Перейти на главную страницу
Глава 10 |
ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ биосферы |
|
Экологическая проповедь должна считаться с реальным состоянием человека. |
|
С.Л. Франк |
Стоящая перед современным Человечеством задача сохранения окружающей природной среды (ОПС) главным образом заключается в необходимости сохранения качества этой среды, привычного человеку.
|
Охрана окружающей ПРИРОДНОЙ среды - это комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических, биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых для здоровья и благосостояния ч е л о в е к а. |
|
Основные направления совершенствования взаимоотношений человека с Природой, призванные способствовать преодолению (исключению возникновения) глобального экологического кризиса на современном этапе научно-технического прогресса, описаны в данной главе.
|
|
"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42). |
|
|
"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58). |
|
|
Конституция Российской Федерации |
Конституция РФ (ст. 72 п. "д") относит регулирование экологических правоотношений к совместному ведению Федерации и её субъектов, следовательно субъекты РФ могут иметь свое экологическое законодательство.
Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. К ним относятся Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты, правовой обычай.
Судебные решения Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного судов не являются источниками ЭП, но имеют большое значение с точки зрения расширения содержания экологических правовых норм, их толкования.
Источники ЭП можно классифицировать по различным основаниям, в том числе по следующим:
Законы как источники ЭП представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти Российской Федерации и субъектов федерации (Федеральным Собранием РФ, законодательными органами республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и др.).
Всеобщие: нормативно-правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования (Конституция РФ, УК РФ и т.п.).
1 естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы;
2 отдельные природные объекты (земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);
3 особо охраняемые природные территории и объекты, имеющие большое природоохранное и экологическое значение (заповедники, заказники, национальные и природные парки, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).
Субъектами** права собственности на природные ресурсы являются:
1) физические лица;
2) юридические лица;
3) Российская Федерация;
4) субъекты РФ;
* Объект (от лат. обжектум - предмет) предмет (явление), на который направлена какая-либо деятельность субъекта. Объект права конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения по поводу которых регламентированы законом.
** Субъект (от лат. субжектум - лежащий внизу, являющийся основанием) человек, познающий внешний мир (объект); личность. Субъект права носитель прав и обязанностей; физическое или юридическое лицо, наделённое по закону способностью иметь права и нести юридические обязанности.
Природопользование это одна из сторон взаимодействия между обществом и природой, выражающаяся в извлечении полезных для человека и общества свойств природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных, нравственно-эстетических потребностей.
Право природопользования совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов в соответствии с экологическими требованиями по рациональному их использованию, воспроизводству и охране окружающей среды.
Потребляя природные ресурсы, человек использует природу в двух качествах: как естественное условие свой жизни и деятельности и как объект своей хозяйственной и культурной деятельности. В зависимости от этого право природопользования подразделяется на право общего и право специального природопользования.
Экологический вред это любое ухудшение состояния ОПС, а также любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе.
• порче нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов;
• загрязнении любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;
• истощении уменьшении полезных природных свойств;
• повреждении частичном приведении в негодность по качеству и количеству;
• уничтожении полном качественном и количественном приведении в негодность.
Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой (юридической).
|
Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. |
|
|
|
|
|
Юридическая ответственность наступает только в случае, когда причиненный вред является прямым следствием нарушения природоохранного законодательства. Её основанием является не факт возникновения вреда, а факт совершения экологического правонарушения. |
|
Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется специальным законодательством. Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объёме (ст. 89 Закона РФ "Об охране ОПС").
В соответствии с нормами гражданского законодательства и вышеупомянутого Закона возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.
При определении величины вреда здоровью граждан, в соответствии со статьёй 89 Закона, учитываются:
• степень утраты трудоспособности потерпевшего;
• затраты на лечение и восстановление здоровья;
• затраты на уход за больным;
• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;
• потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;
• иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности.
|
Экологический вред человеку, связанный с потерей здоровья и невозможностью его восстановления, со смертью человека, с образованием дефектов в его генетической программе, не оценивается в каких-либо эквивалентах. Он остается тем бременем, которое несёт общество. |
|
• стимулирующая к соблюдению норм экологического права;
• компенсационная направленная на возмещение потерь в ОПС и возмещение вреда здоровью человека;
• превентивная обеспечивающая предупреждение совершения новых правонарушений;
• карательная заключающаяся в применении наказания к лицу, совершившему экологическое правонарушение.
Основанием возложения юридической ответственности служит экологическое правонарушение виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Этот термин впервые введён в оборот Законом РФ "Об охране ОПС" (ст. 81), где также подчёркивается три основных элемента этого понятия виновность, противоправность, наличие вреда.
|
В качестве экологического правонарушения нельзя рассматривать загрязнение воздуха производственных помещений, ибо в данном случае нет природного объекта.
|
|
- невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
- нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранного законодательства с учётом их трудовой функции или должностного положения.
Материальная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Виновные несут материальную ответственность перед своими предприятиями в соответствии с трудовым законодательством.
Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении уполномоченным органом государства мер административного взыскания за совершение противоправного, виновного действия или бездействия*, посягающего на установленный в стране экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющего вред ОПС или содержащего реальную угрозу такого причинения, за которое предусмотрена административная ответственность**.
____________________
* В данном определении курсивом выделены случаи, не входящие в определение "экологического преступления", за которое предусматривается уже уголовная ответственность. Административная ответственность и уголовная ответственность взаимоисключают друг друга. Основное различие состоит в тяжести наступивших последствий при более серьёзных последствиях предусматривается уголовная ответственность, при меньших последствиях административная.
** Административное правонарушение по своим объективным признакам внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) в редакции от 06.08.96 № 108-ФЗ одним из предварительных условий применения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков преступления.
Экологические правонарушения, за которые может наступить административная ответственность разделены, на 9 групп, в том числе:
- на должностных лиц 3 … 20 кратного размера МЗП;
- на юридических лиц 20 … 500 кратного размера МЗП.
Уголовная ответственность за экологические преступления. Она определяется в соответствии со статьёй 85 Закона РФ "Об охране ОПС", которая гласит: "... должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность".
Уголовный кодекс (УК) РФ 1996 года содержит специальную главу 26, в которой сформулированы 16 составов экологических преступлений, в числе которых:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
- нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, в том числе с биологическими, микробиологическими и радиоактивными;
- загрязнение атмосферы, вод, морской среды;
- порча (отравление, загрязнение и т.п.) земли;
- уничтожение или повреждение лесов;
- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу РФ;
- нарушение режима особо охраняемых природных объектов.
Кроме того, отдельно (статьёй 358 УК РФ) оговорен такой состав экологических преступлений, как экоцид – массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Экологические преступления преимущественно относятся к "менее тяжким" преступлениям. Наказание за них по Российскому законодательству установлено в виде:
Перечень зон повышенного экологического риска в настоящее время только разрабатывается. Одно из предложений заключается в выделении четырёх видов таких зон:
- зона критической экологической ситуации;
- зона острокритической экологической ситуации;
- зона чрезвычайной экологической ситуации;
- зона экологического бедствия.
Разделение таких зон на виды осуществляется по следующим признакам:
1) санитарно-гигиеническому характеризует уровень загрязнения среды и степень ее опасности для здоровья человека;
2) экологическому свидетельствует о состоянии естественных экологических систем, их способности к процессу обмена веществ и энергии;
3) природно-ресурсному указывает на объем ресурсного потенциала, его способность обеспечить жизнедеятельность человека, растительного и животного мира.
Характерными признаками зоны критической экологической ситуации являются:
• хронически повышенный уровень загрязнения природной среды;
• устойчивая антропогенная нагрузка на среду;
• угроза дефицита пресной воды;
• снижение плодородия почв;
• оскудение растительного покрова и исчезновение многообразия видов животных;
• оскудение рыбных запасов;
• повышенный уровень заболеваемости людей.
Для зон острокритической экологической ситуации характерны наряду с перечисленными выше признаками развитие устойчивых процессов разрушения экологических систем, многократно повышенная загрязненность среды, нарастание процессов истощения растительного и животного мира, потеря плодородия почв, рост смертности населения.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных (ст. 58 Закона "Об охране ОПС").
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59).
Законом "Об охране ОПС" установлены правовые меры, предпринимаемые государством и его специально уполномоченными органами в зонах повышенного экологического риска, которые осуществляются после издания Президентом РФ или Правительством России акта о признании того или иного региона зоной повышенного экологического риска. Эти меры можно разделить на три основные группы:
Природные ресурсы земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир, объекты животного мира каждый занимает своё особое место в природе, свою «экологическую нишу». Кроме того, они выполняют специфические функции в удовлетворении потребностей человека. Это предопределило дифференцированный подход к правовому регулированию использования того или иного природного ресурса и его охране.
При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчёркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут, тогда как без воды несколько дней, а без пищи несколько недель.
Атмосферный воздух, как никакой другой природный ресурс, "не признаёт" политических границ и образует единую в глобальном масштабе среду жизни. Законодательное регулирование использования атмосферного воздуха может быть осуществлено лишь в достаточно малой степени.
Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух. Воздушное законодательство РФ не регулирует отношения по поводу воздуха жилых и производственных помещений, к атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах, ёмкостях и т.п. Критерием разграничения атмосферного и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.
Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности. Однако в пределах своего воздушного пространства любое государство пользуется исключительным правом на использование атмосферы. Так, в соответствии со статьёй 1 Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ, наша страна обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении своего воздушного пространства. При этом под воздушным пространством понимается пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из:
Для определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также с целью оценки состояния атмосферного воздуха в нашей стране законом "Об охране АВ" (ст. 11) устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Государственное регулирование выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух (ст. 12, п. 1) производится путём установления следующих нормативов выбросов:
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух допускается на основании специального разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Хотя на практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд, атмосферный воздух как природный ресурс эксплуатируется весьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер за 8 часов полета (перелёт из Америки в Европу) потребляет столько кислорода, сколько за такое же время могут выделить 25 000 га леса.
Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются:
Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учётом международных стандартов (ст. 12, п.6).
К специфическим требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха относится регулирование воздействия на погоду и климат. Так, запрещается любая деятельность, которая может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, к наступлению необратимых последствий для людей и ОПС (ст. 16, п. 8).
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для ОПС на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха (ст. 15, п. 8). Кроме того, запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для ОПС не установлены (ст. 15, п. 7).
Требования к охране окружающей среды от воздействия деятельности авиации определяются федеральными авиационными правилами (ФАПами) и обязательны при разработке, испытаниях, серийном производстве, приёмке, эксплуатации и ремонте гражданских* воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (ст. 35 Воздушного кодекса РФ).
При изменении состояния атмосферного воздуха, вызванном аварийными выбросами вредных веществ и при котором создаётся угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 19 Закона "Об охране АВ").
10.1.7.2. Правовая охрана вод
Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега), в природоохранном законодательстве рассматриваются как единый водный объект. Также в качестве единого водного объекта рассматриваются подземные воды и вмещающие их горные породы.
Основные меры государственного управления в области использования и охраны водных объектов:
* Требование решить боевую задачу, поставленную командованием Военно-воздушных сил страны и требования по охране ОПС являются практически несовместимыми.
Водопользование – использование воды без изъятия её из мест естественной локализации. Основные водопользователи: рыбное хозяйство, гидроэнергетика, водный транспорт.
Водопотребление – использование воды, сопровождающееся её изъятием из мест естественной локализации и последующим безвозвратным расходованием (полным или частичным). Основные водопотребители: сельское хозяйство, промышленность, предприятия культурно-бытового назначения.
Водоотведение – возврат воды в источники забора в изменённом (загрязнённом) состоянии.
Правовые меры регулирования водопользования, водопотребления и водоотведения:
В жизни человека и всего общества земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль, ибо земля это территория государства, базис для развития всех отраслей народного хозяйства. По законодательству РФ термином "земля" обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России, и в этом смысле она измеряется квадратными километрами, гектарами и т.п.
Целью правовой охраны земли является не сохранение её общей площади (которая в основном неизменна), а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель. Юридически значимой характеристикой земли является то, что в отличие от почвы земля не может быть отделена от поверхности земного шара. Не случайно ещё со времён римского права земля считается недвижимостью.
Охрана земель это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв. С целью восстановления качества земель (их плодородия) законодательно предусматривается консервация земель временное их исключение из хозяйственного использования (раздел IX Земельного кодекса РСФСР от 25.04.91 № 1103-1).
Земельный фонд нашей страны равен 1,7 млрд. га. Его структура показана на рис. 10.1.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учётом их зональных и региональных особенностей.
Деградация почв и земель совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Основные типы деградации почв и земель:
Рис. 10.1. Состав земельного фонда России по Петрову В.В.
С целью охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве (см. разд. 10.4.2.1.).
Для повышения продуктивности земледелия на основе сохранения и повышения плодородия земель, формирования рациональной структуры земельных угодий, а также создания условий вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель проводится мелиорация земель (см. разд. 8.2.2.). В России действует федеральный закон от 10.01.96. № 4-ФЗ "О мелиорации земель".
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21.02.92 "О недрах", в редакции от 03.03.95).
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федераций, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим охрану лесов, является Лесной кодекс РФ от 29.01.97.
Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и неистощимого использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов.
В состав земель лесного фонда входят:
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и иных действий, причиняющих им вред, а также защите от вредителей и болезней леса.
Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушения. Приказом Рослесхоза России от 15.01.98 № 10 утверждены Санитарные правила в лесах РФ.
Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами (лишение свободы на срок до 8 лет).
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ (Закон РФ от 24.04.95 "О животном мире").
К федеральной собственности отнесены следующие объекты животного мира:
Обширный генофонд животных нашей планеты насчитывает около 1,3 млн. видов. Из 300 тысяч видов высших растений мировой флоры пока лишь около 2,5 тысяч находят постоянное применение в сельском хозяйстве, а 20 тысяч используют по мере необходимости.
Все территории и объекты, находящиеся под особой охраной государства, подразделяются на три типа:
|
Рис. 10.2. Структура особо охраняемых природных территорий и объектов по В.В. Петрову |
|
Стоящая перед современным Человечеством задача сохранения окружающей природной среды (опс) главным образом заключается в необходимости сохранения качества этой среды, привычного
01 09 2014
2 стр.
Феномен «третьего пути» в современной социально-экономической политике стран западной европы и США
18 12 2014
1 стр.
Крейнис З. Л., Коршикова Н. П. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути. – М. Транспорт, 1996. – 320
06 10 2014
1 стр.
Охватывает изучение следующих изменений окружающей природной среды: 1 источников и факторов воздействия; 2 состояния окружающей природной среды; 3 состояния биотической составляюще
25 12 2014
19 стр.
Биологическое разнообразие лесов: современное состояние, тенденции развития и возможные пути сохранения
08 10 2014
4 стр.
Методы на основе растеризации и их поддержка современной графической аппаратурой. Методы глобального освещения и трассировка лучей как основа большинства из них. Примеры изображени
17 12 2014
1 стр.
На пути к современной библиотеке опыт библиотечно-информационного центра университета
14 12 2014
1 стр.
Акцент в своей деятельности учитель делает на словесные методы, подкрепляя их наглядными и практическими
13 10 2014
1 стр.