Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 9страница 10

19

считал, что Сатир необходим опыт работы по специально­сти. А поскольку она проявляла интерес к национальной культуре разных стран, то выбор учителя пал на Центр Ав­раама Линкольна. Об этом периоде в своей жизни Сатир го­ворит следующее: «Я начала работать в этом Центре еще на втором курсе и осталась там до конца учебы. Какую работу мне только не доводилось выполнять! Я готовила медсестер, вела театральный и драмкружки у подростков. Именно то­гда меня избрали председателем международного клуба. Ми-луокский педагогический и Милуокский инженерный кол­леджи принимали участие в международных обменах. И вот я стала председателем. Это было просто великолепно, ведь, сколько себя помню, меня всегда тянуло заниматься вопро­сами культурных различий людей разных стран и континен­тов» (Russell, 1986, р. 13).

Сатир высоко оценивает уровень образования ее родного колледжа, утверждая, что именно благодаря ему она проник­лась философией Дао по отношению к воспитанию. Исходя из Дао, Сатир так говорит о «плохих» детях: «Плохой чело­век подобен птице с перебитым крылом. Он нуждается в на­шей помощи» (Russell, 1986, р. 15).

После колледжа Сатир пошла преподавать, и сразу же ей пришлось заняться не только учебой, но и вникнуть в семей­ные перипетии своих подопечных. Сатир любила рассказы­вать историю о том, как ей удалось повлиять на родителя одного из ее учеников: «Однажды один маленький мальчик уснул на уроке прямо за партой. Я спросила: "Пол, в чем дело?" А он ответил: "Понимаете, мне пришлось всю ночь простоять на улице, мой отец напился и не пускал меня в дом". В тот же вечер я пошла к ним домой и сказала отцу этого паренька: "Пол сказал мне, что прошлой ночью вы напились и не пускали его домой. Вы не имеете права так поступать, потому что ребенок должен ночью спать. Я требую, чтобы вы прекратили это". И он послушался, честное слово» (Russell, 1986, р. 17).

Занимаясь подобной общественной работой, Сатир поня­ла, что единственное, чем она хотела бы заниматься — это

20

помогать неблагополучным семьям; но она чувствовала, что ей для этого не хватает образования. Тогда она поступила в Чикагский университет на факультет социальной работы. Это явилось началом карьеры, которой Сатир посвятила всю свою жизнь.



Глава 2

Концепция Сатир

Вы, наверное, уже поняли, что отправным пунктом для своей концепции Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:



  1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.

  2. Семья — это система, а потому она стремится к равно­весию, для поддержания которого порой в ход идет навязы­вание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступа­ют в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены).

  3. Нарушения в системе семьи порождают низкую само­оценку и защитное поведение, так как человек все равно бу­дет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от напа­док извне.

' 4. В каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здоровой активной жизни.

  1. Всегда есть возможности для личностного роста, но психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне «процессов», а не «содержания».

  2. Процесс изменений захватывает всего человека и вклю­чает несколько стадий.

Итак, обо всем по порядку.

Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.

В своей книге «Психотерапия в семье» Сатир поясняет свою идею о влиянии семьи:



22

«По сути дела, родители — это те же дети, они живут рядом со своими родителями (теперь бабушками и дедуш­ками), которые по-прежнему учат их, как жить.

Я представляю родителей своеобразными строи­телями. Сознательно и бессознательно они привносят в свою новую семью то, что усвоили у своих родителей, и из этого материала они строят каркас для своей будущей семьи» (Satir, 1987, р. 145).

В книге «Система Сатир» (The Satir Model), которая уви­дела свет уже после смерти самой Сатир и написана ею в со­авторстве с Джоном Банменом, Джейн Гербер и Марией Го-мори, Сатир так пишет о влиянии семьи:

«Родители помогают нам понять, что есть что в этом мире, разделяя весь мир на важное и не важное. Как раз в эту нору мы учимся угадывать, как поведут себя другие, как вести себя с людьми, чего мы можем ожидать от са­мих себя и какими нас хотят видеть окружающие...

Родители, беспокоясь о нашей безопасности, с детства внушают нам правила поведения. Появившись на свет, ре­бенок попадает в свою первую семейную триаду: мать — отец — дитя, и здесь усваивает начальные правила лич­ной безопасности, исследует тела своих родителей, пере­нимает их способность к любви и симпатии. Родители дают понять, а нередко и прямо говорят своим детям о том, какими они должны быть, одобряя одни их поступки и строго наказывая за другие. Основа самоидентификации закладывается в ребенке как раз в период общения в его первой триаде...

Младенец, чье выживание полностью зависело от дру­гих, вырастает в ребенка, чья самоидентификация поко­ится на оценках окружающих... В конце концов свод се­мейных правил становится для человека мерилом личной значимости; когда он следует этим законам, он чувствует себя вправе рассчитывать на уважение и любовь. Продол­жая в подобном духе, он культивирует одни и ограничи­вает другие аспекты своей неповторимой личности» (р. 20-21).

23

Сатир замечала, что на протяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, это порождало не­равенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и сводило на нет понятие уникальности чело­века как личности. В системах с жесткой иерархией:



  1. кто-то один захватывает всю власть и навязывает един­ственно правильный способ «как жить», который все обяза­ны брать за образец;

  2. в трудный момент нужно найти человека, которого можно обвинить во всех грехах;

  1. перемены недопустимы.

Подобная система и в грош не ставит неповторимую ин­дивидуальность человека с его оттенками темперамента, та­лантами, интересами, мыслями, чувствами и потребностями. При таком положении дел теряется индивидуальность, по­тому что все члены системы, и «правитель» в том числе, дол­жны принести частичку самобытности в жертву системе.

Сатир указывала, что в системах, где отношения строят­ся на безоговорочном доминировании одного человека и пол­ном подчинении остальных или же когда налицо превосход­ство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация вла­сти, что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важно хорошие отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем и женой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учите­лем и учеником могут быть вполне теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию власти, если предполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шаги в неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих роди­телей, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенно если родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чув­ства, желания и мнения.

Жестко иерархичная система абсолютно не считается с индивидуальными различиями и уникальностью человека. Члены этой системы не вольны искренне выражать свои чув­ства, но, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться

24

авторитетам. В книге «Психотерапия в семье» Сатир назы­вает такие системы закрытыми:

«Закрытой системой является та, члены которой вы­ражают свои чувства с крайней опаской. Золотое прави­ло таких систем диктует всем ее членам придерживаться одного мнения, чувств, иметь одинаковые цели, даже в том случае, когда все основано на лжи. В закрытых системах искреннее самовыражение недопустимо, а если уж такое случилось, человека, позволившего себе подобное, осталь­ные считают отщепенцем, "больным", "психом".

Любые отклонения от установленного порядка воспри­нимаются как угроза, как предвестник того, что некото­рым придется покинуть систему и оказаться ненужными никому, даже самим себе. То, что в подобной системе по­всеместные запреты замедляют личностный рост и ухуд­шают здоровье, не вызывает сомнений, но теперь я точно знаю: беспокойство на поведенческом и эмоциональном уровнях — верный признак того, что данный индивид является членом семьи закрытого типа» (Satir, 1983, р. 237-238).

В жестко иерархической системе причинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события есть только одна причина. Так, ребенок в семье подчас становится при­чиной якобы всех семейных неурядиц.

Другая отличительная черта жестко иерархичных си­стем — неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себе скрытую угрозу и могут на­влечь большие неприятности. Система опирается на посту­лат, что единственный путь обеспечить себе безопасность — это всячески поддерживать существующий порядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, родители посто­янно сталкиваются с необходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родители делаются все более властными и суровыми.



25

Положение 2: Семья как система

Семья это система. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появля­ются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетво­ряются и, наконец, система дает сбой.

Семья — это система, неизменно стремящаяся к равнове­сию и плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в 1951 г., проводя психотерапевтические сеансы с молодой женщиной, которую считали больной ши­зофренией. Пока сеансы проводились один на один с паци­енткой, дело шло на поправку, но как только Сатир привлек­ла к психотерапии мать девушки, все достижения пошли пра­хом, то же самое случилось, когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннего взаимо­действия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член — брат. Когда все были в сборе, стало очевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратилась в «мальчика для битья» (Satir, 1991, р. 1-2).

Опыт, полученный Сатир при работе с этой семьей, по­служил базой для развития концепции о том, что семья — это система, новое целостное образование, а не просто сумма от­дельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.

В своей книге «Как строить себя и свою семью» Сатир отмечает, что семейная система чем-то схожа с игрушкой-конструктором:

«В конструкторе все его детали, маленькие и большие, можно соединить вместе шурупами и гайками, изменять расстояние между ними, получая строения какой угодно длины и ширины. Так же и в семье. Все члены семьи раз­ные, каждый не похож на остальных, у каждого свой уро­вень развития. Но, как и в конструкторе, вы не можете скрепить частички вместе, предварительно не изменив их» (р. 137).

26

Сатир убедилась, что рассогласованные семейные систе­мы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навя­занных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий.



Навязанные роли

Сатир изложила свою концепцию навязанных патологи­ческих ролей в книге «Психотерапия в семье» (1983), где взя­ла в качестве примера семью из трех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаской и не­доверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своих личных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то «союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». В результате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко и ведут себя соответственно. Са­тир считает, что в этом случае они берут на себя роль «иден­тифицированного пациента» — ИП:

«В некоторых семьях ребенок с самого рождения ста­новится ИП, в других же семьях эта роль передается от старших детей. Возможны случаи совмещения этой долж­ности с братом или сестрой.


  1. В некоторых семьях иногда все мальчики (или де­вочки) один за другим или все сразу играют роль ИП.

  2. В других семьях, как только ребенок достигает под­росткового возраста, он становится ИП.

  3. Возможен вариант, когда двое, трое и более детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Или же один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок — остальное» (р. 37-47).

Человек, играющий роль «идентифицированного пациен­та», чувствует себя двояко: он одновременно бессилен и все­могущ, поскольку амплитуда этой роли довольно широка: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребе­нок ведет себя «скверно, странно, ненормально», всякий раз подпитывают низкую самооценку и чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь, он

27

не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же вре­мя крайне чувствителен к тому, что о нем думают другие.



Запреты и жесткие правила

Запреты порой держат в тисках всю семью; когда явно, а когда исподволь этот незримый свод законов диктует, что надо думать, чувствовать и как поступать. В семьях с жест­кой иерархией во главу угла ставятся такие постулаты: «кто-то должен быть главным», «различия губительны», «должен быть козел отпущения», «нельзя допустить перемен». К тому же свод этих неписаных законов идет рука об руку с посту­латом «дурно смотреть, слушать, чувствовать, желать, спра­шивать, говорить об этом». Сатир полагала, что запреты, ущемляющие самовыражение, больнее всего ударяют по са­мооценке и активности человека.

В своей книге «Психотерапия Сатир шаг за шагом» (Satir Step by Step) она так пишет о запрете на выражение гнева:

«В некоторых семьях не одобряют и всячески избега­ют проявлений гнева. В других семьях позволительно по­казывать свое раздражение в одних случаях и не позво­лительно в других; или же сцены ярости допускаются в общении между определенными людьми, но запрещены для остальных. Наконец, есть и такие семьи, жизнь в ко­торых напоминает постоянно бурлящий котел. В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к по­сторонним озлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что если ее не удается удовлетворить "по-хорошему", то она перерождается в озлобленность и за­диристость» (Satir, Baldwin, 1983, p. 205).

Иногда Сатир называет эти правила «внутренним долгом» или же «жизненно важными убеждениями», говоря, что по­рой мы, сами того не замечая, следуем им, стремясь заслу­жить одобрение семьи и боясь стать никому ненужными из­гоями; разрушение этих правил для нас смерти подобно.

Нереалистичные ожидания

Сатир считала, что наряду с запретами и навязанными ролями нереалистичные ожидания служат для поддержания



28

хрупкого равновесия в семье с нарушенной системой. В кни­ге «Психотерапия в семье» Сатир всесторонне осветила этот вопрос. Она считает, что нереалистичные ожидания супру­гов сводятся в основном к тому, что один из супругов ждет, что другой:



  • станет для него родителем и исполнит все его желания;

  • будет бередить его детские страхи и переживания;

  • мечтает о том же, что и он сам;

  • вселит в него веру в себя и уважение к своей личности;

  • дополнит то, чего ему катастрофически не хватает;

  • будет тем существом, которое он будет обвинять в сво­их же собственных грехах (Satir, 1983, р. 12).

Как полагает Сатир, в отношениях «родитель — ребенок» при нереалистичных ожиданиях со стороны родителя он ждет, что ребенок:

  • позволит родителю гордиться собой, достигнув чего-нибудь стоящего;

  • желает того же, что и родитель, и стремится к этому;

  • будет признателен за то, что родитель делает для него;

  • хочет поступать во всем так же, как родитель;

  • будет заботиться о своем родителе;

  • положит конец супружеским ссорам (Satir, 1983, р. 36-37).

Порой родители ждут от ребенка невыполнимого, просто не имея понятия, на что способен ребенок в таком возрасте. Или же наоборот, наивно полагают, что тот будет оставаться на одной стадии развития до бесконечности. Часто ребенок становится объектом нереалистичных ожиданий, которые по своей сути являются проекциями проблем родителя. Он на­деляет ребенка качествами какого-то третьего лица и ждет от него соответствующего поведения.

В заключение мы можем сказать, что разлаженность се­мейной системы зиждется на нереалистичных ожидания, о которых мы говорили выше; запретах, повелевающих стро­го-настрого молчать обо всем, что бы ни происходило в се­мье; и, наконец, навязанных ролях, тех, что делают ребенка средством решения супружеских конфликтов.

29

Положение 3: Низкая самооценка

Сбои в семейной системе порождают низкую самооценку

и защитное поведение, так как в человеке заложена

потребность отстаивать свою самооценку и держать

оборону от нападок извне.

Если попытаться наглядно пояснить, каким образом раз­лаженная семья влияет на «я» человека, то это будет выгля­деть примерно так, как на рис. 2.1.

Сатир выделяет четыре типа защитного поведения, кото­рые она называет «позы обороны» — заискивание, обвине­ние, сверхрасчетливость, сбивание с толку:

«Когда мы заискиваем, то принижаем чувство соб­ственного достоинства, позволяем другим командовать нами и постоянно поддакиваем. Заискивание часто скры-















Целостное «я». Свободный доступ к внутренним ресурсам. Гибкость

Зажатое «я». Недоступность внутренних ресурсов. Косность

Рис. 2.1. Ущемление «я»

30

вается под маской предупредительности, безусловно, ува­жаемого качества в ряде культур. Но заискивание это от­нюдь не предупредительность. Заискивая, мы приносим в жертву чувство собственного достоинства. Мы превра­щаем в ничто наше самоуважение, всячески давая понять, что мы мелки и ничтожны. С готовностью беря на себя ответственность за все беды и напасти, порой мы рьяно доказываем свою вину, приводя море доводов.

Позиция обвинения — это полная противоположность заискиванию. Огульное обвинение — это искаженное от­ражение общественных норм, гласящих: никогда не давай себя в обиду, не позволяй садиться себе на шею, не позво­ляй другим задобрить тебя. Главное — не быть "слабым". В целях самозащиты мы обвиняем кого угодно, только не себя. Осуждая, мы не считаемся ни с кем.

Человек, избравший сверхрасчетливую манеру обще­ния, мучает и себя и других. Сверхрасчетливость означа­ет жизнь по четкой схеме, в мире сухих цифр и сухой ло­гики. Мы начинаем панически боятся проявлений эмоций у себя или других людей. Такое поведение отражает об­щественные постулаты, о том, что зрелый человек не дол­жен быть трогательным, нежным или слишком эмоцио­нальным.

Четвертый способ защитить себя — сбивать с толку, дурачиться и поднимать все на смех. Такая поза — полная противоположность сверхрасчетливости. Человек, на чью долю выпала подобная роль, постоянно суетится. На са­мом деле, это всего лишь трюк, чтобы отвлечь внимание от обсуждаемого вопроса. Они меняют мнение, как пер­чатки, и хватаются одновременно за тысячу дел» (Satir, 1991, р. 36-49).

Сатир замечала, что люди нередко меняют тактики или перебирают их одну за другой. К примеру, человек начинает с заискивания, затем пускает в ход осуждение и напоследок де­лается педантом. Сатир, однако, подчеркивала, что обычно у человека есть своя излюбленная техника (Satir, 1991, р. 52).

Голденберг и Голденберг, давая описание нарушенному типу взаимодействия, подчеркивали такие качества, как «не-

31

стабильность, невнятность, ненадежность, неадекватность, извращенность» (Goldenberg, Goldenberg, 1991, p. 135).



Положение 4: Потенциал целостной личности

Каждый человек имеет достаточный потенциал для личностного роста и полноценной жизни.

Сатир отталкивалась от тезиса, что каждый человек име­ет достаточный потенциал для здорового и полноценного существования. Этот потенциал включает в себя:



Рис. 2.2. Внутренний потенциал «я»


  • способность к духовному развитию;

  • воображение и вдохновение;

  • чувства и ощущения;

  • мышление;

  • способностью к усвоению нового и изменению себя;



32

  • эмоции;

  • способность к экспрессии;

  • сочувствие;

  • внутреннюю целостность;

  • интуицию;

  • способность рассуждать разумно;

  • природную мудрость;

  • способность принимать себя и окружающих, уважать их;

  • способность не терять надежду;

  • способность к оценке;

  • оптимизм;

  • чувство привязанности;

  • дар любви и возможность быть любимым;

  • способность к созиданию и творчеству;

  • способность отвечать за свои действия, проявление сво­их чувств, поведение и брать на себя обязательства;

  • способность к сотрудничеству;

  • способность признавать и исправлять ошибки;

  • способность доверять;

  • способность принимать решение и приводить их в ис­полнение;

  • вера в свое будущее;

  • способность стремиться и достигать;

  • способность просить о помощи;

  • мужество совершать поступки.

Мы можем мысленно нарисовать себе «я» человека и его способности примерно так, как это сделано на рис. 2.2.

Философия Сатир о скрытых ресурсах человека заклю­чена в следующем ее высказывании:« Я твердо убеждена, что каждый человек способен к личностному росту, нужно толь­ко научить его использовать его собственный потенциал. Вот основная цель психотерапии» (Satir, 1983, р. 264)1.



1 Такие составляющие внутреннего потенциала «я», как лидерство, сочувствие, дальновидность и вера в будущее, выделены Швар­цем в книге «Внутренние системы семьи» (Schwartz, 1995), ко­торая существенно дополняет представления Сатир о природе «я» и системном характере взаимоотношений интрапсихических субличностей, или частей «я».

33

Положение 5: Процессуальный подход

В каждом человеке заложена способность к личностному

росту, просто психотерапию по его стимуляции нужно

проводить на уровне процессов, а не содержания.

Считается, что главная задача процессуальной психоте­рапии Сатир — личностный рост, поскольку она сама неред­ко повторяла, что в каждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишь стимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине которого таится зародыш будущего растения, но для буйно­го роста ему сперва нужно накопить сил, чтобы суметь про­драться сквозь заросли сорняка.

Чтобы избавиться от «сорняков» — дезадаптивиых убеж­дений и форм поведения, — психотерапевт должен в первую очередь улавливать психические состояния, процессы чело­века, а не замыкаться на заявленной им проблеме. Как гово­рила Сатир, «проблема сама по себе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».

Содержание — это простое описание проблемы, набор фактов, событий в рамках конкретной ситуации, процесс же обнажает скрытые механизмы системы. Проще говоря, мы можем сказать, что содержание — это «какова» ситуация в целом, а процесс — это «что» ее запускает, «как» работает ее скрытый механизм. Сатир полагала, что это должен усвоить каждый, кто взял на себя труд помогать людям отыскать в себе силы для личного совершенствования, кто хочет постичь суть процессуальной психотерапии, чтобы использовать ее возможности в своей работе. Сами процессы всегда одни и те же, просто форма их проявления разнится в зависимости от ситуации (Schwab, 1983).

Серьезный вклад в разработку методов Сатир внесли Бан-мен, Гербер и Гомори, разработавшие шесть уровней психо­терапевтической работы, которые Сатир использовала в сво­ей психотерапии для вмешательства в процесс и его транс­формации. Эти шесть уровней таковы: печаль, ожидания, восприятие, чувства, преодоление трудностей и поведение.


<предыдущая страница | следующая страница>


Психологический тренинг умений. Школа вирджинии сатир

Л72 Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. — Спб.: Питер, 2001. — 160 с: ил. —

1699.23kb.

13 09 2014
10 стр.


Мужское и Женское Психологический курс-тренинг

Как взаимодействовать с противоположным полом без риска потерять любовь, нежность, радость во взаимоотношениях

18.08kb.

13 10 2014
1 стр.


Практический семинар-тренинг «Школа мастеров»

«Школа мастеров», ориентированного на изучение и практическое закрепление отдельных инструментов управленческой деятельности: определения цепочки создания добавленной стоимости, фо

24.77kb.

05 09 2014
1 стр.


Профилактика и разрешение конфликтов Психологический тренинг общения

Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного

140.53kb.

09 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

200.69kb.

01 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

189.12kb.

01 10 2014
1 стр.


Второго педсовета перекликается с первым: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка». На педсовете было решено

В 2011 – 2012 уч году школа продолжила работу по емт «Активизация учебно-воспитательного процесса»

63.29kb.

27 09 2014
1 стр.


Едукативни тренинг – ЋупријА 23. 01. 2012

Клубови треба да пошаљу само позване играче. Играчи су дужни да са собом понесу спортску опрему и лопту. Пожељно је да тренингу приствују тренери играча који су позвани на тренинг

61.87kb.

10 09 2014
1 стр.