Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10

123

клейку от жвачки «Джуси фрут». Вы не представляете, каким королевским подарком нам казалась эта наклейка. Мы разрезали ее на части, и каждый хранил у себя ма­ленький клочок невиданного сокровища. А сегодня мой сын с легкостью выбрасывает 15 долларов на какой-то там CD! Это просто выводит меня из себя!



Сатир: Когда вы вспоминаете все тяготы своего детства, вы чувствуете боль и ярость. Но вы ведь довольны, что своему сыну вы смогли обеспечить более высокий уровень жизни.

Карлос: Да, конечно. Я был бы счастлив, имея и десятую часть того, что есть сейчас у него... Но я понимаю, он ведь не виноват. У него просто нет возможности понять, как тяжело мне было в детстве.

Резюме

На промежуточной стадии психотерапии Сатир исполь­зовала ряд навыков для того, чтобы подтолкнуть человека к изменениям. Сатир начинала с «заключения договора» и сме­щения фокуса на личность клиента, с помощью чего она во­влекала человека в психотерапевтический процесс. Затем на­чинался основной этап, ради которого и проводилась, соб­ственно, психотерапия, а именно: пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов с последующим обучением чело­века новым формам поведения и выработкой новых уста­новок.

В индивидуальной психотерапии пересмотр дезадаптив­ных поведенческих паттернов означал работу на нескольких уровнях «я»: восприятие, ожидания, убеждения. При работе с парами пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов значил пересмотр сложившихся способов взаимодействия.

После того, как Сатир удавалось пересмотреть дезадаптивные поведенческие паттерны на внутриличностном уров­не либо на уровне взаимодействия в семье, Сатир старалась обучить своих клиентов новым способам поведения путем



124

таких видов психотерапевтического вмешательства, как мо­делирование, придание направления ходу беседы, устране­ние взаимных обвинений, специализация, «скульптурирование», а также использование воображения.



Глава 7

Заключительная стадия

В рамках заключительной стадии психотерапии Сатир ставила перед собой задачу закрепить наработанные изме­нения. Для этого она шаг за шагом подводила людей к опро­бованию новых способов поведения. Порой это напоминало тренировку, в другой раз Сатир избирала метод предвари­тельной репетиции в воображении.

Слова, употребляемые Сатир в ходе психотерапии, и тон, которым она их произносила, нередко помогали ей прочней закрепить полученные изменения. Иногда, выбрав нужные слова и тон голоса, она актуализировала внутренний потен­циал человека, его способности. Порой же Сатир видела не­обходимость еще раз подчеркнуть положительный резуль­тат изменений, сосредоточивая на них внимание клиента.

Последнее, что служило в психотерапии Сатир средством закрепления нового, — это «установка якоря» с помощью во­проса о том, как чувствует себя человек после произошед­ших с ним перемен. Все навыки, используемые в рамках за­ключительной фазы, приведены на рис.7.1.



Проверка на практике

Подчеркивание положительных изменений


Тренировка

Воображаемая репетиция

Закрепление изменений

Ободрение «Установка якоря»



Рис.7.1. Заключительная стадия

126

Проверка на практике

Тренировка

Чтобы помочь человеку свыкнуться со своим новым спо­собом реагирования, Сатир проводила интенсивную трениров­ку, «обкатывая» еще непривычное для человека поведение.



Примеры индивидуальной работы.

«Давате, теперь вы поведаете свои мечты отцу, как только что поведали мне. Просто представьте, что он сей­час рядом с вами, и пусть слова сами льются из ваших уст».

«Я рада, что вы отважились рассказать мне об одном из ваших желаний. А теперь попробуйте закрепить этот новый навык, рассказав мне о каком-то другом желании».

Примеры работы с парами.

«Тони, повернитесь к Сьюзан и скажите ей то, что сей­час говорили мне».

«Тайрон, почему бы вам не попробовать чуть поболь­ше рассказать вашей жене о том, как вы цените ее».

Примеры работы с семьей.

«Я вижу, что все вы в семье поняли, как можно разго­варивать друг с другом начистоту, так давайте обсудим в таком же духе и вопрос власти и главенства в вашей се­мье. Начнем с вас, Фумико. Скажите откровенно, кто, по-вашему, в семье главный?»

«Теперь, когда вы, родители, выразили мне большую благодарность за то, что на этой неделе ваши дети так много сделали, не пора ли похвалить и самих детей, обра­тившись непосредственно к ним?»

Воображаемая репетиция

Нередко, чтобы закрепить новые способы поведения, Са­тир требовалась помощь воображения. В этом случае она просила человека закрыть глаза и представить такую ситуа­цию, в которой он бы мог задействовать недавно усвоенные формы поведения.



127

Примеры индивидуальной работы.

«А не могли бы вы в следующий раз, когда ошибетесь, просто закрыть глаза и немного вот так, по-доброму пого­ворить с собой?»

«Вы не могли бы всякий раз, когда решаетесь на ка­кой-то рискованный шаг, закрыть глаза и представить, как вас наполняет мужество?»

Примеры работы с парами.

«Почувствовав теперь, что вы способны быть искрен­ними и честными друг с другом, не могли бы вы и дома иногда, закрыв глаза, мысленно представлять нашу сего­дняшнюю встречу?»

«Как вы смотрите на то, чтобы в другой раз, когда вы столкнетесь с взаимным непониманием, просто закрыть глаза и вспомнить, как вам сегодня удалось совершенно по-новому взглянуть друг на друга?»

Примеры работы с семьей.

«Ты не можешь в следующий раз, когда будешь разго­варивать со своей тещей, буквально на секунду прикрыть глаза и мысленно сконцентрироваться?»

«А не может ли каждый в вашей семье изредка закры­вать глаза и вспоминать этот момент, когда он выходил из этой комнаты с твердым намерением быть впредь от­кровенным с членами семьи?»

Подчеркивание положительных изменений

Сатир подчеркивала произошедшие изменения, чтобы еще лучше закрепить их. Для этого она использовала некоторые навыки, которые описаны ниже.



Закрепление изменений

Иногда Сатир подмечала уже существующее в человеке положительное свойство, а в другой раз она помогала чело­веку изменить что-нибудь в положительную сторону, всякий раз указывая на это достижение.



128

Примеры индивидуальной работы.

«Вы разве не догадывались, что таким образом вы за­просто можете влиять на людей?»

«Мне показалось, вы высказали свое главное желание. Это здорово, что оно у вас есть!»

Примеры работы с парами.

«Вы понимаете, какие чудесные отношения вам толь­ко что удалось установить между собой?»

«Теперь вы знаете, что оба способны говорить друг с другом на самые сокровенные темы».

Примеры работы с семьей.

«Думаю, что сейчас ваша семья находится на такой вы­сокой ступени, когда люди уже не страшатся быть откро­венными друг с другом. Надеюсь, вам это самим очевидно».

«Знаю, что вам обоим пришлось проявить немало му­жества, чтобы открыто рассказать о своих разногласиях. А вы сами понимаете, что решились на такой мужествен­ный поступок?»

Ободрение

Нередко Сатир подбадривала человека, показывая тем самым, что она всецело поддерживает человека на его пути к изменениям. Она ободряла не только словом, но и дружеским касанием руки.



Примеры индивидуальной работы. «Я так рада, что вы наконец-то избавились от того, что мучило вас изнутри».

«Это замечательно, что вы можете мне сказать это!»



Примеры работы с парами.

«Это очень хорошо, что теперь вы можете говорить об этом начистоту».

«Как прекрасно, что теперь вы смотрите совершенно иначе друг на друга!»

Примеры работы с семьей.

«Это замечательно, что ты, наконец, можешь говорить об этом с родителями. Теперь им станет гораздо легче по­нять тебя».

129

«Вижу, дела в вашей семье идут на лад, я поняла это из того, как вы теперь стали разговаривать друг с другом».



«Установка якоря»

Сатир незаметно закрепляла изменения, показывая чело­веку, сколь велики перемены, произошедшие в его восприя­тии, на уровне чувств, убеждений и поведения.



Примеры индивидуальной работы. «Что вы сейчас чувствуете, рассказывая мне об этом?» «Что вы теперь испытываете, видя, что сделаны пер­вые серьезные шаги на пути к заветной цели?»

Примеры работы с парами.

«Попытайтесь проникнуться этим новым для вас ощу­щением, которое вы испытываете, рассказывая мужу о своих чувствах».

«Что вы ощутили, когда поделились своей мечтой с же­ной?»

Примеры работы с семьей.

«Хоть на мгновение задержите это чувство единения с сыном».

«Сейчас, когда вы видите новые возможности для сво­ей семьи, что вы чувствуете?»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тренировка и закрепление новых форм поведения

Цель: Дать возможность учащимся на практике закрепить навыки проведения новых психотерапевтических техник.

Инструкция: Задание предназначено для работы в клас­се. Учащиеся объединяются в триады.

Лимит времени: Примерно один час на каждую ролевую игру.

План работы:

1. В каждой группе решают, кто будет «психотерапевтом», «клиентом» и наблюдателем.

130


  1. «Клиент» излагает свою проблему «психотерапевту».

  2. «Психотерапевт» ведет «клиента» шаг за шагом через все стадии психотерапии, в том числе закрепление на прак­тике нового поведения. (Помните, однако, что «психотера­певт» должен в первую очередь быть предельно вниматель­ным к клиенту, и если он видит, что какая-либо из методик в данный момент нанесет лишь вред клиенту, то и не стоит браться за ее проведение.)

  3. Наблюдатель подробно фиксирует все фразы и значи­мые движения, а после зачитывает свои записи.

  4. Все трое сообща решают, насколько было эффективно то или иное действие «психотерапевта».

  5. Учащиеся меняются ролями и повторяют все заново.

  6. Учащиеся всем классом обсуждают данную методику.

Резюме

Сатир была убеждена, что практика должна стать завер­шающим этапом процесса изменений, поэтому чаще всего она вплетала ее в заключительную фазу психотерапии. И прово­дила она эту часть психотерапевтического процесса по-раз­ному, иногда беря за основу диалог, в другой раз отдавая пре­имущество тренировке новых способов общения или же со­средоточивалась на «воображаемой репетиция».

С целью упрочения изменений Сатир использовала по­мимо тренировки новых способов поведения, еще и такие навыки, как закрепление изменений, ободрение и «установ­ка якоря».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Закрепление всего набора психотерапевтических навыков

Цель: Дать возможность учащимся на практике закрепить навыки, которые необходимы для проведения всех трех ста­дий психотерапии.

131

Инструкция: Это задание предназначено для работы дома. Лимит времени: Примерно два часа.

План работы:

1. Представьте, что вы психотерапевт в собственной се­мье. Попробуйте с этой позиции оценить вашу семью, напи­шите, каковы ее сильные стороны, которые необходимо под­держивать, а также области нарушений, на которые психоте­рапевту нужно обратить внимание в первую очередь. Затем преподаватель проверяет вашу работу и сообщает свое мне­ние о ней. Ниже в качестве примера приведена работа, вы­полненная Луисом, речь в которой идет о его собственной семьи, включающей, кроме него самого, еще его отца Хосе и мать Марию.



А. Сильные стороны моей семьи.

Мои родители приехали из Мексики, в жизни они ис­пытали немало невзгод. В тяжелые моменты жизни мы в семье всегда помогаем друг другу. Беда сплачивает нас. Мои мать и отец — трудолюбивые люди.



Б. Моменты, на которые психотерапевту следует об­ратить внимание.

У обоих моих родителей низкая самооценка. Мой отец придерживается позиции обвинения в качестве стиля об­щения, на что мать отвечает ему заискиванием. С детских лет в семье мне навязывалась роль родителя—воспитате­ля моих младших братьев и сестер. В нашей семье царит правило, которое запрещает говорить о своих чувствах.

2. На основе такой оценки учащийся пишет план прове­дения психотерапии для своей семьи, где перечислены все необходимые для вмешательства навыки, включенные в определенную фазу; план лучше снабдить примерами того, каким образом следует применять для данного случая вышеописан­ные навыки. Далее дан сокращенный вариант.

А. Начальная стадия (пример Луиса). Сначала я налаживаю контакт, наблюдаю, успокаиваю всех членов семьи, попутно проводя методику «карта се-

132

мьи», чтобы выяснить историю трех последних поколе­ний. Все это обеспечивает меня большим объемом инфор­мации, грамотно используя которую, я нахожу у родите­лей способности преодолеть боль и трудности. В качестве способов психотерапевтического вмешательства я бы ис­пользовал в этом случае актуализация внутреннего потен­циала, возрождение надежды и переплетение. Ниже при­ведено несколько примеров.



Актуализация внутреннего потенциала: «Хосе, вы по­нимаете, что у вас есть достаточно мужества, чтобы спра­виться с этим?»

Пробуждение надежды: «Пока мы беседовали с вами, я видел, что у вас достаточно хорошо развита эта способ­ность».

Переплетение: «Мы только что разобрались с тем, как ваши бабушки и дедушки справлялись с трудностями, да­вайте же теперь выясним, как это делаете вы, Хосе и Ма­рия».

Б. Промежуточная стадия (пример Луиса).

Здесь я бы помог установить моим родителям между собой конгруэнтное общение, снял бы запрет на выраже­ние чувств и научил их без опаски говорить о том, что каж­дый из них испытывает. Затем я бы в корне изменил ожи­дания родителей относительно моих обязанностей. В ка­честве вмешательства я бы выбрал психотерапевтические диалоги и разрушение правил.



Психотерапевтические диалоги: «Хосе и Мария, я бы хотел, чтобы вы сейчас повернулись лицом друг к другу. Мария, почему бы вам не рассказать Хосе, как вы пере­живаете из-за того, что он проводит так много времени на работе, и как вы хотите изменить эту ситуацию?»

Разрушение правил: «Луис, почему бы тебе не расска­зать родителям, что ты чувствуешь, взвалив на себя часть родительских обязанностей?»

В. Заключительная стадия (пример Луиса). На этой стадии я бы постарался как можно прочнее за­крепить все положительные изменения; для этого я бы

133

хвалил родителей за то, что они искренне рассказывают друг другу о своих чувствах. В качестве навыков психоте­рапевтического вмешательства я бы использовал в дан­ном случае ободрение и «установку якоря».



Ободрение: «Мария, это чудесно, что вы открыто гово­рите о своих желаниях!»

«Установка якоря»: «Что ты испытываешь, когда сво­бодно делишься своими чувствами с родителями?»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Закрепление всего набора психотерапевтических навыков

Цель: Дать возможность учащимся на практике закрепить навыки, которые необходимы для проведения всех трех ста­дий психотерапии.

Инструкция: Задание предназначено для работы в классе. Учащиеся объединяются в группы минимум по семь человек.

Лимит времени: Примерно два часа на каждую ролевую игру.

План работы:

  1. Сначала в каждой группе решают, кто будет «психоте­рапевтом», а кто станет наблюдателем. Лучше, если наблю­дателей будет двое.

  2. Остальные берут на себя роли членов семьи: двое ста­новятся «родителями», а трое или более других играют роли детей.

  3. Учащиеся, намеренные дальше играть роль семьи, уда­ляются от «психотерапевта», и решают следующие вопросы:

A. Заявляемая проблема: отбившийся от рук подрос­ток, дурное поведение младшего в семье, конфликт с от­чимом, плохие отношения между супругами или же по­стоянные ссоры в семье.

Б. Позы общения, избранные родителями: Обвинение, заискивание, сверхрасчетливость или сбивание с толку.

B. Роль каждого ребенка в семье: Миротворец, курьер, семейный шут, семейный герой, союзник матери или отца,

134

заменитель жены или мужа, козел отпущения или забы­тое всеми дитя.



  1. «Психотерапевт» проводит в течение 30 минут сеанс се­мейной психотерапии, начиная с налаживания контакта, по­степенно переходя к стимулированию изменений и, наконец, закреплению этих изменений.

  2. Наблюдатель дословно записывает то, что говорит «пси­хотерапевт», он же прекращает сеанс по прошествии 30 ми­нут.




  1. После сеанса наблюдатель зачитывает свои записи, и группа обсуждает, какие из действий «психотерапевта» были наиболее эффективны.

  2. Учащиеся всем классом обсуждают, что нового им уда­лось почерпнуть из этого занятия.

Глава 8

Наглядная иллюстрация

психотерапевтического

процесса по Сатир



Подробное воспроизведение одного из сеансов

Данная запись воспроизведена с видеокассеты под назва­нием Forgiving Parents с целью дать возможность читателям на наглядном примере рассмотреть сам процесс психотера­пии по Сатир, отслеживая, в особенности, каким образом ей удавалось провести клиента по всем стадиям психотерапии, задействуя при этом все множество навыков, описанных в данной книге1. В данном случае Сатир проводит психотера­певтический сеанс с женщиной по имени Линда, которая стремится во всем походить на мать и в то же время жалует­ся на постоянную критику со стороны матери. Первоначаль­но Линда просит Сатир научить ее, что делать с постоянным недовольством матери. Линда рассказывает, что мать недо­вольна тем, что дочь ее слишком худая, что она очень громко говорит, и, наконец, тем, что зарывает в землю свой музы­кальный талант. Беседа, которая приведена ниже, открыва­ется репликой Сатир, где она высказывает свою просьбу к



1 Этот диалог взят из фильма Forgiving Parents, выпущенного NLP Comprehensive, кроме того он был опубликован в книге Стива Андреаса The Patterns of Her Magic, издательство Science and Behavior Books, Los Altos, С.Л.

136

Линде постараться немного иначе реагировать на критику со стороны ее матери.



Сатир: Линда, вы можете поблагодарить мать за внима­ние к вам? Просто скажите ей: «Мама, я знаю, что ты за­ботишься о моем весе, но послушай, пожалуйста, что я думаю про это». (Направление хода беседы и моделиро­вание.) Но обязательно сперва скажите, что вы цените ее заботу, и только после высказывайте свое мнение. Мне ка­жется, ваша мать думает, что вы того и гляди умрете от истощения. (Рефрейминг.) Кроме того, вы поблагодари­те ее за заботу, а не за критику. (Обучение.) Что вы сей­час чувствуете? (Выявление чувств.)

Линда: Я запуталась. Так когда мне говорить то, что вы мне велели, и когда сказать, что я уже не в силах больше слышать от нее, что я ходячий скелет?

Сатир: Итак, «спасибо за заботу» — это ваш первый шаг. Подумайте, что вам надо сделать, чтобы помочь себе это сказать? (Направление, выявление и уточнение.)

Линда: Возможно, мне надо воспринимать ее критику не как желание унизить меня, а как один из способов про­явить свою любовь ко мне.

Сатир: Похоже, что так оно и есть. Я не могу быть уве­ренной в этом на все сто процентов, но в этом есть доля истины. Я отнюдь не хочу заставлять вас насильно что-то говорить. Я вижу, что вы все еще чувствуете неуверен­ность и растерянность. (Отражение чувств и, как след­ствие, принятие.)

Линда: Это правда.

Сатир: (Просит Линду выбрать кого-нибудь из группы, чтобы тот сыграл роль ее матери.) Спросите мать о том, любит ли она вас и ценит. (Направление.)

Линда: Ты когда-нибудь любила и ценила меня?

Мать: (Исполняющий ее роль) Да. Я возлагаю на тебя большие надежды. Быть может, ты станешь тем, кем не удалось стать мне.

137

Сатир: Ты веришь в это, Линда? (Выявление убеждений.)

Линда: Ага.

Сатир: Подойдите ближе, хотя бы на шаг к своей матери, чтобы по-настоящему поверить в это. (Направление и за­крепление.)

Сатир: Какое детство было у вашей матери? (Выявление типа восприятия.)

Линда: Очень тяжелое. Отец часто обижал ее.

Сатир: Выходит, ваша мать с детских лет усвоила, что она никудышный, никчемный человек. (Обучение и рефрей­минг.)

Линда: Да.

Сатир: Я понимаю, что и вы не по наслышке знаете, что это такое. («Наведение мостов».) Взгляните теперь на свою мать. (Направление.) Что вы к ней чувствуете? (Вы­явление чувств.)

Линда: Любовь и горечь.

Сатир: Задержитесь немного в этом чувстве. (Установка якоря.)

Линда: Если бы я рассказала матери все, что я хотела ска­зать, и приятное и неприятное, ее бы просто захлестнула волна эмоций.

Сатир: Она бы заплакала. Когда люди плачут, они всего лишь роняют слезы. От этого еще никто не умер. (Пере­смотр ожиданий катастрофы.) Я теперь повернитесь к матери и расскажите ей о приятном и неприятном. (На­правление.) Вы и сами понимаете, Линда, это касается вас, а не матери. Ведь так? (Смещение фокуса на клиента.)

Линда: Так.

Сатир: Хорошо. (Закрепление.)

Сатир: Что вы теперь чувствуете, глядя на мать? (Выяв­ление чувств.)

138

Линда: Ужас.

Сатир: Это с непривычки. (Объяснение.) Отважившись на то, чего вы никогда прежде не делали, вы чувствуете себя не в своей тарелке.

Линда: Я пытаюсь это понять. Но мне начинает казаться, что сейчас я пытаюсь наладить взаимоотношения с мате­рью, стараясь найти новые способы общения с чужими женщинами.

Сатир: Это две разные вещи. Все эти женщины не имеют отношения к вашей матери. (Пересмотр.) Что вы сейчас чувствуете? (Выявление чувств.)

Линда: Мне страшно обнаружить себя перед мамой.

Сатир: Я знаю, что вы хотите любви и уважения. (Опре­деление тайных желаний.) Но какая-то часть вас твердит: «Будь осторожна с тем, от кого мечтаешь добиться любви и уважения». Это так? (Приведение клиента к осознанию своих способов защиты.)

Линда: Ага...

Сатир: Выходит, что ваша осторожность мешает вам са­мой. А нельзя ли попробовать сделать так, чтобы эта осто­рожность помогала вам, а не затрудняла жизнь? (Направ­ление.) Постарайтесь заглянуть в себя и понять, что ваша мать — человек, во многом отличающийся от вас самой. Вы это понимаете? (Объяснение.)

Линда: Да.

Сатир: В вас много лет копилась эта боль, и теперь вы выплескиваете ее на свою мать. (Смещение фокуса на кли­ента.) А что если попробовать изменить такое положение вещей? (Пересмотр.) Вы согласны с тем, что, став взрос­лой, поняли многое из того, что было недоступно вам как ребенку? Ваша мать просто, не знает, с чего начать. (Объяс­нение.) Не можете ли вы сделать первый шаг и подска­зать ей что нужно делать? (Направление.)

139


Линда: Мне бы этого очень хотелось.

Сатир: Взгляните на нее (исполнительницу роли мате­ри) и попытайтесь выразить то, что творится в вашей душе. Что вы чувствуете в связи с этим? (Выявление чувств.)

Линда: Я готова, просто я думаю, как мне это лучше сде­лать.

Сатир: Хорошо. Думаю, вам надо сказать так: «Спасибо за твою заботу обо мне, правда, способ, которым ты ее вы­ражаешь, не совсем подходит для меня». (Направление.) Когда вы будете произносить это, подойдите и возьмите ее за руку, поймите, это сейчас просто необходимо для нее. (Объяснение.) Вы можете продолжить так: «Понимаешь, я тоже беспокоюсь о своем весе. Но, видимо, мне никогда не поправиться». (Направление, моделирование.) Може­те себя представить в такой роли? (Направление.)

Линда: Могу.

Сатир: Давайте посмотрим, что будет, когда вы произне­сете эти слова. (Направление.)



Линда: Мама, спасибо за внимание ко мне, но я должна тебе сказать, что...

Сатир: Постарайтесь отбросить все «но». Пусть это бу­дет единое по смыслу предложение. (Направление.)

Линда: Мама, я очень ценю твое внимание ко мне. Ты по­стоянно твердишь о моей худобе. Тебе не стоит так вол­новаться, ведь я вполне здорова.

Сатир: Попытайтесь проникнуться этим новым для вас ощущением, когда вы делитесь самым сокровенным со своей матерью, даже сейчас, когда вы только представля­ете ее рядом с тобой. (Установка якоря.)

Линда: Кажется, у меня начинается что-то вроде шизо­френии. Какая-то часть меня чувствует облегчение, а дру­гая страшно напугана.

140


Сатир: И еще я хочу, чтобы вы почувствовали, — многое из того, что придется сделать, является новым для вас, а потому не бойтесь, если вам вдруг захочется все бросить и убежать, это вполне нормально. (Принятие.)

Линда: Я чувствую страх, когда пытаюсь уйти от старого и стремлюсь к любви.

Сатир: Как этот страх выглядит? (Использование вооб­ражения.)

Линда: Ведь когда мы начнем говорить с мамой между со­бой так откровенно, то можем наговорить друг другу очень обидных вещей.

Сатир: Ага, я, кажется, поняла в чем тут дело. Стараясь найти контакт с матерью, вы одновременно боитесь сде­лать это, поскольку это может лишь ухудшить ваши от­ношения. Все правильно? (Отражение и уточнение, спо­собствующие принятию.)

Линда: Да, так и есть.

Сатир: Вы понимаете, что вам не придется прямо сейчас говорить все это в лицо матери, для этого можно исполь­зовать лишь ее образ? (Пересмотр интерпретации.)

Линда: Умом я это понимаю, но я как-то не чувствую этого.

Сатир: Вот подушка, которая будет служить нам образом вашей матери. Излейте на подушку весь свой гнев. (На­правление.)

Линда: Я хочу сказать ей...

Сатир: Говорите «тебе», а не «ей». (Направление.)

Линда: Ты делаешь мне так больно, ни капли не заботясь обо мне, даже ни разу не искупав меня.

Сатир: Закройте глаза, сосредоточьтесь в себе и скажите, неужели это правда, что вас ни разу не искупали? (Пере­смотр.)

<предыдущая страница | следующая страница>


Психологический тренинг умений. Школа вирджинии сатир

Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — Спб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. —

1699.23kb.

13 09 2014
10 стр.


Мужское и Женское Психологический курс-тренинг

Как взаимодействовать с противоположным полом без риска потерять любовь, нежность, радость во взаимоотношениях

18.08kb.

13 10 2014
1 стр.


Практический семинар-тренинг «Школа мастеров»

«Школа мастеров», ориентированного на изучение и практическое закрепление отдельных инструментов управленческой деятельности: определения цепочки создания добавленной стоимости, фо

24.77kb.

05 09 2014
1 стр.


Профилактика и разрешение конфликтов Психологический тренинг общения

Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного

140.53kb.

09 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

200.69kb.

01 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

189.12kb.

01 10 2014
1 стр.


Второго педсовета перекликается с первым: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка». На педсовете было решено

В 2011 – 2012 уч году школа продолжила работу по емт «Активизация учебно-воспитательного процесса»

63.29kb.

27 09 2014
1 стр.


Едукативни тренинг – ЋупријА 23. 01. 2012

Клубови треба да пошаљу само позване играче. Играчи су дужни да са собом понесу спортску опрему и лопту. Пожељно је да тренингу приствују тренери играча који су позвани на тренинг

61.87kb.

10 09 2014
1 стр.