ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
Ученик 1. Мы сегодня очень рады всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых, и серьёзных и весёлых.
Первый класс, первый класс пригласил на праздник нас.
Ученик 2. Знают взрослые и дети и шахтёр и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3. До свиданья, до свиданья, книга первая моя.
Приходи к нам на прощанье, ждут тебя твои друзья.
(В класс входит Азбука, обращается ко всем присутствующим)
Азбука. Здравствуйте мамы, здравствуйте папы! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли – встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли, стали мы друзьями.
Я учила буквам вас, и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду, а ещё терпению.
Вас сегодня не узнать: стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали, поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас: рада я, друзья, за вас!
(Обращается к учителю.) А где же мои помощники - буквы?
Учитель. Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
(Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита)
Учитель. Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!
Азбука. Есть принять парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду!
(Ребята группами декламируют стихотворение)
АБВГДЕЖ – прикатили на еже.
ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мы здесь друзья!
Азбука. Алфавит по порядку номеров рассчитайся!
(Дети читают по цепочке стихи о своих буквах)
Буква А. Буква А – алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
Буквы Б, В. В – ватрушка, Б – баранка,
Это пекарь спозаранку
Выпекает в жаркой печке
Булки, бублики, колечки.
Буквы Г, Д. Где? Когда? Всегда мы любим,
Задавать вопросы людям.
Год за годом, день за днём
Г и Д – друзья во всём.
Буквы Е, Ё. Ель на ёжика похожа.
Ель в иголках, ёлка – тоже.
Буквы Ж, З. Ж-ж-ж-жужжит бедняжка жук:
В сеть поймал его паук.
З-з-з-запел комар сердито,
Он задаст сейчас бандиту.
Буква И. Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
Буквы К, Л. Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
Буквы М, Н. Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёда, много пчёл.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Буква О. О, друзья! Я так люблю
Олю, Олечку мою.
И сейчас желаю Оле
Быть отличницею в школе.
Буквы П, Р. Мы соседи в алфавите
Как красивы, посмотрите.
На двоих у нас три ножки,
Где купить для них сапожки?
Буквы С, Т. Таракан живёт за печкой.
То-то. Тёплое местечко!
Буква У. Ученик учил уроки.
У него в чернилах щёки.
Буквы Ф, Х. Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорёк.
Хищный маленький зверёк.
Буквы Ц, Ч. Вы узнали Ч и Ц?
Мы примчались на мяче.
Цапля, чайка и циркач
Тоже любят игры в мяч.
Буквы Ш, Щ. Ш и Щ – родные сёстры,
Различать их очень просто:
Носит Щ всегда с собой
Этот хвостик небольшой.
Буквы Ъ,Ы,Ь. Полезные мы с вами буквы,
Но есть у нас одна беда:
Бываем мы всегда строчными,
А вот большими – никогда.
Буква Э. Эхо слышно тут и там,
Эхо ходит по горам.
- Эхо, спустишься сюда?
Отвечает эхо: «Да!»
Буква Ю. Юнга – будущий матрос
Южных рыбок нам привёз.
А на грядке у юнната
Поспевают экспонаты.
Буква Я. (Выходит вперёд, начинает хвастаться)
Посмотрите на меня, разве я не хороша?
Не худющая, как А, и не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу к букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду я стоять последней.
(Обращается к Азбуке)
Книжка первая моя, пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять первой в Азбуке стоять!
Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно
И за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я,
Подводить сейчас меня?
В алфавите всем известно:
Хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично:
Якать просто не прилично.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте.
Все буквы. Дело в том, что все мы вместе!
(Буква Я становится в строй)
Азбука. Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением.
(В класс входит Незнайка, оглядывается удивлённо.)
Незнайка. Ой, что у вас здесь происходит? Народу полным – полно, и Азбука здесь. Здравствуйте вам! (Спрашивает у Азбуки, показывая на буквы) А это кто?
Азбука. А это мои помощники – буквы.
Незнайка. Зачем тебе так много букв? И почему одни красные, а другие синие?
Азбука. Это буквы гласные и согласные.
Незнайка. Ну, их очень много. Сколько их всего?
Дети. 33.
Незнайка. Ого! Бедные детки! Как можно все их выучить! 33 это ж больше, чем пальцев на руках. Нет, если бы я работал Букварём, я бы оставил букв поменьше, чтоб ребятам было полегче! Например, одни гласные или одни согласные.
Учитель. Эх, Незнайка! Нельзя говорить о том, чего не знаешь. Каждая буква важна! Надо тебе, Незнайка, серьёзно заняться своим обучением.
Незнайка. Ну, допустим, это лишнее. Я и без грамоты могу прекрасно стихи сочинять. Вот к празднику приготовил свеженькие, ещё никто не слышал. Хотите, продекламирую?
(Читает стихи. Дети исправляют допущенные им ошибки)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно ВРАЧЕЙ (грачей)
Синеет море перед нами.
Летают МАЙКИ (чайки) над волнами.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался ДОМ (сом)
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять ЦАПЕЛЬ (капель) перед сном.
Учитель. Видишь, Незнайка! Не зря говорят «Мало уметь читать, надо уметь думать». Садись и слушай внимательно: сейчас буквы будут загадывать загадки родителям, а мамы постараются отгадать. Ты, если будешь внимательным, тоже сможешь.
(Буквы снова становятся в строй от А до Я, по цепочке рассказывают стихотворение – загадку – каждая о себе.
Инсценирование стихотворения «Загадочные буквы» )
А –лягушку проглотил (аист)
Л –тележку покатила (лошадь)
Д –откроем и войдём (дверь)
Ш – на ёлке мы найдём (шишка)
О – жужжит и больно жалит (оса)
П – в лесу деревья валит (пила)
В – чирикает на ветке (воробей)
Т – рычит на нас из клетки (тигр)
М – спасается от кошки (мышь)
Ц – в горшочке на окошке (цветок)
Н – приятный любит запах (нос)
К – на мягких ходит лапках (кошка)
Щ – усердно чистит зубы (щётка)
З – велит надеть нам шубы (зима)
Ч – с собою домик тащит (черепаха)
Э – откликнется из чащи (эхо)
С – по шёрстке мы погладим (собака0
Ё – мы к празднику нарядим (ёлка)
И – в лесу на курьих ножках (избушка)
Г – лежат у нас в лукошке (грибы)
Ф – мерцает огоньком (фонарь)
Ю – завертится волчком (юла)
Е – в лесу с куста мы ели (ежевика)
Р – вокруг луны летает (ракета)
Х – к обеду на столе (хлеб)
Я – на каждом корабле (якорь)
Незнайка. Как ловко родители отгадали все загадки. Наверно, в школе вы все хорошо учились? Это ты их учила, Азбука?
Азбука. Нет, не я, а мой дедушка – букварь(показывает букварь старого издания)
Учитель. Дорогая Азбука! С тобою мы сегодня распрощаемся: ты остаёшься в 1 классе, а мы отправляемся дальше по дороге знаний и открытий. А что, ребята, нам нужно взять с собой, чтобы справиться со всеми трудностями?
Дети. Терпение, старание, умение, аккуратность.
(Неожиданно в дверь входят три героя)
Герои. А нас возьмёте с собой, милые ребятки?
Дети. А кто вы такие?
Герои. Читайте сами! (ЛЕНЬ, ЖАДНОСТЬ, БАЛОВСТВО)
Учитель. Ребята, возьмём их с собой?
Дети. Нет!
Лень. А как же? Неужели вы без нас обойдётесь? Неужели не будете лениться, баловаться, жадничать?
Жадность. Вы же такие некультурные, невоспитанные, читать – писать научились, а как вести себя – не знаете.
Дети. Знаем!
Баловство. Ну – ну, сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова.
(Герои читают стихи, а ребята досказывают последнее слово)
.Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе… (утро)
. Если в ночь случилась встреча,
Говорим мы … (Добрый вечер)
.И всегда при расставанье
Говорите … (До свиданья)
.Уезжает кто – нибудь –
Пожелайте … (В добрый путь)
.Попал я в дедушку мячом
И закричал: «А я при чём?»
Но, досчитав до 30,
Сказал: «Ну дедушка, …(Прости)
.Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из – за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (Извините)
Если дарят в день рожденья
Вам конфеты и печенье.
Карандаш, альбом, и книжку
Или мягкую мартышку,
Не молчи, как в речке рыба,
Говори друзьям …(Спасибо)
За день и ночь, за солнца луч,
За небо, чистое от туч,
За звёзды, утро и зарю
Ты говори … (Благодарю)
Учитель. Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку!
(Обращаясь к Лени, Жадности, Баловству) Убедились, что наши ученики научились не только грамоте и письму?
Лень. Да, пожалуй, нам в этом классе делать нечего (обращаясь к своим друзьям) Бежим скорее в другой класс – там тоже сейчас праздник проходит. Может, мы с ними останемся? (Убегают)
Азбука. Ну что ж, пришла пора расстаться,
Осталось только попрощаться.
Учитель. До свидания, Азбука, до свидания, Незнайка.
Давайте на прощанье вместе с ребятами споём.