некоммерческих организаций;
• с работой по оказанию международной правовой помощи и проставлением апостиля;
• с работой по осуществлению контроля и надзора в сфере нотариата;
• с работой по осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры;
МИНОБРНАУКИ РОССИИТ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Зарегистрировано: № _______
ОТЧЕТ
по производственной практике
_________________________________________________
_________________________________________________
(наименование базы прохождения практики)
Сроки прохождения практики:
период с «_»_________20__ г. по «___»_______20__ г.
Студента _________________________ группы ________
(подпись, дата)
_________________________________________________
(оценка, Ф.И.О., подпись, дата)
Руководитель ор организации
_________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись, дата)
Отчет защищен «__»_________20_ г. с оценкой________
Зав.кафедрой
гражданско-правовых дисциплин
___________ Е.В. Иванова
«__»________20___г.
Чебоксары 20___
Приложение 2
Образец оформления дневника по практике
Студент__________________________________________
Юридический факультет, курс __, группа ____
Место прохождения практики___________________
Руководитель практики от предприятия___________
(должность, Ф.И.О.)
Число и месяц |
Подразделение практической базы |
Краткое описание выполненной работы |
Подпись руководителя практики |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
При прохождении производственной практики в одном подразделении предприятия, организации, учреждения может быть рекомендована следующая форма ведения дневника прохождения практики:
Число и месяц |
Краткое описание выполненной работы |
Подпись руководителя практики |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
Наименование и реквизиты организации |
Ректору ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова», профессору В.Г. Агакову |
Руководство______________________(наименование организации) не возражает против прохождения ___________________________________________
практики студента специальности 030501 «Юриспруденция» _____________отделения ____ курса ____гр._________________
на период с «____»________20_г. по «_____»______20_г.
Руководитель организации __________Ф.И.О.
Подпись
М.П.
№ |
Наименование организации |
61. |
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Чувашской Республике* |
2. |
Управление Судебного департамента в Чувашской Республике |
3. |
Министерство внутренних дел по Чувашской Республике |
4. |
Прокуратура Чувашской Республики |
5. |
ГУ «Чувашская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ» |
6. |
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике |
7. |
Управление Федеральной службы безопасности РФ по ЧР* |
8. |
ОАО «АБС Автоматизация» |
9. |
Администрация г.Чебоксары |
10. |
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике |
11. |
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике* |
12. |
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике |
13. |
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары |
14. |
Адвокатская палата Чувашской Республики |
15. |
Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике |
16. |
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики |
17. |
Министерство юстиции Чувашской Республики |
18. |
ГУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики |
19. |
ООО «Национальный институт медицинского права» |
20. |
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике* |
21. |
ООО «Юридическая фирма «КомменсантЪ» |
22. |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике* |
1. |
Общие сведения |
|
2. |
Организация производственной практики |
|
3. |
Общие методические рекомендации |
|
4. |
Составление отчетности о прохождении производственной практики |
|
5. |
Программы производственной практики |
|
|
Приложения |
|
Компьютерная верстка и правка ______
Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура Times.
Усл. печ. л. __. Уч.-изд. л. ___. Тираж ___ экз. Заказ № 389.
Чувашский государственный университет
Типография университета
Производственная практика студентов: метод указания / сост. Е. В. Иванова; Чуваш ун-т. Чебоксары, 2011. с
30 09 2014
1 стр.
Методические указания к прохождению ознакомительной практики по туризму (для студентов 1 курса дневной формы обучения специальности 050203 «Менеджмент организации» Гостиничное хозя
10 09 2014
1 стр.
Методические указания предназначены для студентов II, III, VI, V курсов лечебного факультета медицинского института для прохождения производственной практики в качестве младшего ме
12 10 2014
3 стр.
Методические указания предназначены студентам фармацевтического факультета заочной формы обучения медицинских и фармацевтических вузов для самостоятельного выполнения контрольной р
10 10 2014
1 стр.
Группа Юридического факультета, тема практики: «Изучение экономических, правовых, политических и социальных аспектов функционирования и управления предприятиями на примере Германии
15 12 2014
1 стр.
Государственным образовательным стандартом подготовки специалистов с высшим юридическим образованием по специальности 021100 «Юриспруденция»
30 09 2014
1 стр.
Практические работы по физиологии поведения : Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» / Сост. Н. К. Са
25 12 2014
4 стр.
Информационные технологии в менеджменте" для студентов 1-3 курсов факультета "Менеджер" по направлению 080200. 62 "Менеджмент" заочной и заочной сокращенной форм обучения
10 10 2014
4 стр.