Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10

141

Линда: Ну, разве раз или два... Но почему она не занима­лась мной? Я была такой славной малышкой!

Сатир: С чего вы это взяли? (Выявление убеждений.)

Линда: Я просто это знаю!

Сатир: Откройте глаза, взгляните на меня и вспомните эту славную малышку. (Установка якоря.) Ваша мать ду­мала точно так же. (Объяснение.)

Линда: Я это знаю, но она об этом не говорила.

Сатир: Сколько еще вы будешь мучить себя из-за того, что кто-то в душе любит вас, но вслух не говорит, об этом? (Пересмотр и смещение фокуса на клиента.)

Линда: Не знаю как, но я хочу покончить с этим прямо сейчас.

Сатир: Получается, что какая-то одна часть вас не верит, что она заботилась о вас? (Выявление убеждений.)

Линда: Часть ее любила меня без памяти, но другая часть хотела меня растоптать.

Сатир: Какая часть любила вас? (Выявление.)

Линда: Ее сердце.

Сатир: А какая хотела вас растоптать? (Выявление.)

Линда: Ее воспитание.

Сатир: Замечательно. Теперь вы знаете, что мешало ва­шей матери выразить свою любовь к вам. (Закрепление.)

Сатир: Выберите кого-нибудь из группы на роли членов семьи, вашей матери. Расставьте их в соответствии с их взаимоотношениями в семье. («Скульптурирование».)

Линда: Так, отец ее матери колотит ее мать с детьми, сжав­шихся перед видом своего тирана.

Сатир: Лишь взглянув на семью вашей матери, я ощути­ла острое чувство стыда. Я слышу, как ваша мать кричит:

142


«Бесстыдница, ты забросила занятия музыкой!» (Объяс­нение истоков постоянной критики со стороны матери.)

Сатир: Благодаря этой сцене вы на себе почувствовали, что пришлось испытать вашей матери в детстве. Давайте пройдем немного вперед во времени. Каким образом по­явился на сцене ваш отец и оказался подле матери? («Кар­та семьи».)

Линда: Он пел и вообще был забавным парнем. В матери ему понравилось ее целомудрие и еще то, что она была католичкой и очень религиозной.

Сатир: Словом, он не собирался «поматросить и бросить» ее. А среди его родственников встречались женщины лег­кого поведения? («Карта семьи».)

Линда: Нет, таких не было. Его мать с отцом умерли рано, когда он был еще ребенком, его воспитывал брат со своей женой.

Сатир: А жена брата была распутной? (Выявление.)

Линда: Нет.

Сатир: Но я-то чувствую, что кто-то должен был быть в этой семье распутным, поверьте мне! (Объяснение.)

Линда: Таким был мой отец. Он был диким и необуздан­ным малым.

Сатир: Хорошо. Теперь я бы хотела, чтобы ты себе ясно представила всех этих людей. Отец твой — дик, необуз­дан и распущен, ну а мать на его фоне выглядит самой добродетелью и чистотой. Вы можете предположить, что ваш отец потянулся к матери, так как видел в ее чистоте спасение для себя? Ну а для матери он был лучом света в ее темном царстве! (Объяснение.)

Сатир (исполнителю роли отца Линды): «Выйдите на сце­ну, где сейчас стоит семья ее матери, и освободите ее мать и, главное, обязательно пойте, пока вы будете делать все это!» (Направление.)

143

Исполнитель роли отца подходит к скульптурной компо­зиции семьи матери Линды и уводит оттуда исполнительни­цу роли матери, после чего они огораживают небольшую часть сцены, где начинают вовсю распевать песни и веселиться.



Сатир: Что вы чувствуете сейчас, глядя на родителей? (Выявление чувств.)

Линда: Они так хороши.

Сатир: Побудьте с этим чувством. (Установка якоря.)

Сатир: Но ваш отец и не подозревал, что педантизм ва­шей матери способен достичь невиданных размахов, за­слонив даже ее добродетель. (Объяснение.) Мать же не догадывалась, что шалопайство супруга будет претить ее любви к порядку. Таким образом, то, что сперва притяги­вало их друг к другу, в конце концов стало обузой для них обоих. (Объяснение и рефрейминг.)

Сатир: А теперь давайте выведем на сцену ваших сестер и братьев. Сколько у вас братьев и сестер? («Карта се­мьи».)

Линда: У меня есть старший брат и младшая сестра.

Сатир: Так, выберите кого-нибудь из группы на роли бра­та и сестры и расставьте их в скульптурной композиции семьи в соответствии с их взаимоотношениями с родите­лями. После выберите еще кого-нибудь, кто будет заме­нять тебя в этой сцене. («Скульптурирование».)

Линда: Брат стоит в стороне, отвернувшись ото всех с низ­ко опущенной головой.

Сатир: Что случилось с вашим братом? («Карта семьи».)

Линда: Он алкоголик.

Сатир: Думаю, он бы примерно так себя и вел. Его алко­голизм вовсе не означает, что он никогда не был ярким и талантливым человеком. Это лишь значит, что когда нет больше сил терпеть боль, он просто напивается до беспа­мятства. (Объяснение и рефрейминг.)

144

Сатир: А что ваша сестра? («Карта семьи».)

Линда: Она сбежала из дому, родила ребенка на стороне, потом сбежала и от него, стала хиппи, а теперь подалась в «Адвентисты седьмого дня».

Сатир: Так. А какова ваша роль?

Линда: Я сижу тут и пытаюсь помирить их всех.

Сатир: И вам это хоть немного удается? (Выявление.)

Линда: Да. (Вздыхает.)

Сатир: Сосредоточься на этом. Что вы сейчас чувствуе­те? (Выявление.)

Линда: Это тяжелая ноша для меня.

Сатир (исполнителям ролей): Замрите в ярких характер­ных позах, соответствующих вашим ролям, можете сопро­водить все это подходящим звуком, фразой, словом. За­тем каким-то жестом покажите уважение к себе, а потом вдохните глубоко и задержите дыхание, позвольте возду­ху наполнить ваше тело, расслабьтесь, можете даже сесть. Теперь встаньте на ноги, осмотритесь вокруг и сделайте то, чего вам хочется в эту минуту.

Сатир: Вы все видели, Линда, что здесь произошло? (Вы­явление.)

Линда: Страх переродился в любовь.

Сатир: Взгляните на свою мать. Она старалась изо всех сил, но у нее ничего не получилось. Какое чувство вы сей­час испытываете, когда смотрите на нее? (Выявление чувств.)

Линда: Огромное сострадание.

Сатир: Подойдите к ней ближе и скажите, что почувству­ете. (Подталкивание к изменениям.)

Линда идет к ней, все время непроизвольно вздрагивая по дороге, и обнимает ее.

145

Сатир: Поймите, что теперь вы обнимаете свою настоя­щую мать. Все, что вы видели от нее до сих пор, было лишь результатом того, что ее душа не находила выражения. (Установка якоря, объяснение, рефрейминг.)

Сатир (Линде, после того как она перестает обнимать свою мать): И как вам все это? (Установка якоря.)

Линда: Сомневаюсь, что смогу это выразить словами. Это было так необходимо мне. Мне так отчаянно хочется го­ворить с мамой как-то иначе, но в моей голове все перепу­талось, и я не знаю, как мне быть.

Сатир: Вы можете себе представить, что вы делаете это в будущем? (Воображаемая репетиция.) На вашем лице на­писано одно, а глаза выражают другое; похоже, вы только что обнаружили в себе что-то новое. (Установка якоря.) Я не знаю, что дальше будет между вами с матерью, но я твердо уверена, вы больше никогда не будете думать о ней так, как вы это делали до сих пор. И она тоже изменит свое отношение к вам, потому что вы сами будете другой. (Установка якоря и объяснение.)

Линда: Я чувствую, что-то сдвинулось с мертвой точки, похоже, вы правы. Я просто не смогу больше относиться к моей маме по-старому. Я чувствую просветление и лю­бовь. Спасибо вам огромное за это, Вирджиния, это про­сто здорово!

Приложение 1

Семейная психотерапия Боуэна, Хейли и Сатир: сравнительный анализ результатов

В 1993 г. Винтер опубликовал данные многофакторных исследований, проводимых в 1980-х гг. Институтом семьи штата Вирджиния. Исследования эти отражали практиче­скую эффективность психотерапий Сатир, Хейли и Боуэна. В рамках исследования оценивалась эффективность каждого подхода в работе с малолетними правонарушителями (249 че­ловек из штата Вирджиния и их семьями). Каждая семья при­мыкала к одной из четырех групп, три из которых являлись психотерапевтическими (по одной группе на каждый психо­терапевтический подход), — сюда было направлено 188 под­ростков, а четвертая была контрольной. Контрольная груп­па была обеспечена всеми стандартными юридическими услугами, но семейная психотерапия здесь не проводилась.

В ходе наблюдения за каждой группой оценивались та­кие данные, как количество семей, согласившихся участвовать в такого типа психотерапии, количество тех, кто не принял дан­ный психотерапевтический подход, достижения благополуч­ного результата, изменение локуса контроля клиентов, ин­тенсивность работы семьи в ходе психотерапии, удовлетво­рение от работы психотерапевта и удовлетворение конечным результатом. Данные показали, что по части количества се­мей, согласившихся участвовать в психотерапии, количества не принявших ее и прочности достигнутого в ходе занятий результата процессуальный метод Сатир оставляет позади два других вида психотерапий, поскольку с его помощью уда­лось вовлечь в психотерапию и прийти к положительному и в то же время прочному результату у гораздо большего про­цента семей, чем этого удавалось добиться, применяя подхо­ды Боуэна или Хейли.

Что же касается такой характеристики, как «локус конт­роля», — который может быть интернальным в том случае,

147


если человек склонен рассматривать связанные с ним внеш­ние события как результат собственного поведения, или же экстернальным, когда большее значение придается року, судьбе или случайности, — то здесь участники всех трех групп стали более «интернальными» в ходе психотерапии.

Попутные измерения по специально разработанной шка­ле таких характеристик, как адаптивность и сплоченность семьи, показали, что ни у отца, ни у матери, ни у «идентифи­цированного пациента» ни произошло каких-либо заметных изменений в данной сфере. Исключением является тот факт, что данные по «идентифицированным пациентам», которые проходили курс психотерапии в группах, работающих по методам Сатир и Хейли, показывали, что теперь они проч­нее связаны с семьей.



Рис. 1. Процентное отношение людей, вовлеченных в психотера­пию, и тех, кто успешно завершил сеанс, к общему числу людей, записанных в группу

148

Что же касается удовлетворения конечным результатом психотерапии, то здесь Винтер на основе полученных данных смог сделать такой вывод: «Члены семьи из групп, работаю­щих по методикам Боуэна и Хейли, были в гораздо.меньшей степени удовлетворены психотерапией, чем те, кто проходил курс в группе Сатир. Больше того, "идентифицированные пациенты" из выборки Сатир были чаще довольны результа­том, чем эти же люди из групп Хейли и Боуэна» (Winter, 1993, р. 585).



Точно так же, как и по части удовлетворения работой са­мого психотерапевта, которое высказывали клиенты, мето­дики Сатир была на высоте, оставив позади два других под­хода (Winter, 1993, р. 555-587).

Приложение 2

Работа с семьей: пробное исследование

в рамках групповой семейной

психотерапии

Это продолжающееся и по сей день исследование под ру­ководством Шэрон и Грегори Армстронг, которое имеет сво­ей целью удостовериться в практической эффективности методики Сатир, впервые проводилось в рамках программы поддержки семей правонарушителей, освобожденных под подписку. Средства на его проведение выделялись Обще­ством психотерапевтических исследований и поддержки бра­ка и семьи, Фондом образования и AVANTA (сеть центров психотерапии Сатир). Первое пробное исследование было проведено в 1996 г. и включало работу с двумя типами групп: контрольной (в той, где не было никакой психотерапии) и группой поддержки (где психотерапия имела место). В ле­чебную группу входило 20 семей, все из которых принимали участие в проекте под названием Peoplemaking, инициатором которого явились Шэрон и Грегори Армстронг (Armstrong & Armstrong, 1997). Непосредственно поддержка заключа­лась в групповой семейной психотерапии за одно интенсив­ное занятие, проводимое в течение выходных, причем за груп­пой велось неусыпное наблюдение. Но тестовые задания на выявление изменений в отношении семейной сплоченности, конфликтов в семье, самоооценки, счастья в браке и призна­ков депрессии проводились как в лечебной, так и в конт­рольной группах, причем в лечебной до и после психотера­певтического вмешательства.

Хотя предварительных данных было явно недостаточно, чтобы сделать статистически обоснованные выводы, они все же показали эффективность программы Peoplemaking в от­ношении укрепления сплоченности и снижения конфликт­ности в семье. Семьи, принимавшие участие в психотерапев-



150

тической программе, показали по шкале теста общей атмо­сферы в семье повышение уровня семейной сплоченности в среднем на 21 % при снижении конфликтов на 12 %. Измере­ния в отношении самооценки и депрессии показали, что по­ложение хоть незначительно, но все же улучшилось. По при­чине того, что лишь три участника состояли в браке, вопрос выяснения того, произошли какие-либо изменения в связи с удовлетворенностью семейной жизнью или нет, отпал сам собой. На данные контрольной группы повлияли непредви­денные обстоятельства, сильно изменившие характер полу­ченных данных, поэтому было решено провести вслед за пер­вым второе сравнительное исследование. Данные о рециди­вах среди правонарушителей четко отслеживаются и анализируются в настоящий момент и, возможно, будут опуб­ликованы в виде научного исследования в недалеком буду­щем.



Приложение 3

Применение подхода Сатир в работе с афро-американскими сиделками

В 1994 г. Кэтрин Кастой в рамках своей диссертации на одной из кафедр Университета штата Айова провела иссле­дования на предмет эффективности психотерапевтической методики Сатир, где ведущая роль отдавалась личности са­мого психотерапевта. На основе методики, имеющей под со­бой концепцию Сатир, были проведены ряд психотерапев­тических сеансов, в которых принимали участие афро-аме­риканцы, вынужденные приглядывать за слабыми и редко выходящими из дому родственниками. Целью исследования было выяснить влияние методики Сатир на самооценку, уро­вень медицинского обслуживания, степень давления обязан­ностей и быстроту психологического «выгорания» афро-аме­риканских сиделок. Общее количество сиделок, составляю­щее 60 человек, было поделено на две равных группы — экспериментальную и контрольную, данные которых подвер­гались как количественному, так и качественному анализу.

Данные исследований свидетельствуют о том, что перво­начальные результаты сиделок относительно их уровня са­мооценки и степени психологического «выгорания» являют­ся статистически значимыми. В процессе всестороннего ана­лиза данных было также выяснено, что сиделки в своей массе имели высокую степень психологической подавленности до психотерапевтического вмешательства, которая значитель­но снизилась после проведения психотерапии. При этом уро­вень медицинского обслуживания заметно не изменился пос­ле психотерапевтического вмешательства. Кроме того, иссле­дования показали, что труд афро-американских сиделок требует от них громадных физических и эмоциональных за­трат (Caston, 1994).



Приложение 4

Ответы на вопросы к домашним заданиям

Практическое задание для домашней работы: закрепле­ние навыков.

  1. Правильный ответ (б) — здесь терапевт пытается уточ­нить значение заявления клиента, тогда как (а) направлен лишь на содержание того, что клиент говорит.

  2. Правильный ответ (б), поскольку здесь психотерапевт пытается выяснить чувства клиента, а (а) — это вообще уход в сторону от самой проблемы клиента.

  3. Правильный ответ (б), поскольку здесь психотерапевт пытается констатировать чувства, которые испытывает кли­ент, и значения, придаваемые этим чувствам.

  4. Правильный ответ (а), поскольку это попытка выяснить чувства клиента, тогда как (б) — это всего лишь совет.

  5. Правильный ответ (а), поскольку здесь психотерапевт выявляет скрытый смысл высказывания, тогда как в (б) зву­чит лишь мнение самого психотерапевта по этому поводу.

  6. Правильный ответ (а), поскольку это попытка добрать­ся до скрытых чувств клиента, тогда как (б) — опять-таки мнение самого психотерапевта.

Практическое задание для домашней работы 1: переход к процессу.

1.

(а) — направлен на выяснение внутриличностных харак­теристик. В данном случае скрытых психических процессов матери.



(б) — направлен на выяснение того, каким образом чело­век взаимодействует с окружающими. В данном случае уточ­нение процессов взаимодействия между родителями.

153

(в) — «трехсторонний», психотерапевт спрашивает мать о взаимодействии ее детей друг с другом.

(г) — «системный», психотерапевт выясняет, какие в це­лом процессы протекают в семье.

2.

(а) — направлен на выяснение того, каким образом чело­век взаимодействует с окружающими. В данном случае пси­хотерапевт выясняет насколько для матери с дочерью воз­можно изменение стиля взаимодействия.



(б) — «трехсторонний», психотерапевт просит дочь рас­сказать об отношениях между родителями.

(в) — направлен на выяснение внутриличностных харак­теристик. Здесь психотерапевт выясняет скрытые психиче­ские процессы дочери.

(г) — «системный», этот вопрос касается всей семьи, в част­ности процессов, которые в ней протекают.

Практическое задание для домашней работы 2: переход к процессу.


  1. Правильный ответ (б), поскольку данным вопросом пси­хотерапевт отодвигает на задний план отъезд матери и со­средоточивается на внутренних процессах клиента.

  2. Правильный ответ (а), поскольку здесь психотерапевт отводит на задний план вопрос поведения мужа и сосредото­чивается на тех процессах, которые протекают между этой парой.

  3. Правильный ответ (б), здесь психотерапевт отходит от вопроса поведения детей и сосредоточивается на том, какие психические процессы в семье связаны с демонстрацией вза­имного уважения.

Практическое задание для домашней работы 1: выявле­ние глубинных характеристик.

Диалог 1.

— что если никто не звонит ей, это значит — никто не хо­чет с ней дружить;



154

  • что она неприятна окружающим;

  • что ей не дано быть верным другом;

  • что она ущербна.

Диалог 2.

  • что его никто не уважает;

  • что в команде без него могут обойтись;

  • что не может делать все как надо;

  • что его отринут;

  • что нельзя говорить «нет»;

  • что ему всегда отведена роль «чужака».

Диалог 3.

  • что никто не ценит его трудов;

  • что женщинам не угодишь;

  • что его никто никогда не поймет;

  • что жестокость — единственный способ добиться своего;

  • что в его поведении виноваты окружающие;

  • что он не должен идти на поводу чувств, которые испы­тывает.

Диалог 4.

  • что она должна перед всеми заискивать и приносить себя в жертву, чтобы ее не отвергали;

  • что нельзя просить о помощи;

  • что нельзя говорить о своих желаниях и нуждах;

  • что она не может жить без мужа;

  • что она не заслуживает уважения.

Литература

Armstrong, S., & Armstrong, G. (1997). Family making: A multifamily therapy research project. Unpublished raw data.

Branden, N. (1994). The six pillars of self-esteem. New York: Bantam.

Carkhuff, R. R., & Antony, W. A. (1979). The skills of helping: An introduction to counseling. Amherst, MA: Human Resource Development Press.

Caston, Catherine. (1994). Self-directed skills nursing model: Decrease burnout in African-American caregivers. The University of Iowa, Iowa City, I A.

Foley, V. D. (1974). An introduction to family therapy. New York: Grune & Stratton.

Goldenberg, I. & Goldenberg, H. (1991). Family therapy, an overview. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Kramer, S. (1955). Transforming the inner and outer family. New York: Haworth Press.

Loeschen, S. (1991). The sekrets of Satir. Desert Hot Springs, CA: Event Horizon Press.

Nerin, W. (1986). Family reconstruction: A long day's journey into light. New York: Norton.

Nichols, M. & Schwartz, R. (1995). Family Therapy. Boston: Allyn & Bacon. «Remembering Virginia.» (1988,Jan/Feb.). The Family Networker. Silver Spring, MD.

Russel, D. (1986). A conversation with Virginia Satir, Virginia Satir collection. Santa Barbara, CA: Humanistic Psychology Archive.

Satir, V. (1978). Your many faces. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Satir, V. (1983). Conjoint family therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Satir, V. (1988). The new peoplemaking. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Satir, V., & Baldwin, M. (1983). Satir step by step: A guide to creating change in families. Palo Alto, С A: Science and Behavior Books.



156

Satir, V., & Baldwin, M. (1987). The use of self. New York: Haworth Press.

Satir, V., Bandler, R, & Grinder, J. (1976). Changing with families. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Satir, V., Banmen, J., Gerber, J., & Gomori, M. (1991). The Satir Model. Palo Alto, С A: Science and Behavior Books.

Satir, V., & Englander-Golden. (1990). Say it straight. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Schwab, J. (1983). The use of Satir concept in field instruction. Unpublished Manuscript.

Schwab, J. (1990). A resourse handbook for Satir concepts. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Schwartz, R. (1995). Internal family systems. New York: Guilford Press.

Spenkle, D., Keeney, В., & Sutton, P. (1982). Theorists who influence clinical members of AAMFT: A research note. Journal of Marital and Family Therapy, 8, 367-369.

Winter, J. (1993). Selected family therapy outcomes with Bowen, Haley, and Satir. Ann Arbor, MI: University Microfilms International.



Видеофильмы

Satir, V. (1985). Of rocks and flowers: Dealing with the abuse of children. Kansas City, MO: Golden Triad Films.

Satir, V. (1989). Self-worth. Bounder, CO: NLP Com­prehensive.

Satir, V. (1990). Forgiving parents. Bounder, CO: NLP Comprehensive.

Satir, V. (1992a). Communication stances. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.

Satir, V. (1992b). The origins and transformations of survival copings. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.

Satir, V. (1992c). The process of change. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.

Satir, V. (1992d). The seed model. Issaquah, WA: Avanta: The Virginia Satir Network.








КНИГА-ПОЧТОЙ

ЗАКАЗАТЬ КНИГИ

ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР»

МОЖНО ЛЮБЫМ УДОБНЫМ ДЛЯ ВАС СПОСОБОМ:

  • по телефону: (812) 294-01 -04;

  • по электронному адресу: postbook@piter-press.ru;

  • на нашем сервере: www.piter-press.ru;

  • по почте: 197198, Санкт-Петербург, а/я 619 ЗАО «Питер Пост».

ВЫ МОЖЕТЕ ВЫБРАТЬ ОДИН ИЗ ДВУХ СПОСОБОВ ДОСТАВКИ И ОПЛАТЫ ИЗДАНИЙ:





Наложенным платежом с оплатой заказа при получении посылки на ближайшем почтовом отделении. Цены на издания приведены ориентировочно и включают в себя стоимость пересылки по почте (но без учета авиатарифа). Книги будут высланы нашей службой «Книга - почтой» в течение двух недель после получения заказа или выхода книги из печати. Оплата наличными при курьерской доставке (только для Санкт-Петербурга). Курьер бесплатно доставит заказ по указанному адресу в удобное для вас время в течение трех дней. Такой заказ лучше оформлять по телефону.

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ЗАКАЗА УКАЖИТЕ:

  • фамилию, имя, отчество, телефон, факс, e-mail;

  • почтовый индекс, регион, район, населенный пункт, улицу, дом, корпус, квартиру;

  • название книги, автора, код, количество заказываемых экземпляров.



Вы можете заказать бесплатный альманах профессиональной литературы Издательского дома «Питер».




ВНИМАНИЕ

СПЕЦИАЛИСТАМ КНИЖНОГО БИЗНЕСА!

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА! ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ПИТЕР» ПРИГЛАШАЕТ ВАС К ВЗАИМОВЫГОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ. ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБРАЩАЙТЕСЬ В НАШИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ АДРЕСАМ:





КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РАБОТАЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР».




КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР» ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ У НАШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ.



<предыдущая страница


Психологический тренинг умений. Школа вирджинии сатир

Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — Спб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. —

1699.23kb.

13 09 2014
10 стр.


Мужское и Женское Психологический курс-тренинг

Как взаимодействовать с противоположным полом без риска потерять любовь, нежность, радость во взаимоотношениях

18.08kb.

13 10 2014
1 стр.


Практический семинар-тренинг «Школа мастеров»

«Школа мастеров», ориентированного на изучение и практическое закрепление отдельных инструментов управленческой деятельности: определения цепочки создания добавленной стоимости, фо

24.77kb.

05 09 2014
1 стр.


Профилактика и разрешение конфликтов Психологический тренинг общения

Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного

140.53kb.

09 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

200.69kb.

01 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

189.12kb.

01 10 2014
1 стр.


Второго педсовета перекликается с первым: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка». На педсовете было решено

В 2011 – 2012 уч году школа продолжила работу по емт «Активизация учебно-воспитательного процесса»

63.29kb.

27 09 2014
1 стр.


Едукативни тренинг – ЋупријА 23. 01. 2012

Клубови треба да пошаљу само позване играче. Играчи су дужни да са собом понесу спортску опрему и лопту. Пожељно је да тренингу приствују тренери играча који су позвани на тренинг

61.87kb.

10 09 2014
1 стр.