Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10


Sharon Loeschen



of Virginia Satir



Brooks/Cole Publishing Company

An International Thompson Publishing Company

Шэрон ЛОЙШЕН



Школа Вирджинии Сатир

ПИТЕР

Санкт-Петербург



Москва ■ Харьков • Минск

2001

Лойшен Шэрон

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ УМЕНИЙ. ШКОЛА ВИРДЖИНИИ САТИР



Серия «Практикум по психотерапии» Перевела с английского Н. В. Кулигина

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Зам. зав. психологической редакцией Н. Мшаловская

Ведущий редактор А.Ворин

Редактор С. Комаров

Художник обложки В.Ши.мкевич

Подготовка иллюстраций В. Кучукбаев

Корректор Т. Брылева

Дизайн оригинал-макета и верстка А. Борин

ББК 53.57я7 УДК 615.851(075)

Лойшен Ш.

Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — СПб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. — (Серия «Практикум по психо­терапии»)

ISBN 5-272-00386-1

Многие люди, профессионально интересующиеся вопросами семей­ной терапии, высказывали пожелание понять какие цели ставила перед собой Вирджиния Сатир в рамках своей терапии и как она работала с людьми. Имен­но эти вопросы призвана осветить книга Шэрон Лойшен. В предлагаемом ру­ководстве изложена главная концепция теории В. Сатир, детально описаны приемы, которые она использовала в работе, а также практические задания для психотерапевта, призванные облегчить овладение этими приемами. Книга имеет практическую направленность и «проста в применении». Ее можно ис­пользовать как в ходе общего консультирования, так и в курсе семейной психо­терапии, как основное, так и вспомогательное пособие. Материалы данного учебного руководства послужат неоценимым ресурсом для психологов, семей­ных психотерапевтов и консультантов, социальных работников.

© by Brooks/Cole Publishing Company, 1998 © Перевод на русский язык. Кулигина Н. В., 2000 ©Серия, оформление. Издательский дом «Питер»,2001

Права на издание получены по соглашению с International Thomson Publishing. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в ка­кой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-272-00386-1 ISBN 0-534-23172-1 (англ.)

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры.

Подписано к печати 14.11.2000 г. Формат 84х108 1/32 - Усл. п.л. 8,4. Тираж 10 000 экз. Заказ № 897.

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК. «Лсниздат» (типография им. Володарского)

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникации.

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.



Оглавление

Об авторе 7

Предисловие 8

Приветствие от AVANTA (сеть центров

психотерапии Сатир) 10

Глава 1.

Личность Сатир 11

Вклад Сатир в психотерапию 11

Биография Сатир 17

Глава 2.

Концепция Сатир 21

Положение 1: Влияние родительской семьи

на человека 21

Положение 2: Семья как система 25

Положение 3: Низкая самооценка 29

Положение 4: Потенциал целостной личности 31

Положение 5: Процессуальный подход 33

Положение 6: Процесс изменений 44



Психотерапевтический процесс

по методике Сатир 50

О структуре следующей части книги 50

Психотерапевтический процесс по Сатир 52

Глава 3.

Начальная стадия 54

Установление контакта 55

Принятие 58

Глава 4.

Начальная стадия (продолжение) 69

Стимулирование сознания 69

Выявление 79

Резюме 96



Глава 5.

Промежуточная стадия 98

Вовлечение в психотерапевтический процесс 98

Пересмотр дезадаптивных паттернов 100

Глава 6.

Промежуточная стадия ( продолжение ) 106

Обучение новым способам поведения 106

Резюме 123

Глава 7.

Заключительная стадия 125

Проверка на практике 126

Подчеркивание положительных изменений 127

Резюме 130



Глава 8.

Наглядная иллюстрация психотерапевтического

процесса по Сатир 135

Подробное воспроизведение одного из сеансов 135



Приложение 1.

Семейная психотерапия Боуэна, Хейли и Сатир:

сравнительный анализ результатов 146

Приложение 2.

Работа с семьей: пробное исследование в рамках

групповой семейной психотерапии 149

Приложение 3.

Применение подхода Сатир в работе

с афро-американскими сиделками 151

Приложение 4.

Ответы на вопросы к домашним заданиям 152

Литература 155

Об авторе

Шэрон Лойшен широко известна как опытный психолог и талантливый преподаватель. В 1990 г. она получила Пре­мию за профессиональное мастерство, присуждаемую Цент­ром семьи (Лонг Бич, Калифорния). Сама Сатир удостоила ее чести стать членом AVANTA (сеть центров психотерапии Сатир).

В 1966 г. Лойшен получила степень магистра социальной работы в Иллинойском университете. С тех пор она накопи­ла ценный опыт, занимаясь социальной работой в Иллиной­се, Айове и Южной Калифорнии.

С 1975 г., оставаясь практикующим социальным работ­ником, Лойшен начинает преподавать методику ведения тре­нингов по развитию навыков консультанта в Калифорний­ском университете под руководством Роберта Кэша. С тех пор она обучила сотни студентов эффективным приемам ин­дивидуального и семейного консультирования, а также кон­сультирования супружеских пар.

В 1980 г. Лойшен получила лицензию на психотерапев­тическую практику в качестве социального работника в об­ласти медицины. Примерно в это же время она начинает тес­ное сотрудничество с Центром семьи в Лонг Бич, совмест­ная работа с которым продолжается и по сей день.

Предисловие

Многие люди, изучающие семейную психотерапию, вы­сказывают желание понять, с какими целями и как Вирджи­ния Сатир работала с людьми. Именно на эти вопросы при­звана ответить данная книга, в которой излагаются теорети­ческие основы работы Сатир, даны описание использовав­шихся ею психотерапевтических приемов и упражнения, при­званные облегчить овладение этими приемами.

Книга имеет практическую направленность и «проста в применении». Ее можно использовать при изучении как об­щего консультирования, так и семейной психотерапии, либо как учебник, либо как вспомогательное пособие. Я надеюсь, что этот тренинг будет для вас чем-то вроде овладения джа­зовым мастерством, где будущий музыкант сперва познает основы классической музыки, чтоб затем, импровизируя, найти свой собственный стиль.

Издав в 1964 г. свой труд «Психотерапия в семье» (Con­joint Family Therapy), Сатир стала знаменита именно благо­даря разработкам в области семейной психотерапии, однако будет справедливей сказать, что ее интересовали человече­ские взаимоотношения во всем их многообразии. В то время, когда мне довелось обучаться у Сатир, а это было в конце 1980-х, она говорила о существовании единых принципов, свойственных процессу взаимодействия между людьми, и не­обходимости моделирования приемов, применимых в инди­видуальной, групповой и семейной психотерапии. Основная цель моей книги — поделиться полученными тогда знания­ми в этой области. Читатель, скорее всего, удивится, обнару­жив, что Сатир работает не только с чувствами, но задейству­ет в процессе психотерапии весь когнитивно-бихевиоральный комплекс, с тем чтобы разрушить дезадаптивные убеждения и закрепить путем тренировок новые формы по­ведения.

Примеры из этой книги показывают, как психотерапия Сатир способна помочь представителям самых разных куль­тур. Сатир относилась с уважением к культурным различи-

Предисловие

9


ям, и вместе с тем ей удавалось использовать в работе «уни­версальный язык чувств», как она сама его называла.

В тексте книги вы часто встретите слово «изменение». Психотерапия Сатир действительно ориентирована на изме­нения. Читатель вскоре поймет, что если Сатир и работает с прошлым человека, то лишь для того, чтобы в какой-то мере изменить его настоящее и будущее. Каждая возможность получить помощь является замечательным шансом для из­менения! Я надеюсь, это окажется справедливым и для тех, кто почерпнет из этой книги что-нибудь полезное.

Я хотела бы поблагодарить за ценные комментарии и по­лезные замечания моих рецензентов: Вэлери Эпплтон (Вос­точный Университет, Вашингтон), Винсента Фоли, заслу­женного профессора в отставке (Университет Святого Иоан­на), Сузан С. Хэндрик (факультет психологии Техасского технического университета), Фумико Хосокава (Калифор­нийский университет), Дэвида Лоусона (факультет педаго­гической психологии, Техасский университет), Дэниела Б. Ли (Университет Лойолы, Чикаго), Томаса Л. Милларда (Университет Монтклера), Джоанну Шваб (Центр детского развития, Лос-Анджелес) и Элизабет Сёрлз (Университет Аляски).

Я чрезвычайно признательна Клэр Вердвин и Айлин Мёр-фи, моим редакторам, оказавшим мне большую поддержку; Джоанне Шваб, чьи мудрые советы и замечания были поис­тине бесценны, Джону Банмену, внесшему серьезные добав­ления в концепцию книги, и моим студентам за обратную связь; но больше всего — моему замечательному мужу, кото­рый поддерживал меня все время, пока я писала эту книгу.



Шэрон Лойшен

Приветствие от AVANTA (сеть центров психотерапии Сатир)

A VANTA: Все сотрудники центров психотерапии Сатир с большим энтузиазмом приветствовали появление этой кни­ги, поскольку она раскрывает сущность подхода Сатир и по­казывает возможности практического применения ее психо­терапии. Это первая книга, где мы можем встретить описа­ние более 30 уникальных психотерапевтических приемов Сатир и наглядные примеры того, каким образом их можно применять.

Автор этой книги Шэрон Лойшен — преподаватель курса «Системная семейная психотерапия» в Университете штата в Лонг Бич и практикующий социальный работник в облас­ти медицины, также является членом организации A VANTA и автором двух других книг: «Секреты Сатир» (The Secrets of Satir) и «Магия Сатир: Практические приемы для психоте­рапевтов» ( The Magic of Satir: Practical skills for therapists).



A VANTA является международной образовательной орга­низацией, основная цель которой — оказывать поддержку отдельным людям и организациям, налаживать между ними контакты, а также учить их уважать индивидуальные разли­чия, разрешать конфликты, развивать скрытые способности и принимать на себя ответственность за свою собственную жизнь, здоровье, отношения с людьми и работу с помощью Модели личностного роста Вирджинии Сатир.

Если, прочитав книгу и выполнив все задания, вы захоти­те больше узнать о проведении тренингов по методике Са­тир, пишите в наш центральный офис по адресу: 2104 SW 152nd St. #102, Burien, WA, или звоните по телефону (206) 391 -7310. AVANTA имеет множество филиалов, проводящих тренинги в Америке, Канаде, Венесуэле, на Тайване и в Ав­стралии.



Маргарита Суарес, исполнительный директор

Глава 1

Личность Сатир

Вклад Сатир в психотерапию

Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие пси­хотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе между­народных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.



Пионер семейной психотерапии

Сатир принадлежала к разряду тех наиболее авторитет­ных практикующих специалистов в области психологии, ко­торые в 50-х гг. XX в. заговорили о необходимости психоана­литической работы с семьей, а не только с отдельной лично­стью, как это было до того. В 1964 г. Сатир публикует свой основополагающий труд «Психотерапия в семье». И по сей день многие считают эту книгу непревзойденным учебником посемейной психотерапии.

Голденберги Голденберг, авторы книги «Взгляд на семей­ную психотерапию», называют Сатир «первым настоящим лидером в этой области, способным повести за собой» (Goldetfberg, Goldenderg, 1991, p. 133). Николе и Шварц, ав­торы «Семейной психотерапии» , причисляют Сатир, наря­ду с Доном Джексоном, Джей Хэйли, Мюррэем Боуэном и Натаном Аккерманом, к людям, оказавшим сильнейшее вли­яние на семейную психотерапию в период ее становления (Nichols & Schwartz, 1995, p. 34).

12

Влияние на современников и последователей

Сатир выпустила огромное количество трудов, она много ездила по миру, на практике доказывая эффективность свое­го психотерапевтического подхода.

В 1970 г. организацией «Группа развития психиатрии» {Group for Advancement of Psychiatry) был проведен опрос среди психотерапевтов, цель которого была выяснить имена тех людей, чьи труды оказали самое большое влияние на их работу. В результате получился такой список: Вирджиния Сатир, Натан Аккерман, Дон Джексон, Джей Хэйли, Мюр-рэй Боуэн (Foley, 1974, р. 7). В 1980 г. было проведено похо­жее исследование, чтобы выяснить, появились ли какие-то изменения в этом списке. И вновь Сатир оказалась первой; следом за ней шли Фрейд, Роджерс, Эллис, Салливан, Боу­эн, Перлз, Минухин, Хэйли и Берн (Sprenkle, Keeney, & Sut­ton, 1982, p. 368).

После ее смерти в 1989 г. журнал The Family Networker опубликовал статью «Незабываемая Вирджиния», где гово­рилось о роли Сатир в психотерапии и о той невосполнимой утрате, что понесла наука после ее ухода из жизни. Вот от­рывок из этой статьи:

«Для многих людей Сатир была семейным психотера­певтом от Бога, родоначальником этой науки, вдохновен­ным исследователем и увлеченным практиком. Она все­гда была оптимистом и, обладая колоссальным запасом энергии, заставила всерьез заговорить о начале эпохи се­мейной психотерапии. На семинарах, многочисленных показах и даже с помощью книг Сатир удавалось произ­водить коренные изменения На психологическом уровне; она обладала редким даром превращать унылый процесс психотерапевтической работы в триумф возможностей человека, способного стать хозяином своей судьбы.

Оставаться безучастным к ее показательным интервью и семинарам было просто невозможно. Даже если вы пря­тались в толпе, надев маску равнодушия, ей удавалось незаметно ослабить вашу оборону и задеть вас за живое.



13

Она могла заставить человека поеживаться от внутрен­него дискомфорта, когда на него устремлены любопыт­ные взгляды всех сидящих вокруг, или же говорила спо­койно и на редкость убедительно об огромном скрытом человеческом потенциале, в любом случае никто не оста­вался в стороне.

Когда прошлой осенью (1988) весть о ее смерти от рака поджелудочной железы дошла до людей, их скорбь была глубоко личным чувством. Ушел из жизни не просто врач-оратор или автор любопытных психотерапевтических ме­тодик. Потеря была гораздо серьезней. Как будто целый яркий и ни на что не похожий мир прекратил свое суще­ствование. Будто навсегда исчезло знакомое с детства яв­ление природы.

Вирджиния Сатир оказала огромное влияние на мас­су людей, для которых была психотерапевтом, учителем, коллегой, другом и примером для подражания»1.

Недавние исследования показывают, что медицинские психологи в очередной раз убеждаются на практике в эф­фективности психотерапевтического подхода Сатир. К при­меру, Винтер в своем исследовании сравнивает результаты психотерапевтических методик Боуэна, Хэйли и Сатир (См. приложение 1); Армстронг и Армстронг оценивают эффек­тивность стратегии Сатир при работе по воссоединению се­мьи* один из членов которой недавно возвратился из тюрь­мы (См. приложение 2); Кастой подтверждает возможность применение психотерапии Сатир для воспитания в семье вза­имовыручки (См. приложение 3).

Провидец

В конце жизни Сатир занимается не только семейной пси­хотерапией, но и пытается служить идее укрепления мира на Земле. Мир в представлении Сатир — это огромная семья, состоящая из людей разных наций. В 1988 г. в новом изда-



1 Эта статья была впервые опубликована в номере журнала «The Family Networker» за январь/февраль 1989 г. и приведена здесь с особого разрешения.

14

нии своей книги Peoplemaking1, озаглавленной как New peoplemaking (Satir, V., 1988)2, она пишет:

«Установление мира на Земле очень похоже на при­мирение в семье. Мы учимся оказывать помощь семье, но мы можем использовать полученные знания, чтобы улуч­шить международные отношения. Наша огромная миро­вая семья находится в нарушенном состоянии, потому в международных отношениях звучат те же темы, что и в проблемной семье. Во многих государствах власть скон­центрирована в руках одного человека. Единство пони­мается как конформизм и покорность, а независимость дается с согласия власть имущих.

Как во внутренних делах стран, так и в международ­ных отношениях неподчинение строго карается. Решения принимаются в условиях постоянного запугивания, жест­кой регламентации действий и страха сделать неверный шаг. Измена и предательство становятся обычным делом, а дружба и доверие становятся чем-то подозрительным. Власть и подчинение ей — вот основа взаимоотношений.

Все мы знаем, что ребенок, раз усвоив, что он может добиться своего силой, угрозами или манипулируя дру­гими, уже будучи взрослым, останется верен своим излюб­ленным методам, в случае, если вовремя не вмешаться. Ребенок угрожает кулаком или палкой, а становясь взрос­лым, он использует для этой цели ружье или бомбу; суть от этого не меняется.

Я мечтаю, чтобы однажды за одну ночь свершилось чудо, и все пять миллиардов жителей Земли поняли важ­ность простых правил гармоничного существования:



  • говорить правду;

  • сотрудничать, а не бороться;

  • уважать, а не унижать;

1 Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. — М.: Апрель-пресс, 2000.

2 Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М: Педагогика-пресс, 1992.

15

  • не делить людей по сословиям, но ценить уникаль­ность каждого человека;

  • использовать свою силу во благо;

  • любить, ценить и уважать себя;

  • отвечать за себя и за свои поступки;

  • рассматривать трудности как возможность лишний раз проявить изобретательность в поиске нестандартных решений.

Если бы такое произошло, то все изменилось бы до не­узнаваемости, на Земле установился бы мир. Единствен­ное что нужно, просто понять все это» (р. 369-370).

Благодаря своей деятельности по укреплению мира Са­тир приобрела мировую известность. В 1986 г. она становит­ся членом Международного совета старейшин, состоящего из лауреатов Нобелевской премии мира. Незадолго до смер­ти Сатир дала интервью, где так сказала о своей профессио­нальной эволюции (Кгащег, 1995):



Крамер: Насколько я знаю, ваша основная профессия — это работа с семьей, и ваши книги «Как строить себя и свою семью» и «Психотерапия в семье» подтверждают этот факт, но, похоже, в последние годы вы явно вышли за рамки семейной психотерапии. Мне довелось услы­шать, как вы сказали, что больше не намерены ограничи­вать себя рамками семейной психотерапии. Не могли бы вы рассказать поподробней о новых направлениях вашей деятельности?

Сатир: Видите ли, любая семья — это группа, процессы, происходящие в семье, мы без труда обнаружим в любой другой группе. А потому для меня не составило особого труда ненадолго отойти от семейной психотерапии и об­ратиться к групповой работе иного уровня, поскольку ос­новные характеристики едины для всех типов групп. На определенном этапе я поняла, что семья для человека — это своего рода инкубатор, а поскольку все люди привно­сят в окружающий мир то, что они усвоили в семье, наш мир становится отражением этого семейного инкубатора. По-настоящему я начала работать с группой, давая семей-

16

ные консультации, в тот момент, когда поняла, что глав­ная моя цель — вносить изменения, а было это лет 25 на­зад. Но, в любом случае, с кем бы я ни работала: лично­стью, семьей, группой, — самым главным для меня всегда оставался сам процесс...



Крамер: Сегодня многие называют вас целителем. Не мог­ли бы вы сказать пару слов об этом, и насколько это соот­ветствует вашей предшествующей деятельности?

Сатир: Что ж, постараюсь ответить на ваш вопрос, учите, правда, что на самом деле все может быть совсем по-дру­гому... Нарушения поведения происходят от внутрипси-хических травм; это не врожденные травмы, а приобре­тенные, мы можем даже сказать, что мы узнаем об их су­ществовании по наличию внешних проявлений. Слово «исцеление» ассоциируется у людей с религией. А пока на психотерапию смотрят как на какую-то точную науку, на нечто, доступное лишь профессионалам, и Бог его зна­ет что еще, о каком исцелении может идти речь! Но ис­тинная психотерапия должна именно исцелять. Да, раны нужно исцелить, а человеку научиться брать на себя от­ветственность за свою жизнь, быть хозяином своей судь­бы... Для меня и близких мне по духу людей это очевид­но... Я никогда не прельщалась идеей продвигать лишь одну излюбленную методику, меня волновало другое: «Как залечивать душевные раны? Что нужно сделать, что­бы человек наконец понял, что он сам в ответе за свою жизнь? Как людям достичь гармонии в отношениях друг с другом?»

Крамер: И последнее, Вирджиния. Какими вы видите се­мейных психотерапевтов будущего, тех, кто продолжит вашу работу? Какой бы вы хотели видеть семейную пси­хотерапию будущего?

Сатир: Мне бы искренне хотелось верить, что люди ко­гда-нибудь научатся любить самих себя; казалось бы, все просто, но как далеки мы от этого! Еще я мечтаю, чтобы люди встали на путь личного совершенствования, чтобы

17

мы стали Учителями (мне всегда хочется говорить «учи­тель», а не «психотерапевт») и начали помогать другим раскрывать их внутренний потенциал. Чтобы мы видели в обучении основу перемен, потому как обучение будит наши способности и помогает разглядеть новые возмож­ности гармоничного существования взамен вечной борь­бы (p. 175-177)1.



Биография Сатир

Сатир полагала, что окружение человека играет ключе­вую роль в формировании его личности, а потому, думаю, не будет лишним сказать об атмосфере, в которой росла сама Сатир.

Вирджиния Сатир родилась 16 июня 1916 года на ферме, в штате Висконсин. Оба ее родителя были первым поколе­нием американцев немецкого происхождения. В интервью, которое Сатир дала Дэвиду Расселу2, руководителю отдела устной истории при Калифорнийском Университете в Сай­та Барбаре, она призналась, что подозревает, что предки ее уехали из Германии, так как чувствовали себя там людьми второго сорта; ее бабки по материнской и отцовской линии принадлежали к знатному роду, но опозорили свое имя, из­брав в мужья крестьян.

В семье матери Сатир было семь детей, а в семье отца — целых тринадцать, оба они не понаслышке знали, что такое нужда и ссоры в семье. Сатир вспоминает, что расстановка сил в семье ее бабки и деда по отцовской линии была такова: муж, тиран и скряга, и во всем потакающая ему жена; и пол­ная смена ролей в отношениях между бабкой и дедом по ма­теринской линии. Как считает Сатир, виной всему тут чув­ство неполноценности, которым страдали оба ее деда (Russell, 1986, р. 7).



1 Kramer S. Z., Transforming the Inner and Outer Family; The-Haworth Press, Binghampton, N. Y., 1995, публикация сделана с особого разрешения.

2 Далее приведены отрывки из книги Дэвида Рассела «Беседы с Сатир» (Russell, D., 1986).

18

Сатир была первенцем у родителей, немногим позже на свет появились два ее брата-близнеца, сестра и младший брат. Она вспоминает, что в детстве чувствовала, что ей надо быс­трее подрастать и помогать матери, у которой, по ее собствен­ному выражению, было «забот полон рот» и «семеро по лав­кам» (Russell, 1986, р. 7).



Мать Сатир была богословом, отец же был далек от этой науки. По словам Сатир, ее родители постоянно ссорились, как им тогда казалось, из-за религиозных вопросов. Позже, однако, она поняла, что истинной причиной этих конфлик­тов было тайное подозрение отца, что для матери религия дороже его самого (Russell, 1986, р. 6).

Возможно, что постоянные ссоры между родителями и подтолкнули Сатир, еще в пятилетнем возрасте заявившую, что она намерена быть «судьей над своими родителями», к решению стать семейным психотерапевтом. Но сколько бы родители не ссорились между собой, Сатир отлично знала, что они любят ее и готовы на все ради своей дочери.

Сатир выросла на ферме, где с детства усвоила трепетное отношение ко всему живому. В книге «Как строить себя и свою семью» есть такие строки: «Еще в детстве я поняла, что рост — это мощная движущая сила, великое торжество жиз­ни. Я видела, как крошечные семена, которые я сажала в зем­лю, становились могучими растениями, маленькие цыплята вылуплялись из яиц, а поросята появлялись на свет из живо­та мамы-свиньи. Когда родился мой брат, это было для меня настоящим чудом!» (Russell, 1988, р. 33).

Когда для Сатир настал черед отправиться в старшие клас­сы, ее мать принимает решение оставить ферму и переехать в Милуоки, где, как она считала, ее дочь получит серьезное образование, не в пример сельскому. Сатир вспоминает о том времени: «Учась в старших классах, я пошла работать. Рабо­тала я на износ, частенько неделями спала по четыре-пять часов в сутки, но я изо всех сил старалась заработать деньги на свою учебу, мной двигала жажда знаний и мечта стать по-настоящему образованным человеком» (Russell, 1986, р. 10).

По окончании школы Сатир продолжила учебу в местном Педагогическом колледже, где один из преподавателей по-


следующая страница>


Психологический тренинг умений. Школа вирджинии сатир

Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — Спб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. —

1699.23kb.

13 09 2014
10 стр.


Мужское и Женское Психологический курс-тренинг

Как взаимодействовать с противоположным полом без риска потерять любовь, нежность, радость во взаимоотношениях

18.08kb.

13 10 2014
1 стр.


Практический семинар-тренинг «Школа мастеров»

«Школа мастеров», ориентированного на изучение и практическое закрепление отдельных инструментов управленческой деятельности: определения цепочки создания добавленной стоимости, фо

24.77kb.

05 09 2014
1 стр.


Профилактика и разрешение конфликтов Психологический тренинг общения

Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного

140.53kb.

09 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

200.69kb.

01 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

189.12kb.

01 10 2014
1 стр.


Второго педсовета перекликается с первым: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка». На педсовете было решено

В 2011 – 2012 уч году школа продолжила работу по емт «Активизация учебно-воспитательного процесса»

63.29kb.

27 09 2014
1 стр.


Едукативни тренинг – ЋупријА 23. 01. 2012

Клубови треба да пошаљу само позване играче. Играчи су дужни да са собом понесу спортску опрему и лопту. Пожељно је да тренингу приствују тренери играча који су позвани на тренинг

61.87kb.

10 09 2014
1 стр.