Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет русского языка и литературы

Кафедра риторики и межкультурной коммуникации






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине


«Лингвистическая ортология»

для направления «Филологическое образование»

профиль «050300.062 – Родной язык и психолингвистика»

по циклу ГСЭ.В1 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины по выбору




Очная форма обучения

Курс – 1


Семестр – 1

Объем в часах всего – 70

в т.ч.: лекции – 20

практические занятия – 14

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 36

Зачет – 1 семестр





Екатеринбург – 2010

Рабочая учебная программа по дисциплине «Лингвистическая


ортология».

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2010. 11 с.

Составитель: Еремина Светлана Александровна к.ф.н., доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ
Протокол № 11 от 07.06.12 г. Зав. кафедрой __________ А. П. Чудинов

Директор ИФКиМК____________Н.И. Коновалова



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины
Курс посвящен рассмотрению вопросов, связанных с определением статуса нормы и различных подходов его изучения.

Цель курса – систематизация знаний состава и вариантности нормы как основной единицы ортологической культуры.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:



  • детально изучить категорию нормы и различные подходы ее трактовки;

  • расширить знания о составе и вариантности нормы;

  • определить принципы регламентированного описания и систематизации нормы;

  • выявить динамику литературной нормы;

  • установить функцию ортологической культуры в повседневной и профессиональной речевой деятельности человека;

  • определить соотношение нормы и языковой личности;

  • рассмотреть проблему индивидуальной нормы и языкового портрета;

  • выявить критерии нормативных характеристик текста в рамках различных функциональных разновидностей языка.


Специфика содержания программы
Курс нацелен на повышение языковой компетентности студентов-филологов по вопросам нормализации современного русского языка. Впервые освещены активные процессы в русском языке конца ХХ века – в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразовании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Языковые изменения рассмотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне исторических преобразований в жизни общества.
Формы и методы реализации практического компонента
Работа в данном курсе предполагает 2 этапа:

  1. Чтение лекций преподавателем и подготовка докладов студентами по теоретическим проблемам ортологии с опорой на литературу, представленную по темам разделов 2–4.

  2. выступления студентов с сообщениями, посвященным анализу конкретных художественных текстов с учетом того или иного типа нормы (темы 5 раздела).

В конце прослушанного курса студенты получают зачет на основании посещаемости и чтения подготовленных ими сообщений.
Рекомендации по формам контроля и
организации самостоятельной работы

Предполагается, что сообщения могут быть подготовлены либо индивидуально, либо коллективами по 2–3 человека. При этом предлагаемая литература должна играть вспомогательную роль при самостоятельной работе с языковым материалом (основные данные должны быть извлечены из художественных текстов и сопоставлены с толковыми словарями русского литературного языка; для сопоставительного анализа могут быть использованы исторические, этимологические, диалектные, и другие специализированные словари, отражающие системные нормы русского литературного языка).


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения



Наименование темы

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

всего

Лекции

Практические

Лабораторные

1

Предмет и специфика
ортологии

12

6

4

2

-

6

2

Норма и различные формы языка

14

8

4

4

-

6

3

Норма и ее вариантность

12

6

4

2

-

6

4

Норма и коммуникация

12

6

4

2

-

6

5

Методика изучения норм русского языка. Культурно-речевой комментарий к языку художественных текстов

20

8

4

4

-

12

ИТОГО:

70

34

20

14

-

36



  1. Содержание дисциплины


3.1. Краткое содержание дисциплины
1. Предмет и специфика ортологии.

История ортологии. Термин «Норма»; его многозначность. Петербургская и московская традиции в классификации норм. Различные классификации норм



2. Норма и различные формы языка.

Литературный язык. Проблемы кодификации. Три кодифицирующих подхода. Словари и нормативность русской речи. Система языковых норм (орфоэпические – синтаксические).

Разговорная речь. Норма в разговорной речи.

Просторечие и нормы русского литературного языка.

Диалектная речь и норма.
3. Норма и ее вариантность


    1. Стилистическая вариантность нормы. Функциональные стили современного русского языка. Стилистическая окраска языковых единиц. Стилистическая норма.

    2. Историческая вариантность нормы. История развития норм русского литературного языка.

    3. Территориальная вариантность нормы. Структура языка города. Язык Москвы и Петербурга.


4. Норма и коммуникация

4.1. Норма и языковой вкус эпохи. Современная речевая ситуация.

4.2. Норма и языковая личность. Функции ортологической культуры в повседневной и профессиональной речевой деятельности человека.

4.3. Норма и ситуация общения. Культурные ценности, принципы и правила речевого поведения. Проблемы речевого воспитания.

4.4. Национальные традиции и коммуникативная норма. Языковая политика.
5. Методика изучения норм русского языка. Современная коммуникация и правила речевого общения. Культурно-речевой комментарий к языку текстов, созданных в различных сферах
общения

5.1. Норма и язык художественной литературы. Культурно-речевой комментарий к языку художественных текстов.

5.2. Языковой портрет и проблема индивидуальной нормы. Культурно-речевой комментарий к языковому портрету.

5.3. Норма и научный стиль. Особенности научного стиля. Культурно-речевой комментарий к языку текстов научного плана.

5.4. Норма и публицистический стиль. Особенности публицистического стиля. Культурно-речевой комментарий к языку средств массовой информации.

5.5. Норма и деловой стиль. Особенности официально-делового стиля. Культурно-речевой комментарий к языку деловых бумаг.


3.2. Перечень тем лекционных занятий

Лекция № 1 Предмет и специфика ортологии. Различные классификации норм (4 часа)

Лекция № 2 Норма и различные формы языка. Система языковых норм (4 часа)

Лекция № 3 Норма и ее вариантность: стилистическая, историческая, территориальная (4 часа)

Лекция № 4 Норма и коммуникация. Норма и языковая личность; проблемы речевого воспитания; языковая политика (4 часа)

Лекция № 5 Методика изучения норм русского языка. Культурно-речевой комментарий к языку художественных текстов (4 часа)


3.3. Перечень тем практических занятий

Практическое занятие № 1. Различные классификации норм

Практическое занятие №. 2. Система языковых норм (орфоэпические – синтаксические).

Практическое занятие №. 3. Норма в подсистемах русского национального языка (разговорная речь; просторечие; диалектная речь)

Практическое занятие №. 4. Стилистическая, историческая и территориальная вариантность нормы. Структура языка города. Язык Москвы и Петербурга.

Практическое занятие № 5. Современная речевая ситуация. Норма и языковая личность. Проблемы речевого воспитания. Языковая политика.

Практическое занятие № 6. Методика изучения норм русского языка. Культурно-речевой комментарий к языку текстов, созданных в различных сферах общения

Практическое № 7. Чтение докладов и сообщений по выбранной теме.


3.4. Вопросы для контроля и самоконтроля


  1. Что есть норма языка?

  2. Почему, определяя норму, необходимо учитывать период существования языка?

  3. Как связывается в вашем сознании представление о норме с требованием профессиональной пригодности или непригодности?

  4. Какая из норм более подвижна – произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая?

  5. Можно ли считать современную литературную норму русского языка уже устоявшейся и стабильной? В чем, на ваш взгляд, еще не завершился этот процесс?

  6. Показателем чего может служить нарушение нормы?

  7. Какие классификации норм существуют?

  8. Какие существуют нормативные словари и справочники, принятые государством в качестве эталона?




  1. Самостоятельная работа


4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение


  1. Живая речь уральского города.

  2. Нормативно-языковой портрет политика.

  3. Коммуникативная норма в ситуации профессионального общения.

  4. Норма в системе социальных диалектов.


4.2. Темы контрольных работ


  1. культурно-речевой анализ текстов разных стилей.

  2. творческая работа: «культурно-речевой портрет моего современника».


4.3. Темы рефератов


  1. Структура языка города. Язык Москвы и Петербурга.

  2. Норма и языковой вкус эпохи. Современная речевая ситуация.

  3. Функции ортологической культуры в повседневной и профессиональной речевой деятельности человека.

  4. Культурные ценности, принципы и правила речевого поведения. Проблемы речевого воспитания.

  5. Национальные традиции и коммуникативная норма. Языковая политика.

  6. Норма и язык художественной литературы.

  7. Языковой портрет и проблема индивидуальной нормы.

  8. Норма и научный стиль. Особенности научного стиля.

  9. Норма и публицистический стиль. Особенности публицистического стиля.

  10. Норма и деловой стиль. Особенности официально-делового стиля.


4.4. Вопросы для зачета


  1. Типы норм. Возможности ортологических классификаций.

  2. Языковые, коммуникативные и стилистические нормы.

  3. Норма и ошибка.

  4. Императивные и диспозитивные нормы.

  5. Слабые участки системы норм. Отступления от нормы и пределы их целесообразности.

  6. Языковые (системные) нормы и проблемы кодификации.

  7. Языковая личность и норма.

  8. Проблема индивидуальной нормы и языковой портрет.

  9. Методика изучения норм русского языка.

  10. Норма и тенденция. Динамика литературной нормы.

  11. Ортологические сведения в нормативных словарях.




  1. Требование к уровню освоения содержания дисциплины


Студент должен знать:

  • типологию норм русского литературного языка, представленную в диахроническом процессе;

  • основные направления методики изучения нормативности речи;

Студент должен уметь квалифицированно проводить культурно-речевой анализ текстов разных стилей.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Нормы русского литературного языка: учеб.пособие по культуре речи / под ред. Л.А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 168 с. (2)

  2. Москвин В.П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. Теоретический курс для филологов / В.П. Москвин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 252, [1] с. (1)

  3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 840 с. (1)

  4. Практикум по русскому языку и культуре речи : Нормы современного русского литературного языка / под ред. И.Г. Проскуряковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 232 с. (1)

  5. Рут М.Э. Русский литературный язык: от XVIII к XX веку. // Филологический класс. - № 21 – 2009. – С. 26-29. (1)

  6. Рут М.Э. «Евгений Онегин» - энциклопедия… русского литературного языка. // Филологический класс. - № 22 – 2009. – С. 21-26 (1)


Дополнительная


  1. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов / Н. С. Валгина. – М. : Логос, 2001. – 304 с.

  2. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М. : Русский язык, 1989. – 230 с.

  3. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи. стилистический словарь вариантов / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. – 3-е изд., стер. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 555 с.

  4. Колесов, В. В. Язык города / В. В. Колесов. – М. : Русский язык, 1995. – 250.

  5. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. – 3-е издание, испр. и доп. – СПб. : Златоуст, 1999. – 320 с.

  6. Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М. : , 1998. -

  7. Купина, Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции / Н. А. Купина. – Екатеринбург-Пермь : Изд-во Урал. ун-та. – ЗУУНЦ, 1995. – 144 с.

  8. Разновидности городской устной речи. М., 1988. – 128 с.

  9. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати / Д. Э. Розенталь. – М., 1889. -

  10. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / под ред. Е. А. Земской. – М., 1996. – 350 с.

  11. Чернышев, В. И. Диалект города Москвы и русский литературный язык / В. И. Чернышев // Чернышев В. И. Избранные труды : в 2-х т. М., 1970. – Т. II. – С. 396-416.

  12. Чернышев, В. И. Как говорят в Петербурге. / В. И. Чернышев // Чернышев В. И. Избранные труды : в 2-х т. М., 1970. – Т. II. – С. 338-346.




  1. МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тексты художественных произведений, входящих в программу классической литературы XVIII–XX вв.

аудиовизуальный материал: имеющиеся на кафедре видеоматериалы школьных уроков и теледискуссий, лекций


  1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ


Еремина Светлана Александровна,

кандидат филологических наук, доцент.

Доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации
УрГПУ

Рабочий телефон: 235-76-12

Рабочая учебная программа

по дисциплине


для направления «Филологическое образование»

профиль «050300.062 – Родной язык и психолингвистика»

по циклу ГСЭ.В1 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины по выбору

Подписано в печать _______________. Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____

Уч.-изд. л. ______ Тираж _______экз. Заказ __________

Издательство ГОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»



Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.




Рабочая учебная программа по дисциплине «Лингвистическая ортология» для направления «Филологическое образование»

Гсэ. В1 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины по выбору

132.52kb.

23 09 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое образование»

«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое

817.32kb.

04 09 2014
3 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине Страноведение для специальности

Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000

346.63kb.

09 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине судебная медицина для специальностей

Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных, педиатрических, медико-профилактических фак

160.35kb.

18 12 2014
1 стр.


Образовательная программа, заказ Сум балл Оплата 1 Щендрякова Анастасия Васильевна 20399

Педагогическое образование (Историческое образование; Начальное образование; Филологическое образование, очная, 4 года, 2011-2012)

4254.53kb.

25 12 2014
33 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование»

«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический

857.72kb.

02 09 2014
4 стр.