Перейти на главную страницу
По специальности 030601.65 - «Журналистика»
Факультет издательского дела и журналистики
Кафедра русского языка и стилистики
Форма обучения |
курс |
Семестр |
Трудоемкость дисциплины в часах |
Форма итогового контроля | ||||||
Всего часов |
Аудиторных часов |
Лекции |
Семинарские (практически) занятия |
Лабораторные занятия |
Курсовая Работа (проект) |
Самостоятельная работа | ||||
Очная |
2 |
2 |
68 |
34 |
17 |
17 |
- |
- |
34 |
Зачет |
Очно-заочная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Заочная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Рецензенты: Леденева В.В., доктор филол.наук, проф.; Коновченко С.В., доктор филол.наук, проф.
Зав. кафедрой________
Одобрена Советом 12 сентября_2008 г. факультета издательского дела и журналистики,
____ , протокол № ______.
Председатель__________
Студент должен усвоить систему современного русского языка на всех его уровнях, углубив знания о функциональных стилевых публицистических признаках речи в сфере их профессионального использования;
должен владеть нормами речевого поведения как индикатора общей эрудиции, особенностей интеллекта и эмоционального состояния, (частично) владеть опытом языкового развития поколений.
Студент должен уметь: грамотно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме; пользоваться языком с учетом конкретной ситуации, обстановки, правил речевого этикета; распознавать индивидуальные особенности стиля журналистов для выработки навыков создания текстов, отражающих его собственную творческую индивидуальность.
1.3. Дисциплины, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
Современный русский язык; основы стилистики; этика, логика, философия (особенно философия личности); орфографические и пунктуационные нормы, а также нормы лексические и грамматические.
Понятие об антропоцентрическом подходе к языку. Языковая картина мира как отношение говорящего к языковым единицам и ее роль в развитии человека говорящего. Языковая личность в языковой картине мира. Медийная языковая личность. Повышенная креативность как специфика медийной языковой личности на основе профессиональной деятельности журналиста. Языковая реализация картины мира индивида или коллектива в виде отдельных текстов, жанровых групп, дискурсов. Значение дисциплины для современного специалиста с высшим образованием.
В рамках антропоцентрического подхода в языкознании существует представление об авторе текста как о «языковой личности» ЯЛ), представляющей собой оптимальную базу лингвистических исследований в результате охвата всех этапов речемыслительной деятельности человека от зарождения коммуникативного намерения до порождения конечного продукта - текста (Г.И.Богин, 1984; Ю.Н.Караулов, 1987; И.И.Халеева, 1989, 1995; А.М.Шахнарович, 1990; О.Л.Каменская, 1998). Термин (ЯЛ) в лингвистическую науку введен В.В.Виноградовым в программной работе 1930 г. «О художественной прозе» в процессе анализа индивидуального словесного творчества. В.В.Виноградов определяет главенствующую роль личности автора, которая создает абсолютно индивидуальную речевую структуру, перерабатывая «социальное» в «личностное» и отражая это в языке произведения.
Становление теории языковой личности в работе Г.И. Богина «Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов» (1984); описание лингводидактической модели ЯЛ из 5 уровней владения языком: правильности, интериоризации, насыщенности, адекватности, синтеза.
Подход И.Я. Чернухиной: в структуру ЯЛ входят большая и малая многомерности. Параметрами большой многомерности являются: интеллект (т.е. типы речевого мышления, менталитет); интуиция; пресуппозиция (т.е. знания о мире и человеке, которыми располагает данная личность); бытие в ауре добра; открытость природе, космосу; открытость ноосфере, культурной среде и другие параметры. Малую многомерность ЯЛ составляют: чувственные и интеллектуальные эмоции, которые она способна переживать; речевой темперамент, проявляющийся в характерных для данной ЯЛ типах экспрессии. (Чернухина, И.Я, 1995).
Глубокое осмысление идеи В.В.Виноградова на современном этапе в работах известного российским лингвиста и специалиста по русскому и общему языкознанию Ю.Н. Караулова: ЯЛ - это субъект речи как личность, выраженная «в языке (текстах) и через язык» (Караулов, Ю.Н. 1987, 38).
В современной науке под ЯЛ понимается человек, создающий «нетривиальные тексты, т.е. способный к моделированию языковых единиц (номинативных новаций), к осознанию структуры и закономерностей порождения смысла, а также к творческому, эстетическому использованию языковых единиц, их синтагматики и архитектоники текста с целью выражения индивидуально-авторского восприятия мира, моделирования всевозможных миров, рефлексий над механизмом языка (терминотворчество, образные художественные описания, языковая игра)» (Караулов, Ю.Н., 1987, 38). В каждом языке существует национальная ЯЛ, т.е. общая для русских людей картина мира, выражающаяся в устойчивых коммуникативных чертах, которые определяют национальную и культурную мотивированность речевого поведения (Караулов, Ю.Н., 1987, 42) То есть народ, как носитель национального языка, является большим языковым коллективом и выступает как совокупная ЯЛ с помощью взаимодействия и единства языковых признаков на всех уровнях.
В структурном плане языковая личность - система, состоящая из трех уровней: вербально-семантического (лексикон), лингво-когнитивного (тезаурус) и мотивационного (прагматикон).
В понятийном плане языковая личность - это совокупность способностей и характеристик человека, обусловивших создание и восприятие им речевых воспроизведений (текстов), которые различаются: степенью структурно – языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью.
Корреляция с авторским Я заключается в подлинности, документальности текста конкретной языковой личности. В средствах массовой информации важен не столько образ автора, сколько сам автор как личность - его взгляды, устремления, общественная позиция, в определенной степени личные качества: моральные нормы, этические установки и др.
В журналистике, таким образом, образ автора, т.е. авторское Я, соотносится с особенностями индивидуального стиля журналиста и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. В современной журналистике автор – это не беспристрастный, «закадровый» повествователь, а выразитель собственных мнений, оценок, суждений, позиции и.т.д. Другими словами, в современной журналистике автор открыто проявляет особенности своего авторского самосознания, смело выступает от собственного «Я», он более свободен в проявлении творческой индивидуальности. Из взаимодействия этих и других авторских проявлений и возникает образ автора, авторского Я.
1.4. Вербально-семантический уровень языковой личности (2 час.).
Лексикон – это набор лексико-семантических единиц, характерных для речи субъекта. На вербально-ассоциативном уровне ЯЛ проявляется в языковых единицах разной структуры понятийного, эмоционального, оценочного осмысления мира, ассоциативной сферы значений, аккумулирующей эмпирический опыт, результаты практической деятельности, которые являются отпечатками жизненных сценариев и ситуаций. Структурная основа лексикона – лексические единицы с их значениями и смыслами, а также сеть грамматических и семантических отношений между ними, их стереотипные сочетания (паттерны).
Учитываются уровень правильности ( наличие у ЯЛ достаточно большого лексического запаса и знания основных закономерностей языка) и уровень интериоризации ( умения ЯЛ реализовывать и воспринимать высказывания в соответствии с собственным внутренним планом речевого поступка); уровень насыщенности, выделяемый с точки зрения наполненности речи разнообразными выразительными средствами языка - фонетическими, грамматическими и лексическими.
ЯЛ сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отражение общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре. Уровень языковой компетенции стимулируют ЯЛ к усовершенствованию языка, развитию языкового вкуса, отображению в языке мировоззренческих, национальных концептов и поисков новых, эффективных, индивидуально-стилистических средств языковой выразительности. Понятие ЯЛ автора журналистского произведения базируется на изучении созданных им текстов. Языковое сознание журналиста создает ценностные ориентиры, складывающиеся у автора в его языковом опыте, который журналист проецирует в тексте. Личное, субъективное отношение автора к жизни органически входит в содержание написанных им произведений журналистского творчества.
Гендерная характеристика языковой личности журналиста - женская и мужская журналистика.
Полное описание ЯЛ предполагает:
Термин ЯЛ журналиста (ЯЛЖ) включает в себя три типа коммуникативных потребностей автора-журналиста – контактоустанавливающую (когда журналисту необходимо, чтобы его читали), информационную (когда журналист хочет донести до читателя свою точку зрения на рту или иную проблему) и воздействующую (когда журналист пытается повлиять на мнение читателя, склонить его на свою сторону) - и три стороны процесса общения журналиста с читателем – коммуникативную, интерактивную и перцептивную. В процессе создания журналистских текстов происходит кодирование и декодирование информации при взаимодействии трех уровней «коммуникативного пространства личности» – вербально-семантического, когнитивного и прагматического. Комплексный анализ всех трех уровней ЯЛ может дать полное представление о языковой личности журналистов, включая особенности стиля, языковую картину мира и мировоззрение авторов.
14. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики [Текст] / В.В. Виноградов - М. Высшая школа, 1981. – 320с.
15 10 2014
1 стр.
Гсэ. В1 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины по выбору
23 09 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
Специальность 230102 – Автоматизированные системы обработки информации и управления
14 12 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
14 09 2014
8 стр.
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению
13 10 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных, педиатрических, медико-профилактических фак
18 12 2014
1 стр.