Перейти на главную страницу
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
дисциплины ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 050 100. 62
«Педагогическое образование»,
профиль «Музыка», очная форма обучения
Тюменский государственный университет
2011
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: модуль «История музыкального образования» дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования», [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.umk3.utmn.ru., свободный.
музыкального образования ИПиП ТюмГУ
© Тюменский государственный университет, 2010.
© Овсянникова О.А., 2011.
При изучении истории музыкального образования используются знания следующих дисциплин: истории, общих основ педагогики.
Учебный материал по модулю «История музыкального образования» является фундаментом для изучения таких важнейших профессиональных дисциплин будущих учителей музыки как «Теория преподавания музыки», «Методика преподавания музыки», «Методология педагогического исследования», «История искусства», «История русской музыки». Содержание курса позволяет студентам более осмысленно, профессионально и творчески подходить к занятиям педагогической практикой, использовать изученный исторический опыт на уроках музыки в общеобразовательных школах, учитывать региональный опыт музыкального образования.
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
Способен логически верно выражать устную и письменную речь (ОК-6);
Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
Знать:
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации зачёт (2 контрольные). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.
№ |
Тема
|
недели семестра |
Виды учебной работы и самост. работа, в час |
Итого часов по теме |
Из них интерактив. формы |
Итого количество баллов | ||
Лекции* |
Семинарские (практические) занятия* |
Самостоятельная работа* | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Введение в предмет |
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
История музыкального образования как наука и как учебный предмет, связь с другими науками. Сущность интонационного, цивилизационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории музыкального образования. |
1 |
2 |
|
4 |
6 |
2 |
0-3 |
2. |
Музыкальное образование Древней Греции и Древнего Рима. |
|
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Особенности музыкального образования в Древней Греции. |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
2 |
0-5 |
2.2. |
Особенности развития музыкальной культуры и музыкального образования Древнего Рима. |
3 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
0-11 |
3. |
Особенности византийского музыкального образования. Средневековый период (IV-XV в.в.). |
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Музыкальная культура Византии (жанры церковной, светской и народной музыки). |
4,5, |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
0-5 |
3.2. |
Обучение певцов. Учебные пособия, книги. Особенности нотного письма. |
6 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
0-5 |
|
Всего |
|
10 |
6 |
12 |
28 |
10 |
0-29 |
|
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Музыкальное образование Руси и Западной Европы в период Средневековья. |
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Развитие средневекового музыкального образования в странах Западной Европы. |
1 |
2 |
|
4 |
6 |
2 |
0-6 |
4.2. |
Музыкальная педагогика и музыкальное образование средневековой Руси (X-XVII в.в.). |
2 |
2 |
2 |
4 |
8 |
2 |
0-7 |
4.3. |
Содержание и методы музыкального образования певчих Древней Руси. Учебные пособия. |
3 |
2 |
|
4 |
6 |
2 |
0-5 |
5. |
Особенности развития музыкального образования в России периода XVII-XIX в.в. |
|
|
|
|
|
|
|
5.1. |
Новый период в развитии российской музыкальной культуры (конец XVII – началo XVIII в.в). Значение Петровского просвещения в становлении и развитии музыкально-образовательных учреждений России. |
4 |
2 |
|
2 |
4 |
2 |
0-10 |
5.2. |
Основные этапы развития художественной культуры XVIII века в России. Культурные и политические условия становления музыкального образования в этот период. |
5 |
2 |
|
3 |
5 |
2 |
0-5 |
5.3. |
Особенности становления российского музыкального образования в начале, середине XIX века. |
6 |
- |
2 |
2 |
4 |
2 |
0-5 |
5.4. |
Особенности музыкального образования России конца XIX начала XX века. Содержание, цели, задачи, методы музыкального воспитания в школах разных сословий. |
6 |
2 |
|
3 |
5 |
2 |
0-4 |
|
Всего |
|
12 |
4 |
22 |
38 |
14 |
0-42 |
|
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Музыкальное образование в женских институтах России конца XIX – начала XX в.в. |
|
|
|
|
|
|
|
6.1. |
Музыкальное образование в женских институтах России конца XIX – начала XX в.в. (Устройство, система образования и воспитания). |
1 |
4 |
2 |
6 |
12 |
2 |
0-6 |
6.2. |
Программы музыкального образования женских учреждений России конца XIX – начала XX в.в. (Основные идеи, принципы, методы, формы работы). |
2,3 |
4 |
2 |
6 |
12 |
2 |
0-5 |
7. |
Развитие музыкального образования в Уральском регионе. |
|
|
|
|
|
|
|
7.1. |
Организация А.Д. Городцовым «Певческих курсов» для учителей музыки в г. Перми, (конец XIX начало XX века). |
4 |
2 |
|
4 |
6 |
2 |
0-3 |
7.2. |
Развитие музыкального образования в г.г. Тюмени в 1920-е годы. |
5 |
2 |
|
4 |
6 |
2 |
0-7 |
7.3. |
Особенности современного музыкального образования в г. Тюмени |
6 |
|
3 |
3 |
6 |
2 |
0-8 |
|
Всего |
|
12 |
7 |
23 |
42 |
10 |
0-29 |
|
Итого (часов, баллов): |
|
34 |
17 |
57 |
108 |
34 |
0 – 100 |
|
Из них в интерактивных формах |
|
14 |
16 |
4 |
|
34 |
|
№ темы |
Устный опрос |
Письменные работы |
Технические формы контроля |
Итого количество баллов | ||||||
Устное сообщение |
Участие в круглом столе |
ответ на семинаре |
Заполнение таблицы исторических периодов |
Контрольная работа |
тест |
реферат |
Программы компьютерного тестирования |
| ||
Модуль 1 | ||||||||||
1.1. |
|
|
|
|
|
0-3 |
|
|
0 - 3 | |
2.1. |
0-2 |
|
|
|
|
0-3 |
|
|
0 - 5 | |
2.2. |
0-2 |
|
0-1 |
|
|
0-3 |
0-5 |
|
0-11 | |
3.1. |
0-2 |
|
|
|
|
0-3 |
|
|
0-5 | |
3.2. |
|
|
|
|
0-5 |
|
|
|
0-5 | |
Всего |
0-6 |
|
0-1 |
|
0-5 |
0-12 |
0-5 |
|
0-29 | |
Модуль 2 | ||||||||||
4.1. |
0-2 |
|
0-1 |
|
|
0-3 |
|
|
0-6 | |
4.2. |
|
0-3 |
0-1 |
|
|
0-3 |
|
|
0-7 | |
4.3. |
|
|
|
|
0-5 |
|
|
|
0-5 | |
5.1. |
0-2 |
|
|
|
|
0-3 |
0-5 |
|
0-10 | |
5.2. |
0-2 |
|
|
|
|
0-3 |
|
|
0-5 | |
5.3 |
0-2 |
|
|
|
|
0-3 |
|
|
0-5 | |
5.4 |
|
|
0-1 |
|
|
0-3 |
|
|
0-4 | |
Всего |
0-8 |
0-3 |
0-3 |
|
0-5 |
0-18 |
0-5 |
|
0-42 | |
Модуль 3 | ||||||||||
6.1. |
0-2 |
|
0-1 |
|
|
0-3 |
|
|
0-6 | |
6.2. |
0-2 |
|
|
|
|
0-3 |
|
|
0-5 | |
7.1. |
|
|
|
|
|
0-3 |
|
|
0-3 | |
7.2. |
0-2 |
|
|
|
|
|
0-5 |
|
0-7 | |
7.3. |
|
|
|
0-4 |
|
|
|
0-4 |
0-8 | |
Всего |
0-6 |
|
0-1 |
0-4 |
|
0-9 |
0-5 |
0-4 |
0-29 | |
Итого |
0-20 |
0-3 |
0-5 |
0-4 |
0-10 |
0-39 |
0-15 |
0-4 |
0 – 100 |
№ |
Модули и темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов | |
обязательные |
дополнительные | |||||
Модуль 1 |
|
|
|
|
| |
1.1 |
История музыкального образования как наука и как учебный предмет, связь с другими науками. Сущность интонационного, цивилизационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории музыкального образования. |
тест |
|
1 |
4 |
0-3 |
2.1. |
Особенности музыкального образования в Древней Греции. |
тест |
Устное сообщение |
2 |
2 |
0-5 |
2.2. |
Особенности развития музыкальной культуры и музыкального образования Древнего Рима. |
ответ на семинаре, тест |
Реферат, устное сообщение |
3 |
2 |
0-11 |
3.1. |
Музыкальная культура Византии (жанры церковной, светской и народной музыки). |
тест |
Устное сообщение |
4,5 |
2 |
0-5 |
3.2. |
Обучение певцов. Учебные пособия, книги. Особенности нотного письма. |
Контрольная работа |
|
6 |
2 |
0-5 |
|
Всего по модулю 1: |
12 |
0-29 | |||
Модуль 2 |
|
|
|
|
| |
4.1 |
Развитие средневекового музыкального образования в странах Западной Европы. |
Ответ на семинаре, тест |
Устное сообщение |
1 |
4 |
0-6 |
4.2 |
Музыкальная педагогика и музыкальное образование средневековой Руси (X-XVII в.в.). |
ответ на семинаре, тест |
участие в круглом столе |
2 |
4 |
0-7 |
4.3. |
Содержание и методы музыкального образования певчих Древней Руси. Учебные пособия. |
Контрольная работа |
|
3 |
4 |
0-5 |
5.1. |
Новый период в развитии российской музыкальной культуры (конец XVII – началo XVIII в.в). Значение Петровского просвещения в становлении и развитии музыкально-образовательных учреждений России. |
тест |
Реферат, устное сообщение |
4 |
2 |
0-10 |
5.2. |
Основные этапы развития художественной культуры XVIII века в России. Культурные и политические условия становления музыкального образования в этот период. |
тест |
Устное сообщение |
5 |
3 |
0-5 |
5.3. |
Особенности становления российского музыкального образования в начале, середине XIX века. |
тест |
Устное сообщение |
6 |
2 |
0-5 |
5.4. |
Особенности музыкального образования России конца XIX начала XX века. Содержание, цели, задачи, методы музыкального воспитания в школах разных сословий. |
Тест, ответ на семинаре |
|
6 |
3 |
0-4 |
|
Всего по модулю 2: |
22 |
0-42 | |||
Модуль 3 |
|
|
|
|
| |
6.1 |
Музыкальное образование в женских институтах России конца XIX – начала XX в.в. (Устройство, система образования и воспитания). |
Ответ на семинаре, тест |
Устное сообщение |
1 |
6 |
0-6 |
6.2. |
Программы музыкального образования женских учреждений России конца XIX – начала XX в.в. (Основные идеи, принципы, методы, формы работы). |
тест |
Устное сообщение |
2,3 |
6 |
0-5 |
7.1. |
Организация А.Д. Городцовым «Певческих курсов» для учителей музыки в г. Перми, (конец XIX начало XX века). |
тест |
|
4 |
4 |
0-3 |
7.2. |
Развитие музыкального образования в г.г. Тюмени в 1920-е годы. |
|
Реферат, устное сообщение |
5 |
4 |
0-7 |
7.3. |
Особенности современного музыкального образования в г. Тюмени |
Заполнение таблицы исторических периодов |
Программа компьютерного тестирования |
6 |
3 |
0-8 |
|
Всего по модулю 3: |
23 |
0-29 | |||
|
ИТОГО: |
57 |
|
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||
1.1 |
2.1 |
4.2 |
4.3 |
5.1 |
5.2 |
5.3 |
5.4 |
6.2 |
7.1 |
7.3 | ||
1. |
Теория преподавания музыки |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
2. |
Методика преподавания музыки |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
3. |
Методология педагогического исследования |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
4. |
История русской музыки |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
5. |
Педагогическая практика |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое
04 09 2014
3 стр.
25 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра, обучающихся по программе «Мировая экономика». Дисциплина является дисц
30 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 030900. 62 «Юриспруденция» подготовки
28 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010800. 62 «Радиофизика»
05 09 2014
1 стр.
Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
01 10 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена на основе фгос впо по направлению (специальности) 050100. 62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и информатика утвержденного
17 12 2014
3 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 030900. 62 «Юриспруденция» подготовки
26 09 2014
8 стр.