Перейти на главную страницу
Выражая протест против социальной несправедливости, социалисты-утописты «мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров». Подобно философам-просветителям XVIII века, социалисты-утописты думали, что достаточно просветить и перевоспитать людей, чтобы общество поднялось на новую ступень, стало социалистическим. Они придавали огромную роль воспитанию и окружающей среде в формировании человека, но, подобно французским материалистам, рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания.
Утопический характер социализма Фурье, Сен-Симона и Оуэна был результатом того, что на грани XIX века пролетариат лишь складывался как класс и не был еще способен к самостоятельным политическим действиям.
Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800 года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже в возрасте 6—7 лет).
Исходя из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10 1/2 часов, значительно увеличил заработную плату, построил для рабочих новые жилища, организовал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.
Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям.
При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.
Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.
С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.
Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились культурно-просветительные мероприятия.
Вся жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей».
Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели, многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер.
В результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон, ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.
Стремясь к просвещению народа, Оуэн требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу и передачи всей системы народного образования в руки государства. Эти демократические требования не реализованы полностью в Англии даже в наши дни.
Основоположники марксизма расценивали воспринятое Оуэном от Гельвеция учение о человеке — продукте среды и воспитания — как материалистическое, отмечали его положительное историческое значение. В то же время они вскрыли односторонность этого учения, рассматривавшего человека как пассивный продукт среды. К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что люди — активные участники истории, которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу.
В своих выступлениях Оуэн подверг резкой критике капиталистический строй, который основан на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях. Он считал необходимым бороться против «троицы зол»: частной собственности, буржуазной формы брака и религии. Будучи утопистом, он полагал, что новый строй будет создан не путем революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов, справедливого обмена между товаропроизводителями, и в особенности правильно организованного воспитания. Воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним, образование — подлинно научным. Умственное образование будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом, осуществляемым «при содействии сил механики и химии». Дети и подростки будут принимать деятельное участие в посильных для них работах, знакомиться со всеми видами сельскохозяйственного и индустриального труда.
Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. За острую критику капитализма, за коммунистические идеи Оуэна стали преследовать в Англии. И он переехал в казавшуюся ему свободной Америку. Вместе со своими единомышленниками он основал там в 1825 году коммунистическую колонию «Новая Гармония», в которой установил особый порядок, отражавший его взгляды на новое, коммунистическое общество. Собственность в колонии объявлялась общественной, устанавливался общий труд, и в соответствии с затраченным трудом распределялись продукты труда. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище и воспитание.
В колонии в соответствии с принципами Оуэна были открыты школы, в которых давалось систематическое умственное образование, основанное на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание. В «Новой Гармонии» осуществлялось соединение обучения с производительным трудом в области сельского хозяйства и промышленности.
Опыт создания такой коммунистической колонии в условиях капиталистической Америки был обречен на неудачу. Сами колонисты не были подготовлены к такому «социальному эксперименту», они вскоре стали враждовать друг с другом и стремиться к личному обогащению, а затем разделили общественное имущество.
В 1828 году Оуэн вернулся на родину. «Изгнанный из официального общества, замалчиваемый прессой, обедневший в результате неудачных коммунистических опытов в Америке, в жертву которым он принес все свое состояние, Оуэн обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет. Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, — писал Ф. Энгельс, — и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».
Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. В его образовательно-воспитательных учреждениях давалось умственное и физическое воспитание, дети воспитывались в духе коллективизма. Об этих учреждениях весьма положительно отзывались многие передовые деятели, в частности русские революционные демократы А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов. Оуэн не только изгнал религию из своих воспитательных учреждений, но и боролся с религиозными воззрениями, препятствующими, по его мнению, подлинному просвещению народа. Большое значение имели и созданные им просветительные учреждения для взрослых рабочих. Оуэн последовательно и остро критиковал капиталистический строй и воспитание в буржуазном обществе.
«проклятием человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они выдвигали мысль о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справе
23 09 2014
1 стр.
Деятельность первых францисканцев, их религиозно-философские взгляды
01 09 2014
1 стр.
Научный менеджмент стал зарождаться в период с 1491 г до н э по XX век. Этот период явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучного менеджмента, причем как с точки зр
23 09 2014
1 стр.
Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. О. Ауезова
25 12 2014
2 стр.
Ii. Взгляды Томаса Мора в эпоху возрождения, аналитика источника
02 09 2014
1 стр.
«им. Его Величества Короля Шотландии Роберта I брюса», которые рассказали нам о традициях проведения корпоративных праздников у себя на родине. В частности, Дня Рождения известного
10 10 2014
1 стр.
С 2007 года наша гимназия ведёт проектную деятельность по Комплексно-целевой гимназической программе "Международные связи"
14 12 2014
1 стр.
Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века
14 12 2014
1 стр.