Перейти на главную страницу
142
Исполнитель роли отца подходит к скульптурной композиции семьи матери Линды и уводит оттуда исполнительницу роли матери, после чего они огораживают небольшую часть сцены, где начинают вовсю распевать песни и веселиться.
Линда идет к ней, все время непроизвольно вздрагивая по дороге, и обнимает ее.
145
Сатир: Поймите, что теперь вы обнимаете свою настоящую мать. Все, что вы видели от нее до сих пор, было лишь результатом того, что ее душа не находила выражения. (Установка якоря, объяснение, рефрейминг.)
Сатир (Линде, после того как она перестает обнимать свою мать): И как вам все это? (Установка якоря.)
Линда: Сомневаюсь, что смогу это выразить словами. Это было так необходимо мне. Мне так отчаянно хочется говорить с мамой как-то иначе, но в моей голове все перепуталось, и я не знаю, как мне быть.
Сатир: Вы можете себе представить, что вы делаете это в будущем? (Воображаемая репетиция.) На вашем лице написано одно, а глаза выражают другое; похоже, вы только что обнаружили в себе что-то новое. (Установка якоря.) Я не знаю, что дальше будет между вами с матерью, но я твердо уверена, вы больше никогда не будете думать о ней так, как вы это делали до сих пор. И она тоже изменит свое отношение к вам, потому что вы сами будете другой. (Установка якоря и объяснение.)
Линда: Я чувствую, что-то сдвинулось с мертвой точки, похоже, вы правы. Я просто не смогу больше относиться к моей маме по-старому. Я чувствую просветление и любовь. Спасибо вам огромное за это, Вирджиния, это просто здорово!
Приложение 1
Семейная психотерапия Боуэна, Хейли и Сатир: сравнительный анализ результатов
В 1993 г. Винтер опубликовал данные многофакторных исследований, проводимых в 1980-х гг. Институтом семьи штата Вирджиния. Исследования эти отражали практическую эффективность психотерапий Сатир, Хейли и Боуэна. В рамках исследования оценивалась эффективность каждого подхода в работе с малолетними правонарушителями (249 человек из штата Вирджиния и их семьями). Каждая семья примыкала к одной из четырех групп, три из которых являлись психотерапевтическими (по одной группе на каждый психотерапевтический подход), — сюда было направлено 188 подростков, а четвертая была контрольной. Контрольная группа была обеспечена всеми стандартными юридическими услугами, но семейная психотерапия здесь не проводилась.
В ходе наблюдения за каждой группой оценивались такие данные, как количество семей, согласившихся участвовать в такого типа психотерапии, количество тех, кто не принял данный психотерапевтический подход, достижения благополучного результата, изменение локуса контроля клиентов, интенсивность работы семьи в ходе психотерапии, удовлетворение от работы психотерапевта и удовлетворение конечным результатом. Данные показали, что по части количества семей, согласившихся участвовать в психотерапии, количества не принявших ее и прочности достигнутого в ходе занятий результата процессуальный метод Сатир оставляет позади два других вида психотерапий, поскольку с его помощью удалось вовлечь в психотерапию и прийти к положительному и в то же время прочному результату у гораздо большего процента семей, чем этого удавалось добиться, применяя подходы Боуэна или Хейли.
Что же касается такой характеристики, как «локус контроля», — который может быть интернальным в том случае,
147
Попутные измерения по специально разработанной шкале таких характеристик, как адаптивность и сплоченность семьи, показали, что ни у отца, ни у матери, ни у «идентифицированного пациента» ни произошло каких-либо заметных изменений в данной сфере. Исключением является тот факт, что данные по «идентифицированным пациентам», которые проходили курс психотерапии в группах, работающих по методам Сатир и Хейли, показывали, что теперь они прочнее связаны с семьей.
Рис. 1. Процентное отношение людей, вовлеченных в психотерапию, и тех, кто успешно завершил сеанс, к общему числу людей, записанных в группу
148
Что же касается удовлетворения конечным результатом психотерапии, то здесь Винтер на основе полученных данных смог сделать такой вывод: «Члены семьи из групп, работающих по методикам Боуэна и Хейли, были в гораздо.меньшей степени удовлетворены психотерапией, чем те, кто проходил курс в группе Сатир. Больше того, "идентифицированные пациенты" из выборки Сатир были чаще довольны результатом, чем эти же люди из групп Хейли и Боуэна» (Winter, 1993, р. 585).
Работа с семьей: пробное исследование
в рамках групповой семейной
психотерапии
Это продолжающееся и по сей день исследование под руководством Шэрон и Грегори Армстронг, которое имеет своей целью удостовериться в практической эффективности методики Сатир, впервые проводилось в рамках программы поддержки семей правонарушителей, освобожденных под подписку. Средства на его проведение выделялись Обществом психотерапевтических исследований и поддержки брака и семьи, Фондом образования и AVANTA (сеть центров психотерапии Сатир). Первое пробное исследование было проведено в 1996 г. и включало работу с двумя типами групп: контрольной (в той, где не было никакой психотерапии) и группой поддержки (где психотерапия имела место). В лечебную группу входило 20 семей, все из которых принимали участие в проекте под названием Peoplemaking, инициатором которого явились Шэрон и Грегори Армстронг (Armstrong & Armstrong, 1997). Непосредственно поддержка заключалась в групповой семейной психотерапии за одно интенсивное занятие, проводимое в течение выходных, причем за группой велось неусыпное наблюдение. Но тестовые задания на выявление изменений в отношении семейной сплоченности, конфликтов в семье, самоооценки, счастья в браке и признаков депрессии проводились как в лечебной, так и в контрольной группах, причем в лечебной до и после психотерапевтического вмешательства.
Хотя предварительных данных было явно недостаточно, чтобы сделать статистически обоснованные выводы, они все же показали эффективность программы Peoplemaking в отношении укрепления сплоченности и снижения конфликтности в семье. Семьи, принимавшие участие в психотерапев-
тической программе, показали по шкале теста общей атмосферы в семье повышение уровня семейной сплоченности в среднем на 21 % при снижении конфликтов на 12 %. Измерения в отношении самооценки и депрессии показали, что положение хоть незначительно, но все же улучшилось. По причине того, что лишь три участника состояли в браке, вопрос выяснения того, произошли какие-либо изменения в связи с удовлетворенностью семейной жизнью или нет, отпал сам собой. На данные контрольной группы повлияли непредвиденные обстоятельства, сильно изменившие характер полученных данных, поэтому было решено провести вслед за первым второе сравнительное исследование. Данные о рецидивах среди правонарушителей четко отслеживаются и анализируются в настоящий момент и, возможно, будут опубликованы в виде научного исследования в недалеком будущем.
Применение подхода Сатир в работе с афро-американскими сиделками
В 1994 г. Кэтрин Кастой в рамках своей диссертации на одной из кафедр Университета штата Айова провела исследования на предмет эффективности психотерапевтической методики Сатир, где ведущая роль отдавалась личности самого психотерапевта. На основе методики, имеющей под собой концепцию Сатир, были проведены ряд психотерапевтических сеансов, в которых принимали участие афро-американцы, вынужденные приглядывать за слабыми и редко выходящими из дому родственниками. Целью исследования было выяснить влияние методики Сатир на самооценку, уровень медицинского обслуживания, степень давления обязанностей и быстроту психологического «выгорания» афро-американских сиделок. Общее количество сиделок, составляющее 60 человек, было поделено на две равных группы — экспериментальную и контрольную, данные которых подвергались как количественному, так и качественному анализу.
Данные исследований свидетельствуют о том, что первоначальные результаты сиделок относительно их уровня самооценки и степени психологического «выгорания» являются статистически значимыми. В процессе всестороннего анализа данных было также выяснено, что сиделки в своей массе имели высокую степень психологической подавленности до психотерапевтического вмешательства, которая значительно снизилась после проведения психотерапии. При этом уровень медицинского обслуживания заметно не изменился после психотерапевтического вмешательства. Кроме того, исследования показали, что труд афро-американских сиделок требует от них громадных физических и эмоциональных затрат (Caston, 1994).
1.
(а) — направлен на выяснение внутриличностных характеристик. В данном случае скрытых психических процессов матери.
(в) — «трехсторонний», психотерапевт спрашивает мать о взаимодействии ее детей друг с другом.
(г) — «системный», психотерапевт выясняет, какие в целом процессы протекают в семье.
2.
(а) — направлен на выяснение того, каким образом человек взаимодействует с окружающими. В данном случае психотерапевт выясняет насколько для матери с дочерью возможно изменение стиля взаимодействия.
(в) — направлен на выяснение внутриличностных характеристик. Здесь психотерапевт выясняет скрытые психические процессы дочери.
(г) — «системный», этот вопрос касается всей семьи, в частности процессов, которые в ней протекают.
Практическое задание для домашней работы 2: переход к процессу.
— что если никто не звонит ей, это значит — никто не хочет с ней дружить;
Armstrong, S., & Armstrong, G. (1997). Family making: A multifamily therapy research project. Unpublished raw data.
Branden, N. (1994). The six pillars of self-esteem. New York: Bantam.
Carkhuff, R. R., & Antony, W. A. (1979). The skills of helping: An introduction to counseling. Amherst, MA: Human Resource Development Press.
Caston, Catherine. (1994). Self-directed skills nursing model: Decrease burnout in African-American caregivers. The University of Iowa, Iowa City, I A.
Foley, V. D. (1974). An introduction to family therapy. New York: Grune & Stratton.
Goldenberg, I. & Goldenberg, H. (1991). Family therapy, an overview. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Kramer, S. (1955). Transforming the inner and outer family. New York: Haworth Press.
Loeschen, S. (1991). The sekrets of Satir. Desert Hot Springs, CA: Event Horizon Press.
Nerin, W. (1986). Family reconstruction: A long day's journey into light. New York: Norton.
Nichols, M. & Schwartz, R. (1995). Family Therapy. Boston: Allyn & Bacon. «Remembering Virginia.» (1988,Jan/Feb.). The Family Networker. Silver Spring, MD.
Russel, D. (1986). A conversation with Virginia Satir, Virginia Satir collection. Santa Barbara, CA: Humanistic Psychology Archive.
Satir, V. (1978). Your many faces. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.
Satir, V. (1983). Conjoint family therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.
Satir, V. (1988). The new peoplemaking. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.
Satir, V., & Baldwin, M. (1983). Satir step by step: A guide to creating change in families. Palo Alto, С A: Science and Behavior Books.
Satir, V., & Baldwin, M. (1987). The use of self. New York: Haworth Press.
Satir, V., Bandler, R, & Grinder, J. (1976). Changing with families. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.
Satir, V., Banmen, J., Gerber, J., & Gomori, M. (1991). The Satir Model. Palo Alto, С A: Science and Behavior Books.
Satir, V., & Englander-Golden. (1990). Say it straight. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.
Schwab, J. (1983). The use of Satir concept in field instruction. Unpublished Manuscript.
Schwab, J. (1990). A resourse handbook for Satir concepts. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.
Schwartz, R. (1995). Internal family systems. New York: Guilford Press.
Spenkle, D., Keeney, В., & Sutton, P. (1982). Theorists who influence clinical members of AAMFT: A research note. Journal of Marital and Family Therapy, 8, 367-369.
Winter, J. (1993). Selected family therapy outcomes with Bowen, Haley, and Satir. Ann Arbor, MI: University Microfilms International.
Satir, V. (1985). Of rocks and flowers: Dealing with the abuse of children. Kansas City, MO: Golden Triad Films.
Satir, V. (1989). Self-worth. Bounder, CO: NLP Comprehensive.
Satir, V. (1990). Forgiving parents. Bounder, CO: NLP Comprehensive.
Satir, V. (1992a). Communication stances. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.
Satir, V. (1992b). The origins and transformations of survival copings. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.
Satir, V. (1992c). The process of change. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.
Satir, V. (1992d). The seed model. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.
Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — Спб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. —
13 09 2014
10 стр.
Как взаимодействовать с противоположным полом без риска потерять любовь, нежность, радость во взаимоотношениях
13 10 2014
1 стр.
«Школа мастеров», ориентированного на изучение и практическое закрепление отдельных инструментов управленческой деятельности: определения цепочки создания добавленной стоимости, фо
05 09 2014
1 стр.
Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного
09 10 2014
1 стр.
К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал
01 10 2014
1 стр.
К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал
01 10 2014
1 стр.
В 2011 – 2012 уч году школа продолжила работу по емт «Активизация учебно-воспитательного процесса»
27 09 2014
1 стр.
Клубови треба да пошаљу само позване играче. Играчи су дужни да са собом понесу спортску опрему и лопту. Пожељно је да тренингу приствују тренери играча који су позвани на тренинг
10 09 2014
1 стр.