Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет русского языка и литературы
Кафедра риторики и межкультурной коммуникации
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Лингвистическая ортология»
для направления «Филологическое образование»
профиль «050300.062 – Родной язык и психолингвистика»
по циклу ГСЭ.В1 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины по выбору
Очная форма обучения
Курс – 1
Семестр – 1
Объем в часах всего – 70
в т.ч.: лекции – 20
практические занятия – 14
лабораторные занятия – 0
самостоятельная работа – 36
Зачет – 1 семестр
|
|
Екатеринбург – 2010
Рабочая учебная программа по дисциплине «Лингвистическая
ортология».
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2010. 11 с.
Составитель: Еремина Светлана Александровна к.ф.н., доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ
Протокол № 11 от 07.06.12 г. Зав. кафедрой __________ А. П. Чудинов
Директор ИФКиМК____________Н.И. Коновалова
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины
Курс посвящен рассмотрению вопросов, связанных с определением статуса нормы и различных подходов его изучения.
Цель курса – систематизация знаний состава и вариантности нормы как основной единицы ортологической культуры.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
-
детально изучить категорию нормы и различные подходы ее трактовки;
-
расширить знания о составе и вариантности нормы;
-
определить принципы регламентированного описания и систематизации нормы;
-
выявить динамику литературной нормы;
-
установить функцию ортологической культуры в повседневной и профессиональной речевой деятельности человека;
-
определить соотношение нормы и языковой личности;
-
рассмотреть проблему индивидуальной нормы и языкового портрета;
-
выявить критерии нормативных характеристик текста в рамках различных функциональных разновидностей языка.
Специфика содержания программы
Курс нацелен на повышение языковой компетентности студентов-филологов по вопросам нормализации современного русского языка. Впервые освещены активные процессы в русском языке конца ХХ века – в произношении и ударении, в лексике и фразеологии, в словообразовании и морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Языковые изменения рассмотрены с учетом внутренних источников развития языка на фоне исторических преобразований в жизни общества.
Формы и методы реализации практического компонента
Работа в данном курсе предполагает 2 этапа:
-
Чтение лекций преподавателем и подготовка докладов студентами по теоретическим проблемам ортологии с опорой на литературу, представленную по темам разделов 2–4.
-
выступления студентов с сообщениями, посвященным анализу конкретных художественных текстов с учетом того или иного типа нормы (темы 5 раздела).
В конце прослушанного курса студенты получают
зачет на основании посещаемости и чтения подготовленных ими сообщений.
Рекомендации по формам контроля и
организации самостоятельной работы
Предполагается, что сообщения могут быть подготовлены либо индивидуально, либо коллективами по 2–3 человека. При этом предлагаемая литература должна играть вспомогательную роль при самостоятельной работе с языковым материалом (основные данные должны быть извлечены из художественных текстов и сопоставлены с толковыми словарями русского литературного языка; для сопоставительного анализа могут быть использованы исторические, этимологические, диалектные, и другие специализированные словари, отражающие системные нормы русского литературного языка).
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№
|
Наименование темы
|
Всего трудоемкость
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
всего
|
Лекции
|
Практические
|
Лабораторные
|
1
|
Предмет и специфика
ортологии
|
12
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
2
|
Норма и различные формы языка
|
14
|
8
|
4
|
4
|
-
|
6
|
3
|
Норма и ее вариантность
|
12
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
4
|
Норма и коммуникация
|
12
|
6
|
4
|
2
|
-
|
6
|
5
|
Методика изучения норм русского языка. Культурно-речевой комментарий к языку художественных текстов
|
20
|
8
|
4
|
4
|
-
|
12
|
ИТОГО:
|
70
|
34
|
20
|
14
|
-
|
36
|
-
Содержание дисциплины
3.1. Краткое содержание дисциплины
1. Предмет и специфика ортологии.
История ортологии. Термин «Норма»; его многозначность. Петербургская и московская традиции в классификации норм. Различные классификации норм
2. Норма и различные формы языка.
Литературный язык. Проблемы кодификации. Три кодифицирующих подхода. Словари и нормативность русской речи. Система языковых норм (орфоэпические – синтаксические).
Разговорная речь. Норма в разговорной речи.
Просторечие и нормы русского литературного языка.
Диалектная речь и норма.
3. Норма и ее вариантность
-
Стилистическая вариантность нормы. Функциональные стили современного русского языка. Стилистическая окраска языковых единиц. Стилистическая норма.
-
Историческая вариантность нормы. История развития норм русского литературного языка.
-
Территориальная вариантность нормы. Структура языка города. Язык Москвы и Петербурга.
4. Норма и коммуникация
4.1. Норма и языковой вкус эпохи. Современная речевая ситуация.
4.2. Норма и языковая личность. Функции ортологической культуры в повседневной и профессиональной речевой деятельности человека.
4.3. Норма и ситуация общения. Культурные ценности, принципы и правила речевого поведения. Проблемы речевого воспитания.
4.4. Национальные традиции и коммуникативная норма. Языковая политика.
5. Методика изучения норм русского языка. Современная коммуникация и правила речевого общения. Культурно-речевой комментарий к языку текстов, созданных в различных сферах
общения
5.1. Норма и язык художественной литературы. Культурно-речевой комментарий к языку художественных текстов.
5.2. Языковой портрет и проблема индивидуальной нормы. Культурно-речевой комментарий к языковому портрету.
5.3. Норма и научный стиль. Особенности научного стиля. Культурно-речевой комментарий к языку текстов научного плана.
5.4. Норма и публицистический стиль. Особенности публицистического стиля. Культурно-речевой комментарий к языку средств массовой информации.
5.5. Норма и деловой стиль. Особенности официально-делового стиля. Культурно-речевой комментарий к языку деловых бумаг.
3.2. Перечень тем лекционных занятий
Лекция № 1 Предмет и специфика ортологии. Различные классификации норм (4 часа)
Лекция № 2 Норма и различные формы языка. Система языковых норм (4 часа)
Лекция № 3 Норма и ее вариантность: стилистическая, историческая, территориальная (4 часа)
Лекция № 4 Норма и коммуникация. Норма и языковая личность; проблемы речевого воспитания; языковая политика (4 часа)
Лекция № 5 Методика изучения норм русского языка. Культурно-речевой комментарий к языку художественных текстов (4 часа)
3.3. Перечень тем практических занятий
Практическое занятие № 1. Различные классификации норм
Практическое занятие №. 2. Система языковых норм (орфоэпические – синтаксические).
Практическое занятие №. 3. Норма в подсистемах русского национального языка (разговорная речь; просторечие; диалектная речь)
Практическое занятие №. 4. Стилистическая, историческая и территориальная вариантность нормы. Структура языка города. Язык Москвы и Петербурга.
Практическое занятие № 5. Современная речевая ситуация. Норма и языковая личность. Проблемы речевого воспитания. Языковая политика.
Практическое занятие № 6. Методика изучения норм русского языка. Культурно-речевой комментарий к языку текстов, созданных в различных сферах общения
Практическое № 7. Чтение докладов и сообщений по выбранной теме.
3.4. Вопросы для контроля и самоконтроля
-
Что есть норма языка?
-
Почему, определяя норму, необходимо учитывать период существования языка?
-
Как связывается в вашем сознании представление о норме с требованием профессиональной пригодности или непригодности?
-
Какая из норм более подвижна – произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая?
-
Можно ли считать современную литературную норму русского языка уже устоявшейся и стабильной? В чем, на ваш взгляд, еще не завершился этот процесс?
-
Показателем чего может служить нарушение нормы?
-
Какие классификации норм существуют?
-
Какие существуют нормативные словари и справочники, принятые государством в качестве эталона?
-
Самостоятельная работа
4.1. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
-
Живая речь уральского города.
-
Нормативно-языковой портрет политика.
-
Коммуникативная норма в ситуации профессионального общения.
-
Норма в системе социальных диалектов.
4.2. Темы контрольных работ
-
культурно-речевой анализ текстов разных стилей.
-
творческая работа: «культурно-речевой портрет моего современника».
4.3. Темы рефератов
-
Структура языка города. Язык Москвы и Петербурга.
-
Норма и языковой вкус эпохи. Современная речевая ситуация.
-
Функции ортологической культуры в повседневной и профессиональной речевой деятельности человека.
-
Культурные ценности, принципы и правила речевого поведения. Проблемы речевого воспитания.
-
Национальные традиции и коммуникативная норма. Языковая политика.
-
Норма и язык художественной литературы.
-
Языковой портрет и проблема индивидуальной нормы.
-
Норма и научный стиль. Особенности научного стиля.
-
Норма и публицистический стиль. Особенности публицистического стиля.
-
Норма и деловой стиль. Особенности официально-делового стиля.
4.4. Вопросы для зачета
-
Типы норм. Возможности ортологических классификаций.
-
Языковые, коммуникативные и стилистические нормы.
-
Норма и ошибка.
-
Императивные и диспозитивные нормы.
-
Слабые участки системы норм. Отступления от нормы и пределы их целесообразности.
-
Языковые (системные) нормы и проблемы кодификации.
-
Языковая личность и норма.
-
Проблема индивидуальной нормы и языковой портрет.
-
Методика изучения норм русского языка.
-
Норма и тенденция. Динамика литературной нормы.
-
Ортологические сведения в нормативных словарях.
-
Требование к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен знать:
-
типологию норм русского литературного языка, представленную в диахроническом процессе;
-
основные направления методики изучения нормативности речи;
Студент должен уметь квалифицированно проводить культурно-речевой анализ текстов разных стилей.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
-
Рекомендуемая литература
Основная
-
Нормы русского литературного языка: учеб.пособие по культуре речи / под ред. Л.А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 168 с. (2)
-
Москвин В.П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты. Теоретический курс для филологов / В.П. Москвин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 252, [1] с. (1)
-
Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 840 с. (1)
-
Практикум по русскому языку и культуре речи : Нормы современного русского литературного языка / под ред. И.Г. Проскуряковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 232 с. (1)
-
Рут М.Э. Русский литературный язык: от XVIII к XX веку. // Филологический класс. - № 21 – 2009. – С. 26-29. (1)
-
Рут М.Э. «Евгений Онегин» - энциклопедия… русского литературного языка. // Филологический класс. - № 22 – 2009. – С. 21-26 (1)
Дополнительная
-
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов / Н. С. Валгина. – М. : Логос, 2001. – 304 с.
-
Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М. : Русский язык, 1989. – 230 с.
-
Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи. стилистический словарь вариантов / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. – 3-е изд., стер. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 555 с.
-
Колесов, В. В. Язык города / В. В. Колесов. – М. : Русский язык, 1995. – 250.
-
Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. – 3-е издание, испр. и доп. – СПб. : Златоуст, 1999. – 320 с.
-
Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М. : , 1998. -
-
Купина, Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции / Н. А. Купина. – Екатеринбург-Пермь : Изд-во Урал. ун-та. – ЗУУНЦ, 1995. – 144 с.
-
Разновидности городской устной речи. М., 1988. – 128 с.
-
Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати / Д. Э. Розенталь. – М., 1889. -
-
Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / под ред. Е. А. Земской. – М., 1996. – 350 с.
-
Чернышев, В. И. Диалект города Москвы и русский литературный язык / В. И. Чернышев // Чернышев В. И. Избранные труды : в 2-х т. – М., 1970. – Т. II. – С. 396-416.
-
Чернышев, В. И. Как говорят в Петербурге. / В. И. Чернышев // Чернышев В. И. Избранные труды : в 2-х т. – М., 1970. – Т. II. – С. 338-346.
-
МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тексты художественных произведений, входящих в программу классической литературы XVIII–XX вв.
аудиовизуальный материал: имеющиеся на кафедре видеоматериалы школьных уроков и теледискуссий, лекций
-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
Еремина Светлана Александровна,
кандидат филологических наук, доцент.
Доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации
УрГПУ
Рабочий телефон: 235-76-12
Рабочая учебная программа
по дисциплине
для направления «Филологическое образование»
профиль «050300.062 – Родной язык и психолингвистика»
по циклу ГСЭ.В1 – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины по выбору
Подписано в печать _______________. Формат 60х84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____
Уч.-изд. л. ______ Тираж _______экз. Заказ __________
Издательство ГОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.