Перейти на главную страницу
Санкт-Петербург
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ УМЕНИЙ. ШКОЛА ВИРДЖИНИИ САТИР
Главный редактор В. Усманов
Заведующий психологической редакцией А. Зайцев
Зам. зав. психологической редакцией Н. Мшаловская
Ведущий редактор А.Ворин
Редактор С. Комаров
Художник обложки В.Ши.мкевич
Подготовка иллюстраций В. Кучукбаев
Корректор Т. Брылева
Дизайн оригинал-макета и верстка А. Борин
ББК 53.57я7 УДК 615.851(075)
Лойшен Ш.
Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — СПб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. — (Серия «Практикум по психотерапии»)
ISBN 5-272-00386-1
Многие люди, профессионально интересующиеся вопросами семейной терапии, высказывали пожелание понять какие цели ставила перед собой Вирджиния Сатир в рамках своей терапии и как она работала с людьми. Именно эти вопросы призвана осветить книга Шэрон Лойшен. В предлагаемом руководстве изложена главная концепция теории В. Сатир, детально описаны приемы, которые она использовала в работе, а также практические задания для психотерапевта, призванные облегчить овладение этими приемами. Книга имеет практическую направленность и «проста в применении». Ее можно использовать как в ходе общего консультирования, так и в курсе семейной психотерапии, как основное, так и вспомогательное пособие. Материалы данного учебного руководства послужат неоценимым ресурсом для психологов, семейных психотерапевтов и консультантов, социальных работников.
© by Brooks/Cole Publishing Company, 1998 © Перевод на русский язык. Кулигина Н. В., 2000 ©Серия, оформление. Издательский дом «Питер»,2001
Права на издание получены по соглашению с International Thomson Publishing. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-272-00386-1 ISBN 0-534-23172-1 (англ.)
Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры.
Подписано к печати 14.11.2000 г. Формат 84х108 1/32 - Усл. п.л. 8,4. Тираж 10 000 экз. Заказ № 897.
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК. «Лсниздат» (типография им. Володарского)
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникации.
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.
Об авторе 7
Предисловие 8
Приветствие от AVANTA (сеть центров
психотерапии Сатир) 10
Глава 1.
Личность Сатир 11
Вклад Сатир в психотерапию 11
Биография Сатир 17
Глава 2.
Концепция Сатир 21
Положение 1: Влияние родительской семьи
на человека 21
Положение 2: Семья как система 25
Положение 3: Низкая самооценка 29
Положение 4: Потенциал целостной личности 31
Положение 5: Процессуальный подход 33
Положение 6: Процесс изменений 44
О структуре следующей части книги 50
Психотерапевтический процесс по Сатир 52
Глава 3.
Начальная стадия 54
Установление контакта 55
Принятие 58
Глава 4.
Начальная стадия (продолжение) 69
Стимулирование сознания 69
Выявление 79
Резюме 96
Вовлечение в психотерапевтический процесс 98
Пересмотр дезадаптивных паттернов 100
Глава 6.
Промежуточная стадия ( продолжение ) 106
Обучение новым способам поведения 106
Резюме 123
Глава 7.
Заключительная стадия 125
Проверка на практике 126
Подчеркивание положительных изменений 127
Резюме 130
Подробное воспроизведение одного из сеансов 135
Семейная психотерапия Боуэна, Хейли и Сатир:
сравнительный анализ результатов 146
Приложение 2.
Работа с семьей: пробное исследование в рамках
групповой семейной психотерапии 149
Приложение 3.
Применение подхода Сатир в работе
с афро-американскими сиделками 151
Приложение 4.
Ответы на вопросы к домашним заданиям 152
Литература 155
Об авторе
Шэрон Лойшен широко известна как опытный психолог и талантливый преподаватель. В 1990 г. она получила Премию за профессиональное мастерство, присуждаемую Центром семьи (Лонг Бич, Калифорния). Сама Сатир удостоила ее чести стать членом AVANTA (сеть центров психотерапии Сатир).
В 1966 г. Лойшен получила степень магистра социальной работы в Иллинойском университете. С тех пор она накопила ценный опыт, занимаясь социальной работой в Иллинойсе, Айове и Южной Калифорнии.
С 1975 г., оставаясь практикующим социальным работником, Лойшен начинает преподавать методику ведения тренингов по развитию навыков консультанта в Калифорнийском университете под руководством Роберта Кэша. С тех пор она обучила сотни студентов эффективным приемам индивидуального и семейного консультирования, а также консультирования супружеских пар.
В 1980 г. Лойшен получила лицензию на психотерапевтическую практику в качестве социального работника в области медицины. Примерно в это же время она начинает тесное сотрудничество с Центром семьи в Лонг Бич, совместная работа с которым продолжается и по сей день.
Предисловие
Многие люди, изучающие семейную психотерапию, высказывают желание понять, с какими целями и как Вирджиния Сатир работала с людьми. Именно на эти вопросы призвана ответить данная книга, в которой излагаются теоретические основы работы Сатир, даны описание использовавшихся ею психотерапевтических приемов и упражнения, призванные облегчить овладение этими приемами.
Книга имеет практическую направленность и «проста в применении». Ее можно использовать при изучении как общего консультирования, так и семейной психотерапии, либо как учебник, либо как вспомогательное пособие. Я надеюсь, что этот тренинг будет для вас чем-то вроде овладения джазовым мастерством, где будущий музыкант сперва познает основы классической музыки, чтоб затем, импровизируя, найти свой собственный стиль.
Издав в 1964 г. свой труд «Психотерапия в семье» (Conjoint Family Therapy), Сатир стала знаменита именно благодаря разработкам в области семейной психотерапии, однако будет справедливей сказать, что ее интересовали человеческие взаимоотношения во всем их многообразии. В то время, когда мне довелось обучаться у Сатир, а это было в конце 1980-х, она говорила о существовании единых принципов, свойственных процессу взаимодействия между людьми, и необходимости моделирования приемов, применимых в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. Основная цель моей книги — поделиться полученными тогда знаниями в этой области. Читатель, скорее всего, удивится, обнаружив, что Сатир работает не только с чувствами, но задействует в процессе психотерапии весь когнитивно-бихевиоральный комплекс, с тем чтобы разрушить дезадаптивные убеждения и закрепить путем тренировок новые формы поведения.
Примеры из этой книги показывают, как психотерапия Сатир способна помочь представителям самых разных культур. Сатир относилась с уважением к культурным различи-
Предисловие
9
В тексте книги вы часто встретите слово «изменение». Психотерапия Сатир действительно ориентирована на изменения. Читатель вскоре поймет, что если Сатир и работает с прошлым человека, то лишь для того, чтобы в какой-то мере изменить его настоящее и будущее. Каждая возможность получить помощь является замечательным шансом для изменения! Я надеюсь, это окажется справедливым и для тех, кто почерпнет из этой книги что-нибудь полезное.
Я хотела бы поблагодарить за ценные комментарии и полезные замечания моих рецензентов: Вэлери Эпплтон (Восточный Университет, Вашингтон), Винсента Фоли, заслуженного профессора в отставке (Университет Святого Иоанна), Сузан С. Хэндрик (факультет психологии Техасского технического университета), Фумико Хосокава (Калифорнийский университет), Дэвида Лоусона (факультет педагогической психологии, Техасский университет), Дэниела Б. Ли (Университет Лойолы, Чикаго), Томаса Л. Милларда (Университет Монтклера), Джоанну Шваб (Центр детского развития, Лос-Анджелес) и Элизабет Сёрлз (Университет Аляски).
Я чрезвычайно признательна Клэр Вердвин и Айлин Мёр-фи, моим редакторам, оказавшим мне большую поддержку; Джоанне Шваб, чьи мудрые советы и замечания были поистине бесценны, Джону Банмену, внесшему серьезные добавления в концепцию книги, и моим студентам за обратную связь; но больше всего — моему замечательному мужу, который поддерживал меня все время, пока я писала эту книгу.
Автор этой книги Шэрон Лойшен — преподаватель курса «Системная семейная психотерапия» в Университете штата в Лонг Бич и практикующий социальный работник в области медицины, также является членом организации A VANTA и автором двух других книг: «Секреты Сатир» (The Secrets of Satir) и «Магия Сатир: Практические приемы для психотерапевтов» ( The Magic of Satir: Practical skills for therapists).
Если, прочитав книгу и выполнив все задания, вы захотите больше узнать о проведении тренингов по методике Сатир, пишите в наш центральный офис по адресу: 2104 SW 152nd St. #102, Burien, WA, или звоните по телефону (206) 391 -7310. AVANTA имеет множество филиалов, проводящих тренинги в Америке, Канаде, Венесуэле, на Тайване и в Австралии.
Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.
Сатир принадлежала к разряду тех наиболее авторитетных практикующих специалистов в области психологии, которые в 50-х гг. XX в. заговорили о необходимости психоаналитической работы с семьей, а не только с отдельной личностью, как это было до того. В 1964 г. Сатир публикует свой основополагающий труд «Психотерапия в семье». И по сей день многие считают эту книгу непревзойденным учебником посемейной психотерапии.
Голденберги Голденберг, авторы книги «Взгляд на семейную психотерапию», называют Сатир «первым настоящим лидером в этой области, способным повести за собой» (Goldetfberg, Goldenderg, 1991, p. 133). Николе и Шварц, авторы «Семейной психотерапии» , причисляют Сатир, наряду с Доном Джексоном, Джей Хэйли, Мюррэем Боуэном и Натаном Аккерманом, к людям, оказавшим сильнейшее влияние на семейную психотерапию в период ее становления (Nichols & Schwartz, 1995, p. 34).
12
Влияние на современников и последователей
Сатир выпустила огромное количество трудов, она много ездила по миру, на практике доказывая эффективность своего психотерапевтического подхода.
В 1970 г. организацией «Группа развития психиатрии» {Group for Advancement of Psychiatry) был проведен опрос среди психотерапевтов, цель которого была выяснить имена тех людей, чьи труды оказали самое большое влияние на их работу. В результате получился такой список: Вирджиния Сатир, Натан Аккерман, Дон Джексон, Джей Хэйли, Мюр-рэй Боуэн (Foley, 1974, р. 7). В 1980 г. было проведено похожее исследование, чтобы выяснить, появились ли какие-то изменения в этом списке. И вновь Сатир оказалась первой; следом за ней шли Фрейд, Роджерс, Эллис, Салливан, Боуэн, Перлз, Минухин, Хэйли и Берн (Sprenkle, Keeney, & Sutton, 1982, p. 368).
После ее смерти в 1989 г. журнал The Family Networker опубликовал статью «Незабываемая Вирджиния», где говорилось о роли Сатир в психотерапии и о той невосполнимой утрате, что понесла наука после ее ухода из жизни. Вот отрывок из этой статьи:
«Для многих людей Сатир была семейным психотерапевтом от Бога, родоначальником этой науки, вдохновенным исследователем и увлеченным практиком. Она всегда была оптимистом и, обладая колоссальным запасом энергии, заставила всерьез заговорить о начале эпохи семейной психотерапии. На семинарах, многочисленных показах и даже с помощью книг Сатир удавалось производить коренные изменения На психологическом уровне; она обладала редким даром превращать унылый процесс психотерапевтической работы в триумф возможностей человека, способного стать хозяином своей судьбы.
Оставаться безучастным к ее показательным интервью и семинарам было просто невозможно. Даже если вы прятались в толпе, надев маску равнодушия, ей удавалось незаметно ослабить вашу оборону и задеть вас за живое.
Она могла заставить человека поеживаться от внутреннего дискомфорта, когда на него устремлены любопытные взгляды всех сидящих вокруг, или же говорила спокойно и на редкость убедительно об огромном скрытом человеческом потенциале, в любом случае никто не оставался в стороне.
Когда прошлой осенью (1988) весть о ее смерти от рака поджелудочной железы дошла до людей, их скорбь была глубоко личным чувством. Ушел из жизни не просто врач-оратор или автор любопытных психотерапевтических методик. Потеря была гораздо серьезней. Как будто целый яркий и ни на что не похожий мир прекратил свое существование. Будто навсегда исчезло знакомое с детства явление природы.
Вирджиния Сатир оказала огромное влияние на массу людей, для которых была психотерапевтом, учителем, коллегой, другом и примером для подражания»1.
Недавние исследования показывают, что медицинские психологи в очередной раз убеждаются на практике в эффективности психотерапевтического подхода Сатир. К примеру, Винтер в своем исследовании сравнивает результаты психотерапевтических методик Боуэна, Хэйли и Сатир (См. приложение 1); Армстронг и Армстронг оценивают эффективность стратегии Сатир при работе по воссоединению семьи* один из членов которой недавно возвратился из тюрьмы (См. приложение 2); Кастой подтверждает возможность применение психотерапии Сатир для воспитания в семье взаимовыручки (См. приложение 3).
Провидец
В конце жизни Сатир занимается не только семейной психотерапией, но и пытается служить идее укрепления мира на Земле. Мир в представлении Сатир — это огромная семья, состоящая из людей разных наций. В 1988 г. в новом изда-
нии своей книги Peoplemaking1, озаглавленной как New peoplemaking (Satir, V., 1988)2, она пишет:
«Установление мира на Земле очень похоже на примирение в семье. Мы учимся оказывать помощь семье, но мы можем использовать полученные знания, чтобы улучшить международные отношения. Наша огромная мировая семья находится в нарушенном состоянии, потому в международных отношениях звучат те же темы, что и в проблемной семье. Во многих государствах власть сконцентрирована в руках одного человека. Единство понимается как конформизм и покорность, а независимость дается с согласия власть имущих.
Как во внутренних делах стран, так и в международных отношениях неподчинение строго карается. Решения принимаются в условиях постоянного запугивания, жесткой регламентации действий и страха сделать неверный шаг. Измена и предательство становятся обычным делом, а дружба и доверие становятся чем-то подозрительным. Власть и подчинение ей — вот основа взаимоотношений.
Все мы знаем, что ребенок, раз усвоив, что он может добиться своего силой, угрозами или манипулируя другими, уже будучи взрослым, останется верен своим излюбленным методам, в случае, если вовремя не вмешаться. Ребенок угрожает кулаком или палкой, а становясь взрослым, он использует для этой цели ружье или бомбу; суть от этого не меняется.
Я мечтаю, чтобы однажды за одну ночь свершилось чудо, и все пять миллиардов жителей Земли поняли важность простых правил гармоничного существования:
Благодаря своей деятельности по укреплению мира Сатир приобрела мировую известность. В 1986 г. она становится членом Международного совета старейшин, состоящего из лауреатов Нобелевской премии мира. Незадолго до смерти Сатир дала интервью, где так сказала о своей профессиональной эволюции (Кгащег, 1995):
ные консультации, в тот момент, когда поняла, что главная моя цель — вносить изменения, а было это лет 25 назад. Но, в любом случае, с кем бы я ни работала: личностью, семьей, группой, — самым главным для меня всегда оставался сам процесс...
17
мы стали Учителями (мне всегда хочется говорить «учитель», а не «психотерапевт») и начали помогать другим раскрывать их внутренний потенциал. Чтобы мы видели в обучении основу перемен, потому как обучение будит наши способности и помогает разглядеть новые возможности гармоничного существования взамен вечной борьбы (p. 175-177)1.
Сатир полагала, что окружение человека играет ключевую роль в формировании его личности, а потому, думаю, не будет лишним сказать об атмосфере, в которой росла сама Сатир.
Вирджиния Сатир родилась 16 июня 1916 года на ферме, в штате Висконсин. Оба ее родителя были первым поколением американцев немецкого происхождения. В интервью, которое Сатир дала Дэвиду Расселу2, руководителю отдела устной истории при Калифорнийском Университете в Сайта Барбаре, она призналась, что подозревает, что предки ее уехали из Германии, так как чувствовали себя там людьми второго сорта; ее бабки по материнской и отцовской линии принадлежали к знатному роду, но опозорили свое имя, избрав в мужья крестьян.
В семье матери Сатир было семь детей, а в семье отца — целых тринадцать, оба они не понаслышке знали, что такое нужда и ссоры в семье. Сатир вспоминает, что расстановка сил в семье ее бабки и деда по отцовской линии была такова: муж, тиран и скряга, и во всем потакающая ему жена; и полная смена ролей в отношениях между бабкой и дедом по материнской линии. Как считает Сатир, виной всему тут чувство неполноценности, которым страдали оба ее деда (Russell, 1986, р. 7).
18
Сатир была первенцем у родителей, немногим позже на свет появились два ее брата-близнеца, сестра и младший брат. Она вспоминает, что в детстве чувствовала, что ей надо быстрее подрастать и помогать матери, у которой, по ее собственному выражению, было «забот полон рот» и «семеро по лавкам» (Russell, 1986, р. 7).
Возможно, что постоянные ссоры между родителями и подтолкнули Сатир, еще в пятилетнем возрасте заявившую, что она намерена быть «судьей над своими родителями», к решению стать семейным психотерапевтом. Но сколько бы родители не ссорились между собой, Сатир отлично знала, что они любят ее и готовы на все ради своей дочери.
Сатир выросла на ферме, где с детства усвоила трепетное отношение ко всему живому. В книге «Как строить себя и свою семью» есть такие строки: «Еще в детстве я поняла, что рост — это мощная движущая сила, великое торжество жизни. Я видела, как крошечные семена, которые я сажала в землю, становились могучими растениями, маленькие цыплята вылуплялись из яиц, а поросята появлялись на свет из живота мамы-свиньи. Когда родился мой брат, это было для меня настоящим чудом!» (Russell, 1988, р. 33).
Когда для Сатир настал черед отправиться в старшие классы, ее мать принимает решение оставить ферму и переехать в Милуоки, где, как она считала, ее дочь получит серьезное образование, не в пример сельскому. Сатир вспоминает о том времени: «Учась в старших классах, я пошла работать. Работала я на износ, частенько неделями спала по четыре-пять часов в сутки, но я изо всех сил старалась заработать деньги на свою учебу, мной двигала жажда знаний и мечта стать по-настоящему образованным человеком» (Russell, 1986, р. 10).
По окончании школы Сатир продолжила учебу в местном Педагогическом колледже, где один из преподавателей по-
Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — Спб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. —
13 09 2014
10 стр.
Как взаимодействовать с противоположным полом без риска потерять любовь, нежность, радость во взаимоотношениях
13 10 2014
1 стр.
«Школа мастеров», ориентированного на изучение и практическое закрепление отдельных инструментов управленческой деятельности: определения цепочки создания добавленной стоимости, фо
05 09 2014
1 стр.
Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного
09 10 2014
1 стр.
К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал
01 10 2014
1 стр.
К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал
01 10 2014
1 стр.
В 2011 – 2012 уч году школа продолжила работу по емт «Активизация учебно-воспитательного процесса»
27 09 2014
1 стр.
Клубови треба да пошаљу само позване играче. Играчи су дужни да са собом понесу спортску опрему и лопту. Пожељно је да тренингу приствују тренери играча који су позвани на тренинг
10 09 2014
1 стр.