Перейти на главную страницу
Срок обучения |
Сем |
Всего |
Аудиторные занятия |
Сам. раб. |
Итоговый контроль | ||||||
Всего ауд |
Лек |
Прак |
Лаб |
Контр. раб. |
Зач. |
Экз. |
Курс. пр (раб) | ||||
4,5 г.об. |
5 |
180 |
18 |
10 |
8 |
- |
162 |
+ |
+ |
|
|
6 лет |
9 |
180 |
18 |
10 |
8 |
- |
162 |
+ |
+ |
|
|
3,5 г.об. |
6 |
180 |
34 |
17 |
17 |
- |
146 |
|
+ |
|
|
5 лет |
9 |
102 |
51 |
17 |
- |
34 |
51 |
|
+ |
|
|
Рабочая программа обсуждена, одобрена и рекомендована к использованию на заседании кафедры компьютерных технологий, «___» ___________ 2010 г., протокол №___
В результате освоения содержания дисциплины студент должен: знать понятия научных методов, технологию проведения научных исследований и экспериментов, принципы построения моделей процессов функционирования систем, методы формализации и алгоритмизации, возможности реализации моделей с использованием программно-технических средств современных ЭВМ; уметь использовать метод машинного моделирования при исследовании, разрабатывать схемы моделирующих алгоритмов.
Вид учебной работы |
Всего часов | Семестры | |||
Общая трудоемкость дисциплины |
180 |
2 |
9 |
|
|
Аудиторные занятия |
68 |
2 |
9 |
|
|
Лекции |
34 |
2 |
9 |
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
34 |
2 |
9 |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
и (или) другие виды аудиторных занятий |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
112 |
2 |
9 |
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
|
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) |
| зач |
зач |
|
|
№ п/п |
Раздел дисциплины | Лекции | ПЗ(или С) | ЛР |
1 |
Введение |
2 |
2 |
|
2 |
Основные понятия методов научных исследований |
2 |
2 |
|
3 |
Схемы исследования систем |
2 |
2 |
|
4 |
Формализация и алгоритмизация процессов исследования систем |
2 |
2 |
|
5 |
Инструментальные средства исследований систем |
2 |
2 |
|
6 |
Планирование машинных экспериментов с моделями систем |
2 |
2 |
|
7 |
Обработка и анализ результатов исследований систем |
2 |
2 |
|
8 |
Исследование систем с использованием типовых математических схем |
2 |
2 |
|
9 |
Заключение |
1 |
1 |
|
Предмет курса, его цели и задачи. Содержание курса и его связь с другими дисциплинами специальности 220200 – АСОИУ. Философские аспекты. Место методов научных исследований в современной науке и практике. Задачи разработки систем на базе современных математических методов, реализуемых с использованием ресурсов инструментальных средств. Использование эксперимента при исследовании и проектировании АСОИУ и их элементов. Перспективы развития методов научных исследований и средств моделирования.
Понятие сложной системы. Подсистемы и элементы. Структура, функции, переменные, параметры, состояния и характеристики большой системы. Эксперименты и их роль в изучении процессов функционирования сложных систем. Классификация методов научных исследований. Математическое моделирование эксперимента. Аналитические и имитационные исследования. Возможности использования машинных исследований при разработке АСОИУ.
Виды схем исследования. Итерационные схемы и пошаговый метод. Атрибутивно-типовые схемы в исследовании. Эксперимент и виды погрешностей.
Последовательность разработки и компьютерной реализации моделей исследования. Построение концептуальной модели исследования. Проверка адекватности эксперимента и объекта исследования. Возможности формализации процессов исследования систем. Принципы алгоритмизации процессов исследования систем. Формы представления логической структуры исследования. Примеры построения схем исследований. Документирование этапов исследования систем.
Программное обеспечение исследований систем. Основные понятия. Выбор языка программирования. Особенности проведения экспериментов на ПЭВМ. Погрешности ПЭВМ.
Общие вопросы теории планирования экспериментов. Планирование машинных экспериментов с моделями систем. Цели и задачи планирования имитационных экспериментов. Стратегическое и тактическое планирование экспериментов. Планирование экспериментов с целью синтеза оптимальных вариантов системы. Проблема большого числа факторов при моделировании систем на ЭВМ. Проблема обеспечения точности и достоверности результатов компьютерного эксперимента.
Особенности фиксации результатов машинного эксперимента. Статистическая обработка результатов в процессе моделирования систем на ЭВМ. Критерии сравнительной оценки вариантов систем по результатам эксперимента. Особенности статистической обработки результатов компьютерного исследования. Интерпретация результатов, полученных на имитационной модели. Принятие решений по результатам исследования при проектировании и эксплуатации сложных систем.
Основные направления использования компьютерного эксперимента при исследовании, проектировании и эксплуатации систем. Исследование организационных систем и производственных процессов на базе информационной технологии. Автоматизация исследования и проектирования систем информатики на базе компьютерных моделей.
Основные направления развития и совершенствования методов научных исследований. Пути и методы повышения эффективности экспериментов на ЭВМ на этапах разработки и внедрения систем.
8. Критерии сравнительной оценки вариантов систем по результатам эксперимента
9. Пути и методы повышения эффективности экспериментов на ЭВМ на этапах разработки и внедрения систем.
6. Зачетные вопросы
1. Перспективы развития методов и средств научных исследований.
2. Место методов научных исследований в современной науке и практике.
3. Задачи разработки систем на базе современных математических методов, реализуемых с использованием ресурсов инструментальных средств.
4. Эксперименты и их роль в изучении процессов функционирования сложных систем.
5. Классификация методов научных исследований.
6. Математическое моделирование эксперимента.
7. Аналитические и имитационные исследования.
8. Виды схем исследования.
9. Итерационные схемы и пошаговый метод.
10. Атрибутивно-типовые схемы в исследовании.
11. Эксперимент и виды погрешностей.
12. Последовательность разработки и компьютерной реализации моделей исследования.
13. Построение концептуальной модели исследования.
14. Проверка адекватности эксперимента и объекта исследования.
15. Возможности формализации процессов исследования систем.
16. Принципы алгоритмизации процессов исследования систем.
17. Формы представления логической структуры исследования.
18. Примеры построения схем исследований.
19. Документирование этапов исследования систем.
20. Программное обеспечение исследований систем.
21. Особенности проведения экспериментов на ПЭВМ.
22. Погрешности ПЭВМ.
23. Общие вопросы теории планирования экспериментов.
24. Планирование машинных экспериментов с моделями систем.
25. Цели и задачи планирования имитационных экспериментов.
26. Стратегическое и тактическое планирование экспериментов.
27. Планирование экспериментов с целью синтеза оптимальных вариантов системы.
28. Проблема большого числа факторов при моделировании систем на ЭВМ.
29. Проблема обеспечения точности и достоверности результатов компьютерного эксперимента.
30. Особенности фиксации результатов машинного эксперимента.
31. Статистическая обработка результатов в процессе моделирования систем на ЭВМ.
32. Критерии сравнительной оценки вариантов систем по результатам эксперимента.
33. Основные направления использования компьютерного эксперимента при исследовании, проектировании и эксплуатации систем.
34. Исследование организационных систем и производственных процессов на базе информационной технологии.
35. Автоматизация исследования и проектирования систем информатики на базе компьютерных моделей.
1. Ермаков С. М., Мелос В. Б. Математический эксперимент с моделями сложных стохастических систем. – СПб.: Изд. ГУ, 1993.
2. Яковлев С. А., Шабуневич Е.В. Моделирующий обучающий комплекс “Имитационные эксперименты с моделями интегральных сетей” // Тез. докл. Межвуз. конф. “Проблемы профессиональной подготовки”. – Пушкин: 1996.7
б) дополнительная литература:
1. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1988.
2. Веников В.А., Веников Г.В. Теория подобия и моделирования. – М.: Высшая школа, 1984.
3. Советов Б.Я. Информационная технология. – М.: Высшая школа, 1994.
Специальность 230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления
14 12 2014
1 стр.
Дисциплина «Макроэкономика» входит в профессиональный цикл (базовая часть.), изучается в 3 и 4 семестрах
11 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
Информатики и вычислительная техника, специальности 230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления, утвержденного 27 марта 2000 г
15 12 2014
1 стр.
Сибай институтында хо7у7 факультетыны8 тарих б1леге студенттары тарафынан 1-се 32м 2-се семестр6а 0йр2не Студенттар дисциплина буйынса курс а6а4ында зачет тапшыралар
25 12 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.