Перейти на главную страницу
Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва
Работа выполнена в лаборатории психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО
Доктор психологических наук, профессор
Смирнова Елена Олеговна
Официальные оппоненты:
Доктор психологических наук, профессор
Защита состоится 20 марта 2007г. в 14-00
на заседании диссертационного Совета К-008.017.01 при Психологическом институте РАО по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, корп. «В».
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Психологического института РАО по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, корп. «В».
кандидат психологических наук И.А. Лёвочкина
При разработке методов исследования мы опирались на положения о структуре творческих способностей, их специфике в дошкольном детстве (Богоявленская Д.Б., Венгер Л.А., Лейтес Н.С., Пономарев Я.А., Теплов Б.М., Штерн В., Гилфорд Дж., Стернберг Р., Брушлинский А.В., Зинченко В.П., Кудрявцев Т.В., Матюшкин А.М., Петровский А.В., Яковлева Е.Л., Торренс Е. и др.).
При разработке метода формирования творческой позиции исходным для нас стало положение о том, что побуждение к творчеству возникает в противоречивых проблемных ситуациях, когда ребенок не может решить задачу известными ему «готовыми» способами. Это симулирует его к поиску нового решения проблемы (Веракса Н.Е, Давыдов В.В., Дьяченко О.М., Матюшкин А.М, Поддъяков Н.Н. и др.). Мы учитывали также положение отечественной психологии об игре как ведущей деятельности дошкольника, в которой наиболее эффективно развиваются все психические процессы и личностные новообразования (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.). Игры, в которых создаётся исходное противоречие и возникает необходимость его решения, мы назвали «играми с противоречием».
При выборе материала для игры мы опирались на положение М.И. Лисиной о том, что действия и предметы, связанные с миром людей и человеческих отношений, являются более значимыми и привлекательными для дошкольников; многие психические процессы первоначально складываются на материале субъективно значимых для ребенка социальных объектов.
Данные положение позволили сформулировать гипотезу о том, что творческая позиция дошкольника успешно формируется в ситуации разрешения противоречий, предъявленных на субъективно значимом сюжетном материале. Такие условия создаются в играх с противоречиями.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:
В работе используются также материалы проведенного диссертантом мониторинга творчества изобретателей игрушек в России за 1971-2002г.г.
В первой главе «Исследования проблемы творчества в общей и возрастной психологии» рассматриваются общие подходы к развитию творческих качеств личности в отечественной и зарубежной психологии.
В настоящее время достаточно полно исследованы общие теоретические проблемы психологии творчества (Брушлинский А.В., Пономарёв Я.А., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К. и др.). Неоднократно исследовались природа творческого потенциала личности, его диагностика и развитие в школьном возрасте (Богоявленская Д.Б., Волков И.П., Дружинин В.Н., Матюшкин А.М., Мельникова Е.М., Савенков А.И., Телегина Э.Д., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Яковлева Е.Л. и др.).
Многими авторами исследовались проявления детского творчества в различных видах деятельности: в литературной (Кабачек О.Л., Сметанина Н.В.), художественной (Мелик-Пашаев А.А., Антонова Л.А., Романова Е.Ю.), познавательной (Рыжова Е.В., Селюч М.Г.), игровой (Гударева О.В., Е.И., Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К.). Традиционно развитие детского творчества связывается с такой психической функцией как воображение (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. и др.).
Очевидно, что становление творческих качеств начинается уже в дошкольном возрасте, причём этот период является сензитивным для их формирования и развития. Между тем понятие «творчество» как создание культурно-значимого продукта (Кудрявцев Т.В., Рубинштейн С.Л., Ярошевский М.Г. и др.) не применимо к детям дошкольного возраста, которые не создают нечто значительное для культуры. Термин «креативность», который исследователи трактуют как «обнаружение нового в постановке и решении проблем» (Гилфорд Дж., Торренс Е.П., Матюшкин А.М., Щебланова Е.И.), также трудно использовать применительно к дошкольникам. Распространённый термин «творческая активность», который отражает характеристику деятельности (познавательной, учебной или художественной) также не всегда адекватно отражает способность дошкольника к творчеству. Детское творчество может проявляться и без заметной для окружающих поведенческой активности: когда ребенок по-новому видит предметы, задаёт неожиданные вопросы, придумывает новые образы, игры или занятия и пр. Для описания этого творческого процесса в самых разных сферах жизнедеятельности ребенка пока не существует адекватного термина.
В этой связи возникает необходимость введения нового термина, который описывал бы способность ребенка порождать новое в различных специфически дошкольных сферах его жизнедеятельности: в игре, в общении, в отношении к действительности, в продуктивных видах деятельности, в познавательной активности (в частности, в постановке детских вопросов) и пр.
Нам представляется наиболее адекватным термин «творческая позиция». Под творческой позицией мы понимаем качество личности, которое проявляется в способности преодолевать сложившиеся стереотипы и порождать нечто субъективно новое в самых разных ситуациях, независимо от материала и сферы деятельности.
Как отмечают многие исследователи, особой чертой детского творчества являются его синкретизм (Выготский Л.С.), неспецифичность (Кудрявцев В.Т.), его генерализованный характер и возможность его проявления в различных сферах (Венгер Л.А., Кравцова Е.Е., Поддъяков Н.Н.). Творческая позиция как интегральное личностное образование может проявляться в самых разных модальностях, ситуациях и видах детской деятельности: в литературном творчестве, решении познавательных творческих задач, в высказываниях, в рисовании, игре, драматизации, коммуникации и пр. Можно полагать, что творческая позиция ребёнка является фундаментальной предпосылкой становления творческой активности личности.
Естественно, возникает вопрос об условиях и методах её формирования.
Среди подходов отечественных психологов к формированию творческих способностей детей можно выделить следующие:
- личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);
- развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М., Поддъяков Н.Н.);
- погружение в культуру художественной деятельности (Малик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А., Сметанина Н.В.);
- создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).
Однако эти методы в основном направлены на формирование творчества в какой-то специальной области (преимущественно в интеллектуальной или художественной деятельности).
Особый интерес представляют результаты деятельности изобретателей игр и игрушек, которые разрабатывают конкретную материальную предметную среду для развития детей. В этой связи мы специально обратились к анализу изобретательской деятельности в области игры в России за 1971-2002 г.г. для выявления игр, которые способствуют развитию детского творчества. Контент-анализ игр-изобретений позволил выделить различные цели, которые ставят перед собой авторы при создании новых игр и игрушек для детей всех возрастов, для взрослых. В диссертации приведены все используемые изобретателями игрушек цели, связанные с развитием детей дошкольного возраста. Из огромного числа изобретений (более 2000) было выявлено всего шесть игр-изобретений для дошкольников, авторы которых указывали следующие цели: развитие пространственного воображения; развитие детской творческой фантазии, конструкторского и пространственного мышления; развитие творческого воображения при моделировании выкройки трикотажного изделия; расширение дидактических возможностей; тренировка зрительной памяти.
Из приведенных примеров видно, что изобретатели создают для дошкольников игры по развитию только отдельных компонентов творческого мышления - пространственного воображения и фантазии. Такой подход не способствует созданию полноценной предметно-игровой среды для формирования целостной творческой позиции дошкольников.
В современной психологии и педагогике существуют различные способы активизации творческого мышления дошкольников и младших школьников: система Э. де Боно, приёмы Дж.Родари, мозговой штурм (Осборн А.), метод каталога (Вайтинг Ч.), метод гирлянд ассоциаций (Буш Г.), морфологический анализ (Цвикки Ф.), ТРИЗ (Альтшуллер Г.С.) и др.
Однако данные методы направлены на формирование отдельных психических процессов (мышление, воображение) в узких предметных областях (главным образом, в литературном или техническом творчестве). Как правило, эти методы далеки от реальной жизни ребенка и не затрагивают его смысловой сферы.
Жизнь ребенка проходит не в решении абстрактных задач, а в общении с другими людьми и в проживании образов и сюжетов. Это возраст игры и сказки, когда реальные и воображаемые события не отделены непроходимой стеной, и воображаемые события переживаются как реальное (Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Смирнова Е.О.и др.). Эта особенность дошкольников предполагает включенность любого метода работы с детьми в ведущую деятельность - игру и в значимые для ребенка реальности, имеющие личностный смысл.
В ряде психологических исследований было показано, что важнейшим условием побуждения к творчеству являются противоречивые ситуации, когда знакомые стереотипные объяснения или способы решения оказываются несостоятельными. Это симулирует субъекта к экспериментированию и к поиску нового решения проблемы (Веракса Н.Е., Давыдов В.В., Дьяченко О.М., Матюшкин А.М, Поддъяков Н.Н. и др.). Инверсионные, поисковые, пробующие действия являются источником саморазвития и творчества ребёнка (Кудрявцев Т.В.). Опираясь на эти положения, мы предположили, что возможность решения исходного противоречия многовариантными нестандартными способами является важным условием преодоления сложившихся стереотипов и выхода в творческую позицию. При этом наибольшая свобода поиска новых путей решения противоречивых ситуаций достигается в ситуациях игры. Игры, в которых ребёнку предоставляется свобода экспериментирования с исходным противоречием и открывается возможность поиска любых нестандартных решений, мы назвали «играми с противоречием».
Основные потребности и интересы ребенка лежат в сфере отношений с другими людьми. В цикле работ, проведённых под руководством М.И. Лисиной (Годовикова Д.Б., Бедельбаева Х.Т., Смирнова Е.О. и др.), было показано, что «социальный материал, т.е. действия и предметы, связанные с миром людей и человеческих отношений, являются более понятными и привлекательными для дошкольников, чем действия с предметным материалом. Поэтому действия с социальным материалом более мотивированы и легче выполняются ими. Многие психические процессы первоначально складываются на материале субъективно значимых для ребенка социальных объектов. Мы предположили, что формирование творческой позиции ребенка наиболее успешно будет осуществляться именно на материале субъективно значимых для ребенка одушевлённых образов и персонажей, когда требуется его личное вмешательство, его активная преобразовательная деятельность. Такое личное вмешательство возникает, когда ребенок сталкивается с «непорядком», противоречием. Исходя из этого, главным условием становления творческой позиции ребёнка является разрешение субъективно значимой проблемной ситуации, которую ребенок не может решить известными ему способами, что побуждает его выходить за пределы стереотипов, искать свой метод решения этой проблемы.
Первой задачей настоящей работы стала разработка игр с противоречиями, развивающих творческую позицию дошкольника.
Игра представляет собой набор из двусторонних карточек с сюжетами из шести хорошо известных дошкольникам сказок: «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Колобок», «Маша и Медведь», «Заячья избушка», «Кот, Лиса и Петух», и вкладышей с героями. Сюжеты сказок подбирались специально таким образом, чтобы в комплекте были разноплановые и взаимодополняющие ролевые образы героев. Герои на картинках и на вкладышах изображались в двух-трех эмоциональных состояниях - спокойные, радостные, угрожающие, испуганные, убегающие, плачущие, агрессивные. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие (круглое, квадратное или треугольное), в которое можно вкладывать картинку-вкладыш с любым героем. Таким образом, в игру сразу закладывается противоречие известному сюжету – в сказку входит «чужой» герой (например, колобок - в сказке о поросятах, красная шапочка - в заячьей избушке и пр.). Ситуация со знакомыми героями, в которой ребенок видит «неправильность», порождает то противоречие, которое побуждает к созданию новой, своей сказочной истории. Эта история не может быть оценена с точки зрения критериев «правильности». Именно это противоречие может служить толчком к проявлению творческой позиции.
Такая открытая структура игры позволяет заложить в предметное содержание игровых заданий способы решения противоречия и методы активизации творческого мышления, доступные для дошкольников. Очевидно, что для активизации творческого мышления необходимо не просто предъявление противоречивой ситуации, но и специальная помощь взрослого для конструктивного выхода из этой ситуации. В качестве такой помощи использовались следующие методы: приемы фантазирования Дж. Родари (бином фантазии, путешествие героя по сказкам, творческое комбинирование), эмпатия, типовые приемы фантазирования по ТРИЗ (прошлое-настоящее-будущее, динамичность, «наоборот», принцип предварительного действия, копирование, деление-объединение). Эти методы показали высокую эффективность и валидность для развития творческого мышления и воображения детей (Веракса Н.Е., Григорович Л.А., Сидорчук Т.А. и др.). Значительная часть методов и приемов была адаптирована автором к возрастным особенностям испытуемых.
В процессе апробации методики была разработана специальная система занятий для развития творческой позиции в играх с противоречием, часть из которых приведена в диссертации. Игровые задания на занятиях распределены таким образом, чтобы вызвать у дошкольников актуализацию основных механизмов творческого воображения, среди которых схематизация, одушевление, акцентирование, гиперболизация и др. Задания предлагались в порядке усложнения творческих приемов, и предусматривали как работу в паре взрослый-ребенок, так и совместное творчество детей.
Описана структура деятельности воспитателя, который помогает ребенку-автору встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю с позиции заинтересованного слушателя. Задача воспитателя - установление равноправных отношений сотворчества в подгруппе дети - взрослый. Структура его деятельности представлена в виде мотивирующей поддержки: вопросов и реплик, адресованных ребенку - автору новой сказочной истории, назначением которых является проблематизация (по В.Т. Кудрявцеву), активизация и регуляция детской деятельности.
Во второй главе обсуждаются методы, которые могут стать критерием эффективности программы, направленной на формирование творческой позиции дошкольников. При разработке игры мы полагали, что она является средством для развития творческой позиции ребенка, которая проявляется в разных областях его жизнедеятельности. Для оценки эффективности программы были выбраны методики, позволяющие выявить творческую позицию в разных областях жизнедеятельности ребенка. Описаны основные методы, выявляющие творческую позицию ребенка в наиболее значимых сферах его жизнедеятельности: в организации своей игровой деятельности, в общении со сверстниками, в решении задач на воображение и познавательных задач.
Для выявления способности самоорганизации деятельности была использована методика «Займись чем-нибудь». Экспериментатор приглашал ребенка в кабинет, в котором на ковре лежали различные игрушки (куклы, машинки, строительный конструктор, карточки с изображениями различных предметов). Взрослый предлагал ребенку заняться чем он хочет. Поведение ребенка (т.е. степень самостоятельности и инициативности, уровень развития игры) оценивалось по 5-балльной шкале - от бесцельной манипуляции с предметами до развернутой сюжетной игры.
Для выявления творческой позиции в сфере общения была использована методика «Картинки» Е.О. Смирновой. Ребенку предъявлялись поочередно 5 карточек, на которых были изображены знакомые конфликтные ситуации с детьми: ребенка не принимают в игру, отобрали куклу, сломали постройку и пр. Экспериментатор спрашивал ребёнка, что он(а) сказал(а) или сделал(а) бы в этой ситуации. В качестве наиболее типичных способов решения конфликтов выделялись отказ от решения, агрессивность или продуктивность решения.
Для выявления особенностей детского воображения использовалась методика В.Т. Кудрявцева «Как спасти зайку». Ребенку предлагалась творческая задача: помочь зайке переплыть на другой берег реки, используя ряд предметов (небольшую деревянную палочку, тарелочку, ведёрко, сдутый воздушный шарик, листок чистой бумаги). Ответы детей фиксировались в протоколе.
Для выявления познавательной активности в детском эксперименте была использована методика «Коробочка». Ребенку предлагали закрытую коробочку (с секретом) и предлагали открыть и посмотреть, что в ней лежит. Действия ребенка, его движения, речь фиксировались в протоколе. Отмечались быстрота решения, эмоциональная вовлечённость ребенка в процесс решения, вариативность проб, манипуляций с предметом, достижение результата.
Для осуществления количественного анализа показатели в каждой из методик оценивались по условным шкалам – от 0 до 7 баллов.
В исследовании участвовало 116 дошкольников 5-7 лет, которые были разделены на две группы – экспериментальную (ЭГ - 93 ребенка), контрольную (КГ - 23 ребенка).
Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий (для детей экспериментальной группы) и контрольный. Программа формирующего эксперимента была рассчитана на три месяца регулярных занятий в малой группе (4-6 детей). Длительность одного занятия – 25-30 минут. После занятия дети в любое время могли играть с «Теремками сказок» самостоятельно (у каждого ребёнка был свой комплект игры). Занятия проводил основной воспитатель группы с помощью психолога, который наблюдал за поведением детей и стилем общения с ними воспитателя, анализировал качественное содержание продуктов творческой деятельности детей, контролируя реализацию программы игровых занятий воспитателем. В протоколе фиксировались все проявления ребенком творческой позиции: сюжетны созданных детьми новых сказок, наличие драматизации, эмоциональность, рассказы о себе, привлечение для рассказа какого-либо предмета-заместителя (игрушки), коммуникативные особенности рассказов детей и пр.
На констатирующем и контрольном этапе использовались одни и те же методики. Однако для исключения научения детей в результате констатирующей диагностики, при контрольном эксперименте изменялись задаваемые детям вопросы или используемые предметы. Контрольная диагностика проводилась через две недели после окончания последнего занятия. Протоколы диагностики каждого ребенка были внесены в компьютерную базу данных, созданную в Excel2000, что позволило провести статистический анализ полученных данных и построить наглядные диаграммы результатов детей из ЭГ и КГ.
В третьей главе «Опыт использования игры с противоречием для развития творческой позиции дошкольника» описывается эмпирическое исследование по апробации игр «Теремок сказок» для детей 5-7 лет.
Наблюдения за поведением детей на протяжении трех месяцев показали, что в ходе формирующего эксперимента проявляются следующие линии изменений при решении противоречивых ситуаций:
Наблюдается появление замысла нового произведения: дети пытаются выстраивать карточки в определенном порядке (в ряды горизонтально или вертикально). Они добавляют внутрь рядов нужные им карточки и формируют по расположению карточек замысел своей сказочной истории. На данном этапе наблюдается большой интерес к игре и первые изменения в коммуникативном поведении детей - желание рассказать свою сказку взрослому – воспитателю или родителям.
Этот этап является основным для овладения интеллектуальными методами разрешения противоречия - когнитивным компонентом творческой позиции.
4-й этап – личностное включение. Наиболее характерно для этого этапа проявление самостоятельной творческой активности детей, которая выражается в том, что они играют в «Теремки» вне рамок занятий. Характерно уединение ребенка (в уголке на ковре, или за столиком), для создания творческого продукта «для себя». Ребенок длительное время (до 40 мин) сидит, раскладывая и перекладывая карточки и героев, иногда что-то шепчет или говорит с ними. При этом он описывает не только действия, но и переживания героев, их размышления. Наблюдения за детьми показывает, что ребенок часто проигрывает одну и ту же ситуацию, возможно, значимую для него личностно. Например, героя все ругают, или он всем мешает, или он чего-то боится, или никак не может найти себе место. Проецируя свою личную проблему на предложенный сказочный материал, ребёнок ищет конструктивный выход из нее. По-видимому, проговаривание этих ситуаций, внесение их в разный сказочный контекст, где есть разные помощники и ресурсы для разрешения проблемных ситуаций, позволяют ребенку найти для себя приемлемое творческое решение своей личностной проблемы. Такая личностная включенность ребенка в разрешение противоречивой ситуации создает главное психологическое условие, мотивационно-смысловой компонент для дальнейшего переноса творческой позиции в другие сферы жизнедеятельности.
5-й этап – проявленная творческая позиция. Для этого этапа характерно проявление и перенос творческой позиции в самые разные сферы деятельности. Например, ребенок самостоятельно продолжает свою творческую работу над созданной им сказкой – он рисует, лепит, поет про героев песенки, делает аппликации, собирает из конструкторов обстановку для героев, драматизирует свою сказку (собирает игрушки, рассаживает или водит их как надо в его сказке и проговаривает с ними действие сказки). Наблюдалось изготовление новых вкладышей со своими любимыми героями, их рисовали и использовали дополнительно к имеющимся вкладышам комплекта. Такое свободное экспериментирование в разных модальностях и разных сферах детской жизнедеятельности можно рассматривать как проявления творческой позиции.
Следует отметить, что далеко не все дети прошли все этапы формирования творческой позиции. Наблюдения показали, что после завершения эксперимента на этапе порождения замысла оказались 47 детей (50% от ЭГ), на этапе личностного включения – 31 ребенок (33%), и только 13 детей (15%) достигли наиболее высокого пятого этапа – проявленная творческая позиция.
В третьей главе представлены результаты сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного эксперимента в ЭГ и КГ (таблица 1).
Методики диагностики и сферы жизнедеятельности ребенка |
ЭГ |
КГ | ||
I |
I I |
I |
I I | |
«Займись чем-нибудь» (сфера самоорганизации игровой деятельности) |
1,92 |
2,51 |
1,86 |
1,97 |
«Картинки» (коммуникационная сфера) |
2,59 |
3,15 |
2,6 |
2,7 |
«Как спасти зайку» (воображение: творческое использование знакомых предметов) |
1,66 |
1,97 |
1,57 |
1,64 |
«Коробочка» (проявление познавательной активности в эксперименте) |
4,02 |
4,78 |
3,76 |
4,02 |
Примечание. I - Констатирующая диагностика; II - Контрольная диагностика |
Показатели детей ЭГ в коммуникационной сфере выросли на 22% (в КГ на 6%), а показатели детей ЭГ, фиксировавшие творческую позицию в познавательной сфере, выросли на 19 %. Есть все основания утверждать, что это изменение объясняется результатом формирующего эксперимента, направленного на развитие творческой позиции.
Корелляционный анализ выявил высоко значимую связь между показателями отдельных диагностических методик с этапом развития творческой позиции (0,905**). Данные достоверны при 1% уровне значимости (P < 0,01).
Дальнейший кластерный анализ позволил выявить 3 группы детей, находящихся на разных этапах развития творческой позиции. Для каждой группы выявлены специфические изменения в показателях творческой позиции. Так, для детей, находящихся на этапах раскрепощения и порождение замысла, характерны большие изменения в самоорганизации игровой деятельности. На этапе личностного включения наиболее интенсивно идет развитие коммуникационной сферы. На этапе проявленной творческой позиции у детей на фоне высоких показателей по всем методикам диагностики в большей степени увеличиваются показатели воображения и познавательной активности.
Таким образом, мы можем констатировать значимые изменения по всем показателям экспериментальных методик. Данный факт может служить подтверждением того, что творческая позиция является личностным образованием, которое проявляется в разных сферах жизнедеятельности дошкольника.
В четвертой главе «Использование игры с противоречием для развития творческой позиции взрослых» приведена программа подготовки воспитателей для работы с дошкольниками, направленной на формирование творческой позиции детей. Описана организация и методика реализации этой программы в условиях повышения квалификации работников образования.
Результаты апробации методики показали, что эффективное формирование творческой позиции ребенка возможно только при наличии творческой позиции у педагога. Во многих работах было показано решающее влияние позиции взрослого на развитие творческих способностей детей (Выготская Г.Л., Кабачек О.Л., Маслова В.И., Яковлева Е.Л. и др.). В ходе пилотного эксперимента нами также были выявлены факты негативного влияния взрослых (воспитателей, родителей) на творческую игру ребёнка. При авторитарном руководстве творческой игровой деятельностью ребёнка любое его творческое проявление «корректируется» взрослым, имеющим совершенно иной взгляд на решение той же ситуации, что приводит к подавлению творческой активности ребенка. При поддержке творческой активности ребёнка заложенный игре развивающий потенциал присваивается ребёнком в большей степени. Низкие показатели проявления творческой активности, как правило, были связаны с психологическими особенностями личности воспитателя: высоким уровнем авторитарности, критическим отношение к продукту детского творчества, не сформированной направленностью на равноправное творческое общение с ребенком. В результате реализованный детьми уровень оказывался значительно ниже потенциального.
В связи с этим возникла задача организации специальной работы с педагогами по развитию их собственной творческой позиции. Эта работа предполагала следующие задачи:
В апробации программы участвовало 102 воспитателя. Для выявления эффективности программы в начале и в конце ее реализации проводилось выявление разных аспектов творческой деятельности воспитателей по методикам «Закончи рисунок» Е. Торренса, «Уровень новизны» М.Гафитулина. Целью использования этих методик было выявление изменения уровня оригинальности рисунков и уровня новизны выполняемого творческого задания. Для констатирующей и контрольной диагностики воспитателей использовались одни и те же методики без изменения. Использовались также такие методы исследования, как включенное психологическое наблюдение; изучение продуктов творческой деятельности взрослых. Протоколы диагностики каждого воспитателя были внесены в компьютерную базу данных в Excel2000, что позволило провести количественную обработку данных методами математической статистики.
В таблице 4 приведены данные, полученные в результате тестирования воспитателей по методике Торренса.
Параметры |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
% изме-нения |
Беглость, % заполнения рисунков |
91% |
91% |
0 |
Оригинальность (средний балл на один рисунок) |
1,1 |
1,4 |
27% |
Повороты (% слушателей, использовавших этот прием) |
5% |
7% |
40% |
В результате тестирования воспитателей по методике М.Гафитулина были получены следующие данные. Увеличение новизны творческих решений на 3 уровня (максимальный результат) было зафиксировано у 5,1% слушателей. На 2 уровня повысили новизну своих творческих решений 26,5%, на 1 уровень – 51,5 % слушателей.
Остались на прежнем уровне новизны 16,9% слушателей. Это те люди, которые отмечали для себя как приемлемый самый низкий уровень новизны, то есть они имели отрицательную мотивацию к повышению своего творческого уровня.
Результаты апробации авторской программы подготовки воспитателей к формированию творческой позиции дошкольников показали широкие потенциальные возможности развития творческой позиции взрослых в игровой деятельности с противоречиями. В то же время трудности мотивационного характера при работе со взрослыми (отказ от собственной игровой деятельности, от решения творческих задач) являются серьёзным препятствием для такого развития.
В заключении проводится обобщение результатов исследования. Описаны выделенные при проведении исследования проблемы и задачи, а также перспективы дальнейшего исследования. Среди них проведение теоретического и организационно-методического анализа формирования творческой позиции игр детей младшего и среднего школьного возраста; создания экспериментальных игровых программ по развитию творческой позиции детей в начальной и средней школе; создание обучающих курсов по авторским игровым программам для воспитателей и учителей школы.
Анализ полученных результатов позволил нам подтвердить основную гипотезу исследования и сделать следующие выводы:
Работа выполнена в лаборатории психологии детей дошкольного возраста Психологического института рао
14 10 2014
1 стр.
Проект дво ран на 2009-2011 гг. Геологические позиции и условия формирования гигантских плиоцен-эоплейстоценовых кальдер на Камчатке
27 09 2014
1 стр.
Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке; воспитание чувства дружбы
14 12 2014
1 стр.
Цель: создать условия для формирования нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся, для самовыражения, самореализации каждого члена группы
09 10 2014
1 стр.
Сборник «Материалы областного семинара для учителей русского языка и литературы по теме: «Современный урок с позиции формирования ключевых компетенций и жизненных навыков учащихся»
25 12 2014
1 стр.
Социально-психологические условия возникновения музыкального фанатизма в подростково-юношеском возрасте
14 12 2014
1 стр.
15 12 2014
2 стр.
14 12 2014
5 стр.