Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Опубликовано: Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы научно-практической конференции. — Барнаул, 1995. — С. 214-217.
Иванченко В.Г.

Путь в Беловодье и пещерные скиты «бегунов»
Легенда о Беловодье восходит к таким памятникам литературы Древней Руси как «Хождение Зосимы к брахманам» и «Сказание об Индийском царстве». Уже в XIV в. новгородский архиепископ Василий писал, что «рай на востоке, созданный Адама ради, не погиб». (Памятники..., 1981. С. 49). Исследователи эзотеризма ставят легенду о Беловодье в ряд представлений о «священной стране в Азии», носящей в разных ис­точниках названия Шамбалы, Агартхи, Туле. В контексте нашего сообщения приме­чательно, что данная эзотерическая традиция всегда связана с образом пещеры как символом «внутреннего», «пространства сердца», «убежища духа» (Генон, 1993. С. 119).

Распространение легенды о Беловодье, впервые зафиксированное на Алтае в 1807 году, было связано с «конспиративной деятельностью чрезвычайно своеобразной кре­стьянской анархистской религиозно-общественной организации — секты “бегунов”, или “странников"» (Чистов, 1967. С. 240). Основным источником по истории легенд являются «Путешественники» — переписываемые крестьянами листки, в которых указывается маршрут до страны Беловодье. Все маршруты проходили через Барнаул, Бийск, р. Катунь, Красный Яр деревни Ая, Устюба, Уймонская, т.е. вели на юг Алтая и далее к югу. Весь маршрут излагался в «Путешественнике» как путь от «странно­приимца» к «странноприимцу», причем настойчиво говорилось о пещерах или «фате­рах», в которых можно в случае нужды укрыться. Во многих списках «Путешествен­ника» обилие пещер связывается с деревней Устюбой (Устьбой, Усть-Убой): «около их множество пещер тайных», «около их деревин множество пещер и в них живут скрытники» (Чистов, 1967. С. 254).

И Айская, и Уймонская деревни легко находятся на карте Алтая, а вот Устюбу В.К. Чистов искал в Восточном Казахстане, на реке Убе. Однако речка Устюба — это ле­вый приток Катуни, впадающий несколько выше с. Ая, а деревня Устюба еще в 60-х годах нашего века существовала на истоке одноименной реки. Обе деревни относятся к территории Алтайского района.

В 1840 году на запрос следствия МВД исправник Бийского округа сообщал, что в его округе существуют старообрядческие деревни Усть-Уба, Ая, упоминаемые в «Пу­тешественнике», и что вокруг них находятся непроходимые леса с множеством по­тайных мест для укрывательства беглых. В 1836 г. в этих лесах была проведена оче­редная облава, и власти обнаружили несколько келий, некоторые из которых находи­лись даже в дуплах деревьев, высохших на корню (Лобанов, 1980. С. 210).

Верхнюю часть бассейна р. Устюбы занимает хорошо изученный карстовый уча­сток, на котором сосредоточены 5 из 10 крупнейших пещер Алтая, в том числе и глу­бочайшая пещера Сибири (Кёк-Таш). В данном сообщении мы остановимся на двух пещерах, наиболее удобных в качестве убежищ. Они расположены на расстоянии 1,5 км друг от друга в скальных обнажениях, окружающих котловину Камышлинских болот (6 км к востоку от бывшего с. Устюбы и 30 км на юг-юго-запад от с. Ая).

Пещера Дезертирская более незаметна и, по рассказам местных жителей, еще в 20-х годах укрывала антисоциальных элементов. До сих пор у входа сохранилась камен­ная кладка, к стене прислонена вросшая в землю старая лиственничная плаха с Т-об­разной бойницей, служившая дверью. В дальней части пещеры, в узости, был найден обломок железного серпа. Некоторую старинную утварь вынесли из пещеры жители села Камлак.

Вход в пещеру Камышлинскую хорошо виден издалека, так как лес вокруг был вы­рублен. Пещера часто посещается туристами, и существенных примет прошлого в ней не сохранилось. Пещера чрезвычайно удобна широким привходовым навесом, про­сторным пер­вым гротом с естественной трубой, дающей освещение и позволяющей зажигать огонь непосредственно под сводом.

Эти две пещеры выделяются из числа часто встречающихся в окрестностях Ус­тюбы гротов наличием постоянной зимней температуры (+5º С).



Ни в одной из пещер археологические раскопки не проводились. Известно, что изученные пещерные археологические памятники Алтая (Денисова, Страшная, им. Окладникова) расположены па небольших относительно базиса эрозии высотах и дос­тупными стали не раннее 50 тыс. лет назад (Малолетко, 1989. С. 14). Пещеры, описан­ные нами, находятся на водоразделе и вскрылись на несколько порядков лет раньше. Расположенность на вершине горы имеет и определенный сакральный смысл, важный в религиозной традиции (Топоров, 1982., С. 312).

Говоря об алтайских пещерах как религиозных скитах, следует упомянуть и о пе­щере на южном склоне г. Синюхи (южнее Белокурихи), где, по свидетельству крае­веда начала века, еще в десятых годах обитал некий монах-отшельник (Хребтов, 1919. С. 20).

Путь в Беловодье и пещерные скиты «бегунов» Легенда о Беловодье восходит к таким памятникам литературы Древней Руси как «Хождение Зосимы к брахманам»

Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 1995. С. 214-217

33.39kb.

14 12 2014
1 стр.


Летописание в Древней Руси

Главный источник наших знаний о древней Руси средневеко- вые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается нес- колько сот, но по существу это одна книга, которую писа

45.83kb.

12 10 2014
1 стр.


Народное искусство Древней Руси. Души русской немеркнущий свет

Цель: раскрытие «души русской немеркнущего света» через народное искусство Древней Руси

99.6kb.

26 09 2014
1 стр.


Сто великих наград москва

Награды издавна становились материализованной формой поощрения и свидетельствовали о признании заслуг как отдельного человека, так и целой группы людей Таким образом, традиция нагр

5457.37kb.

17 12 2014
38 стр.


Использование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм»

60.16kb.

09 10 2014
1 стр.


Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа

Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования

448.77kb.

14 12 2014
2 стр.


«Работа с волокнистыми материалами. Помпон»

Ребята давайте с вами отправимся в гости в прошлое. Знаете ли вы, как встретила бы нас хозяйка дома в Древней Руси? Давайте прочитаем вместе диалоги Ани и Вани на странице 46

34.66kb.

16 12 2014
1 стр.


Кому на Руси жить хорошо

Приходится констатировать, что этот нелепый миф имеет хождение по обе стороны океана. Более того, наш президент предрекает в ближайшие годы рост среднего класса до 60-70% трудового

49.38kb.

14 10 2014
1 стр.